№ 3, 2GG8
4 English Sonnets 16th to 19th Centuries. M., 1990. P. 330.
5 См.: Дьяконова H. Я. Английский романтизм I Н. Я. Дьяконова. М., 1978. С. 37.
6 См.: Бонди С. М. История заполнения альбома 1833—1835 гг. I С. М. Бонди II Рукописи
А. С. Пушкина. Фототип. изд. Альбом 1833— 1835 гг. Тетр. 2374 Публичной б-ки им. В. И. Ленина. Коммент. М., 1939. С. 17.
7 Зенгер Т. Г. Указ. соч. С. 21.
8 См.: Модзалевский Б. Л. Библиотека Пушкина / Б. Л. Модзалевский. М., 1988. С. 317.
Поступила 20.12.07.
РОЛЬ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОПИСНОГО НАВЫКА
Н. В. Винокурова, ассистент кафедры методики начального образования МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Опираясь на исследование возможностей влияния языкового материала орфографических упражнений на процесс совершенствования правописного навыка у младших школьников, автор раскрывает сущность проблемы отбора языкового материала для уроков русского языка в начальной школе. Новизна статьи заключается в рассмотрении целесообразности использования в качестве языкового материала языковых единиц различных уровней.
Ребенок не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно, ни эстетически вне языковой среды, без речевого общения. Речь окружающих, их речевое поведение, звучащее слово, обращенное к ребенку с первых месяцев его жизни, — основа развития, становления личности. И то, что это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несет содержание, в известной мере задает направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина.
Орфография является одной из сторон письменной речи. Вне системы речи правописание представляется ученику такой деталью, которой он не имеет нужды пользоваться. Очевидно, что формирование у учащихся начальной школы орфографического навыка должно протекать в рамках речевой работы. В настоящее время это направление признано приоритетным в методике обучения правописанию. По мнению методистов, работа над орфографией может привести к положительным результатам при условии повышения речевой культуры младших школьников. Как известно, для формиро-
вания ребенка как языковой личности очень важна языковая среда, в которой он живет и развивается. В связи с этим в исследованиях по методике преподавания русского языка отмечается, что речевая (языковая) среда — это «речь, которую воспринимает человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей, знакомых, язык радио и телевидения, язык читаемых книг и т. п. Качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды»1.
Языковой материал, с которым учащиеся имеют дело на орфографических занятиях, является одной из составляющих языковой среды. В методической литературе языковой материал определяется как «фрагменты образцовой речи», «тексты, предложения, словосочетания, слова» для упражнений (М. Р. Львов, Л. П. Федоренко). Учителю необходимо использовать на уроках все указанные языковые единицы, поскольку каждая из них выполняет свою особую функцию, а высшей среди них на уровне текста выступает функция коммуникации, обеспечивающая общение, взаимопонимание людей.
© Н. В. Винокурова, 2008
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Языковой материал орфографических упражнений играет важную роль в становлении правописного навыка. С его помощью делаются обобщения и выводы, иллюстрируются положения правил, а также отрабатываются определенные умения и навыки. При отборе языкового материала для учащихся начальных классов учителю необходимо учитывать возможность не только решать с его помощью орфографические задачи, но и развивать речь детей. В современной методике обучения правописанию актуальным является положение о том, что языковой материал орфографических упражнений должен совмещать интересы орфографии и речевого развития младших школьников.
При включении орфографической работы в рамки коммуникативной, учебнопознавательной, творческой деятельности учителю следует помнить о создании с помощью языкового материала речевых ситуаций, способных пробудить в школьниках желание вступить в общение и понять кому, зачем и при каких обстоятельствах адресуются их высказывания.
Языковой материал правописных занятий, представленный в действующих учебниках в виде специально подобранных слов, словосочетаний, предложений, не всегда позволяет построить речевую ситуацию таким образом, чтобы перед учащимися встала задача произвести орфографические действия «вместе» с собеседником или «вместо» него. В качестве собеседника подразумевается учебный текст, который содержит информацию, необходимую для осуществления коммуникации, помогающей ученику почувствовать себя в ситуации живого общения.
Подбирая связный текст для урока русского языка, учитель прежде всего обращается к литературным источникам. Однако иногда, не найдя подходящего текста, он вынужден составить его сам или даже использовать сочинения, написанные учениками. И те, и другие
тексты в одинаковой степени должны отвечать учебно-воспитательным задачам.
Использование художественных текстов, несомненно, представляет особый интерес, так как их содержание одновременно пробуждает интерес учащихся, способствует развитию их мышления, вызывает эмоциональное отношение к самому автору и к тем мыслям, которые им высказаны. Кроме того, эти тексты изначально насыщены изучаемыми формами и конструкциями.
Художественные тексты — произведения искусства, которые являются продуктом речевой и мыслительной деятельности автора, представляющим собой фрагмент объективной действительности. Речь художественная выделяется среди других видов речи тем, что кроме номинативной выполняет также эстетическую функцию.
Основной отличительной чертой художественной литературы принято считать образность, эмоциональность. Согласно особенностям детского мышления, для которого в большей мере свойственна образность, а не отвлеченность, использование этих текстов на уроках русского языка наиболее эффективно. Это было подмечено еще К. Д. Ушин-ским.
Стремление учителя к тому, чтобы на уроках русского языка звучала образцовая речь, вполне обоснованно. Поэтому учителя все чаще в качестве языкового материала отбирают отрывки из художественных произведений. Фрагменты текста, небольшие по объему, совпадают с минимальным речевым высказыванием в форме предложения и помогают достичь определенной обучающей цели, которой может быть наблюдение за языковым явлением, проведение различных видов разбора, запись под диктовку, объяснение написания выделенных слов и др.
В качестве языкового материала могут быть использованы художественные тексты различных типов, поскольку с
№ 3, 2008
точки зрения орфографии художественный текст есть образец языкового материала, в котором представлены орфограммы. Типовое разнообразие текстов, приведенных в материалах действующих учебников русского языка для 4 класса2 к теме «Правописание личных окончаний глаголов», отражено в таблице (кроме текстов, обладающих чертами различных типов).
Типовое разнообразие учебных текстов, %
Авторы учебника Тип текста
Описа- ние Рассу- ждение Повест- вование
Зеленина Л. М.,
Хохлова Т. М. 41 43
Бунеев Р. Н. и др. 25 14
Полякова А. В. и др. 14 14
Рамзаева Т. Г. и др. 50 10 5
Как видим, соотношение текстов указанных типов в учебниках русского языка неодинаково. Практически все авторы, за исключением Л. М. Зелениной, Т. М. Хохловой, отдают предпочтение текстам-описаниям. Этот факт вполне объясним, так как подобные тексты содержат наибольшее количество орфограмм, связанных с правописанием частей речи. Суть описания состоит в более или менее развернутом указании на признаки предметов и явлений.
Обратимся к материалу учебников. В учебниках Р. Н. Бунеева и др. и А. В. Поляковой представлены только описания природы, в учебнике Т. Г. Рам-заевой из 10 упражнений 8(!) содержат тексты — описания природы. В учебнике Л. М. Зелениной, Т. М. Хохловой также большинство составляют тексты этого типа.
Несомненно, авторы учебников, привлекая яркие художественные тексты-описания, стремятся дать толчок к развитию ума и чувств школьников. Связь личных впечатлений с литературным опытом художника слова обогащает уча-
щихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности. Однако использование в качестве языкового материала орфографических упражнений только текстов — описаний природы может дать и противоположный эффект. Учащиеся привыкают к однотипным описаниям природы и не вникают в их смысл, тем более что основным назначением текста является орфографический анализ нескольких слов с изучаемой орфограммой. Поэтому постоянное обращение к лучшим страницам о природе способно вместо пробуждения у школьников добрых чувств привести к формализму в обучении.
Между тем данный тип текста предполагает некоторое разнообразие, поскольку в нем могут изображаться как картины природы, так и отдельные предметы и явления. С учетом психологических особенностей младших школьников в качестве языкового материала можно привлекать тексты — описания животных, подобные приведенным ниже.
Кот Васька Васька — котик-коток. Васька — серыгй лобок.
У Васютки ушки чутки, усыг длин-ныг, шубка шёлковая. Глазки огневыге, когти стальныге.
Ласков Васька и хитёр: спинку выгибает, хвостиком виляет, глазки закрывает: днём на солныгшке лежит да все сказки говорит; ночью бродит на охоту: мы шек сторожит.
(К. Д. Ушинский)
Гималайский медведь В горныгх лесах Азии живёт гималайский медведь. Он весь чёрныгй, а на груди белыгй треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинныге ноги. Он быгстро лазит по деревьям. Медведь любит дикие ягоды, яблоки, орехи. Заберётся мишка на черёмуху, наломает ветвей и обсасы -вает с них ягодыг. Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
в тайге огромны й кедр, привезут в посёлок, а из пустого внутри ствола медведь выглезает.
(По Г. Снегиреву)
Загадки — распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Они развивают ум, смекалку, будят мысль, вырабатывают у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Отгадывание загадок — не только развлечение, но и проверка сообразительности. Для внесения в орфографические занятия занимательных моментов можно использовать тексты-описания в форме загадок, подобные приведенному ниже.
Отгадай-ка!
Этот зверёк — лесной житель. У него крепкие зубы, которыге помогают ему грыгзть твёрдую пищу. Чтобыг уберечься от хищников, он очень быгстро бегает, потому что у него крепкие и быгстрыге ноги. А ещё у зверька есть длинныге уши, поэтому у него очень хороший слух и он различает малейшие шорохи на большом расстоянии. Его шёрстка меняется в зависимости от сезона.
Такой языковой материал позволяет совместить орфографическую работу с работой по развитию речи.
Конечно, отказываться от использования художественных текстов — описаний природы в качестве языкового материала орфографических упражнений нельзя. Как писал В. А. Сухомлинский, «природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на „об-работку“ информации об этом образе»3.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка : пособие для студентов вузов и колледжей / М. Р. Львов. М., 1999. С. 193.
2 См.: Бунеев Р. Н. Русский язык : учеб. для 4 кл. (1—4) / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина ; под науч. ред. А. А. Леонтьева. 3-е изд., испр. М., 2002 ; Зеленина Л. М. Русский язык : учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. М., 2005. Ч. 1 ; Полякова А. В. Русский язык : учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. / А. В. Полякова. М., 2005. Ч. 1 ; Рамзае-ваТ. Г. Русский язык : учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. / Т. Г. Рамзаева. 6-е изд. М., 2001.
3 Сухомлинский В. А. Избранные произведения : в 5 т. / В. А. Сухомлинский. Киев, 1979. Т. 3. С. 36.
Поступила 25.06.08.