Научная статья на тему 'Роль земельно-имущественных отношений в развитии сельских территорий'

Роль земельно-имущественных отношений в развитии сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1506
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / РАЗВИТИЕ / ИПОТЕКА / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миндрин А. С.

В статье отражена роль земельно-имущественных отношений в развитии сельских территорий. Выявлены особенности функционирования института земельно-ипотечного кредитования в современных условиях и определены факторы сдерживающие развитие земельной ипотеки на селе. Предложены направления повышения эффективности использования земли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль земельно-имущественных отношений в развитии сельских территорий»

УДК 332.21:330.3 (47-22)

A.C. Миндрин, член-корреспондент РАСХН ВНИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве

РОЛЬ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

В статье отражена роль земельно-имущественных отношений в развитии сельских территорий. Вытвленыг особенности функционирования института земельноипотечного кредитования в современный условия и определены! факторыг сдерживающие развитие земельной ипотеки на селе. редложены направления повышения эффективности использования земли.

Ключевые слова: земельныге ресурсы!, сельские

территории, развитие, ипотека, имущественные отношения.

Одним из наиболее актуальных направлений в области развития земельно-имущественных отношений в аграрном секторе и непременным условием его развития и нормального функционирования является преобразование земельных активов сельскохозяйственных товаропроизво ителей из натуральной формы в финансовые активы, т.е. в реальный капитал. В условиях переходной экономики именно земельные ресурсы должны стать гарантом предоставления необходимых кредитов

сельскохозяйственным товаропроизво ителям и решения проблем аграрного сектора и развития сельских территорий.

В рыночных условиях институт земельноипотечного кредитования представляет своеобразную социально-экономическую платформу для

формирования и на лежащего функционирования более совершенного правового механизма кредитования сельского хозяйства и одной из важнейших пре посылок инвестиционных вложений в сельскохозяйственное произво ство на основе кредитного финансирования, обеспечивающих инамичное развитие крупных сельскохозяйственных организаций, малого и сре него бизнеса.

Несмотря на принятый Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральных законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «О внесении изменений в Фе еральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Фе еральный закон «О землеустройстве», а также изменений, внесенных в Фе еральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», существующая законо ательно-правовая база не обеспечивает развитие ипотечных отношений, а екватного требованиям рыночной экономики. Довольно высокий потенциал ипотечного кредитования, который мог бы быть использован ля финансирования агропромышленного произво ства, остается в резерве. Земля пока не стала гарантом инвестиций и условием их привлечения.

О ним из условий развития системы земельноипотечного кредитования является наличие сформированных земельных участков, которые могли бы стать потенциальной объектной базой для развития земельной ипотеки. О нако робность сельскохозяйственного землевла ения и

землепользования в сельском хозяйстве, явившаяся результатом непро уманной реорганизации

The article reflects the land property relations in development of rural territories. The peculiarities of functioning of land mortgage crediting institution in modern conditions are revealed and factors constraining development of a land mortgage in the country are defined. Directions of efficiency increase of the land use are offered.

Key words: land resources, rural territories, development, mortgage, property relations.

сельскохозяйственных предприятий и приватизации сельскохозяйственных угодий, существенно усложнили использования земли как объекта ипотечных отношений в сельском хозяйстве. Сдерживает процесс формирования земельных участков для передачи их в качестве обеспечения исполнения кредитных обязательств высокая стоимость землеустроительных, ка астровых и иных работ.

Среди других факторов, сдерживающих земельную ипотеку, следует выделить: неразвитость институциональной инфраструктуры земельноипотечного рынка; отсутствие механизмов титульного страхования и страхования земель от ухудшения или потери их пло оро ия всле ствие техногенных причин и форс-мажорных обстоятельств; проблема передачи информации от ведомств, занимающихся формированием, регистрацией и учетом объектов недвижимого имущества кредитно-финансовым учреждениям. Не менее важными проблемами, с ерживающими развитие залога земель сельскохозяйственного назначения являются: нестабильность финансового состояния

сельхозтоваропроизво ителей; не остаточный учет специфики залога земель сельскохозяйственного назначения, вытекающего из особенностей воспроизво ственного процесса в сельском хозяйстве; невысокая оля сельскохозяйственных земель, нахо ящихся в собственности; игнорирование рентной составляющей ипотечных отношений; не остаточное понимание значения оценки земли как объекта не вижимости и ее роли ля развития ипотечных отношений в аграрном секторе; отсутствие массового сформированного предмета залога -земельных участков; не опонимание связи меж у залогом земли и рынком земель сельскохозяйственного назначения, неразвитость рынка сельхозземель и, как сле ствие, их низкая ликви ность; не ооценка взаимозависимости и взаимообусловленности рыночных и залоговых цен на землю в аграрном секторе, несовершенство механизма оценки рыночной стоимости; лительная и орогостоящая проце ура оформления права собственности на земельные участки; неопре еленность существующего поря ка обращения взыскания на заложенный земельный участок; отсутствие комплексной информации о качественных характеристиках земель.

Все это требует теоретического переосмысления роли, места и значения земельно-ипотечных отношений в развитии сельскохозяйственного произво ства и сельских территорий, а также обуславливает необхо имость совершенствования практических по хо ов по вне рению ипотечного механизма в сельское хозяйство. Необхо имо четко определить задачи, которые ипотека должна выполнять в сельском хозяйстве.

Наиболее сложными в земельно-ипотечных отношениях является вопрос о земельных олях в составе коллективных хозяйств. В настоящее время сельскохозяйственные организации осуществляют произво ство на землях, нахо ящихся в их собственности, арен уемых у собственников, пере анных на праве пользования, а также на землях фон а перераспре еления и невостребованных земельных участков. Пространственную основу для ипотечного кредитования под залог земли составляют земельные участки, нахо ящиеся в частной собственности или олгосрочной арен е, поставленные на ка астровый учет и проше шие регистрацию в установленном законом порядке. Определяющим условием становления и развития системы земельно-ипотечного кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения является наличие на лежащим образом сформированных, оформленных и

зарегистрированных земельных участков. Не менее важное обстоятельство, осложняющее

пространственную базу ипотечного кредитования под залог земли, - большое число владельцев частных земель.

По разным причинам у значительного количества потенциальных заемщиков право собственности на используемые ими земельные участки надлежащим образом не оформлено, что является следствием особенностей приватизации сельскохозяйственных земель, породивших в последствии проблемы не только с земельными долями, но и с земельными участками, переданными на начальном этапе земельной реформы в собственность гражданам и юридическим лицам. На сегодняшний день в соответствии с требованиями законодательства оформлено немногим более 10% находящихся в собственности граждан и юридических лиц сельскохозяйственных земель. Остальной массив приватизированных сельскохозяйственных угодий приходится на земельные доли, которые в своей основной массе продолжают оставаться условной единицей, имеющей лишь усредненное количественное выражение в праве общей долевой собственности. Возникает парадокс: доля приватизированных сельскохозяйственных угод ий составляет 64,5%, а подавляющее число собственников этой недвижимости лишено возможности распоряжаться ею, поскольку у него отсутствуют документы, подтверждающие право собственности.

Становление системы земельно-ипотечного кредитования сдерживается не только отсутствием на рынке недвижимости массово сформированного объекта потенциального залога - собственно земельного участка, но и в большинстве случаев

незначительной их площадью. Сформировавшийся за годы земельной реформы круг номинальных собственников (владельцев земельных долей) располагает средней площадью землевладения, не превышающей 3 га. У большинства других

представителей малого агробизнеса (крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных

предпринимателей) средняя площадь находящихся в их собственности земельных участков составляет чуть более 170 га, вследствие чего их залоговый потенциал настолько мал, что делает для них земельную ипотеку мало привлекательной из-за незначительных сумм кредита. Для того чтобы земля стала гарантом инвестиций и условием их привлечения, необходимо создать организационные и экономические условия по вовлечению земли как объекта недвижимости в рыночный оборот.

По данным Роснедвижимости, к началу 2007г. распре еление земель сельскохозяйственного

назначения скла ывалось сле ующим образом: в частной собственности находилось 126,2 млн. га (31,2 % площа и категории), в том числе, в собственности граждан - 120,3 млн. га (95,3%), в собственности юри ических лиц - 5,7 млн. га (1,4%).

Нельзя считать юри ически сформировавшейся и частную земельную собственность граждан, поскольку нахо ящиеся в их, якобы, собственности земли на 91,5% (110,1 млн. га) представляют собой условные земельные доли. К настоящему времени из 12 млн. собственников земельных олей госу арственную регистрацию прав прошли всего лишь 1,4 млн. В натуре выделено 18 млн. га или немногим более 16% от общей площа и земель, нахо ящихся в общей олевой собственности.

Использование остальных земельных долей осуществляется сельскохозяйственными

организациями на правах арен ы, в том числе: с госу арственной регистрацией оговоров - 13% (14 млн. га), без госу арственной регистрации оговоров составленных в простой письменной форме - около 50% (54 млн. га) и на правах пре ставительства (невостребованные земельные доли) - 21% (24 млн. га). Это означает, что большая часть земель

сельскохозяйственного назначения в настоящее время не может нахо иться в обороте, поскольку земельная собственность в сельских территориях не выделена и фактически не оформлена.

Из используемых сельскохозяйственными организациями сельскохозяйственных уго ий в их собственности, как юри ических лиц, нахо ится лишь

0,6%, около 83% арендуется у собственников земельных олей, 0,4% арен уется у иных

юри ических лиц и 16% взятые в арен у или

постоянное (бессрочное) пользование

госу арственных и муниципальных земель. Это означает, что практически у основных сельскохозяйственных товаропроизво ителей

землепользование как ин иви уализированный и юри ически территориально оформленный земельноимущественный комплекс как объект земельного и имущественного права отсутствует. Если до реформы каж ое сельскохозяйственное пре приятие имело е иное, юри ически и территориально оформленное

землепользование, то сейчас в составе о ной сельскохозяйственной организации нахо ится в среднем более трехсот влад ельцев земельных долей, а в от ельных хозяйствах - нере ко о тысячи и более. Причем, в своей основной массе, как уже отмечалось, земельная оля про олжает оставаться условной е иницей, имеющей лишь усре ненное количественное выражение в праве общей олевой собственности. В результате скла ывается сложная и неэффективная система земельных отношений связанных как с использованием

сельскохозяйственных земель, так и с их оборотом.

В настоящее время, ког а приступили к реализации программы развития сельского хозяйства и про овольственных рынков, в отношении земельных олей нельзя обойтись очере ными поправками к закону в направлении у ешевления и ускорения проце ур их вы еления в земельные участки и включения их в оборот недвижимости. По нашему мнению, прежде надо рассмотреть несколько ругих вопросов, существенных ля

сельскохозяйственного произво ства, сельских территорий и сельского населения.

Во-первых, земельные оли - имущество особого ро а, они существенно отличаются от олей в собственности, с которой традиционно имеет дело граж анское законо ательство:

- право собственности на земельные доли получено бесплатно, тогд а как гражд анское исходит из компенсированного возникновения права на имущество;

- нет юри ически оформленного конкретного объекта, т.е. земельного участка, пере анного в общую олевую собственность;

- законо ательно установленный широкий круг прав вла ельцев этой, по сути, виртуальной собственности - земельной оли;

- отсутствие учетных анных, реально

отражающих состояние с вижением и наличием на опре еленные аты числа « ееспособных» земельных

олей, по тверж енных сви етельствами, и формами их использования.

В связи с необходимостью развития земельноипотечных отношений в сельском хозяйстве эта проблема приобретает особое государственное значение. Для существенного увеличения потенциальной залоговой базы земель сельскохозяйственного назначения в первоочередном порядке необходимо решить следующие основные задачи:

• определить направление преобразования земельных долей в реальные объекты собственности и создания условий для активизации процесса оформления земельных участков в собственность субъектов предпринимательской деятельности в АПК;

• осуществить концентрацию земельных долей у дееспособных собственников, одновременно сократив число собственников земельных д олей с 11,9 д о 2-3 млн., что позволит при ипотеке оперировать гораздо большими по площади юридически чистыми земельными участками. Собственники земельных участков, сформированных из земельных д олей,

получат юридическую возможность распоряжаться принадлежащими им земельными участками;

• выявить бесхозные земельные доли для

формирования из них муниципальных фондов с целью последующей прод ажи или перед ачи в аренду сформированных из фондов земельных участков сельскохозяйственными организациями,

крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам для увеличения площади землепользования и развития производства;

• создать на межхозяйственном уровне

территориальные пред посылки для последующего увеличения площади землепользовании крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, а также консолид ации землепользовании указанных

субъектов агробизнеса в целях кооперации для совместного инженерного обустройства территории и ведения ими хозяйственной деятельности;

• восстановить систему учета

сельскохозяйственных угод ий по их

культуртехническому состоянию и признакам, влияющим на плодородие;

• внедрить технологии и методы проведения

территориального землеустройства, позволяющие

существенно сократить финансовые и трудовые затраты на его проведение, что активизирует и побудит как собственников земельных участков, так и собственников земельных долей надлежащим образом оформить право собственности на принадлежащую им нед вижимость;

• формализовать требования к объектам сельскохозяйственной недвижимости, которые рассматриваются в качестве предмета ипотеки, провести станд артизацию и сертификацию земельных участков;

• усовершенствовать методологию оценки земельных ресурсов как предмета ипотеки (залога), кад астрового учета земельных участков и государственной регистрации прав на них;

• создать информационную базу о земельных участках обремененных сервитутом и имеющих ограничения по использованию;

• создать условия для развития конкуренции на рынке землеустроительных услуг, что позволит оптимизировать затраты на проведение работ по межеванию и техническому описанию земельных участков и иных объектов недвижимости, подготовке документации, необходимой для постановки их на государственный кад астровый учет и регистрации прав;

• созд ать организационно-экономические условия государственной поддержки института земельноипотечного кред итования и его информационноконсультационного обеспечения.

Результативность управления ипотечными кредитами, оперативность и качество принимаемых по ним решений во многом зависят от наличия, полноты и достоверности информации об использовании, состоянии и качественных характеристиках находящегося в ипотеке земельного участка. Как показывает практика, для того чтобы объективно оценить возможную ликвид ную стоимость земельного участка и осуществлять

контроль за его использованием и состоянием в период нахождения его в залоге, необходимы сведения о его качественных характеристиках. Действующая система земельного кадастра учет характеристик качественного состояния земельных участков не проводит, а показатели качественного состояния сельскохозяйственных угодий, учет которых осуществлялся в дореформенные годы, устарели и требуют уточнения.

Процедура формирования земельных участков (межевание, постановка на кадастровый учет и т.д.) и оформления права собственности на них связаны со значительными временными, организационными и финансовыми затратами. Нередко затраты на межевание и постановку на кадастровый учет земельного участка превышают его номинальную стоимость. Отчасти по этой причине большинство представителей малого агробизнеса не инициируют процесс расширения своих земельных владений.

Для проведения операций с земельными участками необходима полная информация о всех сервитутах и ограничениях их использования. Однако практика показывает, что эти показатели в документах о правах на землю отсутствуют. Как правило, это является следствием отсутствия какой-либо систематизированной информации о наличие на территориях административно-территориальных образований земельных участков, обремененных сервитутом или имеющих ограничения по использованию. Получение этой информации в процессе межевания земельных участков ведет к удорожанию землеустроительных работ и увеличению сроков их производства.

Основным механизмом, с помощью которого можно технически и юридически грамотно и экономически обоснованно разрешить большинство накопившихся в сельскохозяйственном землепользовании вопросов, является землеустройство земель сельскохозяйственного назначения и сельских территорий в комплексе с полномасштабной инвентаризацией, которые могут быть осуществлены на основе как федеральных, так и региональных целевых программ.

Целевыми программными задачами формирования системы землеустроительного обеспечения являются:

- формирование земельных участков как объектов недвижимости, упорядочение и стабилизация имущественных правоотношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними;

- разграничение земель по формам собственности;

- созд ание благоприятных земельно-

пространственных условий для развития земельной реформы и социально-экономического развития сельских территорий;

- вовлечение в интенсивный оборот неиспользуемых земель и консолидация земельных участков у эффективно хозяйствующих субъектов;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов;

- стабилизация сельскохозяйственного землепользования и превращение земельных участков в активы сельскохозяйственных организаций;

- развитие социально-ориентированного рынка сельскохозяйственных земель и формирование их реальной стоимости;

- повышение эффективности государственного управления земельным фондом и контроля над использованием и охраной земель;

- повышение устойчивости развития сельских территорий.

Все перечисленное необходимо знать и учитывать при опре елении характера неизбежных в землепользовании сельхозорганизаций изменений и их социально-экономических после ствий -социальных катаклизмов, возникающих при натуральных раз елах земель; и затрат, требующихся ля прове ения соответствующих операций.

К началу 2009 г. по данным статистики правом на земельную олю обла али 9,8 млн. человек, что в три раза больше числа работавших в 2008 г. на пре приятиях системы министерства сельского хозяйства. Очевидно, что большая часть, если исходить из тен енций возрастного состава сельского населения это пенсионеры и их насле ники, в том числе не живущие в еревне. В составе землепользований сельхозорганизаций около 70 млн. га

сельскохозяйственных уго ий. значит, речь и ет в основном об их земле, а значит и об их бу ущем, как крупных сельскохозяйственных товаропроизво ителях.

Кроме того, нельзя не учитывать вопрос социального положения сельского населения, бывших и настоящих работников сельского хозяйства, владельцев свидетельств на земельную долю. Сейчас они равноправные совла ельцы земли и имущества пре приятий, связанные общей территорией и направлением развития произво ства. В зависимости от того, как бу ет решен вопрос оборота земельных олей, они, или станут наемными работниками крупного аграрно-промышленного капитала, или организаторами собственного произво ства, что подтверждается исследованиями ВНИОПТУСХ (табл.1) Как здесь разделится население, какой кто вариант примет - еще требуется изучить. Кроме того, необхо имо ответить на вопрос каким олжно быть соотношение крупного и мелкого товарного произво ства в россии, их место в формировании про овольственного рынка.

Сельскохозяйственное землепользование тогда функционирует на ежно, ког а обеспечены сле ующие условия: четкая регламентация в области права собственности на земельные участки и его перехо а; законо ательно урегулирован поря ок оценочной еятельности, обеспечивающий

независимость и на ежность оценки рыночной и ругих ви ов стоимости земельных участков; на ежность информации о возможных направлениях альнейшего использования земельного участка (разрешенного использования); возможность продажи земельных участков в связи с альтернативными способами разрешенного использования. И, как показал опыт земельных преобразований,

формирование эффективного сельскохозяйственного

землепользования не может обойтись без участия государства, поскольку в условиях переходного периода именно государство одновременно является организатором, регулятором и равноправным субъектом рыночнык отношений, так как продолжает оставаться крупнейшим земельным собственником.

Таблица 1 - Владельцы земельных долей в Чердаклинском районе Ульяновской области (2009 г.)

Практика зарубежных развитых стран показывает стремление к укрупнению товарных хозяйств. В перспективном плане развития США через 10-15 лет основу товарного производства составят 50 тыс. крупных сельскохозяйственных организаций (столько было колхозов и совхозов в СССР). Именно они насытят продовольствием рынки этой страны. Это привод ит к выводу, что в России на переходном этапе реальные возможности остижения этой цели на уровне крупных и мелких хозяйств несоизмеримы. Поэтому эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения может быть в первую очередь обеспечено в более надежной форме именно в этой категории землевла ений за счет большей консоли ации земельных и иных ресурсов, что нахо ит свое по тверж ение и в результатах Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Согласно ее итогам, в настоящее время в пользовании крупных и сре них сельскохозяйственных организаций на различном праве находится 63,9% всех сельскохозяйственных уго ий, малых предприятий - 14,6%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 13,0%, индивидуальных предпринимателей

- 1,5%, личных подсобных хозяйств граждан - 5,3%,

некоммерческих объединений гражд ан - 0,5%. По тем же данным, основная масса предприятий и организаций, использующих землю для сельскохозяйственного производства, представлена сельскохозяйственными коммерческими

организациями со сре ней площа ью землепользования 6,8 тыс. га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 2,3 тыс. га.

Рассматривая крупные и средние сельскохозяйственные пре приятия как своего ро а основные организующие структуры в общей системе землепользования, размеры их землепользования и состав земельных уго ий олжны у овлетворять как общим, так и частным интересам. Дело в том, что хозяйственная еятельность личных по собных хозяйств населения в пре ы ущие го ы была тесно связана и неотделима от предприятия, в котором это население работало. Личные подсобные хозяйства традиционно использовали базу этих предприятий, т.е. имело место опре еленное сое инение произво ства в личных по собных хозяйствах с коллективным, что, кстати, не исключал и A.B.Чаянов. Эта взаимосвязь будет сохраняться еще олгое время, во всяком случае, о тех пор, пока не сформируется эффективная система

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сельскохозяйственных потребительских и иных кооперативов.

Об устойчивом развитии сельских территорий. Для них в дореформенный период источником развития были колхозы и совхозы, которые как постоянные места работы, удерживали население сел и деревень, формировали для него производственную и социальную инфраструктуру. С 1992г. нет естественного прироста, за счет чего сельское население сократилось на 5 млн. человек. Компенсирована его численность за счет миграции и перевод а городских поселений в сельские. Только за счет этого общая численность - 38,8 млн. в 1990г. сохранилась до настоящего времени, при коренной перемене социальной и демографической структуры населения, которая стала менее аграрной и приспособленной для сельскохозяйственного производства. Вопрос - какой деятельностью будут заниматься население и кто будет обрабатывать сельскохозяйственные угодья и как это все отзовется на продовольственных рынках и развитии сельской территории, предстоит еще исследовать. A без ответов на эти и другие вопросы решать проблему земельных долей будет очень сложно. Нельзя забывать, что сельскохозяйственные угодья - это основное природное богатство нашей страны, использовать которое государство должно стараться социально и экономически как можно для себя целесообразней и с учетом будущего.

Учитывая мировой опыт в интересах сохранения агроландшафтов, традиционной среды и образа жизни сельского сообщества, в решении про овольственного вопроса и социально ориентированного агарного производства мы предлагаем рассмотреть иную схему решения вопроса о земельных олях в контексте общей проблемы упоря очения землепользования в сельском хозяйстве России, восстановления и развития на этой основе высокопро уктивного

Сельско- хозяйственные организации Число владельцев долей Всего работающих в хозяйстве Из числа работников хозяйства не имеют земельных долей

по спискам 1991-1994 гг. из них не работают в хозяйстве

человек % от общего числа вла ельцев

Петровское (Путь к коммунизму) 330 304 92 30 4

Им. Ильича 330 банкрот - - -

Заволжский 742 717 96 49 24

Белоярский 67 45 67 34 12

Россия 678 670 98 8 -

Красная звезда 385 345 89 55 15

Дружба 513 491 95 32 11

Заря 325 308 95 25 8

Красноярский 1013 1009 99 4 -

Енганаевский 441 424 96 22 5

Алга 444 389 87 73 18

40 лет Октября 798 772 97 28 2

Им. Мичурина 510 банкрот - - -

Им. Калинина 893 банкрот - - -

Память Ильича 1037 банкрот - - -

Возрождение 243 банкрот - - -

Озерки 1116 1024 92 113 21

Им.Ульянова 587 банкрот - - -

12 лет Октября 433 банкрот - - -

Чердаклинский 596 522 87 85 11

сельского хозяйства и агропромышленного произво ства.

Одновременно необходимо:

- в каждом сельском районе (муниципальном образовании) опре елить сельхозорганизации, являющиеся (или бывшие) селообразующим источником рабочих мест, работающие с равной степенью интенсивности, а также сохранившие возможность (или имеющие необходимость) их восстановления, как произво ителей товарной продукции;

- провести инвентаризацию сви етельств о праве собственности на земельную олю и форм ее текущего использования владельцами;

- пре усмотреть срок, в течение которого владельцы земельных долей могут решить вопрос о направлениях и формах использования своего права на земельную олю;

- опре елить по каж ой сельскохозяйственной организации, способной (при опре еленных условиях) восстановить свое произво ство, необхо имые площа и и ви ы сельхозуго ий;

- все выявленные после этого, как избыточные, земли независимо от их правового положения (включая невостребованные оли) зачислять в фон перераспределения земель, владельцы свидетельств, желающие вы елить земельную олю, получают участок из земель фонд а перераспределения;

- превышение площа и проектируемого ля сельскохозяйственной организации землепользования на площа ью оставшихся в ней земельных олей, оформляется ей в олгосрочную арен у (из фон а

перераспре еления, госу арственной или

муниципальной земли), остающиеся в хозяйстве земельные доли выделяться в участки не должны;

- расхо ы, связанные с инвентаризацией и после ующим землеустройством, затраты, связанные с землеустроительным оформлением реорганизованного берет на себя госу арство;

В результате может быть создана организационноземельная база ля всей после ующей работы по восстановлению и развитию сельскохозяйственного произво ства, обеспечивающая вовлечение пустующих земель в оборот (или перевод в другие категории и консервацию), восстановление сельскохозяйственного и нормального быта сельских территорий, упоря очение размеров и устойчивость землепользования.

Литература

1. Миндрин, A.C. Занятость сельского населения

- главный фактор устойчивого развития сельских территорий / A.C. Миндрин // АПК: Экономика, управление. 2005. - № 7. - С. 12-17.

2. Миндрин, A.C. Организационно-

экономические аспекты вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных уго ий / A.C. Миндрин, Н.Н. Корнева // Землеустройство, кад астр и мониторинг земель. 2008. - № 9. - С. 4-11.

3/ Миндрин, A.C. Первоочередные задачи сельскохозяйственного землепользования / A.C. Миндрин // AHK: Экономика, управление. 2011.

- № 2. - C. 13-20.

УДК 331.522:351.83 (47-22)

Б.П. Паи ко в, доктор экономических наук В.Я. Малахова

ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

В статье рассмотрены состояние и основные проблемы формирования трудового потенциала сельских территорий. Дана оценка реализации концепции

устойчивого развития сельских территорий и механизма государственной поддержки развития села.

Ключевые слова: трудовой потенциал, сельские

территории, концепция устойчивого развития,

государственное регулирование.

Реализация Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года и принятие решения о разработке Федеральной целевой Программы в анном направлении обуславливают необхо имость более глубокого

рассмотрения вопросов воспроизво ства тру ового потенциала сельских территорий. Пре варительные итоги после ней переписи населения России показали, что процессы епопуляции сельского населения и сокращения их тру ового потенциала, к сожалению, усиливаются. На еж а на повышение рож аемости, как фактора стабилизации тру оресурсной ситуации, конечно имеется (особенно в Южных регионах страны), однако это приращение не может переломить, как показывает прогноз,

This article discusses the situation and basic problems of formation of the employment potential of rural areas. The estimation of the concept of sustainable development of rural areas and the mechanism of state support for rural development.

Key words: labor potential, rural areas, the concept of sustainable development, state regulation.

неблагоприятную ситуацию на предстоящее двадцатилетие.

Возникает закономерный вопрос, в какой мере и в каких отраслях сельской экономики сложившиеся негативные тенденции с дефицитом труда проявят себя наиболее сильно и могут стать серьезным тормозом для реализации задач по устойчивому развитию села. Немаловажным в данном вопросе является и региональная составляющая, то есть, какие регионы наиболее сильно пострадают из-за нехватки тру овых ресурсов.

Поставленная Президентом РФ задача обеспечения разработки инвестиционных программ относится, в первую очере ь, к сельским территориям, где этот вопрос стоит очень остро. К сожалению, эта проблема в Концепции устойчивого

Вестник №5(32)

Орел Г Ау октябрь 2011

Теоретический и научно-практический журнал. Осиоваи в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_

Редакционный совет:

Парахин Н.В. (председ атель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.

Белкин Б.Л.

Блажнов А.А.

Буяров В.С.

Гуляева Т.И.

Гурин А.Г.

Дегтярев М.Г.

Зотиков В.И.

Иващук О.А.

Козлов А.С.

Кузнецов Ю.А.

Лобков В.Т.

Лысенко Н.Н.

Ляшук Р.Н.

Мамаев А.В.

Масалов В.Н.

Новикова Н.Е.

Павловская Н.Е.

Попова О.В.

Прока Н.И.

Савкин В.И.

Степанова Л.П.

Плыгун С.А. (ответств. секретарь) Золотухина О.А. (редактор)

Ад рес ред акции:

302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69.

Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: nichogau@yandex.ra Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ <ФС77-21514 от 11.07.2005 г.

Специалист регионального методического центра по УДК: Служеникина А.М. Технический ред актор: Мосина А.И.

Сдано в набор 14.10.2011 г. Подписано в печать 28.10.2011 г. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Объём 16,5 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР <021325 от 23.02.1999 г.

Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России ля публикаций научных работ, отражающих основное научное со ержание кан и атских _______и докторских диссертаций

Содержание номера

Научное обеспечение развития сельских территорий

Парахин Н.В. Основные тенд енции устойчивого развития АПК Орловской области......... 2

Кузнецов В.В., Маркин С.Ю. Теоретические основы прогнозирования устойчивого

развития сельских территорий........................................................ 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Миндрин А.С. Роль земельно-имущественных отношений в развитии сельских

территорий.......................................................................... 12

Панков Б.П., Малахова В.Я. Проблемы регулирования трудового потенциала сельских

территорий.......................................................................... 17

Родионова О.А., Карпунин М.А. Исследование специализации и диверсификации и их

влияние на эффективность сельскохозяйственного производства......................... 19

Прока Н.И. Социально-экономическая эффективность реализации потенциала сельских

территорий.......................................................................... 22

Савкин В.И., Деулина А.В. Оценка эффективности использования земель

сельскохозяйственного назначения.................................................... 27

Полухина М.Г., Сергачёв А.А. Тенденции и перспективы формирования

демографического потенциала Орловской области....................................... 33

Адуков Р.Х., Адукова А.Н., Юсуфов Р.А. Базовые условия развития сельских

территорий.......................................................................... 38

Попова О.В., Сидорин А.А. Модернизация механизмов финансового обеспечения

устойчивого развития сельских территорий............................................ 42

Терновых К.С., Нечаев Н.Г., Черных А.Н. Развитие сельских территорий в системе

инновационных преобразований АПК.................................................... 45

Сайганов А.С. Состояние и перспективы социально-экономического развития сельских

территорий в Республике Беларусь.................................................... 49

Меренкова И.Н. Диверсификация экономики как предпосылка перехода к

полифункциональной мод ели устойчивого развития сельских территорий................. 52

Овчинцева Л.А. Формирование институциональных основ развития сельских

территорий.......................................................................... 56

Рудь Л.Н. Эффективность развития сельскохозяйственных кооперативов.................. 60

Рубан А.А., Яковлев В.В. Исследование возникновения цикличности в экономических

системах на основе построения модели однопродуктовой экономики...................... 65

Зверева Г.П., Мищенко Т.Л. Состояние и перспективы развития системы

сельскохозяйственного консультирования.............................................. 71

Перцев В.Н. Перспективное развитие сельских территорий муниципального района

Белгородской области................................................................ 74

Федотенкова О.А. Организационно-методические аспекты системы бухгалтерского учета

расходов организаций элеваторного комплекса......................................... 77

Примаченко И.Н. Тенденции развития аграрного сектора экономики: на примере крестьянских (фермерских) хозяйств и ин иви уальных пре принимателей Белгоро ской

области............................................................................. 82

Григорьева Н.В. Зарубежный опыт формирования и функционирования рынка труд а (на

примере Чехии)...................................................................... 85

Ставцев А.Н. Экономическая эффективность использования технического потенциала в

молочном скотовод стве.............................................................. 88

Научное обеспечение развития общего земледелия Бельченко С.А. Влияние систем удобрения на продуктивность севооборота, баланс

элементов питания и плод оро д ие д ерново-подзолистой песчаной почвы............... 94

Кондыков И.В. О приоритетах в селекции гороха....................................... 96

Амелин А.В., Кондыков И.В., Уваров В.Н., Чекалин Е.И., Бутримова Н.А., Кузнецова Л.Н. Скрининг признаковой коллекции образцов гороха с многоцветковым

апикальным цветоносом (морфотип люпиноид)........................................... 104

Моисеенко Ю.В., Кузмичева Ю.В., Петрова С.Н., Парахин Н.В. Роль сорта в

увеличении производства высокобелкового зерна....................................... 108

Кирсанова Е.В. Изучение эффективности использования биопрепаратов на зерновых,

зернобобовых и крупяных культурах................................................... 111

Титова Е.М., Внукова М.А. Эффективность применения комплексных удобрений на

посевах ячменя ярового.............................................................. 116

Мельник А.Ф. Ад аптивные приемы улучшения качества зерна озимой пшеницы............. 120

Цыганок Е.Н., Степанова Л.П., Коренькова Е.А., Стародубцев В.Н. Агроэкологическое обоснование системы утилизации навозных стоков крс (на примере

ОАО «Агрофирма «Мценская») и мониторинга состояния окружающей среды................. 123

Семенютина А.В., Подковырова Г.В. Оптимизация видового состава древесных растений в рекреационно-озеленительных насажд ениях сухой степи.................... 129

© ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.