УДК 82.7
ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ РОМАНА В. ВОЙНОВИЧА «ЖИЗНЬ И НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОЛДАТА ИВАНА ЧОНКИНА»
STUDYING V. VOINOVICH'S NOVEL "THE LIFE AND EXTRAORDINARY ADVENTURES OF PRIVATE IVAN CHONKIN"
AT SCHOOL
© А.В. Есина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© A.V. Yesina
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Статья посвящена изучению в средней школе романа В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Рассмотрена методика школьного анализа романа. Роман-анекдот - особый жанр в творчестве В. Войновича. Это не только правда о тотальном режиме, но и возможность в изображении жизни главного героя отразить жизнь всей России. Писатель использует при этом фольклорные и комические средства.
The article is devoted to studying V. Voinovich's novel "The Life and Extraordinary Adventures of Private Ivan Chonkin" at school. It highlights the methodology of the novel analysis as presented to schoolchildren. Satirical novel is a special genre V. Voinovich referred to in his works. This is not only reflection of the totalitarian regime, but also the portrait of Russia through depiction of the protagonist's life. For that purpose the writer employs folkloric and comic devices.
Ключевые слова: роман-анекдот; В. Войнович; «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»; контекст; образ России; комическое в романе; фольклор; методика изучения романа в школе.
Keywords: satirical novel; V. Voinovich; "The Life and Extraordinary Adventures of Private Ivan Chonkin"; context; the image of Russia; the comic in novel; folklore; methodology of studying a novel at school.
Роман-анекдот В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» в настоящее время не входит в число произведений, обязательных для изучения в школе, что является явным упущением. Творчество В. Войновича заслуживает серьезного изучения по многим причинам.
Во-первых, писатель является классиком русской литературы ХХ в., истинным мастером слова, умеющим оригинально использовать и мастерски сочетать в своей прозе элементы различных литературных традиций. За свое писательское мастерство В. Войнович удостоен премий Баварской академии искусств (1993), фонда «Знамя» (1994), «Триумф» (1996), имени А Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя»
(2002). Во-вторых, именно в прозе В. Вой-новича нынешнее поколение может почерпнуть правдивые сведения о беззакониях советского режима. В своих произведениях автор честно, без излишнего пафоса повествует о людях, которые под гнетом тоталитарного режима превращаются в озлобленную и запуганную толпу. Оценивая его творчество, большинство критиков сходятся на том, что оно было направлено против идеологических мифов советской и постсоветской действительности.
По нашему мнению, изучение романа В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» следует проводить в 11 классе школы на внеклассном занятии. Осознавая многогранность романа о Чонкине и учитывая ограниченность
А.В. Есина
времени на его изучение в школе, полагаем, что при анализе произведения целесообразно сделать акценты на исследовании следующих вопросов:
1. Роман В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» в контексте русской литературы.
2. Образ России в романе.
3. Образ главного героя в романе.
4. Комическое в романе.
Роман-анекдот В. Войновича «Жизнь
и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» - произведение с непростой судьбой. Начиная писать роман о Чонкине, В. Войнович и не предполагал, что эта книга так повлияет на его жизнь. Уже после первых публикаций романа в «самиздате» на автора обрушился шквал негативной критики, началась откровенная травля писателя, закончившаяся изгнанием из Союза писателей и выдворением из страны.
Анализируя роман о Чонкине в контексте русской литературы, следует спросить у учеников, что общего у романа о Чонки-не с такими произведениями, как «Мертвые души, или Похождения Чичикова» Го -голя, «Очарованный странник» Лескова, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина? Какие еще произведения вспоминаются? Важно направить ответы учащихся таким образом, чтобы они увидели связь романа В. Войновича с произведениями других русских писателей, проследили линию испытаний, несчастий, выпавших на долю героев повествования, неожиданных поворотов и переходов в их судьбах. Кроме очевидной линии приключенческого романа, важно, чтобы учащиеся отметили преемственность в изображении образов. Так, например, в «Истории одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин так показывает русский народ: недотепы, смиренны, покорны, готовы нести все наказания. У В. Войновича эта идея продолжена.
Роман В. Войновича довольно красноречиво повествует о нашем Отечестве до-
военной и военной поры. Необходимо отметить, что именно образы Отечества и народа в романе стали главным объектом критики. Автора обвиняли в том, что он оскорбляет советский народ, глумится над ним, представляя советских людей оболваненными, обездоленными бедолагами. Кроме того, по мнению некоторых критиков, В. Войнович глумится над трагическими моментами в жизни советского народа - событиями Великой Отечественной войны с ее бедами. На самом деле автор в романе о Чонкине выступает не против народа, а против авторитарности во всех ее проявлениях, и предметом сатиры у В. Вой-новича является не война с ее несчастьями, а образ жизни, при котором реальную войну встречают неготовыми к ней.
Далее ученикам предлагается вспомнить эпизоды романа о Чонкине, показывающие абсурд, алогизм российской действительности того времени. Большинство событий, происходящих в романе, анекдотичны, их нелепость и абсурдность очевидны. Мы не можем себе представить ситуацию, когда ликвидацией «банды», состоящей из двух человек, кроме полка солдат занимается еще лично командир дивизии, генерал; когда солдата арестовывают не за что-нибудь, а за то, что он свято чтит устав и рьяно оберегает свой пост. Войнович показывает здесь, как деформируется, искажается сама идея преданности, попавшая в «идеологические щипцы».
Основной конфликт произведения Вой-новича - конфликт между человеком и тоталитарной системой. Это основная коллизия, которая проявляется на разных уровнях и имеет множество вариантов.
Главный герой романа В. Войновича Иван Чонкин - необычный герой. Он совершенно не соответствует читательским представлениям об истинном герое. В самом начале романа автор, говоря о выборе героя для своего произведения, отмечает: «Всех отличников расхватали, а мне вот достался Чонкин». Так автор выразил свою оппо-
зицию «положительному» герою советской литературы.
Вопрос к ученикам: как обычно представляют себе народного героя? Приведите примеры из текста. Здесь учащиеся должны вспомнить сны Сталина и Гитлера о Чон-кине. Сталину «он снился огромного роста богатырем с длинными русыми волосами и ясным взором голубых глаз. Размахивая палицей, Чонкин громил всех его врагов, и сам Гитлер трусливо бежал на четвереньках...» [1, с. 519]. Гитлеру же «снился князь Голицын (он же Чонкин), огромного роста богатырь с длинными русыми волосами и ясным взором голубых глаз. Он ехал на белом коне под белым знаменем, надетым на пику с длинным древком. За князем двигалось несметное воинство длиннобородых крестьян в лаптях и армяках, подпоясанных веревками. Крестьяне поднятием правых рук выражали свое ликование и выкрикивали: «Хайль Гитлер!» [1, с. 529].
Чонкин же скорее антигерой - маленький, лопоухий. После ареста Чонкин не только не может себя защитить, объяснить ситуацию, в которой он оказался, но вообще не понимает, что с ним происходит. На показательном суде Чонкин, находясь в состоянии полуяви-полусна, на вопрос судей: «Что ты хочешь?» - отвечает: «Ничего». -«Как это ничего? Всякий человек чего-нибудь хочет. Может быть, ты хочешь славы?». -«Нет». - «Власти над другими?». - «Нет». -«Ну тогда чего же? Может, просто хорошо жить? Иметь много денег, баб, водки?». -«Нет» [1, с. 543]. Наивный Чонкин очень похож на сказочного Иванушку-дурачка. Здесь автор явно рассчитывает на сочувствие читателя своему герою.
В критической литературе Чонкина очень часто называют «русским Швейком» или литературным «потомком бравого солдата Швейка». Сходство объясняется тем, что оба «простачки из народа», оба попадают в нелепые ситуации, схожим способом из них выходят. Действие происходит или
в начале войны, или во время ее; главный противник - административно-командная система. Тем не менее герои эти совсем разные, сходство Чонкина и Швейка чисто внешнее, на самом деле Чонкин - антипод Швейка [3]. Швейк - лукав, хитер. Он прикидывается идиотом, придуривается, притворяется. Чонкин же безропотно выполняет указания старшины, и делает это со всей старательностью. Швейк в данной ситуации постарался бы избежать наказаний, а Чон-кин - безропотен. Швейк умел все - достать еду, украсть собаку, прислуживать у Каца и т. д. Чонкин работал на конюшне. По сути дела, и солдатом-то он не был. В Чонкине проступают типичные черты русского характера: простодушие, беззащитность, наивность, добросердечие, отсутствие хитрости и прагматизма. «Он ловок в крестьянской работе, сметлив и трудолюбив, но глуп на солдатской службе, не ищет выгоды, даже не мечтает о карьере в армии, не дорожит собой. Такой тип бессознательного альтруиста не встретишь в Европе или Америке, но, может быть, именно благодаря таким современным Иванушкам-дурачкам Россия победила фашистскую Германию, обладавшую самой сильной армией того времени» [4].
В. Войнович искренне любит своего Ваню за простоту, душевную чистоту, нравственное здоровье. В одном из своих интервью автор отмечал: «...В этом романе я смеюсь над многим, но я не смеюсь ни над солдатом, ни над народом, ни над подвигом. Я смеюсь над Сталиным, над его кома-рильей, над лже-героями, над дутыми героями. Я смеюсь над кретинами...» [3, с. 543].
Приемы комического в романе В. Вой-новича многообразны: это и карнавальные травестии (например, история о мерине Осоавиахиме и его планах читать лекции), и «глухой телефон» (история разговора Рев-кина и председателя Голубева о «банде» Чонкина), и «один в роли другого» (история про Моисея Соломоновича Сталина), и алогизм (история про полемику на страницах
А. В. Есина
газеты про хорошие манеры, в то время как в стране идет война), и гротеск. Войнович -признанный мастер социального гротеска. Основным приемом гротеска у Войновича служит гипербола, то есть преувеличение. Так, например, главный редактор районной газеты, впервые за многие годы принявший нелегкое решение прийти домой вовремя (а не за полночь, когда семья уже спала), обнаружил, что он не помнит дорогу домой, даже свой адрес. Полагает, что его сыну три с половиной года, и несет ему подарок -леденцового петушка на палочке. Добравшись-таки до дома, не узнает жену (по возрасту скорее теща), забыл ее имя и совершенно потрясен, узнав, что их «карапуза» недавно взяли на фронт [1, с. 307-313]. Же -на секретаря райкома партии Ревкина, заметив его необычное поведение, требует от мужа признаться, «как коммунист коммунисту», нет ли у него «нездоровых настроений», и если да, то «разоружиться перед партией»; напоминание о семилетнем сыне она парирует твердой уверенностью в том, что одна воспитает его «настоящим большевиком», который забудет даже, как звали его отца [1, с. 186-187].
Далее ученикам предлагается еще привести примеры комического из текста романа.
Говоря о комическом в романе, важно обратить внимание учащихся на то, что сам автор назвал свой роман анекдотом. Вопрос: Как вы думаете, почему? Что такое анекдот? Анекдот имеет фольклорную природу. Особенности устного бытования анекдота определяют такие его черты, как разговорная интонация, просторечно-сниженная лексика. В 60-80-е гг. ХХ в. анекдоты были фактически единственным проявлением народной оппозиции по отношению к официальной идеологии. На протяжении многих лет рассказывание «политических» анекдотов было весьма серьезным преступлением, за которое полагалось в разные годы разное, но всегда неотвратимое наказание. На эту тему
тоже был известный анекдот: «У Л.И. Брежнева спрашивают, что он собирает. «Анекдоты». - «Ну и как, успешно?». - «Да, уже два лагеря насобирал». По понятным причинам анекдоты, подвергающие осмеянию не только политических деятелей (Брежнев, Сталин, Берия), но и других известных официально признанных и обладающих даже достаточно мифологизированной биографией личностей (Горький, Пушкин, знаменитый цикл анекдотов о Василии Ивановиче и Петьке, в современном бытовании отходящий на периферию), - в советское время не фиксировались. Таким образом, анекдот не случайно становится инструментом борьбы В. Войновича с советской мифологией.
Весь роман про Чонкина состоит из анекдотов. Вместо «Чонкин и его баба» возникает «Чонкин и его банда». Или, к примеру, поведение капитана Миляги, который ошибся, подумав, что попал к немцам в плен. Разговор между парнишкой, который говорит и понимает по-немецки немногим лучше капитана, т. е. почти не знает языка, и капитаном, который его принимает за немца, -готовый анекдот. Используя в «Чонкине» жанровую форму анекдота, автор вызывает у читателя смех, смех очищающий, можно даже сказать - карнавальный. Понимая весь трагизм отраженной в романе действительности, мы смеемся над нею и тем самым уничтожаем ее. Смех снимает страх: то, что осмеяно, уже не страшно.
Заканчивается роман неожиданно: мы ждем либо расстрела, либо оправдания героя (что маловероятно), однако война, и в частности приход немцев в Красное, все изменила. Чонкин вместе со своим конвойным, который должен был его расстрелять, уходит в лес. Эта незаконченность является одной из важнейших черт романа. С другой стороны, вся соль анекдота в том и состоит, чтобы необычно его разрешить. Герой романа может умереть, герой анекдота - бессмертен.
Литература
1. Войнович В.Н. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. М. : ЭКСМО, 2007. 704 с.
2. КузьминаН.Б. Образ Ивана Чонкина в творчестве Владимира Войновича. URL : http:// festival.1september.ru/articles/516207/ (дата обращения: 18.11.2014).
3. Сарнов Б.М. Естественный человек в неестественных обстоятельствах. О герое этой книги и ее авторе // Войнович В.Н. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина : роман. Книги первая и вторая. М. : Книжная палата, 1990. С. 523-540.
4. Шафранская Э.Ф. Изучение романа В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» в 11 классе. URL : http://www.mparlament.eduhmao.ru/ info/1/3794/34623/ (дата обращения: 18.11.2014).
Сведения об авторе
Есина Алена Владимировна, аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.
Телефон: 224-26-85.