Материалы V Национальной научно-практической конференции «Филологические знания на современном этапе» 4 февраля 2019 года
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
УДК 821.352.3 Н. Б. Бозиева
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик
РОМАНЫ АДЫГСКОГО ПИСАТЕЛЯ М. ГУБЖЕВА: ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА
Аннотация: Статья посвящена исследованию идейно и тематически взаимосвязанных романов адыгского писателя М. Губжева «Умный прокладывает свой Млечный путь» и «Двуногий волк» в контексте их национальной и жанрово-стилевой специфики.
Ключевые слова: адыгский писатель, роман, тематика, национальная специфика, кабардинская постсоветская литература, история.
N. B. Bozieva
Kabardino-Balkar state University. H. M. Berbekova, Nalchik
THE NOVELS OF ADYG WRITER M. GUBZHEV: THEMES AND PROBLEMS
Annotation: The Article is devoted to the study of ideologically and thematically interrelated novels of Adyghe writer M. Gubzhev "Smart paves his milky way" and "two-Legged wolf in the context of their national and genre-style specificity.
Keywords: Adyghe writer, the novel, the theme, national identity, post-Soviet Kabardian literature, history.
«В последние годы кабардинская постсоветская литература вступила в период подъема. Это было вызвано в значительной мере политической активизацией в 90-х гг. ХХ века широких слоёв интеллигенции, которые включились в борьбу за отмену советской идеологии, высвобождение из-под её прессинга и утверждение свободы слова. Девяностые годы были посвящены постижению и идентификации этих сложных, противоречивых, многосторонних процессов. В развитии кабардинской прозы эти годы можно охарактеризовать как период внутренней подготовки к новому этапу, чем как сам новый этап» [2, с. 67]. То, что литература переходного периода носит переходный характер, вполне закономерно и логично. И поэтому заметные изменения в кабардинской прозе этих лет в большей степени связаны с именами уже хорошо известных писателей, нежели с теми, кто приступил к творчеству в девяностых. К ним относится и адыгский прозаик Мухадин Губжев (1913-1997). Тема исторической памяти, поиски историзма и народности, характеризующие художественное развитие прозы 1960-1980-х годов, по-своему преломились в его творчестве.
Стремление проникнуть в своеобразие национального характера, в психологию отдельной лич-
ности, совместить единичное, личное и общественное - характерные черты кабардинской прозы данного периода. Темы революции и Великой Отечественной войны остаются актуальными и сегодня. В произведениях известных прозаиков старшего поколения появились новые акценты. Показательны в этом плане романы «Умный выбирает свой Млечный путь» (1990), «Двуногий волк» (1994) Мухадина Губжева, которые являются высокохудожественными произведениями современной национальной литературы. В романах поднимается тема недавнего прошлого, однако в произведениях ясно виден новый подход, взгляд с позиций сегодняшнего дня.
Роман «Умный прокладывает свой Млечный путь» посвящен переломным в истории нашего народа годам. Роман на русский язык в 1987 г. перевел В. Цыбин. Он вышел под названием «Разбуженные борозды».
«Умный прокладывает свой Млечный путь» охватывает период коллективизации, военные годы и послевоенное время. Трудная пора коллективизации, борьба с кулаками, послевоенное возрождение - все эти испытания герои романа выдержали с честью. Раскрывая в романе суровый драматизм пути, пройденного жителями аула Курш, автор воплощает в их судьбах исторический опыт родного народа. Во всех событиях, происходивших в селе, мы видим главного героя романа Хожева Жамала. Автор сперва представляет героя, а уже это позволяет определить логику развития характера. Вымысел во взаимодействии с логикой, ожидаемым ходом развития событий восстанавливает недостающее звено в приводимых фактах, соединяет друг с другом действительное и возможное.
Привлекает внимание образность, поэтичность языка, колоритные описания быта и традиций кабардинцев.
Значительным идейно-художественным завоеванием М. Губжева в романе «Умный прокладывает свой Млечный путь» является умелое воплощение столь масштабного процесса в индивидуальных судьбах людей, в изображении их повседневного быта.
Своим романом писатель как бы восполняет существенный в кабардинской литературе пробел, воспроизводя судьбы горских народов на одном из значительнейших поворотов их истории. Социально-исторический период, взятый автором, предельно приближен к правде жизни адыгов в этот период.
Второй роман М. Губжева «Двуногий волк» (1994) тематический связан с романом «Умный прокладывает свой Млечный путь». «Сотрудничавший с фашистами муж клевещет на жену, и ее расстреливают. Разобравшись во всем, сын называет отца двуногим волком» [1, с. 147].
Героями романа являются Хупов Мажид, Емы-загов Хажмет, Ямида, Езаов Мазан, Нажмудин, Маржан. Отрицательными образами показаны в романе Езаов Мазан, Хупов Мажид, Сарабий. Цен-
тральными героями романа являются простые крестьяне, не искушенные в политике и мечтающие о спокойной мирной жизни. Социальная активность действующих лиц романа определяется не возрастающим классовым сознанием, а исторической неизбежностью выбора своего пути героями в необычной обстановке. Давая широкую картину военной и послевоенной действительности, М. Губжев не только воссоздает драматические коллизии, но и приходит к значительным морально-этическим и философским обобщениям.
Чтобы раскрыть основную идею романа, автор пользуется различными художественно-изобразительными средствами. Каждый из персонажей романа несет на себе определенную нагрузку, выраженную в форме развернутой коллизии. Правдиво и ярко нарисованы картины быта. Автор умело показывает особенности речи героя, ее разговорная интонация, синтаксис, лексика создают впечатление достоверности. Одновременно рисуется его характер: интересы, убеждения, стремления, ироничность, спокойствие, увлеченность делом. В романе есть сдержанная словесная образность, хотя нет пышных красочных тропов.
«Умный прокладывает свой Млечный путь» и «Двуногий волк», явили читателям серьёзные полотна о человечности и доброте, а также измене идеалам и продажной совести, которые помогают персонажу романа «Двуногий волк» спасать свою шкуру в дни фашистской оккупации.
Герои романов М. Губжева любят свой край, потому что это земля их дедов и отцов, она вскормила и взрастила их. Изображая ратные и трудовые свершения людей, автор в своих романах стремится раскрыть лучшие черты личности человека - его принципиальность, увлеченность идеей, делом, человечность.
В изображении сложных, суровых этапов народной истории М. Губжев не отделывался скороговоркой, а стремился как художник-летописец уловить и раскрыть во всех деталях корни драматических коллизий, которыми так изобиловала окружавшая его жизнь.
Все творчество М. Губжева свидетельствует о том, что писатель стремился нащупать корни и истоки тех значительных общественных перемен, которые произошли в истории кабардинского народа в ХХ веке. Примером этого служат романы «Умный выбирает свой Млечный путь», «Двуногий волк».
Список литературы
1. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX - конец 80-х гг. XX в.). Биобиблиографический словарь. Нальчик: Эль-Фа, 2003. 442 с.
2. Тимижев Х. Т., Тхагазитов Ю. М. Адыгский роман: эволюция жанра и художественно-эстетические особенности. Нальчик: Издательство КБИГИ, 2009. 168 с. References
1. Pisateli Kabardino-Balkarii (XIX - konecz 80-x gg. XX v.). Biobibliograficheskij slovar'. NalChik: E'l'-Fa, 2003. 442 s.
2. Timizhev X.T., Txagazitov Yu.M. Ady'gskij roman: e'volyuciya zhanra i xudozhestvenno-e'steticheskie osobennosti. NalChik: Izdate'stvo KBIGI, 2009. 168 s.
УДК 821.161.1
И. Е. Васильев, Е. О. Осюшкина Уральский федеральный университет, Екатеринбург
МОТИВ СТРАХА В ПОЭЗИИ
В. Г. ШЕРШЕНЕВИЧА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
1910-Х ГОДОВ
Аннотация: В статье рассматривается проявление категории «страшного» на мотивном уровне в творчестве В. Шершеневича раннего периода (первая половина 1910-х годов). Выявляется специфика «страшного» в символистский и футуристический период биографии поэта. Шершеневич-символист использует декадентскую образность, прибегает к широким обобщениям, развивает тему страдания, связанную со смертью и с присутствием потусторонних сил. Однако уже в это время страшное соединяется в ряде случаев с комическим и намечается тема города, как источника опасности и угроз. В футуристический период урбанизм усиливается. Город поворачивается антиэстетическими своими гранями, пугает дьявольским, инфернальным содержанием.
Ключевые слова: Символизм, футуризм, смерть, демоническое, страх, город, дьявол, зло, движение.
THE MOTIVE OF FEAR IN THE POETRY OF V. G. SHERSHENEVICH FIRST HALF OF THE 1910-S.
I. E. Vasilyev, E. O. Osyuschkina Ural Federal University, Yekaterinburg
Annotation: The article discusses the manifestation of the category "terrible" at the motivic level in the work of V. Shershenevich of the early period (first half of the 1910s). The specificity of the "terrible" in the symbolist and futuristic period of the poet's biography is revealed. Shershenevich-symbolist uses decadent imagery, resorts to broad generalizations, develops the theme of suffering associated with death and the presence of otherworldly forces. However, already at this time, the terrible is connected in some cases with the comic and the theme of the city is being outlined as a source of danger and threat. In the futuristic period, urbanism intensifies. The city turns its anti-aesthetic facets, scares
diabolical and infernal and realities.
Keywords: Symbolism, futurism, death, demonic, fear, city, devil, evil, movement.
Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893-1942) за второе десятилетие ХХ века успел поучаствовать в трех модернистских направлениях: символизме, футуризме и имажинизме - каждое из которых привносило что-то новое в его творческую биографию. Так, символизм явился периодом ученичества, подражания В. Брюсову, А. Блоку, К. Бальмонту, западным «проклятым» поэтам; футуризм -этапом поиска себя и само-утверждения; а имажинизм - временем расцвета дарования, активной и плодотворной творческой деятельности Шершене-вича. Именно Шершеневич стал одним из основателей имажинизма и, по сути, главным его теорети-