Научная статья на тему 'РОЛЬ ЮЖНО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНА)'

РОЛЬ ЮЖНО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Южный Кавказ / Турция / Азербайджан / геополитика / South Caucasus / Turkey / Azerbaijan / geopolitics

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексанян Лариса Мгеровна

Южный Кавказ является одним из важных, сложных и конфликтогенных регионов мира, на политическую картину которого влияют тектонические сдвиги глобальной трансформации. Этот регион, занимающий центр Евразийского континента, на протяжении столетий являлся ареной противостояния интересов разных государств. На современном этапе значение Южного Кавказа определяется его геостратегическим расположением с потенциалом превращения в важный узел транспортно-коммуникационных систем и заинтересованностью различных стран мира в установлении контроля над углеводородными ресурсами Каспийского бассейна. Место Южно-Кавказского региона во внешней политике Турецкой Республики приоритетное. Стратегическое значение этого региона для Турции определяется рядом политических, экономических, культурных, исторических и этнических факторов. Цель южнокавказского направления внешней политики Турции заключается в превращении страны в регионального лидера. Данная статья посвящена анализу содержания южно-кавказского вектора внешней политики Турции на современном этапе. Особое внимание уделено азербайджанской составляющей данного вектора, определены основные особенности турецко-азербайджанских отношений. Автором делается вывод о том, что турецкое присутствие в Азербайджане и в регионе в целом усилилось на фоне Второй карабахской войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the South Caucasus in Turkey’s Foreign Policy at the Current Stage: Turkish-Azerbaijani Relations

The South Caucasus is one of the important, complex and conflict-prone regions of the world, the political situation of which is influenced by tectonic shifts in global transformation. This region is located in the center of the Eurasian continent, has been an arena of confrontation of foreign interests for centuries. At the present stage, the geopolitical importance of the South Caucasus is determined by its geo-strategic location with the potential to become an important hub of transport and communication systems. The South Caucasus is one of the priorities of the foreign policy of Turkey. The strategic importance of this region for Turkey is determined by a number of political, economic, cultural, historical and ethnic factors. The aim of Turkey is to achieve its political goal of becoming a regional leader. The article is devoted to the analysis of the content of the South Caucasian vector of Turkey's foreign policy at the present stage. Special attention is paid to the Azerbaijani component of this vector. The main features of Turkish-Azerbaijani relations are identified. The author concludes that the Turkish presence in Azerbaijan and in the region as a whole has increased against the backdrop of the Second Karabakh war.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЮЖНО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНА)»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ

АЛЕКСАНЯН Л.М. * РОЛЬ ЮЖНО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНА)

Аннотация. Южный Кавказ является одним из важных, сложных и конфликтогенных регионов мира, на политическую картину которого влияют тектонические сдвиги глобальной трансформации. Этот регион, занимающий центр Евразийского континента, на протяжении столетий являлся ареной противостояния интересов разных государств. На современном этапе значение Южного Кавказа определяется его геостратегическим расположением с потенциалом превращения в важный узел транспортно-коммуникационных систем и заинтересованностью различных стран мира в установлении контроля над углеводородными ресурсами Каспийского бассейна. Место Южно-Кавказского региона во внешней политике Турецкой Республики приоритетное. Стратегическое значение этого региона для Турции определяется рядом политических, экономических, культурных, исторических и этнических факторов. Цель южнокавказского направления внешней политики Турции заключается в превращении страны в регионального лидера.

Данная статья посвящена анализу содержания южнокавказского вектора внешней политики Турции на современном этапе. Особое внимание уделено азербайджанской составляющей данного вектора, определены основные особенности турецко-азербайджанских отношений. Автором делается вывод о том, что

* Алексанян Лариса Мгеровна - кандидат политических наук, научный сотрудник Отдела Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам РАН.

турецкое присутствие в Азербайджане и в регионе в целом усилилось на фоне Второй карабахской войны.

Ключевые слова: Южный Кавказ; Турция; Азербайджан; геополитика.

ALEKSANYAN L.M. The Role of the South Caucasus in Turkey's Foreign Policy at the Current Stage: Turkish-Azerbaijani Relations

Abstract. The South Caucasus is one of the important, complex and conflict-prone regions of the world, the political situation of which is influenced by tectonic shifts in global transformation. This region is located in the center of the Eurasian continent, has been an arena of confrontation of foreign interests for centuries. At the present stage, the geopolitical importance of the South Caucasus is determined by its geo-strategic location with the potential to become an important hub of transport and communication systems. The South Caucasus is one of the priorities of the foreign policy of Turkey. The strategic importance of this region for Turkey is determined by a number of political, economic, cultural, historical and ethnic factors. The aim of Turkey is to achieve its political goal of becoming a regional leader.

The article is devoted to the analysis of the content of the South Caucasian vector of Turkey's foreign policy at the present stage. Sp e-cial attention is paid to the Azerbaijani component of this vector. The main features of Turkish-Azerbaijani relations are identified. The author concludes that the Turkish presence in Azerbaijan and in the region as a whole has increased against the backdrop of the Second Karabakh war.

Keywords: South Caucasus; Turkey; Azerbaijan; geopolitics.

Для цитирования: Алексанян Л.М. Роль Южно-Кавказского региона во внешней политике Турции на современном этапе (на примере Азербайджана) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2023. -№ 4. - С. 35-46. DOI: 10.31249/RVA/2023.04.03

Введение

Эволюция южнокавказского вектора внешней политики Турции включает в себя два продолжительных этапа: 90-е годы XX в. и первые десятилетия XXI в. [3, с. 131]. В начале 1990-х го-

дов турецкая политика на Южном Кавказе была построена согласно амбициям страны в плане становления лидера тюркоязычного мира и внедрения «турецкой модели» развития для этих стран. Турция рассматривала Южный Кавказ в единстве с Центральной Азией и акцентировала свои отношения с тюркоязычным Азербайджаном для продвижения пантюркистских идей. Установление тесных отношений с Грузией в сфере безопасности, как единственного коридора для проникновения в Азербайджан и тюрко язычные страны Центральной Азии, вписывалось в общую турецкую стратегию. Дипломатические отношения с Арменией так и не были установлены в силу исторических факторов (Геноцид армян в Османской империи в 1915 г.) и карабахского конфликта.

После неудачи проекта «турецкой модели» руководство Турции принялось за реализацию более осмотрительной политики в регионе. От пантюркистской стратегии Турция перешла к неопантюркистской, которая в свою очередь стала составной частью неофициальной внешнеполитической доктрины страны - неоосма-низма [3, с. 132]. Внешнеполитический курс Турции стал выражаться в создании зоны турецкого влияния в регионе при помощи инструментов «мягкой силы». Объектом этой политики стали Азербайджан и Грузия, а отношения с Арменией оставались сложными. Во втором десятилетии XXI в. южнокавказский вектор внешней политики Турции был скорректирован. Турецкая политика в отношении данного региона стала более агрессивной и наступательной. Турция перестала воспринимать Южный Кавказ и Центральную Азию как единое целое и разработала различные подходы. В рамках этой стратегии Анкара, усилив отношения с братским Азербайджаном, стала акцентировать реализацию механизма стратегического сотрудничества «Турция - Азербайджан -Грузия» как противостояние стратегической оси «Россия - Армения». Таким образом, отношения с Грузией превратились в составную часть турецко-азербайджанского тандема. После Карабахской войны (2020) турецкие позиции в регионе еще больше усилились в политическом и военном плане.

Политика Турции в отношении Азербайджана

Азербайджан занимает ключевое место во внешней политике Турции и является сильной опорой для распространения турец-

37

кого влияния как на Кавказе, так и в Центральной Азии. Эта близость обусловлена не только культурным и языковым сходством, но и совпадающими политическими и стратегическими интересами, существующими между двумя странами [22, р. 44]. Турция является стратегическим союзником Азербайджана и на постоянной основе оказывает ему всестороннюю поддержку. Развитию двустороннего сотрудничества способствует также имидж Турции в Азербайджане, как единственного государства, безоговорочно поддерживающего Баку в карабахском конфликте. Список более 20 визитов Г. Алиева в Турцию является показателем особых отношений между двумя государствами. Показателен также тот факт, что после переизбрания на пост президента Турции (май 2023 г.) Р.Т. Эрдоган совершил первый официальный зарубежный визит именно в Баку [25]. Президенты двух стран публично демонстрируют идейно-политическое, военно-техническое, энергетическое и экономическое единомыслие [11]. На их эпоху приходится стремительное развитие сотрудничества между Турцией и Азербайджаном. Соответственно можно предположить, что в ближайшие два года (в Азербайджане президентские выборы пройдут в 2025 г.) эти отношения сохранят свой темп развития и его содержание.

Турецко-азербайджанские отношения, основанные на принципе «один народ - два государства», выражаются в политической, экономической, военной и социально-культурной сферах [4]. Место Турции во внешней политике Азербайджана укрепляется ролью Анкары в транспортировке азербайджанских энергоресурсов на мировой рынок. Основой нефтегазового вектора турецко-азербайджанского сотрудничества являются такие проекты, как нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (2005), газопровод Баку -Тбилиси - Эрзурум (2007), Трансанатолийский газопровод (2018), которые, кроме экономического, имеют также политическое и стратегическое значение. Одним из основных факторов углубления двустороннего сотрудничества между Турцией и Азербайджаном является также железная дорога Баку - Тбилиси - Карс (2017), которая является прямой транспортно-коммуникационной связью между двумя странами, с потенциалом повышения региональной роли Турции и превращения ее в перекресток торговых путей между Азией и Европой.

Развитие торгово-экономических отношений с Азербайджаном является важной составляющей региональной политики Турции. Основы двусторонних турецко-азербайджанских экономических отношений заложены в Соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве, подписанном в 1992 г. Важное значение имеют такие документы, как Соглашение о развитии экономического и технического сотрудничества (1992), Договор о предотвращении двойного налогообложения (1994), Преференциальное торговое соглашение (2021) и т.д. На сегодняшний день Турция выступает в качестве одного из крупных торговых партнеров Азербайджана. По данным 2022 г. товарооборот между двумя странами достиг 5,83 млрд долл., при этом экспорт в Азербайджан составил 2,29 млрд долл., импорт из Азербайджана - 3,54 млрд долл. [21]. За период с 2010 по 2022 г. товарооборот между этими странами в денежном выражении вырос почти в 3,3 раза [30]. По мнению бывшего министра торговли Турции Р. Пекджан товарооборот между Турцией и Азербайджаном не отражает истинного потенциала двух стран [12], и цель заключается в увеличении показателей до 15 млрд долл. [23]. Турецкий экспорт в Азербайджан увеличился в годовом исчислении на 10,9%, с 161 млн долл. в 1995 г. до 2,37 млрд долл. в 2021 г. [20]. В качестве основных товаров турецкого экспорта выступают ядерные реакторы, котлы, электрические машины и устройства, пластмасса, железо, устройства для телевещания, чистящие средства [31] и т.д. Экспорт из Азербайджана в Турцию увеличился в годовом исчислении на 20,8% - с 20,8 млн долл. в 1995 г. до 2,83 млрд долл. в 2021 г. [20]. 80% азербайджанского экспорта в Турцию составляют энергоресурсы. Среди основных статей экспорта Азербайджана также можно указать хлопок, хлопчатобумажные нити и ткани, необработанный алюминий, пластмассы [26] и т.д.

Турецкие компании, число которых в Азербайджане достигает 4000, инвестировали в азербайджанскую экономику 12 млрд долл. [5]. При этом Турция возглавляет список инвесторов нефтяного сектора Азербайджана (2,8 млрд долл.). Турция активно инвестирует также в сфере строительства дорог, мостов и туннелей. Турецкие компании-подрядчики реализуют в Азербайджане 455 проектов общей стоимостью 15,5 млрд долл. [13]. Турецкие компании проявляют интерес к военному производству, фармацевти-

ке, восстанавливающей энергетике и т.д. Баку, в свою очередь, делает крупные капиталовложения в Турции (порядка 19,5 млрд долл.), в частности в энергетической сфере. Общий объем инвестиций Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) в Турцию составляет 18 млрд долл., при этом инвестиции в нефтеперерабатывающий завод STAR составили 6,7 млрд долл. [9]. В целом доля SOCAR на рынке нефтехимической продукции Турции достигает 12%, обеспечив 25% спроса страны на нефтепродукты.

Военно-политическая сфера является важнейшим компонентом турецко-азербайджанского сотрудничества. С 1992 г. между двумя странами подписано 100 соглашений и протоколов в данной области. Качественно новый уровень турецко-азербайджанского сотрудничества обеспечили Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи (2010) и Декларация о создании Совета стратегического сотрудничества. Эти документы стали мощным импульсом для развития военно-политических и военно-технических отношений. Турция активно принимала и продолжает принимать самое непосредственное участие в процессе становления и укрепления Вооруженных сил Азербайджана [8, с. 132]. Анкара является основным поставщиком вооружения в Азербайджан, обеспечивает подготовку азербайджанских военных в турецких учебных заведениях, реализует совместные проекты с Азербайджаном в сфере производства военной техники и т.д. С этой точки зрения, особого внимания заслуживает Соглашение о сотрудничестве в сфере оборонной промышленности, подписанное в 2017 г. между правительствами Азербайджана и Турции и предусматривающее подготовку командного состава азербайджанской армии на учебной и материальной базе ВС Турции [19]. Турция и Азербайджан формируют единую - туркоцентричную - систему безопасности на пространстве Южного Кавказа таким образом, что Турция оказывается в той или иной мере вовлечена практически во все процессы, связанные с участием ВС Азербайджана [1, с. 93].

Эффективность двустороннего сотрудничества в военно-политической сфере была наглядна в ходе Второй карабахской войны, когда Азербайджан, благодаря военной и дипломатической широкой и открытой помощи Турции, начал войну против непризнанной Нагорно-Карабахской Республики и одержал победу над

армянскими войсками. Эта война, которая была завершена в пользу азербайджано-турецкого тандема, не разрешила карабахский конфликт, однако усилила позиции Турции как в Азербайджане, так и на Южном Кавказе в целом. В июне 2021 г. Баку и Анкара подписали Шушинскую декларацию о союзничестве, которая поднимала двусторонние отношения на высший уровень сотрудничества. Основная часть документа посвящена именно сотрудничеству в военной сфере и безопасности. Параллельно Турция и Азербайджан начали вести переговоры по созданию совместной тюркской армии [14]. Действия Турции в рамках Второй карабахской войны вписывались в ее пантюркистскую политику, направленную на объединение тюркских государств и преодоление «армянского клина». Эта война, спровоцированная Турцией, послужила катализатором турецко-азербайджанских союзнических отношений, усилила и расширила рычаги влияния Турции в Азербайджане, а также создала основы для реализации пантюркистских идей Анкары. Кроме того, инициируя столь тесный интеграционный процесс с Азербайджаном, Турция стала показывать другим тюркоязычным народам свой путь интеграции в некое масштабное тюркоязычное сообщество [15].

Параллельно с экономической и военно-политической активностью Турция успешно наращивает свое культурно-образовательное присутствие в Азербайджане. Анкара приложила большие усилия для учреждения учебных заведений, «налаживания сотрудничества между турецкими и азербайджанскими университетами, а также укрепления взаимодействия между СМИ двух государств» [2, с. 17]. Еще в середине 1990-х годов. Турция получила право принимать участие в реформировании азербайджанской учебной системы. Именно тогда были открыты первые турецкие образовательные центры: Бакинско-турецкий анатолийский лицей и Бакин-ско-турецкий тюркоязычный центр, открытые Министерством образования Турции, а также Бакинский турецкий лицей и факультет теологии при Бакинском университете, основанные Турецким религиозным фондом (Диянат).

В 2012 г. при Бакинском государственном университете был открыт центр турецкой культуры имени Юнуса Эмре, занимающийся пропагандой турецкой культуры, истории, языка и литера-

туры. Этот центр ежегодно организовывает летние школы по изучению турецкого языка в Турции для азербайджанских студентов [24].

В начале 2021 г. Турция достигла договоренности об открытии офиса Турецкого фонда образования и основании турецких школ «Маариф» в Азербайджане [16]. Уже в 2022 г. в Баку открылась первая такая школа [6], одной из важных задач которой стало укрепление и расширение протурецких настроений среди азербайджанской молодежи. Посол Турции в Азербайджане оценивал открытие таких школ как инвестиции в человеческий капитал Азербайджана [10]. Таким образом, Турция старается приобрести влияние в образовательной и государственной системе Азербайджана. В 2023 г. Турция и Азербайджан также анонсировали проект создания совместного университета [17].

Анкара предпринимает активные действия для укрепления двустороннего взаимодействия в сфере СМИ. В сентябре 2020 г. Азербайджан и Турция достигли договоренности о формировании совместной медиаплатформы двух государств [32]. Стороны акцентировали борьбу с дезинформацией как внутри двух стран, так и на международной арене. И показательно, что эта договоренность была достигнута накануне Второй карабахской войны. Уже в декабре того же года был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой о стратегическом сотрудничестве в области СМИ» [18]. Цель Турции заключается в усилении своего влияния на общественное мнение в Азербайджане, а также укрепление имиджа турецко-азербайджанского тандема на международной арене. Такое двустороннее взаимодействие имеет потенциал превращения в ядро сотрудничества тюркских государств в области СМИ, инициированного Турцией.

Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (Т1КА) - одно из основных ведомств в политике «мягкой силы» за 30 лет реализовало в Азербайджане 1276 проектов [27]. В рамках этих проектов около 6 тыс. человек в Азербайджане прошли обучение или повышение квалификации [28] (медицинские работники, работники туристской индустрии, представители СМИ и т.д.). Реализованные проекты распространяются на здравоохранение, образование, культуру, сельское хозяйство, туризм, административную инфраструктуру. Среди этих проектов 191 свя-

зан с образованием, 109 связаны со здравоохранением, 51 - с коммуникацией и НПО и т.д. Агентство оказывает также гуманитарную помощь нуждающимся азербайджанцам. Только в 2022 г. агентство раздало продукты питания 2500 малообеспеченным семьям по случаю Рамадана в Азербайджане [29]. Масштабы, количество и содержание реализованных программ Т1КА подчеркивает особое место Азербайджана в региональной политике Турецкой Республики.

Суннитская Турция активно укрепляет свои позиции в религиозной жизни шиитского Азербайджана. Правовой основой турецко-азербайджанского сотрудничества в религиозной сфере является «Протокол о сотрудничестве в сфере религиозного образования между Комитетом по работе с религиозными структурами Азербайджанской Республики и Министерством по делам религии Турецкой Республики». Турецкая политика выражается в основном в организации религиозного просвещения, а также в строительстве и ремонте мечетей при участии различных духовных фондов и частного бизнеса. Эту деятельность координирует Турецкий религиозный фонд (Диянат). Интересен тот факт, что очень часто управлением построенных мечетей сначала занимаются граждане Турецкой Республики, а в дальнейшем азербайджанские кадры, подготовленные или прошедшие повышение квалификации в Турции. Таким образом внедряется турецкая интерпретация суннитского ислама в целях предотвращения влияния шиитского Ирана.

Заключение

Суть турецких интересов на Южном Кавказе, которая выражается в обеспечении турецкого присутствия в регионе, столетиями не изменялась. Если в историческом плане Турция старалась завоевать эти территории для обеспечения своего присутствия в регионе, то на современном этапе для достижения этой цели она распространяет свое политическое, экономическое, военное и культурное влияние. При этом следует отметить, что стратегические интересы Турции и ее претензии на роль регионального лидера в определенной степени входят в противоречие с жизненно важными интересами России [7]. После Второй карабахской вой-

ны Турция вступила в новую фазу укрепления своих позиций в регионе за счет уменьшения влияния России.

В южнокавказском направлении внешней политики Турции особое место занимает Азербайджан. За годы независимости этой южнокавказской страны Турции удалось создать мощные рычаги влияния на внешнюю и внутреннюю политику официального Баку. Опираясь на них, Анкара продолжает формировать на территории Азербайджана протурецкий аппарат управления и подконтрольную ему властную элиту [1, с. 97]. В таких условиях после победы при помощи Турции во Второй карабахской войне Азербайджан сталкивается с риском потери возможностей маневрирования на международной арене и усиления евроатлантического, в частности турецкого, компонента во внешней политике страны. Такая тенденция может привести к созданию союзного государства, в котором Азербайджан де-факто может лишиться своего суверенитета.

Список литературы

1. Аватков В.А. Турция и Азербайджан: одна нация - одно государство? // Мировая экономика и международные отношения. - 2022. - Том 66, № 2. -С. 90-100.

2. Аватков В.А. Внешнеполитическая линия Турецкой Республики в отношении стран Закавказья в контексте внешнеполитической идеологии Турции // Ежегодник ИМИ. МГИМО. - 2014. - Выпуск 2 (8). - С. 13-21. - URL: https://mgi mo.ru/files2/2015_06/up0/file_03a21e4e99303bb787920a5f39252400.pdf (дата обращения: 1.05.2023).

3. Алексанян Л.М. Грузия во внешней политике Турции на современном этапе : диссертация на соискание уч. степени канд. полит. наук. - Москва, 2019. -180 с.

4. Алексанян Л.М. Эволюция внешней политики стран Южного Кавказа: итоги и новые вызовы // Центральная Азия и Кавказ. - 2021. - Том 24, № 4. - С. 6679.

5. Баку и Анкара обсуждают возможность совместных инвестиций в нефтегазовые проекты в третьи страны - Эрдоган // Интерфакс-Азербайджан. - 2021. -15 июня. - URL: http://interfax.az/view/837460 (дата обращения: 12.05.2023).

6. В Азербайджане состоялось открытие международной школы «Маариф» // Телеканал Мир 24. Азербайджанская Республика. - 2022. - 3 октября. - URL: https://az.mirtv.ru/news/135759/ (дата обращения: 1.05.2023).

7. Григорян И.В. Внешняя политика Турции в отношении государств Южного Кавказа: новые вызовы и угрозы национальной безопасности // Национальная безопасность. - 2012. - № 3 (20). - С. 67-75.

8. Марабян К.П. Особенности современной политики Турции на Южном Кавказе // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2022. - № 16 (4). -С. 130-138.

9. Обнародован объем инвестиций SOCAR в Турции // SPUTNIK Азербайджан. -2023. - 12 мая. - URL: https://az.sputniknews.ru/20230512/obnarodovan-obem-investitsiy-socar-v-turtsii-454766847.html (дата обращения: 21.05.2023).

10. Посол: В Азербайджане начнут действовать турецкие международные школы «Маариф» // Азертадж. - 2022. - 29 августа. - URL: https://azertag.az/ru/xeber/ Posol_V_Azerbaidzhane_nachnut_deistvovat_tureckie_mezhdunarodnye_shkoly_ Maarif-2269622 (дата обращения: 13.06.2023).

11. Тарасов С. Кому нужно союзное государство Азербайджана и Турции // Ре-гнум. - 2018. - 16 июня. - URL: https://regnum.ru/article/2432386 (дата обращения: 7.06.2023).

12. Турция ратифицировала соглашение о свободной торговле с Азербайджаном // SPUTNIK Азербайджан. - 2021. - 19 января. - URL: https://az.sputniiknews.ru/ 20210119/turkey-azerbaijan-soglashenie-425997597.html (дата обращения: 5.06.2023).

13. Турецкие компании реализуют в Азербайджане проекты на 15,5 млрд долл. // REPORT : Информационное агентство. - 2022. - 17 ноября. - URL: https://re port.az/m/biznes/tureckie-kompami-realizuyut-v-azerbajdzhane-proekty-na-15-5-mlrd-dollarov/ (дата обращения: 9.06.2023).

14. Турция и Азербайджан решили создать совместную тюркскую армию // РБК. -2021. - 28 июля. - URL: https://www.rbc.ru/politics/28/07/2021/610111d89a7947 02833cd138 (дата обращения: 01.07.2023).

15. Турецко-азербайджанская интеграция. Против России, Армении, Арцаха // Лазаревский клуб. - 2021. - 10 июля. - URL: https://lazarevsky.club/analitika/ turecko-azerbaydzhanskaya-intergraciya/ (дата обращения: 01.07.2023).

16. Турецкие школы в Азербайджане и Кыргызстане - шаг Анкары по созданию Великого Турана // russia-armenia.info. - 2021. - 19 февраля. - URL: https://rus sia-armenia.info/node/73721 (дата обращения: 1.05.2023).

17. Турция и Азербайджан создадут совместный университет // МК Турция. -2023. - 13 июня. - URL: https://mk-turkey.ru/life/2023/06/13/t-turciya-i-azerbajdzhan-sozdadut-sovmestnyj-universitet-erdogan.html (дата обращения: 15.06.2023).

18. Турция и Азербайджан договорились о дальнейшем развитии сотрудничества // Большая Азия. - 2020. - 11 декабря. - URL: https://bigasia.ru/turcziya-i-azerbajdzhan-dogovorilis-o-dalnejshem-razvitii-sotrudnichestva/ (дата обращения: 15.06.2023).

19. Azerbaijan and Turkey 2021 // The Observatory of Economic Complexity. - URL: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/aze/partner/tur (дата обращения: 5.06.2023).

20. Шумилов М.М., Шумилов Ю.М. Военное сотрудничество Турции и Азербайджана в контексте реализации проекта создания пантюркистской армии // Большая Евразия: развитие, безопасность и сотрудничество. - 2022. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voennoe-sotrudnichestvo-turtsii-i-azerbaydzhana-

v-kontekste-realizatsii-proekta-sozdaniya-pantyurkistskoy-armii (дата обращения: 21.05.2023).

21. Azerbaijan. Imports and Exports // Trend Economy. - 2023. - URL: https://trende conomy.com/data/h2/Azerbaijan/TOTAL (дата обращения 25.05.2023).

22. Balci B. Strengths and Constraints of Turkish Policy in the South Caucasus // Insight Turkey. - 2014. - Vol. 16, N 2. - P. 43-52.

23. Cumhurba^kani Erdogan'in Azerbaycan Ziyaretinin Yansimalari // SETA. - 2023. -13 Haziran. - URL: https://www.setav.org/cumhurbaskani-erdoganin-azerbaycan-ziyaretinin-yansimalari/ (дата обращения: 7.06.2023).

24. Baku'de Azerbaycan-Turkiye î§ Forumu duzenlendi // TRT AVAZ. - 2022. -4 Kasim. - URL: https://www.trtavaz.com.tr/haber/tur/avrasyadan/bakude-azerbaycan-turkiye-is-forumu-duzenlendi/636545fe01a30a3aac0847e1 (дата обращения: 5.06.2023).

25. Baki Dovlst Universiteti. - URL: http://bsu.edu.az/ru/content/institut_imeni_ unusa_emre (дата обращения: 1.05.2023).

26. Economic Relations between Turkiye and Azerbaijan // Republic of Turkiye. Ministry of Foreign Affairs. - URL: https://www.mfa.gov.tr/economic-relations-between-turkey-and-azerbaijan.en.mfa (дата обращения: 9.06.2023).

27. TIKA'nin Gozdesi Azerbaycan // TRT Haber. - 2023. - Nisan 9. - URL: https://www.trthaber.com/haber/gundem/tikanin-gozdesi-azerbaycan-718219.html (дата обращения: 1.05.2023).

28. TÎKA, Azerbaycan'da 1200'den Fazla Projeyi Hayata Geçirdi // TIKA. - URL: https://www.tika.gov.tr/tr/haber/tika_azerbaycan_da_1200_den_fazla_projeyi_haya ta_gecirdi-65051 (дата обращения: 1.05.2023).

29. TIKA'dan Azerbaycan'da 2 bin 500 aileye yardim eli // Hurriyet. - 2022. - Nisan 16. - URL: https://www.hurriyet.com.tr/dunya/tikadan-azerbaycanda-2-bin-500-aileye-yardim-eli-42044937 (дата обращения: 1.05.2023).

30. The Foreign Trade of Azerbaijan // The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. - URL: https://www.stat.gov.az/source/trade/?lang=en (дата обращения: 5.06.2023).

31. Turkey Exports to Azerbaijan 2022 // Trading Economics. - URL: https://tradinge conomics.com/turkey/exports/azerbaijan (дата обращения: 14.06.2023).

32. Turkiye ile Azerbaycan Ortak Medya Platformu Kururyor // SDE. - 2020. - Eylul 9. - URL: https://www.sde.org.tr/medya-calismalari/turkiye-ile-azerbaycan-ortak-medya-platformu-kuruyor-haberi-18259 (дата обращения: 15.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.