АУДИТ, КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 338
А.Ю. Демидов
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
В статье рассматриваются вопросы построения системы внутреннего аудита и контроля на основе внутренних стандартов в различных структурах: органах государственного и финансового контроля — Счетной палате Российской Федерации, Федеральном казначействе, а также крупном, системообразующем холдинге — ОАО «Российские железные дороги». Определяются параметры применения в российской практике международных стандартов внутреннего аудита. Обосновывается позиция о необходимости создания национальной системы стандартов внутреннего аудита и национальной сертификации внутренних аудиторов.
Ключевые слова: внутренний аудит, внутренний аудитор, сертификация, система внутреннего контроля, стандарты внутреннего аудита, лучшие практики, международные стандарты, национальная система стандартов
О.Б. Иванов
Усиление роли внутреннего аудита и управления рисками в последние годы стало четкой тенденцией во всех развитых экономиках. Это обусловлено, прежде всего, тем, что создание отвечающей современным потребностям корпоративного управления системы внутреннего контроля, аудита и управления рисками является важнейшим инструментом управления компанией; одним из необходимых условий обеспечения эффективности ее экономической деятельности, финансовой устойчивости; повышения
С.Н. Мовчан
инвестиционной привлекательности и динамичного развития; служит надежным барьером, обеспечивающим заслон неэффективному использованию финансовых, материальных и иных ресурсов.
Это становится особенно важным в наше время, когда, не оправившись от первой волны мирового экономического кризиса 2008 года, мир, пребывая в состоянии рецессии, «вползает» в новый кризис. Для российской экономики проблема кризисных проявлений стоит особенно остро в связи с непрогнозируемым беспрецедентным падением цен на нефть и антироссийскими санкциями Запада, усугубляющими и без того непростую внутриэкономическую ситуацию. Это в еще большей степени обострило проблему сохранения и рационального
© Демидов А.Ю., Иванов О.Б., Мовчан С.Н., 2015
20
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
использования финансовых и материальных ресурсов, снижения влияния на экономическое состояние компаний негативных факторов и рисков.
Антикризисная программа правительства, меры, принимаемые бизнесом во всех секторах экономики, включая государственный, корпоративный, частный, предусматривают мобилизацию резервов, повышение эффективности и целевого использования внутрихозяйственных ресурсов, усиление контроля и ответственности за их использование.
В современных условиях на новый качественный уровень поднимаются требования, предъявляемые к системам внутреннего контроля, аудита, управления рисками, противодействия внутрикорпоративным мошенничествам и коррупции. При этом качество системы, эффективность ее функционирования напрямую связаны с тем, насколько стандартизирована и соответствует регламентам контрольно-аудиторская деятельность в компании. Если комплекс внутрикорпоративных стандартов отсутствует либо не соблюдается — внутренний аудит не будет действенным, так как стандарты позволяют:
— обеспечить единство методологических подходов к организации внутреннего аудита на предприятии, в организации, в компании;
— регламентировать деятельность подразделений внутреннего контроля и аудита;
— обеспечить постоянное совершенствование функции внутреннего контроля и аудита;
— установить единые требования и правила к оформлению нормативных документов в области внутреннего аудита, унифицировать формы документов;
— создать основы для оценки эффективности деятельности подразделений внутреннего аудита;
— обеспечить соответствие методологии, применяемой при разработке нормативных документов корпоративной системы стандартов внутреннего аудита, основным положениям международных профессиональных стандартов внутреннего аудита, а также лучшим отечественным и зарубежным практикам.
Стандарты обеспечивают однозначное понимание результатов проверок как менеджментом компании, так и руководителями объектов проверки. Указанные документы призваны регламентировать порядок проведения контрольных процедур и требований к ним, определять основные принципы, правила и этические нормы, которые должны соблюдаться при осуществлении внутреннего аудита и контроля, повысить качество указанной работы.
Большое значение в создании и организации эффективной работы служб внутреннего аудита организаций, предприятий и компаний имеет накопленная в данной сфере международная практика. Это касается и системы стандартов внутреннего аудита. В частности, общепризнаны
21
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
международные стандарты внутреннего контроля и аудита, разработанные Комитетом по профессиональным стандартам Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ/INTOSAI), которая объединяет органы финансового контроля стран, входящих в ООН. Ее членами являются более 180 национальных контрольных органов. Еще одним крупным международным идеологом формирования системы внутреннего аудита и разработчиком стандартов является The Institute of Internal Auditors (США), имеющий свою сеть во многих странах. Есть и другие международные и национальные объединения аудиторов, контрольные органы государств, а также фирмы, компании и организации, разрабатывающие и применяющие собственные стандарты внутреннего аудита.
Однако мы с некоторым сожалением вынуждены констатировать, что наши американские партнеры и в политике и в бизнесе избыточны в признании собственной практики лучшей (часто лишь на том основании, что сами так считают) и недостаточно восприимчивы к иному мнению, а чужую позицию и другую практику считают отсталой и несоответствующей лучшим критериям. Это в значительной степени касается и организации внутреннего аудита и стандартов внутреннего аудита. Стандарты The Institute of Internal Auditors настоятельно предлагаются в качестве международного эталона, независимо от особенностей бизнеса в разных странах и национального законодательства.
При этом следует отметить, что в разных институтах и объединениях главные направления и принципы построения систем внутреннего аудита в основном совпадают. Среди них важнейшими являются: постановка целей, определение полномочий и ответственности служб внутреннего аудита; наличие Кодекса этики и неукоснительное его соблюдение сотрудниками; обеспечение ключевого принципа — независимости функции внутреннего аудита; высокая профессиональная компетентность внутренних аудиторов, непрерывное повышение их квалификации; обеспечение высокого качества и эффективности системы внутреннего аудита.
Надо отметить, что эти же принципы заложены и в периметр функционирования служб внутреннего контроля и аудита ведущих российских компаний, и наработанная ими в этой сфере практика соответствует самым высоким требованиям.
В частности, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, одна из наиболее стройных, эффективных и компетентных служб внутреннего аудита и контроля в России, соответствующая лучшим мировым практикам, международным стандартам внутреннего аудита, базирующаяся на общепризнанной модели COSO, создана и работает сегодня в ОАО «Российские железные дороги».
При этом высокая эффективность ее функционирования во многом обеспечивается тем, что основывается на системе внутрикорпоративных стандартов.
22
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
Цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов и административных нормативных документов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и организации деятельности с тем, чтобы:
— установить основные принципы практики внутреннего аудита;
— обеспечить концептуальную базу для предоставления широкого спектра услуг внутреннего аудита, направленных на совершенствование деятельности организации;
— создать основу для оценки деятельности внутреннего аудита;
— способствовать совершенствованию систем и процессов внутри организации.
Разработанная и внедренная в ОАО «Российские железные дороги» система внутрикорпоративных стандартов аудиторской деятельности может служить примером формирования концептуальной методологической базы совершенствования и развития внутреннего аудита и контроля, создания механизма мониторинга и проведения оценки систем внутреннего контроля и управления рисками в компании.
Корпоративная система стандартов внутреннего аудита ОАО «РЖД» включает в себя комплекс взаимосвязанных нормативных документов в области внутреннего аудита, создающих условия для эффективного выполнения функции внутреннего аудита, и применяется Центром внутреннего аудита («Желдораудит»), а также используется Центром внутреннего контроля («Желдорконтроль»). При этом указанная система стандартов распространяет свое действие на все подразделения аппарата управления, структурные подразделения, филиалы, негосударственные учреждения и иные структуры ОАО «РЖД». Кроме того, исходя из холдинговой системы организации управления компанией, действие стандартов внутреннего аудита в установленном порядке распространяется на дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД».
Корпоративная система стандартов внутреннего аудита ОАО «Российские железные дороги» разработана и продолжает постоянно развиваться в соответствии с требованиями законов и других нормативных правовых документов Российской Федерации, внутренних документов компании и лучшей профессиональной практики внутреннего аудита.
Корпоративная система стандартов внутреннего аудита ОАО «РЖД» включает:
1. Административные нормативные документы подразделений внутреннего аудита, к которым относятся:
— Положение об организации внутреннего аудита;
— Положение о подразделении внутреннего аудита;
— Кодекс этики работника подразделения внутреннего аудита;
23
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
— Порядок взаимодействия подразделения внутреннего аудита с комитетом по аудиту;
— положения о структурных единицах подразделения внутреннего аудита;
— должностные инструкции работников подразделения внутреннего аудита.
2. Основные стандарты внутреннего аудита, которые представляют собой руководства по обеспечению функционирования процесса внутреннего аудита и включают:
— Стандарт «Единая корпоративная система стандартов внутреннего аудита холдинга «Российские железные дороги»;
— Стандарт планирования деятельности и управления ресурсами подразделения внутреннего аудита;
— Стандарт планирования внутренних аудиторских проверок подразделением внутреннего аудита;
— Стандарт проведения внутренних аудиторских проверок подразделением внутреннего аудита;
— Стандарт подготовки отчета по результатам проведения внутренней аудиторской проверки подразделением внутреннего аудита;
— Стандарт организации и проведения мониторинга выполнения мероприятий по устранению нарушений, недостатков и совершенствованию системы внутреннего контроля;
— Стандарт подготовки отчета по результатам деятельности подразделения внутреннего аудита.
3. Дополнительные стандарты внутреннего аудита, которые представляют собой руководства по проведению специальных работ в области внутреннего аудита, дополняющие работы, регулируемые основными стандартами, а также руководства по определению порядка оценки деятельности и обеспечению надлежащего качества работы подразделений внутреннего аудита и включают:
— Стандарт проведения аудита системы управления рисками подразделением внутреннего аудита;
— Стандарт проведения оценки системы внутреннего контроля в холдинге «РЖД»;
— Стандарт выявления и оценки рисков для подготовки Плана внутренних аудиторских проверок;
— Стандарт проведения аудита контрольных процедур корпоративного уровня подразделением внутреннего аудита;
— Стандарт контроля качества и проведения оценки внутреннего аудита в компании и др.
4. Методические указания и практические руководства, которые детализируют, поясняют основные и дополнительные стандарты внутреннего аудита в части методических и практических аспектов применения.
24
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
Перечень административных нормативных документов, дополнительных стандартов внутреннего аудита, методических указаний и практических руководств не является исчерпывающим и может трансформироваться в результате изменения политических, экономических, социальных и иных условий, внешней и внутренней окружающей среды, других существенных факторов.
Высокое качество внутрикорпоративных стандартов ОАО «РЖД» обеспечивается тем, что их разработка не сводится к прямому внедрению какой-либо одной из известных систем, а изучается и используется комплекс различных стандартов и других нормативных материалов, из которых аккумулируется все лучшее, что в них заложено, с адаптацией к специфике деятельности компании исходя из ее стратегических задач, внешней среды, внутренних ресурсов, бизнес-процессов, уровня развития кадрового потенциала, национального и профессионального менталитета и других факторов.
В частности, разработчики внутрикорпоративных стандартов ОАО «РЖД» использовали:
— Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Российской Федерации, утвержденные Правительством Российской Федерации;
— Кодекс корпоративного управления, одобренный Советом директоров Банка России 21 марта 2014 года;
— Национальный стандарт Российской Федерации «Системы менеджмента качества». Основные положения. ГОСТ Р ИСО 9000;
— Методические рекомендации по организации внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации (приказ Росимущества от 4 июля 2014 года № 249);
— Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита Института внутренних аудиторов;
— стандарты и руководства Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ);
— Международные стандарты ИСО 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководящие указания» и ИСО 31010 «Менеджмент риска. Техники оценки рисков»;
— Интегрированную концепцию построения системы внутреннего контроля COSO;
— Функциональную стратегию построения единой рискориентированной системы внутреннего аудита и контроля в холдинге «РЖД» на период до 2015 года; Функциональную стратегию управления рисками в холдинге «РЖД» и другие нормативные документы компании.
Следует отметить, что эффективная практика по созданию систем внутреннего контроля, аудита, управления рисками, противодействия коррупции накоплена органами государственного контроля России.
25
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
Так главным органом государственного аудита страны — Счетной палатой Российской Федерации — уже давно создана и продолжает совершенствоваться система стандартов государственного аудита (контроля).
Система стандартов Счетной палаты Российской Федерации в соответствии с нормами Лимской декларации ИНТОСАИ создает в России все условия для предметной и результативной работы по основополагающим моментам совершенствования внутреннего аудита на высоком международном уровне. Несмотря на различия в функциях и статусе, органы внутреннего и внешнего контроля представляют собой единое целое, они призваны решать общую задачу — обеспечивать использование государственных ресурсов в соответствии с общественно значимыми задачами развития экономики страны. Здесь особое место отводится стандарту Счетной палаты России «Координация и взаимодействие между высшими органами аудита и внутренними аудиторами в государственном секторе».
Проблема дальнейшего развития внутреннего контроля неотделима от проблемы создания единой системы государственного финансового аудита. По нашему мнению, в нашей стране органы исполнительной власти в известной степени самостоятельны в определении статуса и организационных форм служб внутреннего контроля. Именно поэтому особое значение приобретает разработка единых законодательных и методологических стандартов, которые бы обеспечили сведение разнообразных уже функционирующих институтов к единым принципам, при этом не препятствуя свободе предпринимательства, исключая излишнюю зарегламентирован-ность и наложение необоснованных ограничений на бизнес.
Координация и взаимодействие между органами внутреннего и внешнего аудита должны осуществляться на основе соответствующих правовых норм, при этом органы внешнего контроля, проводя аудит, могут полагаться на результаты работы внутренних аудиторов проверяемой организации, если будут убеждены, что в ней создана эффективная система внутреннего контроля и аудита. При этом особо надо подчеркнуть, что главным условием эффективной деятельности внутренних аудиторов является достижение их независимости при выполнении своих должностных обязанностей.
Именно такой подход позволяет создать достаточно сбалансированную систему, которая в соответствии со стандартами обеспечит прозрачность государственных финансов на всех стадиях и уровнях бюджетного процесса, в государственных корпорациях и компаниях с государственным участием. Кроме того, такая система стандартов может послужить методологической и методической базой для организации функции внутреннего аудита и контроля на российских предприятиях, в организациях и компаниях всех форм собственности.
Еще один пример. Эффективная система внутреннего контроля и аудита на основе стандартов создана в Федеральном казначействе.
26
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
Внутренний аудит осуществляется главными администраторами бюджетных средств в целях:
— контроля соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета;
— оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
— подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
— подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Внутренний аудит является достаточно новым направлением работы в органах Федерального казначейства. Ранее аудит считался прерогативой исключительно внешних органов, в основном Счетной палаты Российской Федерации. Однако при осуществлении контрольной деятельности представляется чрезвычайно важным иметь такие инструменты, которые наряду с качественной и количественной оценкой результатов деятельности позволяли бы подтверждать достоверность результатов контроля.
Работа по организации внутреннего аудита в Казначействе России базируется на положениях Лимской декларации руководящих принципов контроля, законах и нормативной правовой базе Российской Федерации (включая внутренние документы Федерального казначейства), Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита, а также лучшей практике контрольно-аудиторской деятельности.
В целях регламентации и стандартизации этой работы, прежде всего, было разработано Положение о внутреннем контроле и аудите в Федеральном казначействе, определившее терминологию, понятийный аппарат, принципы, требования и структуру внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Затем, с учетом наличия в прошлом практически в каждом казначейском органе своей собственной системы подготовки и осуществления контрольных мероприятий, реализации материалов проверок, по итогам изучения лучших разработок были созданы стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита, которые применяются контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности. Данные стандарты регламентируют основные этапы осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита (планирование контрольных и аудиторских мероприятий, проведение мероприятий, оформление результатов мероприятий, рассмотрение результатов, подготовка отчетности). Здесь же приведены формы всех первичных документов. Таким образом, разработка и внедрение в практическую деятельность системы стандартов позволило унифицировать контрольно-аудиторскую деятельность всего Федерального казначейства. При этом следует понимать, что контрольно-аудиторский
27
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
процесс должен быть динамичным и меняться в соответствии с изменениями функций, условий и среды работы органов Федерального казначейства.
Но только силами контрольно-аудиторских подразделений обеспечивать качественное и эффективное осуществление внутреннего контроля, особенно технологического контроля, невозможно.
В этой связи был разработан еще один важный документ — Стандарт внутреннего контроля Федерального казначейства, который применяется каждым сотрудником на своем рабочем месте. В качестве формата контроля выбраны самоконтроль и контроль по уровню подчиненности. В ходе операций по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля представляется необходимым, чтобы каждый специалист, прежде чем закончить операцию и передать ее на следующий уровень компетенции, превращался в контролера, еще раз оценивая осуществленные операции. И так по всем уровням, пока соответствующая операция не завершена либо документ не получает окончательного оформления. Таким образом, в системе органов казначейства начат переход от последующей формы внутреннего контроля к его предварительной форме.
Для обеспечения высокого качества контрольно-аудиторской деятельности особенно важно, чтобы люди, которые ее осуществляют, отличались высокими морально-этическими качествами и находились на высоком теоретическом и профессиональном уровне. Работа с кадрами контрольноаудиторских подразделений представляется одним из самых важных направлений в развитии системы внутреннего контроля и внутреннего аудита, поэтому был разработан еще один стандарт — Правила профессиональной этики контролера и аудитора.
Одним из главных факторов, который заставляет совершенствовать систему контроля, конечно, является изменение методов государственного управления. Бюджет 2014—2016 годов (в отличие от предыдущих) сформирован по программному принципу. Соответственно, у Федерального казначейства возникла потребность в перестройке структуры контроля. В связи с тем, что контролировать абсолютно все невозможно, представляется необходимым осуществлять контроль по ключевым показателям, которые в полном объеме характеризуют деятельность казначейской системы.
Данные изменения также требуют формирования нормативной базы, включающей, прежде всего, разработку внутренних стандартов. В настоящее время эта система активно развивается.
Сегодня, говоря о переходе к перспективам развития системы внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства, необходимо отметить два основных направления дальнейшего развития.
Первое направление — это переход от оценки процессов к оценке ресурсов и степени достижения результатов. В этом направлении Казначейство России занимается оценкой эффективности своей деятельности,
28
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
изучает международный и отечественный опыт, лучшие практики, научные разработки. По результатам изучения формируются подходы к созданию Концепции оценки эффективности и результативности деятельности, разрабатываются соответствующие стандарты.
Вторым блоком перспективных вопросов развития системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе является повышение эффективности самой контрольной деятельности. В рамках программно-целевого метода управления необходимо ориентироваться на конечный результат деятельности системы, но при этом понимать, что объем выборки проверяемых документов должен увеличиваться. Из этого следует необходимость максимального использования информационных технологий.
Таким образом, внутренние стандарты играют исключительно важную роль в организации контрольной и аудиторской функции как Федерального казначейства, так и всей бюджетной системы. Но они, на наш взгляд, не живут только своей жизнью, а должны быть интегрированы в национальную систему внутреннего аудита.
Вместе с тем в российской действительности лучшей отечественной практике пока не уделяется должного внимания. В идеологию деятельности служб внутреннего аудита и контроля закладывается прямое копирование стандартов американского The Institute of Internal Auditors. Хотя эти стандарты не имеют правовой основы для действия на территории Российской Федерации, не в полной мере учитывают российское законодательство, отличия российского бухгалтерского учета от систем, принятых за рубежом, особенности налоговой системы, а также особенности отечественного бизнеса.
При этом следует отметить, что в ведущих европейских странах (Германия, Франция и др.), используя общие принципы международных стандартов внутреннего аудита The Institute of Internal Auditors, INTOSAI разрабатывают собственные стандарты с учетом нормативной базы страны и запросов национального бизнеса. Еще более независимую, национально ориентированную позицию занимают корпорации и государство в Японии.
Принципы построения СВК в японских компаниях лишь в незначительной степени учитывают наиболее известные в мировой практике документы, например Закон Сарбейнза-Оксли, некоторые другие. Однако исходя из национальных особенностей бизнес-практики, менталитета и корпоративной организации компаний, в Японии сформирована своя нормативная база, которая закладывает собственные принципы построения систем внутреннего контроля и внутреннего аудита.
При наличии достаточно жестких требований к обеспечению прозрачности и достоверности отчетности и всей системы финансово-экономических параметров деятельности компании, законодательство Японии
29
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
и биржевые правила жестко не регламентируют организацию внутреннего контроля, оставляя за компанией право самой выстраивать ее архитектуру, разрабатывать собственные политики, стандарты и инструкции исходя из миссии, долгосрочной стратегии компании, особенностей ведения бизнеса, национального менталитета, состояния внутренней и внешней среды. В результате система корпоративного управления и внутреннего контроля в японских компаниях является одной из наиболее эффективных, гибких, свободных от стереотипов.
Такой же подход необходим и в создании национальной системы сертификации специалистов по внутреннему контролю и аудиту, которая должна базироваться на национальных стандартах. Сертификат должен стать одним из основных документов, который наряду с дипломом о высшем образовании и с учетом опыта работы, подтверждал бы профессиональный уровень внутреннего аудитора.
Сейчас определенными группами лоббируется признание таким документом американского сертификата «Certified Internal Auditor» (CIA). И даже в «Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации», утвержденные Росимуществом в июле прошлого года, в завуалированной форме включено положение о наличии в комиссии по внешней оценке качества аудита хотя бы одного члена с указанной иностранной сертификацией. С этим, конечно, нельзя согласиться.
Таким образом, на наш взгляд, назрела необходимость создания собственной национальной системы стандартов внутреннего аудита и национальной системы профессиональной сертификации, использующих разработки и методологию авторитетных международных организаций (ИНТОСАИ, Института внутренних аудиторов, Института сертифицированных финансовых менеджеров), но опирающихся, прежде всего, на лучшую отечественную практику, которая во многом не уступает зарубежной, а порой опережает ее. Но главное — лучшая отечественная практика основывается на российской нормативно-правовой базе, стратегии социально-экономического развития нашей страны, исходит из отечественных реалий, международных и внутренних вызовов, интересов нашего государства, как на современном этапе, так и в дальнейшей перспективе.
К разработке национальных стандартов необходимо привлекать национальные профессиональные объединения, союзы промышленников и предпринимателей, профильные кафедры лучших российских вузов, отечественную науку. Также важно очень взвешенно подходить к использованию методологий, предлагаемых иностранными консультантами (даже давно работающими на российском рынке), так как они, прежде всего, ориентированы на западные теорию и практику. При этом являясь неотъемлемой составной частью мировой экономической системы, активными ее участниками, отечественные игроки рынка должны изучать и
30
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
использовать передовые зарубежные практики, международные стандарты и другие эффективные инструменты, но с обязательной их адаптацией к национальным условиям, особенностям и интересам.
После разработки проектов национальных стандартов необходимо их широкое обсуждение. При этом исключительно важен тщательный подбор экспертов, которые должны быть компетентными, хорошо теоретически подготовленными, иметь достаточный опыт практической работы, авторитетными и признанными профессиональным сообществом, быть национально ориентированными и свободными от лоббизма каких-либо отдельных групп.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 года) [Электронный источник] URL: www.consultant.ru (дата обращения: 29 декабря 2014 года).
2. Демидов А.Ю., Иванов О.Б., Мовчан С.Н. Система стандартов внутреннего аудита — основа его эффективного функционирования // Аудиторские ведомости. 2015. № 1. С. 42—54.
3. Иванов О.Б. Практика построения риск — ориентированной системы внутреннего контроля и аудита в ОАО «Российские железные дороги» // Экономические науки. 2014. № 4. С.111—116.
4. Иванова С.В. О непрерывном образовании в сфере политики: подходы и решения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 5-18.
5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 90002008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 года № 470-ст. [Электронный источник] URL: www.consultant.ru (дата обращения: 29 декабря 2014 года).
6. Стандарты и руководства Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). URL: http: // www.iktosai.org/ (дата обращения: 29 декабря 2014 года).
7. The Institute of Internal Auditors. International Professional Practices Framework (IPPF). 2013 Edition.
8. Committee of Sponsoring Organizations. Improving Organizational Performance and Governance. COSO, 2014.
References
1. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31 iyulya 1998 goda № 145-FZ (redaktsiya ot 29 dekabrya 2014 goda) (Budget Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 № 145-FZ (version dated December 29, 2014) Available at: www.consultant.ru (accessed 29 December 2014) (in Russian).
2. Demidov A.Y., Ivanov O.B., Movchan S.N. The system of internal audit standards — the basis of its effective functioning. Auditorskie vedomosti [Audit
31
России необходима национальная система стандартов внутреннего аудита
Journal], 2015, no. 1, pp. 42—54 (in Russian).
3. Ivanov O.B. Practice of risk- oriented internal control and audit system construction in JSCo Russian railways. Ekonomicheskie nauki [Economic sciences], 2014, no. 4. pp. 111—116 (in Russian).
4. Ivanova S.V. The continuous education in the field of policy approaches and solutions. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and Foreign pedagogy], 2012, no.3, pp. 5—18 (in Russian).
5. Natsional'nyy standart Rossiyskoy Federatsii GOST R ISO 9000-2008 «Sistemy menedzhmenta kachestva. Osnovnye polozheniya i slovar'», utverzhdennyy prikazom Rostekhregulirovaniya ot 18 dekabrya 2008 goda № 470-st.( National Standard of the Russian Federation GOST R ISO 9000-2008 "Quality Management Systems. Fundamentals and vocabulary", approved by Order Rostechregulirovanie of 18 December 2008 № 470-item) Available at: www.consultant.ru (accessed 29 December 2014) (in Russian).
6. Standarty i rukovodstva Mezhdunarodnoy organizatsii vysshikh organov finansovogo kontrolya (INTOSAI) (Standards and guidelines of the International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI). Available at: www.consultant.ru (accessed 29 December 2014) (in Russian).
7. The Institute of Internal Auditors. International Professional Practices Framework (IPPF). 2013 Edition.
8. Committee of Sponsoring Organizations. Improving Organizational Performance and Governance. COSO, 2014.
32