Научная статья на тему 'Романтическая теология Фр. Шлейермахера'

Романтическая теология Фр. Шлейермахера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
283
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНТИЗМ / ТЕОЛОГИЯ / ЛИБЕРАЛИЗМ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ROMANTICISM / THEOLOGY / LIBERALISM / PROTESTANTISM / INDIVIDUALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скрыпник В.Р.

Данное исследование посвящено философии религии Фр. Шлейермахера, её связям с немецким романтизмом, трансцендентальной философией и Просвещением. В статье рассмотрены важнейшие концепты либеральной теологии Фр. Шлейермахера и её исторические судьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Романтическая теология Фр. Шлейермахера»

Скрыпник В.Р. ©

Профессор, кафедра философии Московского педагогического государственного

университета

РОМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ФР. ШЛЕЙЕРМАХЕРА

Аннотация

Данное исследование посвящено философии религии Фр. Шлейермахера, её связям с немецким романтизмом, трансцендентальной философией и Просвещением. В статье рассмотрены важнейшие концепты либеральной теологии Фр. Шлейермахера и её исторические судьбы.

Ключевые слова: романтизм, теология, либерализм, протестантизм, индивидуализм. Keywords: romanticism, theology, liberalism, Protestantism, individualism.

Немецкий романтизм - одно из ярких явлений немецкой и мировой культуры. Он представлен галереей талантливых поэтов, писателей, философов, литературных критиков: браться Август и Фридрих Шлегели, Гёльдерлин, Новалис, Тик, Арним, Брентано и др. «Романтизм выдвинул одного из крупнейших теологов протестантизма - Фр. Шлейермахера, доведшего религиозное самоуглубление почти до экстаза», - отмечает С.С. Аверинцев. (3,370). Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) - видный философ, ученый, общественный и церковный деятель родился в семье реформатского пастора. Свое образование Фридрих начал в школе города Бреслау (ныне г. Вроцлав). В четырнадцать лет поступил в гернгутерскую гимназию в г. Ниски. Гернгутерство было основано потомками богемских братьев, имеющих свои корни в гусситском движении ХУ в. Несомненно, учение гернгутеров о личном внутреннем общении с божеством, нравственная чистота, антидогматизм оказали влияние на формирование духовного мира будущего философа и проповедника. Позднее, друзья - романтики называли его «гернгутером высшего порядка». В 1787 году он поступает на богословский факультет университета в г. Галле. Здесь помимо богословия, изучает древние языки и философию. Переезд в Восточную Пруссию позволил ему нанести визит И. Канту и получить место проповедника в реформатской общине.

Благодаря знакомству с Фридрихом Шлегелем, Фр. Шлейермахер становится активным участником кружка йенских романтиков, общается с Новалисом, Тиком, Фихте, Шеллингом, Генриеттой Герц. «В среде романтиков царило величайшее оживление, они создали новую литературу, новую философию, безжалостно рассчитывались с неугодными современниками, пародировали, передразнивали, насмехались и забавлялись», - отмечает автор фундаментального исследования Берковский Н.Я. (4, 18) Дух Французской революции питал собой мятежное бунтарство ранних романтиков, которое было тотальным и отвергало бюргерский уклад, традиции культуры, религиозный догматизм, рационализм и антиисторизм Просвещения. Романтики овладели искусством диалектического мышления, которое помогало им преодолеть механицизм Просвещения в трактовке природы, увидеть в природе живой, развивающийся организм, осознать единство природной и социальной жизни.

Метафизической, статуарной картине действительности, романтики противопоставили идею непрерывного развития не только природы, но и общества, в том числе человека. Просвещение оперировало абстракцией человека, лишенного конкретно-исторических и личностных черт. Это был «субъект вообще», обитающий вне времени и пространства, наделенный универсальным, всеобщим разумом. Для романтиков главным в человеке становится не его единообразный разум, а чувство, страсть, интуиция, творческий порыв, абсолютная уникальность и изменчивость. «Романтизм был тем широчайшим

© Скрыпник В.Р., 2016 г.

каналом, по которому новый индивидуализм перетекает в сознание Х1Х века. Гёте дал ему художественное, Шлейермахер - метафизическое основание», -утверждает Георг Зиммель. (7,199) На философию раннего романтизма, в том числе на Фр. Шлейермахера, большое влияние оказали трансцендентализм И. Канта, субъективный идеализм Фихте И.Г. и натурфилософия Шеллинга. И. Кант обосновал творчески-конструктивную роль субъекта в познавательном процессе. Виртуозная диалектика субъекта и объекта, «Я и не-Я» в философии Фихте, способная вывести весь природный и социальный мир из самосознания субъекта, помноженная на энергию воли и пафос свободы, стимулировала патетический энтузиазм романтиков. Если Фихте вывел все законы природы из самосознания субъекта, то Шеллинг сам разум вывел из живой, развивающейся, динамичной природы, одушевляемой Мировой душой. «Шеллингова натурфилософия... всюду видит единую творимую жизнь. Природа и жизнь, суть по Шеллингу, непрерывное творчество, творя самих себя, они себя же самим себе открывают, они возвышаются в своем развитии со ступени на ступень, покамест не кончают миром культуры и человека», - пишет Берковский Н.Я.(4,24-25)

В работе «О мировой душе» Шеллинг утверждает: «В природе действуют две силы: положительная сила возбуждает движение; отрицательная сила возвращает его к самому себе. Обе эти борющиеся силы, представляемые одновременно в единстве и борьбе, ведут к идее организующего начала, формирующего мир в систему. Быть может, его имели в виду древние мыслители, говоря о мировой душе». (12,93) Основные принципы натурфилософии Шеллинга: единство природы, её изменчивость, закон полярности, как движущая сила развития природы, - стали основополагающими для философии Фр. Шлейермахера. Под влиянием Фихте и Шеллинга, Фр. Шлейермахер отказывается от интеллектуального познания в пользу продуктивного созерцания или интеллектуальной интуиции. В работе «Философские письма о догматизме и критицизме» Шеллинг сформулировал свое отношение к пантеистической философии Спинозы и трансцендентальному идеализму Канта -Фихте. Его, в равной степени, не устраивал ни догматизм Спинозы, который между миром и человеком помещает высшее существо, «пастыря этого мира», ни кантовский критицизм, который мыслит Бога в представлениях морального закона. Вместе с тем, интеллектуальное созерцание абсолюта, о котором говорит Спиноза, есть для Шеллинга высшая форма познания, которая открывает в нас чистую абсолютную вечность, осуществляет приближение субъекта к бесконечному. В то же время, значимый урок критицизма заключается в «стремлении к неизменной самости, безусловной свободе, неограниченной деятельности». (12,83).

А.В. Гулыга - один из исследователей философии Шеллинга, отмечает: «Бог Шеллинга изначально бессознателен, сознание существует в нем лишь как возможность, которая актуализируется в процессе саморазвития, восхождения к самосознанию» (6,24) Религиозный модернизм Фр. Шлейермахера, с его идеалом христианства без границ, формировался под сильным влиянием пантеизма Спинозы и, пронизанного пантеистическими мотивами, натурализма Шеллинга. «Без Спинозы нельзя понять воззрения Шлейермахера на религию», - утверждает Рудольф Гайм. (5,506)

В кружке романткиков религиозное направление было представлено Фр. Шлейермахером, Новалисом и Тиком, хотя, в основном, среди них преобладал религиозный либерализм и фрондирующее вольнодумство. Фридрих Шлегель говорил, что богословие это «одна из самых плохих профессий», что «христианство это универсальный цинизм» и собирался сочинить собственную Библию. (5,451)

Важным событием в развитии либеральной теологии были «Речи о религии» Фр. Шлейермахера, написанные зимой 1798-1799 гг. Сравнивая религиозные представления Фр. Шлейермахера и Ф. Шлегеля, Рудольф Гайм писал: «Главное различие между содержанием «Речей о религии» и мнениями Ф. Шлегеля заключается в том, что «Речи» имеют целью сделать образование религиозным, а Шлегель имеет только одну цель - сделать религию образованной».(5, 451) Романтическая теология Фр. Шлейермахера, - уточняет С.С. Аверинцев - стремится «свести Бога в плоскость собственных готовых представлений о

Боге».(3,81) Она культивирует «веру», противопоставляя её догматической религии. Источником веры для неё является не трансцендентное божество, а внутреннее чувство и интенция бесконечности.

Одна из важных гносеологических идей романтиков, это идея единства чувства и созерцания. Она рождается в борьбе с механицизмом и логической рассудочностью, в противостоянии с рационализмом и атеизмом Просвещения. Ни отвлеченный рационализм, ни голая рассудочность, ни механистический детерминизм не в состоянии постичь целостную органику жизни и таинственную глубину духа. Способность схватывания живого восприятия интуитивным созерцанием, еще до расщепления его на чувственную и рассудочную компоненту, - важнейшее условие проникновения в тайну религиозной жизни. Это проникновение иррационально и мистично, оно целостно и мгновенно.

Надо учесть, что Фр.Шлейермахер жил в эпоху религиозного кризиса, вызванного идеями Просвещения и успехами научного познания. Он осознал невозможность удержать бастионы традиционной религии под напором безбожия и скептицизма. Новому времени, поверившему в силу научного знания, надо было предложить новую форму религии, которая могла бы пройти цензуру критического мышления. Не имея возможности отстоять трансцендентного Бога исторической традиции, Фр. Шлейермахер пытается спасти религию, отступив на линию пантеизма Спинозы и еще далее, к первоединому Платона и неоплатоников. При этом он использует диалектику саморазвивающегося «Я» Фихте и разработанную Шеллингом пантеистическую, органическую модель природы. Цель Фр.Шлейермахера «прививать и вселять всякую религию всевозможными путями». Вместо веры в трансцендентного личного Бога, провозглашается вера в божественную, творческую мощь природы. Религия есть «чувство и вкус к бесконечному». - утверждает Фр. Шлейермахер. (11.21) Среди своих современников Фр. Шлейермахер ищет ревнителей духа и веры, которых еще не затронул тлетворный порок наживы и религиозного индифферентизма. Просвещение и Французская революция подорвали основы религиозной веры, как в её католическом, так и протестантском варианте. Перед пастором протестантского прихода в Берлине - Фр. Шлейермахером, возникла трудная задача: ценой отречения от традиционной веры, спасти остатки религиозности, растворив её в безличной божественности мистического пантеизма и доказав наличие её атрибутов - бесконечности и вечности - не только в природе, но и в чувстве, и в научном разуме.

Опираясь на романтические принципы индивидуализма и творческой свободы, он заложил основы либерального богословия, получившего развитие в ХХ веке у Эрнста Трёльча, Пауля Тиллиха, Георга Зиммеля, Карла Барта и др. Однако, как свидетельствует исторический опыт, это была Пиррова победа, лишь отстрочившая торжество безбожия, но уже в логике либерального тоталитаризма. Как писал Пауль Тиллих: «Продумав идею оправдания верой до её логического завершения, я пришел к парадоксу о вере без Бога».(10,462). Для Фр.Шлейермахера мир - это зеркало, в котором мы можем видеть, как наше собственное отражение, так и образ великого божества, растворенного в природе. Окружающая нас реальность и, мы сами, пронизаны невидимыми токами божественного духа, который доступен восприятию лишь избранных людей, наделенных даром постижения божественного. Эти избранные посланники, обладая даром слова, открывают земным, чувственным натурам мир духа, по своей красоте и притягательности превосходящий чувственный мир. Человек, достигший уровня высшей религиозности, спускается в низшие этажи, где он чувствует себя «просветителем дикарей». Этот новый жрец среди варваров обращает их к вере «светло выражая всем своим поведением и существом свое высшее сознание». (1.184)

У Фр. Шлейермахера не человек идет к Богу, а вера и благочестие исходят из высшего сознания человека. Характерно, что подчеркивая определяющую роль чувства в религии, Фр. Шлейермахер постоянно апеллирует к высшему сознанию, которое пользуется понятиями и не имеет прямого доступа к религиозному чувству. Это указывает на скрытый в религиозном модернизме гностицизм, подменяющий религиозное переживание религиозным познанием.

При объяснении истоков благочестия, следует исходить из личностного начала, из глубин индивидуального духа, - полагает Фр. Шлейермахер. Как отмечал Георг Зиммель: «Романтизм был тем широчайшим каналом, по которому новый индивидуализм перетекает в сознание Х1Х века. Гёте дал ему художественное, Шлейермахер - метафизическое основание». (7, 199). Единственным критерием для оценки всех древних и новейших форм религии является разум. Шлейермахер стремится создать такой образ религиозной веры, который бы выдержал строгую проверку критического разума. В обновленной религии не должно быть ничего «от грубых суеверий» прошлых времен. Задача религиозного реформатора: «Вырвать прекрасную и высокую сущность религии... из рабства схоластического и метафизического духа варварских и холодных эпох». (1,61). Традиционная вера отождествляла религию с метафизикой и моралью. Шлейермахер задался целью показать, что подобное отождествление несостоятельно и что религия это совершенно особая сфера духа, хотя она предстает в постоянном смешении с другими формами духовной практики: моралью, метафизикой, наукой. Главная задача Шлейермахера -определить религию в её самобытности, в её собственном предмете, не смешивая с привходящими дисциплинами. Или, как он сам определил: «Познавать вещи в их самобытной сущности». (1, 79)

По Фр. Шлейермахеру, есть два пути приближения к вере: путь внешний и внутренний. Первый предполагает знакомство с историей религии, а также с догматическими философскими системами, толкующими религиозную веру. Ясно, что в этом случае речь идет не об истоках и природе самой религиозной веры, а лишь о её догматическом двойнике и функциональной целесообразности. Кто прибегает к утилитарным аргументам ради популяризации религии, «тот лишь умножает презрение, которым она уже окружена». (1,65). Второй путь предполагает пристальное внимание к глубинам человеческой души, к её эмоциональным и духовным взлетам. Только на этом пути возможно подлинное открытие религиозной веры.

Бог для Шлейермахера - это мистическая творческая сила природы в духе Спинозы: «С благоговением преклонитесь со мной перед тенью святого, отверженного Спинозы! Его проникал высокий мировой дух, бесконечное было его началом и концом, вселенная - его единственной и вечной любовью. Он был исполнен религии и святого духа». (1, 85). Шлейермахер отвергает трансцендентного Бога, как в редакции теизма, так и деизма. Значит, остается мистический пантеизм в духе Спинозы или Шеллинга. Это Бог мистического вдохновения и сублимированного экстаза, Бог экзальтации и страсти, Бог непознаваемый, иррациональный, покрытый непроницаемой тайной. Бог у Шлейермахера полностью замещен понятием «вселенная». Чувство, которое возникает у человека под воздействием вселенной, должно слиться с внутренней полнотой его собственной жизни. Это слияние и есть точное отображение религиозной жизни.

Для обоснования религиозной веры Шлейермахер устремляется на поиски вечных истоков религиозности и благочестия, локализованных в глубоких тайниках индивидуального духа. Эта религиозность универсальна, всеобща, неопределенна, безлика. Это чистая мистическая энергия способная принять любую форму, любое облачение, и она не имеет ничего общего с историческим христианством. Точнее, историческое христианство оказывается её преходящей и устаревшей формой воплощения. Отсюда делается вывод, что каждый человек потенциально религиозен, и что субстанция религиозности может принимать любую форму: христианства, ислама, буддизма. Все эти конкретные формы религиозности абсолютно равноправны.

Еще один важный постулат новой религиозности: Бог не вне мира, не в храме, не в древнем предании, не в религиозных догматах, - «Бог в глубине твоего духа».(1,70) Реальные контуры традиционного христианства утрачивают свою конкретно - историческую реальность и тонут в духовной интенции некого бесконечного и вечного субстрата: «Религия есть жизнь в бесконечной природе целого, во всеедином, в Боге, - жизнь, обладающая Богом во всем и всем в Боге». (1,80) На поверку, это чистой воды пантеизм, это Платон,

неоплатонизм, Николай Кузанский, Спиноза, ранний Шеллинг, Якоб Бёме. Это чистая божественность, растворенная в космосе. Это не Бог-личность, не Христос, не божественная Троица, не христианская традиция, это мистический пантеизм: «Религия - откровение бесконечного в конечном». (1, 80). В противовес религиозному фундаментализму, требующему незыблемости религиозных догматов, религиозный модернизм Шлейермахера утверждает изменчивость и пластичность всех форм религиозности. Чувства и восприятия противятся систематизации и дискурсивной логике. Истинное благочестие обходится без системы. По мнению Шлейермахера, догматы и вероучения это лишь «общее обозначение для определенного чувства, в котором религия сама по себе не нуждается».(1,136).

Фр.Шлейермахер наносит историческому христианству сильнейший удар под видом развития религии. Он утверждает идею протестантского либерализма и, не знающего границ, религиозного сервилизма. Бог низводится до безличной, аморфной божественности, растворенной во Вселенной. Мерилом религиозности объявляется субъективное чувство. «Абсолютная точка отсчета в религиозной жизни, это человек как нравственно чувствующее существо, как воображаемая часть целого духовного мира», - заявляет Шлейермахер . (1,108) Любое концептуальное постижение религии, все богословие считается несостоятельным и вредным. Вся ортодоксальная традиция христианской веры демонизируется, как сфера, порождающая насилие, нетерпимость и религиозные войны. И это заявляет пастор протестантской церкви, призванный защищать её от нападок врагов и недоброжелателей.

Религиозный модернизм не приемлет традиции, предания, канона, догматов, узаконенных норм хоть в какой-то степени ограничивающих духовную свободу: «Всякий религиозный человек создает себе сам свою аскетику, в какой он нуждается, а не ищет какой - либо нормы». (1,109) Вместо понятия Бога, Шлейермахер использует многообразные эвфемизмы: божество, единое, целое, бесконечность, вселенная, мир, живое бескачественное существо, высшее существо, высшая необходимость, высшее единство, идол, фетиш, религиозность, благочестие. Бог - это бесконечность природы, разлитая в природе божественность, некая плерома, скрепляющая мир в единство и целостность. Воспринимать его как отдельный субъект и поклоняться ему, было бы ошибкой: «Бытие Бога до мира и вне мира.. .есть бесспорно пустая мифология». (1, 95)

Поиск новой религии, основанной на экстракте «чистой религиозности», религии абсолютного духовного своеволия, религии, свободной от нравственных обязательств, - все это специфически немецкое проявление религиозного либерализма. В сфере церковной организации автор выступает за полный организационный произвол и хаос. Смысл либеральных требований протестантского реформатора заключается в формуле: каждому верующему, отдельную церковь и отдельного наставника. Это требование продиктовано радикальным смещением объекта веры с трансцендентной, божественной личности на религиозные чувства верующего: «Учителя и ученики должны иметь право с полной свободой отыскивать и выбирать друг друга». (1, 202) Либеральное богословие смещает центр веры с трансцендентного Бога на человека, наделяя его безграничной свободой в выборе объекта поклонения, характера религии, типа морали. Это означает не только полный разрыв с ортодоксальной верой, но и прямой путь к безбожию. Идея либерального богословия содержит в себе внутренне противоречие, где безусловный характер веры оказывается в прямом конфликте с либеральным требованием её относительности. Как проницательно заметил О. Шпенглер: «Всякая религиозность космополитического толка зиждется на самообмане. Степень набожности измеряется её отношением к толерантности». (14, 606)

Логика либерализма с её тягой к абсолютной свободе и релятивизму, внедренная в тело богословия, выполняет функцию разрушения и ведет к утрате христианских корней европейской цивилизации. Запутавшись в сетях глобализации, мультикультурализма, толерантности и экспансионистской демократии Запад рискует окончательно утратить свою культурно-историческую идентичность.

Литература

1. Шлейермахер Фр. «Речи о религии к образованным людям её презирающим. Монологи», М.,1994.

2. Шлейермахер Фр. «Герменевтика», СПб.,2004

3. Аверинцев С.С. «Собрание сочинений. София-Логос. Словарь» К.,ДУХ1 Л1ТЕРА, 2006

4. Берковский Н.Я. «Романтизм в Германии». Л., 1973.

5. Гайм Рудольф «Романтическая школа», СПб., 2006

6. Гулыга А.В. «Философское наследие Шеллинга» в книге: Шеллинг Ф. «Сочинения в двух томах», т.1, М., 1987

7. Зиммель Георг «Избранное. Созерцание», т. 1, М.,1996

8. Михайлов А.М. «Эстетические идеи немецкого романтизма» , в книге: «Эстетика немецких романтиков», М., 1987

9. Попов Ю.Н. «Философско - эстетические воззрения Фридриха Шлегеля», в книге: Ф.Шлегель «Эстетика. Философия. Критика», т.1. М., 1983

10. Тиллих Пауль «Избранное. Теология культуры», М., 1995

11. Франк С. Л. «Личность и мировоззрение Фр. Шлейермахера», в книге: Шлейермахер Фр. «Речи о религии к образованным людям её презирающим. Монологи», М.,1994

12. Шеллинг Ф. «Сочинения в двух томах», т.1, М., 1987

13. Шлегель Ф. «Эстетика. Философия. Критика» в двух томах, т.1, М., 1983

14. Шпенглер О. «Закат Европы», т.1, М., 1993

15. «Эстетика немецких романтиков», М., 1987

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.