УДК 81; 37.013
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
С. Кондратенкова
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся использования ролевых игр на уроках иностранного языка. Как мы знаем, основной задачей каждого учителя является постоянное поддержание интереса к изучению иностранного языка. Скучный урок не доставляет удовольствия ни учителю, ни учащимся. Исходя из этого, становится ясно, что актуальность данной темы вызвана несколькими факторами. С одной стороны, интенсификация обучения диктует условия поиска поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активации их деятельности на всем протяжении урока. С другой стороны, наиболее важной проблемой преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей предпосылки для раскрытия коммуникативной функции языка. Наиболее эффективным способом решения этих проблем являются учебные игры и вовлечение учащихся в игровой процесс.
Ключевые слова: ролевые игры, обучение, коммуникативная методика, деятельность, мотивация.
ROLE PLAY AS A MEANS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
S. Kondratenkova
Abstract. This article discusses issues related to the use of role-playing games in foreign language lessons. As we know, the main task of each teacher is to constantly maintain interest in learning a foreign language. A boring lesson does not delight either the teacher or the students. Based on this, it becomes clear that the relevance of this topic has to do with several factors. On the one hand, the intensification of learning dictates the conditions for finding ways how to keep pupils interested in the study material and to activate their performance throughout the lesson. On the other hand, the most important problem of teaching a foreign language is teaching oral speech, which creates the prerequisites for revealing the communicative function of a language. The most effective way to solve these problems are educational games and the involvement of students in the gameplay.
Keywords: role-playing games, learning, communication method, activity, motivation.
Многие ли из вчерашних школьников или студентов, изучающих английский язык в школе или в вузе, могут легко ответить на вопрос: «Do you speak English?»? Вступить в свободное общение на различные темы с носителем этого языка? К сожалению, не все.
Характер преподавания иностранных языков в недалеком прошлом был определен социальными запросами государства, основываясь на экономические, политические и международные связи. Сегодня ситуация в Европе сильно меняется. Многие европейские государства становятся членами Совета Европы, объединяя свои усилия в различных разработках инновационных технологий. Решая совместные проблемы, многие страны ЕС устанавливают единые стандарты и требования. Преподавание иностранных языков также не стало исключением. Так, например, Совет Европы определил Пороговый уровень как базовый общеобразовательный, и, несмотря на то, что это еще не нашло подкрепления на уровне единых Российских федеральных программ, существуют программы и учебники для массовой школы, разработанные и написанные с учетом этих документов, которые одобрены Министерством образования РФ, например, программы В.В. Сафоновой, В.П. Кузовлева и других.
В наши дни, когда связи между странами стали шире, когда у учеников российских школ появились возможности проводить свои каникулы за рубежом, а также участвовать в различных международных проектах, когда расширяются совместные предприятия, просто необходимо уделять больше внимания подготовке учащихся деловому общению на иностранном языке. Именно поэтому основной целью обучения иностранному языку в Пороговом уровне является формирование коммуникативной компетенции. Ролевые игры, используемые на уроках иностранного языка, играют особую роль в формировании данной компетенции.
В школах европейских стран ролевые игры занимают ведущую позицию и являются составной частью методики обучения иностранному языку уже много лет. Они довольно известны и нравятся как педагогам, так и ученикам. На уроках иностранного языка, целью которых является научить учащихся общению с носителями этого языка, обойтись без ролевых игр просто не возможно. Ролевые игры не только играют важную роль в освоении лексических и грамматических структур языка, но и помогают развить у учеников навыки разговорной речи, что просто необходимо для общения на иностранном языке.
Как мы знаем, основной задачей каждого учителя является постоянное поддержание интереса к изучению иностранного языка. Скучный урок не доставляет удовольствия ни учителю, ни учащимся. На начальном этапе изучения детям нравится иностранный язык, и они с удовольствием его изучают. Однако постепенно интерес значительно снижается. Это происходит по тому, что обучение становится все сложнее, а, значит, и скучнее. И для того, чтобы устранить этот недостаток, нужно создавать необходимые условия для развития личности и раскрытия способностей каждого ученика. Главная проблема методики преподавания на современном этапе состоит в организации обучения детей разных возрастных категорий с помощью игр.
Исходя из вышеуказанного становится ясно, что актуальность данной проблемы вызвана несколькими факторами. С одной стороны, интенсификация обучения диктует условия поиска поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активации их деятельности на всем протяжении урока. С другой стороны, наиболее важной проблемой преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей предпосылки для раскрытия коммуникативной функции языка. Таким образом, приближая процесс обучения к условиям реального общения, учитель, тем самым, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Наиболее эффективным способом решения этих проблем являются учебные игры и вовлечение учащихся в игровой процесс на уроках иностранного языка.
Урок иностранного языка характеризуется как определенная социальная среда, в которой учитель и ученики вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс - это взаимодействие всех присутствующих [1]. И чтобы добиться хороших результатов в обучении, нужно использовать все необходимые для этого средства. Большие возможности, способствующие активизации учебного процесса, дают ролевые игры. Ролевая игра - это метод, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком [2, 3]. Ролевая игра подразумевает условное воспроизведение ее участниками реального практического действия людей, создает условия, способствующие реальному общению. Эффективность обучения в данном случае обусловливается повышением мотивации у учащихся, увеличением интереса к изучаемому предмету. Ролевая игра помогает педагогу раздвинуть границы классной комнаты и увести учеников в мир реального использования иностранного языка. В ней есть сюжет, действующие лица, а также проблемные ситуации. Это способствует созданию приподнятого настроения, повышает эмоциональную, творческую атмосферу в классе, которая,
в свою очередь, усиливает познавательный интерес у учеников. Под ролевыми играми подразумеваются такие действия, как имитация, симуляция, ситуативное моделирование, драматизация. Подразумевается, что ученик играет роль, совершенно не имеющую никакого отношения ни к его характеру, ни к его жизненному статусу, а имитация и симуляция предполагает воспроизведение знакомых ему жизненных ситуаций.
Ролевая игра - это деятельность, одновременно и игровая, и речевая, и учебная. Ролевая ирга способствует развитию навыков общения у учеников, а также стимулирует развитие их творческой деятельности. В игре учащийся проживает различные ситуации, в которых ему нужно использовать иностранную речь, что подготавливает его к более уверенному общению на иностранном языке в реальной жизни. Для учителя - это действенный метод, помогающий закрепить пройденный материал, тренировать навыки речевой деятельности, обучить диалогическому общению, а также провести контроль уровня усвоения материала.
Основная цель использования ролевых игр на уроках иностранного языка - это формирование коммуникативных навыков. Ролевые игры помогают в решении целого комплекса задач - образовательных, развивающих, воспитательных.
1. Образовательные задачи направлены на:
- формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся,
- мотивацию активной деятельности учеников на уроке;
- закрепление языкового материала на практике;
- обучение диалоговой речи.
2. Развивающие направлены на:
- расширение ассоциативной базы;
- расширение сферы общения, использование моделей;
- развитие умения контролировать свои поступки и давать объективную оценку поступкам других.
3. Воспитательные направлены на:
- воспитание сознательной дисциплины;
- организацию учебного сотрудничества и партнерства;
- расширение психологического диапазона, понимание других людей.
Таким образом, мы видим, что игра обладает большими образовательными и воспитательными возможностями. Использование ролевых игр на уроке иностранного языка
- очень эффективный метод обучения, который способствует повышению мотивации, снижению утомляемости, а также увеличению темпа ведения урока. Ролевая игра - это такая деятельность, которая способствует развитию навыков общения у учащихся, развитию их творческой деятельности, формированию независимого мышления, умению обмениваться репликами и доказывать свою точку зрения, а также созданию рабочей атмосферы на уроке. Положительное влияние игры на формирование познавательных интересов учащихся, способствует самостоятельности, инициативности, воспитанию чувства коллективизма, а также осознанному усвоению иностранного языка.
Библиографический список
1. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. М., 2009.
2. Миролюбов А.А. Общая методика преподавания иностранных языков: учебное пособие. М., 2008.
3. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие для учителей. М., 2003.
С. Кондратенкова
студент
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт