Научная статья на тему 'Романский портал в Эгисхейме: роль геополитического фактора в датировании памятника'

Романский портал в Эгисхейме: роль геополитического фактора в датировании памятника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
305
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТАЛ / РОМАНСКИЙ / СКУЛЬПТУРА / ЭЛЬЗАС / СВ. ПАВЕЛ / ДАТИРОВКА / ST. PAUL / PORTAL / ROMANESQUE / SCULPTURE / ALSACE / DATING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макий Ирина Ивановна

В данной статье рассматривается проблема датирования романского портала, расположенного во французской провинции Эльзас. Особое значение придается в процессе датирования геополитическим факторам, которые могут дополнять документальные свидетельства связанные с монументальной скульптурой этого времени. Рассмотрение памятника в свете локальных геополитических реалий помогает показать существующую датировку в ее сопоставлении с тенденциями, свойственными европейской скульптуре начала XIII в. Геополитический контекст как элемент, дополняющий стилистический анализ, дает возможность по-новому взглянуть на историческую и художественную ценность памятника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of geopolitical factors in the successful stylistic analysis and dating of the Romanesque portal in Egischem

This article considers the dating a portal of the Romanesque period located within the French province of Alsace. Specifically in relation to the role of geopolitical factors in the dating process given the lack of documentary evidence relating to monumental sculpture of this era. Considering the monument in the light of local geopolitical realities helps to displace the existing dating and correlates with the European trends in sculpture of the early 13th century. As an additional element of stylistic analysis geopolitical context opens up the possibility of a new view of both the historical and artistic value of the monument.

Текст научной работы на тему «Романский портал в Эгисхейме: роль геополитического фактора в датировании памятника»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории

и теории христианского искусства

Макий Ирина Ивановна искусствовед [email protected]

2014. Вып. 4 (16). С. 30-54

Романский портал в Эгисхейме:

РОЛЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ФАКТОРА В ДАТИРОВАНИИ ПАМЯТНИКА

И. И. Макий

В данной статье рассматривается проблема датирования романского портала, расположенного во французской провинции Эльзас. Особое значение придается в процессе датирования геополитическим факторам, которые могут дополнять документальные свидетельства связанные с монументальной скульптурой этого времени. Рассмотрение памятника в свете локальных геополитических реалий помогает показать существующую датировку в ее сопоставлении с тенденциями, свойственными европейской скульптуре начала XIII в. Геополитический контекст как элемент, дополняющий стилистический анализ, дает возможность по-новому взглянуть на историческую и художественную ценность памятника.

Проблема, затрагиваемая в настоящей публикации, — часть обширной темы датирования романской скульптуры. Хронологическое атрибутирование является одной из отправных точек для изучения памятников романской эпохи. Фрагментарность наследия, немногочисленность источников, труднодоступность — частые препятствия к определению возраста скульптурных произведений данной эпохи. И если главные шедевры имеют большую исследовательскую историю, то второстепенные памятники нередко продолжают оставаться на периферии науки. Речь идет о скульптуре скромных приходских церквей, орнаментальных и фигуративных рельефных композициях, замковых камнях, капителях и других фрагментах пластического декора храмовой архитектуры. Во Франции эти памятники по большей части уже включены в инвентарные реестры региональных и национальных служб по охране культурно-исторического наследия, но при этом примеры их вовлечения в научный оборот продолжают оставаться исключением из общего правила. Между тем эти «второстепенные» произведения позволяют не только дополнить наши представления об общих художественных процессах, но и привести к пересмотру самых устоявшихся идей.

Часто расплывчатые датировки таких памятников сочетаются с неустойчивой аргументацией, требующей постоянного пересмотра в свете новых исследований, львиная доля которых принадлежит хрестоматийно известным произведениям. Процесс определения возраста скульптуры данной категории не-

Введение

редко представляет собой своего рода экспериментальную площадку, дающую возможность апробации разных методов изучения, диктуемых конкретными условиями, которыми располагает исследователь. Нередко единственным источником является сам памятник, и в этом случае контекстуальный подход может стать плодотворным дополнением к образно-стилистическому анализу. Настоящая публикация имеет целью обозначить роль геополитического фактора как одного из основополагающих в датировании монументальной скульптуры романской эпохи на примере портала, который разделил судьбу так называемых второстепенных произведений.

Общая характеристика романского портала

церкви Святых Петра и Павла в Эгисхейме

Памятник, о котором пойдет речь, находится во французской провинции Эльзас, в городе Эгисхейм1 (ил. 1). Он относится к храмовым порталам, которыми себя обозначила романская эпоха в этом регионе. Эгисхейм — это небольшой город2, с населением, немногим превышающим 1500 человек, входящий в ожерелье древнейших винодельческих селений в окрестностях Кольмара — административного и культурного центра южного Эльзаса. В европейской истории Эгисхейм известен как место рождения папы римского Льва IX, жившего в XI в.3 В центре города и сегодня находится замок, воссозданный в 1-й трети XIII в. на руинах древнего сооружения4 — предположительно свидетеля первых лет жизни Бруно фон Эгисхейма, будущего папы римского5.

Портал украшает приходскую церковь святых Петра и Павла, которая возвышается на соседней площади. Настоящее здание церкви возникло в нач. XIX в.6 на месте древнего строения, его происхождение теряется во времени. Несколько косвенных свидетельств дают ученым право отнести его основание

1 Эгисхейм (фр. Eguisheim) — коммуна во Франции, находится в регионе Эльзас. Департамент — Нижний Рейн. Входит в состав кантона Винценхайм. Округ коммуны — Кольмар.

2 Юридический статус города Эгисхейм получил около 1257 г., вместе с окончанием строительства городской стены. См.: Encyclopédie de l'Alsace. 1983. T. 5. С. 2661.

3 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 18901907. «Лев, папы римские»; Parisse M. (dir.). La vie du pape Léon IX: Brunon, évêque de Toul (trad. de M. Goullet). Paris, 2009. 2e éd. С. 155.

4 Metz B. Eguisheim fortifié // Au pied des trois châteaux. L'Annuaire de la Société d'Histoire et d'Archéologie. Eguisheim, 2004. T. III. С. 14-26; Salch Ch.-L. Dictionnaire des châteaux de l'Alsace médiéval. Strasbourg, 1976; Encyclopedie de l'Alsace. С. 2657-2658; Recht R. Dictionnaire des châteaux de France, Alsace. Paris, 1980. С. 48; Koch J. Le château urbain d'Eguisheim. Un état de la question // Château-forts d'Alsace. 2000. T. 4. С. 5-18; Dehio G. Zwei romanische Zentralbauten // Zeitschrift für Geschichte der Architektur. 1907/1908. Т. 1. С. 250-253.

5 Замечание о том, что именно в этом замке родился папа Лев IX, не имеет документального подтверждения, это не более чем дань устной традиции. См.: Arnhold Ch.-H. Notices archéologiques sur Eguisheim // Saisons d'Alsace. 1954. Т. 6. С. 132-141. По вопросу о точном месте рождения Льва IX см.: Metz B. Quatre châteaux pour le berceau d'un pape//Léon IX et son temps / G. Bischoffet B.-M. Tock (dir.). Strasbourg, 2002. С. 111-130.

6 BucherS. Eguisheim, église paroissiale Saints-Pierre-et-Paul. Regensbourg, 2011. С. 3.

Ил. 1. Романский портал церкви Ил. 2. Фрагмент средневекового здания

святых Петра и Павла в Эгисхейме, церкви святых Петра и Павла в Эгисхейме,

нач. XIIIв. 1-я пол. XIIIв.

к кон. XI в.7 От средневекового сооружения сохранилась башня-колокольня, которая и в наши дни продолжает оставаться высотной доминантой в ансамбле застройки, тесным кольцом окружившей церковную площадь (ил. 2). Как показывает маркировка на участке в память об исчезнувшем храме, башня-колокольня предваряла в древности главный вход в церковь, являясь частью культового пространства, называемого аван-неф или нартекс8. В современной церкви башня-колокольня оказывается сдвинутой вправо по отношению к центральной оси главного фасада, она несет следы переустройств последующих столетий. Так, например, центральный арочный пролет западного фасада башни был заложен предположительно во 2-й пол. XIII в., его заменил узкий дверной проем в готических формах, который значительно уменьшил поток света, проникавшего в древности под своды аван-нефа, в глубине которого и находится портал.

Вход в средневековую церковь сегодня выглядит как боковой придел внутреннего пространства нового здания, отделенный от него кованой решеткой,

7 Wilsdorf Chr. l'Eglise Saint-Pierre d'Eguisheim aux XIe et XIIe siècles et ses rapports avec la Feldkirch de Wettolsheim, d'après les textes inédit || Bulletin du canton de Wintzenheim. 1982. N°4, juillet. C. 47-49.

8 Sapin Chr. (dir.). Avant-nef et l'espace d'accueil dans l'église entre le IV et le XII. Actes du colloque international du CNRS, Auxerre, 17-20 juin 1999. Paris, 2002.

а всегда закрытая дверь западного фасада башни-колокольни исключает фронтальную точку зрения на портал, который в древности предварял вход в неф. Богатство иконографической программы, классическая элегантность форм, значительные остатки полихромии и качество пластической разработки поверхностей выделяют это произведение из ряда других образцов архитектурной скульптуры Эльзаса кон. XII — нач. XIII в.

Структура и символический смысл портала

Структура рассматриваемого памятника представляет собой ансамбль элементов, следующий классической схеме романского портала: глубокая ниша, в которую вписаны стрельчатые дуги архивольта, колонки с капителями и высокими базами сложной профилировки. В обрамлении этого импозантного архивольта, над дверным проемом, представлены фигуративные изображения тимпана и наддверного фриза, выполненные в технике высокого рельефа. Небольшого формата дверь фланкируют колонны — по три с каждой стороны. Всю структуру дополняют две внешние полуколонны, которые, в отличие от монолитных колонн, выполнены, как и весь храм, из отдельных блоков местного желтого камня, так называемого песчаника Руфаха. На южном фасаде башни можно обнаружить подобную им полуколонну, со скромной капителью в виде листьев лотоса. Эти три полуколонны составляют одно целое с плотью стены, условно датируемой кон. XI в.9 Они свидетельствуют о скромности предыдущего портала до его последующего переустройства в период 1220—1240 гг.

В обновленной версии вход в храм был украшен архивольтом сложной профилировки, в котором чередуются цилиндрические и вогнутые дуги стрельчатой формы. На их поверхности различимы рельефные изображения цветов. Вариативные по форме, они интегрированы в полихромную роспись. В этой росписи причудливо сочетаются геометрические и натуралистические мотивы, образуя декор, интригующий глаз обилием повторяющихся деталей и разной последовательностью в их распределении. Сочетание скульптурного и живописного начал в оформлении архивольта создает впечатление чрезмерной декоративности. Пластические элементы по тонкости исполнения выглядят несколько необычно в структуре монументального произведения и, по всей вероятности, отражают влияние техник работы в миниатюре и ювелирном искусстве. Обращает на себя внимание также и то, что размеры и декоративная пышность архивольта диссонируют со скромными размерами дверного проема, еще раз утверждая нас в мысли о многоэтапности создания портала.

На поверхности колонок, фланкирующих дверной проем и развивающих тему триумфального входа, также сохранились значительные остатки красочного слоя. Насыщенная по тону, предположительно красная охра могла ассоциироваться с порфиром10. Колонки увенчаны двухъярусными капителями из стили-

9 Meyer J.-P. Voûtes romanes. Architecture religieuse en Alsace de l'an mil au début du XIIIe siècle. Strasbourg, 2003. С. 337.

10 Полихромия портала, безусловно, не ограничивалась декоративной функцией, придание символичности цвету и вкус к имитации отмечают многие произведения эпохи (см. Wirth J. L'image à l'époque gotique (1148-1280). Paris, 2008. С. 177-182.

зованных растительных форм, таких как листья лотоса или цветочные бутоны. Между колонками и стеной остается значительное пространство, что придает легкость всей конструкции. Массивность архивольта нейтрализуется изяществом колонок, выдавая сугубо декоративный характер этих последних, устроенных согласно техническим приемам ХИ—ХШ вв. Весь портал отмечен тонкостью пластической разработки и классической элегантностью композиционно-декоративной структуры.

В оформлении входа в храм в Эгисхейме использованы элементы из общего репертуара романской архитектуры, отвечавшего прежде всего культовым требованиям своего времени. Согласно Марселю Дюрлиа, «в романскую эпоху портал не является больше преградой, но переходом, образующим вход в церковь. Он стал конструкцией в конструкции, основанной на своей собственной логике... Портал возник на Западе в тот момент, когда появилась идея символического отождествления входа в божественный храм вместе с самим Христом, как о том говорят Евангелия словами самого Христа»11. Мастер Эгисхейма по-новому интерпретирует тему входа в храм, придавая ему черты подчеркнутой декоративности. Все элементы портала образуют импозантное обрамление дверного проема. Они призваны ориентировать внимание зрителя, который неизбежно останавливал взгляд на фигуративных рельефах тимпана и наддверного фриза, занимавших ключевую позицию во всей структуре и имевших экспликативную и педагогическую функцию.

Иконография и стиль фигуративных рельефов

Рельефная композиция тимпана представляет фигуру Христа, восседающего на троне (ил. 3). По обе стороны от Него представлены в полный рост апостолы Петр и Павел. Христос изображен с благословляющим жестом правой руки, в его левой руке, на колене, раскрытая книга. Фигуры апостолов уступают по размерам сидящему на троне Спасителю в соответствии со ступенями небесной иерархии. Все персонажи тимпана имеют атрибуты, позволяющие их идентифицировать12. Петр легко узнается благодаря изображению ключа, в руках у апостола Павла — Священное Писание. Крест — символ божественности — в нимбе Христа.

В наддверном фризе портала представлены Мудрые и Неразумные девы. Две группы дев устремились навстречу друг другу, их разделяет сооружение, похожее на башню и имеющее две двери. В левом открытом проеме появляется фигура Христа в красном гиматии, жестом правой руки Он благословляет Разумных дев. Вход в сооружение, символизирующее Царство Небесное, закрыт для Неразумных дев, ряд которых лишен иератической стройности ряда Мудрых дев (ил. 4). Композиция наддверного фриза основана на принципе противопостав-

11 DurliatМ. L'art roman. Paris, 1982. С. 177 (перевод мой. — И. М.).

12Аверинцев С. Петр // Мифы народов мира. М., 1992. T. 2. С. 307; Reau L. Iconographie de l'art chrétien. T. III, 2, P-Z. Paris, 1959. С. 1034-1055, 1076-1100; Male E. Les saints compagnons du Christ. Paris, 1958. P. 87-124; Ouspensky L., Lossky V. Le sens des icônes. Paris, 2007. С. 32.

Ил. 3. Романский портал церкви святых Петра и Павла в Эгисхейме,

нач. XIII в.

Ил. 4. Неразумные девы. Фрагмент наддверного фриза портала церкви святых Петра и Павла в Эгисхейме

ления двух частей, расположенных симметрично по отношению к башне, что сопрягается с идеей противоположности двух моделей христианской жизни.

Иконографический тип Христа не поддается точному определению, несмотря на всю свою внешнюю декларативность. Фигура, сидящая на троне, относится к архетипам всего средневекового искусства, это универсальная модель, которая присутствует во многих иконографических структурах. В местной историографии имеет место интерпретация эгисхеймского тимпана как сцены Передачи Закона, так называемого Traditio Legis13. Однако, исходя из многочисленных отступлений от традиционной иконографии этой темы14, которые обнаруживает данное изображение, будет правомерным утверждать, что настоящая сцена выполнена по мотивам Traditio Legis. В изображении тимпана интуитивным образом соединяются родственные иконографические мотивы, что придает полифо-ничность образному звучанию всего произведения. Тему Второго пришествия Христа раскрывают образы Мудрых и Неразумных дев, которые с кон. XI в. ассоциируются с темой Страшного Суда15.

Тема Церкви как Небесных врат представлена в Эгисхейме в нескольких ракурсах, соответствующих разным уровням прочтения: буквальному — собственно портал, видимый переход, открывающий вход верующим в пространство церкви; повествовательно-символическому — фигура Христа с апостолами тимпана и образы Мудрых и Неразумных дев. Ассоциативный уровень восприятия прослеживается в фигурах Мудрых дев: их образы присутствуют в сирийском гимне VI в., написанном по случаю освящения собора в Эдессе, в котором навстречу верующим открывались пять врат, подобно тому как для пяти Мудрых дев открывается брачный пир16.

Кроме того, ряд элементов, незначительных на первый взгляд, как то: завуалированные руки апостолов17 или Мудрых дев, составляет своего рода «нижний регистр» обозначений и придает смысловую многогранность образам. Так, например, ткань, покрывающая руки Разумных дев, является иконографической деталью, позволяющей отступить от буквального понимания сюжета. Завуалированные руки, так же как и нимбы, монашеские одежды, лампы с маслом18 (ил. 5), соотносятся с темой принесения жертвы, выраженной в византийской традиции в образах жен-мироносиц, а вовсе не являются знаком «уважения», как об этом пишут туристические путеводители19.

13 Http://encyclopedia.jrank.org/articles/pages/3501/Traditio-Legis.; Grabar A. Les voies de la création en iconographie chrétienne, antiquité et moyen âge. Paris, 1979. С. 77-78.

14 О связях иконографии Traditio Legis с другими типами изображений Христа в раннехристианском искусстве см.: Gongar (Y. M.). Thème du «Don de la Loi» dans l'art paléochrétien // Nouvelle Revue Théologique. 1962. 84-9. P. 915-933.

15 Mayordomo M. Klufe Mädchen kommen überall hin... (Von den zehn Jungfrauen). P. 502-515 (source numérique www.ev.theologie.uni-mainz.de).

16 Le Museon. T. 38. Paris, 1925. P. 117-136.

17 О символизме завуалированных рук см.: BocherF. Histoire du costume en Occident, des origines à nos jours. Paris, 1996. P. 98; Reau L. Iconographie de l'art chrétien. T. I. Paris, 1955. С. 226.

18 Rosso S. Eléments naturels // Dictionnaire encyclopédique de liturgie / dir. Sartore D. et Triac-ca A. V. A-L. С. 315.

19 Cocagnac М. Les symboles bibliques, lexique théologique. Paris, 1994.

Фигуративные изображения портала отмечены строгостью и минимализмом форм, диктовавшимися условиями работы скульптора в скромной приходской церкви. Автор рельефных композиций стремится к разработке пластического языка, способного выразить всеобъемлющий смысл божественного послания в сжатых пределах наддверного фриза и тимпана. Стиль позволяет ассимилировать иконографические заимствования в пластически единую структуру портала.

С точки зрения образно-стилистических качеств фигуративные изображения портала отмечены строгостью форм и одновременным поиском их трехмерности. Фигуры апостолов облачены в одежды, ниспадающие тяжелыми вертикальными складками и напоминающие драпировки римских тогатусов20. Гиматий Христа красного цвета, надетый поверх голубого хитона, переброшен через его левое плечо. Ил. 5. Разумные девы. В отличие от прямолинейных складок Фрагмент наддверного фриза портала одежд апостолов, красного цвета одеж- церкви святых Петра и Павла в Эгисхейме ды Христа, сравнимые с императорской мантией21, задрапированы с изысканным декоративизмом, основанным на сложной игре складок.

20 Об использовании античных форм в христианской иконографии см.: Grabar А. L'em-preur dans l'art bysantin. Paris, 1963; Idem. Les voies de la création en iconographie chrétienne, antiquité et Moyen âge. Paris, 1979.

21 Мы сознательно воздерживаемся от нюансирования цвета гиматия Христа, обозначение цвета как «красный» имеет условный характер. Отсутствие химического анализа красочного слоя не позволяет сделать выводы относительно качества пигментов и последовательности красочных слоев. С большой осторожностью можно предположить, что обновлявшаяся полихромия следовала первоначальной диспозиции цветов. Мы также настаиваем на использовании красного цвета в силу его большей семантической значимости, в отличие от пурпура, который ограничивается имперским символизмом. Значительные остатки белого грунта свидетельствуют о стремлении усилить светоносность красочного слоя. Возможно, мастер следовал технике своего времени, описание которой было сделано несколько лет назад на примере памятников Клюни. Так, например, по исследованиям фрагментов полихромии скульптуры Клюни III, датирующейся 1100—1120 гг., представлявшей Христа во Славе, можно предположить, что Его мантия была покрыта краской, имитирующей пурпур с помощью киновари, нанесенной лессировочным слоем поверх красного грунта. Туника же Христа была покрыта охрой, нанесенной на белый грунт, что дает нам возможность представить ее светлую тональность, контрастирующую с темной мантией. См.: Rollier-Hanselmann J., Castandet S. Couleurs

Цвет одежд апостолов менее различим в силу инородных наслоений. На поверхности рельефов можно обнаружить остатки полихромии, приближающейся к фиолетово-красному и голубому22. Облачения Спасителя и святых имеют богато расшитые края, они выполнены в мелком рельефе, несущем отпечаток влияния техник ювелирного искусства. Таким же тяготением к миниатюрности отмечены изображения нимбов, книг в руках апостолов, изобилующие множеством деталей, происходящих из репертуара витражистов, миниатюристов и ювелиров романского периода. Этот стилистический мотив воспроизведения форм одного искусства23 в другом происходит от влияния многочисленных ювелирных мастерских, процветавших в области Мезы и Нижней Саксонии, которые в XII в. были основными производителями предметов церковного культа24.

Идентичные по форме лица трех фигур тимпана показывают трудности в индивидуализации образов. Они отмечены благородством форм и некоторой импер-сональностью. Узнаваемость персонажей обеспечивается атрибутами — знаками внешнего различия. Однотипные лица оживляют глаза, обозначенные углублениями, в которых заметны остатки красочного слоя голубого цвета. Обилие деталей вместе с полихромией завершают впечатление иллюзорности изображения, окончательно «убеждая» глаз в «реальном» присутствии святых и побуждая зрителей тем самым стать непосредственными участниками священной истории.

Фигуры апостолов выполнены в технике высокого рельефа, приближающегося к объемной скульптуре. В изображениях апостолов, которые являются посредниками между Христом и верующими, трехчетвертной разворот также свидетельствует о попытке нарушить герметизм и условность тимпанной композиции и установить связь этих образов со зрителем, однако их диалог пока еще представляется для скульптора проблематичным. Несколько утяжеленные пропорции фигур тимпана, простота и сдержанность их жестов приближают морфологию этих фигур к типажам из народной среды. Трем фигурам тимпана присуще особое равновесие, с одной стороны, иератического характера образов, подобающего изображениям священных лиц, и с другой — простоты и наивности,

et dorures du portail roman de Cluny III. Restitution en 3D d'une œuvre disparue. P. 235-250. URL: http://cem.revues.org/11601

Вопрос о точном соответствии теологической интерпретации красного цвета в изображениях и литургической практике был затронут в статье Knipping D. Le portail ouest de l'église du Saint-Esprit à Landshut // La couleur de la pierre Polychromie des portails gothiques. Actes du Colloque Amiens 12-14 octobre, Amien, 2000 / Verret D., Steyaert D. (dir.). Paris, 2002. P. 46.

22 Будет справедливым ассоциировать фиолетовый цвет одежд апостолов с темой их мученичества, так как этот цвет достигается с помощью смешения красного (символ крови) и синего (символ неба), однако, согласно исследованиям Мишеля Пастуро, Средневековье не практикует прямое смешение цветов, которое выглядит как посягательство на чистоту и подлинность материала, а значит, и на его сакральный смысл. Предположительно, фиолетовый цвет достигался с помощью чередования разных красочных слоев. См.: Pastoureau М. Une histoire symbolique du Moyen Age occidental. 2012. С. 120.

23 По наблюдениям Жана Вирта, стилистический мотив имитации одного искусства другим является феноменом, который проявлялся уже в эпоху Высокого Средневековья. См.: Wirth J. L'image à l'époque gotique (1148-1280). Paris, 2008. С. 178-179.

24 Games G. Dix siècles d'enluminure en Alsace. Strasbourg, 1989. P. 57; Durliat. Op. cit. 1982. С. 313-325.

приближающих их к народной иконографии. Ни одна скульптура этого периода в Эльзасе не относится к такому типу образно-пластической выразительности25. Тонкая моделировка лиц, детали костюмов и объемность тканей — все это демонстрирует стремление к поиску форм, подражающих природе. Скульптор, как бы «реконструируя» внешность святых, создает эффект их присутствия. Антики-зирующая моделировка придавала образам некий аристократизм, а формы портала, развивающие тему триумфального входа, ассоциировались с идеей древности, а значит и подлинности программы.

Пластическая трактовка фигур наддверного фриза также отличается сдержанностью. Складки монашеских одежд Мудрых дев организованы в строгом линейном ритме, поддерживающем архитектонику всего портала. Струящиеся ткани облачений Неразумных дев падают в грациозном движении. Они одеты по моде кон. XII — нач. XIII в.: высокий завернутый отворот укороченного плаща (мантелет), кокетливо накинутого на плечи и скрепленного фермуаром, давшего место характерному для того времени жесту руки, придерживающей цепочку26 (ил. 6). В отличие от некоторой монотонности повторяющихся форм в изображении Мудрых дев, образы Неразумных предоставляют скульптору возможность показать элементы светского костюма, ассоциирующего их с состоятельными прихожанками Эгисхейма. Разнообразные подвески, головные уборы с подвязанным подбородком, несомненно, привлекали взгляд зрителя, который узнавал в рельефах портала знакомые детали повседневной жизни. Эмансипированные жесты, повороты головы и всего корпуса Неразумных дев выражают разные эмоциональные состояния: ожидания, вопрошения, недоумения и надежды. В ранге Мудрых дев царит порядок: отсутствие индивидуальных черт, единонаправлен-ность взглядов, монотонный вертикализм длинных монашеских одежд, импер-сональность образов, равная их идентичности, — придают шествию церемониальный характер (ил. 7). В целом фигуративные изображения портала отличаются сдержанностью пластического решения. Оставляя незыблемой древнюю композиционную основу сцен с ее подчиненностью архитектуре, мастер вводит в изображение множество деталей, происходящих, возможно, из его собственных наблю- Ил. 6. Разумные девы. Фрагмент наддверного фриза дений реальных форм. портала церкви святых Петра и Павла в Эгисхейме

25 Изображения Эгисхейма находят аналогии за пределами Эльзаса и по типу выразительности приближаются к памятникам северной Италии, таким, как, например, тимпан Баптистерия в Парме (1196-1220).

26 BocherF. Histoire du costume en Occident, dès origines à nos jours. Paris, reéd. 1996. P. 135.

Ил. 7. Неразумные девы. Фрагмент наддверного фриза портала церкви святых Петра и Павла в Эгисхейме

Тимпан обрамляет антикизирующий растительный фриз, который не согласуется с размерами фигур, их нимбы «накладываются» на растительный орнамент. Трехмерность фигур вступает в конфликт с условностью декоративных форм. Этот фриз есть проявление влияний позднеантичных форм, наблюдающихся в романской скульптуре как в Византии, так и на «варварском» Западе. Согласно Марселю Дурлиа, «начиная с XI века имеет место продолжение декора, состоящего из бутонов, пальметок... стилизованных листьев, трактованных в форме барельефа. Эта скульптура совсем не сочетается с архитектурой, под сенью которой она выглядит как набор инкрустированных элементов»27. По замечанию того же французского исследователя, в характере расположения этих элементов обнаруживается явная привязанность к особо «чувствительным» частям архитектуры, таким как наддверный фриз, обрамления окон и даже тимпан, чтобы тем самым подчеркнуть значимость этих последних. Таким образом, стилистические характеристики рассматриваемого портала могут иллюстрировать это состояние форм романской скульптуры, отмеченных античным идеалом, которое, по выражению того же автора, является не более чем «проявлением древнего единства Средиземноморья»28.

В свете задачи настоящей публикации, рассматривающей проблематику памятника с точки зрения хронологического атрибутирования романской монументальной скульптуры, следует подчеркнуть, что отмеченный выше полифонический характер иконографической программы портала в Эгисхейме является отражением некоторых тенденций, наблюдающихся в развитии западноевропейской пластики XII века. По мнению современного французского исследователя Елены Тауберт, в европейской скульптуре этого периода отражается состояние религиозной мысли, отмеченной нарастанием неоплатонических идей. По своей программе этот портал вписывается в ряд изображений «Эклезии», которые начиная с XII в., по словам того же исследователя, приобретают синтетическое видение Церкви: «В самом деле, образ Церкви достигается с помощью наложения

27 Durliat. Op. cit. 1982. P. 164 (перевод мой. — И. М.).

28 Ibid.

и сопоставления разных иконографических мотивов, чтобы дать возможность изобразить разные аспекты Еклезии и дать как можно более полный ее образ. Эти изображения могли стать неисчерпаемым предметом для дискуссий, так как эти картины изображают главные истины веры через образ Церкви, представляемой как тело Христа, как супруга и мать»29. Эта же тенденция была прослежена в 50-е гг. XX в. Робертом Виллем, который отметил в монументальной скульптуре Эльзаса кон. XII — нач. XIII в. принцип наложения разных иконографических схем в рамках одного тимпана. Согласно Р. Виллю, портал этого времени представляет собой некий набор «иконографических схем и их аббревиатур»30.

Мы обозначили лишь некоторые аспекты образно-стилистической структуры эгисхеймского памятника, делающие очевидной его принадлежность к позд-нероманскому искусству, которому предшествовал период создания больших порталов в Европе. Иконография этих последних будет впоследствии усвоена и адаптирована к условиям небольших приходских церквей, часто в форме сокращений и «конденсации» нескольких иконографических мотивов в одной композиции. По значимости своей тематики эти порталы не будут уступать своим прототипам на фасадах больших храмов.

По характеру пластического мышления автор портала остается в рамках романского искусства, что выражено в использовании разных техник скульптурной обработки поверхности, в значении детали и, вместе с тем, в интегрированности всей структуры в архитектуру. Произведение в Эгисхейме представляет собой пример структурно-семантического единства архитектурных, скульптурных и живописных форм, которое характеризует порталы эльзасских храмов романской эпохи31.

Существующая датировка памятника

Портал церкви Святых Петра и Павла в Эгисхейме относится к числу самых известных памятников Эльзаса32. Несмотря на признание его исторической и художественной ценности, досье портала состоит из коротких упоминаний описательного характера.

Не став предметом отдельного исследования, памятник многие годы оставался в тени среди главных шедевров Эльзаса, значение которых более очевидно, к которым относят, к примеру, скульптурные комплексы Страсбургского собора, Эшо или Андлоо. Памятник неоднократно рассматривался в разных тематических исследованиях, что является косвенным свидетельством значи-

29 Toubert Н. Un art dirigé, reforme grégorienne et iconographie. Paris, 1990. P. 63 (перевод мой. — И. М.).

30 WillR. Repertoire de la sculpture romane de l'Alsace. Paris; Strasbourg, 1955. С. 15.

31 Will R. Op. cit.; Braun S. Sculpture romane en Alsace. Strasbourg, 2002.

32 Статус портала подтвержден занесением его в национальный реестр Меримэ и инвентарный список региональной службы по охране исторического наследия (Tour: inscription par arrêté du 9 septembre 1933; portail intérieur de la tour: classement par arrêté du 18 septembre 1934, Service de l'Inventaire: référence 0003, inventaire préliminaire, chercheur: Schereur-Lind, date de rédaction du dossier: 1995; Protection: tour et portail intérieur inv. MH 09-09-1933; portail cl. MH 18-09-1934).

тельности данного портала с точки зрения проблематики романской скульптуры Эльзаса.

Чаще всего возникает проблема датирования портала, что делает эгисхейм-ский портал достойной иллюстрацией одного из самых уязвимых аспектов в изучении романской скульптуры Эльзаса, а именно — вопроса ее хронологии. Редкий памятник этого периода в Эльзасе может сравниться с ним по количеству предложений датирования33. В итоге выводы специалистов позволяют соотнести памятник со значительным отрезком времени: 1220 и 1240 гг. Такое разнообразие предложений отражает почти полное забвение памятника, досье которого относится к числу закрытых на полках хранилища региональной инвентарной службы по охране историко-культурного наследия.

В основе наших представлений о портале лежат замечания местных краеведов, немецких и французских историков искусства, уделявших ему с кон. XIX в. не большое место в общих трудах34. Некритическое усвоение современными историками данных предшествующих периодов привело к накоплению неточностей, которые препятствуют адекватному восприятию памятника и его дальнейшему изучению.

Отмеченная выше проблема датировки памятников романской скульптуры Эльзаса, несомненно, связана с атипичной хронологией романской эпохи в данном регионе, которая завершается здесь к 1230-м гг. Период позднего романского искусства в данном регионе совпадает с работой шартрских мастеров на строительстве Страсбургского собора. Согласно периодизации, предложенной в 50-е гг. прошлого века Робертом Виллем, последний период в развитии романской скульптуры Эльзаса соответствует 1190—1240 гг.35 По мнению автора, портал Эгисхейма является одним из последних памятников этой эпохи, которая в скульптуре характеризуется сосуществованием «передовых» готических влияний, идущих из Иль-де-Франс, и архаических форм, отражающих верность мастеров этого региона древним пластическим формулировкам, особенно в зонах, удаленных от Страсбурга — главного центра художественного производства.

В специальной литературе наблюдаются трудности стилистического атрибутирования памятников данного периода, что выражается во множественности терминов, которые в 40-е гг. прошлого века немецкие историки попытались примирить в одном понятии «переходного» стиля36. Портал, не составляя исключения в ряду современных ему памятников, по мнению специалистов, несет

33 Согласно разным авторам, портал был создан: «в 1225», «между 1230—1240», «около 1240», «между 1235», «1220-1225», «до 1230»...

34 Adler F. Romanische baukunst im Elsasse // Zeitschrift für Bauwesen. 1878; Idem. Baugeschichtliche Forschungen in Deutschland, früh-romanische Baukunstim Elsasse. Berlin, 1879; Kautzsch R. Der romanische Kirchenbau im Elsass. Fribourg, 1944; Kraus F.-X. Kunst und Altertum im ElsasLothringen. 4 vol. Strasbourg, 1876-1892 (t. I, Unter-Elsass, 1876; t. II, Ober-Elsass, 1884).

35 См.: Will. Op. cit.

36 Heck Chr., Meyer G. L'architecture religieuse. Etat de nos connaissances sur l'architecture religieuse médiévale en Alsace // les Saisons d'Alsace. 1983/1984. P. 68 — эта статья отражает полемику по поводу стилистического атрибутирования памятников архитектуры 1200-1230 гг.

признаки как романского, так и готического стиля37. Влияние готики отражается в стрельчатых дугах архивольта и изящности колонок. Рельефные розочки ставят портал в зависимость от форм архивольта южного портала Страсбургского собора, уже испытывавшего воздействие французской готики. Однако тщательный образно-пластический анализ позволяет воспринимать рассматриваемое произведение как памятник целостного вкуса, несущий все признаки романского стиля.

В изучении эгисхеймского портала со всей очевидностью проявляется связь между хронологическим атрибутированием, определением стиля и оценкой художественной ценности памятника. Именно поздняя датировка и лежит в основе противоречивых характеристик, которые портал получил в историографии: его рассматривают как «жемчужину» романской скульптуры Эльзаса и, вместе с тем, как неумелый памятник со скромной иконографической программой38. Портал — пример искусства, по архаизму своих форм контрастирующего с произведениями передового направления, идущего из Иль-де-Франс, являя собой некий символ сопротивления местной художественной традиции новым веяниям.

Такая оценка монумента как провинциального была окончательно закреплена в статье Роберта Вилля, посвященной исследованию одного фрагмента романского портала Святого Лаврентия, происходящего из северного крыла трансепта Страсбургского собора39, созданного в первые годы XIII в. В этой публикации эгисхеймский портал используется как элемент сравнения, призванный подчеркнуть незаурядность страсбургского мастера, автора рельефов тимпана, представлявшего сцену поклонения волхвов40. Портал церкви Святых Петра и Павла, созданный 10 лет спустя, будет оттенять талант страсбургско-го мастера, этот последний окажется способным влиять на произведение эгис-хеймского скульптора, несмотря на временную и географическую удаленность. Такая оценка изучаемого памятника принята современными искусствоведами, рассматривающими его как образец провинциального искусства, не представляющий особого интереса для науки, которая отдает предпочтение шедеврам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная датировка, относящая памятник к 1225-1240-м гг., исходит не только из анализа эстетических форм памятника, она также учитывает геополитический контекст. Согласно Роберту Виллю, реконструкция церкви в Эгисхейме

37 О трудностях определения стиля данного портала свидетельствуют исследования Маргариты Рюмплер, которая относит портал с одинаковым успехом как к романской эпохе, так и к готической: Rumpler M. L'architecture religieuse en Alsace à l'époque romane dans le cadre du bassin rhénan. Strasbourg, 1958. P. 42, 75-81, 102-104; Eadem. Sculpture romane d'Alsace. Strasbourg, 1965. P. 30-34.

38 Vuillemard. La polychromie de l'architecture gothique à travers l'exemple d'Alsace: Thèse de doctorat ... d'histoire de l'art. Université de Strasbourg, 2003. P. 512, t. 2, P. 511; Meyer J.-F., Kurmann-Schwarz B. La Cathédrale de Strasbourg, chœur et transept: de l'art roman au gothique. Strasbourg, 2010. P. 178.

39 Will R. Aurait-on découvert la tête d'un Roi mage du portail intérieur de la chapelle Saint-Laurent?.. // Bulletin de la société des Amis de la Cathedrale de Strasbourg. 1951. Ser. 2, vol. 6. P. 69-72.

40 Подробный анализ и реконструкция романского портала Cвятого Лаврентия, разбитого в период Великой Французской революции, см. также в статье: Meyer, Kurmann-Schwarz. Op. cit. P. 178.

явилась следствием победы страсбургского епископа в феодальной войне 1225— 1250 гг.41 Приобретение епископом Эгисхейма, где с 1015 г. находилась резиденция могущественных сеньоров Дабо-Эгисхеймов, символизировало окончательное утверждение его власти в данном секторе. Эгисхейм — бывший административный центр могущественного клана Дабо-Эгисхеймов, в 1258 г. получит из рук епископа статус города, пережив до этого ряд градостроительных преоб-разований42. В списке работ, осуществленных по инициативе нового владельца селения, находится и перестройка приходской церкви. Рассматриваемый портал, таким образом, явился одной из составляющих переустройства Эгисхейма и воспринимался историками как символ победы епископа, дата которой (1225 г.) и позволяет определить возраст портала43.

Предложение датировки в свете исторической перспективы Эгисхейма

Изучение событий войны за наследство Дабо-Эгисхеймов, длившейся почти 25 лет, позволяет констатировать отсутствие свидетельств, указывающих на прямую связь между созданием портала и переходом Эгисхейма в ведение страс-бургского епископата, и это ослабляет аргументацию существующей датировки. Только некоторые элементы внутреннего и наружного устройства надвратной башни-колокольни, такие как дверной проем стрельчатой формы западного фасада башни или готические своды перекрытий ее первого этажа, стилистически соответствуют времени правления епископа-победителя Бертольда фон Тека (1223—1244), их можно отнести к ряду изменений в Эгисхейме, связанных с именем страсбургского правителя. Что касается структурно-семантической основы портала, элементы которой были рассмотрены выше, они согласуются с эстетическими нормами, наблюдаемыми в скульптуре Эльзаса более раннего периода, а именно конца XII — первых лет XIII столетия.

События войны, несомненно, должны быть приняты в расчет, но скорее как фактор, дестабилизирующий художественное производство в регионе и, более

41 Причиной войны стала смерть единственной наследницы могущественной семьи Дабо-Эгисхеймов, Гертруды, не оставившей потомства. Эта война длилась 25 лет и охватила почти всю территорию Эльзаса, наряду с законными наследниками в этом конфиликте участвовал также епископ Страсбурга, не имеющий родственных связей с графами. Епископ стал победителем в этой войне. Наиболее полное освещение войны Дабо-Эгисхеймов см.: Wilsdorf Chr. Histoire des comtes de Ferrette (11G5—1324), publié par la société d'Histoire Sundgauvienne. 1991. P. 85—1G1; NussPh. Les Habsbourg en Alsace des origines à 1273. Altkirch, 2GG2. P. 29G-293; Regens-ten der Bischöfe von Strassburg. T II. Insbruck, 1925 (les années 1224—123G). P. 44; LeglF. Studien zur Geschichte der garfen von Dagsbourg-Eguisheim. Sarrebruck, 1998. P. 375-39G.

42 WillR. Alsace romane, La-Pierre-qui-Vire. 1-ère ed. 1965, 2e éd. 197G et la 3e éd. 1982. P. 28.

43 Утверждать о реальном окончании войны в 1225 г. можно с большой натяжкой, так как с 1227 г. начинается новый виток конфликта между епископом и графами Феретами, законными наследниками Гертруды фон Дабо-Эгисхейм, только в 123G г. будет заключен договор, по которому только с 1251 г. епископ Страсбурга станет собственником одного из замков в Эгисхейме. В контексте нашего исследования это обстоятельство делает маловероятной возможность работ по переустройству церкви и реконструкции портала до 1251 г. (Durlewanger А. Si Colmar m'était conté... Deux millénaire rétrospectifs., Strasbourg, 1967. P. 33).

того, в самом Эгисхейме обеспечивающий гораздо более оживленный геополитический фон, чем в какой-либо другой части Эльзаса. Без определения географии военных действий и изучения прямых документов, указывающих на связь собственно портала с деятельностью епископа Страсбурга — нового сеньора Эгисхейма, существующая датировка портала церкви Святых Петра и Павла вызывает сомнения. Не располагая документами, которые прямо упоминают памятник среди сооружений, принадлежавших епископу, невозможно также настаивать на роли епископа как заказчика в создании портала.

Сравнительный стилистический анализ скульптурных форм портала и памятников периода правления епископа-победителя делает очевидным их стилистическое несоответствие. Напротив, связи эгисхеймского портала и памятников страсбургского круга начала 1200-х гг., на которые указывал еще в 50-е гг. прошлого века Роберт Вилль, убеждают в формальной и образно-стилистической близости тех и других44. Характер этих связей можно определить как цитирование, что указывает на непосредственное знание скульптором из Эгисхейма этих памятников и служит показателем его тесного знакомства со страсбургской средой резчиков, скульпторов и витражистов, а значит и одновременности создания страсбургских произведений и эгисхеймского портала. Сравнение портала Эгисхейма со страсбургскими памятниками конца XII — начала XIII в., такими как романские витражи Собора, а также рядом других произведений, находящихся за пределами региона, позволяет отнести создание портала к первым годам XIII в. Атрибутирование памятника более ранним периодом меняет взгляд на его художественную ценность. Он воспринимается, таким образом, не как неумелая провинциальная реплика, невыгодно читающаяся на изысканном фоне французской готики, но как результат самостоятельных поисков, которыми отмечена панорама художественных процессов Эльзаса до прихода мастеров из Шартра.

Датировка портала периодом 1225-1240 гг. есть следствие схематичного наложения геополитического контекста на историю создания рассматриваемого портала. В вопросе хронологического атрибутирования портала следует подчеркнуть важность многопланового осмысления историко-культурных реалий, восприятия памятника в удаленной исторической перспективе и привлечения геополитических реалий более значительного масштаба. Опыт изучения роли геополитического фактора в атрибутировании памятников средневекового искусства Эльзаса был обогащен в последние годы в исследованиях, посвященных Страсбургскому собору45. Такой подход, безусловно, оправдан в изучении памят-

44 Образно-стилистические связи данного портала и ряда памятников страсбургского происхождения подробно рассматривались в отдельной главе дипломной работы: Makiy-Brehm I. Portail de l'église Saint-Pierre et saint-Paul d'Eguisheim. Etat de recherche, probleme de datation. Memoire de Master II sous la direction de Denise Borlee. Université de Strabourg, 2013. К изучению памятника и его датированию были привлечены также параллели за пределами региона, как, например, росписи часовни Богородицы в замке Ошпан в северной Италии (см.: Stampfer H., Steppan T. Die romanische Wandmalerei in Tirol. Tirol-Sûdtirol-Trentino, 2008. P. 125-129, 219220; Denus О. La peinture murale romane. Paris, 1970. P. 59-60).

45 Meyer J.-P., Kurmann-Schwarz В. La Cathedrale de Strasbourg, chœur et transept: de l'art roman au gothique. Strasbourg, 2010.

ников монументальной скульптуры, так как он отвечает самой природе этого искусства, призванного сообщать большие идеи массовому зрителю. По замечанию Марселя Дурлиа, «будучи обязательным переходом для всех верующих, портал являлся слишком удачным случаем, чтобы не воспользоваться им для нравственного и доктринального просвещения и даже выразить точку зрения на религиозную политику»46.

Сближение портала на основе образно-формального сравнительного анализа с рядом страсбургских памятников и отнесение его к более раннему периоду заставляет обратиться к рассмотрению исторического контекста в соответствующий отрезок времени в Эльзасе и, в частности, в секторе Кольмара, к которому принадлежал Эгисхейм. Датируя памятник первыми годами XIII в., мы вписываем его создание в период правления епископа Верингена47, который отличился на ниве мирного строительства. Известно, что уже до своего избрания в 1207 г. он управлял епископатом, «жил набожно и избегал войн и сражений», также мало занимался политикой, но больше церковью48. Именно при этом епископе усиливается художественное влияние Страсбурга в южной части Эльзаса, благодаря центру управления недвижимостью епископа, в селении Руфах, в нескольких километрах от Эгисхейма49. Несмотря на то что приходы сектора Кольмара находились под административным контролем епископа Базеля, влияние этого последнего в области художественного производства на юге Эльзаса постепенно отступает перед Страсбургом начиная с 1200-х гг. Строительство Собора под руководством епископа Генриха фон Верингена делает Страсбург центром художественного производства. Стилистическое и иконографическое сходство рельефов эгисхеймского портала с памятниками страсбургского круга первых лет XIII в. вполне можно объяснить участием епископа Страсбурга в выборе мастера для осуществления заказа для буржуа Эгисхейма. Сходство же порталов Базеля и Эгисхейма (ил. 8) ограничивается общностью иконографической программы. Сравнение скульптуры базельского и эгисхеймского тимпанов обнаруживает стилистическую разницу, свидетельствующую о принадлежности двух порталов разным периодам, отстоящим друг от друга примерно на 20—25 лет. Обращение

46 Durliat. Op. cit. 1982. P. 177 (перевод мой. — И. М.).

47 Henri II de Veringen, von (? — ум. 9.09. 1223). Regesten der Bischöfe von Strassburg, par H. Bloch et P. Wentzcke. Innsbruck, 1908; T. II. 1918. P. 1-34.

48 Период его правления длился 20 лет, за которые значительно продвинулось строительство Страсбургского собора. Как косвенное свидетельство такого продвижения, историки приводят упоминание в летописи правления епископов, согласно которому Генрих фон Ве-ринген 16 июня 1207 г. посвятил на должность 500 клириков в присутствии короля Филиппа Швабского, эта церемония, как предполагают историки, проходила в Соборе (Ibid.)

49 В меровингскую эпоху Руфах стал одной из королевских резиденций. Добрый король Дагоберт уступил его вместе с окрестностями, называемыми «Mundat supérieur», чтобы отличить от «Mundat inferieur», в качестве повинности аббатства Виссембурга церкви Страсбурга около 630 г., в благодарность святому епископу за то, что он вернул к жизни юного Зигеберта, жертву несчастного случая во время охоты. Таким образом, вся часть этой земли являлась собственностью священства епископата Страсбурга, в то время как духовное администрирование на всей этой территории Верхнего Эльзаса до Великой французской революции осуществлялось здесь епископатом Базеля (см.: Reinhard H. La grande église de Rouffach // l'Annuaire de la Société d'Histoire des régions de Thann-Guebwiller. 1977/78. P. 65).

Ил. 8. Северный портал собора в Базеле, кон. XIIв.

мастера Эгисхейма к базельской схеме можно рассматривать как дань престижному образцу и, возможно, как «реверанс» прихода Эгисхейма в сторону епископа Базеля, администратора общины Эгисхейма, рекомендации которого относительно выбора темы для портала церкви Святых Петра и Павла могли иметь место.

Появление изображений апостолов Петра и Павла в композиции портала приходской церкви может найти более устойчивую интерпретацию, если отправиться за разъяснениями в глубокую древность, когда определялась политическая ориентация Эгисхейма. Уже в самом начале XI в. селение выделяется в политическом ландшафте Эльзаса как резиденция семьи фон Дабо-Эгисхеймов, могущественного графского клана, препятствовавшего утверждению императорской власти в Эльзасе, на юго-западных окраинах Священной Римской им-перии50. Противники императоров, они поддерживают монастыри и политику папы римского. С Эгисхеймом связаны первые годы жизни Брюно фон Дабо-

50 Семья Эгисхеймов представляла мощную поддержку папства в юго-западных областях Империи и правила мозаикой территорий, растянувшихся от Мёзы до Дуная. Она владела Верхним Эльзасом, частью нижнего Эльзаса, также как и землями Дабо. До 1100 г. графы фон Эгисхеймы располагали в этом регионе впечатляющим фортификационным наследием; их присутствие было угрожающим и недопустимым для Штауфенов. Присутствие этой самой могущественной семьи Эльзаса в Эгисхейме приведет к развитию этого селения и превращению его в небольшой бург (см.: Wilsdorf. Op. cit. 1982. P. 49; Wilsdorf Chr. Le château de Haut-Eguisheim // Congrès archéologique de France, 136e session. Colmar, 1978).

Эгисхейма, будущего папы Льва IX. В силу такого избранничества Эгисхейм проявлял себя в политическом ландшафте Эльзаса как оплот католицизма.

Безусловно, аристократическое происхождение эгисхеймского прихода, основанного благодаря участию сеньоров, не могло не отразиться на менталитете жителей Эгисхейма, отличившихся своей эксцентрической позицией в политической жизни области. Известна роль сеньоров в основании Эгисхей-ма, именно они возведут здесь храм, отвечая на пожелания буржуа иметь свою собственную приходскую церковь51. Близость графской резиденции к Эгисхей-му поднимет престиж этого селения, а также ценность виноградников. Уже в глубокой древности у подножия горы, на вершине которой возвышался замок Дабо-Эгисхеймов, землевладельцы, проживающие в самых отдаленных уголках империи и французского королевства, стремились иметь виноградные наделы в этом секторе Эльзаса52.

Здесь, на юго-западных окраинах Священной Римской империи, графы Дабо-Эгисхеймы станут главными защитниками папской идеологии в период Спора Инвеституры в кон. XI в. и участниками этого конфликта. Представитель этой семьи, Гуго Эгисхейм, будет предательски убит в замке епископа, сторонника императора53. Подчинение Эгисхейма в 1251 г. епископом Страсбурга в результате его победы в войне за наследство Дабо-Эгисхеймов приобретало, таким образом, символический смысл, если принимать в расчет эту историческую перспективу, в которой авторитет епископа был дискредитирован перед лицом общины Эгисхейма.

Воспоминание об аристократическом происхождении Эгисхейма оставит неизгладимый след в политических убеждениях его жителей. Исследуя происхождение церкви Святых Петра и Павла, местный историк и архивист Кристиан Вильсдорф комментирует документ из архивов Кольмара54, датируемый 1145 г., в котором нашли отражение события, позволяющие судить о степени самосознания прихожан Эгисхейма. Они требуют к себе особых почестей со стороны другого, более древнего монастыря в Мармутье, с которым приход Святых апостолов Петра и Павла должен был разделять интересы. Этот документ, подтверждающий права монастыря Мармутье в Эгисхейме, упоминает факт переда-

51 До образования самостоятельного прихода религиозные нужды жителей Эгисхейма частично обслуживали монахи монастыря Мармутье в небольшой церкви святого Мартина, а также церковь Святого Реми в соседнем Ветольсхейме, от которого зависела скромная часовня святого Петра, сооруженная в конце XI в. или раньше (см.: Wilsdorf Chr. l'Eglise Saint-Pierre d'Eguisheim aux XIe et XIIe siècles (et ses rapports avec la Feldkirch de Wettolsheim, d'après les textes inédit) // Bulletin du canton de Wintzenheim. 1982. N°4, juillet. P. 47-49).

52 Около 14 монастырей, держателей виноградников, имели свои представительства, так называемые cours colongères, в Эгисхейме, сохранившиеся строения которых впечатляют и сегодня своими масштабами (см.: GilgL. Les cours colongères à Eguisheim // Au pied des trois châteaux. 1992. Т. 2. P. 33-48).

53 Burg A.-M. Eguisheim-Dabo // Encyclopedie de l'Alsace.V. 5. P. 2663-2664; Munier Ch. Sé-lestat dans la Querelle des Investitures Hugues VI d'Eguisheim et Hildegarde de Buren // Les Amis de la Bibliothèque Humaniste de Sélestat. 2002. С. 16-17.

54 Этот документ хранится в Департаментальных Архивах Верхнего Рейна в Кольмаре (œte H, Pairis, 3 №4).

чи приходу частиц святых мощей55 из рук аббата монастыря Мармутье, подворье святого Мартина которого находится в Эгисхейме с момента основания селения. Согласно тексту, сертифицирующему подлинность мощей, в 1150 г., по просьбе священника жителей Эгисхейма, Ансельм — аббат монастыря в Мармутье — объединил частицы Святого Креста, Гроба Господня, камня Голгофы, двадцати трех святых и групп святых. В честь и по любви к святому Мартину Ансельм по желанию прихожан церкви Святого Петра заказал реликварий для мощей. Работа по созданию реликвария была выполнена братом Бальдератом из монастыря в Мармутье.

Небезынтересно то, что аналогичные отношения между монастырем и властями другого селения, в котором монахи владеют виноградниками, выглядят противоположным образом, нежели в Эгисхейме. В X в. два крошечных участка Фегессхейма и Эгисхейма вошли в число монастырских владений. Документ эпохи упоминает о подарках, принесенных местными властями селения Фегессхейма аббату Мармутье и его служителям. Напротив, этот же документ умалчивает о подобном акте со стороны властей Эгисхейма, что может объясняться особым положением Эгисхейма, который уже в это время располагал некоторой экономической и политической независимостью56. Принесение в дар приходу Эгисхейма святых мощей аббатом Ансельмом в 1150 г. может рассматриваться, таким образом, как поиск дипломатического равновесия между монастырем Мармутье и жителями Эгисхейма: «эти буржуа вызывают интерес аббата, так как они не были бедными презренными земледельцами, аббат не только дарит им святые мощи, но он заказывает для них также драгоценный реликварий»57.

Упомянутый эпизод не находится в прямой связи с изучением и проблемой датирования портала приходской церкви Эгисхейма, однако он может пролить свет на характер заказа и объяснить выбор иконографической программы рельефов. В основе этого выбора могут быть факторы, идущие вразрез с традицией рассматривать данный портал как символ утверждения власти епископа Страсбурга в Эгисхейме после его победы в войне за наследство Дабо-Эгисхеймов после 1220-х гг. Возникновение сцены, включающей изображение апостолов Петра и Павла на фасаде приходской церкви в Эгисхейме, могло стать, таким образом, выражением идеи верности жителей Эгисхейма апостольской правде, за которую пострадали в кон. XI в. их сеньоры. А подражание античным формам намекает на непрерывность связи с Римом, придает престижность всему ансамблю и сертифицирует, таким образом, «подлинность» программы.

Попытки связать создание портала с «характером» общины Эгисхейма, противопоставляющей себя власти страсбургского епископа, уже были предприняты в исследованиях недавнего времени. Согласно исследователю портала Жану-Филиппу Мейеру, «возможно, появление портала обязано скорее охлаж-

55 Текст с перечислением мощей и их историей опубликован в статье: Wilsdorf Chr. Les reliques de l'Eglise Saint-Pierre d'Eguisheim en 1150 // Bulletin de la cathédrale de Strasbourg, XV. 1982.

56 Perrin Ch.-E. Essai sur la fortune immobilière de l'abbaye alsacienne de Marmoutier aux XIe et XIIe siècles. Strasbourg, 1935. P. 156.

57 Wilsdorf Chr. l'Eglise Saint-Pierre d'Eguisheim aux XIe et XIIe siècles (et ses rapports avec la Feldkirch de Wettolsheim, d'après les textes inédit) // Bulletin du canton de Wintzenheim. 1982. N°4, juillet. P. 47-49 (перевод мой. — И. М.).

дению связей между прихожанами и епископом, который только что вступил в права владельца селения Эгисхейм, бывшими владельцами которого были Дабо-Эгисхеймы»58. И хотя данное предположение не согласуется с предлагаемой нами более ранней датировкой памятника, оно тем не менее указывает на роль в создании портала геополитического фактора в более широком его понимании, нежели то, которое связывает создание памятника с победой епископа.

Идея незаурядности исторической судьбы Эгисхейма прослеживается также в другом документе нач. XIV в., который жители города используют для решения конфликтной ситуации, возникшей в ходе имущественных споров между их городом и монастырем Марбахом59. Речь идет о поддельной хартии нач. XIV в., сфабрикованной священником Эгисхейма и позволившей приходу Эгисхейма отстоять в епископском суде Страсбурга автономию перед лицом монастыря Марбах, который стал новым собственником селения Веттольсхейм. От этого последнего зависел административно приход Эгисхейма. Эта поддельная хартия «подтверждала» незыблемость прав прихожан Эгисхейма перед епископским судом Страсбурга. Хартия произвела впечатление на Трибунал Епископа, и сентенция арбитра от 2G октября 1327 г. удовлетворила большую часть требований прихода Эгисхейма. Согласно тексту, составленному якобы в XI в., аристократы, которым принадлежала большая часть Эгисхейма: граф Гуго де Дабо, Эберхард де Нелленбург и Жерард де Водемонт со своей сестрой Хельвигой, — сделали значительные пожертвования церкви-матери в Веттольсхейме6", от которой в то время зависела часовня Святых Петра и Павла. Как гласила хартия, эти средства поступали при условии, что часовня приобретает права самостоятельного прихода, на которые никто не может посягать.

Кроме своей исторической ценности61, эта поддельная хартия с точки зрения проблематики настоящей публикации показывает авторитет памяти о сеньорах Дабо-Эгисхеймах, влияющий на самосознание своих бывших вассалов через несколько столетий после своего ухода с политической сцены Эльзаса. Факты политического престижа Эгисхейма, их резиденции, родины папы римского Льва IX, безусловно, могли стать лейтмотивом рассматриваемого памятника и объяснить выбор иконографической программы. Портал церкви Cвятых Петра и Павла, будучи материальным отпечатком настроений эпохи, не может быть исследован вне исторического контекста, характер которого просматривается между строк хроник, хартий и других документов.

Представленная ретроспектива Эгисхейма меняет также взгляд на природу заказа, который мог возникнуть не благодаря инициативе епископа, но как вы-

58 Meyer. Op. cit. 2GG3. P. 338.

59 Gohlinger Р. Histoire de l'abbaye de Marbach. Colmar,1954. P. 234; Barth. Op. cit. 196G-63. P. 324; Metz B. Essaie sur la hiérarchie des villes médiévales d'Alsace (12GG—135G) || Revue d'Alsace. 2GG2. № 128. P. 47-1GG. P. 77.

6G Ehrartm M. Une église romane aujourd'hui disparue: la Feldkirche de Wettolsheim || Cahiers alsaciens d'archéologie, d'art et d'histoire. 1979. T. 22. P. 45-51.

61 Именно благодаря этой хартии Кристиан Вильсдорф установил дату основания церкви святого Петра, называвшейся по документу 1145 года часовней «parrochianus presbiter» (ADHR, Abbaye de Pairis I A XXII — Carton, Carton M) — около 1G7G-1G79 (Wilsdorf. Oр. cit. 1982. P. 47-49).

ражение воли жителей селения, что может быть соотнесено с усилением роли коммунального движения в художественном процессе Эльзаса. Рассматриваемый памятник, таким образом, мог возникнуть по инициативе самих прихожан, которые, в силу обозначенных особенностей менталитета, еще задолго до создания портала обнаруживали особую чувствительность к духу городской свободы, охватившему общины Эльзаса. В самом Страсбурге такое состояние умов выразилось в создании в 1201 г. буржуазной ассамблеи62. По утверждению Кристиана Вильсдорфа, «в начале XII века рождается сельская община, объединяющая сервильное население поселка вокруг церкви и своего священника. Она поддерживает бангарды, часто образует экономическую ассоциацию, но еще не выходит за пределы деревенского кадра»63. Может быть, требованиям такой общины и стремился соответствовать мастер портала церкви Святых Петра и Павла в Эгисхейме.

В свете обозначенной исторической перспективы возможно новое восприятие иконографии, которое не связано с утверждением власти епископа-победителя в Эгисхейме. Сама по себе тема святых апостолов относится к числу самых престижных тем христианской иконографии, тема передачи закона может выглядеть как заявление общины на законность преемственности от Рима и, возможно, как манифестация оппозиции тому же епископу Страсбурга, образ которого не единожды ассоциировался в прошлом с имперскими притязаниями. Появление на фасаде эгисхеймской церкви образов святых Петра и Павла сопрягается с идеей апостольской законности прихода, у основания которого стоят сеньоры Дабо-Эгисхеймы — оплот власти Рима здесь, в Эльзасе.

Церковь Святых Петра и Павла продолжает ряд многочисленных храмов, посвященных этим апостолам, покрывших землю Эльзаса, окраинную территорию Священной Римской империи, где утверждение власти папы римского носило особо конфликтный характер. Особое почитание апостолов в Эльзасе напоминает о том, что эта земля относится к тем участкам в Европе, которые в период Спора Инвеституры в конце XI в. отметили себя самым драматическим образом, этот регион входит в «красную зону» тех окраинных территорий, где эта борьба оставила самые горькие воспоминания. Не случайно сам регион претендует также на апостольское происхождение. Согласно преданию, сам Матерн, один из учеников святого Петра, был послан в Эльзас проповедовать Евангелие64. Именно в таких зонах и встречаются чаще всего изображения святых апостолов, факт, позволяющий вписать эти участки в зону клюнийского влияния. Выбор темы и иконографии, таким образом, мог быть демонстрацией примата апостольского трона. В своем исследовании иконографии клюнийской ориентации на примерах порталов бургундских связей Жюльетт Ролье — Хансельман указывает на то, что «эти порталы, вдохновляясь более древними образцами, должны были соот-

62 Livet G., Rapp F. (dir.) Histoire de Strasbourg des origines à nos jours. Strasbourg, 1971. T. 2. P. 42.

63 Wilsdorf Chr. Les comptes de Ferette et leur seigneurie du debut du XlIe à 1324. Paris, 1951. P. 147—151 (Extrait de position de thèse de l'Ecole de Chartes) в Архивах департамента Верхнего Рейна (перевод мой. — И. М.).

64 GuidatR. Guide iconographique à travers l'Alsace. Strasbourg, 1979. P. 78.

ветствовать клюнийской идеологии и духу григорианской реформы»65. Портал в Эгисхейме фигурирует среди памятников этого направления, отмечая территорию столкновения папских и императорских интересов вдоль границ и стратегических путей. Сюжет Traditio Legis et du Clavium появляется в землях, отмеченных конфликтами в Споре Инвеституры, т. е. по географической оси, начиная с Эльзаса, в районе Андлоо, проходя через восточную Швейцарию (Дегенау) до Ломбардии, до центральной Италии66. Эти памятники отмечены ясностью форм, эксплицитным характером, их звучание имеет силу декларации. Признаки такого искусства несет наш монумент, исключительный по силе убедительности в интерпретации «больших» тем христианской иконографии.

Так, многоплановое осмысление геополитического фактора не только участвует в пересмотре датировки, но и выявляет новые аспекты в проблематике памятника, как, например, происхождение иконографической программы, которая должна рассматриваться в связи с конкретной геополитической ситуацией Эгисхейма.

Более ранняя датировка подтверждается формально-стилистическими свойствами памятника. Искусство скульптора из Эгисхейма, при всей своей верности древним иконографическим схемам, характерно наблюдениями реальности и поисками пластической убедительности. Антикизирующие формы отвечают стремлению внести в изображение натуралистический момент, связанный с интересом к реальности. Через них автор пытается подражать природе, ее реальным формам, тем самым предвещая переход от иллюзорности к реализму, от наблюдения к осмыслению. Этот памятник по формам отвечает принципам антикизирующего стилистического направления, которое историки определяют термином Стиль 1200 года, «это течение развивается в одних и тех же упомянутых хронологических пределах, и его происхождение находится в долине реки Мез. Оно быстро распространяется в области Рейна и по всей Северной Европе, до Англии. Имея своим зачинателем Николая Верденского, это течение отмечено пластическими поисками, стремящимися к более убедительной передаче телесности, живости и мягкости драпировок»67. Пластика портала Эгисхейма представляет собой пример смешения влияний античных и византийских форм, которое характеризует данный стиль.

Подробный образно-стилистический анализ памятника позволяет выявить характерное для этого стиля сочетание античных и византийских элементов в целях создания более убедительного впечатления трехмерности и телесности изображения. Мастер портала в Эгисхейме, заботясь о теологической правильности

65 Parisse М. «Reforme grégorienne || А. Vaucher (dir.). Dictionnaire encyclopédique du Moyen Age. T. 2. L-Z. 1997. P. 1299-13GG; Gouguenheim S. La réforme grégorienne. De la lutte pour le sacré à la sécularisation du monde. Paris, 2G1G.

66 Rollier-Hanselmann J. Une image des crises et des conflits dans la chrétienté médiévale: Be-rzé-la-Ville, la Chapelle-des-Moines || Sciences Humaines Combinées [en ligne]. № 3. Crise(s) en thème, 14 janvier 2GG9. URL: http:||revuesshs.u-bourgogne.fr|lisit491|document.php?id=354 (Перевод мой. — И. М. ).

67 Terrier L. La conscience du style chez les artistes des années 12GG || Connochie-Bourgne Chr. Les effets de style au Moyen Age. Presse Universitaires de Provence, 2G12. P. 171-18G (перевод мой. — И. М.).

пластического языка, далек от поиска оригинальности в изображении событий священной истории. Но, настаивая на каноничности, понятой им как следование композициям более ранних порталов, и сохраняя подлинность иконографического мотива, освященного историей, он вводит в скульптурную композицию множество деталей, происходящих из его собственных наблюдений предметных форм. Эти наблюдения еще не оформились в законченную эстетическую систему, они только являются неким предчувствием новых тенденций, которые явно обозначатся в искусстве эпохи Фридриха II.

Стилистические характеристики эгисхеймских рельефов с большой вероятностью могут относиться к проявлениям этих новых веяний в искусстве, которые в то же время французские историки связывают с изменениями психологии общества, наблюдаемыми на севере Европы начиная со 2-й пол. XII в. Эта эволюция состояла, по выражению Марселя Дюрлиана, «в повышающейся ценности зримого мира. Она сопровождалась огромными духовными потрясениями, развиваясь в сторону десакрализации мироздания. В области пластических искусств этот процесс обнаруживается в переосмыслении материала и параллельном появлении чувства органической природы»68. Стиль эгисхеймских изображений может в полной мере иллюстрировать такое понимание формы.

Заключение

Таким образом, привлечение геополитического фактора не только дополняет наши знания о данном произведении, но и участвует в пересмотре его датировки, согласно которой портал в Эгисхейме возник в первые годы XIII в.69 Расширение хронологических границ исторического контекста и многоплановое его понимание позволяют проследить семантические и стилистические связи памятника с главными художественными направлениями своего времени и тем самым по-новому определить эстетическую и историческую ценность портала, долгие годы остававшегося на периферии науки. Более ранняя датировка портала позволяет вывести памятник Эгисхейма из-под зависимости готических скульптур на южном фасаде Страсбургского собора и представить его как свидетельство многообразия поисков, которыми была отмечена панорама художественного производства в Эльзасе в первые годы XIII в., до прихода в этот регион мастеров из Шартра — авторов готических скульптур на южном фасаде Страсбургского собора.

Ключевые слова: портал, романский, скульптура, Эльзас, св. Павел, датировка.

68 Terrier. Op. cit. 2012. P. 173 (перевод мой. — И. М.).

69 Между 1205-1215 гг.

The potential of geopolitical factors

IN THE SUCCESSFUL STYLISTIC ANALYSIS AND DATING

of the Romanesque portal in Egischem

I. Makiy

This article considers the dating a portal of the Romanesque period located within the French province of Alsace. Specifically in relation to the role of geopolitical factors in the dating process given the lack of documentary evidence relating to monumental sculpture of this era.

Considering the monument in the light of local geopolitical realities helps to displace the existing dating and correlates with the European trends in sculpture of the early 13th century.

As an additional element of stylistic analysis geopolitical context opens up the possibility of a new view of both the historical and artistic value of the monument.

Keywords: portal, Romanesque, sculpture, Alsace, St. Paul, dating.

Список литературы

1. Bloch H., Wentzcke P. Regesten der Bischöfe von Strassburg. Innsbruck, 1908. T. II.

2. Durliat М. L'art roman. Paris, 1982.

3. Meyer J.-P. Voûtes romanes. Architecture religieuse en Alsace de l'an mil au début du XIIIe siècle. Strasbourg, 2003.

4. Rollier-Hanselmann J. Une image des crises et des conflits dans la chrétienté médiévale: Berzé-la-Ville, la Chapelle-des-Moines // Sciences Humaines Combinées [en ligne]. № 3. Crise(s) en thème. 14 janvier 2009. URL: http://revuesshs.u-bourgogne.fr/lisit491/document. php?id=354.

5. Terrier L. La conscience du style chez les artistes des années 1200 // Connochie-Bourgne Chr. Les effets de style au Moyen Age. Presse Universitaires de Provence, 2012.

6. Toubert H. Un art dirigé, reforme grégorienne et iconographie. Paris, 1990.

7. WillR. Repertoire de la sculpture romane de l'Alsace. Paris; Strasbourg, 1955.

8. Wilsdorf Chr. Les comptes de Ferette et leur seigneurie du debut du XIIe à 1324. Paris, 1951.

9. Wilsdorf Chr. l'Eglise Saint-Pierre d'Eguisheim aux XIe et XIIe siècles (et ses rapports avec la Feldkirch de Wettolsheim, d'après les textes inédit) // Bulletin du canton de Wintzenheim. 1982. N°4, juillet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.