Научная статья на тему 'Роль высшей школы как института воспроизводства интеллектуального потенциала национальной экономики'

Роль высшей школы как института воспроизводства интеллектуального потенциала национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА ОБШИРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ИННОВАЦИОННЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMY OF KNOWLEDGE / INTELLECTUAL ECONOMY / THE ECONOMY OF VAST TRANSFORMATIONAL (INTELLECTUAL-INNOVATIVE) COMPETENCIES / HIGHER EDUCATION / INTELLECTUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганьян А.Г.

Цель работы. Целью работы является исследование роли высшей школы как института воспроизводства интеллектуального потенциала в условиях инновационной трансформации национальной экономики. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного, институционального и эволюционного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам воспроизводства интеллектуального потенциала национальной экономики. Результаты. Исследована сущность и содержательные аспекты интеллектуально-инновационного способа реализации воспроизводства интеллектуального капитала через призму формирования и развития нового типа экономической системы, обуславливая в качестве фундаментальной основы и стратегического инструментария реализации конкретную область общественного воспроизводства, которая в разрезе содержательных характеристик включает в себя, в зависимости от возникающей потребности, генерацию, распределение, перераспределение и усвоение новых знаний, таким образом фактически воплощая индустриальный способ производства, использования и распространения производительной, трансформационной ценности нового знания, в сущности, обеспечивая интенсификацию всего процесса, характеризуя, таким образом, формирование особых условий институциональной динамики национальной экономической системы. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве концептуальной основы в процессе разработки программ и проектов инновационно ориентированного развития российской экономики. Выводы. В современных условиях синергетически связанная совокупность знаний в постиндустриальной экономике общества нового типа становится не менее важной составляющей, чем традиционные сферы развитых экономических систем, выделяя в этой связи особую воспроизводственную роль системы высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оганьян А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE HIGHER EDUCATION AS AN INSTITUTE OF REPRODUCTION OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE NATIONAL ECONOMY

The goal of the study. The goal of the study is studying the role of higher education as the institute of reproduction of the intellectual potential in the conditions of innovative transformation of the national economy. The method or methodology of completing the study. The study is based on the general scientific methodology that stipulates the application of a systemic, institutional and evolutionary approach to solving problems. The foundation of this study are the fundamental works of domestic and foreign scientists on the issues of reproduction of the intellectual potential of the national economy. The results. We have researched the substantive and informative aspects of the intellectual-innovative method of implementation of reproduction of the intellectual capital through the prism of forming and developing a new type of an economic system, specifying a particular area of public reproduction as the fundamental basis and strategic instruments of implementation. This area in the context of substantive characteristics includes generation, distribution, redistribution and absorption of new data depending on the need arising. Therefore, effectively exemplifying the industrial way of production, use and distribution of production, transformational value of new knowledge, in essence, ensuring intensification of the whole process, characterizing therefore the formation of special conditions of the institutional dynamics of the national economic system. The area of application of the results. The results of the study completed may be used as the conceptual foundation in the process of developing programs and projects of the innovatively-oriented development of the Russian economy. The conclusions. In the modern conditions, the synergistically connected entirety of knowledge in post-industrial economy of the society of a new type becomes not any less important component than the traditional spheres of developed economic systems, highlighting in relation to this a special reproductive role of the system of higher education.

Текст научной работы на тему «Роль высшей школы как института воспроизводства интеллектуального потенциала национальной экономики»

Сфера услуг

УДК 330.101.2 ОГАНЬЯН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

к.э.н., доцент Высшей школы управления и предпринимательства ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»,

e-mail: bataisk.intel@yandex.ru

РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ИНСТИТУТА ВОСПРОИЗВОДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование роли высшей школы как института воспроизводства интеллектуального потенциала в условиях инновационной трансформации национальной экономики. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного, институционального и эволюционного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам воспроизводства интеллектуального потенциала национальной экономики. Результаты. Исследована сущность и содержательные аспекты интеллектуально-инновационного способа реализации воспроизводства интеллектуального капитала через призму формирования и развития нового типа экономической системы, обуславливая в качестве фундаментальной основы и стратегического инструментария реализации конкретную область общественного воспроизводства, которая в разрезе содержательных характеристик включает в себя, в зависимости от возникающей потребности, генерацию, распределение, перераспределение и усвоение новых знаний, таким образом фактически воплощая индустриальный способ производства, использования и распространения производительной, трансформационной ценности нового знания, в сущности, обеспечивая интенсификацию всего процесса, характеризуя, таким образом, формирование особых условий институциональной динамики национальной экономической системы. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в качестве концептуальной основы в процессе разработки программ и проектов инновационно ориентированного развития российской экономики. Выводы. В современных условиях синергетически связанная совокупность знаний в постиндустриальной экономике общества нового типа становится не менее важной составляющей, чем традиционные сферы развитых экономических систем, выделяя в этой связи особую воспроизводственную роль системы высшей школы.

Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальная экономика, экономика обширных трансформационных (интеллектуально инновационных) компетенций, высшая школа, интеллектуальный потенциал.

OGANIYANALEXANDER GRIGORIEVICH

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Higher School of Management and Entrepreneurship of FSBEI of HE "Don State Technical University",

e-mail: bataisk.intel@yandex.ru

THE ROLE OF THE HIGHER EDUCATION AS AN INSTITUTE OF REPRODUCTION OF THE INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE NATIONAL ECONOMY

Abstract. The goal of the study. The goal of the study is studying the role of higher education as the institute of reproduction of the intellectual potential in the conditions of innovative transformation of the national economy. The method or methodology of completing the study. The

study is based on the general scientific methodology that stipulates the application of a systemic,

institutional and evolutionary approach to solving problems. The foundation of this study are the fundamental works of domestic and foreign scientists on the issues of reproduction of the intellectual potential of the national economy. The results. We have researched the substantive and informative aspects of the intellectual-innovative method of implementation of reproduction of the intellectual capital through the prism of forming and developing a new type of an economic system, specifying a particular area of public reproduction as the fundamental basis and strategic instruments of implementation. This area in the context of substantive characteristics includes generation, distribution, redistribution and absorption of new data depending on the need arising. Therefore, effectively exemplifying the industrial way of production, use and distribution of production, transformational value of new knowledge, in essence, ensuring intensification of the whole process, characterizing therefore the formation of special conditions of the institutional dynamics of the national economic system. The area of application of the results. The results of the study completed may be used as the conceptual foundation in the process of developing programs and projects of the innovatively-oriented development of the Russian economy. The conclusions. In the modern conditions, the synergistically connected entirety of knowledge in post-industrial economy of the society of a new type becomes not any less important component than the traditional spheres of developed economic systems, highlighting in relation to this a special reproductive role of the system of higher education.

Keywords: the economy of knowledge, intellectual economy, the economy of vast transformational (intellectual-innovative) competencies, the higher education, the intellectual potential.

Исследуя сущность экономики знаний, которую можно позиционировать как интеллектуальную или инновационную экономику и экономику инновационно интеллектуальных компетенций (то есть тех компетенций, которые направленны на эффективный менеджмент интеллектуальной ценности знаний), то это и будет новый, объективно формируемый в секторах и сферах национальных экономических систем способ интенсификации воспроизводства, оперирующий результатами интеллектуальной деятельности и формирующий инновационные факторы интенсивного развития.

В целях понимания точки эволюционно-поступательного процесса трансформации (интеллектуально-инновационного) способа интенсификации воспроизводства интеллектуального капитала в частности и национальной экономической системы в целом следует сопоставить их с постиндустриальным этапом, а именно с информационной экономикой. В этой связи в рамках раскрываемой и обосновываемой в данном исследовании авторской концепции сущность воспроизводственного механизма постиндустриальной экономики заключается в репродукции нематериальных, интеллектуально-инновационных факторов развития, которые в своей содержательной части преобразуются в следующей иерархической последовательности:

- информация (как ячейка или единица знаний);

- традиционная форма знаний (как диверсифицированные и сегментарные по отраслевому признаку, так и профессионально, координатно-ситуативные знания);

- инновационная форма знаний, уникальные, обладающие трансформационной (преобразовательной) ценностью и воплощающие собой латентную (объективно скрытую) в ячейке знаний универсальную альтернативную составляющую, способную генерировать добавленную ценность [12].

Из этого можно сделать вывод о том, что:

- постиндустриальная экономика как социально-экономическая категория удовлетворяет всем трем последовательным иерархическим элементам, в наибольшей степени отражает свою сущность в третьем элементе;

- информационная экономика может быть сопоставлена с первым из представленных элементов иерархии [3];

- экономика знаний как социально-экономическая категория, по всей вероятности, сопоставима со вторым из указанных элементов последовательной иерархии [8, 9];

- экономика знаний, или, что более приемлемо для целей нашего исследования, экономика инноваций, тождественна содержательному описанию третьего звена приведенной иерархии.

В результате, дополнив понятийно-категориальный аппарат и приведя аргументированные разъяснения фундаментальных сопоставлений в ключевых категориях, описывающих и содержательно характеризующих сущностные элементы развития экономической действительности, продолжим теоретико-методологическое обоснование сущности трансформационных преобразований экономической системы с учетом роли в этом процессе институциональной динамики системы современной высшей школы.

Исследование сущностных и содержательных аспектов, интеллектуально-инновационного способа реализации воспроизводства интеллектуального капитала через призму формирования и развития нового типа экономической системы должно включать в качестве фундаментальной основы и стратегического инструментария реализации конкретную область общественного воспроизводства. Данная область в разрезе содержательных характеристик обязана включать, в зависимости от возникающей потребности, генерацию, распределение, перераспределение и усвоение новых знаний и таким образом фактически воплощать индустриальный способ производства, использования и распространения производительной, трансформационной ценности нового знания, в сущности, обеспечивая интенсификацию всего процесса, характеризуя, таким образом, формирование особых условий институциональной динамики национальной экономической системы. Данная модель производственного (генерирующего) процесса уже воплощена в современной модели рыночной экономики и наиболее ярко демонстрируется в системе высшей школы в уникальной сфере, в деятельности которой соединен, органически интегрирован специализированный комплекс генерирования, распространения и применения нового знания. В этой связи институциональная динамика высшей школы объективно выполняет роль базового фактора формирования и воспроизводства интеллектуального капитала и генеральной сферы в реализации требований инновационной трансформации национальной экономической системы современного общества на новых, интеллектуально-инновационных основаниях [14].

Сегодня система высшей школы выступает воплощением базового, так называемого «начального уровня», предшествующего производству - звена, которое в экономической науке при традиционном подходе (если дистанцироваться от ее структур товарного производства и сферы услуг), а в действительности - при новом подходе - позиционирует его как первичное производственное звено в масштабах всего общественного воспроизводственного процесса (при этом без его деятельности и его результатов данный процесс не позволяет теперь репродуцироваться на прежнем, а тем более на последующем уровне); преодолев же свой цикл, воспроизводственный процесс вновь возвращается к этому же звену уже как завершающему.

Благодаря именно такому пониманию содержательной сущности социально-экономического статуса системы высшей школы, реализуемого в процессе достижения интенсификации воспроизводства интеллектуального капитала, мы можем изыскивать целесообразность и логическую значимость постановки вопроса о необходимости подчинения современным потребностям развития системы высшей школы как исключительно важной и институционально значимой воспроизводственной системы качественно нового инновационного типа реализации, в целом процесса общественного воспроизводства и, соответственно, стратегических ориентиров и целей национальной экономической системы и государственной экономической политики.

Разумеется, с практической точки зрения данная теоретическая содержательная характеристика институциональной динамики системы высшей школы как исключительно значимого драйвера процесса общественного воспроизводства справедливо служит основанием для более широкой статистической интерпретации границ сферы производства в целом, для целей нового структурирования общественного разделения труда и включения тем самым самой системы высшей школы в ключевые экономические основы именно материальной сферы жизнедеятельности общества.

В то же время новые знания формируют свой производительный потенциал только в том случае, если они практически применяются в виде производительных технологий и когда результативным показателем их применения выступают именно инновационные продукты [4].

Все это свидетельствует о том, будет ли идти речь о «высшем образовании» либо о

«высшем профессиональном образовании», или даже будет противопоставляться друг другу в первом и втором случаях. Как показывает реальная практика, существенных антагонизмов в этом нет, исключая при этом оговорку в пользу того, что мы не исследуем в полной мере в какой степени, с позиции качества установленного высшим образованием (которое и профессиональное, ввиду невозможности его дистанцирования от профессиональной деятельности), испытывают потребность экономика и отдельный субъект (собственник) интеллектуального капитала в новых условиях трансформации национальной экономической системы.

Справедливо отметить то, что данные субъекты (собственники), носители интеллектуального капитала, теперь испытывают потребность в том типе высшего (профессионального) образования, который востребован реалиями инновационного (и отнюдь не какого-то другого) развития [13].

В этой связи совершенно новая стадия как эволюционно-историческая парадигма нового способа генерации ресурсов общества требует такого рода и уровня компетенций специалистов, подготавливаемых или, уместно употребить термин, формируемых системой высшей школы, которые способны и готовы создавать и умело внедрять именно интеллектуально-инновационные продукты и технологии, при этом коммерциализировать и массово реализовы-вать в целом для национальной экономической системы. Однако в том случае, если этот процесс будет нивелироваться, то нас ожидает «рецессия» в эволюционно-поступательном развитии, подводящая к черте критического «консерватизма», вызывающего антипрагматизм и «инструментализм» сформированных традиционных представлений о высшей школе.

В этом случае, на наш взгляд, очевидно и то, что определяющим фактором такой трансформации будет выступать именно институциональная динамика высшей школы [2].

В новых условиях потенциальный выпускник высшего учебного заведения теперь обязан быть подготовлен по-новому с широким спектром компетенций. Именно в этом состоит интеллектуально-познавательная сила системы высшего образования, новое интегрирующее социально-экономическое содержание его обучения и конечной подготовки.

При этом, анализируя отечественную практику, можно констатировать то, что очевиден уже принятый к исполнению тренд в современной институциональной динамике в плоскости сокращения общей численности обучающихся в вузах (таблица 1) [10, 20].

Таблица 1

Динамика изменения численности обучающихся в высших учебных заведениях в России

Критерий Годы

1990 1995 1995 в % к 1990 2000 2005 2000 в % к 2005 2010 2014 2014 в % к 2010

Число студентов РФ -всего, тыс. чел. 2824 2791 98,8 4741 7064 148,9 7050 5647 80,1

в том числе:

государственных и муниципальных 2824 2655 94 4270 5985 140,1 5849 4762 81,4

альтернативные - 136 - 471 1079 229,1 1201 885 73,7

Доля альтернативных вузов, % от общей численности - 4,9 - 9,9 15,3 - 17,0 15,7 -

Важно отметить, что в период с 2010 по 2014 год численность студентов сократилась практически на 20 процентов, что в абсолютном выражении соответствует сокращению российских студентов почти на 1403 тыс. человек.

Вузы используют рыночные возможности, все более интенсифицируя развитие и приобретая альтернативные конкурентные преимущества, обеспечивающие оперативную реакцию на динамику спроса в разрезе отдельных специальностей и направлений подготовки, что в сложившихся условиях выступает ключевым вектором их рыночного позиционирования [16].

В этой связи, приводя данные содержательные характеристики, мы раскрываем и устанавливаем качественное отличие новой системы высшего образования, соответствующего закономерностям интеллектуально-инновационного способа интенсификации воспроизводства интеллектуального капитала в частности и национально экономической системы в целом.

Приводимые далее положения, разработанные нами, являются авторскими и обладают принципиальной новизной в сравнении с известными в научной литературе представлениями (взглядами) других авторов на тенденции институциональной динамики высшей школы в контексте трансформационных преобразований, реализуемых в контексте развития национальной экономической системы.

В первую очередь это свидетельствует о том, что у выпускника вуза теперь в соответствии с новыми тенденциями должны быть формализованы мировоззренческие представления его трудовой деятельности в связи с тем, что именно мировоззрение формирует платформу фундаментальности и универсализма, теоретико-методологически направляет индивида как личность и как будущего высококвалифицированного специалиста.

При этом к числу проблемных аспектов, по мнению многих авторов, в этой связи может быть отнесено выделение измеримых количественных и качественных характеристик результатов деятельности как системы высшего образования в целом, так и отдельных ее элементов, стандартов и программ образовательных учреждений, научных и обеспечивающих организаций и органов управления образованием [5, 6, 7, 15, 16, 17, 81].

Новое время обязывает формировать не просто модели активного и преактивного мировоззрения, но и диктует необходимость создания трансформационного мировоззрения. В его основе лежит механизм осознания универсальной трансформационной платформы любой позитивно направленной деятельности. И именно эта мировоззренческая составляющая, формирующая универсальную платформу любой деятельности, удовлетворяет требованиям нового времени, основывающемся на интеллектуально-инновационных аспектах. В реальности она выступает интеграцией социальных и культурных начал нового типа экономических отношений. Таким образом, в практическом плане коллективам вузов как единым педагогическим командам следует формировать именно такие мировоззренческие основания.

Данные аспекты находят свое отражение, например, в деятельности Южного федерального университета, в частности, так называемый инновационный пояс ЮФУ включает порядка 70 малых предприятий, 3 бизнес-инкубатора, центр трансфера технологий [19]. С участием ЮФУ создано 17 малых инновационных предприятий. Достигнуто соглашение и подписан меморандум о сотрудничестве между Южным федеральным университетом и фондом «Сколково». При этом совместно с ведущими высшими учебными заведениями и предприятиями реализуется работа по созданию инновационных кластеров «Биотехнология, биомедицина и экологическая безопасность», «Глубокая комплексная переработка отвалов угледобычи», формализуемых в виде некоммерческих партнерств [19].

Кроме того, Южный федеральный университет принимает непосредственное участие в формировании 18 технологических платформ. Главной стратегической целью программы развития ЮФУ является создание национального университета мирового уровня, способного оказать существенное влияние на инновационное развитие Южного федерального округа и России в целом, повышение ее национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках технологий и знаний [6].

В этой связи необходимо пояснить, что закономерной была трансформация российской системы высшей школы, реализуемая в рамках формирования новой рыночной модели развития, базирующейся на конкуренции субъектов (участников) рынка образовательных услуг [1].

Таким образом, в сущности ядром (осью) прогрессивного высшего образования выступает совокупность знаний, раскрывающая то, для чего, в каких направлениях и каким образом необходимо извлекать и практически применять трансформационную ценность новизны знаний и как ее преобразовывать в добавленную стоимость.

Литература

1. Вербицкий А., Ларионова О. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции //Вестник высшей школы. - 2006. - № 5. - С. 20-25.

2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. -522 с.

3. Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования //

Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 29-37.

4. Виханский О. С. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарика, 1998. - 528 с.

5. Вольчик В. В. Провалы экономической теории и зависимость от предшествующего пути развития // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2003. - Т. 1. - № 3. - С. 36-42.

6. Вольчик В. В. Эффективность рыночного процесса и эволюция институтов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2002. - № 4. - С. 49.

7. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года. /Под ред. В. Г. Кинелева. - М.: НИИ ВО, 1995. - С. 259.

8. Галазова С. С. Инновационные функции университетов в экономике знания // TERRA ECONOMICUS. - 2009. - Т. 7. - № 4, 2. - С. 314.

9. Галазова С. С. Инновационные функции университетов в экономике знания // TERRA ECONOMICUS. - 2009. - Т. 7. - № 4, 2. - С. 314.

10. Михайлов В. Охота на студентов // ЭКСПЕРТ ONLINE. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/siberia/2013/16/ohota-na-studentov/ (дата обращения 21.01.2018), свободный. - Загл. с экрана.

11. Оганьян А. Г. Высшее образование как институциональный фактор интенсификации воспроизводства интеллектуального капитала в условиях инновационной трансформации российской экономической системы: монография / Оганьян А. Г. - Ростов-на-Дону, из-во РСЭИ, 2016. - 271 с.

12. Оганьян А. Г. Система высшей школы как институциональная основа интенсификации воспроизводства интеллектуального капитала в условиях инновационной трансформации российской экономики: монография / Оганьян А. Г. - Ростов-на-Дону, из-во РСЭИ, 2015. - 293 с.

13. Оганьян А. Г. Организационно-экономический механизм интенсификации процесса системного управления высшей школой в условиях инновационной трансформации Российской экономики: монография / Оганьян А. Г. - Ростов-на-Дону, из-во РСЭИ, 2014. - 207 с.

14. Оганьян А. Г. Потенциал высшей школы в обеспечении опережающего накопления интеллектуального капитала //Креативная экономика. - 2015. - № 12 (108) . - С. 1609-1628.

15. Романов Е. В. Проблемы и перспективы реорганизации вузов / Е. В. Романов // Университетское управление. - 2013. - № 2. - С. 72-78.

16. Сенашенко В. С. О проблемах становления современного университета / В. Сенашенко // Ректор вуза. - 2012. - № 12. - С. 37-42.

17. Сидорова Н. А. Инновационный механизм современного вуза: становление и тенденции развития в условиях глобализации экономики: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.01 / Сидорова Наталья Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики]. -Москва, 2012. - 169 с.

18. Соколов Л А. Экономические отношения в процессе подготовки специалистов высшей квалификации в условиях переходной экономики России: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00. 01 /Костромской технол. ун-т. - Кострома, 1996. - 20 с.

19. Официальный сайт Южного федерального университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sfedu.ru/ (дата обращения 05.03.2018), свободный. - Загл. с экрана.

20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 25.06.2018), свободный. - Загл. с экрана.

References:

1. Verbitsky A., Larionova O. Humanization, competence, context - the search for the foundations of integration // Herald of the Higher School. 2006. No. 5. P. 20-25.

2. Vernadsky V. I. Philosophical thoughts of a naturalist. M., 1988. 522 p.

3. Veryaskina V. Dynamics of Human Development and Priorities of Higher Education // Higher Education in Russia. 2005. No. 2. P. 29-37.

4. Vihansky O. S. Management: Textbook, 3rd ed. / O. S. Vihansky, A. I. Naumov. Moscow: Gardarika, 1998. 528 p.

5. Volchik V. V. The failures of economic theory and dependence on the previous path of development // The economic bulletin of Rostov State University. 2003. T. 1. No. 3. P. 36-42.

6.Volchik V. V. Efficiency of the market process and the evolution of institutions // Izvestiya Vuzov. North -Caucasian region. Social Sciences. 2002. No. 4. P. 49.

7. Higher education in Russia. An outline of history until 1917. Ed. V.G. Kinelev. Moscow: NII VO, 1995. P. 259.

8. Galazova S. S. Innovative functions of universities in the knowledge economy // TERRA ECONOMICUS. 2009. T. 7. No. 4.2. P. 314.

9. Galazova S. S. Innovative functions of universities in the knowledge economy // TERRA ECONOMICUS. 2009. T. 7. No. 4.2. P. 314.

10. Mikhailov V. Hunting for students // EXPERTONLINE [An electronic resource]. Access mode: http:// expert.ru/siberia/2013/16/ohota-na-studentov/ (circulation date 21.01.2018).

11. Oganyan A. G. Higher Education as an Institutional Factor of Intensification of the Reproduction of Intellectual Capital under the Conditions of Innovative Transformation of the Russian Economic System: monograph / Oganyan AG-Rostov-on-Don, from RSEI, 2016. 271 p.

12 Oganyan A. G. The system of higher education as an institutional basis for intensifying the reproduction of intellectual capital in conditions of innovative transformation of the Russian economy: monograph / Oganyan AG-Rostov-on-Don, from RSEI, 2015. 293 p.

13. Oganyan A. G. Organizational and economic mechanism for intensifying the process of systemic management of higher education in the context of innovative transformation of the Russian economy: monograph / Oganyan AG-Rostov-on-Don, from RSEI, 2014. 207p.

14. Oganyan A. G. The potential of higher education in ensuring the advance accumulation of intellectual capital // Journal of Creative Economy. 2015. No. 12 (108). P. 1609-1628.

15.Romanov E. V. Problems and prospects of the reorganization of universities / E. V. Romanov // University Management. 2013. No. 2. P. 72-78.

16. Senashenko V. S. On the problems of the formation of a modern university / V. Senashenko // Rector of the university. 2012. No. 12. P. 37-42.

17. Sidorova N. A. Innovative mechanism of modern high school: formation and development tendencies in the conditions of globalization of economy: the dissertation... A Cand. Econ. Sci.: 08.00.01 / Sidorova Natalia Ale-ksandrovna; [Place ofprotection: Mosk. state. University of Economics, Statistics and Informatics] . Moscow, 2012. 169 p.

18. Sokolov L. A. Economic relations in the process of training highly qualified specialists in the conditions of Russia's transition economy: the author's abstract of the dissertation... Candidate of Economic Sciences: 08.00.01 /Kostroma Technol. un-t. Kostroma, 1996. 20 p.

19.Official site of the Southern Federal University [An electronic resource]. Access mode: http://www.sfedu.ru/ (circulation date is 05/03/2018), free. Heading from the screen.

20. 147. Official website: Federal Service of State Statistics of the Russian Federation [An electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/ (circulation date is June 25, 2013), free. Heading from the screen.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.