Научная статья на тему 'Романтизм и виртуальная реальность'

Романтизм и виртуальная реальность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
458
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / РОМАНТИЗМ / СОЗНАНИЕ / VIRTUAL REALITY / ROMANTICISM / CONSCIOUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Марджи Нада Муин

Статья посвящена определению и значению феномена виртуальной реальности в современном мире и ее корнях в истории культуры. Показано, что в романтизме был разработан целый арсенал философско-понятийных и художественно-стилистических средств изображения виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Romanticism and virtual reality

The article is concerned to the definition and importance of such phenomenon as virtual reality in contemporary world and its roots in the history of culture. It is shown that in Romanticism was developed an arsenal of philosophical, conceptual, artistic and stylistic tools and methods for virtual reality’s creation.

Текст научной работы на тему «Романтизм и виртуальная реальность»

РОМАНТИЗМ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Н.М. Марджи

Кафедра онтологии и теории познания Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена определению и значению феномена виртуальной реальности в современном мире и ее корнях в истории культуры. Показано, что в романтизме был разработан целый арсенал философско-понятийных и художественно-стилистических средств изображения виртуальной реальности.

Ключевые слова: виртуальная реальность, романтизм, сознание.

Эпоха постмодерна характеризуется повышенным динамизмом и качественными трансформациями сознания, среди которых особый интерес вызывает виртуальная реальность. Виртуальность — это определенное состояние, которое не существует реально и может возникнуть лишь при определенных обстоятельствах [5].

В словосочетании «виртуальная реальность» отражается возможность пребывания в рамках виртуальности — временного существования в мире, противопоставленном реальному. Основное отличие мира виртуального от мира реального лежит во временном измерении бытия. Реальный мир явлен нам как последовательность прошлого, настоящего и будущего; в него человек возвращается из виртуальности как в некую заданность. Реальный мир представляет собой актуальность, а виртуальный — потенциален по отношению к реальности, от которой он отталкивается.

Виртуальность строится, как правило, на модифицированных представлениях, изъятых из реальности (т.е. посредством творческой работы воображения и продуцирования чувственно-воспринимаемых образов). В ряде исследований указано, что виртуальный мир всегда является порожденным [6. С 33], другими словами, виртуальность порождается субъективной реальностью. Виртуальная реальность есть прежде всего состояние сознания человека, в которое он погружается посредством различных средств. Эти средства в целом можно разделить на две основные группы. Первая — это технические приспособления (компьютерные технологии, телевидение, интернет, кино, звуковые, световые и прочие изобретения, на физическом уровне конструирующие «психологический портал», посредством которого происходит погружение в виртуальную реальность).

Некоторые исследователи проводят границу между, например, просмотром телевидения и компьютерным играми в силу отсутствия ответной интерактивной реакции и неполного вовлечения человека: «Телевидение и другие средства мас-смедиа, книги еще не могут считаться настоящей виртуальной реальностью, поскольку не обладают возможностью интерактивного взаимодействия. Другой уровень вовлеченности в виртуальность дают компьютерные игры» [9]. Однако,

на наш взгляд, фактор наличия интерактивного взаимодействия не является решающим в процессе вовлечения и пребывания в виртуальной реальности, поскольку мы считаем виртуальность именно состоянием.

Вторая — это медикаментозные средства, препараты растительного или синтетического происхождения, посредством приема которых человек физически продолжая пребывать в реальном мире, в своем сознании переходит на качественно новый уровень — виртуальной реальности. Так виртуальная реальность предстает как эскапизм сознания, т.е. желание бегства в другой, супранатуральный мир (пусть и временное).

Привычка уходить в виртуальность иногда становится болезнью (см. термин «зависимость» [7. С. 29]). Хотя несмотря на тревогу относительно, например, роста игромании, ВОЗ пока не решается окончательно признавать интернет-зависимость и чрезмерное увлечение играми болезнью [8], но споры об этом не утихают. В любом случае феномен виртуальной реальности достижим посредством различных методов, но основной причиной возникновения и развития виртуальных технологий является нарастающее желание (или даже потребность) субъекта «убежать» из мира реального. Спрос на такие методы у современного человека все более возрастает.

Философский анализ особенностей виртуального мира сталкивается с методологической проблемой подбора подходящего понятийно-категориального инструментария, позволяющего более или менее адекватно воссоздавать закономерности такого своеобразного объекта, которым является виртуальная реальность. Далеко не все философские школы и направления могут предложить такой инструментарий.

На наш взгляд, одним из наиболее подходящих в этом отношении философских направлений оказывается романтизм. Для обоснования такого вывода рассмотрим детальнее мировоззрение романтиков, которые стремились посредством искусства формировать новую реальность, на пути превращения жизни (повседневных структур бытия) в искусство, а искусство (воображение, фантазию) в жизнь.

Мировоззренческие основания романтизма были сформулированы в конце XVIII —нач. XIX вв. в рамках кружка «йенских романтиков» (братья Шлегели, Новалис, Л. Тик и другие). Далее романтизм распространился по всей континентальной Европе (известен английский, французский романтизм), а впоследствии приобрел свое значение и в России. В центре мировоззрения романтизма — приоритет эмоционального восприятия, чувства над разумом, эмоций над абстракциями. А.Л. Вольский достаточно точно назвал этот процесс «поэтическим познанием универсума» [4]. Для романтизма характерно интуитивное и чувственное восприятие бытия, стремление к переживанию мира, выражению чувств (таких как смятение, страх, таинственность, сомнение, и многих других, наводящих также и на размышления о вечности) (1). Также необходимо обратить внимание на особую роль сна и сновидений в романтическом искусстве — сон в романтизме понимается как новая реальность, отдаляющая человека от повседневного мира. Посредством сновидений в понимании романтиков человек погружается в другую про-

Вестник РУДН, серия Философия, 2016, № 1

странственно-временную среду; любые трактовки и элементы сновидений приобретают особый магический оттенок. Романтики тяготели к мифологическим мотивам и сказочным сюжетам, содержание которых часто было наполнено мистическими и фантастическими компонентами, посредством которых реализовывалось воображение автора [3].

Создание чувственных образов посредством избегания реальности, использования мифологической составляющей, обожествление природы — эти факторы указывают на интенцию к созданию новой реальности, существующей лишь в воображении художника. Тем самым романтики склонны к индивидуализации психологической реальности, эмоциональным коррелятом которой является аффективно-чувственный образ в литературе, живописи или поэзии.

В романтизме был разработан целый арсенал философско-понятийных и художественно-стилистических средств изображения мистической, иллюзорной, идеальной реальности. Романтики широко привлекают для выражение высокой напряженности чувств понятийные и образные контрасты, смешение густых и ярких красок для достижения колорита, их тексты наполнены намеками, полутонами, аллегоризмом, символизмом, архаизмами языка, образов и понятий, поиском импрессионистской музыкальности слов и др. С другой стороны, в поисках средств выражения амбивалентности бытия романтики прибегают и к таким художественно-стилистическим средствам, как безмолвие, молчание, тишина, безграничность («пейзажи без границ») и пр.

Особое внимание романтики уделяли иронии, в которой видели «единственно достойное изображение текучего бытия, не позволяющего искать абсолютных характеристик, „окаменевших форм"... Ирония позволяет „парить" над действительностью, между созиданием и уничтожением, бытием и хаосом, способствует, таким образом, самоосвобождению человека, его свободе. Иронизировать над действительность надо для того, чтобы ее созидать» [3. С. 452], т.е., в конечном счете, превращать реальное в виртуальное. Именно романтики наметили пути осмысления и художественного выражения мира виртуальности, бегства от временных рамок, от настоящего к воображаемому будущему.

Опыт романтиков по созданию воображаемого мира, сотканного из различных трансформируемых воображением образов, позволяет продемонстрировать деформацию отношений между сознанием человека и внешним миром. Виртуальный мир представляет собой лишь мир возможного, потенциальный мир, а он находится в явном противоречии с актуальной реальностью. И эти противоречия романтики попытались абстрактно-понятийно и художественно-образно выразить и осмыслить.

Таким образом, современные представления о виртуальной реальности в определенной мере сложились под влиянием романтической традиции с ее и олицетворением абстрактного, опредмечиванием воображаемого, попытками преодолеть замкнутость психологического мира индивида. Эмоциональные переживания воображаемых (искусственно конструируемых) связей человека с миром на личном уровне заменяют его реальные отношения к миру и таким образом отчуждают

от проблем в реальности. Виртуальное подменяет реальное в пределах «психологической», «субъективной» реальности. Иначе говоря, технологические средства, обеспечивающие виртуализацию реального, помогают современному человеку в бегстве от подлинной реальности, усиливают мотивы и цели эскапизма. Сегодня мобильный телефон с доступом в Интернет становится карманным порталом в такую особую «виртуальную реальность», где индивид ощущает себя популярным и востребованным, когда как в реальности повседневных структур бытия он ощущает тотальную пустоту и никчемность. Очевидно, что чрезмерное увлечение виртуальной жизнью приводит к нарушению не только связей человека с природной действительностью, но и к разрыву связей межличностных, социальных.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Например, эти чувства читатель может переживать при прочтении поэмы «Кристабель» С.-Т. Кольриджа или просмотре картины К.Д. Фридриха «Дерево с воронами».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1914.

[2] Литературная теория немецкого романтизма / под ред. Н.Я. Берковского. Л., 1934.

[3] Найдыш В.М. Философия мифологии: от античности до эпохи романтизма. М.: Гарда-рики, 2002.

[4] Новалис Фрагменты. СПб.: Владимир Даль, 2014.

[5] Новая философская энциклопедия ИФ РАН. URL: http://iph.ras.ru/elib/0628.html.

[6] Носов Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000.

[7] Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. ВОЗ, Женева, 1996.

[8] Существует ли интернет-зависимость? // Наука и жизнь. 2013. № 3.

[9] Шиповская Л.П. Виртуальная реальность (потребность в новых информационных технологиях) . URL : http://esa-conference.ru/wp-content/uploads/ files/pdf/SHipovskaya-Lyudmila-Pavlovna.pdf.

ROMANTICISM AND VIRTUAL REALITY

N.M. Mardzhi

Department of Ontology and Epistemology Faculty of Humanities and Social Sciences Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article is concerned to the definition and importance of such phenomenon as virtual reality in contemporary world and its roots in the history of culture. It is shown that in Romanticism was developed an arsenal of philosophical, conceptual, artistic and stylistic tools and methods for virtual reality's creation. Key words: virtual reality, romanticism, conscious.

BeemHK Py^H, cepua &unoco$wi, 2016, № 1

REFERENCES

[1] Zhirmunskij V. Nemeckij romantizm i sovremennaja mistika. St. Peterburg, 1914.

[2] Literaturnaja teorija nemeckogo romantizma. Ed. N.Ja. Berkovskogo. Leningrad, 1934.

[3] Najdysh V.M. Filosofija mifologii: ot antichnosti do jepohi romantizma. Moscow: Gardariki, 2002.

[4] Novalis Fragmenty. SPb.: Vladimir Dal', 2014.

[5] Novaja filosofskaja jenciklopedija IF RAN. URL: http://iph.ras.ru/elib/0628.html.

[6] Nosov N.A. Virtual'naja psihologija. M.: Agraf, 2000.

[7] Slovar' terminov, otnosjashhihsja k alkogolju, narkotikam i drugim psihoaktivnym sredstvam. VOZ, Zheneva, 1996.

[8] Sushhestvuet li internet-zavisimost'? Nauka i zhizn'. 2013. № 3.

[9] Shipovskaja L.P. Virtual'naja real'nost' (potrebnost' v novyh informacionnyh tehnologijah). URL: http://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/SHipovskaya-Lyudmila-Pavlovna.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.