Научная статья на тему 'Роль земств в становлении системы здравоохранения и общественного призрения на Южном Урале накануне и в годы первой мировой войны'

Роль земств в становлении системы здравоохранения и общественного призрения на Южном Урале накануне и в годы первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль земств в становлении системы здравоохранения и общественного призрения на Южном Урале накануне и в годы первой мировой войны»

122 Там же. С. 201.

123 Валк С. Воспоминания ученика//РИЖ. 1920. Кн. 6. С. 189.

124 Романов Б. А. Указ. соч. С. 184.

125 Веретенников В.И. Указ. соч. С. 201.

126 Веретенников В.И. Указ. соч. С. 203.

127 Валк С. Указ. соч. С. 194.

128 Романов Б.А. Указ. соч. С. 185.

129 Валк С. Указ. соч. С. 196.

130 Гревс И.М. Указ. соч. С. 73.

М.С. Нагорная

РОЛЬ ЗЕМСТВ В СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Земства Южного Урала1 сыграли значительную роль не только в сфере экономики и образования, но и в повышении уровня медицинского обслуживания населения региона.

До введения земских учреждений на Южном Урале2 медицинская помощь сельскому и городскому населению находилась в ведении различных ведомств: приказов общественного призрения, созданных еще при Екатерине II, ведомства государственных имуществ и частных лиц. Отсутствие единой системы и нерегулярное финансирование приводило к ситуации, когда в большинстве случаев сельское население региона фактически было лишено медицинской помощи. Крайне неблагоприятные социально-гигиенические условия, недоступность качественного профессионального лечения способствовали высокому уровню заболеваемости (примерно 350 человек на каяедую тысячу)3 и смертности, особенно среди детей. В крестьянской среде свирепствовали эпидемии дифтерии, брюшного и сыпного тифа, скарлатины, сифилиса, холеры, оспы, дизентерии, гриппа; возрастало количество социальных заболеваний: туберкулеза, трахомы и других4. По официальным исследованиям медико-статистическош бюро при губернском распорядительном комитете, Оренбургская губерния по коэффициенту смертности населения побила рекорд не только в России, но и в Европе5. Земским учреждениям предстояло практически с нуля наладить медицинское обслуживание на качественно новом уровне, сделать его бесплатным и общедоступным.

До включения Оренбургской губернии в общероссийскую земскую систему население обслуживалось в 22 больницах: на каждую приходилось не менее 50 тысяч (иногда до 75 тысяч) жителей, и некоторые села находились от врачебных пунктов на расстоянии более 100 верст6, при норме 15-20 тысяч человек на врачебный участок с радиусом 15 верст7. В это время Уфимская губерния уж имела 65 земских врачебных участков, из них 50 с больницами и 40 самостоятельных фельдшерских пунктов8.

Перед земским персоналом стояли сложные задачи организации врачебной помощи сельскому населению. Отсталость медицинского дела на Южном Урале, в отличие от других регионов страны, усугублялась тем, что крестьянство, особенно в начале деятельности органов местного самоуправления, относилось к земской медицине с недоверием. У жителей деревни долго не могло стереться представление о больнице-морилке, о враче - бездушном чиновнике. Сельское население, не привыкшее обращаться к медикам,

предпочитало пользоваться своими знахарками и шептунами, только крайняя нужда заставляла их обращаться к врачу или чаще всего фельдшеру, который в те времена в основном имел низшее образование. Поэтому земству на начальном этапе деятельности было необходимо преодолеть недоверие сельского населения к больнице, медицине и медикам.

Развитие региональной медицины всецело зависело от размеров земских ассигнований на содержание больниц и участковых лечебниц, подготовку медицинского персонала, санитарные мероприятия и т.п. (табл. 1).

Таблица 1

Расходы земств уральских губерний на медицинскую часть в 1915 г.

Губерния Сумма9, тыс. р. % к общему бюджету

Вятская 2810,7 21.3

Пермская 3853,9 24.1

Оренбургская 816,1 26.1

Уфимская 1803,0 20.8

Мы видим, что Уфимская губерния, несмотря на свой долгосрочный опыт, значительно отставала от передовых российских земств и по абсолютной сумме ассигнований на медицину, и в процентном отношении этой части к бюджету в целом. Что касается затрат на здравоохранение со стороны оренбургских органов местного самоуправления, то в сумме они были меньше, чем у соседей, однако по удельному весу этой статьи расходов в годовой смете молодое земство вынужденно обогнало старые. Ведь на становление структуры медицинских учреждений практически с нулевого уровня требовались значительные капиталовложения. Анализ данных о расходах на медицинскую часть из расчета на душу населения дает нам несколько иную картину. Усилия молодого оренбургского земства были подобны капле в море, так как на человека в том же 1914 г выделялось всего 59 копеек10, в то время как в Уфимской губернии - 72,45 и, а в среднем по России - 79,7 копейки12.

% к бюджету 30

25

2015105-

/ >

✓ ✓ р

1

У

1

>

1 2 3 Г о д ы

Расходы Оренбургского земства на здравоохранение в 1914 -1916 гг.

Данная диаграмма свидетельствует, что расходы Оренбургского земства на медицинскую часть имели тенденцию с каждым годом увеличиваться, несмотря на общее сокращение бюджета в связи с военным временем. Разница между первыми годами значительна, так как оренбургские органы местного самоуправления пытались наращивать темпы ассигнований для выполнения всего объема намеченных программ (с 709,2 тыс. р. в 1914 г эта сумма возросла на следующий год до 816,1 тыс.). Но с 1915 г. мы видим

тенденцию к снижению темпов прироста дотаций (до 822,044 тыс. р.), так как условия военного времени накладывали свои коррективы.

С целью приблизить медицинскую помощь к населению южноуральские земства выработали основные принципы развитиязе м с ко - м сд и ц и не к и х у ч ре ждс н и й и правила их повседневной работы13. Суть этих принципов сводилась к следующему:

1) оказание медицинской помощи должно быть бесплатное, общедоступное и достаточно приближенное к населению;

2) медицинская помощь должна быть не разъездная (эта система уже давно была признана передовыми земствами России нецелесообразной и не достигающей цели), а в определенном медпункте, амбулатории или больнице;

3) медицинская помощь должна быть врачебной, а не фельдшерской, ввиду ее несомненного качественного превосходства;

4) врачебная помощь должна быть не только амбулаторной, т.е. для приходящих больных, но и стационарной, т.е. сопровождаться больничным лечением, поэтому каждый врачебный участок должен иметь при себе небольшую больницу, хотя бы на 3 - 4 койки;

5) развитие медицинского дела должно идти по заранее установленному плану и являться осуществлением так называемой «нормальной» сети врачебных участков, нормой для которых является радиус не более 15 верст (чуть более 700 кв. верст);

6) земства должны проводить в жизнь все медицинские мероприятия лишь после рассмотрения и обсуждения их на периодических совещаниях врачей и фельдшеров и при постоянном и деятельном коллективном сотрудничестве с выборными организациями.

На первых же очередных губернских земских собраниях (ГЗС) произошло разделение обязанностей по медицинской сфере между губернскими и уездными земствами. Расходы губернского и уездных земств на медицину были различны (табл. 2).

Таблица 2

Расходы на здравоохранение губернского и уездных земств Оренбургской губернии в 1916 г.14

Параметры расходов Земство

Оренбургское губернское Оренбургское уездное Челябинское уездное Верхне-уральско-Троицкое Орское уездное

Сумма, р. % к общей смете 296 702 16,3 173 872 30 248 243 34 13 358 32 89 869 22

Дотации уездных органов местного самоуправления на развитие системы здравоохранения составляли до 1/3 части от общего бюджета. Уездные земства расходовали на медицину гораздо больше средств, чем губернские. Так, в 1914 г. Уфимское ГЗС ассигновало на здравоохранение всего лишь 23,5 копейки на душу населения, а в среднем по уездам Уфимской губернии расход составил48,95 копейки. Между загратамиуездных земств был большой разбег: 38,8 копейки -у Стерлитамакекого, 67 копеек - у Златоустовского15.

За уездными органами самоуправления были закреплены следующие функции: организация и содержание участковых больниц, амбулаторий, как существующих, так и вновь открываемых, врачебных участков, междууездных больниц по окончании их постройки губернским земством, а также содержание других медицинских учреждений, имеющих общеуездный характер; развитие аптечного дела, снабжение медикаментами всех лечебных заведений уезда, устройство аптечных складов, фармацевтических лабо-

раторий; организация санитарного надзора и различных оздоровительных мероприятий в уездном масштабе; распространение среди населения гигиенических знаний путем создания мухе в. устройства передвижных выставок, проведения лекций, бесед и чтений, снабжения населения популярной литературой медицинского и гигиенического содержания; содействие другим учреждениям и организациям в области медико-санитарных мероприятий и прочее. В своем докладе по медицинской части губернскаяуправа указывала, что «объединенная и согласованная работа уездных и губернского земств есть лучший залог будущего успеха в таком важном и трудном деле, как сохранение народного здравия»16.

Уездными земствами в смету были заложены следующие статьи: зарплата медикам и вспомогательному персоналу, расходы на покупку обстановки и инструментария для каждого пункта, заготовка белья, приобретение микроскопов, рецептурной посуды, выписка медицинских газет и журналов на каждый участок, ремонт старых больниц.

Каждый уезд в медицинском отношении был разделен на несколько врачебных участков, в которых обязательно находилась больница (табл. 3).

Таблица 3

Система здравоохранения в Оренбургской губернии в 1915 г.17

Уезд Число врачебных участков Число фельдшерских пунктов

Оренбургский 11 31

Орский 8 19

Верхнеуральско-Троицкий 10 20

Челябинский 12 29

Таким образом, если до включения Оренбургской губернии в общероссийскую земскую систему в регионе практически отсутствовала медицинская помощь сельскому населению, то уже к 1915 г. были заложены основы стройной структуры земского здравоохранения. В целом по губернии насчитывался 41 земский врачебный участок и 99 самостоятельных фельдшерских пунктов.

Врачебный персонал каждого участка состоял из участкового врача; фельдшера, заведующего самостоятельными фельдшерскими пунктами, учрежденными в наиболее крупных и удаленных от резиденции врача селениях; состоящих при враче больничных и аптечных фельдшеров, акушерок и оспопрививателей.

Участковый врач обычно работал в амбулатории, куда повсеместно стекалась масса больных, а в случае необходимости врач посещал населенные пункты своего участка и при обнаружении каких-либо эпидемических болезней оставлял фельдшерский медицинский персонал для дальнейшего наблюдения за больными, известив об этом уездного санитарного врача. Осуществлялся также элементарный врачебный надзор за школами, заводами, летними ясельными площадками, ярмарками, ставилась задача санитарного просвещения населения.

Интересен список требований к благоустроенной участковой больнице. До ее строительства земство обязательно проводило гидрогеологические и гидротехнические исследования. Участок должен был составлять не менее 2-3 десятин (чуть более 2 - 3 га) с небольшим скатом в одну сторону для устройства канализации. Сама больница должна была состоять из следующих зданий: амбулатории, больницы для общих больных, заразного отделения, родильного покоя, сифилитического отделения, приюта для хроников, а также таких служб, как кухня, прачечная, сушилка, погреба, сараи, цейхгаузы и часовня. Особое внимание уделялось наличию жилья для врача, фельдшерского и обслуживающего персонала - «дабы врачи удерживались на местах». Обязательно от-

водилась площадь под сад, огороды, участок земли для полей орошения - «как наилучшего и наивыгоднейшего способа удаления сточных вод». Не мыслилась больница без собственного источника водоснабжения (речная или колодезная вода в расчете на каждую койку от 25 - 30 ведер в сутки)18.

Данные земской статистики свидетельствуют об увеличении спроса на земскую медицинскую помощь в крае и о все возрастающем доверии населения к земским лечебным заведениям и медицинскому персоналу. Так, например, за 11 месяцев 1916 г. в оренбургской губернской земской больнице было стационарно излечено 2 235 человек, ам-булаторно принято 22 543, «психиатрическое отделение все время было переполнено»19. Все-шв1915гза медицинской помощью обратилось 39% жителей Оренбургской губернии20.

С развитием земской медицины увеличивалось количество врачей, а следовательно, и врачебных участков, сокращался их радиус, возрастала коечная обеспеченность. Большие изменения в систему здравоохранения внесла Первая мировая война. С одной стороны, в связи с призывом на действительную военную службу резко сократилось количество врачебного персонала. Так, процент вакансий медицинского персонала в 1915 году по Уфимской губернии составил 47%, по Оренбургской - 71,4%21. С другой стороны, в южноуральских губерниях была создана целая сеть врачебных учреждений для лечения больных и раненых воинов.

С самого начала деятельности земств перед южноуральскими органами местного самоуправления как одни из первостепенных встали вопросы предупредительной медицины. Они выдвигались жизнью и затрагивали все слои населения. В губерниях и уездах были учреждены должности санитарных врачей, в обязанности которых входила борьба с эпидемиями, выработка и проведение в жизнь санитарных мероприятий. По поручению земств санитарные врачи составляли годовые обзоры, являвшиеся целыми научными трактатами, делали специальные доклады на уездных и губернских земских собраниях, организовывали консультативную деятельность при управах. В рамках противоэпидемических мероприятий были устроены курсы по оспопрививанию, созданы эпидемиологические отряды, в уездные библиотеки и на врачебные участки выписывалась популярная гигиеническая литература, организовывались заказы сывороток, в перспективе же планировалось в калезом уезде открыть бактериологическую лабораторию. В Оренбургской губернии был организован земский оспенный телятник для добывания детрита22. Примечательно, что южноуральские органы местного самоуправления прививали от оспы и население казачьей территории, не вошедшее в земство23. Особенно остро вопросы борьбы с эпидемиями встали перед южноуральскими земствами во время притока в регион беженцев.

Анализируя журналы Уфимского и Оренбургского губернских земских собраний, хочется отметить, что губернские гласные не всегда спешили удовлетворять ходатайства уездных собраний. И хотя последние засыпали губернские органы местного самоуправления просьбами выделить кредиты на мероприятия, относящиеся к ведению губерний, но по тем или иным причинам в большинстве из них отказывалось. Так, на очередной сессии Оренбургского ГЗС в январе 1917 г. Челябинскому уезду по медико-санитарному отделу было отказано в выделении средств на постройку заразных бараков в уезде, на устройство междууездных врачебных участков в селах Андреевском и Ма-меткулово, в ходатайстве считать Челябинскую городскую больницу как врачебный пункт уездного участка и принять часть расходов по больнице на счет губернского земства24.

Зато на подобные мероприятия охотно отпускали средства (при условии предоставления уездным земством плана работ и совместном долевом (50/50) участии) благо-

творительные общероссийские организации. Так, Противочумная комиссия в 1916 г. выделила на строительство в Челябинске двух заразных шатровых бараков и устройство в них отопления 15 750 рублей25; Всероссийский Союз городов выделил средства на строительство при городской больнице заразного барака на 50 коек26; Комитет Великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, позаботился об организации в уездах приютов для малолетних сирот, чьи отцы погибли на фронте; Московский императорский университет командировал для консультаций в губернию известного медика профессора Сербского27.

Часто земствам приходилось организовывать медицинское обслуживание заводского населения, что не являлось их прямой обязанностью. В качестве примера можно привести создание сети медицинских учреждений при Катавских заводах. Был заключен договор: князь Белосельский-Белозерский предоставил здание и выделил деньги на его ремонт, а органы местного самоуправления оборудовали больницу, наняли и содержали врачей, обеспечивали бесплатное медицинское обслуживание заводчан28. Это далеко не единичный случай. Когда директор Усть-Катавского завода и Южноуральское металлургическое общество отказали в бесплатном медицинском обслуживании населению Усть-Катава и близлежащих к нему селений, по решению чрезвычайного ЗС был разработан ряд неотложных мер по обеспечению медицинской помощи населению29.

Достижения южноуральских земств в области медицины были примечательны даже на уровне передовых земских губерний. Так, Всероссийская лига борьбы с туберкулезом пропагандировала прогрессивный опыт Уфимского земства, которое еще с 1891 г. боролось с этой опасной болезнью посредством кумысолечения30.

Добиваясь доступности фармацевтической помощи населению, земства организовывали аптечную систему. До войны химико-фармацевтические препараты поступали в основном из Германии, Австро-Венгрии, и естественно, что с началом военных действий перебои с лекарствами стали особенно ощутимы. Под эгидой земств в этот период проводилась кампания по заготовке лекарств из местного сырья, а также мероприятия по закупке лекарств оптом. Экономия средств при этом составила 21,8%31. В перспективе же местные органы планировали организацию собственной фармацевтической промышленности.

В рамках здравоохранения южноуральские земства занимались и общественным призрением, благотворительностью. После введения земских учреждений и ликвидации приказов общественного призрения все находившиеся в компетенции последних обязанности по призрению перешли к земству, на содержание которого были переданы все богадельни и сиротские дома, психиатрическая помощь населению и т.п.32

Через органы местного самоуправления государство организовало выдачу регулярных пособий хронически больным людям, бедным, семействам нижних чинов запаса и ратников ополчения, призванных на действительную службу и погибших в русско-турецкой и русско-японской войнах.

Немалые средства выделяли органы местного самоуправления на психиатрическую помощь населению. Так, по решению ОГЗС в Челябинском уезде планировалось создать психиатрическую колонию. Для достижения этой цели были проведены следующие мероприятия: перепись душевнобольных губернии, организация консультаций специалиста-психиатра профессора Сербского, создание разъездного отряда в Челябинске при городской больнице, разработка проекта постройки филиальных помещений больниц для душевнобольных с не менее 50 коек на каждую, строительство изоляционных помещений в городе Челябинске и проч.33

В Оренбургской губернии в рамках организации системы здравоохранения в регионе была создана современная глазная лечебница Общества слепых34. Ассигнования на ее строительство и оборудование были выделены уездными земствами при условии, что учащиеся специальных учебных заведений смогут посещать там практические занятия.

Больным вопросом являлась проблема ликвидации нищенства, особенно обострившаяся в годы Первой мировой войны в связи с наплывом в регион значительного числа беженцев из прифронтовых районов страны. Земства Южного Урала ассигновали средства на единовременные благотворительные пособия, занимались устройством судеб малолетних сирот, чьи родители погибли на войне или пропали во время вынужденной миграции.

В ответ на доклад санитарного врача Челябинского уезда Мазина о большом количестве найденных трупов задушенных и утопленных младенцев Оренбургское собрание единогласно решило построить за губернский счет в городе Челябинске приют на двадцать детей-подкидышей35. Также с целью снижения детской смертности создавались акушерские пункты. Было принято важнейшее решение: пригласить в каждый врачебный участок по одной постоянной оспопрививательнице из акушерок, которая в свободное время оказывала бы помощь беременным36. Таким образом органы местного самоуправления попытались одновременно решить две задачи - борьбы с острозаразным заболеванием и оказания помощи роженицам.

В первые десятилетия существования земских учреждений в Уфимской губернии вся больничная часть находилась исключительно в ведении земских управ, без участия в этом деле медиков, в обязанности которых входили лишь чисто врачебные функции. Однако через некоторое время собрания высказались за необходимость организации съездов и совещаний земских врачей, медико-санитарных отделов и санитарных бюро при управах. В Уфимской губернии подобные организации были созданы в 90-е гг.37, в Оренбургской - по решению первого очередного собрания («для прочной постановки медицинского дела в губернии и необходимости изучения условий, вызывающих заболевания населения») - в 1914 г.38 В состав губернских медико-санитарных органов входили: все врачи губернских земских больниц, губернский врачебный инспектор, губернские земские ветеринары, а также приглашались председатели и члены губернских управ и гласные, избранные собранием. Кроме того, в состав временно могли быть приглашены с правом голоса различные специалисты: химики, техники, инженеры и др. В уездных комиссиях работали участковые врачи, врач-консультант, члены уездной управы.

Ежегодные врачебные съезды и регулярные медицинские совещания сыграли большую роль в развитии земской медицины на Южсном Урале, так как основные вопросы по ее организации ставились и разрабатывались непосредственно специалистами, то есть самими врачами. Обсуждаемые съездами проблемы были самые разнообразные: об оспопрививании, санитарной организации, противоэпидемических мероприятиях и т.д. Так, например, в декабре 1916 г. при губернской управе на совещании врачей решался вопросов устройстве в Оренбургской губернии Всероссийской кумысолечебницы для больных и раненых воинов и вообще для лечения чахоточных39. Съезды и совещания земских врачей имели определенный авторитет у земцев, которые считались с мнением профессионалов, доверяли им, оказывали материальную поддержеку во многих полезных начинаниях, что по-ложеительно сказывалось на развитии медицинского обслуживания в регионе в целом.

Одним из необходимых условий создания действенной системы здравоохранения являлось наличие в земских больницах высококвалифицированных специалистов, однако условия их труда улучшались крайне медленно. Для координации медицинской

деятельности был учрежден ежегодный съезд земских врачей, проводились различные совещания специалистов при медико-санитарных отделах обеих губерний. Таким образом, интенсивному развитию системы здравоохранения на Южном Урале, несомненно, содействовала активная деятельность «третьего элемента» - земской врачебной интеллигенции при поддержке либеральной части гласных.

Медицинский персонал земств был разнообразен по своему социально-экономическому облику, профессиональной специализации. В делопроизводстве мы находим упоминание следующих групп медиков: врачи санитарные, ветеринарные и эпидемические, заведующие санитарными и ветеринарными бюро, аптекари, провизоры, ординаторы, фельдшеры, оспопрививатели, акушерки. Интересно, что врачи считались самой привилегированной группой земских служащих.

С целью научного усовершенствования кадров для врачей предусматривались отпуска с сохранением содержания в течение двух-четырех месяцев каждые 3-5 лет. Чтобы население не оставалось в таких случаях без врачебной помощи, земство вводило должности врачей-заместителей. Чаще всего на эти должности поступали молодые врачи за пониженное вознаграждение для приобретения практических навыков; накопив значительный опыт непосредственной работы в условиях системы земского здравоохранения, по мере освобождения вакансий они определялись на долженоегь самостоятельных врачей.

Высоко оценивая сложсность труда этой категории земских служсащих, местные органы стремились максимально поощрять их усилия. Так, на первой очередной сессии 1913 г. Челябинское земство отметило самоотверженную работу фельдшера А.Н. Дынь-кова - он был награжден медалью за 35-летнюю служсбу на благо народа40.

Постепенно южсноуральские земства продвигались к необходимому уровню численности медицинского персонала.

Таблица 4

Медицинский персонал Уфимской губернии к 1914 г.41

Уезд Число врачей* Из них женщин Число фельдшеров-акушеров

Уфимский 13 3 68

Белебеевский 16 3 40

Бирский 18 2 121

Златоустовский 13 1 64

Мензелинский 12 3 48

Стерлитамакский 15 3 40

Всего по губернии 87 15 381

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Без учета санитарных и эпидемических.

Численность лечебных врачей в Уфимской губернии к 1914 г. увеличилась до 87 человек, количество вспомогательного медицинского персонала-до 381 человека. Число врачей-женщин было гораздо меньше, чем специалистов-мужчин, - 17,2%. Но с таким трудом наращиваемое земством количество врачей недолго оставалось стабильным. Война внесла в него свои коррективы.

Таблица 5

Состав земского медицинского персонала в некоторых южноуральских уездах на 01.07.1916 г.42

Уезд Лечеб., сан. врачи Фельдшеры Ветеринар, врачи Ветеринар, фельдшеры

По штату Факт. По штату Факт. По штату Факт. По штату Факт.

Белебеевский 17 7 39 33 7 3 7 4

Челябинский 14 11 59 38 7 3 14 8

Стерлитамакский 14 6 18 12 ? ? ? ?

Так, из 1 717 мужчин-врачей по России было призвано 735 человек (или 35%), по отношению к силам вспомогательного медицинского персонала сокращение численности из-за мобилизации составило 33% мужского фельдшерского состава. Поэтому процент неукомплектованности медицинским персоналом по Уфимской губернии на 15 сентября 1915 г. составил 47,0%, по Оренбургской - 71,4%43.

Социально-экономическая и культурная деятельность органов местного самоуправления на Южном Урале, в том числе в области здравоохранения и общественного призрения, значительно повлияла на процесс модернизации в регионе. Органы местного самоуправления по существу восполнили прорехи общегосударственного устройства, взяв на себя обеспечение тех сфер общественной жизнедеятельности, которые оказались неохваченными мероприятиями, исходящими от центра.

Мы можем разделить всю деятельность местных органов в сфере здравоохранения на лечебную, санитарную, хозяйственную. Созданная органами местного самоуправления система здравоохранения поставила оказание врачебной помощи населению на принципиально иной качественный уровень. Сельские жители Южноуральсюго края посредством земств впервые получили возможность доступного медицинского обслуживания.

Земские учреждения стремились не только к количественному росту больниц, но и заботились, чтобы они соответствовали всем требованиям гигиены, были оборудованы необходимыми инструментами и медикаментами, следили за качественным питанием больных, обеспечивали освещение, отопление, водоснабжение. На научную основу было поставлено оспопрививание, больницы и амбулатории оснащались аптеками.

Пример Оренбургского земства может рассматриваться как классическая модель становления системы здравоохранения в России. В распоряжении земцев этого региона находились результаты положительного и отрицательного опыта, накопленного старыми земскими губерниями. Используя этот опыт, оренбургские органы местного самоуправления сумели провести необходимые мероприятия в кратчайшие сроки и уже перед началом войны заложить основы четкой системы краевого здравоохранения, в состав которой входили не только фельдшерские пункты, но и амбулатории по оспопрививанию и психиатрические лечебницы. Безусловно, начавшиеся военные действия внесли свои коррективы: органы местного самоуправления были вынуждены сокращать дотации на исследовательские мероприятия, но темпы строительства и оборудования новых больниц для раненых увеличились, так как расходы южноуральских земств на медицинское обслуживание росли значительно быстрее, чем их общий бюджет. Однако более позднее введение земских учреждений в Оренбургской губернии по сравнению с другими регионами обусловило более низкий уровень оказания медицинской помощи населению.

Примечания

1 Территория Уфимской и Оренбургской губерний.

2 На территории Уфимской губернии земские учреждения были введены в 1875 г., Оренбургской - в 1913 г. (первый рабочий год - 1914).

3 См.: Оренбургское земское дело. 1915. № 11 - 12. С. 28.

4 ГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 115. Л. 2, 5, 6, 7, 8, 16 - 16 об., 17 - 17 об., 21, 39, 48.

5 См.: Оренбургская газета. 1913. № 43. С. 2.

6 Там же. № 161. С. 3.

7 См.: Новосельский С.А. Очерки статистики заболеваемости населения, медицинской помощи в России. СПб., 1912. С. 19.

8 См.: ВеселовскийБ.Б. Календарь-справочник земеюго деятеля на 1913 г СПб., 1912. С. 160.

9 См.: Календарь-справочник земского деятеля на 1916 год / Сост. Б.Б. Веселовский. СПб., 1915. С. 308-311.

10 Высчитано по смете Оренбургского земства за 1914 г.

11 См.: Отчет Уфимской губернской земской управы за 1914 г. Уфа, 1915.

12 См.: Френкель Г.З. Земский бюджет по смете 1914 года // Земское дело. 1914. № 24. С. 1483. Составлено автором по сметам Оренбургского земства за 1914 - 1916 гг.

13 ЦГИАРБ. Ф. И-135. Оп. 1. Д. 40. Л. 110; Журналы Челябинского уездного земского собрания I очередной сессии. Челябинск* 1913. С. 138.

14 См.: Оренбургское земское дело. 1915. № 9. С. 6.

15 См.: Историко-статистические таблицы деятельности Уфимского земства. К 40-летию существования земства Уфимской губернии, 1875 - 1914 / Сост. М.П. Красиль-ников. Уфа, 1915. С. 86-88.

16 Оренбургское земское дело. 1916. № 30. С. 27.

17 ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 156. Л. 12.

18 См.: Доклады Оренбургской губернской земской управы IV очередному Оренбургскому губернскому земскому собранию, январь 1917. Оренбург, 1917. С. 42 - 43.

19 Там же. С. 20 - 25.

20 См.: Оренбургское земское дело. 1916. № 30. С. 7.

21 См.: Календарь-справочник земского деятеля на 1916 год. С. 58.

22 См.: Доклады Оренбургской губернской земской управы... С. 4 - 5.

23 ГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 115. Л. 16 - 17.

24 См.: Журналы очередной сессии ОГЗС 1917 года. Доклады по медико-санитарному отделу. Оренбург, 1917. Докл. № 135 - 137.

25 ГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 115. Л. 12 об.

26 См.: Доклады Оренбургской губернской земской управы... С. 18.

27 Там же. С. 60.

28 См.: Постановления Уфимского уездного земского собрания 34-го и 35-го чрезвычайного созывов 1914 г. с приложениями. Уфа, 1915. С. 8 - 9, 37 - 40.

29 Там же. С. 52-53.

30 См.: Земское дело. 1916. № 20. С. 1282.

31 См.: До клады Оренбургской губернской земской управы... С. 89.

32 ПСЗ РИ. II собр. Т. 39. Отд. 1. № 4 - 458. Ст. 2.

33 См.: Доклады Оренбургской губернской земской управы... С. 76.

34 См.: Оренбургское земское дело. 1916. № 20. С. 14.

35 См.: Доклады Оренбургской губернской земской управы... С. 48 - 49, 61 - 62.

36 См.: Оренбургское земское дело. 1916. № 21. С. 8.

37 См.: Историко-статистические таблицы деятельности Уфимского земства... С. 8.

38 См.: Сборник журналов I очередного Оренбургского губернского земского собрания с приложением докладов губернской земской управы. Оренбург, 1914. С. 89.

39 См.: Оренбургское земское дело. 1916. № 1. С. 13.

40 См.: Журналы Челябинского уездного земского собрания 1 очередной сессии. С. 132.

41 См.: Историко-статистические таблицы деятельности Уфимского земства. С. 340.

42 См.: Календарь-справочник земского деятеля на 1917 г. / Сост. Б.Б. Веселовский. СПб., 1916. С. 34.

43 См.: Календарь-справочник земского деятеля на 1916 г. С. 58.

ПЕРСОНАЛИИ

Д. А. Седых

КАПИТАН I РАНГА А.Н. ЩЕГЛОВ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

(Окончание)*

Должность морского агента была достаточно популярной и выгодной в служебном плане. Возлагая на офицеров огромную ответственность, она одновременно предоставляла им значительную долю самостоятельности и независимости в организации своей работы. Помимо военно-дипломатических функций как морские, так и военные агенты традиционно занимались также сбором секретной информации. Эта сторона их деятельности постепенно становилась основной, превращая агентов в резидентов внешней разведки своего ведомства. Учитывая все эти обстоятельства, можно сказать, что этот пост был находкой для самостоятельного и инициативного А.Н. Щеглова, тем более, что сбор разведывательных данных относился к обязанностям МПП, а морские агенты непосредственно подчинялись его начальнику. Таким образом, Щеглов фактически продолжал оставаться в структуре Генерального штаба, перейдя от анализа поступающей информации к ее сбору и передаче в центральный орган. Безусловно, для морского агента было немаловажно, в какой стране он будет осуществлять свои функции. Наиболее популярными и значимыми были европейские морские державы, назначение в которые являлось своеобразным поощрением для офицеров флота. Щеглов рассказывал, что после заседания 22 апреля 1906 г., окончательно утвердившем необходимость создания МГШ, ему было сделано предложение отправиться морским агентом во Францию или Турцию. Предложение было заманчивым, но принято не было. «Бросить начатое мною большое дело ради личного комфорта в Париже я не мог и потому отказался...» - вспоминал он58. Таким образом, перевод на должность морского агента в Константинополь был для Щеглова своего рода почетной сдачей своих позиций в МПП. Однако и этот вариант не удовлетворил его до конца, так как для Александра Николаевича все-таки ближе был европейский морской театр, за который он отвечал и в МПП. «После трех лет службы в Морском Генеральном штабе я был назначен морским агентом, но не в Европу, как то я мог надеяться и желать, а в Турцию», - писал он в 1913 г. в одной из своих докладных записок Морскому министру59.

Должность морского агента в Турции уже много лет исполнял давний друг Щегло-

* Начало см.: Вестник Челябинского университета. Сер. 1. История. 2002. № 1. С. 69 - 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.