УДК378+8
РОМАН-АНЕКДОТ КАК НОВЫЙ ЖАНР (В.ВОЙНОВИЧ «ЖИЗНЬ И НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОЛДАТА ИВАНА ЧОНКИНА»)
© 2015 А.В.Есина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 20.07.2015
В данной статье рассмотрены особенности нового жанра - романа-анекдота. Именно так обозначил свое произведение «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В.Войнович. В статье отмечено, что роман является становящимся жанром с открытыми границами. Автор статьи показывает, как в произведении В.Войновича переплетаются жанры романа и анекдота и чем обусловлено такое переплетение. Ключевые слова: роман, анекдот, жанр, В.Войнович, Чонкин.
В центре романа Войновича - главный герой Иван Чонкин и его возлюбленная Нюра, на которых замыкаются все сюжетные линии произведения. Мир романа, отражающий советскую действительность 40-х годов XX века, нелеп, смешон, гротескно заострен, абсурден и трагичен. Благодаря тому, что герои принадлежат к разным социальным группам, вплоть до высшего эшелона власти и лично «товарища Сталина», перед нами разворачивается максимально полная картина общественных отношений того времени, целый жизненный пласт. И это «совершенное подражание действительности... как раз и означает многостороннее и глубокое ее осмысление»1.
Для достижения этой многосторонности и глубины Войнович синтезировал в своем произведении два жанра - роман и анекдот. На романной основе размещаются анекдотические герои и развиваются анекдотические события. Всеохватывающая формула романа как жанра до сих пор не найдена. Все это, безусловно, создает большие трудности в определении жанровых форм конкретных литературных произведений.
В процессе анализа произведения В.Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» за основу было взято теоретическое осмысление жанра романа, представленное Н. Лейдерманом, а также В.П.Скобелевым в его книге «Слово далекое и близкое» в главе «Что такое ро-
Есина Алена Владимировна, старший преподаватель кафедры философии и общегуманитарных дисциплин Самарского юридического института ФСИН России, аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы ПГСГА. E-mail: parizhanka2@yandex. ru
1 Кожинов, В.В. Роман - эпос нового времени / В.В.Кожинов // Теория литературы в 3-х томах. - М.: Наука, 1964. - Т. II. - С. 126.
ман?»: в содержании романа раскрывается «весь» человек и «весь» мир;... роман свободен и подвижен. Из всех других жанров он более других старается открыть читателю «всю» жизнь, точнее говоря - свою версию всей жизни... Полнота «всего» бытия в романной модели мира приводит к тому, что роман не знает одного события (как рассказ), или завершенного цикла событий (как повесть). У романа событий много. Именно поэтому большая форма не полагает для себя никаких ограничений во времени и пространстве.
М.М.Бахтин, оценивая итоги и перспективы изучения романа как жанра, особо подчеркивал трудности, с которыми неизбежно сталкивается исследователь. Трудности эти обусловлены «своеобразием самого объекта: роман - единственный становящийся и еще неготовый жанр. Жанрообра-зующие силы действуют на наших глазах... Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей»2. Н.Т.Рымарь характеризует роман как «принципиально антитрадиционалистский жанр», который «должен создавать свою форму каждый раз заново, всякий раз утверждая свою легитимность и жизненность - аутентичность. Это произошло и в XX веке»3. По меткому выражению Германа Броха, «время романа лесов и лугов прошло, перелом в мире требует нового вида полноты»4.
Границы жанра сейчас не являются более непреложной демаркационной линией, отделяющей
2 Бахтин, М.М. Эпос и роман / М.М.Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: «Художественная литература», 1975. - С. 447.
3 Рымарь, Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы / Н.Т.Рымарь. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978. - С. 63.
4 Broch, H. Briefe von 1929 bis 1951 / H.Broch. - Zürich:
Rhein-Verlag, 1957. - Р. 102.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(5), 2015
один жанр от другого. Особенностью современной жанровой системы является наличие переходных форм. Интерес к таким формам искусства в наши дни особенно возрос в силу потенциальных возможностей, в них заключенных. «Можно сказать, переходные формы - экспериментальная база искусства»5. Изменения в жанровой системе современной литературы связаны со сдвигами в эстетических представлениях общества, с поисками новых путей в искусстве. Обогащение жанровой системы идет за счет расширения возможностей художественных форм и за счет их синтеза, благодаря романизации произведений разных родов и углублению эпического начала в литературе.
Главный герой романа В.Войновича Иван Чон-кин - необычный герой, который явно не соответствует читательским представлениям об истинном герое (об этом говорит сам автор еще в начале своего повествования). Чонкин очень похож на сказочного Иванушку-дурачка. Здесь автор явно рассчитывает на сочувствие читателя своему герою.
Основной конфликт произведения Войновича -конфликт между человеком и тоталитарной системой. Это основная коллизия, которая проявляется на разных уровнях и имеет множество частных проявлений. Необходимо отметить, что авторской задаче показать естественного человека в неестественных обстоятельствах подчинено в романе буквально все: и система персонажей, и сюжетно-композиционная организация, и хронотоп.
Большинство событий, происходящих в романе, анекдотичны, их нелепость и абсурдность очевидны. Мы не можем себе представить ситуацию, когда ликвидацией «банды», состоящей из двух человек, кроме полка солдат занимается еще лично командир дивизии, генерал; когда солдата арестовывают не за что-нибудь, а за то, что он свято чтит устав и рьяно оберегает свой пост. «Войнович показывает здесь, как деформируется, искажается сама идея преданности, попавшая в «идеологические щипцы»6. И эта откровенная «небывальщина» преподносится в романе как самая очевидная реальность, что является еще одной чертой анекдота.
Первоисточником анекдотического в романе являются слухи. Происхождение или авторство слухов, как и авторство анекдота, в романе Войно-вича подчеркнуто анонимно: «Говорят (теперь это трудно проверить), что именно Гладышев первым... высказал предположение об искусственном
происхождении спутников Марса»; «Говорят, что был молодой, но очень растущий ученый»; «Говорят, что Первый Мыслитель оказался полностью прав»; «Говорят, Марат Кукушкин не догадался вовремя прекратить съемку.» и далее в следующем же предложении: «Говорят, майор Фигурин потом затребовал снятую пленку»; «Говорят, в Москве какого-то октября была всеобщая паника»; «Что было дальше, люди рассказывали по-разному». Однако автор-повествователь не скрывает своего авторского своеволия: «Что касается меня, то я собрал в кучу все, что слышал по данному поводу, и кое-что от себя прибавил, может быть, даже больше, чем слышал».
Сюжет романа состоит из ряда формально завершенных эпизодов-анекдотов. Их автономность подчеркивается резко обозначенными признаками начала и конца текста. С появлением каждого нового анекдота в романе, как в данном случае, происходит не приращение смысла, а накопление ситуаций7.
Структурно текст анекдота, как правило, включает три части: 1) начало, синтез экспозиции и завязки; 2) собственно «действие» и 3) развязка. Первые две части определяют тему, завязывают интригу и готовят тем самым смехотворный финал. При этом рассказчик должен знать развязку, без которой анекдот просто лишается смысла8.
Заканчивается роман неожиданно: мы ждем либо расстрела, либо оправдания героя (что маловероятно), однако война и, в частности, приход немцев в Красное, все изменила. Чонкин вместе со своим конвойным, который должен был его расстрелять, уходит в лес. Как дальше сложилась его судьба остается только гадать. Эта незаконченность является одной из важнейших черт романа. С другой стороны, вся соль анекдота в том и состоит, чтобы необычно его разрешить.
Сплавив в своем произведении жанры романа и анекдота, Войнович как бы легализовал ту традицию, которая давно уже складывалась в русской литературе. Это особый угол зрения на действительность, когда из жизни выхватывается ее анекдотическая сторона. Использование анекдота в литературных произведениях встречается у А.С.Пушкина, Н.Лескова, А.Толстого, А.П.Чехова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Однако новаторство Войновича состоит в том, что для него
5 Синенко, В.С. Особенности жанровой системы современной советской литературы / В.С.Синенко // Проблемы развития советской литературы. - Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1988. - С. 56.
6 Поэль, К. За кого Чонкин? / К.Поэль // Книжное обозрение. - 1988. - №42. - С.6.
7 Авдонин, В.В. Поэтика анекдотического в романе В.Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина / В.В.Авдонин // Вестник ТГПУ. - 2011. - Вып. 7 (109). - С. 160.
8 Авдонин, В.В. Поэтика анекдотического в романе В.Войновича.. - С. 161.
анекдот является не стилистическим приемом, а жанровым и сюжетообразующим элементом.
В последнее время появилось множество различных сборников анекдотов. Можно с уверенностью сказать, что анекдот, являясь определенной формой рефлексии на современную жизнь, сейчас находится в центре внимания литературоведов. Уже осознана необходимость тщательного изучения и осмысления анекдота как литературного жанра. Существовавшее расхожее мнение об анекдоте, как о легковесном, легкомысленном жанре уже признано неверным.
Что же касается Войновича, то синтезирование им в своем произведении жанра романа и анекдота во многом обусловлено целью, которую автор перед собой поставил. «Войнович работает ... с официальными стереотипами советского времени, подвергая их демифологизации в стихии анекдота, а также с мифологемами массового советского сознания, обрекающего человека быть лишь отдельным примером общего, делая его жертвой навязанных иллюзий»9. Анекдот, таким образом, не случайно становится инструментом борьбы художника с советской мифологией, особенно если учесть, что в 60 - 80-е годы анекдот, пожалуй, был единственным проявлением народной оппозиции по отношению к официальной идеологии. Об этом же пишет Зара Абдуллаева в своей статье «Об анекдоте»: «...анекдот - дуэльный кодекс советского человека, свидетельство его боевой готовности. ...Анекдот является андеграундом массовой официальной культуры, ее, можно сказать, авангардом... Героизм народа - рассказчика анекдотов был оценен лишь органами государственной безо-пасности»10. Роман Войновича, как известно, также
был по достоинству оценен соответствующими органами.
Используя в «Чонкине» жанр анекдота, автор вызывает у читателя смех, смех очищающий, можно даже сказать карнавальный. Понимая весь трагизм отраженной в романе действительности, мы смеемся над нею и тем самым уничтожаем ее. Смех снимает страх, то, что осмеяно, уже не страшно. «Смеясь, мы как бы переходим от конкретного восприятия к философскому раздумью. Единичное оказывается крупицей всеобщего, комическое обнаруживает в себе элементы трагического. Мы смеемся над частным лицом и огорчены деградацией личности»11.
Жанровое своеобразие произведения Войнови-ча, соединение в «Чонкине» жанров романа и анекдота связано главным образом с выражением авторской позиции. Соединив строгий жанр романа и сниженный жанр анекдота, Войнович, с одной стороны, «снизил» романного героя, а с другой стороны вернул его в народную стихию и тем самым увековечил. Обращаясь к жанру анекдота, автор доказывает бессмертие народной души. Герой романа может умереть, герой анекдота бессмертен. Обращаясь к элементам карнавала, Вой-нович добивается воплощения в его произведении жизнеутверждающего, позитивного пафоса.
9 Саморукова, И.В. Метафизика анекдота в творчестве Войновича / И.В.Саморукова // Литература «третьей волны». - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1997. - С. 113.
10Абдуллаева, З. Об анекдоте / З.Абдуллаева // Искусство кино. - 1993. - №2. - С. 82 - 83.
11 Вулис, В.В. лаборатории смеха / В.В.Вулис. - М.: «Художественная литература», 1966. - С. 47.
NOVEL-JOKE AS A NEW GENRE (V.VOINOVICH «THE LIFE AND EXTRAORDINARY ADVENTURES OF PRIVATE IVAN CHONKIN»)
© 2015 A.V.Esina°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
In this article the features of the novel-joke as a new genre are considered. V.Voinovich defined his work "The Life and Extraordinary Adventures of Private Ivan Chonkin" in this way. The article states that the novel is a developing genre with open borders. The author of the article shows how V.Voinovich's work intertwines genres of the novel and joke and what causes such interweaving. Keywords: novel, joke, genre, V.Voinovich, Chonkin.
Alena Vladimirovna Esina, Senior lecturer of Department of philosophy and humanities of Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Postgraduate of Department of Russian and foreign literature and literature teaching methodology. E-mail: parizhanka2@yandex. ru