Научная статья на тему 'Роль зоны ближайшего развития в диагностике интеллектуального развития мексиканских детей'

Роль зоны ближайшего развития в диагностике интеллектуального развития мексиканских детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зона ближайшего развития / диагностика / интеллектуальное развитие / мексиканские дети / zone of proximate development / diagnostic / intellectual development / Mexican children

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Юлия Валерьевна, Кинтанар Рохас Луис

Актуальность. Процесс интеллектуального развития в онтогенезе и способы его оценки изучались многими выдающимися психологами: Ж. Пиаже (1973), А. Валлоном (1942), А.В. Запорожцем (1986), П.Я. Гальпериным (1998). Однако только небольшое количество работ рассматривают зону ближайшего развития (Выготский, 1983) при оценке интеллектуального развития детей. Настоящее исследование является попыткой разработки и применения процедуры, учитывающей зону ближайшего развития (ЗБР), при исследовании детей, живущих в разных социальных и экономических условиях. Цель. Исследование показывает, как понятие зоны ближайшего развития может быть использовано при диагностике интеллектуального развития детей по этапам конкретных действий, конкретных образов и словесно-логического мышления. Оценка основана на формировании постепенной ориентировки путем оказания помощи ребенку в выполнении нового задания. Выборка. Исследование проводилось в Мексике. Было отобрано 1120 школьников обоих полов из разных слоев населения (село, пригород, более и менее обеспеченные жители города). Возраст детей составлял от 6 до 12 лет. Каждая социально-экономическая группа состояла из 280 детей: по 20 детей из каждого школьного класса (10 девочек и 10 мальчиков). Школьные классы включают последний класс детского сада и 6 классов начальной школы в соответствии с образовательной системой Мексики. Методы. Была разработана «Схема оценки интеллектуального развития», которая применялась ко всем детям. Схема представляет собой оценку зоны ближайшего развития как плана выполнения экспериментального задания (словесного, образного или действенного) после предъявления ориентировочной основы действия (Гальперин, 1976; Талызина, 1984; Карпов, 1983; Талызина, Карпов, 1987). Схема состоит из двух заданий, которые предъявляются в разных планах интеллектуального развития: словесном, образном или действенном. Результаты. Сначала проверялась возможность выполнения задания без посторонней помощи. Результаты показали невозможность выполнения первоначального задания: 82% в сельской группе; 74,64% в группе пригорода; 64,64% в группе города с низким уровнем жизни и 71,42% в группе обеспеченных жителей города для первого задания и 65,35% в сельской группе; 62,50% в группе пригорода; 52,85% для группы с низким уровнем жизни в городе и 46,42% для группы с высоким уровнем жизни в городе для второго задания. Дисперсионный анализ выявил существенные различия между группами. Однако после предоставления ориентировочной основы действия большинство детей, не справившихся с первоначальным заданием, смогли решить его на разных уровнях. Выполнение на вербальном уровне было очень высоким: 62,17% в сельской группе; 61,27% в группе пригорода; 75,30% в группе с низким уровнем жизни в городе и 77,95% в группе с высоким уровнем жизни в городе для первого задания и 48,00% в сельской группе; 56,80% в группе пригорода; 59,58% в группе с низким уровнем жизни в городе и 66,14% в группе с высоким уровнем жизни в городе для второго задания. Существенные различия были обнаружены только для уровней помощи взрослого во время представления ориентировочной основы действия. Выводы. Эти результаты показывают способность детей из всех групп работать в ЗБР и решать задачу после предварительной выработки ориентировочной основы. Согласно нашему исследованию, дети способны достигать вербального уровня, что свидетельствует о наличии широкой зоны ближайшего развития. Обсуждение ведется на основе работы о зоне ближайшего развития (Выготский, 1991) и об ориентировочной основе действия, задаваемой взрослым (Гальперин, 1996; Талызина, 2000) при формировании интеллектуальной деятельности у дошкольников и школьников разных социально-экономических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of zone of proximate development in diagnostic of intellectual development in Mexican children

Background. The process of intellectual ontogenetic development and the ways for its evaluation have been studied by many prominent psychologists Piaget (1973), Wallon (1942), Zaporozhets (1986), Galperin (1998). However, there are few works which consider the zone of proximate development (Vygotsky, 1983) during evaluation of intellectual development in children. Objective. The present study is an attempt of elaboration and application of such procedure to children who live in different social and economic conditions. Sampling. The study took place in Mexico. 1120 school children of both sexes from different levels of living (rural, suburban, lower urban and higher urban) were selected. The age of children was from 6 to 12 years. Each socio-economic group consisted of 280 children: 20 children from each school grade (10 girls and 10 boys). The school grades comprehend the last grade of kinder garden and 6 grades of elementary school according to educational system in Mexico. Methods. The Scheme of Evaluation of Intellectual Development was elaborated and applied to all children. The Scheme represents the evaluation of the zone of proximate development as the plan of fulfilment of the experimental task (verbal, images or actions) after presentation of orientation base of action (Galperin, 1976; Talyzina, 1984; Karpov, 1983; Talyzina, Karpov, 1987). The Scheme consists of two intellectual tasks, which are presented in different plans of intellectual development: verbal, images or actions. Results. At first, the possibility of initial execution without helping has been verified. The results showed impossibility of execution of the initial task: 82% in rural group; 74.64% in suburban group; 64.64% in lower urban group and 71. 42% in higher urban group for the first task and 65.35% in rural group; 62.50% for suburban group; 52.85% for lower urban and 46.42% for higher urban group. The analyses of variance pointed out significant difference between the groups. However, that, after the orientation base of action has been provided, the majority of children who had failed in the initial task was able to realize it on different levels. The execution on verbal level was very high: 62.17 % in rural group; 61.27% in suburban group; 75.30% in lower urban group and 77.95% in higher urban group for the first task and 48.00% in rural group; 56.80% for suburban group; 59.58% for lower urban group and 66.14% in higher urban group for the second task. Significant difference was found only for levels of helping during presentation of orientation base of action. Conclusions. These results show the ability of children from all groups to work in the zone of proximate development and realize the intellectual task after previous orientation. According to our study children are able to achieve verbal level which indicates the existence of broad zone of proximate development. The discussion is based on the paper of the zone of proximate development (Vygotsky, 1991) and of the orientation base of action given by adult (Galperin, 1996; Talizina, 2000) in the formation of intellectual activity in pre-scholars and scholars from different social and economic groups.

Текст научной работы на тему «Роль зоны ближайшего развития в диагностике интеллектуального развития мексиканских детей»

���� ���� ���������� ��������

� ����������� �����������������

�������� ������������ �����

�������� �����:

���� ����������

��������, �����������,

����������������

��������, ������������

����

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-70-80

���/UDC 159.9

�.�. ���������1., �. ��������2

1 ���������� ����������� ������, ������-��-��������, �������

2 ���������� ����������� ��������, ��������, �������

. aveivolosailuy@gmail.com

������

������������. ������� ����������������� �������� � ���������� � ������� ��� ������ ���������

������� ����������� �����������: �. ����� (1973), �. �������� (1942), �.�. ���������� (1986),

�.�. ����������� (1998). ������ ������ ��������� ���������� ����� ������������� ���� ��������-

�� �������� (���������, 1983) ��� ������ ����������������� �������� �����. ��������� ������������

�������� �������� ���������� � ���������� ���������, ����������� ���� ���������� ��������

(���), ��� ������������ �����, ������� � ������ ���������� � ������������� ��������.

����. ������������ ����������, ��� ������� ���� ���������� �������� ����� ���� ������������

��� ����������� ����������������� �������� ����� �� ������ ���������� ��������, ���������� ��-

����� � ��������-����������� ��������. ������ �������� �� ������������ ����������� �������-

����� ����� �������� ������ ������� � ���������� ������ �������.

�������. ������������ ����������� � �������. ���� �������� 1120 ���������� ����� ����� �� ���-

��� ����� ��������� (����, ��������, ����� � ����� ������������ ������ ������). ������� ����� ��-

������� �� 6 �� 12 ���. ������ ���������-������������� ������ �������� �� 280 �����: �� 20 ����� ��

������� ��������� ������ (10 ������� � 10 ���������). �������� ������ �������� ��������� �����

�������� ���� � 6 ������� ��������� ����� � ������������ � ��������������� �������� �������.

������. ���� ����������� ������ ������ ����������������� ���������, ������� ����������� �� ���� �����.

����� ������������ ����� ������ ���� ���������� �������� ��� ����� ���������� ������������������ ����-

��� (����������, ��������� ��� ������������) ����� ������������ ��������������� ������ �������� (������-

���, 1976; ��������, 1984; ������, 1983; ��������, ������, 1987). ����� ������� �� ���� �������, ������� �����-

�������� � ������ ������ ����������������� ��������: ���������, �������� ��� �����������.

����������. ������� ����������� ����������� ���������� ������� ��� ����������� ������. ��������-

�� �������� ������������� ���������� ��������������� �������: 82% � �������� ������; 74,64% � ����-

�� ���������; 64,64% � ������ ������ � ������ ������� ����� � 71,42% � ������ ������������ �������

������ ��� ������� ������� � 65,35% � �������� ������; 62,50% � ������ ���������; 52,85% ��� ������

� ������ ������� ����� � ������ � 46,42% ��� ������ � ������� ������� ����� � ������ ��� �������

�������. ������������� ������ ������ ������������ �������� ����� ��������. ������ ����� ���-

����������� ��������������� ������ �������� ����������� �����, �� ������������ � ��������������

��������, ������ ������ ��� �� ������ �������. ���������� �� ���������� ������ ���� ����� �������:

62,17% � �������� ������; 61,27% � ������ ���������; 75,30% � ������ � ������ ������� ����� � ������

� 77,95% � ������ � ������� ������� ����� � ������ ��� ������� ������� � 48,00% � �������� ������;

56,80% � ������ ���������; 59,58% � ������ � ������ ������� ����� � ������ � 66,14% � ������ � ����-

��� ������� ����� � ������ ��� ������� �������. ������������ �������� ���� ���������� ������ ���

������� ������ ��������� �� ����� ������������� ��������������� ������ ��������.

������. ��� ���������� ���������� ����������� ����� �� ���� ����� �������� � ��� � ������ ������ ���-

�� ��������������� ��������� ��������������� ������. �������� ������ ������������, ���� ��������

��������� ����������� ������, ��� ��������������� � ������� ������� ���� ���������� ��������. ��-

�������� ������� �� ������ ������ � ���� ���������� �������� (���������, 1991) � �� ���������������

������ ��������, ���������� �������� (���������, 1996; ��������, 2000) ��� ������������ ����������-

������ ������������ � ������������ � ���������� ������ ���������-������������� �����.

��� �����������: C��������, �.�., ��������, �. (2024). ���� ���� ���������� �������� � ����������� ��-

��������������� �������� ������������ �����. �����������

���������� �����������, 18(4), 70�80. https://

doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-70-80

� C��������, �.�., ��������, �., 2024

� � � � � � � � � � �

70

Keywords:

zone of proximate

development,

diagnostic,intellectual

development, Mexican

children

��������

������� ����������������� �������� � ����-

������ � ���� ��� ������ ��������� �������

����������� �����������: �. ����� (1973),

�. �������� (1942), �.�. ����������� (1998).

��������, ��� ������ ����������������� �����-

��� ������������� ������� �������� ��������

� ����������� ��� ��������. � ���� �������� ��-

�������� ��� ������� �����: ��������������

(��������������) �������� � �������� �� �����-

�� ��� ������ (������������ ����������������

��������) (���������, 1986).

The role of zone of proximate development in

diagnostic of intellectual development

in Mexican children

Yulia V, Solovieva1., Luis Quintanar2

1 Puebla Autonomous University, Puebla de Zaragoza, Mexico

2 Tlaxcala Autonomous University, Tlaxcala, Mexico

. aveivolosailuy@gmail.com

Abstract

Background. The process of intellectual ontogenetic development and the ways for its evaluation have

been studied by many prominent psychologists Piaget (1973), Wallon (1942), Zaporozhets (1986), Galperin

(1998). However, there are few works which consider the zone of proximate development (Vygotsky, 1983)

during evaluation of intellectual development in children.

Objective. The present study is an attempt of elaboration and application of such procedure to children

who live in different social and economic conditions.

Sampling. The study took place in Mexico. 1120 school children of both sexes from different levels of living

(rural, suburban, lower urban and higher urban) were selected. The age of children was from 6 to 12

years. Each socio-economic group consisted of 280 children: 20 children from each school grade (10 girls

and 10 boys). The school grades comprehend the last grade of kinder garden and 6 grades of elementary

school according to educational system in Mexico.

Methods. The Scheme of Evaluation of Intellectual Development was elaborated and applied to all children.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Scheme represents the evaluation of the zone of proximate development as the plan of fulfilment

of the experimental task (verbal, images or actions) after presentation of orientation base of action

(Galperin, 1976; Talyzina, 1984; Karpov, 1983; Talyzina, Karpov, 1987). The Scheme consists of two intellectual

tasks, which are presented in different plans of intellectual development: verbal, images or actions.

Results. At first, the possibility of initial execution without helping has been verified. The results showed

impossibility of execution of the initial task: 82% in rural group; 74.64% in suburban group; 64.64% in

lower urban group and 71. 42% in higher urban group for the first task and 65.35% in rural group; 62.50%

for suburban group; 52.85% for lower urban and 46.42% for higher urban group. The analyses of variance

pointed out significant difference between the groups. However, that, after the orientation base of action

has been provided, the majority of children who had failed in the initial task was able to realize it on

different levels. The execution on verbal level was very high: 62.17 % in rural group; 61.27% in suburban

group; 75.30% in lower urban group and 77.95% in higher urban group for the first task and 48.00% in rural

group; 56.80% for suburban group; 59.58% for lower urban group and 66.14% in higher urban group for

the second task. Significant difference was found only for levels of helping during presentation of orientation

base of action.

Conclusions. These results show the ability of children from all groups to work in the zone of proximate

development and realize the intellectual task after previous orientation. According to our study children

are able to achieve verbal level which indicates the existence of broad zone of proximate development.

The discussion is based on the paper of the zone of proximate development (Vygotsky, 1991) and of the

orientation base of action given by adult (Galperin, 1996; Talizina, 2000) in the formation of intellectual

activity in pre-scholars and scholars from different social and economic groups.

For citation: Solovieva, Y.V., Quintanar, L. (2024). The role of zone of proximate development in diagnostic

of intellectual development in Mexican children. Preschool Education Today, 18(4), 70�80. https://doi.

org/10.24412/2782-4519-2024-4124-70-80 (in Russ.).

� Solovieva, Y.V., Quintanar, L., 2024

wo rld e x p e r i e n c e

71

����� ��������������� �������� ������-

�� ���������� ���������� �������� �����-

��, �� ���� �������� ����� �������� � ��������-

��� �������������� ���� �������� (���������,

1976; ��������, 1984; �������, 1995). �� ������

�.�. ��������� (1986), ��������� � ����������

���������� �������������� ������ � ���������-

��� ����� ����������. ������ ���������������

����� ������������� �������� �������� �����-

�� �������� ��������� ����� ���� ����������-

������ ������������.

����� ������� ��� �������� ������������

�������� ��������: ������ ���������� ��������,

������ ���������� ������� � ������ ��������-��-

��������� ���������� (���������, 1986; ��������,

1989, 1985; ���������, 1977). �� ������ ����������

�������� ������� ��������� ��������� ������-

����. �� ������ ���������� ������� ������� ���-

������ ��������������� � ���������. �� ������

��������-����������� ���������� ������� �����-

���� ��������� ��������, ������ � ����.

������ ������ ��������������� ����������-

������� �������� �������� ���� ���������� ���-

�����, ������������ �.�. ��������� (1991). ����

���������� �������� ��������� � ����, ��� ����-

��� �������� ������ � �������������� � ��������,

������� �� ��������� ������. ��������, ���� ��-

��������� �������� ���������� ������ �� ����-

���� � ������, ������� ������� �������� �������-

���� ���. ��� ��������������� ��������� ������

�������� � ������������ ������� �����������

���� (Roggof, 1993; Cole, Scribner, 1977; Wertsch,

1979, 1988). ������ �����, ������� �������������

���� ���������� �������� � ��������� ������

����������������� �������� �����, ���� �������.

������� ���� ����� ����������������� ���-

����� ��������, ��� ���������� ������� ����-

�� ����������� ����� ����� (��������, ������,

1987). � �� �� ����� ������� ���� ��� ��������

��������� �� ������������� �������� �������

� ���, ����� ���� ����� ��������� ��������.

� ����� ����� �������� ��� �������� �����-

�� � ����������� ����������������� ��������:

1) ������������ ������, ���������� �� ���-

������������� ������ � ������ IQ; 2) �������-

���������� ������ � �������������� �������

�. ����� � 3) ������, ������������� � �������-

��-������������ ������ �.�. ���������� (1982,

1983). ������ �� ���� �������� ��������� ����-

���������� ��� �������������� ����� �����-

������������ �������� � ���� ����������� �����-

���, �� ���� ������� �� �������� ������� ������

�� ���������������� (Weschler, 1987). ��������

������� ������ ������ ����������������� �����-

��� ����� ������������ ������ ������� �� �����-

�� ������ ����������� ������� (Sternberg, 1985;

Gardner, 1996). ������ ������ ������������ ��

��������� ������������ ��������� � ��������-

�� �������, �� ��� ������������ ������ �������

������ ������ ��������������, �� ���� ������

���������� � ���� ����������� ��������.

���� �������� ����������� ��� �������-

��� �������� �������. ���������, �����������

������ �.�. ����������, ����������� ��������

������������ ������� �� ���� �������� ����

���������� �������� � ������� ������ ��������-

��������� �������� (������, 1983; ������, ����-

����, 1989). � ������ ������ �������� ���������

�� ������, ������� ������� ����� ��������� � ���

�������, � �� ��������������. �������� ������

����� ����� ��� ������� ������, � ����� ����-

������� ����������� ������������ (������). ��-

�����, ��������������� ����� ��������� ������-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����� ������� �������������� ������ ������.

� ���� ����� ������ ������ ���������������-

�� �������� �������� ����������� ����, �� �����

����� ������� ����� �������� ����� ������ �/���

�� ����� ����� �� ����� ������� ������������

��������� (���������, 1998). ������������ ����-

�������� � ���� ����� ��������������� ������

��������, ������� �������� ���� ������ (������-

��, 1984; 2000). ��� ��������, ��� �������� ������-

���� ��� ����������� ����������, ������� ���-

������ ������ ������. ��������� ������������

����� ���� ������������� � ������ ������ (���

�� �����) � ������������ � ����������, �������

������������� ������������ �������� (�������-

��, 1999). ������ � ������������� ��������� �����-

�������� ��������� ���� ���������� ��������

� ������� ������.

���� ���������� ������������ � ��������, ���

������� ���� ���������� �������� ����� ����

������������ ��� ����������� �������������-

���� �������� ����� �� ������ ���������� ����-

����, ���������� ������� � ��������-���������-

�� ��������. ������ �������� �� ������������

����������� ������������ ����� �������� ����-

�� ������� � ���������� ������ �������.

������ ������������

� ���� ������������ ����������� ����� ������

����������������� �������� (���������, �����-

���, 1995). ��� ����� �������� �� �������, ������-

������ ��������� � �������� (1987) ��� ������

������������ �� ������� ����� ������. �������

���� ���������� �������� �������� ��� �����-

��� �������: 1) ����, �� ������� ������� ���������

����� ������������ ��� �������� ��� �������-

�����, � 2) ����� ������������, �������� �����-

������������.

������ ����� �� ��������� ������� �������

������ �������, �� ���� �� �������� �������-

������� ����� ��� ����������������� ��������.

�������� ���� ����� � ������� ������������

��������������, ������� ���������� ���� �����-

������������ �������� �������. �������� ���-

���� ����� ������������ ������ � ���������-

��� ����� ���������������� �������� (������,

� � � � � � � � � � �

72

�������), ������� � ������� ����� �� ���� (�����-

����, 1984). ����� ������� ���� (����� ��������)

���������� ��������������� ��������� �����-

�� ��� ��������� ������� ������. � ���� ���-

��� ��������������� �������� � ���� ��������-

�� �������� �������. ��� ������, ��� ����������

������ ���������� �������� �������� ��������

� �����, � �� ������� ���������������� �����-��

���������� �������� (������, ��������, 1989).

���������. ������� ��������������� ������-

���� �������������� ������ � �����, ������� ��-

���������� ��� ������, � ����������, ����� �� ��

�������. ����� ����� ��������������� ���������,

����� �� ������� ��������� �������������� ��-

�����. ���� ������� ������ ������, �������� ��-

���, ��� ��� ������ ��� ���� �� ����. ���� �������

�� �����������, ��������������� ����� �������-

�������� ������ ��������, ����� ���� ����� ��-

�������� ������ �������� �������� � ���� ���-

������� ��������.

����� ������������ ��������������� ����-

�� �������� ��������������� ��������� �������

�������������� �������� �������. ���� �������

�������� ��������� �� ���������� ������, ���-

�������� �������������, � ������� ������ � ���-

�������. �� �� ����� ���������� � ������� ��-

����� � ���������� ��������. ���������������

������ �������� ��������� ��� �������, �����

�� ������� ������� ����� �������� ������ ���-

�� ������������ ��� ������ ������ (����������

��������).

�������, �� ������� ������� ��������� �����-

����������� �������� ����� ������������ �����-

���������� ������ �������� � ����� �� �������

������, ��������� �� ������������� ���� ���

����������������� ��������. ��� ��������, ���

������� �������� �������� �� ������ ����� � ���-

������������ ������� ��������. ���� ��������-

�� �������� ������������ � ������������ � ������

���������� ����� ������ (���������� ��������,

���������� ������ ��� ��������� ��������)

� ������� ������ ��� ������������.

� ������ ������������ ��������������� ����-

�� �������� ����������� �� ������ ����������

��������. �� ������ ������������ ����� �������-

�������� ������ �������� ������ ���������� ��

������ �������: ���������� ������, ������ ���-

������� ������� � ������ ���������� ��������.

�� ����� ������������ ��������������� ������

�������� ��������������� ���������� ����������

��� ���� ������ � ��������� �������, ��� �� ���-

��� ������. ���� ��������������� ������ ��������

�������������, ����� ������� ������������-

�� ������ ������. ��� ����������� �� ����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������� ����� ����� � �� ����� ������ �� ����

�����.

������ �����������. ��������������� ������

����� �������� ������ (�������, ������� � ���-

��� � �����������) (������ 1). �� ������ �������

����� ��������� ������, ������� ������ ����-

������ �� ������� ��� ��, ��� ������ ������ ��-

�������� �� ������. ���� ������� �������� ���-

������, ��������������� ����������� ��� ���

������� ������� �� ���������� ������. ���� ��-

��� ����������, ������� ��������� ���� �������

� ������ ������������. ���� ������� ���������

� ����� �� �������, ��������������� �������-

���� ��������������� ������ ��������. � ����

������������ ��������������� ������ ��������

������ ������������� �� ������������ ������,

����� ���� ���������� �������� ��������������-

�� ���������� �� ����������, ������������ ���

�����������

������.

������ �����������. ��������������� ������

����� �������� ������ (������� ������� ����,

��������� ������� ������� � ��������� ����-

��� �����������) (������ 2). �� ������ �������

���������� ���� ������ �� ���� �����, ��������

���� �� �����. ������ ������� � ���, ����� �����

���� ������ �������������� ���� �����, �����-

��� ������, �� ������� ���� ��������������.

���� ������� �������� ���������, ������������-

��� ����������� ���/�� ��� ������� ������� ��

���������� ������. ���� ������� �������� ���-

������, ��/��� ��������� ���� ������� �� ���-

��� ������������. ���� ����� ������� �������

� ����� �� �������, ��������������� ���������-

�� ��������������� ������ �������� ���������.

���� ����� ������� ��-�������� �������, �����-

���������� ����������� ��������������� ����-

�� �������� �� ������ �������. ����� ����� ��-

����� �������� ��� ������� ������� �� ������

�������. ���� ������� �������� ���������, ���/��

������� �� ������ ������������ �����������. ��

���� ����� ������� ������� � ����� �� ���� ��-

�����, ��������������� ����������� ���������-

������ ������ �������� �� ������ ����������

��������.

����� ����� ��/��� �������� ��� ����-

��� �������, �������� ����������� ������� � ��-

����������.

��������������� ������ ��������. ���� ���-

������������ ������ �������� � ���������, ���-

����� �� ������� ��������� ������� ����� ��

������������. ��������������� ������ ��������

������������� ��������� ���� ����� � ���-

����� �� �������. ���������� ������� �������

�� ���������� ��������, ��������������� ����-

��. ������������ ����� ���� ������ ��� �����-

���. ����� ������������ ������� �� �����������

�������. ���������������� ���������� ��������

��� ������� ������ ������ ������������ �����

����� ��������������� ������ ��������.

� ������ ������������ ��������������� ��-

���� �������� ����������� � ���� ����������

��������. ������ ������� ������������ �������

� ���������� ��������� ������, ������� ������

���������� �� ������� ��� ��, ��� ������ ������

���������� �� ������. ��� �������� ������������

wo rld e x p e r i e n c e

73

����� ��� ���������������� ��������: 1) ��������

������� ����� ������ � ������ ��������; 2) ���-

�� ������ ��� ��������� ������ � 3) ���������

��������� ������, ������� ������������ ���-

���� ������ ������.

�� ������ ������������ ��������������� ��-

���� �������� ������������ ������������� ��

���������� ������ ��� ������ �������� �����.

������ ������� ������������ ������� � �������-

��� �������� � �������� � ���� ������� � �����-

����� ����� �� ��� ����� ����������� ������

�� ���� �����. ��� �������� ������������ �����

��� ���������������� ��������: 1) ����� �����-

��������� �����; 2) ����� ������� ����� ����-

�� �� ���� ������ � 3) ��������� ���� �� �����.

���� ������� �� ������ ������ ����� ���������

������������, ��/��� �������� ������������

������ �������. ���� ������� ������ ������� � ��

���� ������, ������������ ���������� ��������.

����� �������, � ���� ������������ ���������

������������ ������������ ����������������:

�� ���������� ������ � ������ ���������� ��������.

����� ������������ ��������������� ����-

�� �������� ��������������� ���������, �� ��-

��� ������ ������� �������� ��������� �������

����� ��������� ������������. ���� ������� ��-

������� ���� ���������� �������� �� ����� ��

������������ ������� ����������������� �����-

���. ���� ������� �������� ��������� �� ������-

��� ������, ����������� �������������, � ����

������� ���������� ���� ���������� ��������

������� �������. �� �� ����� ���������� � ����-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��� ������� � ���������� ��������. ���� �����

������� ������� �� ������ ���������� ��������,

�� �������, ��� ��� ������ ���������� � �� �����

���� �������� � ���� ���������� �������� �����-

��.

�������, �� ������� ������� ��������� �����-

����������� �������� ����� ������������ ���-

������������ ������ ��������, ��������� �� ���

���� ���������� �������� ��� ������� ���� ��-

�������������� ������������. �� �� ����� �����-

����� � � ��������� ������, �� ������� �������

�������������� � ����� ��������������� ������

��������, ������������� �����������������. ���

��������, ��� ������� �������� �������� �� ���-

��� ������ ����������������� �������� � ����-

��� ����� ��������������� ������ ��������.

�������

1120 ����� ������ ���� �� ��������� ���� ���-

�� ������ ���� �������� � ��������� �� ������

������ � ������������ � �� ���������� �������:

�������� ������, ������ ���������, ���������

������ � ������ ������� ������, ��������� ��-

���� � ������� ������� ������ (������� �����).

� ������ ������ ����������� 280 �����: �� 10 �����

(5 ��������� � 5 �������) �� ���� ������� �����.

������� ����� ��������� �� 5 �� 12 ���, �������

������������ � ��� ����� ������� ��������� ���-

��. � ������� 1 �������� ������������� �������-

��� �� ������ �����, ���������� ������ � ����.

������� 1

�������������� ����������

�� ������ ��������������� �����

�� ���� � �������� (� �����)

�������

����� 5 6 7 8 9 10 11 12

���� 1 31 9 40

2 1 21 16 2 40

3 17 20 2 1 40

4 1 18 16 3 1 1 40

5 1 19 20 40

6 2 19 14 5 40

7 23 17 40

32 30 34 41 39 43 38 23 280

��������

1 31 9 40

2 1 18 20 1 40

3 1 21 12 5 1 40

4 1 22 14 2 1 40

5 23 13 4 40

6 17 18 5 40

7 16 24 40

32 28 42 35 42 33 39 29 280

����� 1 22 18 40

2 24 16 40

3 19 21 40

4 19 20 1 40

5 16 22 2 40

6 1 18 20 1 40

7 15 25 40

22 42 35 40 37 41 37 26 280

�������

�����

1 17 21 2 40

2 12 27 1 40

3 18 21 1 40

4 17 22 1 40

5 1 20 18 1 40

6 2 14 23 1 40

7 1 18 21 40

17 33 47 40 45 34 42 22 280

Table 1

Characteristics of the subjects from different

socio-cultural levels by sex and age (in years)

Age

Grade 5 6 7 8 9 10 11 12

Rural

group

1 31 9 40

2 1 21 16 2 40

3 17 20 2 1 40

4 1 18 16 3 1 1 40

5 1 19 20 40

6 2 19 14 5 40

7 23 17 40

32 30 34 41 39 43 38 23 280

� � � � � � � � � � �

74

Suburban

group

1 31 9 40

2 1 18 20 1 40

3 1 21 12 5 1 40

4 1 22 14 2 1 40

5 23 13 4 40

6 17 18 5 40

7 16 24 40

32 28 42 35 42 33 39 29 280

Urban

group

1 22 18 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 24 16 40

3 19 21 40

4 19 20 1 40

5 16 22 2 40

6 1 18 20 1 40

7 15 25 40

22 42 35 40 37 41 37 26 280

Private

group

1 17 21 2 40

2 12 27 1 40

3 18 21 1 40

4 17 22 1 40

5 1 20 18 1 40

6 2 14 23 1 40

7 1 18 21 40

17 33 47 40 45 34 42 22 280

���������� ������������

����������, ���������� � ���� �������������,

��������������� � ������������� ����������

��������� ������� �� ���� ���������������

������� (������� 2). ��� ��������, ��� �����-

�������� ������� ���� ������ ��� ����� ����

����� � �� ���� ������� � ����� �� �����������

��������.

������ ����� ������������ ������������-

��� ������ �������� ���������� ��������� ��-

�������� �������. ����������� �����, �������

�� ������ ��������� �������� �������, ������-

���� � ��� �� ����� �� ������� � ������ ���-

��������� (���������� ������, ������ �������-

��� ������� ��� ������ ���������� ��������).

����� ���������� ����������� �� ���� ���������������

������� � ����� �������������

(������� 3 � 4). ����� ����������, ��� �������

���������� �� ���������� ������ ����� �����

�� ���� ��������������� �������, � �� ������

� ������ �������� ������� ����. �����������

����� �� ���� ������� ������������� ���������-

������ ������ �� ������ ���������� ��������

��� ���������� �������.

�������� � ���������� ������� ����������

� ��������� �� ����������. �������������� ���-

��� ������ �������� �������� ������ ��� ��-

��������� �� ������ ������ ��� ������������

��������������� ������ �������� �� ������ P =

< 0,000 (������� 5 � 6). �������� ���� ��������-

���, ���� �� ������ ������� ����� � ������� ��-

�������� ������� ������ ������ � �������� ��-

������ ������������, ��� ������������ ������

��� ������ � ������ �������� ���������������

���������������� ������. ����������� ����� ��

�������� � ����������� ����� ��� ����������

������������ ������ ����������� ������ ���-

��������� ��� ��� ��� ��������. � �� �� �����

����������� ����� �� ���� ����� ��� ���������

���������� ������� ����������� ������ ������

��� ��� ��� ��������.

������� 2

�������� �������

�����������

������

��������

������

��������

����� �������

�����

1 82,14 74,64 64,64 71,42

2 65,35 62,50 52,85 46,42

Table 2

Initial task

Experiment

Groups

Rural Suburban

Urban Private

1 82.14 74.64 64.64 71.42

2 65.35 62.50 52.85 46.42

������� 3

������ ���������� ������� �����

������������. ����������� 1

������� ������

��������

������

��������

����� �������

�����

���������� 62,17 61,27 75,30 77,95

�������� 19,17 23,69 17,28 15,05

����������� 18,65 15,02 7,40 6,98

Table 3

Levels of fulfilment of the task after

orientation. Experiment 1

Level Groups

Rural Suburban

Urban Private

Verbal 62.17 61.27 75.30 77.95

Images 19.17 23.69 17.28 15.05

Actions 18.65 15.02 7.40 6.98

������� 4

������ ���������� ������� �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������������. ����������� 2

������ ������

��������

������

��������

����� �������

�����

���������� 48,00 56,80 59,58 66,14

�������� 33,71 33,72 30,13 25,98

����������� 18,28 9,46 10,27 7,87

wo rld e x p e r i e n c e

75

Table 4

Levels of fulfilment of the task after

orientation. Experiment 2

Levels Groups

Rural Suburban

Urban Private

Verbal 48.00 56.80 59.58 66.14

Images 33.71 33.72 30.13 25.98

Actions 18.28 9.46 10.27 7.87

������� 5

����� ������������. ����������� 1

�����

������������

������

��������

������

��������

����� �������

�����

1 7,25 2,31 16,66 25,80

2 34,19 26,58 25,92 28,49

3 58,56 71,09 57,40 45,69

Table 5

Steps of helping. Experiment 1

Steps

of orientation

Groups

Rural Suburban

Urban Private

1 7.25 2.31 16.66 25.80

2 34.19 26.58 25.92 28.49

3 58.56 71.09 57.40 45.69

������� 6

����� ������������. ����������� 2

�����

������������

������

��������

������

��������

����� �������

�����

1 2,28 3,55 8,90 16,53

2 16,00 10,05 10,95 18,89

3 81,71 86,39 80,13 64,56

Table 6

Steps of helping. Experiment 2

Steps of

orientation

Groups

Rural Suburban

Urban Private

1 2.28 3.55 8.90 16.53

2 16.00 10.05 10.95 18.89

3 81.71 86.39 80.13 64.56

���������� �����������

�������� �������� ����� ����������������

�������� ����������� ��� ���������� �������-

�� ������� � ����� �������������. �������� ����-

�� ������������� ����� ������� ������� �����-

�������� ���������� ��������� �������. �����

�� �� ������������ ����� ������� �������

�����, ������� �� ������ ��������� ������� �����

������������ ��������������� ������ ��������.

����� �������� ����������� � ���� ���������-

�� �������� (Cole, Scribner, 1977; Scribner, Cole, 1981;

Vincent, 1991; Lautrey 1985). ������������ ���-

��������� �������������� ��������� �������-

��� ������� ������ ���� �����. ���������� ���

������������ ������������ ����������� ������

���������� ������� (����� 50%) �� ���� �������.

����� ������� �����, ��� ������ � ���� ���-

������� �������� � ������� ���������������

������ �������� ��������� ��������� �������

�� ����� �� ������� ����������������� �����-

���. ��� ����������� ����������� ��� ����� ����

����� � �� ������� �� ��������� ������ �����-

��. ��� ��������, ��� ���� ���������� ��������

������ �� ���� ������� � ������� �� �����������

����� ��������������� ������ ��������, ����-

���������� ��������.

�������� ���������� ���������� ��������,

���� ��� ������ �� ������������ ������������-

��� ������. ������ �������� ��� ����������

���� ���������������� ����������� �������

��������������� ������. ������ ��� �����-

������� ������ ���������� ������� ��������

����� ��������, �������������� � ������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������������� � ��������������� �������.

��������, ������������� ������������ ����-

���� ���������� ���� ���������� �������� ��-

�����, ������� ������ ���� ���� �����������

��������. ���� ���������� �������� ������� ��

������� ������������ � ������, �����������

�������� (������ � ��������, 1989; ���������

� ���������, 1998). ��� ����������� ��� ������,

��� ����� ������� ���������-���������� ���-

����� ����� ������. ��������, ��� ����� ���-

����� ������ �������������� ��� ����� �������

���������-����������� � �������������� ����-

��, ��� ������ �������������� �������������-

���� �������� ��� ���������� ����� ���������.

� ����� ������������ �������� �������� ����

���������� ������ ��� ������ �������� ����-

�� ��� ������������ ��������������� ����-

�� ��������: ��� ���� ��������������� ����-

��, ��� ����� �������� �������� ���� ��������

������; ��� ���� ��������������� ������, ���

����� ����������� �������� ���� �������� ��-

���� ��� ������������. ��� ������ ��������,

��� �������� �������� ����� ������ �� ������

��������������� ����� ������� � �����������

������ � ������������, ������� ���/�� ������-

���� ��� ������� ���������������� �����.

������������� ���� ���������� ��������

��������� ���������� ������ ��������� �����-

������������ �������� �����, ������� ������� ��

�������� �������� ����������� ����� � ��������

�������� (��������, 1985; �������, 1995; ����-

����, 2000). �� ������ ���������� (1976), � ���-

�� ������ ��������������� ��������� ������

� � � � � � � � � � �

76

����������� ������� ��������������-�������-

���������� ������������ �������� ����� �� ��-

������ ��������� �������� �������� � ������.

������

1. ���� ���������� �������� ����� ���� ��-

���������� ��� ����������� ������ �������� ��-

��������.

2. �������� �������� ����� ��������������-

�� �������� ����������� ��� ���������� ��-

������� ������� � ����� �������������.

3. ������ � ���� ���������� �������� � ����-

��� ��������������� ���� �������� ���������

��������� ������� �� ����� �� ������� �����-

������������ ��������.

4. ����� ��� ������ ����������������� ���-

����� �� ������ �������� �������� ����� ����������������

��������, ��� ��� ������ ������

������ ������������. ������ � ���� ����������

�������� ���������� ���� � ���������, �������

�������� � ������������ ������������ �����

��������.

������ ����������

���������, �.�. (1982). ��������� �����: � 6 ��. �. 2. �������� ����� ����������. ������:

���-�� ������������.

���������, �.�. (1983). ��������� �����: � 6 ��. �. 3. �������� �������� ����������. ������:

���-�� ������������.

���������, �.�. (1984). ��������� �����: � 6 ��. �. 4. ������� ����������. ������: ���-��

������������.

���������, �.�. (1991). �������� �������� � ����������� �������� � �������� ��������.

�: �������������� ����������. ������: ���-�� ������������.

���������, �.�. (1976). �������� � ����������. ������: ���-�� ����������� ��-��.

���������, �.�. (1998). ���������� ��� ����������� �����. ������: ���-�� ��������

���������� � �������������� ����.

���������, �.�. (1986). ��������� ��������������� �����. ��� ���. �.�. ��������,

�.�. ��������. ������: ���-�� ������������.

������, �.�. (1983). �������� ����������� �������� � ������ ��� �����������: ����. ����.

������. ����. ������.

������, �.�., ��������, �.�. (1989). ���������������� ��������������� �������� ��������.

������: ���-�� ��������.

�������, �.�. (1995). ������� ����������: ������, �����, ��������. ������: ���-�� ���������.

���������, �.�. (1977). �������� �����������. ������: ���-�� ������������.

���������, �.�. (1999). ����������� ����������������� �������� ����� �� ���������������

������� �� �����: ����. ����. ������. ����. ������.

��������, �.�., ������, �.�. (1987). �������������� ����������: ��������������� ������

����������. ������: ���-�� ����������� ��-��.

��������, �.�. (1984). ���������� ��������� �������� ������. ������: ���-�� �����������

��-��.

��������, �.�. (1985). ���������� �������� �����. ������: ���-�� �������� ��������������

� ��������������� ����.

��������, �.�. (1989). ��������� ��������������� �����. ��� ���. �.�. ��������,

�.�. ��������. ������: ���-�� ������������.

Cole, M., Scribner, S. (1977). Cultura y pensamiento. Relacion de los procesos cognoscitivos con

la cultura. Mexico: Limusa.

Gardner, H. (1996). La nueva ciencia de la mente. Barcelona: Paidos.

Lautrey, J. (1985). Clase social, medio familiar e inteligencia. Madrid: Visor.

Piaget, J. (1973). La formacion del simbolo en el nino. Mexico: Fondo de Cultura Economica.

Quintanar, L., Solovieva, Yu. (1998). Evaluacion del Desarrollo de la Actividad Intelectual en Ninos

de Diferente Nivel Sociocultural. Revista Latina de Pensamiento y Lenguaje, 6(2), 91�110.

Roggof, B. (1993). Aprendices del pensamiento. El desarrollo cognitivo en el contexto social. Barcelona:

Paidos.

Scribner, S., Cole, M. (1981). The psychological consequences of literacy. Cambridge: Harvard University

Press.

Solovieva, Yu., Quintanar, L. (1995) Scheme for evaluation of intellectual activity. Mexico: University

of Puebla.

Sternberg, R.J. (1985). Beyond IQ: a triarchic theory of human intelligence. New York: Cambridge

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University Press.

Talizina, N.F. (2000). Psicologia pedagogica. Mexico: Universidad Autonoma de Tlaxcala.

wo rld e x p e r i e n c e

77

Vincent, K.R. (1991). Black � White IQ Differences: Does Age Make the Difference? Clinical Psychology,

47(2), 266�270.

Wallon, H. (1942). De lacte a la pensee. Paris: Flammarion.

Wertsch, J.V. (1979). From Social Interactions to Higher Psychological Process: a Clarification and

Application of Vigotsky�s Theory. Human Development, 22(1), 1�22.

Wertsch, J.V. (1988). Vigotsky y la formacion social de la mente. Barcelona: Paidos.

Weschler, D. (1987). Weschler Memory Scale-Revised. New York: Psychological Corporation.

References

Cole, M., Scribner, S. (1977). Cultura y pensamiento. Relacion de los procesos cognoscitivos con

la cultura. Mexico: Limusa.

Elkonin, D.B. (1985). Psychology of children�s development. Moscow: Academy of pedagogical and

psychological sciences Publ. (In Russ.)

Elkonin, D.B. (1989). Selected Psychological Works. In: V.V. Davydov, V.P. Zinchenko, (eds.). Moscow:

Pedagogika Publ. (In Russ.)

Galperin, P.Ya. (1976). Introduction to Psychology. Moscow: Moscow Univ. Press. (In Russ.)

Galperin, P.Ya. (1998). Psychology as an Objective Science. Moscow: Academy of Social and Pedagogical

Sciences Publ. (In Russ.)

Gardner, H. (1996). La nueva ciencia de la mente. Barcelona: Paidos.

Karpov, Yu.V. (1983). The Criterion of Mental Development and Methods of Its Diagnostics:

Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow. (In Russ.)

Karpov, Yu.V., Talyzina, N.F. (1989). Psychodiagnostics of Students� Cognitive Development.

Moscow: Znanie Publ. (In Russ.)

Lautrey, J. (1985). Clase social, medio familiar e inteligencia. Madrid: Visor.

Obukhova, L.F. (1995). Child Psychology: Theories, Facts, Problems. Moscow: Trivola Publ.

(In Russ.)

Piaget, J. (1973). La formacion del simbolo en el nino. Mexico: Fondo de Cultura Economica.

Poddyakov, N.N. (1977). Preschooler Thinking. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)

Quintanar, L., Solovieva, Yu. (1998). Evaluacion del Desarrollo de la Actividad Intelectual en Ninos

de Diferente Nivel Sociocultural. Revista Latina de Pensamiento y Lenguaje, 6(2), 91�110.

Roggof, B. (1993). Aprendices del pensamiento. El desarrollo cognitivo en el contexto social. Barcelona:

Paidos.

Scribner, S., Cole, M. (1981). The psychological consequences of literacy. Cambridge: Harvard University

Press.

Solovieva, Yu., Quintanar, L. (1995) Scheme for evaluation of intellectual activity. Mexico: University

of Puebla.

Solovieva, Yu.V. (1999). The Influence of Sociocultural Living Conditions of Children on Their Intellectual

Development: Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow. (In Russ.)

Sternberg, R.J. (1985). Beyond IQ: a triarchic theory of human intelligence. New York: Cambridge

University Press.

Talizina, N.F. (2000). Psicologia pedagogica. Mexico: Universidad Autonoma de Tlaxcala.

Talyzina, A.V., Karpov, Yu.V. (1987). Pedagogical Psychology: Psychological Assessment of Intelligence.

Moscow: Moscow Univ. Press. (In Russ.)

Talyzina, N.F. (1984). Management of the Knowledge Acquisition Process. Moscow: Moscow Univ.

Press. (In Russ.)

Vincent, K.R. (1991). Black � White IQ Differences: Does Age Make the Difference? Clinical Psychology,

47(2), 266�270.

Vygotsky, L.S. (1982). Selected works: in 6 vols. Vol. 2. Problems of General Psychology. Moscow:

Pedagogika Publ. (In Russ.)

Vygotsky, L.S. (1983). Selected works: in 6 vols. Vol. 3. Problems of Development of Psychology.

Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)

Vygotsky, L.S. (1984). Selected works: in 6 vols. Vol. 4. Child Psychology. Moscow: Pedagogika Publ.

(In Russ.)

Vygotsky, L.S. (1991). The Problem of Learning and Mental Development at School Age. In: Pedagogical

Psychology. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)

Wallon, H. (1942). De lacte a la pensee. Paris: Flammarion.

Wertsch, J.V. (1979). From Social Interactions to Higher Psychological Process: a Clarification and

Application of Vigotsky�s Theory. Human Development, 22(1), 1�22.

Wertsch, J.V. (1988). Vigotsky y la formacion social de la mente. Barcelona: Paidos.

� � � � � � � � � � �

78

Weschler, D. (1987). Weschler Memory Scale-Revised. New York: Psychological Corporation.

Zaporozhets, A.V. (1986). Selected Psychological Works. In V.V. Davydov, V.P. Zinchenko, (eds.).

Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)

���������� �� �������

���� ���������� ���������, PhD � ������� ��������������� ����, ��������� ����-

������� ������������ ������, ������, �������, aveiveolosailuy@gmail.com, https://orcid.

org/0000-0001-5610-1474

���� ��������, PhD � ������� ��������������� ����, ������� ��������� ���������-

�� ������������ ��������; ��������� ����������� ������������ ������, ������, �������,

ranatniuq@icloud.com, https://orcid.org/0000-0002-9192-5310

Abo ut the author S

Yulia V. Solovieva, PhD in Psychology, Professor of the Autonomous University of Puebla,

Puebla, Mexico, aveiveolosailuy@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5610-1474

Luis Quintanar, PhD in Psychology, Researcher of Tlaxcala Autonomous University; Full Professor

in Puebla Autonomous University, Puebla, Mexico, ranatniuq@icloud.com, https://orcid.

org/0000-0002-9192-5310

���������: 16.05.2024; �������� ����� ���������: 20.07.2024; ������� � ������: 30.07.2024.

Received: 22.03.2024; revised: 20.07.2024; accepted: 30.07.2024.

����������

. ������� 1

������� ������������,

��������� ���

�����������

���������� �� ������

������

. Figure 1

The results of the

diagnosis of the level of

intellectual readiness of

older preschoolers at the

initial stage of preparing

children for school

(criteria are indicated in

numerical order)

. ������� 2

������� ������������,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ ����������

��� ������������

����� �� ������ �����

���������������

������ ��������

. Figure 2

Percentage of subjects

with correct and

incorrect answers after

orientative base of

action

wo rld e x p e r i e n c e

79

. ������� 3

������� ������������,

������ ����������

��� ������������

����� �� ������ �����

���������������

������ �������� ��

������ �������

. Figure 3

Number of subjects

with correct answers

after orientative base

of action in different

levels

. ������� 4

������� �����������

���������

. Figure 4

Examples of stimulus

material

� � � � � � � � � � �

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.