РОЛЬ ЖУРНАЛА «РУСИЯ СЭYДЭСЕ» В РАЗВИТИИ ТОРГОВЛИ У ТАТАР В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
(Подготовка статьи осуществлена при поддержке РГНФ, грант № 11-14-16018а/В/2011.)
В статье исследуется история деятельности журнала «Русия сэддэсе», выходившего в начале ХХ века в Казани на татарском языке, роль в развитии отечественного рекламного бизнеса, продвижении торговли и производства, в основном, у предпринимателей-мусульман, а также в распространении знаний в финансово-экономической сфере среди татар.
Ключевые слова: журнал, статья, торговля, торговцы-мусульмане, реклама, татарский язык, фирма, развитие, предприниматель, торговый дом.
Kalganova G.F. “the Russian trade” journal and its role in the development of the tatars’ trade in the
EARLY 20th CENTURY
This article researches the history of “The Russian trade ” magazine, issued in Tatar language at the beginning of the XX century in Kazan. It reveals the role of the magazine edition in the development of advertising, in the promotion of Moslem entrepreneurs ’ trade and industry generally, and in distribution of knowledge in the field of finance and economy among Tatars.
Key words: magazine, article, trade, Moslem salesman, advertising, Tatar language, business, development, entrepreneur, trading house.
Начало XX века - это период подъема национальной татарской культуры, развития татарской социально-философской и эстетической мысли, формирования современного литературного татарского языка и расцвета национальной печати (с 1905 по 1917 годы). В это время на территории России в таких городах как Казань, Самара, Оренбург, Санкт-Петербург, Астрахань и др., на татарском издавалось 66 арабографичных газет и журналов [1]. Самыми популярными изданиями выступали газеты «Вакыт» («Время»), «Нур» («Луч»), «Казан мехбире» («Казанский вестник»), «Фикер» («Мысль»), «Йолдыз» («Звезда»), «аль-Ислях» («Реформа»), журналы «Шура» («Совет»), «Ац» («Сознание») и др. На страницах этих и других газет и журналов велась активная просветительская работа редакторов, авторов статей, которыми зачастую выступали классики татарской литературы и общественные деятели.
Катализатором процесса подъема национальной культуры послужило интенсивное эко-но-мическое развитие страны, пик которой пришелся на этот период. Согласно «Положению о государственном промысловом налоге» с 1898 года казанские торговцы получают свидетельства на право торговли [2, с. 81]. С этого момента еще активнее развивается малый, средний и крупный бизнес среди татар, открываются торговые дома, новые заводы и фабрики, появляются первые татарские «миллионщики». Если в 1896 году на территории Казанской губернии действовало 176 заводов и фабрик, то к 1905 году насчитывалось уже более 320 предприятий. Наиболее крупными капиталами сре-ди татар располагали братья Каримовы, А. Сайдашев, М.Казаков, И.Арсланов, Утямышевы, А. Сагдеев, Р.Губайдуллин, А.Ишмуратов, Юнусовы. А к 1914 году татарские
предприниматели, которые производили и торговали текстильными, мыловаренными, меховыми, кожевенными, кондитерскими, парфюмерными изделиями, а также обувью, национальными головными уборами и т.д. и владели 154 торговыми домами [4, с. 276].
Все эти преобразования находят отражение на страницах периодической печати, как самого передового вида коммуникации на тот период. экономические и финансовые материалы печатаются во многих газетах и журналах. Например, журнал «Шура», также уделяли большое внимание финансово-экономической проблематике [3, с. 234-237].
«Икътисад» («Экономика»), «Русия сэYДЭсе» («Торговля и промышленность России») - первые периодические издания, имеющие экономическую профессиональную направленность на татарском языке. Кроме этого, были выпущены календари коммерческого характера: «Торгово-промышленный календарь мусульман России», «Торгово-промышленный адресный календарь мусульман Восточно-Приуральского края», очень популярный среди подписчиков торговый календарь «Заман» («Эпоха»), «Торговый, промышленный календарь на 1911 год»; газета «Игъланат» («Русско-мусульманский вестник») [5].
Если ежемесячный журнал «Икътисад» издавался под руководством М.Муртазина в Самаре с 1908 по 1912 гг., то все остальные вышеперечисленные издания были выпущены Шарафутдином Шагидуллиным.
Два первых номера «Русия сэYДЭсе» вышли в 1912 и 1913 годах, периодически он стал издаваться с 1914 года . Всего вышло 37 номеров
Автором проанализированы все номера журнала, хранящиеся в библиотеках г Казани, а именно: 1912 - № 1; 1913 - №2; 1914 - №№ 1-4; 1915 - №№ 1-12; 1916 -
журнала [1, с. 82].
Ш.Шагидуллин в своей статье «В прежние времена и сейчас», вышедшей в первом номере журнала и посвященной истории рекламы пишет следующее: «Не осталось, пожалуй, ни одного фабриканта, владельца фирмы, не опубликовавшего в газетах, журналах, календарях объявления о своей фирме и благодаря чему стали известны широкому кругу людей. Без рекламы ни одно дело не может быть успешным. Те, кто размещает рекламу в газетах и календарях, быстро увеличивают свои доходы. ...В последние годы передовые предприниматели продвинули свой бизнес вперед, размещая рекламу в мусульманских газетах или календарях, и поэтому рекламный бизнес среди мусульман набирает обороты» (1912. - № 1. - Б.20).
Содержание журнала отражает реальную картину в сфере торговли, промышленности, товарных и биржевых рынков, и в целом в сфере финансов и экономики в районах компактного проживания татар на территории России. Судя по географии корреспондентов-информантов, журнал ос-вещал торгово-экономическую жизнь от Петербурга до Сибири и Средней Азии.
На титульном листе журнала «Русия сэYДЭсе» № 4 за 1914 год приводятся статьи-резенции таких изданий как «Вакыт», «Шура», «Йолдыз», «Мегал-лим». Все они положительно отзываются о новом иллюстрированном экономическом журнале Шара-футдина Шагидуллина - «издателя известного календаря «Заман» и ведущего к успешному развитию рекламного бизнеса у татар» («Йолдыз». - 1914. - 28 гыйнвар). Но содержание журнала носило не только рекламный характер, включая информацию об известных мусульманских фирмах с фотографиями их владельцев в национальных одеждах, которые «составили настоящий красивый альбом торговцев-мусульман, но имело также общественное и научное значение» («Вакыт». - 1912. - 20 июль).
Основную программу журнала можно прочесть в объявлениях на подписку издания на 1915 и 1916 годы (1914 - № 2; 1915 - №№ 1-2, 10-12), где пишется о том, что:
«Русия CЭYДЭCе» - в большей степени для пользы средних и мелких торговцев; «Русия CЭY-дэсе» - указывает пути торговли для Российских мусульман, помогает продвигать торговлю и ремесленничество к своей цели и постоянно информирует читателей о новостях экономики;
«Русия сэYДЭсе» - указывает пути использования природных богатств России; «Русия сэYДЭсе» - предлагает проекты и сметы для уч-
№№ 1-9; 1917 - №№ 10-11.
реждения прибыльных заводов и фабрик, открытия магазинов и торговых домов;
«Русия сэYДЭсе» - указывает на новые методы купли-продажи;
«Русия сэYДЭсе» - показывает тарифы оптовой торговли; показывает новые пути привлечения покупателей;
«Русия сэYДЭсе» - знакомит с новыми видами рекламы, являющейся двигателем торговли;
«Русия сэYДЭсе» - делится опытом и советами известных предпринимателей Европы и Америки, а также много уделяет места и общеэкономическим вопросам.
В каждом номере «Русия сэYДЭсе» пишется о ценах на хлеб, муку, лен, рыбу, нефть, масло, чай, сахар в разных городах России, например, в Казани, Уфе, Самаре, Иргизе, Оренбурге, Атба-са-ре, Бухаре и т.д.
Особенно в первые годы издания журнал посвящал отдельные статьи представителям среднего и малого бизнеса - не только известным татарским купцам, но и популярным предпринимателям -владельцам торговых домов, магазинов, ремесленных лавок, а также успешным промышленникам. Например, в первом номере журнала представлены статьи: «Габделкадыр бине Гиль-мутдин Сагдиев в Казани», «Торговый дом Гайнутдина Сабитова с сы-новяьми и компания в Казани», «Наследники Ах-метзяна Гиззатуллина в Казани», «Мыльно-глицериновый завод товарищества Исхака Арсланова», «Наследники Фахрутдина би-не Исмагил Утяганова», «Торговый дом Исхак Габдулвалиева с сыновьями в Алмате», «Фирма Ф.Ш.Багатиева с сыновьями», «Фирма преемников Мухаммедшакира Мухаммедзя-новича Мусина», «Торговый дом наследников И.В. Александрова в Казани» и др.
Биографические статьи о главах торговых домов и фирм - это уже реклама компании. Дополнительно на страницах без нумерации, даже на титульных листах журнала, размещаются собственно рекламные объявления, которые, в свою очередь, различаются и по масштабности (от небольших в несколько строк до объема целой страницы журнала) и по содержанию.
Среди финансово-экономических материалов можно отметить следующие статьи: «Деловая Европа и Америка», «Торговец и покупатель», «Таможенные власти», «О сельской жизни» (№ 1 за
1914 год), «Законы ведения торговых тетрадей», «Краткая информация о двойной бухгалтерии» (№ 3 за 1914 год), «Торговля глазами американских миллионеров», «Кооперация», «Торговля и ремесленничество казанцев», «Фабричная выделка меха» (№ 3 за 1915 год), «От убытков до прибыли» (№ 4 за
1915 год), «Конкуренция и казанские торговцы-мусульмане» (№3 за 1915 год), «Почему мы отстаем?», «Экономическая жизнь», «Рынок мануфактуры», «В мире торговли» (№ 3 за 1916 год) и др.
Автором статей, особенно в первые годы издания, по нашим предположениям, выступает главный редактор и издатель - Шарафутдин эфенде Шагидуллин, так как многие статьи идут без подписи. Позднее появляются такие журналисты и респонденты, как М.Файзуллин, С.Нури, Ахмед Туктабаев, Гариф Бадри, Дж.Насыбуллин, Ш.Ху-саинов, Гиззат Альмеев, М.Масхуд, К. Рашит, С. Рахманкулов, С.Магди, Ш.Измайлов, М. Камал Нугаев, Мирсаид Карим, Исмагиль Динмухаммедов, Габдулла Ходжа падша Ходжаев и др. Очень часто авторство статей ограничивалось лишь инициалами.
Как видно из вышеизложенного, журнал упешно функционировал с 1912 по 1917 годы, выполняя свою миссию. Однако в связи с участием России в I мировой войне с 1915 года количество рекламы значительно уменьшилось, торговля, по-видимому, шла на убыль, происходили политические перемены. И в 1917 году журнал прекратил свое существование.
В разные годы журнал издавался в Электротипографии «Умидъ», типографии Братьев Каримовых, «Мэгариф», И.Н.Харитонова и др.
Как показало исследование, журнал «Русия сэYДЭсе» является ярким образцом истории, культуры, языка татарского народа. Его роль как ведущего издания в сфере маркетинга, рекламного бизнеса и торговли на татарском языке в дореволюционный период истории России неоспорима. Программные цели журнала остаются актуальными и сейчас, и подошли бы к современным изданиям исследуемого профиля с девизом журнала начала ХХ века: «Синдэ сатулык яхшы нэрсэ баруын игълан итмэгэч, халык аны кайдан белсен?».
Литература
1. Гайнанов Р.Р. Татарская периодическая печать начала XX века: Библиографический указатель. / Р.Р. Гайнанов РР, Марданов РФ., Шакуров Ф.Н. - Казань: Изд-во «Милли китап», 2000. - 315 с.
2. Гибадуллин М. Казанские торговцы (Из истории торгово-предпринимательского класса казанских татар начала ХХ века) / М.Гибадуллин // «Казань», 2001. - № 2. - С.81-87.
3. Госманов М.Г. «Шура» журналыныц библиографик курсэткече / М.Г.Госманов, Р.Ф.Мэрданов. - Казан: «Милли китап» нэшр-ты, 2000. - 262 б.
4. История Татарстана: Учеб. пособие для основной школы. - Казань: ТаРИХ, 2001. - 544 с.
5. Миннуллина Л. Шарафутдин Шагидуллин - издатель и редактор // «Гасырлар авазы». - 2002. - № 1-2. - С.90-