Роль языковой картины мира в процессе коммуникации
УДК 81'27
Саушева Елена Владимировна
кандидат филологических наук, доцент Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
РОЛЬ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ
Статья посвящена описанию важной роли языковой картины мира в процессе речевой коммуникации. В работе подробно рассматриваются особенности языковой и концептуальной картины мира. Автор статьи под языковой картиной мира понимает способ отображения реальности в сознании человека благодаря восприятию реальности через призму национально-культурных и языковых интерпретаций окружающей нас действительности на основе общечеловеческих концептуальных убеждений. В статье особо подчеркивается, что языковая картина мира представляет собой общее схематичное представление реальной действительности, поскольку языковая картина мира является языковым воплощением того, как мир воспринимается человеком. Концептуальная картина мира представляет информацию посредством понятий через логические, сенсорно-моторные, а также через символические этапы восприятия.
Ключевые слова: коммуникация, картина мира, речь, языковая картина мира, концептуальная картина мира, сознание, язык.
Прагмакогнитивные исследования концептуальных и языковых проблем, а также их вербальное воплощение в речевом акте представляет собой весьма важное основание для дальнейшей разработки теории и практики языковой коммуникации.
В процессе коммуникации весьма важен учет языковой и концептуальной картины мира участников речевого акта. Вначале остановимся на понятии «картина мира», поскольку как подчеркивает В.И. Постовалова [14, с. 12], при описании мира необходимо выделить три его составляющих.
Прежде всего, это - реалия (или феномен) картины мира, во-вторых, это - её понятие и, в-третьих, это - сам термин. Так, В.И. Постовалова отмечает, что «феномен, именуемый "картина мира" являлся таким же древним, как и сам человек». Создание первых картин мира у человека совпадает по времени с процессом антропогенеза. Тем не менее, реалия, называемая термином «картина мира», стала предметом научно-философского рассмотрения лишь в недавнее время. Понятие «картины мира» находится в настоящий момент в стадии своего формирования» [14, с. 12].
В последние время исследование «картины мира» привлекает многих ученых [1, с. 5-33; 5, с. 80-82; 11, с. 45; 13, с. 53-57; 15, с. 112]. В «Краткой философской энциклопедии» под «картиной мира» понимается совокупность мировоззренческих знаний о мире [10, с. 201], сформированная в процессе оценивания субъектом результатов познания окружающей действительности.
Необходимо отметить, что картина мира отражает специфические особенности мировидения и познания. Таким образом, картина мира может быть объективной и субъективной, общей и индивидуальной, научной и практической, реальной и мифологической, глобальной и ограниченной, целостной и локальной. Следовательно, мы приходим к выводу, что картина мира включает в себя субъективные моменты, поскольку формируется у каждого индивида и постоянно меняется.
Как полагает Т.Г. Попова [12, с. 70], «в современной когнитивно-коммуникативной парадигме лингвистики языковая картина мира опирается на многогранный опыт человека. Отталкиваясь от индивида, учитывая человеческий фактор в языке и считая сознание когнитивной структурой, мы приходим с позиции экспериенционализма к истокам человеческой категоризации».
При этом нам необходимо уточнить, что концептуальная картина мира представляет нам информацию посредством понятий через логические и сенсорно-моторные, а также через символические этапы восприятия. Мы понимаем языковую картину мира как способ отображения реальности в сознании человека благодаря восприятию реальности через призму национально-культурных и языковых интерпретаций реальной действительности на основе общечеловеческих концептуальных убеждений.
Проблема языковой картины мира (ЯКМ) находит свое теоретическое истолкование в трудах В.фон Гумбольдта [4, с. 320], который приходит к выводу, что «язык одновременно есть и отражение, и знак». Такое понимание внутренней формы языка В.фон Гумбольдтом становится точкой отсчета для многочисленных языковедческих изысканий, где доминантной задачей является описание специфических особенностей «картины мира различных языков», как об этом метко подмечает в своей работе, посвященной вопросам родного языка и формированию духа, Й. Вайсгербер [3, с. 161].
В контексте наших рассуждений видится необходимым отметить то, что структура того или иного языка оказывает непосредственное влияние и на способ мышления, и на поведение носителей того или иного языка. Таким образом, каждый человек воспринимает окружающую его реальность на основе своего жизненного опыта в зависимости от семантических категорий и концептов, заложенных в языковом коде.
Таким образом, мы можем утверждать, что языковая картина мира представляет собой общее схематичное представление реальной действитель-
© Саушева Е.В., 2017
Вестник КГУ ^ № 3. 2017
169
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ности. Кроме этого, языковая картина мира представляет собой языковое воплощение того, как мир воспринимается человеком. Подтверждение нашим мыслям мы находим и в работе Г.В. Кол-шанского, который считает, что картина мира это -«выражение обусловленной различными факторами познавательной деятельности людей в пределах единого объективного мира» [8, с. 31].
Как отмечает Е.С. Кубрякова, «если язык представляет мир разделенным на разные сущности -объекты, события, признаки, явления и процессы, он как бы уже одним этим утверждает экзистенцию в действительности отдельных тел, лиц, их атрибутов и т.д. Язык членит действительность, поскольку ее членит наше сознание, и делит на такие составляющие, которое она выделило и признало» [9, с. 22].
Действительно, каждый язык имеет как специфические, так и универсальные способы концептуализации окружающей нас реальной действительности. Именно этим психолингвистическим фактором и объясняется то, что представители различных лингвокультур по-разному категори-зируют и концептуализируют окружающий нас мир на основе языкового кода. Подтверждение нашим мыслям мы находим в труде З.Г. Бурдиной [2, с. 56], где автор описывает неразложимые языковые структуры в речевой коммуникации.
По мнению Е.Г. Князевой, смысл высказывания - «это некоторая организованная совокупность индивидуально-деятельностных, личностных, в том числе ситуативно определенных элементов значений и одновременно их целостность, формирующаяся в языковом сознании коммуниканта в связи с высказыванием как материально-знаковой системой» [3, с. 59].
Таким образом, рассмотрев роль языковой картины мира в процессе коммуникации, мы приходим к заключению о важности дальнейших праг-макогнитивных исследований концептуальных и языковых проблем. Функционирование языка в речевом акте зависит от целого ряда факторов, среди которых в первую очередь следует отметить разнообразие способов речевого общения в вербальном отражении подаваемой информации. Немаловажным фактором является учет концептуальной картины мира (ККМ) и языковой картины мира (ЯКМ) адресата и адресанта.
Следующий вывод, к которому мы приходим в ходе исследования языковой картины мира в процессе коммуникации, заключается в том, что, что представители разных лингвокультур по-разному вербализуют общечеловеческие концепты на основе прагматических, ментальных, лингвистических и культурологических принципов.
Библиографический список
1. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира. Семиотика и информа-
тика. - М., 1986. - Вып. 28. - С. 5-33.
2. Бурдина З.Г. Неразложимые языковые структуры и речевая коммуникация. - М.: Наука, 1987. -106 с.
3. Вайсгербер Й.Л. Родной язык и формирование духа. - М.: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова Ран, 2003. - С. 343-347.
4. Гумбольдт В. Фон. Избранные труды по языкознанию / общ. ред. Г.В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 2000. - 400 с.
5. Кирнозе З.И. О национальной концептосфе-ре // Филология и культура. Материалы III Между-нар. научной конференции: В III ч. - Ч. II. -Тамбов, 2001. - С. 80-82.
6. Князева Е.Г. Речевая единица и коммуникативная антиципация // Язык как системная реальность в социокультурном и коммуникативном измерениях: Материалы УШ Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации (Москва, 27 июня 2014 г.) / под общ. ред. Н.В. Иванова. - М.: ИД «Международные отношения», 2014. - С. 609-613.
7. Князева Е.Г. Синтез смыслов // Структурная метафизика языка и феноменология речевого дискурса: критерий системных интерпретаций: Материалы IX Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации (26 июня 2016 года). - М.: ИД «Международные отношения», 2015. - С. 59-65.
8. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. - М.: Наука, 1990. - 140 с.
9. Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) // Известия АН. Серия литературы и языка, 1997(а). -Т. 56. - № 3. - С. 22-31.
10. КФЭ - Краткая философская энциклопедия / сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, Л.Г. Лузина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 245 с.
11. Павиленис Р.И. Проблема смысла: (современный логико-философский анализ языка). - М.: Мысль, 1983. - 286 с.
12. Попова Т.Г. Национально-культурная семантика языка и когнитивно-социокоммуникатив-ные аспекты (на материале английского, немецкого и русского языков): дис ... д-ра филол. наук. - М., 2004. - 286 с.
13. Попова Т.Г., Курочкина Е.В. Концепт как оперативная единица памяти // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». 2015. - № 1. - С. 53-57.
14. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М.: Наука, 1988. -С. 8-60.
15. Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания. -1990. - № 6. - С. 112.
170
Вестник КГУ ^ № 3. 2017