EPISTEMOLOGY & PHILOSOPHY OF SCIENCE • 2016 • T. XLVII • № 1
в
ОРТИ В ПРИНСТОНЕ: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
B
Издательство Кембриджского университета напомнило читателям о философе, пользовавшемся некогда шумным успехом, но уже слегка подзабытом. В пятый том «Философских сочинений» Р. Рорти вошли ранние работы американского неопрагматиста, в которых рассматриваются проблемы психофизического дуализма и тождества, трансцендентальной аргументации, экстенсионализма и интенсионализма, истины, референции и обоснования. Большая часть этих текстов, увидевших свет в 1960-1970-е гг., переиздается впервые. Сборник, предисловие к которому написал Д. Деннет, дает представление об «аналитическом» этапе философского творчества Рорти и головокружительной эволюции его творчества от элиминативного материализма к прагматизму.
Ключевые слова: психофизическая проблема, элиминативный материализм, прагматизм, аналитическая метафизика, Рорти, Пирс, Витгенштейн.
ACK TO PRINCETON: REREADING RORTY
Игорь Давидович Джохадзе — кандидат философских наук, заведующий сектором современной западной философии Института философии РАН. Е-таН: [email protected]
Igor D. Dzhokhadze —
Ph.D. in philosophy, Head of the Department of Contemporary Western Philosophy, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.
The fifth volume of Richard Rorty's "Philosophical papers" published by Cambridge University Press, consists of the works which American philosopher wrote at the very dawn of his career in 1960s and early 1970s. In these essays Rorty addresses issues of transcendental argumentation, the internalism/externalism controversy, mind-body dualism and psychophysical monism, semantic truth, reference and justification. Supplemented by Daniel Dennett's Foreword, the book gives an excellent idea of Rorty's «analytical» writings and his evolution from eliminative materialism to pragmatism. Key words: the mind-body problem, eliminative materialism, pragmatism, analytical metaphysics, Rorty, Peirce, Wittegenstein.
(Рецензия на книгу: Rorty R. Mind, Language, and Metaphilosophy: Early Philosophical Papers ; ed. by S. Leach, J. Tartaglia. Cambridge : Cambridge University Press, 2014. 318 p.)
В первое посмертное издание работ Ричарда Рорти (1931-2007) вошли статьи, написанные американским философом в 1960-1970-е гг., на заре его профессиональной карьеры. В 1961 г. Рорти, выпускник Йеля, перебрался в Принстон, считавшийся в ту пору кузницей аналитических философских кадров. В аспирантуре Йельского университета и в Уэллес-ли-колледже, где Рорти какое-то время преподавал историю философии
RICHARD
RORTY
MIND, LANGUAGE, AND
METAPHILOSOPHY
EARLY PHILOSOPHICAL PAPERS
Stephen Leach and James Tartaglia
226 Book Reviews
и религии, он, по его собственному признанию, «не занимался аналитической философией, потому что не умел; единственным способом сделать карьеру в Принстоне было освоить это занятие» [Rorty, Nystrom, Puckett, 2002: 52].
Тематика исследований раннего Рорти охватывает широкий круг вопросов, обсуждавшихся во второй половине прошлого века в англоязычном философском сообществе. Это проблемы психофизического дуализма и тождества, трансцендентальной аргументации, истины и верификации, неопределенности перевода и др. Излагая идеи классиков (Ч. Пирса, А. Уайтхеда, Дж. Мура) и полемизируя с современниками (П. Стросоном, X. Патнэ-мом, Д. Деннетом), Рорти играючи сопрягает и перетолковывает воззрения авторов, представляющих самые разные направления философии. Этот прием рекон-текстуализации («перемещения книг из одного контекста в другой» [Rorty, 1989: 80], «разыгрывания словарей» [Rorty, 1989: 78]) впоследствии станет излюбленным у Рорти.
Сборник открывается статьей «Прагматизм, категории и язык» — первой из опубликованных работ Рорти (Philosophical Review. 1961. Vol. 70), содержащей анализ «эзотерической... семиотико-метафизической "Системы" Пирса» [Rorty, 1999: 134] в ее сопоставлении с концепциями англо-американских философов XX в. В реконструкции авто-
ра Пирс предстает философом-аналитиком avant la lettre, предшественником Л. Витгенштейна, Г. Райла и У. Селларса. Антиинтуиционизм (отказ от эпистемологической догмы о непосредственном чувственном данном, образующем слой «невыводного» знания) ставит классика американского прагматизма в один ряд с постпозитивистскими аналитическими философами, убежден Рорти, причем место Пирса — в самом начале этого ряда. «Значение понятия определяется суммой практических следствий, из него выводимых», — утверждает Пирс. «Значение слова есть его употребление в языке», — вторит Витгенштейн. «Если интуиция, — пишет он в «Философских исследованиях», [есть] некий внутренний голос, то как я узнаю, каким образом я должен следовать ей? А как мне знать, что она не подводит меня? Ведь если она может вести меня правильно, то она может и сбивать с пути» [Wittgenstein, 1953: § 213, 214]. Основанием нашей уверенности в том, что интуиция не «сбивает с пути», рассуждает Рорти, могла бы быть «интуиция интуиции», или сверхинтуиция, которая, конечно, сама нуждалась бы в основании, и так до бесконечности. «Одно дело — иметь интуицию и другое — интуитивно знать, что это интуиция, — цитирует Рорти Пирса. — Вопрос в том, являются ли эти две вещи, различные в мысли, неразрывно связанными в действительности
i 1
S
И. ДЖОХАДЗЕ
S 1
I
и всегда ли мы можем интуитивно провести грань между интуицией и познанием, обусловленным другим познанием» [Рексе, 1931: 214]. Вывод Пирса: «Не существует знания, которое не было бы логически детерминировано предшествующими знаниями» — созвучен контекстуализ-му Л. Витгенштейна и инферен-циализму У. Селларса. «Всякому знаку предшествуют другие знаки... всякой языковой игре — другие языковые игры», — резюмирует Рорти (р. 34).
Критика позитивистской программы, ее внутренних противоречий и «догм» получает развитие в статье Рорти «Границы редукционизма», опубликованной также в 1961 г. в сборнике «Опыт, существование, благо» [ИоГу, 1961]. Логические позитивисты утверждают, что все языковые высказывания, претендующие на истинность, являются либо эмпирическими гипотезами, либо тавтологиями, либо когнитивно пустыми (бессмысленными) предложениями. Проблема заключается в том, что само это утверждение позитивистов нельзя отнести ни к одной из трех выделяемых ими групп. Редукционизм сам себя опровергает (р. 42).
Значительная часть сборника (р. 106-131, 147-171, 199-207) посвящена обсуждению одной из центральных проблем аналитической философии второй половины XX в. — проблемы сознание-тело. Рорти предлагает свое — элиминативистское —
решение психофизической головоломки, суть которого сводится к устранению (элиминации) ментальных терминов как ненаучных, относящихся к языку folk psychology. Поскольку ощущения, говорит Рорти, являются не чем иным, как мозговыми процессами, термин «ощущение» утрачивает какое-либо особое значение, становится избыточным. Он проводит аналогию между «ощущениями» и «демонами»: подобно «демонам» (с помощью которых люди некогда объясняли болезни, а теперь делают это, ссылаясь на вирусы и микробы), «ощущения» исчезнут из научного сленга (см.: p. 110-113). Словарь психофизического дуализма вместе с набором проблем, в нем сформулированных, отвергается Рорти не как язык онтологически неадекватный (в этом метафизическом смысле адекватным не является и язык нейрофизиологии), а просто как несовременный, операционально малопригодный, в какой-то момент утративший в силу ряда причин культурно-исторического и социального характера свою актуальность и практическую значимость (последнее Рорти предлагает принять на веру, преподнося описываемую им лингвистическую метаморфозу как свершившийся факт). При этом американский философ допускает, что в культуре другого типа механизм элиминации мог бы быть принципиально иным. «Если материалисты правы и нейрофизиологический язык когда-нибудь одержит победу, —
пишет он, — то это произойдет не в силу особых специфических свойств данного языка, определяемых тем, что он возник в теоретической науке. Можно вообразить, что в ином культурном биоме нейрофизиологический язык будет обычным языком повседневной жизни, а менталист-ский — его "научной" альтернативой» (p. 205).
В другом месте, указывая на релятивизацию понятия истины в постпозитивистских концепциях, последовавшую за крушением «абсолютов» эмпиризма, Рорти еще более определенно утверждает, что принятие того или иного высказывания за истинное является «не следствием особого отношения между познающим и неким объектом, к которому относится это высказывание, а способом, каким высказывание соответствует языку данной культуры и обстоятельствам использования его в данное время» (p. 216). «Порядок познания» (ordo cognoscendi), доказывает Рорти, в действительности есть производное от структуры определенного языка на определенной стадии его развития, а вовсе не отражение иерархического «порядка сущего» (ordo essendi), который пыталась раскрыть и описать спекулятивными средствами «картезианская» онтология. Последняя исходила из веры в непогрешимость разума, законы которого рассматривались как вечные, неизменные, абсолютные. Социоэтноцентризм отвергает этот подход и признает
относительность и историчность человеческого познания, его по-грешимость (принцип фаллиби-лизма). «Картезианцы», пишет Рорти, дедуцировали априорные онтологические заключения из чистой рефлексии о природе познания; «посткартезианские» мыслители (Витгенштейн, Остин, Селларс и др.), напротив, считают, что эмпирическое познание не нуждается ни в каком спекулятивном подспорье. Они руководствуются, скорее, праг-матистскими соображениями, заменяя «истину» оправданием («обоснованием»), подразумевая, что «обоснованное» вовсе не означает «раз и навсегда установленное». Обоснованность, пишет Рорти, «определяется не ссылкой на достоверность (certainty), но. указанием на актуальные про- це-дуры оправдания, которые применяются в практике» (p. 218).
Ключевые идеи элиминатив-ного материализма были изложены Рорти в статье 1965 г. «Mind-Body Identity, Privacy, and Categories», вокруг которой развернулись горячие споры. Позиция Рорти была подвергнута критике Дж. Фодором, X. Патнэмом, Дж. Марголисом, Д. Розенталем и другими философами сознания и языка. В ходе этой дискуссии, собственно, и возник термин «элиминативный материализм» (введен в 1968 г. Дж. Корнменом [Cornman, 1968: 15-35]). Со временем Рорти пересмотрел свое отношение к физикалистским теориям тождества и отказался от элиминативизма (как «неуклю-
i 1
I
И. ДЖОХАДЗЕ
жей» [Rorty, 1979: 119] доктрины). После «Философии и зеркала природы» (1979) к обсуждению mind-body problem он уже не возвращался. Так вышло, что «элиминации» у Рорти подвергся сам элиминативный материализм — вкупе с традиционной эпистемологической проблематикой.
В конце 1960-х гг. внимание многих философов-аналитиков (в их числе стоит упомянуть П. Стросона, Дж. Беннета, Б. Страуда) привлекает «трансцендентальная аргументация» — метод рационального доказательства (обоснования) возможности знания о существовании внешнего мира исходя из описания характеристик языка (концептуальной схемы) или научной теории. Не обошел стороной эту тему и Рорти. В статье «Veri-ficationism and Transcendental Arguments» (p. 260-270) он переносит акцент с собственно трансцендентального аргумента на решение вопроса о выполнимости принципа верификации, без которого опровержение скептицизма, по расхожему мнению неопозитивистов, было бы невозможно. Сам принцип Рорти формулирует весьма своеобразно. Осмысленность понятия или утверждения, говорит он, с необходимостью предполагает, что у нас есть
"> представление о примерах его
S применения, но мы можем не ВБ
располагать знанием о том, суще-
8ствуют ли в реальности соответствующие объекты и сущности. Для выполнения верификацион-
ного принципа достаточно, таким образом, некоторого псевдосуществования, т.е. «простой веры в существование вещей» (p. 262). Рорти подчеркивает, что этот верификационизм «делает осмысленность независимой от связи "слово-мир" (a word-world connection), а зависимой от связи между видами лингвистического поведения» (p. 265). Понимание смысла приравнивается к знанию отношений внутри «языковой игры».
Четырех философов — Ку-айна, Стросона, Патнэма и Ден-нета — Рорти выделяет особо (каждому посвящена отдельная статья) как представителей новой, аналитической метафизики. Современный концептуальный анализ чужд антиметафизического радикализма, свойственного логическим позитивистам, считает Рорти. Философия обыденного языка начиная с Остина и Райла «дрейфует в сторону реализма» (p. 66); психофизическая проблема, поднятая философами сознания, имеет глубокие корни в истории европейской метафизики. В статье «Do Analysts and Meta- physicians Disagree?» (p. 132-146) Рорти говорит о некорректности противопоставления аналитических философов метафизикам. Оба типа мыслителей, по его мнению, разрабатывают одни и те же проблемы (невозможно провести четкий водораздел между «первопорядковым» метафизическим дискурсом и «второпо-рядковым» аналитическим), раз-
ница только в том, что метафизики ищут «истину бытия», а философы-аналитики — новые, более точные и продуктивные «способы рассуждения», описания реальности (ways of saying things). Интерес к языку вполне естествен и законен, ведь мы не располагаем нелингвистическим доступом к миру; непосредственно данное (nonlinguis-tic awareness) — миф (p. 138, 204-205).
Сборник «Mind, Language, and Metaphilosophy» дает полное представление о творчестве раннего Рорти и эволюции его творчества от элиминативного материализма к прагматизму. Отдельные темы, поднятые начинающим автором, высказанные им идеи и аргументы не утратили своей актуальности и поныне; они все еще обсуждаются в профессиональной философской литературе. Хотя бы поэтому книгу стоит прочесть.
References
Pierce, 1931 - Collected Papers of Ch. S. Peirce. Ch. Hartshorne, P. Weiss (eds.). Vol. 5. Cambridge: Harvard University Press, 1931.
Cornman, 1968 - Cornman /.On the Elimination of 'Sensations' and Sensations. Review of Metaphysics, 1968. Vol. 22, no.1, pp. 15-35.
Rorty, 1961 - RortyR. The Limits of Reductionism. Experience, Existence, and the Good: Essays in Honor of Paul Weiss. I.C. Lieb (ed.). Carbondale: Southern Illinois Press, 1961.
Rorty, 1979-RortyR. Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton: Princeton University Press, 1979.
Rorty, 1989-RortyR. Contingency, Irony, and Solidarity. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
Rorty, 1999-RortyR. Philosophy and Social Hope. N.Y.: Penguin Books, 1999.
Rorty, Nystrom, Puckett, 2002 -Rorty R., Nystrom D., Puckett K. Against Bosses, Against Oligarchies: A Conversation with Richard Rorty. Chicago: Prickly Paradigm Press, 2002.
Wittgenstein, 1953 - Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Oxford: Blackwell Publishing, 1953.