Научная статья на тему 'Ролевая игра как способ развития речемыслительной деятельности учащихся средней ступени на уроке английского языка'

Ролевая игра как способ развития речемыслительной деятельности учащихся средней ступени на уроке английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ / ПОДРАЖАНИЕ / ТЕКСТ / ПЕРСОНАЖ / SPEECH AND THOUGHT ACTIVITY / ACTIVIZATION / ROLE-PLAY / THOUGHT AND SPEECH PROCESSES / IMITATION / TEXT / CHARACTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальдзигова Зита Александровна

В статье раскрываются практические возможности ролевой игры при обучении английскому языку учащихся средней ступени (6-8 классы). Закладывая основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции, ролевая игра ведет к достижению главной цели обучения умению общаться на изучаемом языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A ROLE-PLAY AS A FORM OF DEVELOPMENT THE SPEECH AND THOUGHT ACTIVITY AMONG SECONDARY SCHOOL STUDENTS IN ENGLISH LANGUAGE LESSONS

The article reveals practical capabilities of a role-play while teaching the English language secondary school students (grades 6 8 of secondary school). By laying the foundations of formation the foreign language communication competence, the role-play leads to the main goal of education the ability to communicate in foreign language.

Текст научной работы на тему «Ролевая игра как способ развития речемыслительной деятельности учащихся средней ступени на уроке английского языка»

В широком смысле под термином «экологическое сознание» следует понимать совокупность взглядов, теорий и эмоций, которые отражают проблемы соотношения природы и общества в плане оптимального их решения с учетом конкретных потребностей общества и природных возможностей.

Основной функцией экологического сознания, по мнению Б.Г. Иоганзена, является обеспечение оптимизации взаимоотношений в системе «общество-природа», предотвращение глобальной экологической катастрофы, решение глобального экологического кризиса [3].

На основе анализа научных подходов можно определить следующие направления становления экологического сознания:

- научное направление, выражающееся в стремлении реализовать на практике имеющиеся теоретические и практические знания о существующих в естественном мире связях, о возможностях избежать нарушения их в ходе производственной деятельности человека;

- экономическое направление, сущность которого заключается в осознании человеком экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей окружающую природную среду;

- культурное направление, выражающееся в стремлении сохранить окружающую природную среду как элемент культурной среды;

- политическое направление, проявляющееся в стремлении представителей общества создавать условия существования, соответствующие достоинству человека.

Экологическому сознанию присущи определенные особенности, обусловливающие специфику его функционирования в обобщенной структуре общественного сознания. К особенностям экологического сознания отнесем:

1) комплексный характер экологического сознания, проявляющийся в умении человека понимать особенности объекта отображения, способности не только осознавать взаимосвязь отдельных природных явлений и последствий человеческой природопреобразующей деятельности, но и отслеживать их взаимосвязи с другими явлениями более широкой системы;

2) умение воспринимать объект отражения и познания во всей широте его качественности, гетерогенности, видеть в данном многообразии существенно важное в экологическом отношении единство;

3) способность видеть не только ближайшие последствия изменений, происходящих в природе под воздействием человека, но и последствия более отдаленного порядка, не только прямые, но и обратные связи изменений, осуществляемых человеком в природе и обществе.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что процесс формирования экологической культуры обучающихся колледжей Республики Крым предусматривает создание и обеспечение ряда педагогических условий. Одним из важных условий в данном контексте является создание предметно-развивающей среды для проведения элементарной поисковой, научно-исследовательской и природоохранной деятельности с учетом индивидуальных потребностей, интересов, склонностей обучающихся в процессе формирования у них экологических умений и экологического сознания. Основной целью создания такой предметно-развивающей среды является формирование экологических умений и экологического сознания обучающихся.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / [сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов, Г.А. Победоносцев, А.М. Моисеев; авт. коммент. А.М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

2. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание школьников. - 1985. - № 6. - С. 30-35.

3. Иоганзен Б.Г. Основы экологии. - Томск: Изд-во Томского университета, 1959. - 424 с.

4. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2001. - 511 с.

5. Уразметов И.А., Июдина С.Н. Экологическая компетентность в структуре квалификационной модели учителя географии / И.А. Уразметов, С.Н. Июдина // Экологическая компетентность в структуре квалификационной модели учителя географии; Материалы II Международной научно-практической конференции посвященной Году экологии; Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе. - Буинск, 2017. - С. 12-16.

6. Федорова О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. - М., 1970. - 75 с.

Педагогика

УДК: 372.8

учитель английского языка Мальдзигова Зита Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 (г. Беслан), аспирант кафедры педагогики и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье раскрываются практические возможности ролевой игры при обучении английскому языку учащихся средней ступени (6-8 классы). Закладывая основы формирования иноязычной коммуникативной компетенции, ролевая игра ведет к достижению главной цели обучения - умению общаться на изучаемом языке.

Ключевые слова: речемыслительная деятельность, активизация, ролевая игра, процессы мышления и речи, подражание, текст, персонаж.

Annotation. The article reveals practical capabilities of a role-play while teaching the English language secondary school students (grades 6 - 8 of secondary school). By laying the foundations of formation the foreign

language communication competence, the role-play leads to the main goal of éducation - the ability to communicate in foreign language.

Keywords: speech and thought activity, activization, role-play, thought and speech processes, imitation, text, character.

Введение. Развитие речемыслительной деятельности - это процесс, направленный на достижение специфической мыслительной и речевой активности, осуществляемой при побуждении, руководстве и контроле со стороны учителя и способствующий скорейшему и успешному достижению планируемого результата обучения. Одним из средств активизации речемыслительной деятельности на уроке иностранного языка является игра. Обучающие возможности использования игрового метода известны еще с древнейших времен. Дидактической значение игры доказывали К.Д.Ушинский и Л.С. Выготский. Педагогический феномен игры описан в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др. Ценными являются практические исследования современных авторов, справедливо указывающих на эффективность применения игры в школьном учебно-воспитательном процессе (Н.П. Аникеев, О.С. Анисимов, Г.А. Кулагин, В.В. Муриева М.В., В.В.Петрусинский, В.Ф. Смирнов, Б.А.Тахохов, Э.А.Тохтиева и др.).

Формулировка цели статьи. Показать эффективность использования ролевых игр в школьном иноязычном обучении на средней ступени.

Изложение основного материала. По мнению вышеназванных психологов и педагогов, использование игрового метода обучения на уроке иностранного языка:

- создает психологическую готовность учащихся к речевому общению;

- обеспечивает естественную необходимость многократного повторения языкового материала.

Некоторые исследователи отмечают, что игровые технологии являются тем педагогическим

инструментом, который способен, с одной стороны, снять языковой барьер, а, с другой стороны, интенсифицировать процесс обучения, сделать его активным, плодотворным, приближенным к естественному процессу коммуникации на родном языке [6, c. 591.

Из всего спектра дидактических игр особую ценность на уроке иностранного языка представляет собой ролевая игра (далее РИ) - метод, относящийся к группе активных способов обучения. РИ напоминает небольшой спектакль, в котором есть сюжет, действующие лица, проблемные ситуации. И.Л. Колесникова и О. А. Долгина, например, рассматривают такую игру как упражнение, в котором учащиеся, исполняя различные социальные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения [4, с. 149]. Авторы утверждают, что РИ способствует развитию речемыслительной деятельности, поскольку:

• мотивирует активную деятельность учащихся на уроке;

• закрепляет на практике языковой материал;

• формирует и развивает речевые навыки и умения учащихся;

• расширяет сферу общения;

• учит преодолевать психологические барьеры в общении;

• развивает умение контролировать свои поступки и давать объективную оценку поступкам других.

Обучение иностранному языку во многом основано на подражании. РИ, предполагая подражание

действительности, закладывает основы коммуникативной компетенции и ведет к достижению главной цели обучения иностранному языку - умению общаться на изучаемом языке. Грамотно подготовленная и проведенная ролевая игра может стать важной генеральной репетицией к реальной жизни [6, c. 104].

Как известно, коммуникативные навыки школьников среднего звена несколько ограничены. Наш многолетний практический опыт работы с учащимися данного возраста показывает, что целесообразнее проводить контролируемые РИ. Такие игры являются несложными и могут быть построены на основе диалога или текста.

В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем вместе с учителем обсуждается содержание диалога, прорабатываются нормы речевого этикета и необходимая лексика. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога. При этом они должны опираться на предложенный в учебнике диалог и использовать записанные на доске опоры. После работы над диалогом « Where is the music shop?» из учебника М.В. Вербицкой «Forward» для 6 класса интерес вызвала игра с картой «In a strange city», участниками которой являются турист и житель города:

The game

...............«IN A STRAGE CITY».......

Рекомендуемая лексика для повторения:

Excuse me, please It is far from here to go straight on to be next to ...

Could you help me? It is close from here to turn left at the. to be opposite ...

Where is ... here? It takes you ... to turn right at the to be between ...

How do I get to.? minutes to get to the .. and ...

to be on one's left

to be on one's right

Роли для игры: tourist, townsman Примерный ход игры:

- Excuse me. Could you help me?

- Yes, please!

- How do I get to the public library?

- Oh, it is close from here! Go straight on and turn right at the corner. The library is opposite the bus stop!

- Thank you!

Другим видом контролируемой РИ является РИ на основе текста. В условиях организации искусственной языковой среды на уроке английского языка работа с текстом представляется особенно важной, поскольку текст является основной учебно-методической единицей обучения [2, с. 42]. Текстовая информация дает возможность накапливать лексический материал и усваивать грамматические структуры. Кроме того, именно текст является основой и моделью для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме.

После работы с текстом учитель может организовать игру и предложить одному из учеников сыграть роль одного из персонажей текста, а другим ученикам - взять у него интервью или обратиться за советом. Важно выбирать для РИ такие тексты, проблематика которых близка и интересна ученикам. Это необходимо для имитации разговора, который бы мог произойти в реальной жизни ученика, затрагивал бы волнующие его вопросы и проблемы.

На основе текста «Why sleep is the best medicine» (для 8 класса) из учебника М.В Вербицкой «Forward» мы организовали и провели РИ, где один ученик играет роль специалиста в области сомнологии, а другой приходит к нему на консультацию. Часто школьник оказывается в ситуации, когда утром ему предстоит писать важную контрольную работу или сдавать экзамен, а накануне он до поздней ночи вынужден сидеть за книгами. Поэтому ему будет интересно обсудить вопрос: а) следовать ли ему совету родителей и лечь спать или б) попытаться выучить еще что-либо ночью.

В процессе работы над текстом учителю необходимо тщательно отработать активную лексику, проверить понимание текста с помощь общих и специальных вопросов, отвечая на которые учащимся необходимо будет воспроизводить части текста. Важно также вызвать личный интерес учащихся к проблеме, описав им типичную ситуацию из их жизни и спросив об их мнении.

The role game «WHY SLEEP IS THE BEST MEDICINE»

Рекомендуемая лексика для отработки:

to stay up to be messy

to be right to tidy up one's thoughts

to look into the effects of sleep to improve one's memory

to find out to come up with

to have ... hours of sleep to take a nap

to do better in exam to take one' advice

to have better scores in IQ tests to go to bed early

Вопросы для контроля на общее понимание текста:

What did scientists in Germany look into?

What did they find out?

Is our memory messy after a hard day?

Does sleep help to tidy up our thoughts?

Does sleep help to put everything in the right place?

Does sleep improve our memory?

Are we more creative after sleep?

How did Keith Richards, guitarist with the Rolling Stones, come up with the melody for Satisfaction? How did the Irish writer Bram Stoker get the idea for his masterpiece Dracula? Вопросы, требующие развернутых ответов:

What situation happens in your families before you have an important exam?

What does your mother advise you when you are sitting with your notes and books late at night?

Why is sleep good for our brains?

What examples prove our brains continue thinking about our problems from the day before?

How does sleep improve our memory?

What examples prove we are more creative after sleep?

Роли для игры: Mr. Smith, specialist for the sleep, pupil

Примерный ход игры:

- Good morning, Mr. Smith!

- Good morning! Tell me your trouble, please!

- I have only a question to you!

- Yes, please!

- Sometimes I have an important exam and I sit with my notes and books late at night. I begin to feel tired and my mother advises me to go to bed. Should I follow her advice or should I stay up all night and try to learn?

- O, your mother is probably right. Scientists in Germany looked into the effects of sleep and they found out that students who had at least four hours of sleep did better in exams.

- Oh, And why is sleep good for our brains?

- After a hard day of thinking our memory is messy. And sleep helps us to tidy up our thoughts and to put everything into the right place again.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Does sleep improve our memory?

- Yes, it does. And we are more creative after sleep too.

- Really? And what examples prove it?

- Oh, there are a lot of examples. Keith Richards, guitarist with the Rolling Stones came up with the melody for Satisfaction as he was taking a nap in a London hotel room.

- And what advice would you give me?

- If you want to remember more in your exam go to bed early!

_- Thank you!_

Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Следовательно, в данном случае не только говорящий, но и слушающий должен быть максимально активен, так как ему нужно понять и запомнить реплику партнера, соотнести её с ситуацией и правильно отреагировать на реплику [1, c. 8].

Как правило, умеренно контролируемые игры проводятся в конце работы над определенной лексической темой, когда ученики уже хорошо усвоили слова и выражения, а также нужные языковые клише по той или иной тематике и должны научиться понимать и употреблять их в неподготовленной беседе. Умеренно контролируемая игра «Sunday Planning» была предложена учащимся 7 класса на последнем занятии по теме «Free time».

The role game «THE SUNDAY PLANNING» Слова и выражения по теме учебника:

go to the funfair go to the seaside go to the football match go to the cinema have a picnic go for a work go to a disco have a party to visit relatives We are going to ... Would you like to join us Thank you. I' d love to Thank you. I can't accept your invitation It's great It' a pity Oh, dear Come on

Роли для игры: three friends, discussing their Sunday plans Примерный ход игры: Pupil 1: Hello, we are going to the seaside on Sunday. Would you join us too Pupil 2: Yes, it's great. I'd love to. Pupil 3: No, thanks Pupil 2: Why not? Pupil 3: I have got to visit my gran on Sunday. Pupil 1: Oh, dear! Pupil 2: Yes, it's pity! We are going to have a picnic there. I'll bring some chicken and some crisps. Pupil 1: And I am going to bring some cola and some fruit. And we will swim, play tennis and sunbathe there Pupil 3:Chicken, crisps, cola, fruit, swimming, playing tennis and sunbathing? Pupil 2: Come on! Pupil 3: OK! I can visit my gran an Saturday evening Pupil 1: It's great! Pupil 2: See you on Sunday! Pupil 3: Buy!

Следует отметить большую подготовительную работу учителя как организатора ролевой игры, огромное желание ребят участвовать в такого рода деятельности. Соглашаясь с мнением М.В.Муриевой, что «игра, как прием обучения, являясь действенным инструментом управления процессом обучения, в нашем случае, деятельностью по овладению иноязычным общением, активизирует речевые поступки учащихся» [5, с. 157], добавим, что ролевая игра на базе текста будет способствовать более прочному запоминанию и усвоению иноязычного учебного материала.

Выводы. Особенностью РИ является возможность обучать школьников иностранному языку посредством активной и интересной для них деятельности. Как показала практика, контрольные и умеренно контрольные ролевые игры являются эффективным средством развития речемыслительной деятельности учащихся средней ступени, поскольку:

• формируют навыки иноязычной речи на основе ситуаций;

• стимулируют самостоятельные высказывания всех учеников, т.к. дают возможность проявлять речевую инициативу в соответствии с языковыми возможностями каждого из них;

• усиливают степень тренировки учащихся в усвоении грамматического структурного языкового материала.

• делают более прочным запоминание лексического материала.

Таким образом, понятие активизации речемыслительной деятельности включает в себя формирование процессов мышления, речи и общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Мы убедились, что в процессе игры мыслительные процессы протекают быстрее, учебный материал усваивается прочнее и легче запоминается. РИ представляет собой не только эффективное средство развития диалогового общения, но и решает целый ряд педагогических задач.

Игровой вид деятельности на уроке английского языка способствует формированию культуры общения в легкой и непринужденной форме, стимулирует интерес учеников к познанию культуры народа-носителя изучаемого языка, развивая навыки межкультурной коммуникации. Все это делает РИ важным средством активизации речемыслительной деятельности при обучении английскому языку, поскольку она предоставляет возможность учащимся средней ступени более полно раскрыть свои лингвистические способности, являясь важным условием для развития творческого мышления.

Литература:

1. Ахмедова Г.М. Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках иностранного языка / Молодой ученый. 2016. № 10. С. 6-8.

2. Глаголева Р.И. Работа с текстом на уроке иностранного языка / Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 42-44.

3. Ефимова Р.Ю. Организационно-обучающие игры на уроке иностранного языка / Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. № 6. С. 58-64.

4. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М.: Дрофа, - 2008. 421 с.

5. Муриева М.В. Игровые технологии в современном иноязычном обучении. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9. С. 157.

6. Утепкалиева А.Ж. Расширение значения использования ролевых игр на уроках английского языка / Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13. С. 103-105.

Педагогика

УДК 371

аспирант Мельниченко Оксана Игоревна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. Статья посвящена изучению и сравнительной характеристики этапов становления педагогического менеджмента в отечественном образовательном пространстве. В статье осуществлен анализ основных тенденций развития педагогического менеджмента на современном этапе, требований к выпускнику педагогического вуза и руководителю образовательной организации, содержания и сущности управленческой компетентности педагога.

Ключевые слова: менеджмент, педагогический менеджмент, этапы становления управления образования, будущие педагоги, руководитель образовательной организации, педагог-менеджер, управленческая деятельность, управленческая компетентность, компетентностный подход, готовность к управленческой деятельности в образовании.

Annotation. The article is devoted to the study and comparative characteristics of the stages of formation of pedagogical management in the domestic educational space. The article analyzes the main trends in the development of pedagogical management at the present stage, the requirements for a graduate of a pedagogical University and the head of an educational organization, the content and essence of the managerial competence of the teacher.

Keywords: management, pedagogical management, stages of formation of education management, future teachers, head of educational organization, teacher Manager, management, managerial competence, competence approach, readiness for management activities in education.

Введение. На современном этапе развития педагогической науки в терминологическом обиходе все чаще употребляется понятие педагогического менеджмента. Рассмотрение проблемы профессионального целенаправленного управления образовательными организациями позволяет говорить о том, что данная проблематика в течение продолжительного времени являлась предметом научных исследований и дискуссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.