Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1 (356). Управление. Вып. 10. С. 77-79.
С. А. Ярушева
ролевой тренинг как инструмент корпоративного управления
Представлено применение ролевого тренинга в корпоративном бизнес-образовании, выделены особенности игровой технологии в решении вопросов развития профессиональной квалификации сотрудников и личностного роста.
Ключевые слова: ролевой тренинг, тренинговая работа, ролевой подход, ролевая игра.
Для повышения уровня производительности труда и навыков успешной организации системы управления в условиях рыночной конкуренции компания принимает на себя заботу по развитию профессиональной квалификации сотрудников. Применение методов активного обучения позволяет мотивировать работников компании на более результативные и слаженные действия. Погружение в интенсивность тренинговой работы открывает дальнейшие перспективы безошибочных решений и возможность быстрого нахождения правильного направления в сложной производственной ситуации. Недавние исследования, проведенные в 3200 американских компаниях, показали, что 10 %-е увеличение расходов на тренинг персонала дает прирост производительности труда на 8,5 %, в то время как такое же увеличение капиталовложений — только на 3,8 % [2. С. 107].
Ролевой тренинг — это метод практического обучения, основанный на ролевых играх и имитационных упражнениях. Он широко применяется в корпоративном управлении, будучи очень сильным и действенным методом профессионального развития. В корпоративном бизнес-тренинге ролевой подход фокусируется именно на тех ролях личности, которые влияют на профессиональную деятельность. Такой тренинг призван развивать нужные профессиональные роли и преодолевать то, что мешает человеку исполнять их — будь то недостаток понимания или существующие у личности психологические барьеры.
Секрет успеха ролевого тренинга в том, что игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для каждого участника в его повседневной жизни. Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации. Игра позволяет создать очень точный слепок реальности, увидеть, какие роли свойствен-
ны каждому человеку, как он справляется с задачами, как общается и взаимодействует с другими. А значит, игра прежде всего позволяет провести диагностику проблемных зон и сфер, требующих коррекции. Такая диагностика зачастую куда более точна и ценна, чем проводимая с помощью разнообразных тестов и опросников, ведь она выявляет не то, что человек о себе думает, а то, что и как он делает на самом деле. Кроме того, обучаться в процессе игры — это безопасно, эффективно и просто интересно и приятно.
Цели, которые достигаются ролевым тренингом, весьма обширны, поэтому назовем только основные направления, в которых работают тре-нинговые игры:
- развитие коммуникативных навыков (эмпа-тия, снятие психологических и тактильных барьеров в общении, развитие доверия, групповое сплочение и повышение эффективности взаимодействия и работоспособности в группе, обучение недеструктивным формам проявления агрессии, разрешению конфликтов, ораторскому мастерству и влиянию на ход переговоров и т. д.);
- регуляция психических и эмоциональных состояний;
- обучение (развитие внимания, концентрации, креативного подхода к решению задач; привитие конкретных навыков, умений и способов деятельности);
- расширение социально-ролевого потенциала участников игрового тренинга, анализ существующих коммуникативных установок и образование новых.
Речь может идти как о ролевом поведении в частных ситуациях, так и о развитии профессиональных ролей общего плана — начальник, подчиненный, продавец, член команды, лидер, стратег, коллега и т. д. Определяя слабое место в процессе управления, можно четко определить предметную область ролевого тренинга. Поэтому выбор тематики ролевого тренинга
78
С. А. Ярушева
огромен: ориентационный (вводный) тренинг, техника продаж, ведение переговоров, навыки презентации, работа с клиентами, преодоление коммуникационных барьеров, управление командным проектом, принятие управленческих решений и т. д. Приоритеты ролевого тренинга, его направленность и содержание зависят от уровня текущих и перспективных задач организации. Эти приоритеты должны быть результатом осознанного выбора руководства.
Достоинства ролевого метода в тренинге многочисленны. Участник тренинга в игре получает прекрасную возможность узнать больше о самом себе: своих ограничениях и ресурсах, проблемах и сильных сторонах, восприятии своего типичного поведения глазами других. Возможен пересмотр системы установок и улучшение самообладания. Кроме того, с помощью игры участники лучше понимают друг друга, причины того, почему каждый ведет себя именно так, а не иначе. В игре обнажается групповая динамика, игра полна действия, а потому почти всегда интересна и наглядно демонстрирует связь обучения с реальной жизнью. И, конечно же, игра — это прекрасная возможность применить на практике различные навыки и умения, попробовать себя в разных ролях и формах поведения.
Конечно же, ролевой тренинг не лишен и некоторых недостатков. Прежде всего, игры почти всегда затягиваются, отнимают много времени, которого всегда так не хватает в условиях тренинга. Кроме того, всегда есть опасность, что в процессе игры обнажатся какие-то слишком уж острые углы внутри группы или ситуации, и тренер утратит контроль над происходящим. Иногда бывает так, что игра теряет свой обучающий смысл: участники увлекаются ее развлекательной стороной и устраивают развлечение ради развлечения. Порой в игре вещи предстают чрезмерно упрощенными, схематичными, что может сбить участников с толку. Однако все эти подводные камни не столь опасны, если тренер опытен и компетентен, и уж точно не перечеркивают богатейшего потенциала ролевого тренинга.
Для того чтобы игра удалась, она должна иметь четкую и понятную инструкцию, не переусложненную и не слишком ограничивающую рамки роли и достижения целей. Неудачным ролевой тренинг может стать, если тренер не объяснит правил или эти правила так запутаны и излишне детализированы, что их просто невозможно сразу запомнить. Также участники
должны иметь представление о практических целях игры, иначе она может превратиться в бесцельное веселье. Проводя игры, тренер должен быть максимально внимателен к происходящему в группе, чтобы предотвратить или разрешить неконструктивные конфликты и травматичные для психики ситуации.
Искусство тренинга определяется целым набором знаний, умений, навыков и личностных качеств. К таким вещам относятся, прежде всего, хорошо развитая и поставленная речь, умение эффективной вербальной коммуникации. Тренер должен уметь ставить правильные вопросы, давать емкие и четкие ответы, быть способным преподносить любую информацию так, чтобы ее легко было воспринять. Необходимо уметь преподнести любую теорию так, чтобы она явно отсылалась к практике, а не оставалась абстракцией, и быть способным показать все, чему учишь. Искусное владение всеми типами вопросов подтолкнет аудиторию к активному мышлению, заставит глубже вдумываться в суть полученной информации, искать конкретные способы ее применения. Безусловно, все это требует от тренера высокого и гибкого интеллекта. Не менее важны для тренера и хороший уровень развития эмпатии, психологическая компетентность, чтобы верно понимать групповые процессы и направлять их в нужное русло, разрешать любые сложные моменты, которые неизбежно возникнут в межличностном взаимодействии в группе.
Роль и место ролевого тренинга в управлении, его подготовка и проведение отражают общий подход к задачам обучения в организации. Можно выделить поддерживающую или инновационную направленность обучения. В организациях, функционирующих и развивающихся в относительно стабильном состоянии, тренинг имеет поддерживающий характер, направлен на повышение эффективности работы персонала, обслуживает потребности организации в управлении результативностью. В условиях организационных изменений тренинг служит инструментом преобразований, направлен на развитие организации, обслуживает потребности организации в управлении изменениями. Тренинг в корпоративном управлении, стимулирующий и поддерживающий организационные изменения, имеет инновационный характер. Его нужно использовать как средство управляемого преобразования имеющегося опыта — как сотрудников, так и организации в целом.
Ролевой тренинг как инструмент корпоративного управления
79
Выделяют три типа корпоративных программ обучения:
1) адаптационные, связанные с введением сотрудников в компанию или в должность;
2) компенсационные, цель которых — ликвидировать «зазор» между требованиями к сотрудникам и их знаниями и навыками;
3) симптоматические, предполагающие наличие конкретной проблемы, которую надо срочно решить.
Сегодня компании отдают предпочтение компенсационным ролевым тренингам, которые являются своеобразной профилактикой возникновения проблем и, как правило, гораздо лучше встраиваются в систему работы с персоналом (мотивация, карьерный рост и т. д.).
Выделяют несколько функций ролевых тренингов в корпоративном управлении:
1) приобретение дополнительных знаний и навыков;
2) работа с проблемными местами и их коррекция;
3) укрепление связей внутри коллектива и формирование организационного поведения сотрудников;
4) мотивационная функция.
Первая функция заключается в повышении навыков и умений. Заказ тренингов оправдан, если у компании мало менеджеров среднего и высшего звена и много специалистов.
Вторая функция всегда оправдана, но заказывать тренинг стоит лишь после анализа слабых мест и проблем, с которыми сотрудники сталкиваются в работе.
В качестве третьей функции тренинга выделяют формирование организационного поведения и укрепление горизонтальных и вертикальных
связей внутри коллектива и отделов. Это можно рассматривать как часть процесса формирования команды, что в конечном счете снижает любые материальные затраты при последующей деятельности.
Мотивационная функция характеризует заинтересованность работника в реализации своих возможностей, так как когда руководитель предприятия посылает своих сотрудников на корпоративные тренинги, сотрудники расценивают это как знак внимания и заботы со стороны руководства. В связи с этим задачей руководителя является не только подобрать нужный для его компании тренинг, но и сделать так, чтобы он принес пользу, а не стал ненужными затратами.
Таким образом, в условиях бизнеса конечная задача тренинга в корпоративном управлении — вклад в рост прибыли компании, повышение эффективности ее работы. Ролевой тренинг не только дает полезные навыки персоналу, повышает уровень мотивации, но также оказывает положительное влияние на лояльность сотрудников.
Обладая таким огромным разнообразием техник и целей, которые могут быть легко достигнуты в рамках игрового подхода, ролевой тренинг вряд ли когда-либо потеряет свою актуальность, даже если будут созданы новые, не уступающие ему в эффективности тренинговые методы.
Список литературы
1. Горбушина, О. П. Психологический тренинг. Секреты проведения / О. П. Горбушина. СПб. : Питер, 2007. 176 с.
2. Кларин, М. В. Корпоративный тренинг от А до Я / М. В. Кларин. М. : Дело, 2002. 224 с.