Научная статья на тему 'РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ'

РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гулинов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ»

известия вгпу

ская, Н.Ф. Басова, Кострома), креативным ур-банонимам в городской культуре (на примере Великого Новгорода) (Е.О. Орлова, Великий Новгород) и названиям церквей в говорах Костромского Заволжья (Е.Г. Веселова, Т.В. Горлова, Великий Новгород).

На секции «Литературная и фольклорная ономастика. Сакральная ономастика» были рассмотрены семантика и функции имен собственных в художественных произведениях разных стилей и жанров: в трилогиях Д.И. Рубиновой «Наполеонов обоз» (Н.И. Ланге, Смоленск) и В.И. Белова «Час шестый» (Н.В. Ком-лева, Вологда), в рассказе В. Распутина «Василий и Василиса» (М.А. Фокина, Кострома), в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Ф.Ш. Юнус Пашаева, Я.А. Юнус, Карс, Турецкая Республика), а также был затронут аспект перевода имен собственных в сказках (Г.М. Фадеева, Москва).

Наименее исследованным именам была посвящена работа секции «Ономастическая периферия и апеллятивно-ономастическое по-граничье». Л.А. Дмитрук (Кострома) показала этнодиалектные особенности костромских примет, связанных с названиями птиц и зверей, а М.М. Сулейман (Волгоград) проанализировала названия детских телепередач с точки зрения их прагматической функции и представила их классификацию с позиции двух основополагающих прагматических принципов: информативности и аттрактивности.

На заключительном заседании конференции профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета В.И. Супрун, председатель оргкомитета «Ономастики Поволжья XVIII», принял проект резолюции и пригласил всех участников на следующую встречу в ноябре 2021 г. Эстафету проведения традиционных поволжских ономастических конференций принял город Оренбург.

список литературы

1. Ономастика Поволжья: материалы XVIII Меж-дунар. науч. конф. Кострома, 9-10 сент. 2020 г.: в 2 т. / науч. ред. Н.С. Ганцовская, В.И. Супрун; сост. и отв. ред. Г.Д. Неганова; Костромской гос. ун-т. Кострома, 2020. Т. 1.

2. Ономастика Поволжья: материалы XVIII Меж-дунар. науч. конф. Кострома, 9-10 сент. 2020 г.: в 2 т. / науч. ред. Н.С. Ганцовская, В.И. Супрун; сост. и отв. ред. Г.Д. Неганова; Костром. гос. ун-т. Кострома, 2020. Т. 2.

* * *

1. Onomastika Povolzh'ya: materialy XVIII Mezh-dunar. nauch. konf. Kostroma, 9-10 sent. 2020 g.: v 2 t. / nauch. red. N.S. Gancovskaya, V.I. Suprun; sost. i otv. red. G.D. Neganova; Kostromskoj gos. un-t. Kostroma, 2020. T. 1.

2. Onomastika Povolzh'ya: materialy XVIII Mezh-dunar. nauch. konf. Kostroma, 9-10 sent. 2020 g.: v 2 t. / nauch. red. N.S. Gancovskaya, V.I. Suprun; sost. i otv. red. G.D. Neganova; Kostrom. gos. un-t. Kostroma, 2020. T. 2.

Д.Ю. ГУЛИНОВ (Волгоград)

романские языки в эпоху глобализации: современные вызовы и самоидентификация

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете прошла Международная научная онлайн-конференция «Романские языки в эпоху глобализации: современные вызовы и самоидентификация» при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-012-22011 «Онлайн-конференции»), на которой были рассмотрены актуальные проблемы современной романистики, а также общетеоретические вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков.

В работе конференции приняло участие более ста специалистов в области романского языкознания и методики преподавания романских языков из ряда зарубежных стран Европы (Франции и Испании), а также из России, представленной такими городами, как Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Воронеж, Вологда, Таганрог, Волгоград.

Конференция открылась пленарным заседанием, на котором выступил коллега из Франции, доктор искусствоведения Давид Красовец с докладом, посвященным особенностям образования женского рода профессий в современном французском языке. Вслед за ним слово взяла преподаватель из Академии «Местер» испанского города Саламанка Асун-

О Гулинов Д.Ю., 2020

- ХРОНИКА.

сьон Гарридо Гарсия, рассказавшая о проблеме диалектных вариантов испанского языка.

В рамках пленарной части конференции профессором Московского городского педагогического университета л.Г. Викуловой были рассмотрены особенности валоризирующе-го дискурса в динамике современной французской аксиосферы. Профессор Южного федерального университета С.М. кравцов посвятил свой доклад изучению фразеологических единиц французского языка, содержащих в своем компонентом составе и семантической структуре национально-культурные элементы. Исследование профессора кубанского государственного технологического университета С.Г. Воркачева позволило определить семантическую структуру торжественных песен о родине стран бывшего СССР и стран порту-галофонии, а также установить базовые смыслы национального гимнического дискурса. В выступлении профессора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина В.И. карасика рассмотрена проблема оценочных характеристик человека на материале афоризмов Франсуа де ларошфуко, для творчества которого характерны стоицизм, ироничность, предопределенность событий в жизни человека и главенство чувства над рассудком. В докладе профессора Воронежского государственного университета Н.А. Фененко объектом анализа выступило понятие художественного реаликона, интерпретируемого как совокупность реалий, которые функционируют в художественном тексте как единый системно-организованный идейно-эстетический и культурно значимый комплекс. Представленные профессором Таганрогского института им. А.П. чехова А.М. червоным результаты исследования форм выражения семантического субъекта в художественном тексте позволили обосновать как лексико-грамматические соответствия субъекта в русском и французском языках, так и межъязыковую асимметрию форм выражения субъекта, когда симметрия форм выражения семантического субъекта достигается прямым и косвенным способом (например, именами собственными, антропонимами, местоимениями, метафорой, метонимией), а межъязыковая асимметрия возникает вследствие несоответствия форм выражения субъекта. В докладе профессора Волгоградского государственного социально-педагогического университета о.А. Дмитриевой представлены результаты изучения кликбей-та с позиции лингвокультурологии, выделены такие сущностные особенности кликбейта, как

РЕЦЕНЗИИ -

зрелищность, алогичность, фрагментарность и пр. Завершил пленарную часть конференции доклад профессора Волгоградского государственного социально-педагогического университета Д.Ю. Гулинова, в котором были типо-логизированы предпринимаемые на государственном уровне меры по защите французского языка от англоязычного влияния. Построение данной типологии мер языковой политики Франции позволило автору установить зоны наивысшей резистентности «экспансии» английского языка.

Работа конференции продолжилась в формате секционных заседаний.

Секция 1 «Теоретические аспекты изучения романских языков» объединила ученых не только волгоградских лингвистических школ, но и исследователей из Москвы, Ставрополя, Ростова-на-Дону, Вологды. Доклад А.А. Альварес Солер был посвящен особенностям аудиовизуального перевода, а также совокупности методов осуществления перевода транскреативных сообщений. о.В. Нешкес показан лингвокультурный потенциал истори-ко-дипломатического дискурса, рассмотрены лингвокультурные и лингвопрагматические аспекты репрезентации политических отношений России и Испании во второй половине XVIII в. Исследование С.А. кузичева раскрыло проблему отражения этикетной ситуации приветствия в текстах старофранцузского языка, которая имеет ритуальный характер, а языковое выражение данной ситуации приводит к формированию типичных речевых конструкций. В совместном докладе А.Д. Нико-димовой и П.П. Ромасевич проанализирована проблема интенциональных языковых ошибок, раскрыт семантический и прагматический потенциал орфографических, грамматических, пунктуационных и графических ошибок в художественном дискурсе. А.о. оганесян свое сообщение посвятила проблеме ценностных основ концепта «праздник» в совокупности географического, исторического, социально-экономического и психологического аспектов, что позволило автору сделать вывод о прочной ценностной основе обозначенного концепта в испанской лингвокультуре. Проблематика исследования Н.Н. Панченко и Д.А. Руденко состоит в выявлении специфики прогнозирования в политическом дискурсе. описание политического прогноза предложено осуществлять на основе таких параметров, как степень категоричности, временная отнесенность, степень акциональности и оценочная направленность.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

В работе секции 2 «Современное состояние и особенности функционирования романских языков» принимали участие исследователи из двух регионов Испании (Т.Н. Сай-тимова (г. Мурсия), Д.И. Донцов (г. Севилья)) и трех регионов России (С.Н. Бородина, Н.В. Титаренко, А.Ю. Дорофеева, Г.В. Барышникова (г. Волгоград), И.И. Пархоменко (г. Санкт-Петербург), Ю.В. Маркевич (г. Краснодар)). Подобное географическое разнообразие, несомненно, послужило развитию регионального и международного научного сотрудничества, обмену опытом и результатами исследований в области современного состояния романистики.

На секции был детально рассмотрен широкий круг актуальных вопросов, посвященных исследованиям в области функционирования романских языков с точки зрения комплексного междисциплинарного подхода. Были представлены доклады, в которых раскрыты разнообразные аспекты современного состояния лексической системы романских языков. В частности, многосторонне проанализированы заимствования («Специфика использования заимствований из английского языка в комментариях испаноязычного сектора сети Инстаграм», «Роль англицизмов в словообразовательной системе современного испанского языка»); были подробно и детально представлены исследования других лексических пластов («La motivación semántica en la oronimia española y en la oronimia rusa: estudio comparativo», «Эвфемизмы в современном ме-диадискурсе кубинского национального варианта испанского языка», «Исследование синонимического ряда имени концепта "совесть" во французском языке»). В центре обсуждения докладов был и всесторонний анализ публицистики по актуальной на сегодняшний день тематике («ЧМ по футболу: медийное "лицо" России во французской прессе», «Слухи о коронавирусе и реальные факты»). Особое место заняла дискуссия, направленная на выявление общих и частных тенденций развития романских языков на современном этапе («основные тенденции развития лексико-грамматической системы испанской разговорной речи начала XXI века»).

В рамках секции 3 под названием «Общие и индивидуальные тенденции развития романских языков» были рассмотрены проблемы не только собственно романистики, но и теории языка. Доклад Е.Н. Комарова посвящен системе ценностных представлений, ценностные ориентиры которой рассматривают-

ся в роли мотиваторов поведения индивидов, оказывают влияние на формирование стандартов культурных оценок, иерархию жизненных целей, выбор методов достижения этих целей, активно участвуют в процессах формирования, поддержания стабильности и развития ценностной картины мира социокультурного пространства. В.В. Кузнецова на материале современного медийно-развлекательного дискурса представила инструментальный подход к изучению коммуникативной тональности, которая является фактором, объединяющим различные жанры медийно-развлекательного дискурса. В своем докладе исследователь также показал, что медийная развлекательная программа должна включать один или несколько смеховых жанров. Под последним предложено понимать тип высказывания, отражающий смеховой аспект мира. В исследовании Н.Н. остринской, посвященном лексико-грамматическим средствам выражения категории интенсивности, представлена типология характерных для художественного дискурса лексических и грамматических интенсифи-каторов, что выполняет функцию усиленного воздействия на читателя. В докладе А.А. Ште-бы понятие «слепого мышления» французского философа Э. Морена рассмотрено как потенциал языковой системы противостоять парадигме простоты конвенционального языка через развитие и усложнение средств и способов языковой категоризации действительности. В исследовании А.А. Дьяковой показаны наиболее частотные коммуникативные тактики деинтенсификации конфликта, когда положительная эмоционально-оценочная реакция на отрицательный стимул приводит к нейтрализации конфликтной тональности общения. Н.И. Коробкина рассмотрела частные особенности создания окказионализмов во французском языке, которые отражают современную эмоциональную картину мира человека.

В рамках секции 4 «Актуальные вопросы преподавания романских языков» практическим опытом с участниками конференции поделились учителя, представляющие образовательные учреждения (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов) Волгограда. На секции были представлены доклады преподавателей французского и испанского языков Московского государственного лингвистического университета, Вологодского государственного университета и Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

- хроника.

Предметной областью исследований докладчиков явился ряд актуальных на сегодняшний день вопросов, а именно специфика преподавания романских языков в рамках дистанционного обучения в школе и вузе, введенного в условиях распространения коронави-русной инфекции, а также поиск новых форм, методов и приемов работы, используемых в учебной деятельности и во внеаудиторное время. Помимо преподавателей и учителей живой интерес эта секция вызвала у студентов - будущих преподавателей, которые смогли погрузиться в реалии современной школы, задать интересующие вопросы практикующим учителям, перенять необходимый для будущей профессиональной деятельности педагогический опыт.

Секция 5 «Взгляд молодых исследователей на проблемы романистики» объединила студентов и магистрантов Волгоградского государственного социально-педагогического

рецензии -

университета. Тематика прозвучавших докладов отражает различные сферы лингвистики: вопросы жанроведения, лингвистику эмоций, языковую картину мира, специфику различных видов дискурса. Участники данной секции продемонстрировали знание теоретической базы исследований, владение терминологическим аппаратом и методологическим аспектом проведенных исследований. Материалы конференции опубликованы в электронном сборнике научных трудов и размещены в базе данных Российского индекса научного цитирования, а также в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU*.

* Романские языки в эпоху глобализации: современные вызовы и самоидентификация: электрон. сб. материалов участников Междунар. науч. конф. «Романские языки в эпоху глобализации: современные вызовы и самоидентификация». Волгоград, 20 октября 2020 года / сост.: Д.Ю. Гулинов, Н.В. Титаренко, A.A. Штеба. Волгоград: РИЦ ГАУ ДПО «ВГАПО», 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.