Научная статья на тему 'Роль знаний на предприятии: определение, содержание, значение'

Роль знаний на предприятии: определение, содержание, значение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / ДАННЫЕ / DATA / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / РОЛЬ ЗНАНИЙ. / ROLE OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каленов Олег Евгеньевич

Статья посвящена роли, которую играют знания на предприятии в связи с наступающим новым периодом экономического развития экономикой, базирующейся на знаниях, или экономикой знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the role of knowledge at enterprise in view of a new period of economic development, i. e. economy based on knowledge or knowledge economy.

Текст научной работы на тему «Роль знаний на предприятии: определение, содержание, значение»

О. Е. Каленов

РОЛЬ ЗНАНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ

Статья посвящена роли, которую играют знания на предприятии в связи с наступающим новым периодом экономического развития - экономикой, базирующейся на знаниях, или экономикой знаний.

Ключевые слова и словосочетания: знания, постиндустриальное общество, экономика знаний, данные, информация, роль знаний.

Независимо от эпохи и социально-экономической формации, знания всегда и везде играли огромную роль в различных областях общественной жизни. «Знание - сила» - этот афоризм, датированный еще XVII в., принадлежит известному английскому философу и политическому деятелю Ф. Бэкону. Справедливость данного изречения подтверждается теорией постиндустриального общества, основателем которой считается американский социолог и публицист Д. Белл.

Основной отличительной особенностью постиндустриального общества является переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. К традиционным факторам производства добавляется такой фактор, как информация. Как утверждает Д. Белл, «постиндустриальное общество развивается сегодня на основе всемерного использования потенциала, заключенного в прогрессе теоретического знания»1. Плоды научной деятельности становятся определяющей силой в процессе развития экономики. Можно сделать вывод, что в этих условиях основополагающими являются такие качества работников, как уровень образования, профессиональные навыки и умения, творческое мышление и нетривиальный (нестандартный) подход к решению различных неординарных задач, с решением которых приходится сталкиваться в работе все чаще и чаще. Таким образом, в последние годы отчетливо прослеживается тенденция повышения внимания к ценности человеческого капитала и значительного возрастания роли знаний в экономических процессах. Более того, знания становятся важнейшим фактором, определяющим конкурентные преимущества компаний на рынке. Следовательно, можно говорить о наступающем новом этапе экономического развития - экономике, базирующейся на знаниях, или экономике знаний.

Сам термин «экономика знаний» был введен в оборот австроамерикан-ским экономистом Фрицем Махлупом. Тогда, в 1962 г., он подразумевал под ним один из секторов экономики. В настоящее время толкование этого термина приобрело определенные изменения. Экономику знаний можно рассмотреть с нескольких ракурсов. Так, например, она может выступать в качестве

1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. В. Л. Иноземцева. - М. : Academia, 1999. - С. 25.

некоторой совокупности хозяйственных процессов, связанных с применением знаний, или же как наука, исследующая данные процессы. Нельзя исключать из рассмотрения и метафорическое толкование, которое подразумевает рассмотрение этого термина в качестве определенного этапа экономики, в котором главенствующую роль играют именно знания, выступающие в роли основного фактора, способствующего ее развитию.

Обобщая вышесказанное, можно определить экономику знаний как фактор развития экономической системы, функционирование которой осуществляется в первую очередь за счет нематериальных факторов, основу которых составляют знания и человеческий капитал.

Экономика в целом является сложной многоуровневой структурой. Наука, занимающаяся исследованием экономики знаний, пытается охватить все уровни народного хозяйства. Наибольшее развитие в настоящее время получают два уровня: макроэкономика знаний, концентрирующая свое внимание на проблеме макроэкономического роста, основанного на увеличении роли знаний, и микроэкономика знаний, рассматривающая управление бизнес-процессами предприятия сквозь призму знаний. Оба уровня имеют огромное значение, однако хотелось бы сконцентрировать внимание именно на микроуровне, поскольку в условиях рыночных отношений предприятие занимает место ключевого компонента экономики. От того, насколько будут развиты современные предприятия, в первую очередь с когнитивной точки зрения, зависит и уровень жизни общества в целом.

Термин «знания» представляется весьма многоплановым и неоднозначным, поэтому целесообразно рассматривать его применительно к конкретным предметным областям. Не будет ошибкой сказать, что разработка универсального определения, характеризующего данное понятие, является важной научной проблемой.

По мнению большинства исследователей, то, что претендует называться знанием, должно удовлетворять определенным критериям. Знание, во-первых, должно быть истинным, поскольку мера истинности определяет ценность самого знания. Этот критерий является довольно спорным и служит предметом для дискуссии многих мыслителей на протяжении столетий. В общем смысле истину можно обозначить как некую характеристику, обеспечивающую возможность совпадения научного знания с объективной реальностью.

Во-вторых, знание должно быть подтверждаемым, т. е. характеризоваться наличием доказательства. Под доказательством обычно понимают процесс обоснования истинности с помощью уже установленных истин, например, ссылки на труды выдающихся ученых или подтверждения в определенных, уже существующих и общепризнанных научных теориях.

В-третьих, знание должно быть рассмотрено сквозь призму определенного субъекта, наделенного убеждениями и уровнем культуры, а также присущими ему личностными характеристиками, такими, как воля, мораль и т. д.

По мнению целого ряда авторов, занимающихся исследованием этого вопроса, этот перечень необходимо пополнить еще одним очень значимым критерием. Речь идет о полезности знаний. Для наиболее правильного понимания данного критерия целесообразно обратится к крылатой фразе древнегреческого драматурга Эсхила, которая гласит, что «мудрым является не тот,

кто много знает, а тот, чьи знания полезны». Данный критерий должен рассматриваться в определенном контексте, связанном непосредственно с направлением и сферой деятельности предприятия. Таким образом, к знаниям будет отнесено только то, что тесно связано с предприятием, представляет для него конкретный интерес и при определенном развитии событий может принести ему пользу.

Зачастую понятие «знания» отождествляют с такими понятиями, как «данные» и «информация». Однако эти термины не являются абсолютно идентичными. Они отличаются глубиной переработки сведений. Говоря о данных, мы говорим о сведениях, о совокупности различных фактов, представленных в виде, пригодном для передачи, обработки и хранения. Это могут быть цифры, символы и другие типы сведений о реальных явлениях и событиях, личностях, предметах, о каких-либо ситуациях, имеющих место в материальном мире, которые предназначены для анализа и последующего принятия соответствующих решений. Важно отметить, что по своей сущности данные являются объективными, поскольку выступают в качестве беспристрастного отображения действительности.

В свою очередь информация - это некая иерархическая совокупность данных, наделенная смысловой нагрузкой и рассмотренная в контексте тех или иных событий. Она характеризуется обязательным наличием получателя и отправителя. Информация является динамическим явлением, существуя только во время протекания информационного процесса. Все остальное время она хранится в качестве данных. Обычно получение информации влечет за собой уменьшение неопределенности существующего выбора и дает ответ на заданный вопрос. Для предприятия информация помогает найти ответ на вопрос о том, как наиболее эффективно и экономически выгоднее организовать производство различных товаров и услуг.

Понятие «знания» является более глубоким, нежели данные и информация. Под знаниями обычно принято понимать прошедшую процесс верификации информацию, которая может быть пригодна для многократного использования при решении поставленных задач. Эта верификация осуществляется посредством прохождения информации через институт экспертизы, в качестве которого, например, может выступать отдельный эксперт, экспертная группа или даже публикации в научных изданиях и т. д.

Как отмечают В. Л. Макаров и Г. Б. Клейнер, «знания - это одушевленная, осознанная, внутренне скоординированная и концентрированная инфор-мация»1. Из этого определения становится понятно, что для того, чтобы информация превратилась в знания, она обязательно должна пройти процесс обработки, т. е должна быть творчески переработана на основании опыта, восприятия, мировоззрения человека (специалиста), в процессе которого она наделяется эмоциональным смыслом. Кроме этого, существует система общественных взаимосвязей, благодаря чему знание становится достоянием общественности, а не только отдельного индивида.

1 Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. - М. : Экономика, 2007. - С. 30.

Проиллюстрируем отличия знаний от данных и информации на примере. Если у какого-либо производственного предприятия есть реестр, состоящий, предположим, из тысячи позиций и содержащий исключительно названия и юридические адреса организаций-конкурентов, - это данные. Однако же подготовленный конкретный отчет по отдельному предприятию или их группе с указанием имени руководителя, точной численности сотрудников, телефонов подразделений, величины уставного капитала, доли, занимаемой на рынке, сведений о поставщиках, о дилерской сети приобретает статус информации. На основании такого отчета руководитель может задаться вопросами, почему, например, рыночная доля конкурентов выше, чем обусловлен выбор потребителя в сторону конкурентов, и каким образом можно исправить ситуацию в лучшую сторону. Именно ответы на подобные вопросы и трансформируют информацию в знания. Более того, ответы на такие вопросы характеризуются добавлением ценности или, выражаясь иными словами, добавляют стоимость информации.

Подводя итог вышеизложенному, можно установить следующую иерархическую цепочку: данные - информация - знания. Эту закономерность также можно подтвердить, обращаясь к концепции DIKW (data, information, knowledge, wisdom - данные, информация, знания, мудрость), представляющей собой информационную иерархию, в которой каждый вышестоящий уровень добавляет определенные свойства к предыдущему уровню. В основании ее находятся данные, представляющие собой некоторые символы и знаки. Чтобы данные были полезными, они перерабатываются, перемещаясь тем самым на второй уровень - уровень информации. Информация обеспечивает получение ответов на вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?». Переходя на следующий уровень, мы уже имеем дело со знаниями, которые дают ответ на вопрос «как?», т. е. имеет место механизм использования данных и информации. Последний уровень - это мудрость (разумность, эрудиция, просвещенность). Здесь определяются условия использования элементов, стоящих на предыдущих уровнях.

Необходимо отметить, что знания на предприятии в процессе его деятельности выступают в нескольких формах: индивидуальное знание, коллективное знание, организационное знание.

Индивидуальным является такое знание, носителем которого выступает конкретный субъект. Целесообразно разделить индивидуальные знания сотрудника на несколько подгрупп (подуровней), тесно связанных между собой. Первый подуровень представляет собой генетические знания, т. е. некоторые способности и предрасположенности, которые не приобретаются; ими индивид наделен от рождения. Во втором подуровне знания носят первичный характер, например, общие знания, приобретенные в школе. Следующий подуровень содержит в себе профессиональные знания, приобретенные в вузе. И наконец, знания, полученные работником в процессе трудовой деятельности, образуют четвертый подуровень - специальные знания.

Работая в коллективе, сотрудники используют свой индивидуальный интеллектуальный капитал для решения общей коллективной задачи, взаимодействуя друг с другом. Коллективное знание уже представляет собой некую совокупность знаний отдельных сотрудников предприятия, объединенных в

процессе их взаимодействия в единое целое. При этом их знания взаимно усиливаются, т. е. наблюдается синергетический эффект.

Организационные знания представляют собой не только совокупность всех индивидуальных или коллективных знаний с присущим им синергетиче-ским эффектом. К ним относят систему управления, различные процессы и процедуры, технологии, характерные для данного предприятия, корпоративную культуру, систему взаимоотношений с поставщиками и клиентами и др. Сюда также следует отнести банки знаний, которые использовались для реализации прошлых проектов и к которым можно обратиться в будущем. Причем все это является специфическим для каждого конкретного предприятия и накапливается с течением времени.

Традиционно основными производственными факторами предприятия считаются труд и капитал. В определенных пределах они являются взаимозаменяемыми. Очевидно, что эти факторы заключают в себе знания в виде как интеллектуального, так и информационного ресурса. Однако в связи с вышеуказанным этапом развития экономики знания высвобождаются из традиционных факторов производства, обособляясь в отдельный, самостоятельный ресурс, характеризующийся определенными специфическими свойствами. К примеру, знания не расходуются в процессе использования. Более того, следует отметить, что знание является создаваемым ресурсом и уже накопленные раннее знания приводят к появлению нового знания. Причем данный ресурс характеризуется низкой степенью заменяемости.

В современных условиях залогом успеха любого предприятия является уже не столько численность сотрудников или величина основных средств, сколько качественная составляющая персонала, т. е. наличие у сотрудников творческих способностей и интеллектуального потенциала, позволяющего объективно анализировать рыночные потребности, оперативно реагировать на их изменения, создавать новые продукты или услуги. Это превращает творческого работника в очень важный и дефицитный ресурс. Данная тенденция оказывает сильное влияние на рынок труда, где наблюдается удешевление физического и возрастает стоимость интеллектуального труда. Поэтому предприятиям целесообразно вкладывать свои средства в носителей знаний, в качестве которых могут выступать как сотрудники, так и электронные носители с формируемыми на них когнитивными базами. Причем заинтересованы в этом не только предприятия, но и сами сотрудники, поскольку уровень образования оказывает влияние на их экономический и социальный статус, способствует карьерному росту.

Очевидно, что в современных условиях каждому предприятию необходимо незамедлительно реагировать на любые изменения, происходящие как на рынке, на котором оно работает, так и в экономической среде в целом. Эта динамика способствует созданию и освоению новых знаний. Было бы ошибкой полагать, что знания могут производиться только исключительно в научной сфере. Знания создаются в результате творческого процесса в целом, независимо от отрасли или вида деятельности предприятия. В экономике, основанной на знаниях, наблюдается следующая двусторонняя зависимость: с одной стороны, произведенный продукт становится результатом применения знаний, которые являются производственным ресурсом наряду с трудом и ка-

питалом; с другой - производство продукта сопровождается созданием знания, даже если оно получено в качестве побочного продукта. Полученные в результате процесса производства знания могут использоваться в качестве сырья для дальнейшей переработки либо в качестве конечного продукта потребления. Очевидным становится факт, что успех в конкретных конкурентных позициях будет у тех предприятий, которые знают по этому вопросу больше, чем конкуренты. А инновационные знания уже дают им возможность изменять существующие и устанавливать новые «правила игры», которые позволяют захватить лидерство в отрасли.

Велика роль знаний и во взаимоотношениях предприятия с потребителями. Знания, донесенные должным образом до потребителя и правильно растолкованные ему, имеют огромное значение для фирмы. Маловероятно, что клиенты будут рассматривать возможность приобретения товара, о котором у них нет никакой информации. Осведомленность о существовании марки является начальным шагом при формировании имиджа компании и позиционировании ее на рынке. Зачастую именно осведомленность является тем фундаментом, который закладывает основу потребительского выбора.

Важно отметить, что знания как таковые сами все чаще исполняют роль товара. Многие предприятия (в большей степени за рубежом) совершают сделки по продаже корпоративных знаний, воплощенных в патентах, инновационных технологиях, высокотехнологичной продукции, способах организации производства и т. п., получая при этом огромную прибыль.

Необходимо сказать и о роли знаний в процессе управления. Принятое на основании анализа существующего состояния предприятия управленческое решение представляет собой концентрацию имеющегося и нового знания. Знания могут выступать в качестве продукта, получаемого в ходе управленческого процесса. Однако, с другой стороны, решение принимается менеджером на основании уже полученных ранее знаний. Здесь знания выступают в качестве предмета управления, способствуя принятию объективных, экономически обоснованных решений, позволяющих добиться максимальной рентабельности и эффективности предприятия.

Таким образом, в настоящее время процветание предприятия в значительной степени зависит именно от знаний, а конкурентоспособность производимой им продукции характеризуется инновационной составляющей заложенных в ней идей. В данных условиях на первых план выходит способность предприятий производить, аккумулировать, систематизировать, хранить и правильно использовать знания. Решение этих задач становится жизненной необходимостью для всех предприятий, которые хотят быть успешными и востребованными в условиях рынка.

Список литературы

1. Докукина А. А. Инновационная активность бизнеса: опыт и возможности оценки интеллектуального профиля предприятий // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 4 (40).

2. Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. - М. : Экономика, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.