Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджиева П.К., Щеглова Е.В., Бавбекова А.С.

Статья посвящена условиям, благоприятствующей социализации детей с задержкой психического развития, проблемам адаптации ребенка с задержкой психического развития в интегрированном классе.The article is sanctified to the terms, to playing in favour of socialization of children time-lagged psychical development, to the problems of adaptation of child time-lagged psychical development in the integrated class.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаджиева П.К., Щеглова Е.В., Бавбекова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 371.01

Гаджиева П.К. студент

филологический факультет ФГБОУ "Дагестанский государственный университет "

филиал в г. Кизляре Щеглова Е.В. доцент

кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин

ДГУ

филиал в г. Кизляре Бавбекова А.С. старший преподаватель факультет филологии

ДГУ

Россия, г. Кизляр РОЛЬ ВЗРОСЛЫХ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Статья посвящена условиям, благоприятствующей социализации детей с задержкой психического развития, проблемам адаптации ребенка с задержкой психического развития в интегрированном классе.

Ключевые слова: семья, социализация, адаптация, личность, ребенок.

The article is sanctified to the terms, to playing in favour of socialization of children time-lagged psychical development, to the problems of adaptation of child time-lagged psychical development in the integrated class.

Keywords: family, socialization, adaptation, personality, child.

В современной отечественной и зарубежной психологии развитие ребенка,формирование его личности рассматриваются как процесс социализации,то есть освоения детьми форм управления поведением,принятых в их социальном окружении и в обществе в целом. Отношения "Я - Другой"рассматриваются в отечественной психологии как одно из базовых оснований формирования личности. Последняя формируется как некое целостное образование в процессе жизни и деятельности человека, в практике его взаимоотношений с окружающими. Этот процесс неразрывно связан как с развитием организма ребенка, так и с воздействием на него окружающей социальной среды.

Понятие "социализация" является чрезвычайно широким и рассматривается философами, социологами, социальными психологами.

Проблемы адаптации возникают по разным причинам. Человек может встретиться с такими людьми, для общения с которыми у него нет ни знаний, ни навыков. Адаптация личности в группе бывает также затруднительной, если человек ошибочно наделяет членов группы несвойственными им

чертами и начинает действовать в соответствии со своими привычками, вопреки установкам сообщества, в которое ему предстоит войти.

Изучение общения дошкольников и младщих школьников с задержкой психического развития выявило ряд специфических особенностей. Для этих детей взрослые, находящиеся вне семейных отношений, малозначимы. Наиболее желанным из близких является мать.

Выявленная особая привязанность к матери 9-11-летних школьников с задержкой психического развития вполне понятна. Кроме обычной потребности в материнской любви, ласке,внимании, свойственной каждому ребенку, для детей изучаемой категории характерно особое отношение к матери как к человеку, который может помочь справиться с болезненным состоянием, наиболее терпимо относится к их несостоятельности в разных сферах деятельности, наиболее чутко реагирует на их успехи.

У школьников, постоянно живущих в семье, в иерархии значимости общения учителю отводится одно из последних мест. Однако для детей, живущих в интернате, то есть в течении недели оторванных от семьи, учитель является второй фигурой после матери.

Начиная с дошкольного возраста дети с задержкой психического развития предпочитают общение с братьями и сестрами. Для этих дошкольников их сверсники из других семей в значительной мере безразличны и не имеют личностного значения.

Исследования позволяют установить, что отсутствие полноценного общения ведет к формированию у отстающих в развитии детей ряда негативных качеств личности.

Дети, постоянно живущие в родительской семье, обосновывают свое мнение о положительном отношении к себе, матери указанием на родственные отношения.

Медики, психологи, педагоги отводят значительную роль "средовому фактору" в процессе социализации детей с задержкой психического развития. Профессионалы,изучающие этих детей и непосредственно работающие с ними, убедительно доказали, что семья и образовательное учреждение, в котором находится ребенок в дошкольном и школьном возрасте, играют решающую роль как в замедлении темпа психического развития ребенка, так и, наоборот, в коррекции недостатков его психического развития, недостаточности нервной системы и соматической ослабленности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, А. П. Красило, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, И. Ф. Марковская, С. Г. Шевченко, Л. М. Шипицына и др.).

В частности, К. С. Лебединская (1982) показала, что в семье, уделяющей ребенку внимание, следующей рекомендациям врача, педагога, психолога, задержка развития соматического генеза, а в ряде случаев - и церебро-органического, может быть в значительной мере компенсирована.

Есть родители, которые предпочитают вообще не вмешиваться в жизнь своего ребенка. Они не комментируют ни его поступки, ни его лексику. В

условиях, когда в силу родительского равнодушия позволяется все, ребенку трудно научиться контролировать свои поведение и речь, подчиняться правилам, установленным в семье.

Средовым фактором , который оказывает мощное воздействие на социализацию ребенка, являются школьные и дошкольные образовательные учреждения. Школьные неудачи вызывают недовольство и учителя, и родителей. Ребенка обвиняют в том, что он невнимателен, часто отвлекается, не может спокойно сидеть на одном месте, долго не может запомнить новые названия, правила, стихи. В вину маленькому школьнику ставятся проявления его болезненного состояния. При этом ни учитель, ни родители этого нередко не понимают и наказывают ребенка. Несогласие детей с низкой оценкой своей личности, желание самоутвердиться приводят отстающих в развитии маленьких школьников к протестному поведению. У одних это агрессивно-аффективные реакции:крик, ссоры, драки. У других - плаксивость. Все это усугубляет неблагоприятное положение ребенка с задержкой психического развития в микросоциуме класса, препятствуя его нормальной социализации.

Полагаем, что по многим причинам в настоящее время недопустимы попытки адаптации и коррекции познавательной деятельности школьников с задержкой развития в Условиях совместного обучения с их нормативно развивающимися ровесниками.

Основное затруднение состоит в том, что зоны актуального и ближайщего развития детей этих групп различны: то, что для одних учеников - зона актуального развития, для других станет таковой лишь в относительно отдаленном будущем и только при наличии целенаправленной коррекционной работы. Эти различия отмечаются как в интеллектуально-познавательной, так и в социально-личностной сферах.

Использованные источники:

1. Альраххаль Д. И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. Дисс. канд. псих. наук.- М., 1992.

2. Власова Т. А., Певзнер Н. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1967.

3. Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология, 1986. - №5.

4. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. - М.: Школьная пресса,2005.

5. Егорова Т. А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дисс.- СПб.,2006.

6. Р. Д. Григер Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.