O. V. Bashun, M. V. Kamardin
ROLE-PLAYING IN EXTRACURRICULAR ACTIVITY AS A MEANS OF PUPILS' COGNITIVE INTEREST FORMATION
PEDAGOGY
УДК 371.8 : 37.026.6
О. В. Башун, М. В. Камардин
РОЛЕВАЯ ИГРА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
В данной статье освещены вопросы, связанные с формированием познавательного интереса учащихся в современной школе; представлен опыт использования ролевой игры клубом любителей фантастики «Арканар» МАОУ «СОШ № 28 им. Г. Ф. Кирдищева» Петропавловск-Камчатского городского округа. Автором предложены условия последовательного формирования познавательного интереса учащихся посредством ролевой игры.
Ключевые слова: познавательный интерес, ролевая игра, внеурочная деятельность.
О. V. Bashun, М. V. Kamardin
ROLE-PLAYING IN EXTRACURRICULAR ACTIVITY AS A MEANS OF PUPILS COGNITIVE INTEREST FORMATION
The article highlights the issues connected with pupils' cognitive interest formation in modern school; experience of role-play usage by science fiction readers' society «Arkanar» of MAEE «Secondary Comprehensive School №28 named after G.F. Kirdishchev» (Petropavlovsk-Kamchatskiy city district) is presented in the article. The author offers conditions of consequential formation of pupils' cognitive interest by means of role-playing.
Key words: cognitive interest, role-play, extracurricular activity.
Реформа образования в России последние 20 лет носит перманентный характер и периодически преподносит сюрпризы всем участникам образовательного процесса. Федеральный государственный стандарт второго поколения, Профессиональный стандарт педагога определяют основные направления деятельности российской школы. Ученик не только узнаёт начала современных наук, но и формирует для себя ключевые компетенции, а задача педагога в таких условиях — лишь направлять его деятельность. Для решения этой задачи учитель может использовать разнообразные формы и методы обучения, в том числе выходящие за рамки учебных занятий, а также применять специальные методики в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании [2].
Учитель уходит от традиционных вариантов деятельности, где ведущая роль достаётся именно ему, а не ученикам. При этом педагог волен использовать широкий спектр способов мотивации обучающихся. Урок не является единственной формой взаимодействия участников образовательного процесса. Профессиональный стандарт педагога предполагает, что учитель может организовывать различные виды внеурочной деятельности, в том числе игровую.
По Селевко Г. К. игра в целом рассматривается как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [4]. На уроках часто используется дидактическая игра, отличающаяся от обычной наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Ученики выполняют конкретную задачу в строго регламентированных условиях, и такая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.
Другой популярный на уроках вид игры — ролевая игра — характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. По мнению Г. Д. Шкарлупиной, их можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
ситуационные, связанные с решением какой либо узкой конкретной проблемы — игровой ситуации;
условные, посвящённые, например, разрешению учебных конфликтов [7].
В рамках игры ребёнок весьма заинтересован в выполнении конкретных действий, часто и не подозревая, что решает он вполне конкретные учебные задачи. Игровая деятельность концентрирует внимание ученика и заставляет его мобилизоваться для решения тех или иных проблем. Таким образом, игра позволяет в полной мере использовать систем-но-деятельностный подход, обеспечивающий фор-
ПЕДАГОГИКА
О.В. Башун, М.В. Камардин
Ролевая игра во внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса ...
мирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [5].
Мы считаем, что ролевая игра во внеурочной деятельности обладает существенным потенциалом в формировании познавательного интереса у школьников.
Сегодня проблема развития познавательного интереса учащихся в школе остается актуальной. В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме интереса (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.), рассматриваются основные вопросы теории интереса, его влияние на воспитание и развитие личности, разработаны концептуальные положения о формировании познавательной активности и самостоятельности учащихся. Интерес рассматривается, как специфическая направленность личности на конкретные предметы и явления действительности.
Так, Н. Ю. Самсонова считает, что интерес к знаниям или познавательный интерес — это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области [3]. При этом, по мнению Г. И. Щукиной, методы заинтересовывания ученика должны использоваться учителем в системе, а не ситуационно, иначе это может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношение к учению. Такой интерес может очень быстро угаснуть, когда интересная, с точки зрения ребёнка, ситуация закончится [8].
Рядом с понятием познавательного интереса стоит понятие занимательности, связанное с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, взаимодействующих на ученика. Это чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющегося началом всякого познания. Чувство удивления вызывают такие элементы занимательности как новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Эти особенности являются сильнейшими побудителями познавательного интереса [8].
В этом учителю может помочь игра (как деловая, так и ролевая), поскольку этот метод насыщен
элементами занимательности. Но нельзя построить всё обучение только на игре, тогда будет существенно страдать знаниевый компонент, а сам процесс обучения превратится в процесс развлечения. Поэтому, помимо использования игр на уроках, учитель вправе применять их во внеурочной деятельности, и здесь перед ним открываются куда более широкие возможности для формирования познавательных интересов учащихся.
Под внеурочной деятельностью, с точки зрения ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующей ступени образования. Согласно стандартам второго поколения внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, и т. д. [5]. За долгое время существования российской системы образования накоплен огромный опыт внеклассной работы. Различные формы объединений учащихся претерпели существенную трансформацию, но выдержали испытание временем. Ролевые игры, которые в 1990-е гг. приобрели популярность в нашей стране, не только стали одной из форм досуга молодежи, но и заняли свое место в системе школьной внеурочной деятельности.
Ролевое движение как феномен, зародившийся ещё в советское время, имеет не одно социальное измерение. Его педагогическая составляющая возникла во многом спонтанно, благодаря изначальному присутствию в среде увлечённых людей профессиональных педагогов и студентов соответствующего профиля. Именно влиянием этого фактора можно объяснить живучесть данного феномена, его воспроизводство в новых поколениях.
Изначально ролевые игры воспринимались участниками как развлечение, ещё один канал для самореализации. В дальнейшем у некоторых из них взял верх профессиональный интерес. Осознавая характер своей деятельности, они прошли через стадию саморефлексии, сформулировали основные принципы и разработали методики, применяемые с тех пор не только в ролевых играх, но и в педагогической деятельности.
Ролевые игры в рамках детско-юношеских объединений, созданных при образовательных учрежде-
O. V. Bashun, M. V. Kamardin
ROLE-PLAYING IN EXTRACURRICULAR ACTIVITY AS A MEANS OF PUPILS' COGNITIVE INTEREST FORMATION
PEDAGOGY
ниях, имеют большой потенциал для формирования познавательных интересов учащихся. Опыт, накопленный в г. Петропавловске-Камчатском, представляет большой интерес для понимания процесса формирования познавательного интереса учащихся в рамках внеурочной деятельности. Так, в МАОУ «СОШ № 28 им. Г. Ф. Кирдищева» Петропавловск-Камчатского городского округа с 1993 г. функционирует клуб любителей фантастики «Арканар», активно использующий в своём арсенале ролевые игры.
Ролевая игра здесь рассматривается как процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности. Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать, будучи миром условно-историческим, литературным или вообще вымышленным организаторами игры, однако в любом случае он должен быть целостным. Чем продуманней замысел игрового мира, тем больше у игроков возможностей самореализоваться в нём.
Мир создаётся именно в процессе игры, а не до её начала, и в его создании принимают непосредственное участие все игроки, вне зависимости от отыгрываемой роли. Именно поэтому «неигровое поведение», т. е. отступление от правил жизни в игровом мире, на большинстве игр карается очень строго, вплоть до удаления с игры.
Каждый игрок выбирает себе роль из числа предлагаемых задуманным миром (его организаторами). При этом игрок имеет право на самостоятельный выбор, который может быть ограничен организаторами игры и возможностями самого игрока. В процессе создания игрового мира значима каждая роль, а не только роли вождей, полководцев и т.п., так как чем разнообразнее роли и чем лучше они сыграны, тем полнее и интереснее создаваемый мир. Таким образом, выбранная роль может стать мощным стимулом к самовоспитанию [1].
В период с января 1995 г. по январь 2017 г. «Арканар» провёл 130 игр различной тематики и объёма: от небольших павильонных игр в школе на 10 человек до масштабной двухдневной игры в лесу на 90 участников. При этом сами ученики нередко выступают мастерами, предлагая участникам окунуться как в уже известные (серия игр «Сталкер» 2013— 2015 гг. мастера Томаса), так и оригинальные миры (игры «Новая шахта», «Новая власть» 2013 г. мастера Сорина). Основная часть игр предполагает ак-
тивное фехтование на игровом оружии или перестрелки на 6-мм пневматике с обязательной защитой лица, если антураж игры это позволяет. Некоторые игры традиционно проводятся каждый год, например, серия «Рагнарёк» по скандинавским мифам насчитывает уже 21 игру. Несмотря на повторяющийся сюжет о неизбежном конце света, мастера каждый раз преподносят игрокам сюрпризы.
В архивах клуба накоплен богатый материал. Имеется полная статистика игр, половозрастной состав их участников игр. Многие игроки проводили саморефлексию в письменной форме, которая отражает степень заинтересованности детей в дальнейшем изучении истории того или иного периода. Здесь проявляется ценность игрового взаимодействия для формирования познавательных интересов учащихся. Если ролевая игра проводится по мифам древней Скандинавии, то ученик, играющий определённую роль, будет вынужден самостоятельно искать информацию, и может проникнуться эпохой. Игра, посвященная истории Древнего Рима покажет ребёнку римскую избирательную систему, поможет ощутить на себе её плюсы и минусы и сможет мотивировать ученика на дальнейшее изучение этого периода.
Итак, мы считаем, что обучение не будет успешным, если оно оставляет ученика равнодушным и безучастным к осваиваемому предмету. Предполагаем, что ролевые игры во внеучебной деятельности могут способствовать успешному и последовательному формированию познавательного интереса, если:
- учебно-познавательная деятельность учащихся строится в соответствии с концепцией деятель-ностного подхода;
- теоретический материал, методические приемы и средства обучения адекватны содержанию, образовательно-воспитательным целям и познавательным возможностям детей;
- рационально организуется самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- используются задания различного уровня познавательной самостоятельности с постепенным повышением удельного веса заданий на творче-ско-поисковом уровне;
- реализуется «метод погружения» (Р. М. Грановская).
ПЕДАГОГИКА
О.В. Башун, М.В. Камардин
Ролевая игра во внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса ...
Библиографический список
1. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные техноло-
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — URL: httpV/минобрнауки. рф/документы/938 (дата обращения 03.02.2017).
гии. — 2000. — № 1. — С. 183.
2. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. — URL: httpy/профстандартпедагога. рф/профстандарт-педагога
6. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
(дата обращения 01.02. 2017).
3. Самсонова Н. Ю. Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики [Электронный ресурс]. — URL: http:// festival. 1september.ru/articles/579526/ (дата обращения 17.01. 2017).
7. Шкарлупина Г. Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин: учебно-методическое пособие для студентов специальности 032700.00. — М. — Берлин: Директ-Медиа, 2014. — 359 с.
8. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика,
4. Селевко Г. К. Современные образовательные тех-
1971. — 251 с.
нологии. // Центр подготовки педагогов к аттестации [Электронный ресурс]. — URL: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheski e_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/12-1-0-48#. WIL2_lig_IU (дата обращения: 21.02.2017).