Научная статья на тему 'Россия должна сама найти свой путь'

Россия должна сама найти свой путь Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шмидт Хельмут

Бывший канцлер ФРГ Хельмут Шмидт любезно согласился ответить на ряд вопросов по темам, затрагиваемым в нашем издании. Интервью вел член редколлегии журнала "Актуальные проблемы Европы" ИНИОН РАН, канд. ист. наук В.П.Любин. Напомним нашим читателям, что Хельмут Шмидт (род. в 1918 г.) известный во всем мире немецкий политик старшего поколения, много сделавший для демократического развития ФРГ и интеграции стран Европейского Союза. В прошлом Х.Шмидт лидер Социалдемократической партии и федеральный канцлер Германии. В настоящее время он признанный "властитель дум", его книги и статьи часто инициируют дискуссии среди интеллектуалов. Он один из издателей выходящей в Гамбурге еженедельной газеты "Die Zeit". Высокий уровень публикаций обеспечивает газете широкое признание не только в Германии, но и за ее пределами. Бывший федеральный канцлер часто выступает на страницах "Die Zeit" с размышлениями об актуальных проблемах современного мира. Поводом для беседы послужили недавно изданные книги Х.Шмидта "В поисках общественной морали: Германия накануне нового столетия" и "Самоутверждение Европы: Перспективы ХХI века". Эти книги, как и все, что выходит из-под пера Х.Шмидта, вызвали заметный резонанс в немецком обществе. Вопросы, которые задавались их автору, касаются места России в мире, ее отношения к Европе, пригодности для России опыта послевоенного развития таких стран, как ФРГ или Италия, обязанностей человека в эпоху глобализации, перспектив социал-демократии в ХХI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия должна сама найти свой путь»

Х.ШМИДТ

РОССИЯ ДОЛЖНА САМА НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ

Бывший канцлер ФРГ Хельмут Шмидт любезно согласился ответить на ряд вопросов по темам, затрагиваемым в нашем издании. Интервью вел член редколлегии журнала “Актуальные проблемы Европы” ИНИОН РАН, канд. ист. наук В.П.Любин.

Напомним нашим читателям, что Хельмут Шмидт (род.

в 1918 г.) — известный во всем мире немецкий политик старшего поколения, много сделавший для демократического развития ФРГ и интеграции стран Европейского Союза. В прошлом Х. Шмидт — лидер Социал-демократической партии и федеральный канцлер Германии. В настоящее время он признанный “властитель дум”, его книги и статьи часто инициируют дискуссии среди интеллектуалов. Он один из издателей выходящей в Гамбурге еженедельной газеты “Die Zeit”. Высокий уровень публикаций обеспечивает газете широкое признание не только в Германии, но и за ее пределами. Бывший федеральный канцлер часто выступает на страницах “Die Zeit” с размышлениями об актуальных проблемах современного мира.

Поводом для беседы послужили недавно изданные книги Х.Шмидта — “В поисках общественной морали: Германия накануне нового столетия”18 и “Самоутверждение Европы: Перспективы ХХ! века”19. Эти книги, как и все, что выходит из-под пера Х.Шмидта, вызвали заметный резонанс в немецком обществе. Вопросы, которые задавались их автору, касаются места России в мире, ее отношения к Европе, пригодности для России опыта послевоенного развития таких стран, как ФРГ или Италия, обязанностей человека в эпоху глобализации, перспектив социал-демократии в ХХI в.

* * *

Любин. Господин Шмидт, говоря о XXI веке, Вы называете Америку ведущей мировой державой этого века, Китай, Индию, а также Россию — одними из ведущих мировых держав. Между тем в самой России в последнее время сквозь хор проникнутых национальной гордостью голосов пробиваются и такие, согласно которым Россия больше не является мировой державой. Несомненно, “российская карта” будет разыгрываться в XXI в. всеми тремя названными державами (США, Китаем, Индией, а также объединенной Европой (ЕС), находящейся в стратегическом партнерстве с США.

Будет ли, по Вашему мнению, для России разумным дистанцироваться от этих полюсов силы XXI века или ей следует рано или поздно примкнуть к какому-то из них?

Шмидт. По моим представлениям, Россия по-прежнему является мировой державой, она останется таковой и в обозримом будущем, по крайней мере на протяжении многих десятилетий. Во всяком случае все другие государства, такие, как Америка и страны — члены Европейского Союза так же, как и Китай, должны считаться с Россией как с мировой державой. Россия действительно неприступна в военном отношении, подобно США или Китаю. Исходя из этого, как мне представляется, в настоящее время необходимость или желательность того, чтобы Россия “примкнула” к какому-либо из других “полюсов силы”, ни в коем случае не в ее интересах.

18 H.Schmidt. Auf der Suche nach єіпєг offentlichen Moral. Deutschland vor dem neuen Jahihundert. - Munchen: DVA, 1998.

19 H.Schmidt. Die Selbstbehauptung Eurapas. Perepektiven fuT das 21.JahThundert. — Munchen: DVA, 2GGG.

Любин. Несмотря на то, что многими по инерции Россия ставится на место Советского Союза, последние десять лет показали, что на деле она имеет совершенно иной потенциал.

В России в последнее время осмысливались итоги исторического развития страны, обсуждался вопрос о ее принадлежности к Европе и европейской цивилизации как таковой. В ноябре 2000 г. мне довелось присутствовать на одной из дискуссий обществоведов, посвященных проблеме европейской идентичности России в московском Доме-музее А.Д.Сахарова. Почти все участники дискуссии пришли к выводу, что у России нет иного пути развития, как вместе с Европой, Европейским Союзом, передовыми европейскими странами, с которыми российская культура родственна и на которые Россия так или иначе ориентируется все последние века. Это мнение разделяют многие российские интеллектуалы, воспитанные на европейских традициях. Однако есть и другое мнение — сторонники идейного течения евразийства доказывают, что Россия является евразийской державой и не принадлежит к Европе. Россия переживала в своей истории периоды сближения или отхода от Запада и последние были почти всегда контрпродуктивными. Убеждения, что Россия должна все более сближаться с Западом, передовыми странами европейской (евроамериканской) цивилизации набирают силу, и по логике вещей избрание этого пути способно со временем привести ее к дверям Европейского Союза и, возможно, также и НАТО.

Исходя из высказанных Вами в Ваших недавно вышедших книгах взглядов, не могли бы Вы сказать, какая линия в нынешней ситуации для российских интеллектуалов и политиков наиболее разумна?

Шмидт. Я считаю, что Россия должна сама найти свой путь. При этом ее собственная, охватывающая 1000 лет, история и продолжающие воздействовать из нее на современность идеи, опыт и прежде всего особенности поведения, словом, все то, что сознательно сохраняется в коллективной памяти нации, будет играть определенную роль. По той причине, что Россия не пережила эпохи Просвещения, и из-за того, что у русских людей, за исключением некоторых слоев интеллигенции, имеются лишь относительно малые познания о других нациях, их государствах, формах правления, законодательстве в сфере экономики, системах ценностей и взаимоотношений в жизни в целом, русским интеллектуалам вовсе не следует считать, что только они одни в состоянии определять будущее развитие своего народа. Их задачей скорее должно быть ознакомление российской публики с теми различными альтернативными решениями, которые можно найти за границей, выбирать же путь — шаг за шагом — должно все общество в целом.

Возможно, в России со временем будет создано общество, похожее на общество среднеевропейского типа. При этом я могу предположить, что в течение длительного времени стремление к материальному благополучию и стремление к социальной справедливости будут играть гораздо более важную роль, чем потребность обеспечения основных прав каждой отдельной личности.

Ни в одной стране мира демократические государственные и общественные порядки не устанавливались в кратчайшие сроки, для этого требовались многие десятилетия и даже столетия. И в России вряд ли это будет происходить быстрее.

Что касается Европейского Союза и НАТО, в обоих случаях по различным причинам вопрос стоит не о членстве в них России, а скорее о сотрудничестве, а для этого необходимо, чтобы обе стороны осознавали его целесообразность и обладали волей претворить его в жизнь.

Что касается Евразии, то нормализация отношений с Китаем, которые следует бережно поддерживать, соответствует взаимным долгосрочным интересам. Напротив, в Центральной Азии и на Кавказе, а также в Каспийском регионе придется снова и снова сталкиваться с трудностями. Вряд ли следует ожидать, что Россия вберет в себя существенные исламские, турецкие, монгольские или китайские культурные элементы. Мне представляется крайне необходимым формирование отношений с исламом на основе терпимости.

Любин. В связи с визитом федерального канцлера Г. Шрёдера в Москву в начале 2001 г. газета “Die Zeit” поместила серию статей на тему “Россия плюс Европа”. В статье известного американского политолога З.Бжезинского, в частности, подчеркивалось возросшее значение того факта, что Германия является ныне “составной частью набирающей силу Европы и задает тон в евроатлантической системе”. На этой новой основе Германия протягивает руку России, чтобы помочь ей избежать изоляции. Бжезинский советует России вслед за англичанами, французами, голландцами, турками и другими имперскими нациями отказаться от прежних амбиций и “по-новому определить свои геополитические интересы”. Он считает, что единственная надежда России заключается в Европе, такой Европе, которая является

истинно демократической и несет свою глобальную ответственность в органической связи с Америкой. “Только сближение с такой Европой может помочь России стать современным, демократическим и процветающим членом укрепляющегося евроатлантического сообщества”.

В последней главе Вашей книги “Самоутверждение Европы: Перспективы XXI в.” восемнадцатый из двадцати заключительных тезисов гласит: “По геополитическим причинам и из-за значительных культурных различий следует отвергнуть предположения, направленные на то, чтобы отдельные нации, относящиеся к русскому кругу культуры или даже сама Россия получили приглашение вступить в Европейский Союз. Однако следует рекомендовать проводить ясную, позитивную политику в отношении России, которая могла бы внести существенный вклад в разрядку к Востоку от Центральной Европы”. Примерно так же высказываетесь Вы и в отношении Турции, большие культурные различия с которой и демографические прогнозы, по Вашему мнению, препятствуют ее приему в ЕС.

По Вашему мнению, где же все-таки должна в будущем пройти окончательная восточная граница Европейского Союза, способная сохранить его интегративные черты и предотвратить его разрушение, подобное разрушению Советского Союза? Как можно в таком случае определить место восточных соседей ЕС, в том числе таких стран, как те же Россия, Турция или Украина?

Шмидт. Россия уже благодаря своей огромной азиатской территории (на которой в будущем развитие могло бы идти еще более высокими темпами) не может быть европейской державой. На представления Бжезинского в течение многих лет накладывали отпечаток исповедуемые им стратегические принципы, согласно которым мнимая задача США в качестве единственной сверхдержавы — “ контролировать евразийский континент”. Подобная утопия нереальна, даже если она еще одно-два десятилетия будет занимать какое-то место в некоторых американских умах.

Европейский Союз должен определить свои восточные границы как границы с Россией, Беларусью и Украиной. Все другие далеко идущие пожелания на практике будут развенчаны, как бы они ни подпитывались европейской стороной, речь здесь идет скорее о мании величия.

Любин. Ясно, и Вы пишете об этом в Ваших книгах, что для развития процесса сближения с Европой, с ЕС для России и других стран Восточной Европы потребуется немало времени, которое может растянуться на время жизни нескольких поколений. В этом отношении для них, особенно для России, очень важен пример Германии или, например, Италии, которым при первоначальной помощи западных соседей и США удалось после относительно короткого периода тоталитарных правлений за последние 50 лет создать устойчивые демократические системы. Многие в России отдают себе отчет в том, что процесс преобразования России продлится долго, потребует больших усилий и борьбы с рецидивами прошлого, когда страна управлялась тоталитарными методами. Однако, можно еще раз повторить, альтернативы такому развитию нет, и прогрессирующая “европеизация” России и других стран “русского круга культуры” и их вхождение на полноправных началах в евроатлантическое сообщество могли бы стать сплачивающей их общей идеей, которую безуспешно пытался найти в период своего правления Ельцин.

В Вашей последней книге Вы специально подчеркнули: “Ни при каком кризисе и ни в коем случае не следует задевать чувство национальной гордости русских!”. Мне хотелось бы от всего сердца поблагодарить Вас за это. Внимательное отношение к переживающей кризис России в нынешних условиях, конечно же, необходимо, но оно не всегда разделяется другими. Вероятно, подобный совет мог исходить лишь от немецкого политика. Считаете ли Вы названные исторические параллели (Германия — Россия, Италия — Россия) уместными и если нет, то почему? Действительно ли опыт ФРГ пригоден для нынешней России, и если да, то что должны предпринять интеллектуалы и политики двух стран для того, чтобы облегчить процесс интеграции россии в Европу?

Шмидт. Искусственные параллели развития России с демокра-тическим развитием в Италии и Германии послевоенного периода могут привести к ошибочным представлениям, так как обе эти западноевропейские страны, начиная с XVII в., прошли путь, отличающийся от того, что происходило в последние столетия в России. Хотя действия Муссолини и Гитлера и привели к глубоким и страшным отклонениям, они лишь прервали долгосрочные процессы развития, после Второй мировой войны Италия или Германия в культурном отношении вовсе не были абсолютной “tabula rasa”.

Российские интеллектуалы, по моему мнению, должны изучать длительные, совершенно разные демократическо-цивилизационные процессы развития в Западной Европе (ни в коем случае только лишь в Германии и Италии, но точно так же во Франции, Англии, Скандинавии и т.д.) и передавать свои познания собственному народу.

Любин. Ясно, что глобализация, о которой Вы много писали в последнее время, стирает различия между странами (но, к сожалению, не между “бедными” и “богатыми”

государствами), стандартизирует жизнь. Кроме того, она вызывает подъем национализма и религиозного фундаментализма, что может иметь опасные последствия в эпоху слабо контролируемого распространения оружия массового уничтожения и новых всплесков терроризма. В этих условиях возрастает роль международных организаций, призванных регулировать международный порядок, и возможно, роль опытных, мудрых политиков, информированных о грозящих опасностях больше, чем другие. В 1977 г. Вы вместе с другими известными в мире политиками, создателями Inter Action Council (М.Горбачёвым, Дж.Картером, В.Жискар д’Эстеном,

Ф.Гонсалесом, Ш.Пересом, К.Каундой,

Ли Куан Ю и другими) провозгласили “Всеобщую декларацию обязан-ностей человека”, в которой четко определены критерии оптимального поведения для наших современников. Вы представили этот документ в 1997 г. в Организации Объединенных Наций. Какой резонанс получила ваша инициатива? Что предполагается сделать, чтобы положения этого

замечательного документа дошли до умов и сердец?

Шмидт. Позитивное эхо на призыв “Всеобщей декларации обязанностей человека”, с которым выступил Inter Action Council (Международный Совет взаимодействия), до сих пор прозвучало наиболее мощно в Азии, но подобная поддержка получена и со многих других сторон. Между тем все более набирают силу также параллельные инициативы, с которыми выступили такие организации и движения, как Межрелигиозный диалог, Юнеско и Всемирный Совет церквей.

Любин. Ваша политическая жизнь связана с социал-демократией, ее идеями свободы, справедливости, солидарности. XX век был веком социал-демократии. Каковы по Вашему перспективы социал-демократии как идейного течения и как политического направления в XXI в. в Европе и в мире в целом?

Шмидт. Для германских социал-демократов свобода, справедливость и солидарность сохранят свое фундаментальное значение в качестве основных ценностей и в XXI в., к этому же в политической практике будут относиться государство благосостояния (отдельные недостатки которого подлежат определенной корректировке) и кроме того рыночноориентированная экономика на основе частного предпринимательства, а также государственно-правовое законодательство. Сверх этого мне представляется вряд ли возможным давать какие-либо детальные предсказания для XXI века.

Любин. Господин Шмидт, благодарю Вас за беседу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.