А.В. Николаев
РОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Высшие учебные заведения рассматриваются как ключевая институция в сфере воспроизводства человеческого капитала нации. Образовательные услуги становятся фактором инноваций и составным элементом воспроизводственного процесса интеллектуальных ресурсов. Анализируются проблемы, с которыми сталкиваются вузы в этой области, в том числе проблемы, связанные с взаимодействием образовательных учреждений с рынком труда.
Ключевые слова: интеллектуальные ресурсы, человеческий фактор, человеческий капитал, информационная экономика, воспроизводство человеческих ресурсов, высшее профессиональное образование, инновации, научный потенциал, рынок труда, организационная культура, комплексная безопасность государства, социальная мобильность.
Воспроизводственная функция интеллектуальных ресурсов связана с достижением высокой производительности труда, мощным и растущим превосходством человеческого фактора в конкурентной борьбе.
Соответственно весьма актуальным становится обучение и переподготовка руководителей и высококвалифицированных специалистов в системе высшего и дополнительного профессионального образования, в первую очередь по наиболее перспективным направлениям развития информационной рыночной экономики.
В настоящее время в Минобрнауки России определены стратегически важные проекты, выполнение которых будет способствовать преодолению тенденции к снижению качества подготовки интеллектуальных ресурсов. По мнению автора настоя-
© Николаев А.В., 2009
щей статьи, значимость данного круга вопросов будет, несомненно, возрастать.
В соответствии с намеченным Правительством РФ стратегическим курсом в области вузовского и послевузовского профессионального образования воспроизводство интеллектуальных ресурсов, соответствующих информационному обществу, осуществляется как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях при сохранении безусловной ведущей роли первых.
Во многих вузах прилагаются немалые усилия для расширения единого информационно-образовательного поля, интеграции в международные сети. Проводится значительная работа по развитию системы дополнительного профессионального образования. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых соответствующими образовательными учреждениями с органами исполнительной власти, фирмами и организациями всех форм собственности с учетом потребностей заказчика. Зачастую фирмы становятся партнерами вузов на долгосрочной основе.
Ряд высших образовательных учреждений формирует и успешно реализует новую форму образования - открытое дистанционное образование, имеющую свою специфику задач, содержания, методов и способов обучения. Несмотря на многочисленные спекуляции и профанации вокруг этой формы обучения в новейшей истории российского высшего образования, она в самые последние годы начинает соответствовать своим изначальным целям, получая достаточно качественное воплощение в отдельных ведущих вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования.
Таким образом, в связи с требованиями новой образовательной парадигмы во всех крупных российских высших учебных заведениях происходят (хотя и разными темпами) серьезные изменения в структуре и содержании высшего профессионального образования.
Характерным примером успешной реализации указанных стратегий и технологий является Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). Совершенствование образования в РГГУ в настоящее время направлено на выполнение нравственно-просветительской, оценочной, ориентирующей, коммуникативной, адаптационно-защитной, интегрирующей и других функций в развитии личности и профессиональном становлении студентов, т. е. осуществляется качественное воспроизводство человеческих ресурсов.
Исследование процесса воспроизводства интеллектуальных ресурсов показало, что при анализе качества обучения РГГУ в полной мере учитывает развитие рыночных отношений, причем это ка-
сается всего перечня реализуемых в университете специальностей и направлений подготовки. Основная роль отводится разработке и внедрению новых интегрированных методик образования. Учитывая высокие требования, предъявляемые рынком труда к молодым специалистам, преподавание увязывается с математическим и информационным обеспечением. Важное место в методике преподавания занимают оптимизация структуры и содержания дисциплин, сочетание теоретической и прикладной подготовки в финансовых, экономических, управленческих, правовых, лингвистических и иных областях, что является обязательным условием достижения необходимого ныне качества человеческого потенциала страны. Разработаны новые спецкурсы, в которых использована возможность синтезирования различных учебных дисциплин для интегрированного преподавания. Многие программы, связанные с тем или иным направлением профессиональной деятельности, предусматривают разнообразные формы активного обучения.
Поскольку в рамках рыночных отношений личность обязана четко ориентироваться в вопросах конкуренции, антимонопольной политики и др., в программах обучения обязательно присутствуют разделы по государственному и муниципальному управлению, экономике, юриспруденции и т. д. Университет стремится обеспечить подготовку человека к трудовой деятельности и получение им прочных современных знаний по теории и практике рыночной экономики, т. е. сформировать новое экономическое мышление. Успешно решен вопрос о создании локальных вычислительных сетей. Развитие дистанционного образования обеспечило как передачу учебной информации между подразделениями вуза и студентами по каналам глобальных компьютерных сетей, так и свободный доступ к информационным ресурсам сети Интернет.
В университете понимают необходимость определенного баланса в образовании, сохранения перспективы как профессионального, так и нравственного воспитания будущих поколений, т. е. воспроизводства человеческого фактора.
* * *
Исследование теории и практики воспроизводства интеллектуальных ресурсов с помощью высшего образования и формирования современного мышления дает основание утверждать, что в эпоху информационной экономики интеллектуальный ресурс стал играть определяющую роль в развитии общества; исследование динамики развития интеллектуального ресурса во времени позволяет дать новое экономико-историческое измерение процессу развития производительных сил общества на новом информационном этапе.
Для успешного существования общества в рыночной среде необходимо выработать правильную стратегию развития высшего образования, подчинять это развитие определенной логике, соответствующей организационно-функциональному потенциалу образования.
Динамический процесс развития образования наполнен системным согласованием его элементов на всех уровнях. Внешняя среда обусловливает наличие сфер деятельности, а также предопределяет миссию и основные цели развития образования. Любые изменения во внешней среде, в объекте, субъекте и процессе приводят к нарушению равновесия, которое затем достигается на другом качественном уровне развития образования.
Формирование парадигмы высшего образования должно учитывать условия внешней среды и возможности образовательного учреждения. Равновесие вуза обеспечивается организационной концепцией, стратегией его деятельности.
Отправляясь от высокой степени дифференциации образовательных услуг как невещественного блага, наличия специфических условий в данной сфере, мы полагаем, что сфера высшего образования представляет собой один из узловых пунктов организационной структуры социального воспроизводства интеллектуального ресурса.
Развитие коммерческой составляющей ряда вузов, разработка систем оплаты за образовательные услуги, проведение научно-исследовательских разработок на основе прямых заказов должны осуществляться в рамках основной задачи обеспечения полноценного образования для качественного формирования человеческого фактора и снижения соответствующих социальных рисков. Очевидно, что в Российской Федерации только активное участие государства может обеспечить в сфере высшего профессионального образования такие рыночные отношения, которые дают возможность гармонизации взаимодействия потенциального интеллектуального ресурса на основе принципа максимизации полезности и создания условий для его наиболее эффективного социального воспроизводства.
Исследование современных трансформаций образовательного комплекса может стать информативным источником для разработки задач и направлений развития всей социальной сферы. Одним из наиболее важных направлений является приведение в соответствие цены и стоимости рабочей силы в части объемов и структуры заработной платы, соотношения последней и предпринимательских доходов, изучение и разработка мер по преодолению разрывов в оплате труда по отраслям, устранение отставания уровня доходов работников бюджетной сферы от доходов в других областях.
Будучи фактором социальной стабильности, система высшего образования обеспечивает занятость молодых людей, существенно
смягчает возможные социальные конфликты. Кроме того, образовательные институты являются резервообразующими системами
*
сохранения научного и интеллектуального потенциала государства . Ежегодный рост числа студентов в российских вузах является хорошим показателем доступности высшего образования (хотя он в то же время создает очевидные проблемы в сфере общего качества высшего образования и в структуре подготовки специалистов).
Развитие российского интеллектуального потенциала в последние годы идет динамичными темпами. Об этом свидетельствует тот факт, что число лиц с высшим образованием в экономике за период с 1996 по 2007 г. увеличилось почти на 45 %. Высшая школа остается надежным резервом воспроизводства человеческих ресурсов и инноваций. Постоянное увеличение числа специалистов с высшим образованием способствовало структурным изменениям в экономике. Так, например, российские вузы увеличивают выпуск специалистов правовой, финансово-экономической направленности, сферы услуг, что способствует динамичному развитию экономики в направлении информатизации общества. В то же время в экспертных сообществах и отчасти на государственном уровне сформировалось понимание несбалансированного увеличения выпуска таких специалистов в ущерб инженерным и другим направлениям подготовки.
Интегративная парадигма образования, преобладающая в современном обществе, наиболее адекватна современному уровню развития информационной экономики.
На государственном уровне за последние 2-3 года определены или, по крайней мере, намечены стратегически важные проекты, способствующие крупным сдвигам в технологическом преобразовании отечественного производства и преодолению тенденции к снижению профессионально-квалификационной подготовки трудовых ресурсов. Например, предлагается обеспечить концентрацию интеллектуальных и материальных капиталов на наиболее важных направлениях научно-технического прогресса.
Проблема подготовки интеллектуальных ресурсов в системе образования весьма важна как с точки зрения функционирования рынка труда и повышения конкурентоспособности работников, так и с точки зрения дальнейшего подъема воспроизводства.
Сегодня можно прогнозировать определенные позитивные сдвиги в макроэкономике, продвижение к созданию макроэкономических условий, которые способны привести предприятия и целые отрасли
* В настоящее время по концентрации научных кадров высокой квалификации высшая школа превосходит научную сферу всей экономики страны.
к активизации хозяйственной деятельности на микроуровне и постепенному экономическому росту. Однако это возможно только при условии формирования и развития в России интеллектуального потенциала и соответствующего рынка труда. Основы такого рынка сегодня уже заложены*. Современный рынок труда представляет собой сферу компромиссов, договоренности сторон - продавцов и покупателей рабочей силы при посредничестве государства.
Очевидно, что происходящие серьезные изменения на рынке труда напрямую влекут необходимость серьезной корректировки в деятельности российских вузов, что широко признается сегодня профильными министерствами и ведомствами.
В то же время успешность подобных изменений в конкретном вузе во многом зависит от организационной (корпоративной) культуры**. Если этому аспекту ИИ-менеджмента уделяется недостаточное внимание, то даже хорошо спроектированные и вовремя начатые преобразования будут реализовываться с большими препятствиями либо не реализуются.
С учетом многослойности корпоративной культуры как явления можно сделать вывод о том, что она является чрезвычайно сложным феноменом, изменение которого требует длительного времени, больших усилий со стороны руководства организации и остальных носителей культуры***. Поэтому, как и в любой другой
* Например, ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы в результате возникновения многообразия форм собственности. Расширены правовые возможности в сфере мобильности человеческого капитала. Возникли гибкие формы оплаты труда, дифференцировались ее уровни.
В конце 70 - начале 80-х годов прошлого века появился термин «корпоративная культура», который можно считать синонимом организационной культуры, только применительно к коммерческим структурам (крупным компаниям и банкам). Словосочетание «корпоративная культура» быстро завоевало популярность. Несмотря на это, следует признать, что, при меньшем распространении и использовании только в специальной литературе, термин «организационная культура» является более универсальным.
Результаты опроса топ-менеджеров 110 российских производственных предприятий с численностью персонала свыше 1000 человек, проведенного в 2006 г. компанией БКО, показывают: 83 % руководителей считают основной проблемой своих предприятий несовершенство системы управления и организационной структуры; около 77 % опрошенных руководителей отмечают недостатки в квалификации и в системе мотивации персонала, а также отсутствие ориентации персонала на стратегические цели компании. Это показывает, что большинство руководителей своих предприятий считают проблемы корпоративной культуры компаний основными. Подобные исследования в российских вузах не проводились, но автор настоящей статьи, занимая должность проректора РГГУ, имеет все основания полагать, что результаты аналогичных опросов руководителей вузов были бы весьма схожими.
организации, при проведении изменений в вузе одной из первоочередных задач является исследование его корпоративной культуры и реализация соответствующих воздействий на нее, которые осуществляются по общим законам науки управления персоналом. Однако при изменении корпоративной культуры вуза, связанной с формированием инновационных вузов, необходимо иметь в виду, что организационная культура вузов обладает рядом особенностей, отличающих ее от культуры коммерческих организаций и усложняющих процесс ее преобразования.
В вузах наблюдается противоречие двух подходов к их деятельности:
а) объективно диктуемого внешней средой конкурентно-иерархического подхода;
б) исторически сложившегося ценностно-ориентированного подхода. Менеджеры вуза, ориентированные на коммерческие цели, воспринимают вуз как организацию образовательного бизнеса с большими активами и бюджетом, в котором актуальным становятся жесткое планирование, контроль, постоянная адаптация к требованиям клиентов и рыночной среды.
Кафедры и научные подразделения, ориентированные на академические ценности, зачастую видят в качестве основных направлений деятельности только образовательную и научно-исследовательскую. Они в большинстве случаев не приемлют конкуренции и, отстаивая принцип академической свободы, критично относятся к вмешательству иерархических механизмов планирования и организации основной деятельности вуза. Однако если реализация стратегии вузов, ориентированных на инновационные изменения, осуществляется властными директивными методами, то возникает сильное сопротивление новациям, которое замедляет реализацию изменений и даже может привести к кризису организации. Усиление монетарного подхода к вузовской деятельности ведет к необходимости изменения многих базовых представлений профессорско-преподавательского состава и других работников. Современное образование призвано в том числе анализировать проблемы автономности в труде. В информационном обществе повышение степени свободы экономических субъектов находит выражение в бурном развитии предпринимательства, в основе которого лежит объективная необходимость увеличения самостоятельности творческой личности.
Усиливается тенденция превращения образовательных услуг в фактор инноваций как составной элемент воспроизводственного процесса. Экономический потенциал системы образования можно назвать измерителем инноваций, отражающим влияние функцио-
нирования образовательных учреждений на развитие экономики. Взаимодействие системы образования интеллектуальных ресурсов и национальной экономики является сложной динамической системой.
Одной из главных проблем высшего образования в формировании интеллектуального потенциала является отсутствие навыков целеполагания, поэтому важным средством формирования образовательной стратегии является освоение вузом процедур управления целями, которое представляется итогом естественного процесса совершенствования управления в рыночных условиях.
Формирование интеллектуальных ресурсов на основе инноваций образовательного процесса отчетливо представлено в вузах, ориентированных на подготовку специалистов в прикладных областях национальной экономики. Адаптация к постоянному изменению условий функционирования для вузов в связи с высокой скоростью проходящих здесь изменений весьма актуальна. При этом эффективное проведение инновационной деятельности является условием создания и накопления интеллектуальных ресурсов. Инновации принимают форму новых организационных структур вузов, новых учебных программ, учебных планов и учебно-методических материалов, новых педагогических, информационных, образовательных, организационных технологий или их совокупности, нового статуса организации и пр. Главное - превращение новшества в форму инновации, т. е. завершение инновационной деятельности и получение положительного результата1.
Профессионализм интеллектуальных ресурсов является важнейшим элементом инновационного процесса, модификации структуры производства в соответствии с требованиями рынков и потребителей.
Современные международные информационно-образовательные ресурсы можно эффективно использовать благодаря сегодняшним телекоммуникационным технологиям, способствующим формированию и развитию национального научного потенциала, повышению его качества, обеспечению развития трудовых, интеллектуальных и информационных ресурсов производства экономических благ. Развитие этих ресурсов обеспечивает эффективное формирование основных факторов общественного производства в информационном обществе. В этих целях создаются консорциумы и объединения вузов, в том числе международные2.
Инновации в учебном процессе создают реальные возможности для проявления и реализации принципов открытости и академической мобильности как на национальных уровнях, так и на уровне международной интеграции.
Необходимое расширение масштабов деятельности высшей школы следует достигать за счет расширения экономических отношений и развития рыночных механизмов в сфере высшего профессионального образования. В этих целях, по нашему мнению, структурам всех уровней управления образованием, экономикой, социальной сферой, наукой и технической политикой, занятостью населения следует обеспечить непрерывный мониторинг рынка интеллектуального труда, оценку объема подготовки специалистов различных уровней и направлений, переподготовки и повышения квалификации специалистов, спроса на образовательные услуги, а также обеспечить активную политику государства на рынке интеллектуального труда.
Высшее образование призвано в том числе обеспечить защиту интеллектуальных ресурсов на государственном уровне, поэтому необходимо создать организационные структуры, обеспечивающие коммуникацию системы высшего профессионального образования с рынком образовательных услуг и интеллектуального труда.
С учетом исторической специфики российской высшей школы и ее перехода на новую систему, по мнению автора настоящей статьи, массовая подготовка до уровня бакалавра (и в ряде случаев -дипломированного специалиста) должна осуществляться при гарантированном финансировании из федерального бюджета (с целью защиты и развития интеллектуальных ресурсов страны), а более узкопрофессиональная, где реализуется подготовка магистров, -на основе привлечения более дифференцированного круга источников, включая федеральное, региональное, муниципальное финансирование и отраслевые заказы.
Отечественная высшая школа постепенно превращается в полноправный субъект рыночных отношений, что стимулирует трансформацию ее структуры, обретение новых источников финансирования, поиск новых методов обучения и контроля знаний.
Стратегический успех общества определяется не только формированием широкого круга научно-технической, гуманитарной и художественной элиты, но и достижением высокого образовательного ценза и профессиональной подготовки всего населения.
История дает немало примеров того, как невысокий уровень образования граждан становился причиной низкой политической культуры, неспособности к самоуправлению, предпосылкой разного рода социальных отклонений.
Недальновидная сиюминутная экономия на образовании и подготовке специалистов оборачивается трудностями в развитии общества в целом. Тем более что потребности современного производства требуют при подготовке специалиста с высшим образованием переносить акценты с квалификации на компетентность.
Комплексная безопасность государства, с учетом прогресса мировой цивилизации, определяется сегодня уровнем развития интеллектуальных ресурсов как основной предпосылки создания ее научного, экономического, социокультурного и духовного потенциала. Именно в этом направлении разворачивается в XXI в. соперничество развитых стран и целых регионов за лидерство, а следовательно, за сохранение самобытного развития и в конечном счете -за поликультурную систему мирового сообщества.
Высшее образование является одним из основных каналов социальной мобильности в современных обществах, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределении их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев.
Концепция модернизации российского высшего образования в качестве одной из первостепенных задач называет обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от материального положения и места жительства, а также национальной принадлежности и состояния здоровья. Одновременно провозглашается переход к конкурентным и контрактным механизмам финансирования учреждений высшего профессионального образования, расширение дополнительных платных услуг на базе всех типов и уровней образовательных учреждений. Соответственно возникает необходимость поиска определенного компромисса между доступностью образования и его платностью.
Признавая за высшей школой поистине ключевую роль в формировании, развитии, сохранении, трансляции культуры и духовных ценностей, необходимо учитывать, что государственная идеология в сфере образования только в том случае может быть «чело-векосберегающей» и цивилизационно эффективной, если она учитывает мировой опыт и собственное историческое наследие. Только такой интегративный подход дает шанс на выход из навязываемых сегодня студенчеству тупиковых схем потребительства и позволит обеспечить надлежащее воспроизводство и качественное приумножение человеческого капитала в недрах российской системы высшего профессионального образования.
Примечания
1 Филиппов В.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании // Инновации в образовании РАНОУ. 2001. № 1; Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000.
2 Бочков В.Е. Оценка особенностей инновационных моделей организации учебного процесса на основе феноменологической классификационной системы // Качество. Инновации. Образование. М.: ЕЦК, 2003. № 4 (8). С. 35, 58-62; Бочков В.Е., Валентинов В.В., Кондратьев С.В. Дополнительное профессиональное образование Российской Федерации как стратегический ресурс развития открытого и дистанционного образования. Экономика и менеджмент: проблемы теории и практики. Научные труды МИМ «ЛИНК» / Под ред. Н.В. Сычева. Жуковский: МИМ «ЛИНК», 2003. С. 189.