Научная статья на тему 'Роль землеустроительной науки в обеспечении продовольственной безопасности'

Роль землеустроительной науки в обеспечении продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Липски С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль землеустроительной науки в обеспечении продовольственной безопасности»

Однако именно эта направленность на оценку результатов научной работы делает базу данных РИНЦ невостребованной для широкого круга желающих иметь удобную систему получения аграрных знаний, подобную ЕИПАЗ, которое позволило бы совместить обе этих задачи. Верней, оценка результатов научной работы ученого в области сельского хозяйства явилась бы следствием, наряду со многими другими задачами, например, такими, как "Электронная торго-

вая площадка", "Электронная биржа труда", реализации ЕИПАЗ.

Источники

1 Электронный ресурс http://elibrary.ru/

2 Отчет о НИР «Разработать технико-экономическое обоснование проекта единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки». 2010. -ВИАПИ РАСХН.

3 Электронный ресурс. http://igpr.ru/forum/genpro-kuratura v skolkovo ukrali 125 mlrd rub.

РОЛЬ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Липски С.А., д.э.н., доц., зав кафедрой Государственного университета по землеустройству

Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации государственная экономическая политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности включает в себя организацию рационального использования сельскохозяйственных угодий -повышение почвенного плодородия, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкцию и строительство мелиоративных систем. Это исключительно важно еще и потому, что пригодные для сельскохозяйственного производства земельные ресурсы являются одним из ключевых факторов конкурентоспособности нашей страны, в том числе, - в долгосрочной перспективе. В Российской Федерации находится 8,9% мировой пашни, при том что население страны составляет 2% жителей планеты

Задача организации рационального использования земли традиционна для землеустройства, которое в истории России всегда являлось важным механизмом реализации государственной земельной политики [1].

В советский период наиболее сильной составляющей отечественного землеустройства была внутрихозяйственная организация территории - соответствующие проекты были разработаны практически для всех колхозов и совхозов. Во время земельной реформы 90-х гг. роль землеустройства также была очень важной. Именно в составе землеустроительных мероприятий были осуществлены работы по передаче земли в ведение сельских Советов народных депутатов (они охватили 26,6 млн га), по формированию специального земельного фонда для последующего наделения земельными участками фермеров и иных сельхозтоваропроизводителей (площадь фонда составляла 15 млн га). Также были разработаны проекты перераспределения земель для более, чем 11 тыс.

хозяйств - это было землеустроительное обеспечение земельной составляющей процесса реорганизации колхозов и совхозов [2]. Впрочем, уже в тот период в силу сложного финансового положения отечественного АПК оказались свернуты работы по внутрихозяйственному землеустройству. Это существенно снизило значение землеустройства как инструмента обеспечения рационального использования земель. Это был этап поиска новой роли землеустройства в кардинально изменившихся аграрно-земельных отношениях. В этот непростой период наиболее явно проявилось двоякое понимание землеустройства.

Так, землеустройство в узком смысле -это совокупность организационных, экономических, технических и др. действий, проводимых, прежде всего, - на сельскохозяйственных угодьях. Такие действия направлены на адаптацию земли к агротехническим, экономическим и другим возможностям по ее использованию. Это в первую очередь - то самое внутрихозяйственное землеустройство, которое появилось в советский период, а также территориальное землеустройство (образование новых и упорядочение существующих земельных участков и разного рода зон с особыми условиями использования земли и установлению на местности их границ).

Широкий же взгляд на землеустройство - это вся совокупность мер государственного управления земельными ресурсами - «система землеустройства» [3]. В результате рыночных реформ 90-х гг. и отсутствия до рубежа ХХ-XXI вв. законодательного определения землеустройства в тот период различные авторы предлагали включить в его состав новые функции, что привело бы к значительному расширению содержания понятия землеустройства.

Некоторые из этих функций соответствовали землеустройству в его узком смысле. Это работы по формированию различных земельных фондов и по инвентаризации земель различных категорий.

Кроме того, некоторые ученые и специалисты высказали идею о необходимости включения в состав землеустройства, таких функций, как оценка земель, отслеживание динамики на рынке земли, регистрация земельных сделок, налогообложение земли, применение мер экономического стимулирования и экономических санкций, а также других компонентов системы государственного управления земельным фондом [4] и другие.

Но с развитием реформы такое широкое понимание землеустройства стало редкостью. Кроме того, в рыночных условиях появились фундаментально новые инструменты земельной политики (определение степени оборото-способности земель, или осуществление государственно-властных полномочий в части преимущественного права на покупку земли), которые не могли быть отнесены к землеустройству, даже в самом широком смысле.

Наработки ученых и специалистов того времени отразил принятый 2001 г. Федеральный закон «О землеустройстве». Согласно нему землеустроительные работы сосредоточились, главным образом, на межевании земельных участков и подготовке материалов для выдачи документов, удостоверяющих права на землю (внутрихозяйственное землеустройство данный закон предусматривал и предусматривает в настоящее время, но на практике такие работы, скорее - редкость).

Однако в дальнейшем влияние научного сообщества на принимаемые законодательные решения оказалось минимальным. Существенный удар по землеустройству был нанесен в 2007-2008 гг., когда почти все виды недвижимости стал охватывать единый кадастр недвижимости. Следствием этого стали передача от землеустройства в состав кадастровой деятельности (которую осуществляют кадастровые инженеры) процесса формирования материалов для постановки на кадастровый учет, и исключение земельных участков из числа объектов землеустройства.

Следует отметить, что мы понимаем землеустройство как неразрывную совокупность 1) практических действий (обследования земель, их отводы, проектные решения и др.), 2) правил их осуществления (нормативная правовая база землеустройства, включая процесс ее формирования и корректировки по мере необходимости), 3) научного обоснования

(которое охватывает а) экономические аспекты - рыночная среда, соответствие ей землеустроительных решений, их эффективность, б) правовые аспекты - изучение отечественной и зарубежной нормативной базы и правоприменительной практики, в том числе обеспечение единства нормоприменения в данной сфере, в) экологические аспекты (землеустройство - механизм охраны и восстановления земель), в) технологические (приемы и методы, их совершенствование с учетом хода научно-технического прогресса), 4) подготовки землеустроительных кадров (студенты, будущие кадры высшей квалификации - аспиранты, разного рода повышение квалификации и переподготовка).

Разрыв связи между любыми из этих составляющих ослабляет возможности землеустройства как механизма обеспечения земельной компоненты продовольственной безопасности. Между тем сейчас такие связи если и имеются, то это скорее инерция советского периода. Да и она все чаще не срабатывает. Так, влияние научной землеустроительной общественности на принимаемые решения минимально, подготовка будущих землеустроителей сориентирована на те виды работ, которые современные отечественные землеустроители не выполняют (в силу отсутствия спроса на такие работы или их законодательного отнесения к иным видам деятельности).

Причем тенденцией последних лет стало ослабление роли землеустройства:

- в Государственной Думе рассматривается законопроект, предусматривающий законодательное упразднение внутрихозяйственного землеустройства;

- согласно приказу Минобрнауки России [5], которым утверждены специальности и направления подготовки высшего образования, направление подготовки «Землеустройство и кадастры» отнесено к укрупненному направлению «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» (наряду с нефтегазовым делом, геодезией и дистанционным зондированием, то есть это сугубо техническое направление подготовки; то, что отечественное землеустройство имеет экономическую сущность и по своему содержанию является скорее управленческой деятельностью в аграрном землепользовании, игнорируется);

- снижается возможность подготовки ученых-землеустроителей - указанным приказом для землеустройства и кадастров предусмотрены только первые два уровня образования (бакалавриат и магистратура), тогда как третий уровень (аспирантура) - отсутствует. Это, во-

первых, оставляет без соответствующего научного обеспечения важную народно-хозяйственную сферу (земельно-имущественные отношения). Во-вторых, не дает перспектив и стимула к дальнейшему развитию студентам, обучающимся по направлению землеустройство и кадастры.

Все это не просто ухудшает землеустроительное обеспечение в АПК, но и, учитывая взаимодополнение и влияние друг на друга соответствующих отрицательных трендов (их системность), прямо негативно влияет на продовольственную безопасность страны.

Выходом из нынешней ситуации должны стать меры правового, экономического и организационного характера. Так, позитивной законопроектной инициативой последнего времени стало предложение включить в состав землеустроительных работ разработку сельскохозяйственных регламентов (как новый вид землеустроительных работ [6]). Улучшение же экономического положения АПК в целом, привлечение в него долгосрочных инвестиций, должны повысить актуальность внутрихозяйственного землеустройства, а также таких землеустроительных мероприятий, как различные инвентаризации (выявление земель, пригодных для расширения аграрного производства), оценка качества земель (для экономического обоснования реализации на них тех или иных сельскохозяйственных проектов).

Что касается образовательных программ и землеустройства как науки, то не следует забывать, что нынешняя реформа науки и высшего образования направлена на более тесную их интеграцию. Соответственно аспирантура по землеустройству должна быть сохранена.

Те, кто предлагает принизить роль землеустройства, вероятно, исходят из того, что «свою задачу по размещению аграрного производства землеустройство уже выполнило», и достаточно лишь сохранять ранее запроектированные и созданные границы полей и рабочих участков, лесополосы, внутрихозяйственные дороги и т.п.; что глобальные вызовы ХХ столетия землеустройство обеспечило (коллек-

тивизация, освоение целины, развитие Нечерноземной зоны) и впредь таких вызовов не будет. Такая позиция ошибочна в силу того, что общественное производство развивается, Россия вступила в ВТО (приняв его правила конкуренции и разного рода ограничения), прогрессируют природно-антропогенные негативные процессы глобального характера (например, опустынивание). Все это качественно новые глобальные вызовы и риски для продовольственной безопасности в сфере землепользования. Решать и устранять их должно осуществляемое на научной основе землеустройство, являющееся системой: 1) разработки правил аграрного землепользования (сельскохозяйственные регламенты), 2) проектных решений (территориальное и внутрихозяйственное землеустройство), 3) обследований земель, 4) механизмом экологизации сельскохозяйственного землепользования. Поэтому развитие землеустройства и землеустроительной науки является необходимым условием превращения земельных ресурсов в фактор роста аграрного производства.

Источники

1. Липски С.А. Рациональное использование сельскохозяйственных угодий как важный фактор обеспечения продовольственной безопасности. // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2013. - № 3. - С. 15-20.

2. Вехи российского землеустройства: Время, события, люди / Сост.: С.Н.Волков. - М.: ГУЗ, 2000. -224 с.

3. Лойко П.Ф. Современное многоукладное землепользование (некоторые аспекты теории, мировой и отечественной практики. - М.: Учебно-научный центр «Земля». 2001. - 111 с.

4. Волков С.Н. Экономика землеустройства. - М.: Колос. 1996. - 239 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" // Рос. газ. - 2013. - № 247.

6. Липски С.А. Задачи землеустройства в аграрном секторе на современном этапе. // АПК: экономика, управление, 2013. - № 11. - С. 60-64.

АНАЛИЗ АГРАРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Сальников С.Г., к.ф.-м.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

По результатам обследования сайтов высших учебных заведения аграрного профиля (59 сайтов) была собрана информация в соот-

ветствии с анкетой, состав показателей которой приведен ниже (табл. 1).

Система показателей, приведённая выше, была сформирована так, что наличие какого-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.