Научная статья на тему 'Особенности самоотношения подростков, склонных к аутодеструктивному поведению'

Особенности самоотношения подростков, склонных к аутодеструктивному поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / САМООТНОШЕНИЕ / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SELF-RELATION / ADDICTIVE BEHAVIOR / ADOLESCENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Локтева А. В.

Статья посвящена изучению особенностей формирования никотиновой зависимости в подростковом возрасте. Показана роль психологических аспектов в формировании зависимого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-RELATION IN ADOLESCENCE INCLINED TO AUTODESTRUCTIVE BEHAVIOUR

The present article is devoted to the study of the peculiarities of nicotine dependence formation in adolescence. The paper shows the role of psychological aspects in formation of addictive behavior.

Текст научной работы на тему «Особенности самоотношения подростков, склонных к аутодеструктивному поведению»

Таким образом, на эффективность общения влияет частота использования лжи-умолчания - при низких показателях применения или, наоборот, высоких эффективность падает, но возрастает при средних баллах.

Подводя итог, можно утверждать, что влияние лжи на эффективность имеет нелинейный характер.

Для анализа влияния отдельных видов лжи на эффективность общения, был использован регрессионный анализ как инструмент статистики, позволяющий прогнозировать значения зависимой переменной с помощью известных значений независимых переменных [3].

Построенная регрессионная модель объясняет 53,5% дисперсии зависимой переменной, является значимой по критерию Фишера (p<0.05).

Уравнение регрессии имеет следующий вид: «Эффективность общения» = 20,4 + 4,6*«этикетная ложь» + 2,1*«ложь-умолчание» + 10,9

Следовательно, наибольший вклад в показатель зависимой переменной «эффективность общения» вносят независимые переменные «этикетная ложь» и «ложь-умолчание» (см. табл. 1).

Таблица 1 - Данные регрессионного анализа.

Сводка для модели

Mодель Ft R квадрат Око рректи рованныи Ft квадрат Стд_ оLLJибка о це нки

1 3 ,732m .535 9 1 О.ЭБ732

m , Предиккэры: (константа) ложь уг^олч^ние, зтикв!» ая

лож ь

Ди с п^рси онный а нали^

м сад ель Суы1ла квад ратае СТ.С5, Средний каадрат R Знч,

1 3 Регрессия 7S97.573 2 3943,7S7 32. 3 29 ,ОООт

Остаток esse. 077 57 120,2S2

Иго го 1 4753.650 59

т_ Предикторы (константа>по;кь умолчание, этикетная ложь п_ Зависимая переменная: эффективность общения

Коэффициент!^

Мод ель Нестанд эртизоэанные коэФбиииенты Ста. н д эрги з овд иные коэ фф и Lf.i е нты t Знч.

В Стд - ош иЬ ка Бета

13 (Ко-н стангга) 20т4ОЗ 4,654 42 0 4 ,000

этикетная ложь 4Т&45 ,642 ,654 7232 ,000

ложь умолчание 2.10S ,650 230 3204 ,002

а. 3asиситлая переменинал: эффективность общения

Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения уровня эффективности общения в социальных взаимодействиях индивиды склонны использовать ложь-умолчание и этикетную ложь, которые повышают эффективность общения.

Литература

1. Исаева Е.Р. Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (на примере российской популяции) // Вестник ТГПУ, Раздел «Психология». - 2009. - № 6. - С. 86-90.

2. Миронова Н.И. Пол и гендер в лингвистических исследованиях// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - № 37. -

С. 125-132.

3. Слепко Ю.Н., Цымбалюк А.Э. Использование методов математической статистики в психологическом исследовании: методические рекомендации. Ярославль: Изд. ЯГПУ, 2010. - 55 с.

4. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография / И. П. Шкуратова. Ростов н/Д.: Изд. ЮФу, 2009. - 192 с.

References

1. Isaeva E.R. Vozrastnye i gendemye osobennosti stress-preodolevajushhego povedenija (na primere rossijskoj populjacii) // Vestnik TGPU, Razdel «Psihologija». - 2009. - № 6. - S. 86-90.

2. Mironova N.I. Pol i gender v lingvisticheskih issledovanijah// Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2008. - № 37. -

S. 125-132.

3. Slepko Ju.N., Cymbaljuk A.Je. Ispol'zovanie metodov matematicheskoj statistiki v psihologicheskom issledovanii: metodicheskie rekomendacii. Jaro-slavl': Izd. JaGPU, 2010. - 55 s.

4. Shkuratova I.P. Samopred#javlenie lichnosti v obshhenii: monografija / I. P. Shkuratova. Rostov n/D.: Izd. JuFu, 2009. - 192 s.

Локтева А.В.

Кандидат психологических наук

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АУТОДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей формирования никотиновой зависимости в подростковом возрасте. Показана роль психологических аспектов в формировании зависимого поведения.

Ключевые слова: подросток, самоотношение, зависимое поведение.

Lokteva A.V.

Candidate of Psychological Sciences

SELF-RELATION IN ADOLESCENCE INCLINED TO AUTODESTRUCTIVE BEHAVIOUR

Abstract

The present article is devoted to the study of the peculiarities of nicotine dependence formation in adolescence. The paper shows the role ofpsychological aspects in formation of addictive behavior.

Keywords: adolescent, self-relation, addictive behavior.

Психологические исследования, данные медицинской статистики свидетельствуют о том, что в последние годы проблемы, связанные с формирование зависимого поведения в подростковом возрасте приобретают угрожающий характер. Современные условия, социоэкономические и культуральные реалии делают подростка наиболее уязвимым в ситуации фрустрации и

43

предъявляют повышенные требования к адаптационному потенциалу личности. Эффективность совладания с фрустрирующими ситуациями зависит от индивидуальных особенностей личности. Проблема табакокурения в подростковом возрасте, несмотря на запрет, продолжает оставаться одной из актуальных, проявляясь в различных формах: от курения табачных изделий до употребления психоактивных курительных веществ. Табакокурение на сегодняшний день является одним из наиболее распространенных видов зависимого поведения молодежи [1]. В отечественной психологии вопросам формирования зависимого поведения в подростковом возрасте уделяется большое внимание. Особую остроту этой проблеме придает то, что в этом возрасте курение становится одной из первых форм зависимого поведения, и впоследствии велик риск сочетания с другими видами зависимого поведения [2].

Рассматривая вопрос социальной позиции, первостепенную роль стоит уделять самоотношению подростков. Отношение к себе является одним из важнейших условий успешной социально-психологической адаптации. Значимым в сохранении и развитии здоровья является формирование конструктивной активности человека по отношению к своему здоровью, его компетентность в вопросах собственного образа жизни, особенно в подростковом возрасте.

Целью нашего исследования являлось определение особенностей самоотношения подростков, склонных к аутодеструктивному поведению (на примере никотиновой зависимости). В исследовании принимали участие 90 подростков (14-15 лет): 40 человек -курящие, 40 человек - некурящие. Использовались психодиагностические методики: «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева, В.В. Столина; методика «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд); методика «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда.

По результатам исследования эмоционально-оценочного компонента самоотношения выявили наличие статистически значимых различий по шкалам «Открытость/закрытость», «Самоуверенность», «Самопринятие» (p<0,05). Данный аспект указывает на то что, эмоциональный компонент самоотношения подростков, склонных к никотиновой зависимости, отличается следующими характеристиками: негативное представление о себе, внутренняя конфликтность, низкий уровень самопринятия, аутосимпатии, самоуважения.

С целью изучения оценки восприятия личностных образов в семантическом пространстве выявили различия по показателям близости/удалённости образов «Я идеальный», «Я злюсь», «Я огорчён», «Я радостный» по отношению к образу «Я». Образ «Я идеальный» более удалён от образа «Я» у курящих подростков (Me=1,09), чем у некурящих (Me=0,87) (р<0,05). Удалённость образа «Я идеальный» от образа «Я» свидетельствует о меньшей склонности курящих подростков наделять образ «Я» качествами идеализированного образа. Неспособность ребёнка представить свой идеальный образ, негативный процесс оценки себя по сравнению с некоторыми представлениями о благополучной личности указывают на внутреннюю конфликтность подростка. Удалённость у курящих подростков выявилась в оценке образов «Я злюсь» (Me=2,7), «Я огорчён» (Me=2,6) по сравнению с некурящими подростками (Me=1,9; Me=1,4) (р<0,05) по отношению к образу «Я». Образы себя в состоянии злости, огорчения в группе подростков, склонных к никотиновой зависимости, являются более удаленными в семантическом пространстве. Это указывает на то, что они не дифференцируют свои эмоциональные состояния, не сопоставляют свой образ «Я» с негативными эмоциями, наблюдается диссоциация негативно окрашенных образов.

По результатам методики Цветовой тест отношений определили различия среди подростков в выборе таких стимульных характеристик, как «друг», «стресс» и «идеальный Я» (p<0,01). Образ «друга» чаще определяют как приятный некурящие подростки (85%), курящие подростки реже определяют друга как приятного (15%), что говорит о поверхностности курящих подростков в установлении контактов. Понятие «стресс» чаще на неосознаваемом уровне наделяют позитивным значением курящие подростки. Проблемная ситуация, требующая контроля над собственным поведением, воспринимается такими подростками, как угроза, психологическая травма, повод к курению. Характерна стереотипия такого поведения. Употребляя табачные изделия, подросток в конфликтной ситуации лишь модулирует своё эмоциональное состояние, не осуществляя попыток разрешения её иным способом. Также различия имеются и в оценке образа «я идеальный». Данный образ как приятный чаще определяют некурящие подростки (82,5%), курящие, наоборот, реже наделяют образ «я идеальный» положительными качествами (17,5%), что указывает на недостаточную сформированность рефлексивного компонента у подростков, склонных к никотиновой зависимости.

Таким образом, по результатам исследования выявили, что курение используется подростками для регуляции эмоционального состояния, нарушения которого могут быть обусловлены действием клинико-психологических факторов. Фиксация такого способа эмоциональной регуляции способствует формированию зависимого поведения.

Литература

1. Алёхин А.Н., Локтева А.В. Формирование личности подростка с донозологическими формами алкоголизации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - 1(95) - С. 7-11.

2. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.

References

1. Akhin A.N., Lokteva A.V. Formirovanie lichnosti podrostka s donozologicheskimi formami alkogolizacii // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2013. - 1(95) - S. 7-11.

2. Zmanovskaja E.V. Deviantologija. Psihologija otklonjajushhegosja povedenija. - 5-e izd. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. - 288 s.

Ансимова НП.1 Чернова Т.А.2

1 Доктор психологических наук, профессор, 2 Аспирант, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.

Ушинского

РОЛЬ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ В ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ У ПРЕДТАВИТЕЛЕИ

ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье раскрываются основные результаты исследования посвященного определению роли жизненных сценариев в возникновении чувства неполноценности у представителей юношеского возраста. Выделены характерные особенности таких психологических феноменов, как чувство неполноценности и жизненный сценарий. Обозначен вклад жизненного сценария в возникновение чувства неполноценности у юношей.

Ключевые слова: чувство неполноценности, жизненный сценарий, самоотношение, жизненная позиция.

Anisimova N.P.1 Chernova T.A.2

'Doctor of psychological Sciences, Professor, 2Graduate, Yaroslavl state pedagogical University. K. D. Ushinsky THE ROLE OF LIFE SCRIPT IN THE FORMATION OF A SENSE OF INFERIORITY AMONG REPRESENTATIVES OF

YOUTH AGE

Abstract

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.