ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Роль языка в реализации культурной дипломатии и межкультурной коммуникации
Аветисян Ашот Альбертович,
преподаватель кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета E-mail: [email protected]
Статья посвящена роли языка в реализации культурной дипломатии и межкультурной коммуникации. Выделяются некоторые социально-философские аспекты реализации значения языка в международных отношениях, в их культурных, образовательных, философских, цивилизационных и стратегических особенностях. Подчеркивается особая важность функциональная роль языка в реализации межкультурной коммуникации и культурной дипломатии.
Ключевые слова: культурная дипломатия, язык, культурная политика, межкультурная коммуникация, международные отношения, социальная философия, гражданское общество, цивилизация, «мягкая сила».
F7
U
со
см
см
со
Z
46
Актуальность данной тематики вызвано тем, что мы живем в «мире языка». Без него человек не может обойтись ни в повседневном бытовом общении, ни в научном поиске истины. Интерес к языку активизировался в условиях обострения международных отношений. Повышается значение так называемой «мягкой силы», которая осуществляется не военными, а вполне мирными средствами межкультурной коммуникации и культурной дипломатии, в рамках деятельности которой язык выполняет важнейшие свои смысловые интерпретации. Также усиливаются на мировой арене межнациональные и межгосударственные, межкультурные связи, что значительно повышает роль лингвистической культуры. В развивающейся социокультурной реальности (особенно в условиях политических, экономических и идеологических ограничений в международных отношениях) повышается роль межкультурных коммуникаций и культурной дипломатии.
Именно язык, с точки зрения В. фон Гумбольдта, Л. Витгенштейна, К. Ясперса и других философов, лингвистов, рисует картину мира. Посредством языка человек впитывает с детства глобальный образ мира, который закрепляется в мировоззрении, в убеждениях, идеалах, становясь результатом всей духовной активности личности. Языковая картина мира может видоизменяться под влиянием социально-объективных условий, средств массовой информации, возможностей индивидуального знания и выработке своего видения проблемы. Сложившаяся в общественном и индивидуальном сознании языковая картина мира как своеобразный штамп, имидж о межнациональных, межгосударственных отношениях, о жизни какой-либо страны и т.п., реализуется в культурной дипломатии и межкультурной коммуникации.
Следует отметить, что термин «культурная дипломатия» впервые применили американские политологи, в частности профессор Университета Дж. Хопкинса М. Каммингс. Под данным термином подразумевается любая деятельность, «опирающуюся на обмен идеями, ценностями, традициями и другими аспектами культуры и идентичности в целях углубления взаимоотношений между народами, повышения уровня их социокультурного взаимодействия и продвижения собственных национальных интересов» [2]. Другими словами, культурная дипломатия - есть активный процесс обмена информацией, ценностями и идеями, которые лежат в основе той или иной культуры и цивилизации. Более того, обмен информацией, знаниями в условиях коммуникаций происходит с целью построения достижения социокультурного понимания и нахождения общих черт для укрепления дальнейшего взаимного доверия и сотрудничества.
На наш взгляд, можно выделить три составляющих фактора межкультурных коммуникаций: социально-культурный, социально-философский и, наконец,
политически-дипломатический. В своей совокупности, реализованные в одной деятельной доктрине, они находят свое отражение в культурной дипломатии. Ее деятельность осуществляется не только признанными в правовом поле государственными дипломатическими органами, но и институтами гражданского общества.
Гражданское общество - это относительно самостоятельные от государства общественные движения, партии, творческие и спортивные союзы, выражающие свои групповые интересы и функционирующие на правовой основе самоуправления [1, с. 191]. Широкий спектр общественных связей, правовая возможность выражать и отстаивать свои интересы, идеалы на межгосударственном уровне делает институты гражданского общества весьма оперативными источниками применения «мягкой силы» в результате осуществления культурной дипломатии и межкультурной коммуникации.
Важнейшая роль в культурной дипломатии при разрешении общественно значимых вопросов отводится диалогу (греч. diálogos - беседа, спор). С его помощью можно более объективно выявить у противоположных субъектов их интересы, цели, различие позиций, но одновременно находить нечто общее, учет которого способен привести к компромиссу, взаимоприемлемому в результате культурной коммуникации, культурной дипломатии. Так, благодаря усилиям России, Турции, Ирана, состоялся «Конгресс сирийского национального диалога» (30.01.2018). В нем приняли участие около полутора тысяч представителей разных племён, солдат сирийской армии и бывших боевиков, сторонников президента Аса-да и оппозиции. На мероприятии присутствовали более 50 наблюдателей, в том числе от ООН, США, Франции, Великобритании. Несмотря на значительные разногласия, участники конгресса, используя культурную дипломатию, «мягкую языковую диалоговую аргументацию» смогли обсудить вопросы, касающиеся настоящего и будущего Сирии.
Позитивный практический опыт культурной дипломатии имеет неоценимый опыт, которого, к сожалению, сейчас не хватает во взаимоотношениях между многими государствами и Европы, и Азии, и Америки. Ведется открытая или вуалированная силовая дипломатия, активизируются изощренные методы нагнетания «холодной войны», которая только уводит представителей государственных и общественных институтов от межкультурной коммуникации, от культурной дипломатии, не разрешает, а только обостряет противоречия.
Последние десять лет автор данной статьи углубленно занимается культурной дипломатией как теоретически, так и на практическом уровне. Вовлечен как на местном административной, так и на международной арене в культурно-образовательные программы при посольствах, а также при образовательных и религиозных организациях. Принял участие в более чем в 20 конференциях и симпозиумах (будучи директором Армянского музея ТАПАН). Собственный опыт позволяет сказать о том, что наблюдается расхождение между культурным и политическим восприятием России как внутри общества среди некоторой части граждан, так и в международных кругах.
На одной из конференции, которая состояла в Берлине (июнь 2019 г.) и собрала участников из более, чем десяти стран был поднят вопрос об имидже России. Выдвигаемые членами конференции свои мнения относительно российской действительности не соответствовали ее современной материальной и духовной культуре. Оказалось, что многие молодые люди просто не понимают Российскую Федерацию. В своих выступлениях они отображали нашу страну якобы еще находящуюся
в прошлом столетии. Говорили о сталинском тоталитарном режиме, лагерях, тюрьмах, об отсутствии у российских граждан правовой свободы и т.п. В общественно-научных кругах, среди студентов Российская Федерация предстает наследницей и продолжателем имперских амбиций, нарушений правовых и гуманитарных принципов. Более того, исторический призрак бывшей когда-то общественно-политической реальности, ее правовое, нравственное, культурно-философское восприятие, к сожалению, как нам думается, не только сохраняется, но и часто приветствуется и продвигается всевозможными средствами массовой информации. Данные средства искажения реального образа российской цивилизации говорят о том, что наш противник активно использует культурную дипломатию в своих целях: внедрить в сознание граждан негативный образ России.
Подобный диссонанс на социокультурном и общественном уровнях порой наблюдается среди некоторой части российской молодежи. Это дает основание полагать, что даже собственный имидж, собственное социально-философское сознание и осознание основ Российской государственности еще не смогли шагнуть в XXI век. В то же время для диалога и взаимопонимания, для обозначения и перцепции России, более того, для продвижения своих как геополитических, так и политических и культурно-образовательных интересов, т.е. национальных интересов, необходима системная реорганизация и ре-концептуализация социально-философского аппарата для собирательного современного духовного, правового образа нашей страны.
Важно отметить, что повышению имиджа современной российской цивилизации будет способствовать внедрение в вузах курса «Основы российской государственности». Его целью является формирование у обучающихся совокупности знаний, духовных ценностей, нравственных норм поведения. Ощутить и осознать свою индивидуальную принадлежность к великим традициям российской цивилизации, героическому прошлому и настоящему его многонационального народа. Однако общее предполагает различие. Россия, являясь важной частью мирового сообщества, имеет свою историю, свою самобытность.
Подводя промежуточный итог вышеизложенному краткому социально-культурному анализу роли языка в реализации культурной дипломатии и межкультурной коммуникации, можно выделить некоторые общие положения, следованию которым, на наш взгляд, позволит России достичь максимальной эффективности в реализации стоящих перед культурной дипломатией, межкультурной коммуникации задач разрабатывать и продвигать в рамках общественной коммуникации истинный российский образ.
Во-первых, на базе языковой общности организовать совместное обучение в области права, культуры, системы образования, методов и принципов реализации образовательной деятельности, организация и реализация совместных культурно-спортивных мероприятий, которые в сумме, поспособствуют формирования реального имиджа и однородного мыслительного аппарата среди профессионалов и деятелей культурно-образовательного пласта. Россия, исторически обладающая богатыми традициями, а соответственно и разнообразными ресурсами реализации «мягкой силы», всегда стремилась представить миру не столько русский язык или отдельные достижения в сфере культуры и искусства, сколько самобытность «русской души», её уникальность, культурно-религиозное, социально-философское разнообразие и наследие.
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
Cl I_
u
CM
со
Сегодня, в эпоху глобализации и глобальной неопределённости, России как никогда важно сохранить свою уникальную многонациональную идентичность и на основе этой идентичности достойно отстоять свои национальные интересы, развивать сотрудничество с союзническими государствами и народами. Создавать политическую, социально-философскую, образовательную и культурологическую основу для совместного противостояния нарастающей угрозе уничтожения самобытности и уникального цивилизационного пласта. Концепция общих представлений о добре и зле, прекрасном и ужасном, справедливом и несправедливом, присущих российскому обществу, возьмёт на себя функцию цементирующей общество национальной идеи. А эта идея, в свою очередь, должна сформироваться на основе взаимного уважения, понимания и внутренней культурной дипломатии: ведь каждый народ и каждая культура в России, в свою очередь, реализуют ту же самую культурную дипломатию.
Во-вторых, любые действия в сфере культуры за рубежом должны носить характер гуманитарного участия, духовности, и наконец, гуманистического преобладания в сознании наций и народов. Использование диалога с нахождением общих интересов, и одновременно учета национальных особенностей. В основные цели культурной дипломатии и межкультурной коммуникации включается идея сохранения мира и стабильности, как отмечается в фундаментальном документе Института культурной дипломатии [3]. Мир является единственным позитивным началом для жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и всех общностей и культур.
В-третьих, когда речь идет о культурной дипломатии, культурной или межкультурной коммуникации, первой скрипкой играют язык и языкомышление. При этом следует иметь ввиду, что современная молодежная аудитория склонна проявлять доверие к мероприятиям, проводимым под эгидой негосударственных организаций, то есть гражданского общества. Подобная форма подачи информации и идей подразумевает определённую свободу действий со стороны организаций гражданского общества, образовательных и культурных учреждений относительно составления своих программных основ.
Более того, необходимо усилить углубленное изучение традиций культурной дипломатии и межкультурной коммуникации в вузах России, ввести предмет «Культурная дипломатия и межкультурная коммуникация» на факультетах, где изучают социально-гуманитарные науки и международные отношения.
В заключение, приведем пример взаимоотношений Армении и России, где, несмотря на некоторые политические и геополитические особенности, сохраняются и развиваются гуманитарные, гуманистические, социально-культурные и образовательные отношения. Россия в образовательной среде Армении по состоянию на июнь 2023 года представлена пятью высшими учебными заведениями и десятками центров изучения русского языка (МГУ, АСУ и другие.) Более того, в Армении в 2022-2023 учебном году открылись школы и колледжи при университетах, поскольку поток переселенцев или релокантов из России в Армению достиг до 100 тыс. человек. Более того, в 2023 году в Армении Русская Православная церковь открывает Епархию, которая, в свою очередь, проведёт свою культурно-образовательную, социально-гуманитарную деятельность.
Обратная сторона медали тоже блещет богатством: в России за последние 10 лет строились и освещались около 15 армянских церквей, так как по неофициальным источникам, в России проживает около 3 млн армян. Действуют воскресные школы, центры обучения
армянскому языку, культуре, танцам, армянской кухне, есть двуязычные 3 театра, а в стенах МГЛУ каждый год организовывается Арменоведческая международная конференция на базе Центра Армянского языка и культуры. Роль языка велика, и она объединяет и церкви, и религию, и культуры, и социальные слоя населения, даже политические идеи и геополитические интересы. За последние 10 лет ведется активная работа по переводу и преподаванию религиозных текстов, а русский язык объединяет всех русскоговорящих народов в мире, во время международных событий, потому что одеждой и деньгами идентификации нет: она идет только языком, верой, культурой и принадлежностью к определённой истории и наследии.
Роль языка в реализации культурной дипломатии и межкультурной коммуникации недооценена: сохранение культурного наследия, развитие добрососедства, организация образовательного процесса и в школах и в высшей школе, построение многополярной международной системы взаимоотношений между странами, народами и цивилизациями возможно реализовать только сообща, опираясь на языковые особенности и социально-философские основы гуманитарных взаимоотношений. Учитывая охват и актуальность проблематики, уверены, что более глубинное изучение и раскрытие вышеуказанных воззрений поспособствует построению системы взаимоприемлемых ценностей и принципов взаимодействия как между странами, так и между народами и цивилизациями.
Литература
1. Васильев, В.А. Гражданское общество в России: История и современность. - Москва, 2018. - 193 с.
2. Cummings, Milton C. Research Abstract: Cultural Diplomacy and the United States Government: A Survey. Периодическое электронное издание Americans for the Arts (formerly Center for Arts and Culture), 2009. -URL: https://www.americansforthearts.org/ (дата обращения: 13.07.2020).
3. Cultural Diplomacy Dictionary of the Academy of Cultural Diplomacy, 2013. - P. 29. - URL: www.ccds-berlin.de
THE ROLE OF THE LANGUAGE IN THE REALIZATION OF CULTURAL DIPLOMACY AND INTERCULTURAL COMMUNICATION
Avetisyan A.A.
Moscow State Linguistic University
The article is devoted to the problems of cultural diplomacy and intercultural communication, their role in the language dissemination and while keeping in the international relations. We have paid attention to several socio-philosophical and civilizational aspects of formation, implementation and the role of the language in international relations, cultural, educational, communicational and strategic features.
Keywords: cultural diplomacy, cultural policy, language, intercultural communication, strategy, international relations, development, social philosophy, civil society, civilization, education, soft power.
References
1. Vasiliev, V.A. Civil society in Russia: history and ourtime. - Moscow, 2018. - 193 с. (In Russian.)
2. Cummings, Milton C. Research Abstract: Cultural Diplomacy and the United States Government: A Survey. Периодическое электронное издание Americans for the Arts (formerly Center for Arts and Culture), 2009. - URL: https://www.americansforth-earts.org/ (дата обращения: 13.07.2020).
3. Cultural Diplomacy Dictionary of the Academy of Cultural Diplomacy, 2013. - P. 29. - URL: www.ccds-berlin.de