Научная статья на тему 'РОССИЯ - БЕЛОРУССИЯ: 20 ЛЕТ ТРАНСГРАНИЧНОГО ВОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

РОССИЯ - БЕЛОРУССИЯ: 20 ЛЕТ ТРАНСГРАНИЧНОГО ВОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОССИЯ - БЕЛОРУССИЯ: 20 ЛЕТ ТРАНСГРАНИЧНОГО ВОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

РОССИЯ - БЕЛОРУССИЯ: 20 ЛЕТ ТРАНСГРАНИЧНОГО ВОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Предисловие

20-летний успешный опыт реализации Соглашения между Россией и Белоруссией в сфере охраны и рационального использования водных ресурсов в полной мере отражает глубину добрососедских отношений и общую приверженность стран принципам открытости и взаимопонимания, равноправного и доверительного стратегического партнерства.

Сформированная сторонами архитектура рабочих органов представляет действенный механизм реализации основных положений Соглашения, а системная совместная работа высокопрофессиональных экспертов позволяет достичь целого комплекса значимых практических результатов.

В этом номере журнала представлены итоги совместной работы за 20-летний период реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов, дана историческая ретроспектива деятельности Совместной Российско-Белорусской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов, а также приведены доклады первой научно-практической конференции «О дальнейшем развитии российско-белорусского сотрудничества в сфере охраны и рационального использования трансграничных водных объектов», состоявшейся в июне 2022 г. в Санкт-Петербурге.

Участники XIVзаседания Совместной Российско-Белорусской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов, август 2023 г., г. Минск (Республика Беларусь)

Трансграничные водотоки, объединяющие государства

1. Озеро Белое Котлярово (Вехнедвинский район)

2. Озеро Лисно (Вехнедвинский район)

3. Озеро Завирье (Россонский район)

4. Озеро Вальковское (Россонский район)

5. Озеро Черепитское (Россонский район)

6. Озеро Мылинское (Россонский район)

7. Озеро Островцы (Россонский район) 8.Озеро Синьша (Россонский район)

9. Озеро Донское (Россонский район)

10. Озеро Пролобно (Россонский район)

11. Озеро Круглое (Россонский район)

12. Озеро Долгое (Россонский район)

13. Озеро Платично (Полоцкий район)

14. Озеро Исно (Городокский район)

15. Озеро Исса (Городокский район)

16. Озеро Черное (Городокский район)

17. Озеро Езерище (Городокский район)

18. Озеро Сесито (Городокский район)

Карты трансграничных водотоков и озер.

Действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов (далее - Соглашение) от 24 мая 2002 г. распространяется на поверхностные и подземные трансграничные водные объекты.

К трансграничным поверхностным водным объектам относятся реки бассейна Днепра и бассейна Западной Двины, а также 18 озер на границе Республики Беларусь и Псковской области.

Государственные границы Российской Федерации и Республики Беларусь пересекают 26 водотоков бассейна р. Днепр и 22 водотока бассейна р. Западная Двина. В бассейне Западной Двины насчитывается 18 трансграничных озер.

Основные стратегические документы, разработанные сторонами за период реализации Соглашения

Перечни:

♦ трансграничных водотоков;

♦ пунктов наблюдений;

♦ наблюдаемых показателей;

♦ терминов и их определений для использования в рамках Соглашения.

Инвентаризация трансграничных водных объектов с определением основных потенциальных источников загрязнения водных объектов.

Унифицированная форма представления результатов инвентаризации трансграничных озер и водотоков, источников их загрязнения бассейнов рек Днепр и Западная Двина.

Форма краткой водохозяйственной характеристики трансграничного водотока и трансграничного озера.

Форма обмена информацией о характеристике основных трансграничных подземных водных объектов на приграничной территории Российской Федерации и Республики Беларусь.

Критерии (пороговые значения) показателей качества воды для организации оперативного обмена информацией между Сторонами.

Основы форматов обмена информацией о мониторинге трансграничных подземных водных объектов.

Сравнительный анализ нормируемых показателей качества подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Порядок обмена оперативной информацией в случае возникновения ЧС на трансграничных водных объектах бассейнов рек Западная Двина и Днепр.

Порядок обмена информацией о водохозяйственной обстановке, водохозяйственных и водоохранных мероприятиях в бассейнах трансграничных рек Днепр и Западная Двина.

Сводная совместная программа мониторинга трансграничных водных объектов бассейнов рек Днепр и Западная Двина.

Приоритетные направления деятельности и выполнение совместных мероприятий

В рамках реализации Соглашения от 24 мая 2002 г. сторонами организовано и проведено:

14 заседаний 27 заседания

Совместной комиссии; рабочих групп;

13 практических семинаров специалистов лабораторных служб (в т. ч. г. Псков).

На приграничных территориях выполнено около 110 водохозяйственных и водоохранных мероприятий:

♦ состоялся обмен гидрологической и гидрохимической информацией;

♦ проведены водохозяйственные и водоохранные мероприятия;

♦ осуществлена координация противопаводковых мероприятий и действий в условиях ЧС;

♦ проведены совместные консультации, научные исследования и др. (НИР, инвентаризация, программы в регионах).

В Российской Федерации реализация водохозяйственных мероприятий по охране водных объектов в бассейнах рек Днепр и Западная Двина осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и за счет средств самих субъектов.

В постоянном режиме осуществлялись мероприятия по капитальному ремонту ГТС, расчистке русел рек, определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и закреплением их на местности.

За период 20-летнего сотрудничества в бассейнах рек реализовано около 110 мероприятий, в том числе:

♦ капитальный ремонт 44 гидротехнических сооружений;

♦ определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на территории 5742,2 км;

♦ закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на территории 2405 км;

♦ расчистка русел рек на 40,6 км;

♦ установлено 10 участков зон затопления, подтопления.

За счет средств областных бюджетов и бюджетов муниципальных образований выполнялись работы по инвентаризации и ликвидационному тампонажу бесхозяйных подземных водозаборных скважин, реализации программы «Строительство и реконструкция очистных сооружений», по установлению зон затопления территории поверхностными водами.

Белорусской стороной за весь период сотрудничества в бассейне р. Днепр реализован ряд значимых водоохранных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения поверхностных водных объектов. В бассейне Днепра введено в эксплуатацию 27 новых очистных сооружений, реконструировано 9 станций. В бассейне Западной Двины построено и ведено в эксплуатацию 25 сооружений по очистке хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод, реконструировано 15 объектов.

С целью предотвращения загрязнения подземных вод в бассейне р. Днепр на территории Гомельской, Могилевской, Минской областей проведен ликвидационный тампонаж 1557 неиспользуемых артезианских скважин, в бассейне Западной Двины на территории Витебской области - 593 скважин. В соответствии с требованиями Водного кодекса Республики Беларусь в 2020 г. завершена разработка (корректировка) водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов в бассейнах Днепра и Западной Двины. Ведется работа по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных полос.

В результате принимаемых мер объем сброса сточных вод категории «недостаточно очищенные» (оказывающие наибольшее воздействие на качественное состояние поверхностных вод) в бассейне Днепра сократился на 11,53 млн м3 (с 12,14 млн м3 в 2006 г. до 0,61 млн м3 в 2020 г.), в бассейне р. Западная Двина - на 1,32 млн м3 (с 1,33 млн м3 в 2006 г. до 0,01 млн м3 в 2020 г.).

Совместный мониторинг качества поверхностных вод

Одним из приоритетных направлений сотрудничества является мониторинг качества вод. Лабораториями российской стороны за весь период сотрудничества отобрано 1200 пробы и выполнено 42 210 определения. Лабораториями белорусской стороны отобрано 1865 проб и выполнено 44 733 определения.

Совместная программа трансграничного мониторинга состояния водных объектов бассейнов рек Днепр и Западная Двина содержит:

♦ основные задачи совместных исследований;

♦ нормативно-правовую базу проведения мониторинга водных объектов;

♦ критерии оценки содержания тяжелых металлов;

♦ критерии (пороговые) значения гидрохимических показателей;

♦ перечень пунктов наблюдательной сети;

♦ наименование наблюдаемых показателей и виды наблюдений;

♦ периодичность проведения измерений;

♦ перечень лабораторных подразделений, участвующих в проведении мониторинга;

♦ информацию о контактных лицах, ответственных за осуществление оперативного обмена информацией;

♦ схему расположения трансграничных пунктов наблюдений.

Места проведения сличений.

С 2002 года по настоящее время лабораторный контроль качества поверхностной воды, гидрохимическую оценку в соответствии с программой гидрохимических биоиндикационных наблюдений за состоянием водных объектов бассейнов рек Днепр и Западная Двина с российской стороны проводят аккредитованные в национальной системе аккредитации Клинцовская гидрохимическая лаборатория филиала «Мособлводхоз» и гидрохимическая лаборатория филиала «Псковвод-хоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз».

Белорусской стороной наблюдения за состоянием поверхностных вод по гидрохимическим показателям (физические свойства воды, минеральный состав, органические вещества, азот-и фосфоросодержащие вещества, металлы) осуществляют специалисты государственного учреждения «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды», по гидробиологическим показателям (сообщества фитоперефитона и макроозообентоса) - государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды».

В целом мониторинг качества вод на российской стороне бассейнов рек Днепр и Западная Двина показывает, что водные объекты данных территорий испытывают значительную антропогенную нагрузку. При оценке соответствия качества воды рыбохозяйственным нормативам наблюдается превышение ПДК по отдельным показателям (ХПК, БПК5, марганец, железо, медь, ион аммония и т. д.), при этом повышенное содержание марганца и железа объясняется природными факторами.

С белорусской стороны с 2006 года оценка качества поверхностных вод трансграничных водных объектов проводилась с использованием индекса загрязненности вод (ИВЗ), определенного методическими рекомендациями по формализованной комплексной оценке качества вод по гидрохимическим показателям. С принятием нового Водного кодекса Республики Беларусь применяется новый подход к оценке состояния поверхностных водных объектов - определение экологических статусов на основании гидробиологических показателей с использованием гидрохимических и гидроморфологических показателей. Определение статусов основано на идеальной с экосистемной точки зрения методологии - сравнении с эталонными условиями. С 2013 года при обмене данными о состоянии поверхностных вод на трансграничных с Российской Федерацией участках рек бассейнов Днепра и Западной Двины сравнительная оценка проводилась с использованием статусов по гидробиологическим и гидрохимическим показателям. Состояние трансграничных участков водотоков за период 2013-2020 гг. оценивалось, в целом, как стабильно хорошее.

Совместный мониторинг качества подземных вод

Водоснабжение крупных городов и поселков городского типа, а также сельских населенных пунктов российской стороны на приграничной территории базируется, в основном, на использовании подземных вод. Действующая наблюдательная сеть государственного мониторинга состояния недр включает 279 скважин.

На территории Российской Федерации:

68 пунктов государственной опорной наблюдательной сети в Брянской области, 76 - в Смоленской области, 4 - в Псковской области.

80 пунктов наблюдения объектной наблюдательной сети в Брянской области, 55 - в Смоленской области, 8 - в Псковской области.

Наблюдаемыми показателями мониторинга подземных водных объектов являются уровни, добыча, показатели качества и загрязнения подземных вод.

По данным российской стороны регионального изменения гидродинамического состояния подземных водных объектов в приграничной территории Российской Федерации не происходит.

Для хозяйственно-питьевого водоснабжения на данной территории используются подземные воды следующих горизонтов и комплексов - четвертичные водоносные комплексы (водоносные днепровский - сожкий и бере-зинский - днепровский водно-ледниковые комплексы) и дочетвертичные водоносные комплексы (водоносный палеогеновый-неогеновый терригенный комплекс, водоносные комплексы меловых и девонских отложений).

Наблюдаемыми показателями мониторинга подземных водных объектов являются уровни, добыча, показатели качества и загрязнения подземных вод.

По данным российской стороны регионального изменения гидродинамического состояния подземных водных объектов в приграничной территории Российской Федерации не происходит.

Большинство действующих крупных водозаборов, эксплуатация которых контролируется режимными наблюдениями, характеризуется стабилизацией динамических уровней подземных вод целевых горизонтов и комплексов. Загрязнение подземных вод носит локальный характер, отмечается на отдельных участках недр и обусловлено воздействием промышленных и сельскохозяйственных объектов (источников загрязнения).

По данным белорусской стороны, мониторинг трансграничных подземных водных объектов в пределах бассейнов Днепра и Западной Двины осуществляется на приграничных территориях Витебской, Могилевской и Гомельской областей.

Действующая государственная сеть пунктов наблюдения за состоянием подземных вод в пределах бассейнов рек Днепр и Западная Двина состоит из 112 пунктов, входящих в состав Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь, в т. ч. на приграничной территории -22 скважины.

Основные итоги сотрудничества по мониторингу подземных вод

За последние пять лет в рамках работы Совместной Российско-Белорусской комиссии и рабочих групп:

♦ выполнен сравнительный анализ нормируемых показателей качества подземных вод, используемых для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения;

♦ подготовлен перечень основных водоносных горизонтов и комплексов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ утверждена форма обмена информацией о характеристике основных трансграничных подземных водных объектов;

♦ разработаны единый порядок и регламент обмена информацией о показателях состояния трансграничных подземных водных объектов.

Реализация намеченных планов за этот период по направлению подземных вод позволяет подготовить информационную основу для органов государственной власти, организаций, недропользователей и других субъектов хозяйственной деятельности об изменениях состояния трансграничных подземных водных объектов.

Основные водоносные горизонты, комплексы на дочетвертичные отложения и наблюдательная сеть мониторинга подземных вод на приграничной территории Республики Беларусь с Российской Федерацией

Основные водоносные горизонты, комплексы на четвертичные отложения и наблюдательная сеть мониторинга подземных вод на приграничной территории Республики Беларусь с Российской Федерацией

Цели в области устойчивого развития

:

25 сентября 2015 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Основным направлением в области использования и охраны вод является импле-ментация ЦУР 6 «Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитария для всех».

В рамках реализации повестки ООН в области устойчивого развития на период до 2030 г. эксперты России и Белоруссии ведут активную работу по оперативному обмену и согласованию отчетности, предоставляемой по показателю ЦУР 6.5.2, до ее направления в секретариат Водной конвенции ЕЭК ООН.

По информации российской стороны, распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р (в редакции от 23.09.2017 № 2033-р) сформирован Федеральный план статистических работ. В работе по предоставлению отчета по показателю ЦУР 6 принимают участие Минприроды России, Росводресурсы, Росгидромет и Роснедра.

Росводресурсы обеспечивают функции национального координатора для мониторинга прогресса в реализации ЦУР 6.

2 ликвидация голода

чистяк вода

И САНИТАРИЯ

3 ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

9 ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ 1П УМЕНЬШЕНИЕ

ИННОВАЦИИ« Ш НЕРАВЕНСТВА

ИНФРАСТРУКТУРА ^

Ж < = ►

БОРЬБА ШЛА (ОХРАНЕНИЕ

С ИЗМЕНЕНИЕМ I 14 МОРСКИХ КЛИМАТА I ЭКОСИСТЕМ

V»! II!

7 «ДОРОГОСТОЯЩАЯ И ЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ

ЦЕЛИ

В ОБЛАСТИ

£ 4 устойчивого РАЗВИТИЯ

I ДОСТОЙНАЯ РАБОТА I И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

рост л

¿Л

ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

СЮ

< МИР ПРАВОСУДИЕ I И ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ

В Республике Беларусь активная работа по реализации ЦУР ведется с 2017 г. В целях формирования четкого механизма реализации По-вестки-2030 и осуществления общей координации деятельности по достижению ЦУР Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2017 № 181 «О национальном координаторе по достижению целей устойчивого развития» назначен Национальный координатор по достижению ЦУР, сформирован Совет по устойчивому развитию, в который вошли представители 38 госорганов и иных организаций, региональных властей, определенных ответственными за реализацию ЦУР.

Экологические ЦКУР, включая ЦУР 6, реализует Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Минприроды), формированием национальной отчетности и системы мониторинга прогресса в достижении ЦУР занимается Национальный статистический комитет (Белстат).

В части международного сотрудничества установлена долгосрочная стратегическая цель по развитию трансграничного сотрудничества с сопредельными странами: «...к 2030 г. внедрить комплексное управление водными ресурсами на всех уровнях, в том числе на основе трансграничного сотрудничества».

Показатели ЦУР 6 используются для совместной отчетности по ЦУР 6 и Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, сторонами которой являются Россия и Беларусь.

6 глобальных показателей ЦУР

Питьевая вода

б.а и 6. Ь Сотрудничество и участие

Рймипыяпкыпр

ГтПЧНЫР ППП kl

При подготовке выпуска использованы информационные материалы Совместной Российско-Белорусской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов

XIV заседание Совместной Российско-Белорусской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов в Минске

Эксперты двух стран встретились в Минске на XIV заседании Совместной комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов. Мероприятие открыли заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Александр Горошко и заместитель руководителя Росводре-сурсов Татьяна Бокова.

«Эффективному взаимодействию с Россией в вопросах водной тематики - более двадцати лет. Уверен, что плодотворное сотрудничество в области охраны и рационального использования трансграничных вод будет успешно развиваться и дальше. Залог этого - общность наших целей и единство наших позиций», - отметил Александр Горошко.

Участники заседания обменялись результатами работ в бассейнах рек Западная Двина и Днепр, в том числе - данными о качестве поверхностных

Подписание итоговых документов XIVзаседания Совместной Российско-Белорусской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов.

вод и о водных экосистемах, состояние которых оценивается как стабильно хорошее. Показатели у основных водотоков бассейна - реки Днепр и Сож, стали лучше по сравнению с мониторингом за 2021 год. Чтобы поддерживать взаимное доверие к подобным сведениям, государства договорились продолжать совместный отбор проб. Национальным частям рабочих групп поручили подготовить соответствующие программы на 2024 год.

Обсуждение трансграничного сотрудничества стало частью Экологической недели Белорусии. Она началась с открытия II Международной специализированной выставки ECOLOGY EXPO-2023, на которой российская делегация стала почётным гостем. Участниками мероприятия также стали представители Турции, Северной Кореи, Индии, ОАЭ, Узбекистана и других стран.

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Андрей Худык и заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов Татьяна Бокова во время осмотра экспозиций выставки.

«Знакомиться с достижениями и видеть перспективы, которые стратегически выстраивает соседнее государство, очень полезно. Новый формат нашего взаимодействия, который включает посещение международной выставки, очень перспективный, и его действительно можно считать одним из актуальных направлений взаимодействия экспертов. Такие встречи позволяют последовательно укреплять добрососедские отношения между народами наших стран», - рассказала Татьяна Бокова.

Для обмена опытом специалисты российских и белорусских лабораторных служб также соберутся на практический семинар на тему «Гидробиологические исследования поверхностных трансграничных водных объектов». Следующее заседание Совместной комиссии планируется провести в России в 2024 году.

РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЛИЦАХ

Минск, 2009 г.

BumeöcK, 2011 г.

ncKOB, 2013 г.

Москва, 2017 г.

Гомель, 2018 г.

Санкт-Петер6ург, 2019 г.

Санкт-Петер6ург, 2019 г.

Muhck, 2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.