Научная статья на тему 'О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОЙ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЙ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОД'

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОЙ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЙ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОД Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Захаренков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНОЙ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЙ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОД»

УДК 327:502:51

О деятельности Совместной Российско-Белорусской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных вод

В.В. Захаренков, руководитель российской части рабочей группы по бассейну реки Днепр Совместной Российско-Белорусской комиссии, начальник отдела водных ресурсов по Брянской, Калужской и Смоленской областям Московско-Окского БВУ Росводресурсов И drmprbrn@rambler.ru

Российская Федерация граничит с Республикой Беларусь, протяженность границы составляет - 1239 км, в том числе - 857,7 км сухопутная, 362,3 км -по рекам и 19,0 км - по озерам. В России с Республикой Беларусь граничат Псковская, Смоленская и Брянская области, которые, в свою очередь, граничат с Витебской, Могилевской и Гомельской областями Республики Беларусь. Реки и озера, по которым проходит государственная граница двух стран относятся к бассейнам двух крупных рек Днепр и Западная Двина.

Река Днепр - четвертая по длине река Европы, берет свое начало на северо-востоке Смоленской области России. Протяженность реки от истока до устья составляет 2145 км, площадь бассейна - 509 тыс. км2. На российской территории находится пятая часть бассейна реки Днепр.

Река Западная Двина - одиннадцатая по длине река Европы, берет свое начало на западе Тверской области России. Длина реки от истока до устья составляет около 1020 км, площадь бассейна - 87,9 тыс. км2. На российской территории находится почти третья часть бассейна реки Западная Двина.

Государственные границы Российской Федерации и Республики Беларусь пересекают 26 водотоков бассейна реки Днепр и 22 водотока бассейна реки Западная Двина. В бассейне реки Западная Двина насчитывается 18 трансграничных озер.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия в городе Минске 24 мая 2005 года было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов. Соглашение основано на принципах регулирования хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием трансграничных водных объектов с учетом интересов обеих сторон и большого значения трансграничных водных объектов для социально-экономического развития приграничных регионов двух государств. Сотрудничество основывается на принципах разумного и справедливого использования трансграничных водных объектов, на понимании того, что охрана и рациональное использование трансграничных водных объектов возможны только на основе осуществления целенаправленных и скоординированных мер. При подписании Соглашения о сотрудничестве Российская Федерация и Республика Белоруссия руководствовались Конвенцией по охране и использованию трансграничных водотоков и

озер 1992 года, положениями Конвенции ООН о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 года, стремясь реализовать положения Договором о создании Союзного государства от 08.12.1999 года. Сторонами Соглашения являются:

• от российской стороны - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

• от белорусской - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) обеспечивают реализацию Соглашения с российской стороны.

Рабочие органы:

• Совместная Российско-Белорусская комиссия по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов.

• рабочая группа по бассейну реки Днепр.

• рабочая группа по бассейну реки Западная Двина.

Руководствуясь Соглашением, Совместная Российско-Белорусская комиссия проводит свои заседания один раз в год. За период сотрудничества проведено 12 заседаний Комиссии.

Рабочие группы, осуществляя свою деятельность в соответствии с регламентами работ и планами работ, утвержденными сопредседателями Комиссии, провели 24 заседания.

На совместном заседании рабочих групп и экспертов в 2009 году принято решение о целесообразности проведения практических семинаров для специалистов лабораторий, осуществляющих мониторинг качества воды трансграничных водных объектов бассейнов рек Днепр и Западная Двина по отработке согласованных подходов лабораторной практики в части методов отбора и испытания проб, валидации методов испытаний.

Первый практический семинар состоялся в 2011 году, а одиннадцатый -в 2021 году. На семинарах рассмотрены вопросы проведения отборов и испытаний проб, контроль их качества, статистическая обработка результатов испытаний; внутренний аудит и система менеджмента качества, пробопод-готовка; отбор проб поверхностных вод и оборудование для него; практика внедрения современных методов анализов в практическую деятельность лабораторий; современные требования к компетенции лабораторий; управление рисками и др.

Приоритетными направлениями деятельности совместной комиссии являются:

• совместный мониторинг качества трансграничных водных объектов;

• обмен гидрологической и гидрохимической информацией;

• разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных мероприятий;

• координация противопаводковых мероприятий и действий в условиях чрезвычайных ситуаций;

• проведение совместных консультаций, научных исследований и др.

Для реализации Соглашения рабочими группами и экспертами сторон разработаны и Совместной комиссией утверждены:

• перечни трансграничных водотоков, пунктов наблюдений, наблюдаемых показателей;

• унифицированная форма представления результатов инвентаризации трансграничных озер и водотоков и источников их загрязнения бассейнов рек Днепр и Западная Двина;

• форма краткой водохозяйственной характеристики трансграничного водотока и трансграничного озера;

• критерии (пороговые значения) показателей качества воды для организации оперативного обмена информацией между Сторонами;

• порядок обмена оперативной информацией в случае возникновения ЧС на трансграничных водных объектах бассейнов рек Западная Двина и Днепр;

• перечень терминов и их определений для использования в рамках Соглашения;

• порядок обмена информацией о водохозяйственной обстановке, водохозяйственных и водоохранных мероприятиях в бассейнах трансграничных рек Днепр и Западная Двина;

• форматы обмена информацией о мониторинге трансграничных подземных водных объектов;

• форма обмена информацией о характеристике основных трансграничных подземных водных объектов на приграничной территории Российской Федерации и Республики Беларусь;

• перечни основных водоносных горизонтов и комплексов.

Проведена инвентаризация трансграничных водных объектов с определением основных потенциальных источников загрязнения.

Подготовлена сводная совместная программа мониторинга трансграничных водных объектов бассейнов рек Днепр и Западная Двина, которая содержит основные задачи совместных исследований, нормативно-правовую базу проведения мониторинга; критерии оценки содержания тяжелых металлов; критерии (пороговые) значения гидрохимических показателей; перечень пунктов наблюдательной сети; наименование наблюдаемых показателей и виды наблюдений; периодичность проведения измерений; перечень лабораторных подразделений, участвующих в проведении мониторинга; информацию о контактных лицах, ответственных за осуществление оперативного обмена информацией; схему расположения трансграничных пунктов наблюдений.

С 2002 года по настоящее время лабораторный контроль, гидрохимическую оценку качества поверхностных вод в соответствии с программой гидрохимических и биоиндикационных наблюдений за состоянием водных объектов бассейнов рек Днепр и Западная Двина с российской стороны проводят аккредитованные в национальной системе аккредитации Клинцовская гидрохимическая лаборатория филиала «Мособлводхоз» ФГБВУ «Центрреги-онводхоз» и гидрохимическая лаборатория филиала «Псковводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз».

В настоящее время наблюдательная сеть за состоянием поверхностных вод охватывает 6 водных объектов бассейна реки Днепр (р. Днепр, р. Сож, р. Остер, р. Вихра, р. Беседь, р. Ипуть) и 3 водных объекта бассейна реки Западная Двина (р. Западная Двина, р. Каспля, р. Усвяча).

Отбор проб воды в створах наблюдений осуществляется в основные фазы гидрологического режима для водотоков - 6 раз в год: во время половодья -на подъеме, пике и спаде; во время летне-осенней межени - при прохождении дождевого паводка; осенью перед ледоставом; во время зимней межени. Токсикологический анализ воды проводится 2 раза в год. Биологический анализ воды методом биоиндикации уровня загрязнения трансграничных рек Клин-цовской гидрохимической лабораторией проводится 1 раз в год одновременно с отбором проб поверхностных вод во время летне-осенней межени. Гидрохимический анализ проб воды осуществляется по 21 показателю.

В целом, мониторинг качества вод бассейна р. Днепр показывает, что водные объекты данного бассейна в значительной степени подвергнуты антропогенному влиянию. При оценке соответствия качества воды рыбохозяйственным нормативам наблюдается превышение ПДК по отдельным показателям, таким как ХПК, БПК5, марганец, железо, фосфат-ион, медь, ион аммония. Повышенное содержание марганца и железа объясняется природными факторами. По данным мониторинга трансграничных водных объектов бассейна р. Западная Двина наблюдались превышения ПДК по металлам, что обусловлено высоким природным фоном водотоков при значительной заболоченности водосборных территорий (железо, марганец), а также составом подстилающих пород (медь). Превышения по показателю ХПК связаны как с природным, так и с антропогенным характером воздействия на водные объекты.

С целью оценки сопоставимости и достоверности результатов измерений гидрохимических показателей в поверхностных водах на трансграничных участках рек по согласованным программам ежегодно проводятся двухсторонние российско-белорусские межлабораторные сличения.

Анализ результатов межлабораторных сличений показывает, что результаты испытаний лабораторий по всем определяемым показателям являются сопоставимыми и корректными, что является основанием для взаимного доверия к данным систематических наблюдений, получаемых лабораториями в рамках национальных программ мониторинга.

Мониторинг трансграничных подземных водных объектов (Россия-Беларусь) осуществляется с российской стороны на приграничных территориях Брянской, Смоленской и Псковской областей. Основные водоносные горизонты и комплексы приурочены к водоносным горизонтам и комплексами четвертичных, меловых, каменноугольных и девонских отложений.

Водоснабжение крупных городов и поселков городского типа, а также сельских населенных пунктов российской стороны на приграничной территории базируется, в основном, на использовании подземных вод. Режимные наблюдения в рамках ведения государственного мониторинга состояния недр проводятся на пунктах государственной опорной наблюдательной сети (ГОНС)

и объектной наблюдательной сети недропользователей (ОНС). Действующая наблюдательная сеть включает 291 скважину. По данным наблюдений регионального изменения гидродинамического состояния подземных водных объектов на приграничной территории Российской Федерации не происходит. Большинство действующих крупных водозаборов, эксплуатация которых контролируется режимными наблюдениями, характеризуются стабилизацией динамических уровней подземных вод целевых горизонтов и комплексов. Загрязнение подземных вод имеет локальный характер и отмечается на отдельных участках недр, что обусловлено воздействием промышленных и сельскохозяйственных объектов (источников загрязнения).

Выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов в Российской Федерации осуществляется за счет средств, выделяемых из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов РФ, бюджетов самих субъектов. Мероприятия связаны с капитальным ремонтом ГТС, расчисткой русел рек, определением границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, закреплением их на местности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

За период сотрудничества в бассейнах рек Днепр и Западная Двина реализовано около 100 мероприятий, в т. ч.:

• проведен капитальный ремонт 42 гидротехнических сооружений;

• определены границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос протяженностью 3189,2 км;

• проведено закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос на территории 1408 км;

• выполнена расчистка русел рек на 40,6 км;

• установлено 10 участков зон затопления, подтопления.

За счет средств областных бюджетов и бюджетов муниципальных образований выполнялись работы по инвентаризации и ликвидационному тампонажу бесхозяйных подземных водозаборных скважин, реализация программы «Строительство и реконструкция очистных сооружений», установление зон затопления поверхностными водами.

Случаев возникновения чрезвычайных ситуаций на трансграничных водных объектах бассейна реки Днепр не отмечалось.

Неукоснительное выполнение требований Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь будет способствовать рациональному использованию и охране трансграничных водных объектов наших стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.