Научная статья на тему 'Роль языковой игры в реализации коммуникативных стратегий преподавателя вуза'

Роль языковой игры в реализации коммуникативных стратегий преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
373
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / ТИПЫ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бульина Юлия Владимировна

В статье выявляются и анализируются типы языковой игры, которые используются преподавателями вузов в ходе учебного процесса для реализации коммуникативных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль языковой игры в реализации коммуникативных стратегий преподавателя вуза»

Ю.В. Бульина. Роль языковой игры в реализации коммуникативных стратегий

Б. В.П., как Вам не стыдно говорить на такие темы при посторонних, тем более это не ваше дело!

Таким образом, одним из основных условий достижения эффективности коммуникации является следование этическим нормам общения.

Как говорящий, так и слушающий должны ставить в центр внимания своего партнера по общению, проявлять интерес к его личности, мнению, выражать общую заинтересованность в разговоре.

Правила кооперативного, вежливого общения предписывают уважительное, доброжелательное отношение к собеседнику. Говорящий должен проявлять интерес, внимание к адресату, стараться избегать неприятных моментов в общении, выражать свое расположение. Слушающий также должен проявлять заинтересованность в коммуникации. Недопустимым считается перебивать собеседника, вербально или невербально выражать свое безразличие.

В процессе коммуникации необходимо соблюдать нормы речевого этикета. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнера по общению, в соответствии с ситуацией выбирать тему разговора, нужную форму обращения к собеседнику.

Знание и владение этическими нормами речевого поведения создает благоприятную обстановку для общения, помогает избежать коммуникативных неудач, делает коммуникацию максимально эффективной.

Примечания

1 Кочеткова Т.В., Богданова В.А. Взаимодействие этических и коммуникативных норм // Хорошая речь. Саратов, 2001. С. 197.

2 Харченко Н.Г. Коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенция // Русский язык и русистика в современном культурном пространстве. Екатеринбург, 1999. С. 83.

3 Формановская Н.И. Русский речевой этикет и культура общения. М., 1989. С. 47.

4 Кочеткова Т.В., Богданова В.А. Указ. соч. С. 198.

5 Захарова Е.П. Категория тональности в аспекте коммуникативной нормы // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2008. Вып. 8. С. 171.

6 Кочеткова Т.В., Богданова В.А. Указ. соч. С. 198.

7 Там же. С. 200.

УДК: 811.161.1-25 (072.8)

роль языковой игры в реализации коммуникативных стратегий преподавателя вуза

Ю.В. Бульина

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье выявляются и анализируются типы языковой игры, которые используются преподавателями вузов в ходе учебного процесса для реализации коммуникативных стратегий.

Ключевые слова: языковая игра, типы языковой игры, коммуникативные стратегии и тактики.

Role of Language Game in the Realization of Communicative strategies of Teachers of Higher Education school

Yu.V. Bulyina

The article reveals and analyses types of language game, which are used by teachers of the school of higher education in the course of the educational process for the implementation of communicative strategies.

Key words: language game, types of language game, communicative strategies and tactics.

В последние два десятилетия ученые-лингвисты все чаще обращаются к изучению таких явлений, как языковая игра (ЯИ) и коммуникативная стратегия и тактика, что связано с изменяющейся языковой ситуацией и новыми подходами к ее

изучению. Широкому распространению и развитию феномена ЯИ способствуют набирающий силу процесс демократизации языка и языковых норм, стандартов межличностного общения и процесс карнавализации языка и языкового сознания личности. В связи с этим претерпевают изменения и те приемы, которые используются участниками коммуникации для реализации коммуникативных стратегий и тактик, применение которых помогает говорящему достигнуть поставленных целей. Эти процессы затронули и такую сферу коммуникации, как общение преподавателей со студентами в стенах вуза. В связи с этим представляется актуальной проблема изучения и анализа особенностей использования ЯИ преподавателями вузов для реализации основных коммуникативных стратегий и тактик, применяемых в ходе учебного процесса.

Данная статья посвящена выявлению и анализу типов ЯИ, которые используются преподавателями для реализации следующих коммуникативных стратегий: 1) установление и поддержание контакта с аудиторией, 2) создание дружественной атмосферы, 3) выражение эффективной и действенной критики. Материалом для исследования послужили записи устной речи преподавателей

© Ю.В. Бульина, 2010

Саратовского государственного университета, которые ведутся с 2003 г. по настоящее время.

Существует много определений понятий ЯИ и коммуникативной стратегии и тактики. Они отражены в работах таких ученых, как Л. Витгенштейн, Т.А. Гридина, В.З. Санников, А.П. Сковородников, Н.И. Формановская, О.Н. Паршина, О.С. Иссерс и др.

ЯИ определяется мною как осознанное нарушение языкового канона, проявляющееся на всех уровнях языка в тесной связи с ролевой и стилевой дифференциацией речевой деятельности и законами формальной логики, рассчитанное на осознание этого нарушения реципиентом и имеющее целью создание комического эффекта.

Коммуникативная стратегия - это «выбор определенной линии речевого поведения в конкретной ситуации в интересах достижения цели коммуникации»1.

Речевая тактика - «совокупность речевых ходов, последовательность речевых актов», посредством которых реализуется конкретная коммуникативная стратегия2.

Рассмотрим, с помощью каких тактик реализуются указанные коммуникативные стратегии и какие типы ЯИ для этого используются.

Стратегия установления и поддержания контакта с аудиторией реализуется с помощью тактик приглашения к началу работы, привлечения внимания, подведения итогов и поддержания контакта с аудиторией в конце занятия.

Тактика приглашения к началу работы. Применение данной тактики позволяет максимально быстро настроить студентов на работу после перемены между парами или перерыва в ходе занятия. Яркое, интересное высказывание позволяет быстро привлечь внимание аудитории к словам преподавателя. Как правило, при создании подобных высказываний говорящий экспериментирует с лексикой различных стилей (стилистический тип ЯИ), создавая неожиданные сочетания слов или предложения, состоящие из разностилевых частей. 1) Итак, уважаемые господа, давайте приступим к очередной отчаянной попытке постигнуть величие физики, ради чего, собственно, мы все сюда и пришкандыба-ли, а кто-то до сих пор еле-еле шкандыбает. 2) Ну что ж, время халявы истекло, давайте продолжим вгрызаться в гранит науки, чтобы на экзамене осветить светом знания скромное бытие преподавателя.

Как следует из приведенных примеров, игровое высказывание содержит информацию о начале совместной работы с преподавателем. Однако оно может заключать в себе и сообщение о том, что будет сделано далее. Это способствует экономии речевых усилий и времени, поскольку такое высказывание выполняет одновременно функции приглашения к работе и краткого анонса занятия. Особенно эффективно применение данного приема в начале пары. Здравствуйте, студенты.

Чтобы не тянуть время, сразу кратко обозначу, какие новые прикольные, но жутко непонятные словеса вы сможете использовать после этого акта просвещения нации в качестве изысканных и благородных ругательств. Итак, сегодня я планирую запихнуть в ваши головы, что такое дисфункция магнитного потока и деструкция нестабильного магнитного поля.

Тактика привлечения внимания. Этот прием позволяет преподавателю выделить в излагаемом материале основные положения или ввести объяснение нового материала. Чаще всего подобные высказывания строятся на сочетании метатекстовых фраз и необычной для ситуации лекции лексики основного предложения. При этом широко используется явление коммуникативной избыточности (лексико-синтаксический тип ЯИ), резко отличающее игровую фразу от лаконичного изложения лекционного материала. Такие высказывания обычно отделяются от основного текста более длительной паузой и имеют иную темпо-ритмическую структуру. Далее, т.е. с этой минуты, даже с этой секунды мы с вами с головой, пятками и обувью окунемся в настолько мало известный сегодняшнему, т.е. вашему, поколению мир речевых норм, что об их существовании скоро будут напоминать только жалкие остатки рукописей в библиотеках.

Тактика поддержания контакта с аудиторией в конце занятия. Яркое, необычное высказывание помогает удержать внимание студентов, когда это особенно трудно ввиду близости перемены. Обычно реплика содержит напоминание о том, что до конца занятия осталось немного времени, но то, что будет сказано далее, является важным и существенным для усвоения материала. Для создания подобного высказывания чаще всего используется прием обыгрывания синтаксической и лексической сочетаемости слов (лексико-синтаксический тип ЯИ). Та-ак, дружно вскарабкиваемся на финишную черту нашего марш-броска, тот, кто сейчас не успеет догнать мою быстроногую мысль, будет долго бегать за мной в ее поисках перед экзаменом.

Тактика подведения итогов используется при переходе к новой теме или в конце пары. Использование ЯИ позволяет не только обратить внимание аудитории на основные тезисы, но и способствует их запоминанию, поскольку игровое высказывание создает необходимую паузу между изложением материала и подведением итогов, что дает студентам возможность сконцентрироваться на выводах преподавателя. Высказывание также строится с использованием лексикосинтаксического типа ЯИ. Таким образом, главное, даже главнейшее, из того, что вы обязаны были выкопать, вычерпать, усвоить и заныкать в своем мозгу из сегодняшней лекции - это: 1) в основе теории ускорения частиц лежит... (далее следует стандартное перечисление основных положений лекции).

Ю.В. Бульина. Роль языковой игры в реализации коммуникативных стратегий

Тактика привлечения внимания, тактика подведения итогов и тактика поддержания контакта с аудиторией в конце занятия часто применяются в одних и тех же или во многом схожих коммуникативных ситуациях. Схожими являются и приемы создания игровых высказываний, которые используются в ходе применения данных тактик. Например, в ситуации, когда преподавателю необходимо перечислить основные тезисы изложенного материала, эти тактики нередко реализуются в одном высказывании, поскольку это способствует экономии времени и речевых усилий. В этом случае высказывание также строится с использованием лексико-синтаксического типа ЯИ, а указанные приемы создания игрового высказывания могут комбинироваться, т.е. в предложении могут сочетаться коммуникативная избыточность и обыгрывание синтаксической сочетаемости слов. А вот сейчас я хочу услышать не ваше оглушающее жужжание, сопение и кряхтение, а то, как вы очень внимательно, затаив дыхание, меня слушаете. Мы плавно добрались до момента подведения итогов нашего занятия. Итак, сегодня мы узнали...

Кроме того, игровые реплики помогают перебросить связующий мостик между занятиями, если обзор материала не завершен. Студенты запомнят интересное высказывание, что будет способствовать поддержанию внимания к изучаемому материалу и предмету в целом, позволит быстрее установить контакт с аудиторией в начале следующей пары. Как правило, такие игровые высказывания также создаются при помощи лексико-синтаксического типа ЯИ. На сегодня, пожалуй, хватит с вас новой информации, а то жесткие диски вашего мозга переполнятся и потребуется форматирование всего сознания, за что мои коллеги благополучно меня отматерят. А в следующий раз мы опять занырнем в необъятный мир содержимого компьютера и узнаем, какая еще живность там обитает.

Реализация стратегии создания дружественной атмосферы включает применение следующих тактик: тактики солидаризации с аудиторией, тактики верификации негативной информации или мнения о преподавателе/предмете, тактика снятия усталости, стресса и ослабления эмоциональной напряженности.

Суть тактики солидаризации с аудиторией состоит в том, что преподаватель выражает сочувствие студентам, говорит о том, что понимает, с какими трудностями им приходится сталкиваться, тем самым добиваясь с их стороны расположения и доверия к себе. Как правило, преподаватель приводит примеры из своей жизни, когда он оказывался в схожей со студентами ситуации. В большинстве проанализированных мною примеров использован статусно-ролевой тип ЯИ, когда преподаватель языковыми средствами пытается сократить социальную дистанцию, разделяющую его со студентами, давая тем самым понять, что их проблемы и интересы ему не чужды.

- А что вы такие взвинченные? Предыдущая пара прошла чрезвычайно успешно?

- Да, нам ваш коллега зачет никому не поставил и сказал, что и не будет.

- Понимаю: вселенская катастрофа группового масштаба, но не советую сотрясать воздух рыданиями и биться головой о стены - они у нас старые, рухнуть могут. И это будет уже ги-перреальнейшая проблема. Мне этот профессор тоже раз двести грозился прибить мой труп на косяке деканата, а теперь я из его чашки кофе пью. Только ни гу-гу.

Кроме того, часто используется тактика верификации негативной информации или мнения о преподавателе/предмете. Таким образом, преподаватель пытается опровергнуть легенды

о себе или своих коллегах, изучаемом предмете, которые существуют в любом вузе и всегда передаются от старших курсов младшим. Наиболее типичным приемом для создания таких высказываний является логико-фактический тип ЯИ. 1) Не стесняйтесь садиться на первую парту. Я не кусаюсь и подручные предметы в студентов не швыряю. Меня уже вылечили. 2) К великому сожалению для вас это именно тот предмет, для которого правило «студент всегда прав» иногда умудряется срабатывать вопреки всем ухищрениям преподавателя.

Широко применяется преподавателями тактика снятия усталости, стресса и ослабления эмоциональной напряженности. Эта тактика может быть эффективно использована в любой момент занятия. Но все же наблюдается определенная зависимость результата от времени применения тактики. В начале пары использование ЯИ позволяет легко снять стресс и эмоциональную напряженность, причем игровое высказывание помогает настроиться на продуктивную работу не только студентам, но и преподавателю (особенно, если он недавно работает в вузе). Чаще всего преподаватели создают необычные, смешные слова или причудливые словосочетания из слов литературного языка, с помощью которых убеждают студентов, что ничего трудного в предстоящей работе нет (словообразовательный тип ЯИ).

1) Итак, коллеги, на сегодняшнем занятии мы самым пристальнейшим взглядом скрупулезненько рассмотрим одну из повестей Николая Гоголя. Произведение по меркам XIX века архимизерное, поэтому пугаться не стоит. 2) В наши планы на сегодня входит написание малепусенькой контрольной работенки и прослушивание небольшого аппетитного кусочка лекции. Падать в обморок не от чего, но и дурака валять тоже времени вряд ли хватит, так что приступаем.

Часто используется статусно-ролевая игра, но, как показывает практика, подобные высказывания действуют эффективно, если курс и преподаватель хорошо знакомы. В противном случае результат может быть отрицательным, поскольку студенты перестанут воспринимать преподавателя

Лингвистика

19

и все им сказанное всерьез. Итак, я приветствую всех, кто в это раннее субботнее утро, преодолев сон, лень и пробки дополз-таки до СГУ. Это уже пахнет подвигом. Давайте коротенечко рассмотрим очередную порцию материала и тогда мы точно сможем требовать себе памятник, правда придется еще долго докапываться по этому поводу до ректора.

Ближе к середине и концу занятия у участников общения накапливается усталость. Игровое высказывание помогает на короткое время отвлечься от привычного хода занятия, отдохнуть, не прерывая общения и не отклоняясь от центральной его темы. Наиболее часто подобные высказывания строятся на использовании логико-фактического и синтаксического (обыгрывается синтаксическая сочетаемость слов) типов ЯИ. Осталось нам совсем чуть-чуть. Не раскисаем и не отстаем от моей мысли. Сейчас мы быстренько добежим до понятия гиперфункции, познакомимся, пожмем ему лапу или что там у него есть, и можете смело идти и бросаться в амбразуру столовой.

2) Так-так, не отвлекаемся и не расползаемся по партам и норам своего и чужого сознания, а вламываемся в теорию бессознательного Зигмунда Фрейда, там гораздо интересней, чем в Доме-2.

ЯИ активно используется преподавателями и для выражения критики в адрес студентов. Критическое игровое высказывание действует намного эффективней обычных замечаний и других дисциплинарных мер, поскольку не только позволяет добиться желаемых результатов, но и не отражается на взаимоотношениях студентов и преподавателя. Смех сокурсников заставляет провинившегося выполнить необходимые преподавателю действия, не вызывая при этом внутреннего протеста. Чаще всего игровые высказывания-замечания строятся на основании стилистического типа ЯИ. 1) Степанов, я с замиранием сердца жду того ужасного дня, когда вы наконец соблаговолите снизойти с Олимпа до грешного мира нашего курса и начнете мне с

бешенной скоростью и вытаращенными глазами тараторить весь пропущенный материал. 2) Ага, вот они, давно забытые лица. Мило, что вы снова с нами, может, соблаговолите поведать нам тайну, где вы слонялись полсеместра?

Подведем итоги. ЯИ является одним из приемов, который эффективно используется при реализации в ходе учебного процесса таких коммуникативных стратегий преподавателя, как установление и поддержание контакта с аудиторией, создание дружественной атмосферы, выражение критики. Как показывает анализ приведенного материала, использование игровых высказываний позволяет быстро настроить студентов на плодотворную работу, снять эмоциональное напряжение и усталость, улучшить взаимоотношения с аудиторией. Кроме того, использование ЯИ способствует повышению эффективности дисциплинарных мер, при этом не сказываясь отрицательно на образе преподавателя в сознании студентов. Проведенное исследование показывает, что наиболее часто при реализации указанных коммуникативных стратегий преподаватели используют логико-фактический и стилистический типы ЯИ, создавая с их помощью высказывания, которые резко отличаются от привычных реплик как интонационно, по темпо-ритмической структуре, так и по лексико-синтаксическому строению. Кроме того, преподаватели часто прибегают к статусно-ролевой игре, однако ее эффективное использование возможно только в том случае, если у студентов уже сформировался определенный образ говорящего, в противном случае велика вероятность коммуникативной неудачи.

Примечания

1 Барсукова М.И. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2007. С. 8.

2 Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: Коммуникация и прагматика. М., 2007. С. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.