Научная статья на тему 'Роль жилищной кооперации в процессе сбалансирования социально-экономического развития Чеченской Республики'

Роль жилищной кооперации в процессе сбалансирования социально-экономического развития Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусалаев А. Б.

Главной целью разрабатываемой Правительством Чечни программы развития на период с 2007 по 2010 год является повышение качества жизни населения республики. Для реализации параметров этой программы, по которым Чеченская Республика должна сравняться по уровню экономического развития с другими регионами Российской Федерации, требуется от 140 до 160 миллиардов рублей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль жилищной кооперации в процессе сбалансирования социально-экономического развития Чеченской Республики»

МУСАЛАЕВ А.Б.

РОЛЬ ЖИЛИЩНОЙ КООПЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СБАЛАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Главной целью разрабатываемой Правительством Чечни программы развития на период с 2007 по 2010 год является повышение качества жизни населения республики. Для реализации параметров этой программы, по которым Чеченская Республика должна сравняться по уровню экономического развития с другими регионами Российской Федерации, требуется от 140 до 160 миллиардов рублей.

Среди приоритетов программы, во-первых, преимущественное формирование высокотехнологичных отраслей производства, которые позволят трудоустроить большое количество населения. Во-вторых, введение в эксплуатацию более 4 миллионов квадратных метров жилья. За счет этого предполагается в значительной степени снять социальную напряженность, вызванную масштабными разрушениями жилых домов в периоды войн.

Как известно, для большинства жителей Чечни жилищная проблема остается одной из самых острых и трудно решаемых проблем. Если в 1994 году жилищный фонд Чеченской Республики составлял порядка 22,6 млн. м2 жилой площади, то к 2004 г. по причинам военного характера он сократился до 12,9 млн. м2 , т.е., было утрачено более 45% всего жилищного фонда. За период военных действий полностью или частично разрушено 152795 домовладений и 73276 квартир в муниципальных домах. Кроме того, в результате паводка в 2002 году оказались полностью разрушенными 2092 дома и частично разрушено 2335 домовладений.

Военные действия привели к острейшему дефициту жилья. При этом, сохранившийся жилищный фонд характеризуется низким качеством, плохим содержанием и ненадежными системами инженерных коммуникаций.

Положение усугубляется тем, что в последние годы наметилось явное сокращение жилищного строительства за счет бюджетных средств, несмотря на общий рост инвестиций в республике (таблица 1).

Таблица 1

Инвестиции и ввод в действие жилых домов в Чеченской Республике в 2000-2005 гг.

СО □

N

о

I— ®

I— ^

о

а

ф

Инвестиции, всего (млн. руб.) 2000 2001 2002 371,0 3331,0 4860,0 2003 4252,0 2004 6851,5 2005

в т.ч. на строительство жилья (млн. руб.) 4,6 786,1 213,8 340,0 547,3 -

Введено в действие жилых домов (тыс. кв. м) 236 45 352 241 103 42,9

По данным таблицы 1 видно, что за период с 2002 по 2005 гг. ввод в действие жилых домов сократился более чем в восемь раз. И это на общем фоне стабилизации социально-экономической ситуации в Чечне.

В 2002 г. была принята Федеральная целевая программа "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 и последующие годы)", в которой был прописан приоритет жилищного строительства, но он был выдержан всего один год [2].

В таких условиях естественно необходима программа активного жилищного строительства. Но уже на стадии разработки этой стратегической программы, получившей название "От восстановления к развитию", просматривается ряд проблем структурного социально-экономического характера.

Так, управленческие решения предусматривается принимать исходя из следующих параметров расчетов затрат на строительство жилища:

- стоимость городского строительства составляет 8075 руб. за кв.м, сельского строительства - 2921

о о

о а

о

<

>

о о

о о о

ей

о

I—

о о сь

о

X

о

со □

□ си

о

I—

ф

руб. за кв.м;

- в сельской местности сохранившийся жилой фонд составляет 62,5% от довоенного времени, для которого обеспеченность жильем принята на уровне 15 кв.м на 1 человека (1 вариант) и 18 кв. м на 1 чел. (2 вариант);

- за счет государственного финансирования будет строиться 30% требующихся объемов, 70% - в рамках индивидуального строительства;

- плановая прибыль строительных организаций - 15%;

- фонд заработной платы строительных организаций составляет 4% от суммарной себестоимости работ;

- средняя заработная плата в строительстве к 2008 г. составит 7 минимальных размеров оплаты труда [1].

После 2008 года общая потребность в строительных работах оценивается на уровне 200-250 тыс. кв. м в год (если не учитывать возможное к тому моменту увеличение социальных нормативов или сложившихся потребительских предпочтений). К 2010 г., согласно представленным в Правительство Чеченской Республики расчетам, общая площадь жилищного фонда Чеченской Республики должна составить 18750-18800 тыс. м2 при норме 15 м2 на душу постоянно проживающего населения, что предполагает реконструкцию и новое строительство в объеме порядка 4060-4083 тыс. м2. Вариант повышения уровня жилищного обеспечения населения Чечни, согласно которому действует норма жилища на 1 человека 18 м2, предполагает, что объем реконструкции и нового строительства должен составить порядка 7830-7840 тыс. м2.

Планируемый объем строительства частного сельского и городского жилья до 2010 г. должен составить порядка 3,3 млн. м2 для первого варианта и 6,78 млн. м2 для второго варианта нормы жилой площади.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на финансовое обеспечение. Для выполнения программы предусматривается привлечь следующее количество денежных средств (таблица 2).

Таблица 2

Источники финансирования планируемого объема реализации

Программы социально-экономического развития Чеченской Республики

на 2007-2010 гг. (млрд. рублей)

о а

о о

о а

о

<

>

о о

о о

о

ей

о

I—

о о сь

о

X

о

1 Е.фШНТ Всего 200' 2008 2009 2010

Федеральный бюджет 112 12 20 35 45

Республиканский бюджет 5,6 0,8 1,0 1,8 2,0

Внебюджетные средства 24,4 3,7 5,1 7,3 8,3

Итого 142 16,5 26,1 44,1 55,3

2 вариант Всего 2007 2008 2009 2010

Федеральный бюджет 241,3 26,0 43,0 75,0 97,3

Республиканский 8,6 1,5 1,9 2,5 2,7

Внебюджетные средства 30,0 4,0 6,0 8,0 12,0

Итого 279,9 31,5 50,9 85,5 112,0

При этом расходы консолидированного бюджета Чеченской Республики в последние годы составляли: 1992 - 5,5 млрд. руб.; 1995 - 602,7 млрд. руб.; 1996 - 176,1 млрд. руб.; 1997 - 445,0 млрд. руб.; 1998 - 163, 2 млн. руб.; 2000 - 5,4 млн. руб.; 2001 - 2742,1 млн. руб.; 2002 - 6683,3 млн. руб.; 2003 -10187,4 млн. руб.; 2004 - 24668,5 млн. руб. [3, с. 820-827]. Т.е., за пять лет с 2000 по 2004 гг. совокупные расходы консолидированного бюджета Чечни составили всего 44286,7 млн. руб. Поэтому для выполнения программы требуется многократное увеличение бюджетных расходов.

Другой, по нашему мнению не менее важной, является проблема формирования новой структуры расселения. Как уже отмечалось, сейчас основная часть жилья в республике сосредоточена в сельской местности. Но именно там самые низкие доходы, самые острые вопросы обеспечения занятости. Это связано, как известно, с тем, что в сельском хозяйстве действует закономерность снижения предельной производительности факторов. Действие этого закона обуславливает необходимость сокра-

щения количества занятых и перехода работников в другие сферы производства, что во всех развитых странах мира решалось посредством процессов урбанизации населения.

В Чеченской Республике нарастание предпосылок для этих процессов связано еще и с особой демографической ситуацией (таблица 3).

Таблица 3

Удельный вес сельского населения и населения моложе трудоспособного возраста в общей численности населения России и Чечни в 1990-2004 гг. (в процентах)

1 ЕЛ 1)111 НТ Всего 200' 2008 200Р 2010

Федеральный бюджет 112 12 20 35 45

Республиканский бюджет 5,6 0,3 1,0 1,3 2,0

Внебюджетные средства 24,4 3,7 5,1 7,3 3,3

Итого 142 16,5 26,1 44,1 55,3

2 вариант Всего 2007 2003 2009 2010

Федеральный бюджет 241,3 26,0 43,0 75,0 97,3

Республиканский 3,6 1,5 1,9 2,5 2,7

Внебюджетные средства 30,0 4,0 6,0 8,0 12,0

Итого 279,3 31,5 50,9 35,5 112,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительно надо учесть, что по коэффициенту рождаемости Чеченская Республика находится на первом месте среди всех регионов России. Эта молодежь пока концентрируется в сельских районах республики. Но мировой опыт показывает, что мотивы активных миграционных процессов формируются преимущественно у сельской молодежи, которая не в состоянии себя реализовать в эффективной трудовой деятельности по объективным экономическим законам. Эту социально-экономическую проблему надо предвидеть уже сейчас и искать формы приемлемых решений. Тем более, что сама рассматриваемая программа имеет внутренние предпосылки ее обострения, поскольку ориентирована на опережающее формирование высокотехнологичных отраслей производства, которые естественно потребуют реструктуризации поселений в республике.

При решении вопросов управления жилищным строительством с позиций социально-экономических проблем также необходимо учитывать сложившиеся предпочтения населения. Для жителей Юга России уже давно характерно предпочтение к строительству домов за свой счет (таблица 4), что также более выражено по сельской местности.

Как видно по данным таблицы, жители Южных регионов России еще в советские времена выделялись на общем российском фоне предпочтениями к строительству домов за свой счет. А к настоящему времени такое предпочтение стало основным - охватывает почти три четверти построенных домов.

Таблица 4

Доля домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов в общем вводе жилых домов в 1990-2003 гг. (в процентах к общей площади)

СО □

N

о

I—

ф

I— ^

о

а

ф

>

о о

о а

о

<

>

о о

о о

о

ей

о

I—

о о сь

о ф

о ф

о

X

о

В Чечне также традиционно преобладал частный индивидуальный жилой фонд. В 1990 г. он доминировал не только в сельской местности, но и в городах и поселках. Его доля составляла 99,8% в сельской местности и 65% от жилого фонда всей республики.

Итак, к настоящему времени мы имеем, с одной стороны, что в результате реализации Программы должна быть обеспечена возможность приобретения населением доступного и качественного жилья в городах и населенных пунктах Чечни, а также обеспечена возможность для строительства жилья собственными силами. С другой - необходимо, чтобы процессы активного жилищного строительства решали отмеченные социально-экономические проблемы.

Предусматриваются такие варианты решения задачи как строительство жилья, в том числе социального, за счет бюджетных средств с последующей передачей его гражданам при одновременном создании условий для нового строительства (инженерная подготовка территории и выделение площадок), развитие ипотечного кредитования и иных форм внебюджетного финансирования жилищного строительства. Большое значение придается долевому участию граждан в строительстве жилья в форме их личного участия в строительных работах и предоставления им жилья на условиях коммерческого найма с правом последующего выкупа. Это позволит, в определенной мере, наряду с решением жилищной проблемы, обеспечить занятость населения, особенно сельского.

Жилищное строительство должно обеспечить жилье, прежде всего, для тех, кто потерял его в ходе боевых действий, и наряду с этим стимулировать рост производства в смежных отраслях, увеличение занятости населения, стимулирование населения к тому, чтобы зарабатывать и накапливать средства на жилье. В качестве основных путей жилищной политики в Чеченской Республике принят курс на расширение источников и обеспечение устойчивости финансирования с ростом доли внебюджетных инвестиций и на расширение строительства жилья по доступным ценам для нуждающейся части на-¡Ё селения республики.

На наш взгляд, требованиям основных положений Концепции социально-экономического разви-д тия Чеченской Республики на 2007-2010 гг. "От восстановления к развитию" в области жилищного □ строительства наиболее соответствуют, в качестве экономических инструментов реализации, жилищ-2ные и жилищно-строительные кооперативы. В той мере, в какой государство будет осуществлять -<> стимулирование внебюджетного финансирования восстановления и развития чеченской экономики, восстановление и рост жилищного строительства, оно в состоянии эффективно поддерживать жилищей но-строительные и другие кооперативы, сохраняя вместе с тем их хозяйственную и организационную и самостоятельность.

ф Кооперативы в состоянии объединять движение индивидуальных денежных ресурсов, обеспечи-

со

| вать их рациональное использование в жилищном строительстве, в том числе в процессе создания собственных предприятий. Целенаправленная и систематическая работа по созданию разнообразных

о жилищных кооперативов будет способствовать росту объемов жилищного строительства в местах,

Ее малодоступных для крупных строительных компаний, в результате чего возможно сформировать ос-

ЕЕ новы новой структуры поселений, в которой будут непосредственно отражены предпочтения населе-

о. ния в новых рыночных условиях. Кроме того, на кооперативы могут быть возложены и обязательства

< по эксплуатации инженерных систем.

^ Преимущества кооперативного строительства, ремонта и эксплуатации жилища по сравнению с

о индивидуальным вытекают из сложных экономических условий, в которых находится население Чеч-

о ни. Жилищно-строительный кооператив ведет строительство, затрачивая коллективные средства без

^ той цели, которая стоит перед строительным предприятием, т.е., без цели получения прибыли. Уже

£ одно это снижает затраты на строительство минимум на 15-20 %, а то и более.

£ Снижению затрат способствует так же и личное участие в строительстве членов семьи и родственников и кроме того, других членов кооператива, которым в дальнейшем предстоит такое же

^ строительство. Тем самым значительная экономия связана с использованием работников, соседей,

® членов кооператива, участвующих в строительстве. Будущий владелец строящегося дома, возможно,

>| как никто другой, знает условия, в которых ведется строительство и может выбрать те строительные

5 материалы (включая местные и проверенные в строительстве других домов в том же городе или селе),

® которые соответствуют его материальным возможностям.

Л По решению общего собрания кооперативы могут образовывать специальные фонды, создавае-

§ мые для целей, соответствующих задачам кооператива, например на организационные расходы, на

новое строительство для детей членов кооператива, на строительство нежилых помещений и др.

В рамках кооперативного жилищного строительства и модернизации действующего жилища необходимо большое внимание обращать на благоустройство городских и сельских территорий, обеспечение их не только электричеством, водопроводом, канализацией, но и центральным теплоснабжением, газом, использовать традиции национальной культуры, особенности ландшафта и т.п. Строительство жилых домов и надворных построек для кооператива может быть осуществлено не только частными подрядными строительными организациями, но и самими кооперативами, которые имеют строительные бригады. Такое строительство ведется по договору, в условия которого целесообразно включить соглашение о привлечении к строительным работам членов кооператива.

Полномасштабное восстановление, строительство и реконструкция жилищного фонда Чеченской Республики, помимо помощи федерального центра, возможно только при условии привлечения средств частных инвесторов, как внешних, так и внутренних, среди которых и жители самой Чечни.

В условиях, когда идет восстановление народного хозяйства Чечни и на восстановление разрушенного жилья выделяется средства федерального и республиканского бюджетов, государственные и муниципальные органы власти получают возможность оказывать значительную помощь создаваемым жилищным кооперативам.

Жилищные кооперативы, как один из видов гражданских объединений, образующих социальные основы экономики, как никакой другой субъект хозяйственной деятельности, должны иметь право получать государственную поддержку в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики. Один из важных видов этой поддержки - содействие в приобретение необходимых ему строительных материалов, техники, в организации подготовки проектов жилых домов и т.п.

Государственное регулирование кооперативного строительства жилья может осуществляться в ^ форме реализации жилищных программ Чеченской Республики, планов социально-экономического развития отдельных городов и муниципальных образований, экономических и социальных объектов, □ использования земельных участков, формирования перечня поселений в качестве приоритетных объек- О тов жилищного строительства, предоставления государственных гарантий (поручительств) Правительства Чеченской Республики и органов муниципальной власти, предоставления налоговых и иных льгот ^ в части сумм, зачисляемых в бюджет Чеченской Республики, в муниципальные бюджеты и налогово- а го кредитования на развитие отдельных территорий, предоставления кооперативам и его членам льгот- ® ного порядка землепользования для жилищного строительства, контроля за целевым использованием о средств, выделяемых из бюджета Чеченской Республики на финансирование жилищных проектов. ®

СО

При таком подходе жилищные кооперативы реально могут стать таким инструментом управле- | ния жилищным строительством, который одновременно способствует решению многих социально- ^ экономических проблем, особенно в части формирования новой структуры поселений, в которой от- о разятся и требования современного эффективного хозяйственного развития и предпочтения самых ^ широких слоев населения Чеченской Республики. ™

а о

Литература. ^

1. Концепция программы социально-экономического развития Чеченской Республики на 2007- о 2010 гг. "От восстановления к развитию". о

2. Постановление Правительства Российской Федерации "О Федеральной целевой программе о "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 и последующие годы)" т / Собрание законодательства Российской Федерации. 07.01.2002. № 1. £

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. £

.

.

о

х О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.