предъявляют повышенные требования к адаптационному потенциалу личности. Эффективность совладания с фрустрирующими ситуациями зависит от индивидуальных особенностей личности. Проблема табакокурения в подростковом возрасте, несмотря на запрет, продолжает оставаться одной из актуальных, проявляясь в различных формах: от курения табачных изделий до употребления психоактивных курительных веществ. Табакокурение на сегодняшний день является одним из наиболее распространенных видов зависимого поведения молодежи [1]. В отечественной психологии вопросам формирования зависимого поведения в подростковом возрасте уделяется большое внимание. Особую остроту этой проблеме придает то, что в этом возрасте курение становится одной из первых форм зависимого поведения, и впоследствии велик риск сочетания с другими видами зависимого поведения [2].
Рассматривая вопрос социальной позиции, первостепенную роль стоит уделять самоотношению подростков. Отношение к себе является одним из важнейших условий успешной социально-психологической адаптации. Значимым в сохранении и развитии здоровья является формирование конструктивной активности человека по отношению к своему здоровью, его компетентность в вопросах собственного образа жизни, особенно в подростковом возрасте.
Целью нашего исследования являлось определение особенностей самоотношения подростков, склонных к аутодеструктивному поведению (на примере никотиновой зависимости). В исследовании принимали участие 90 подростков (14-15 лет): 40 человек -курящие, 40 человек - некурящие. Использовались психодиагностические методики: «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева, В.В. Столина; методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд); методика «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда.
По результатам исследования эмоционально-оценочного компонента самоотношения выявили наличие статистически значимых различий по шкалам «Открытость/закрытость», «Самоуверенность», «Самопринятие» (p<0,05). Данный аспект указывает на то что, эмоциональный компонент самоотношения подростков, склонных к никотиновой зависимости, отличается следующими характеристиками: негативное представление о себе, внутренняя конфликтность, низкий уровень самопринятия, аутосимпатии, самоуважения.
С целью изучения оценки восприятия личностных образов в семантическом пространстве выявили различия по показателям близости/удалённости образов «Я идеальный», «Я злюсь», «Я огорчён», «Я радостный» по отношению к образу «Я». Образ «Я идеальный» более удалён от образа «Я» у курящих подростков (Me=1,09), чем у некурящих (Me=0,87) (р<0,05). Удалённость образа «Я идеальный» от образа «Я» свидетельствует о меньшей склонности курящих подростков наделять образ «Я» качествами идеализированного образа. Неспособность ребёнка представить свой идеальный образ, негативный процесс оценки себя по сравнению с некоторыми представлениями о благополучной личности указывают на внутреннюю конфликтность подростка. Удалённость у курящих подростков выявилась в оценке образов «Я злюсь» (Me=2,7), «Я огорчён» (Me=2,6) по сравнению с некурящими подростками (Me=1,9; Me=1,4) (р<0,05) по отношению к образу «Я». Образы себя в состоянии злости, огорчения в группе подростков, склонных к никотиновой зависимости, являются более удаленными в семантическом пространстве. Это указывает на то, что они не дифференцируют свои эмоциональные состояния, не сопоставляют свой образ «Я» с негативными эмоциями, наблюдается диссоциация негативно окрашенных образов.
По результатам методики Цветовой тест отношений определили различия среди подростков в выборе таких стимульных характеристик, как «друг», «стресс» и «идеальный Я» (p<0,01). Образ «друга» чаще определяют как приятный некурящие подростки (85%), курящие подростки реже определяют друга как приятного (15%), что говорит о поверхностности курящих подростков в установлении контактов. Понятие «стресс» чаще на неосознаваемом уровне наделяют позитивным значением курящие подростки. Проблемная ситуация, требующая контроля над собственным поведением, воспринимается такими подростками, как угроза, психологическая травма, повод к курению. Характерна стереотипия такого поведения. Употребляя табачные изделия, подросток в конфликтной ситуации лишь модулирует своё эмоциональное состояние, не осуществляя попыток разрешения её иным способом. Также различия имеются и в оценке образа «я идеальный». Данный образ как приятный чаще определяют некурящие подростки (82,5%), курящие, наоборот, реже наделяют образ «я идеальный» положительными качествами (17,5%), что указывает на недостаточную сформированность рефлексивного компонента у подростков, склонных к никотиновой зависимости.
Таким образом, по результатам исследования выявили, что курение используется подростками для регуляции эмоционального состояния, нарушения которого могут быть обусловлены действием клинико-психологических факторов. Фиксация такого способа эмоциональной регуляции способствует формированию зависимого поведения.
Литература
1. Алёхин А.Н., Локтева А.В. Формирование личности подростка с донозологическими формами алкоголизации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - 1(95) - С. 7-11.
2. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
References
1. Akhin A.N., Lokteva A.V. Formirovanie lichnosti podrostka s donozologicheskimi formami alkogolizacii // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - 1(95) - S. 7-11.
2. Zmanovskaja E.V. Deviantologija. Psihologija otklonjajushhegosja povedenija. - 5-e izd. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. - 288 s.
Ансимова НП.1 Чернова Т.А.2
1 Доктор психологических наук, профессор, 2 Аспирант, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.
Ушинского
РОЛЬ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ В ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ У ПРЕДТАВИТЕЛЕИ
ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье раскрываются основные результаты исследования посвященного определению роли жизненных сценариев в возникновении чувства неполноценности у представителей юношеского возраста. Выделены характерные особенности таких психологических феноменов, как чувство неполноценности и жизненный сценарий. Обозначен вклад жизненного сценария в возникновение чувства неполноценности у юношей.
Ключевые слова: чувство неполноценности, жизненный сценарий, самоотношение, жизненная позиция.
Anisimova N.P.1 Chernova T.A.2
'Doctor of psychological Sciences, Professor, 2Graduate, Yaroslavl state pedagogical University. K. D. Ushinsky THE ROLE OF LIFE SCRIPT IN THE FORMATION OF A SENSE OF INFERIORITY AMONG REPRESENTATIVES OF
YOUTH AGE
Abstract
44
The article describes the main results of the research devoted to defining the role of life script in the emergence of a sense of inferiority among representatives of adolescence. Selected characteristic features of such psychological phenomena as feelings of inferiority and life script. Marked contribution of the life script in the emergence of a sense of inferiority among the youths.
Keywords: feelings of inferiority, life script, self-attitude, life position.
Жизнь человека представляет собой некий путь, совершая который человек обнаруживает свои жизненные перспективы, простраивает жизненные планы и программы, определяет жизненные цели и задачи, у него складывается его собственная субъективная картина этого пути, он обретает жизненную мудрость и смысл жизни. На процесс планирования и реализации человеком пути его жизни существенное влияние оказывает сформированный у него в раннем детстве сценарий жизни, который включает в себя позицию занимаемую человеком по отношению к миру, способы следования своей жизненной цели, стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Жизнь человека, проживаемая согласно принятому сценарию, провоцирует его на постоянное подкрепление правоты избранного способа проживания жизни и отведенной человеку им же самим занимаемой роли. Послания, которые ребенок получает в детстве от мира и которые несут в себе некий негативный оттенок, вызывают у ребенка переживание его собственной малости и несостоятельности, либо, наоборот, содержат в себе положительные ноты, провоцирующие позитивные переживания значимости и ценности ребенка, определяют сценарий, который человек будет проживать в течение всей его последующей жизни. В дальнейшем, сталкиваясь в жизни с различными обстоятельствами, человек будет интерпретировать их, и действовать согласно избранному сценарию. Так тяжелые, требующие усилий для их преодоления, обстоятельства жизни у человека с одним типом жизненного сценария, могут спровоцировать лишь нормальное стремление к их преодолению, с другим же - вызвать глубокое переживание чувства неполноценности.
Чувство неполноценности - совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой [2].
Рассмотрение значения принятого человеком жизненного сценария, который способствовал возникновению чувства неполноценности именно в юношеском возрасте целесообразно, так как именно в этом возрасте появляются психологические новообразования, связанные с личностным развитием, формируется картина своего внутреннего мира и, как следствие, возникают вопросы: «Кто Я?», «Чего Я хочу?», «Каким Я должен быть?». В поисках ответов на эти вопросы молодой человек может почувствовать свою слабость и неспособность справиться с возложенным на него грузом, почувствовать свою несостоятельность. Принятый юношей ранее жизненный сценарий может поспособствовать либо еще большему закреплению данного чувства и вызвать тот способ реагирования на внешней мир, который предполагает его сценарий, либо соответственно более позитивному выигрышному выходу из трудной сложившейся ситуации выбора и принятия решений, являющихся типичными для юношеского возраста.
Таким образом, мы рассматриваем два психологических феномена - чувство неполноценности и жизненный сценарий.
Анализ литературы [2,3,8,9,10] позволил выделить следующие характерные особенности чувства неполноценности:
- чувство неполноценности - устойчивое переживание человека, связанное с ощущением им собственной маловажности, являющееся иррациональным по своей природе, ведущее к формированию дезадаптивного поведения.
- чувство неполноценности проявляется в демонстрации сигналов, которыми страдающий им человек пытается обратить на себя внимание остальных людей, в недостаточности контактов, боязни людей, боязни сделать ошибку, постоянном напряжении, попытке возместить чувство собственной неполноценности выставленной напоказ ролью жертвы, чрезмерном высокомерии, которое также может свидетельствовать о внутренне нарушенном чувстве собственного достоинства;
- чувство неполноценности и вытекающие из него депрессии уходят корнями в раннее детство, недостаточное внимание к ребёнку и постоянная критика со стороны взрослых могут подорвать развитие здорового чувства собственного достоинства у подростка.
Жизненный сценарий как хронологически более раннее образование личности, может способствовать возникновению и поддерживать у человека чувство неполноценности [1,4,5,7,11,12,13],
Проживая сценарный вариант своей жизни, человек лишен свободы, он не видит пред собой отличного от заложенного сценарием выбора пути своего движения по руслу жизни, основываясь на этом он не берет ответственность за происходящее с ним, и не получает истинного удовольствия жизни. Жизненный сценарий в большей степени определяется, закрепленными в сознании человека представлениями о себе и о мире, от принятой позиции зависит и тип проживаемого сценария, и способ его развития. Заняв еще в детстве под влиянием значимых взрослых депрессивную позицию, при которой человек воспринимает себя как неблагополучного, а все окружение и мир как благополучный, в дальнейшем, уже став взрослым, человек постоянно будет подкреплять в себе это чувство несостоятельности и выстраивать свою жизнь так, чтобы избранный им сценарий «Неудачника» воспроизводился снова и снова, подкрепляя сложившуюся у него на начальном этапе, возможно еще внутриутробного, развития картину мира. Так принятая однажды эмоциональным решением позиция, « Я - не Ок, Ты - ОК», и способ проживание человеком своей жизни с опорой на нее провоцирует возникновение и закрепление у него чувства неполноценности, которое вызывает ощущение ущербности и малости по отношению к миру, является центральной темой вокруг которой выстраивается жизнь человека и становится главным переживанием его жизни, способствующим возникновению невроза и мешающим всестороннему развитию человека.
Хотя в отдельности изучаемые нами явления весьма подробно описаны и представлены различными авторами, взаимосвязи между ними ранее не были изучены в полной мере, не определена роль жизненных сценариев в возникновении чувства неполноценности.
В связи с этим нами было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании принимали участие представители раннего юношеского возраста 16-19 лет в количестве 60 человек.
Так как чувство неполноценности, является очень сложным, многогранным феноменом и одного метода, выявляющего его наличие не существует, оно определялось при помощи методики «Диагностика комплекса неполноценности» и через основные его проявления посредством следующих методик: «http://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontevТест "Смысложизненные ориентации" (Д.А. Леонтьева)», проективная методика «Дом - Дерево - Человек», «Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлора)», «Шкала самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн», «Тест-опросник самоотношения (Столина В.В., Пантилеева С.Р.)». Для определения жизненного сценария использовалась методика «Любимая сказка» и «Сценарный вопросник Э.Берна».
По результатам проведенного нами эмпирического исследования, все диагностируемые нами юноши были разделены по двум основаниям, на группы, с определением их качественных характеристик.
По первому основанию - наличие, отсутствие чувства неполноценности - нами было выделено две группы:
1) Юноши с чувством неполноценности, обладающими следующими особенностями:
- общее позитивное интегральное самоотношение, чувство «за» собственное «Я»;
- при этом для них характерен низкий уровень выраженности таких характеристик самоотношения, как самоинтрес, самоуверенность, отношение других и склонность к самообвинеию;
- неверие в собственные силы, необходимые для контроля событий своей жизни, приводящее к неудовлетворенности как уже прожитыми годами своей жизни, так актуальным настоящим;
45
- высокий уровень личностной тревожности;
- существенный разрыв между уровнем притязанием и оценкой себя.
2) Юноши без чувства неполноценности, с характерными для них особенностями:
- ярко выраженное интегральное чувство «за» собственное «Я»;
- позитивное самоотношение с выраженными в положительную сторону такими его характеристиками, как самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие, самопонимание;
- их радует настоящее, они положительно оценивают события прошлого и простраивают цели на будущее;
- для них характерен средний уровень тревожности с тенденцией к низкому;
- расхождения между уровнем притязаний и самооценкой соответствуют норме.
Таким образом, наиболее серьезными различиями, отделяющими представителей одной группы от другой, являются показатели самоотношения, показатель личностной тревоги, которая является как неким фактором, так и результатом чувства неполноценности, а также параметры смысложизненной ореинтации (осмысленность жизни, локус контроля - жизни, процесс жизни).
Эти данные подтверждаются и структурными взаимосвязями, которые, были выявлены нами при анализе особенностей групп. Так как наше исследование в больше мере направлено на изучение молодых людей испытывающих чувство неполноценности наиболее интересными для нас стали связи характерные именно для них.
Выявлены следующие взаимосвязи личностных особенностей, характерные для группы с чувством неполноценности:
1) разнонаправленные связи между показателем чувства неполноценности и личностными особенностями;
2) взаимосвязи между интегральным показателем самоотношения и показателями смысложизненной ориентации;
3) отрицательная связь между показателем самоуверенности и показателем личностной тревоги;
4) положительная взаимосвязь между показателем самоуважения и показателями самоуверенности и саморуководства;
Для каждой из групп нами была выявлена структура изучаемого явления, определены факторы, схожие для обеих групп. Обе группы характеризуются одинаковыми проявлениями показателей «Осмысленность жизни», «Уверенность в себе», проявляющимися в способности к осмысленной постановке целей жизни, выборе пути их достижения, соответственно их успешной реализации, наполняющей жизнь ощущением собственной продуктивности, эмоциональной наполненностью и чувством собственной реализации. Выделены факторы, существенно различающие обе группы - «Чувство несостоятельности» - для группы с чувством неполноценности и «Удовлетворенность самореализаций» - для группы без чувства неполноценности, которые отражают переживания представителей каждой из групп и являются той составляющей, которая определяет различия в структуре изучаемого явления в исследуемых нами полярных группах, выделяет проблемное и ресурсные места, с которыми может работать психолог-консультант.
Вторым основанием, по которому мы разделили исследуемых юношей, является, проживаемый ими жизненный сценарий. Таким образом, нами было выделено три группы (по Э.Берну): «Неудачник» - 30% исследуемых юношей, «Непобедитель» 43 % обследуемых и «Победитель» - 27 %, на основание, тех характеристик, которые описаны в теории.
Главным дифференцирующим признаком этих групп являются: способ жизни, оказывающий сильное влияние на ее результат и качество. Так заложенный в детстве сценарий жизни человека определяет как эмоциональный настрой человека, так и содержательную составляющую жизни, ее конкретный финал, без возможности собственного выбора. Поэтому очень важно, чтобы человек осознал, какой сценарий он проигрывает, и вернул себе авторство жизни, взяв за нее ответственность, совершая свои собственные не сценарные выборы.
При проведении исследования нами были обнаружены различия характерные для каждой из пар жизненных сценариев. Таким образом, между молодыми людьми, проживающими жизненный сценарий «Неудачник» и «Победитель» выявлены различия по показателю аутосимпатии и расхождению между реальным и идеальным по параметру внешность. Которые мы объясняем тем, что люди, проживающие сценарий «Победителя», часто находятся на вершине успеха и подкрепляют тем самым ощущение своей состоятельности и значимости, а люди, проживающие сценарий «Не - победителя», достигают лишь незначительных, успехов в жизни, поэтому им свойственно ощущать в какой-то мере сою не успешность, слабость и неполную реализованность. Аналогичные различия обнаружены между юношами, проживающими сценарий «Неудачник» и «Не - победитель». Молодые люди, проживающие жизненный сценарий «Не - победитель», отчасти наиболее похожи на юношей, проживающих сценарий «Неудачник», тем не менее, их изначальный настрой на стабильность и комфорт, а не на провал, позволяет им видеть в себе положительные стороны и испытывать симпатию к себе. Различие существующее между юношами живущими согласно сценарию «Победитель» и «Не - победитель», выявлены по отличному от других пар показателю, так как первые две пары групп изначально существенно различаются по позиции, которую они занимают, результативности жизни, по способам контакта с миром, а третья пара отличается в большей степени, степенью результативности жизни ее представителей.
Для определения вклада различных аспектов жизненного сценария в возникновения чувства неполноценности нами был проведен регрессионный анализ, по результатам которого было выявлено, что роль жизненного сценария в формировании чувства неполноценности для всех юношей в целом проявляется в «провалах», которые случаются в их жизни, в неудачах и их неуспешности. Для юношей, обладающих чувством неполноценности, - в отсутствии у них позиции «Я - Ок» со всеми ее нюансами. А для молодых людей, не обладающих чувством неполноценности, так как у них такового и нет, вклад в него компонентов жизненного сценария не обнаружен.
Так же нами выявлено, что для юношей, представляющих группу с чувством неполноценности, в большей степени характерно проживать сценарий «Неудачника», а для юношей группы без чувства неполноценности - жить согласно сценариям «Не -победитель» и «Победитель», тем не менее, и в первой и во второй группе были обнаружены юноши, проживающие сценарии, являющиеся не типичными, по смыслу содержащихся в них основополагающих элементов, что связано с их личностными особенностями, которые вопреки сценарию поспособствовали в одном случае появлению чувства неполноценности, а в другом -минимизации негативного влияния сценария на эмоциональные переживания исследуемых и оградили от появления чувства неполноценности.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А., Проблема индивидуальности в психологии. [Текст] / Абульханова-Славская К. А., - М.: МПСИ, 2009.
2. Адлер А. Наука жить [Текст] / А. Адлер. - Киев: Port-Royal,1997.
3. Адлер А. Индивидуальная психология. М.: ПРИОР, 2005.
4. Ананьев Б. Г., Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. [Текст] / Ананьев Б. Г. - М.: Педагогика, 1980.
5. Берн Э. Люди, которые играют в игры. [Текст] / Берн Э. - М.: Эксмо, 2013.
6. Глоссарий психологических терминов /Под. ред. Н. Губина. http://vocabulary.rU/dictionary/7/word/kompleks-nepolnocenosti)
7. Карпинский К.В., Психология жизненного пути личности: Учебное пособие [Текст] / Карпинский К.В. - Гродно: ГрГУ, 2002.
8. Ковалев А.Г. Психология личности, М: Просвещение, 1995.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М: Просвещение, 1980.
46
10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
11. Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии. [Текст] / Рубинштейн С. Л. - М.: Педагогика, 1973.
12. Рыбников Н.А., Биографии и их изучение. [Текст] / Рыбников Н.А. — М.: Госиздат, 1920.
13. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. [Текст] / Штайнер К. - СПб.: Питер, 2003.
References
1. Abulhanova-Slavske, K. A., the Problem of identity in psychology. [Text] / Abulhanova-Slavske, K. A., - M: NSI, 2009.
2. Adler, A. the Science of living [Text] / A. Adler. - Kiev: Port-Royal,1997.
3. Adler, A. the Individual psychology. M: prior, 2005.
4. Anan'ev, B., Selected psychological works: In 2 so 1 So. [Text] / Anan'ev, B. - M.: Education, 1980.
5. Bern E. People who play games. [Text] / Bern E. - M.: Eksmo, 2013.
6. Glossary of psychological terms /Under. Ed. N. Gubin. http://vocabulary.ru/dictionary/7Zword/kompleks-nepolnocenosti)
7. Karpinski, K. C., the Psychology of the individuals way of life: a manual [Text] / K. Karpinski Century - Grodno:, 2002.
8. Kovalev A., personality Psychology, M: Education, 1995.
9. Kon, I. S. Psychology of high school. M: Education, 1980.
10. Licko A. E. Psychopathy and character accentuations adolescents, Ed. 2nd supplementary and processed, HP: Medicine, 1983.
11. Rubinstein, S. L., Problems of General psychology. [Text] / Rubinstein, S. L. - M.: Education, 1973.
12. Rybnikov N. A., Biography and study of them. [Text] / N. Rybnikov.A. - M.: Gosizdat, 1920.
13. Steiner K. Scripts people's lives. School Eric Berne. [Text] / K. Steiner - SPb.: Peter, 2003.
Блажевска В.1, Науновски T.2
'Мастер; 2Доктор философских наук, MHT университет, факультет психологии - Скопье, Республика Македония
СИМПТОЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ЖЕНЩИН, ЖЕРТВ НАСИЛИЯ В
СЕМЪЕ В РЕСПУБЛИКЕ МАКЕДОНИЯ
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению ПТСР симптоматики у женщин - жертв домашнего насилия в Республике Македония. Клиническая группа состоит из 31 женщины, перенесшей насилие в семье, и обратившейся за помощью. Вторая группа состоит из 31 женщины, не подвергавшейся насилию. Анализы показали, что 68% женщин из клинической группы имеют серьезную ПТСР симптоматику. Хи-квадрат тест показывает статистически значимую разницу между двумя образцами с точки зрения возникновения посттравматического стрессового расстройства.
Ключевые слова: насилие в семье, женщины, ПТСР
Blazhevska V.1, Naunovski T.2
'Master of psychological sciences 2Doctor of philosophy, MIT University, Faculty of psychology - Skopje, Republic of Macedonia
SYMPTOMS OF PTSD IN WOMEN VICTIMS OF DOMESTIC VIOLENCE IN REPUBLIC OF MACEDONIA
Abstract
The present study investigates the incidence of PTSD symptomatology in women victims of domestic violence in Republic of Macedonia. The clinical sample comprised 31 women who sustained domestic violence and sought help in the social centers in the country. Community sample includes 31 women who were not exposed to domestic violence. Analysis showed that 68% of clinical sample has PTSD symptomatology. Chi-square test indicates statistically significant difference (p<0,001) between the two samples in terms of the occurrence of PTSD which means that the symptoms of PTSD very often occur in women victims of domestic violence compared to women who are not victims of domestic violence.
Keywords: domestic violence, women, PTSD.
INTRODUCTION
For many women in the world home is the place where they are exposed to terror and violence by someone who supposed to be a close one and trusted person. In most cases, the woman reveals the violence and seek help when the situation is utterly unbearable, and meanwhile she often survives many traumatic events that adversely reflect on hers psychophysical well-being. A common defense reaction on the traumatic events is an attempt to wipe out the memories of those events of consciousness (Kellerman & Hudgins, 2010). The paradox is that the memories refuses to be buried in the unconscious. The more a person tries to forget, the greater becomes the power of traumatic memories and changes person's life. Psychological symptoms that occur during the psychological trauma indicates existing of the unspoken secret and in the same time distracting the attention from that secret (Herman, 1992).
Republic of Macedonia has a small number of studies refer to mental health of women victims of domestic violence. The results from present study would be used to determine the proper direction in setting differential diagnosis to women victims of domestic violence. This will allow an appropriate psychotherapeutic intervention, more efficient trauma recovery - better re-socialization and teaching the victims for new life skills which will help them to live fulfilled life.
METHODOLOGY
Participants and procedure
This research involves clinical and community samples, comprised of 62 women aged 20 to 60. Clinical sample comprised 31 women who sustained domestic violence and sought help to the social centers in Republic of Macedonia in period from March to October 2014. All of them were abused by husband. The community sample comprised 31 women who were not exposed to domestic violence. This sample is used as a control group. In order to exclude the existence of domestic violence in community sample, it was used WAST - Women Abuse Screening Tool developed by Judith Belle Brown, Barbara Lent, Gail Schmidt, and George Sas, published in 2000. The women in both samples were ask about demographics data. Women who sought help for domestic violence were ask information about the abuse. Symptoms of PTSD were detected with PTSD check list - PCL-C, developed by Weathers, Litz, Huska, & Keane National Center for PTSD -Behavioral Science Division, published in 1994. This research has a purpose to confirm the hypothesis: symptoms of PTSD very often occur in women victims of domestic violence compared to women who are not victims of domestic violence.
RESULTS
Average age of the clinical sample of participants is 37.4, and in the community sample average age is 39.6.
In terms of education, 35% of women of clinical sample finished primary education, 52% secondary education and 13% have a university degree. Community sample comprised 16% of women who finished primary education, 48% secondary education, and 35% have a university degree.
In terms of marital status, clinical sample involves 68% married women, 32% divorced or separated. In the community sample, all participants are married.
42% of clinical sample are employed women and 58% are unemployed. Community sample has 71% employed women and 29% unemployed.
47