Россия и Арктика. Китайский Северный шелковый путь: приоритеты и задачи
сч о сч
со
О!
о ш т
X
<
т О X X
Харланов Алексей Сергеевич,
к.т.н., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики Дипломатической Академии МИД России, [email protected]
Шень Вэнхао,
аспирант, Санкт-Петербургского экономического университета, [email protected]
Хайретндинов Айвар,
студент кафедры мировой экономики, Дипломатической Академии МИД России, [email protected]
На фоне глобального изменения климата в Арктических регионах, таяния льдов и увеличения доступности арктических территорий для ведения хозяйственной деятельности многие страны, в том числе неарктические, такие как Китай, стремятся получить доступ к открывшимся территориям для реализации тех или иных экономических и политических интересов и усиления собственного влияния в мире.
В статье проанализированы и сопоставлены основные экономико-политические интересы России и Китая в Арктическом регионе, выявлены основные предпосылки и препятствия для экономического сотрудничества двух стран в Арктике, описаны основные проекты, реализуемые компаниями России и Китая на арктических территориях, а также описаны перспективы дальнейшего взаимодействия двух государств с точки зрения реализации их арктических политик.
Ключевые слова: Арктическое сотрудничество, Россия, Китай, Арктика, Северный шелковый путь.
Глобальные изменения климата, увеличение средней температуры на Земле и, вследствие этого, таяние арктических льдов в перспективе увеличивают доступность арктических регионов планеты для изучения, добычи полезных ископаемых и строительства необходимой инфраструктуры, прежде всего, транспортной. В результате, всё больше стран даже не имеющих прямого выхода к арктическому региону уделяют ему всё большее внимание. Неарктические страны показывают свое стремление к отмене текущей системы управления Арктическим регионом, при которой контроль над Арктикой имеют только арктические страны. Это приведет к обострению конкуренции в регионе и по всему миру. В частности, будет усиливаться соперничество между Россией, США и Китаем, которые открыто демонстрируют свой курс на милитаризацию северных регионов планеты.
Таяние льдов и сдвиг линии вечной мерзлоты на юг несут в себе и многочисленные экологические и экономические риски: разрушение инфраструктуры, эрозия береговой линии и увеличение числа техногенных катастроф.
Основополагающими документами, определяющим политику России в Арктике являются указ Президента «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [1] и указ Президента «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [2] (далее -«Указы»), согласно которым Арктическая зона России включает в себя сухопутные территории 9 регионов, ряд земель и островов в Северном Ледовитом океане, а также прилегающие к этим территориям внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф.
Значение арктических территорий для России очень велико. Арктика является стратегическим резервом развития сырьевой базы Российской Федерации, на данный момент обеспечивает добычу 17 % нефти в России и более 80% газа, при этом величина доказанных запасов нефти и газа на месторождениях в Арктике с каждым годом увеличивается. Также в арктических территориях располагается ряд военных объектов стратегических сил сдерживания.
Россия на данный момент имеет контроль над территориями, по которым проходит Северный морской путь. Контроль осуществляется на основании статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву (далее - «Конвенция») от 1982 года «Покрытые льдом районы». Согласно данной статье, прибрежные государства имеют право осуществлять недискриминационный контроль за судоходством в районах, покрытых льдом на своей исключи-
тельной экономическом зоне с целью защиты окружающей среды. Однако при таянии льдов и устранении препятствий для судоходства ряд государств, в особенности Китай, могут оспорить применение данной статьи к арктическим водам для упрощения прохода торговых и военных судов через воды, входящие в исключительную экономическую зону России. В связи с этим, одним из приоритетов России является сохранение существующего режима судоходства для поддержания национальной экономической и экологической безопасности ввиду усиления роли Северного морского пути как транспортного коридора для национальных и международных перевозок и особой хрупкости экологии данного региона.
В Указах Президента России также перечисляются угрозы для развития Арктического региона и национальной безопасности. Помимо экологических угроз упомянуты социальные: снижения естественного прироста населения, низкий уровень доступности социальных услуг, транспортной инфраструктуры и жилья и, как следствие, низкий уровень жизни. Население продолжает мигрировать с севера на юг, численность постоянного населения трудоспособного населения в северных районах снижается, что затрудняет развитие Арктических регионов.
Для создания благоприятных условий развития северных регионов России первоочередными задачами являются повышение качества и доступности услуг здравоохранения, доступности социальных услуг, модернизация инфраструктуры и снижение негативного влияния антропогенного фактора на экологию. Не менее важными являются задачи привлечения частных инвестиций и развитие высокотехнологичных производства и высокотехнологичной инфраструктуры для повышения уровня жизни и производительности труда. Более того, вице-премьер Ю.П. Трутнев заявил о приведении в порядок «качества городской среды», в частности, городов Владивостока, Хабаровска, Анадыря, Магадана, Благовещенска и других столиц регионов. Он также поддерживает идею привлечения населения страны в Сибирь и на Дальний Восток через инвестиции в Курильском офшоре, что было прямо указано на Восточном экономическом форуме в сентябре 2021 года.
При этом Северный морской путь является ключевым элементом для развития российской Арктики, поскольку для многих северных районов является единственным узлом транспортной связи с другими территориями России. На данный момент единственным инфраструктурным оператором Северного морского пути является «Росатом», который полностью отвечает за коммерческие и хозяйственные области функционирования транспортного коридора [3]. «Росатом» подготовил план мероприятий по развитию Арктического региона России до 2035 года, утвержденный правительством, в котором указаны 10 основных направлений [4].
В части транспортной инфраструктуры планируется создание новых транспортных магистралей, увеличение пропускной способности портов Северного морского пути. Также до 2024 года планируется введение в строй трех атомных ледоколов, а затем еще двух, которые будут сопровождать коммерческие суда на протяжении всего Северного морского пути. Кроме того, План предусматривает создание устойчивой спутниковой связи за счет выведения на околоземную орбиту спутников «Ресурс - ПМ» и «Кондор-ФКА», которые будут обеспечивать связь на территориях севернее 70 параллели северной широты. С 2025 года планируется обеспечить
круглогодичную транспортную навигацию по Северному морскому пути.
Перспективное направление перевозок грузов - перевозка минерального сырья, черных и цветных металлов, добытых в Арктических регионах. Основными пользователями Северного морского пути в ближайшей перспективе будут в основном российские компании: ПАО «Новатэк», ПАО «Газпром-нефть», ПАО «ГМК Норильский никель», которые будут реализовывать сырьевые товары на европейских рынках и рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таким образом, развитие Северного морского пути, сохранение контроля над судоходством в исключительной экономической зоне и строительство прибрежных Арктических регионов, является предпосылкой к увеличению экспортного потенциала России при условии сохранения текущей структуры национальной экономике, доходы от которого будут в краткосрочной перспективе способствовать росту российской экономики.
Россия также активно ведет свою деятельность в рамках Арктического совета - межправительственного форума сотрудничества в Арктике. С 2021 по 2023 Россия будет являться страной-председателем Арктического совета. В рамках своего срока председательство-вания Россия планирует продвигать концепцию «Ответственного управления для устойчивой Арктики», которая предполагает четыре приоритетных направления: население Арктики; охрана окружающей среды; социально-экономическое развитие; укрепление роли Арктического совета. В Арктическом совете России крайне трудно продвигать свои инициативы развития региона Арктики в связи с противодействием и неприятием экономических проектов со стороны западных стран на фоне экономических санкций в отношении России. Однако все арктические страны заинтересованы в сохранении статуса-кво в отношении действующих норм международного права в Арктике: полного суверенитета арктических стран над территориями, входящими в территориальные воды и исключительные экономические зоны. В связи с этим председательствование России с малой вероятностью сможет способствовать реализации значимых масштабных проектов как в экономической, так и в экологической сферах на территории Арктики.
В отличие от арктических государств, Китай не имеет территориального суверенитета и связанных с ним суверенных прав на добычу ресурсов и рыболовство в Арктике. Столкнувшись с очень ограниченными правами в качестве неарктического государства, Китай стремится разработать стратегии, направленные на преодоление расширяющегося разрыва между правовыми и институциональными ограничениями в Арктике и его растущими интересами в Арктике.
Для реализации собственных интересов Китай разработал новую идентичность, позиционируя себя как «околоарктическое государство». В 2013 году Китай получил статус наблюдателя в Арктическом совете.
26 января 2018 года Китай выпустил «Белую книгу» (далее - «Книга») по Арктической политике. В Книге Китай обозначил свои основные интересы и амбиции в Арктическом регионе, обосновывая их долгой историей китайских арктических исследований, а также проблемами и возможностями, которые предстают перед страной в связи с изменением климата. Китай признает, что его интересы в Арктике больше не ограничиваются
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю 00
2 О
м
сч
0 сч
со
01
о ш т
X
3
<
т О X X
научными исследованиями, а распространяются на различные виды коммерческой деятельности. Они включены в новую инициативу сотрудничества под руководством Китая, направленную на строительство «Полярного шелкового пути» или «Арктического пояса Шелкового пути», который соединяет Китай с Европой через Арктику и соответствует одному из двух новых «голубых экономических коридоров», отходящих от китайского Морского Шелкового пути XXI века, запущенного в 2013 году в рамках инициативы «Один пояс - один путь». В Книге подчеркивается приверженность Китая поддержанию институциональных и правовых рамок управления Арктикой и уважению суверенных прав арктических государств. С другой стороны, также Китай подчеркивает свое право как неарктического государства участвовать в делах Арктики в соответствии с международным правом. Политика Китая в Арктике предполагает интернационализацию системы регионального управления Арктикой. Книга не является стратегическим документом, в ней отсутствуют упоминания о мотивах национальной безопасности, которые и являются основными на данный момент для Китая [9,11,13]. 567
Кроме того, нельзя не отметить, что Китай, который на данный момент является крупнейшей экономикой мира по паритету покупательной способности, наращивает и политический вес на международной арене [6, 7, 8]. С 2013 года, когда председателем КНР стал Си Цзиньпин, Китай начал отходить от концепции «держаться в тени, ждать своего часа», которой он придерживался еще со времен Дэн Сяопина. Китай начал активно распространять свое влияние далеко за пределы Азиатско-Тихоокеанского региона: в Африку, Европу и Америку - о чем свидетельствуют и прямое противостояние с США и многомиллиардные контракты с европейскими, африканскими странами, в особенности с Ираном, несмотря на международные санкции [12] 8. Поворот Китая в Арктику тоже является намерением продемонстрировать амбиции сверхдержавы присутствовать во всех точках планеты. В рамках концепции «Сообщества единой судьбы человечества» Китай намерен сформировать новый мировой порядок, где он будет выступать гарантом мира в глобальном масштабе и играть одну из главных ролей в процессе создания новых норм международного права, в том числе и в Арктике, которая, по мнению Китая, является достоянием всего человечества.
Согласно Книге, основными целями Китая в Арктике являются: продвижение научных исследований в стратегических целях; противодействие изменению климата и сохранения арктической экосистемы; участие в процессе рационального распределения и использования ресурсов Арктики в соответствии с нормами международного права; участие в развитии и разработке ресурсов для туристических целей; участие в управлении Арктикой и международном сотрудничестве в регионе; поддержание глобального и регионального мира и стабильности.
В Книге также упоминаются четыре общих принципа международных отношений Китая, которые также стремится предложить миру Китай для участия в делах Арктики: уважение, сотрудничество, взаимовыгода выигрыши устойчивость в развитии. Уважение относится к уважению Китаем суверенитета и суверенных прав прибрежных государств Арктики в рамках Конвенции. Однако Китай подчеркивает, что уважение должно быть
взаимным, то есть арктические государства должны уважать права и свободы неарктических государств осуществлять деятельность в этом регионе в соответствии с международным правом, а также уважать общие интересы мирового сообщества в Арктике. Важно учитывать, что Китай избирательно подходит к исполнению норм Конвенции норм международного права в соответствии со своими национальными интересами. Например, в 2016 году Китай прямо проигнорировал решение Постоянной палаты Третейского суда в Гааге по вопросу морских претензий Китая в Южно-Китайском море, а также по вопросу экологического ущерба, нанесенного крупномасштабным строительством искусственных островов на нескольких морских объектах [9] .
Широкие концепции взаимного выигрыша, сотрудничества и устойчивости, которые, среди прочего, означают гармоничное сосуществование человека и природы, на практике могут иметь совершенно другое значение для Китая, арктических государств и других неарктических государств. В частности, концепция взаимного выигрыша не означает для Китая равного или справедливого выигрыша. Например, Китай выдает займы развивающимся странам с условием предоставления большинства строительных контрактов в данной стране китайским компаниям - что считается взаимным выигрышем с точки зрения Китая, вместо использования прозрачных публичных тендеров [10,7].
Экономическая мощь Китая позволяет ему, несмотря на его ограниченные права в Арктике, действовать с позиции силы, предлагая сотрудничество арктическим и неарктическим государствам в рамках реализации проектов, ориентированных на Китай, основанных на китайских целях и принципах. Таким образом, Китай компенсирует отсутствие у него территориального суверенитета и связанных с ним суверенных прав на арктические земли за счет своей способности финансировать крупномасштабные проекты развития Арктики и возможностью активно стимулировать китайские компании к реализации долгосрочной политики правительства в Арктике.
Подход Китая, направленный на широкую инклюзив-ность и вовлеченность неарктических государств в решение арктических вопросов, резко противоречит интересам России, которая стремится защитить эксклюзивные права арктических государств в соответствии со статьей 234 Конвенции. Позиция России близка и другим членам Арктического совета. Однако Китай активно продвигает принципы свободы мореплавания в Арктике, морской путь по которой на треть короче, чем пути через Индийский океан. Кроме того, Китай также настаивает на праве мирного прохода военных кораблей через Арктические воды в рамках исключительных экономических зон Арктических государств, планируя формирование своего военного присутствия в Арктике. Тем не менее, вышеупомянутые интересы Китая на данный момент остаются нереализованными и наталкиваются на противодействие стран-членов Арктического совета, которые указывают на противоречия в стремлениях Китая защищать арктическую экосистему и коренные народы Арктики и продолжающимися загрязнениями окружающей среды в самом Китае, а также с жесткой политикой китайского правительства в отношении уйгуров и тибетцев.
Несмотря на наличие противоречий Китай продолжает искать прагматические основы сотрудничества с
Россией в Арктике. Идея китайско-российского сотрудничества в области арктического судоходства родилась в 2014 году, после того как Председатель КНР Си Цзинь-пин объявил о стремлении Китая стать «великой полярной державой» во время визита в Австралию. Но слабая освоенность арктических территорий России и отсутствие инфраструктуры для крупного морского транспорта является серьезным препятствием для использования китайскими судами Северного морского пути. Китай также не обладает собственной базой ледоколов, которые он мог бы использовать для прохода коммерческих судов по северному морскому коридору по согласованию с Россией. Данные обстоятельства значительно затрудняют процесс коммерциализации Северного морского пути.
На данный продолжается двустороннее сотрудничество в области строительства железнодорожных (магистраль «Белкомур») и портовых сооружений в Архангельске китайские компании CNPC и «Фонд Шелкового пути» совместно с ПАО «Новатэк» и TotalS.A (Франция) стали основными инвесторами проекта Ямал-СПг.. CNPC и Китайская национальная морская нефтяная корпорация (CNOOC) приобрели по 10 % акций в проекте «Ямал Арктик СПГ 2». Поскольку в условиях санкций доступ к западным технологиям затруднен, несколько китайских фирм также входят в число субподрядчиков, предоставляющих оборудование для данных двух проектов. Экспортно-импортный банк Китая и Банк развития Китая предоставили российским компаниям кредиты на 11 миллиардов долларов США для реализации проектов по добыче сжиженного природного газа в Арктике. В июле 2019 года Mitsui OSK Lines (MOL) и танкер ледового класса «Владимир Русанов», находящийся в собственности китайской компании COSCO SHIPPING Energy Transportation Co., Ltd. успешно совершили проход по Северному морскому пути без поддержки ледокола для доставки партии сжиженного природного газа из порта Сабетта в порт Тяньцзинь в Китае в рамках проекта «Ямал СПГ». Газовое сотрудничество России и Китая в перспективе будет бурно развиваться с учетом планов Китая увеличить потребление природного газа для снижения выбросов парниковых газов в атмосферу. Планируется, что Китай будет ежегодно закупать 3 миллиона тонн сжиженного природного газа [11,12].
Кроме того, COSCO SHIPPING Energy Transportation Co. начала на постоянной основе производить контейнерные перевозки из Китая в Европу через Северный морской путь. Активно сотрудничают с китайскими компаниями и «Роснефть», и «Газпром». Но Россия не допускает китайские компании самостоятельно реализо-вывать в Арктике: согласно законодательству, контрольные пакеты акций (долей) компаний, которые реализуют проекты в Арктике должны принадлежать российским компаниям [5,13]. Китай на данный момент является для России основным партнером по развитию инфраструктуры Арктики. Данное сотрудничество в рамках общих интересов в ближайшей перспективе будет продолжаться до тех пор, пока оно не создает чрезмерной зависимости России от Китая.
Однако Китай помимо России по арктической повестке сотрудничает еще с Данией (преимущественно Гренландия) и Исландией. Также по Шпицбергенскому трактату Китай имеет право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод, что является плацдармом для реализации стратегии Китая в Арктике.
Таким образом, Россия и Китай в Арктическом регионе ведут активное сотрудничество на основе общих интересов при наличии существенных противоречий. Китай в ближайшей перспективе заинтересован в разработке Арктических территорий России в качестве сырьевой базы для диверсификации поставок энергетических ресурсов, модернизации и развития собственной экономики. В долгосрочной перспективе Китай намерен добиваться собственного экономического, политического и военного присутствия в Арктике для реализации собственных долгосрочных интересов по обеспечению собственной национальной безопасности и модерниза-ционного развития. Долгосрочные интересы Китая вступают в противоречия с намерениями российского правительства по сохранению полного суверенитета над Арктическими территориями для контроля процессов развития и использования Северного морского пути. Однако в краткосрочной перспективе Россия также заинтересована в быстром развитии своих северных территорий и транспортной инфраструктуры с целью увеличения экспортного потенциала региона и страны в целом для роста и развития экономики. В этом краткосрочные интересы России сходятся с намерениями Китая по разработке ресурсов в Арктическом регионе. На этом фоне совместные проекты России и Китая в Арктике являются закономерным этапом развития сотрудничества двух стран в данном регионе. Экономическое сотрудничество двух стран будет в ближайшей перспективе развиваться в направлении освоения, добычи и переработки минеральных ресурсов, если данное сотрудничество не будет усиливать экономическую и политическую зависимость России от Китая.
Литература
1. Указ Президента РФ от 05.03.2020 N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года"
2. Указ Президента РФ от 26.10.2020 N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года"
3. Федеральный закон от 27.12.2018 N 525-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
4. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 N 996-р «Об утверждении Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»
5. Пресс-релизы и мероприятия // НОВАТЭК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.novatek.ru/ru/press/releases/index.php?id_4=3 243/ (дата обращения: 21.08.2021)
6. Белая книга «Арктической политики Китая» (полный текст) 18 января 2018 г. - Арктическая политика Китая Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики, 26 января 2018 г.
7. Kynge, J (2018) Chinese contractors grab lion's share of Silk Road projects. FinancialTimes, 24 January. //FT [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ft.com/content/76b1be0c-0113-11e8-9650-9c0ad2d7c5b5 (Дата обращения: 21.08.2021 г.)
8. Панцерев К.А. Северный морской путь: новое измерение российско-китайского сотрудничества //
X X
о го А с.
X
го m
о
ю 00
2 О
м
Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2014. №16. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/severnyy-morskoy-put-novoe-izmerenie-rossiysko-kitayskogo-sotrudnichestva (дата обращения: 28.08.2021).
9. Закон Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1
10. Трутнев Ю.П. На Дальний Восток идущие планы. // Российская газета. 02.09.2021. № 200 (8551).
11. Макаренко Д.В. Российско-китайское сотрудничество в рамках развития северного морского пути // Вестник науки и образования. 2021. №2-1 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kitayskoe-sotrudnichestvo-v-ramkah-razvitiya-severnogo-morskogo-puti (дата обращения: 28.08.2021).
12. The South China Sea Arbitration Award of 12 July 2016, PCA Case N° 2013-19
13. New York Times: Big Iran Deal Gives Beijing An Oil Supply And Influence, March 28, 2021, Section A, Page 12 // NYTimes [Электронныйресурс]. Режим до-ступа:https://www.nytimes.com/2021/03/27/world/middleea st/china-iran-deal.html (Дата обращения: 21.08.2021)
Russia and the Arctic. China's Northern Silk Road: Priorities and Challenges
Harlanov A.S., Shen Wenhao, Khairendinov A.
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, St.
Petersburg University of Economics JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49
Against the backdrop of global climate change in the Arctic regions, melting ice and increased availability of Arctic territories for economic activity, many countries, including non-Arctic ones, such as China, are seeking to gain access to the opened territories to realize certain economic and political interests and strengthen their own influence in the world.
The article analyzes and compares the main economic and political interests of Russia and China in the Arctic region, identifies the main prerequisites and obstacles for economic cooperation between the two countries in the Arctic, describes the main projects implemented by Russian and Chinese companies in the Arctic territories, as well as describes the prospects for further interaction between the two states in terms of the implementation of their Arctic policies.
Keywords: Arctic cooperation, Russia, China, Arctic, Northern Silk Road.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation dated 05.03.2020 N 164 "On the Basics of State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the Period until 2035"
2. Decree of the President of the Russian Federation dated 26.10.2020 N 645 "On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for the Period until 2035"
3. Federal Law of 27.12.2018 N 525-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"
4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 15.04.2021 N 996-r "On approval of the Unified Action Plan for the Implementation of the Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the Period up to 2035 and the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for the Period up to 2035"
5. Press release and event//NOVATEK. [Electronic Resource]. Access mode: https://www.novatek.ru/ru/press/releases/index.php?id_4=3243/ (date: 21.08.2021)
6. China's Arctic Policy White Paper (full text) January 18, 2018 - China's Arctic Policy Information Bureau of the State Council of the People's Republic of China, January 26, 2018Kynge, J (2018) Chinese contractors grab lion's share of Silk Road projects. FinancialTimes, 24 January. //FT [Electronic Resource]. Access mode: https://www.ft.com/content/76b1be0c-0113-11e8-9650-9c0ad2d7c5b5 (date: 21.08.2021 r.)
7. Panzerev K.A. Northern Sea Route: a new dimension of Russian-Chinese cooperation//Eurasian integration: economy, law, politics. 2014. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/severnyy-morskoy-put-novoe-izmerenie-rossiysko-kitayskogo-sotrudnichestva (date: 28.08.2021).
8. Law of the Russian Federation "On Subsoil" dated 21.02.1992 N 2395-1
9. Trutnev Yu.P. To the Far East coming plans .//Russian newspaper. 02.09.2021. № 200 (8551).
10. Makarenko D.V. Russian-Chinese cooperation in the framework of the development of the northern sea route//Bulletin of Science and Education. 2021. №2-1 (105).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kitayskoe-sotrudnichestvo-v-ramkah-razvitiya-severnogo-morskogo-puti (date: 28.08.2021).
11. The South China Sea Arbitration Award of 12 July 2016, PCA Case N° 2013-19
12. New York Times: Big Iran Deal Gives Beijing An Oil Supply And Influence, March 28, 2021, Section A, Page 12 // NY Times [Electronic Resource]. Access mode: https://www.nytimes.com/2021/03/27/world/middleeast/china-iran-deal.html (date: 21.08.2021)
СЧ
0
СЧ
CO
01
о
Ш
m
X
3
<
m О X X