Научная статья на тему 'Роль выморочного имущества при строительстве здания Тобольской мужской гимназии в конце XIX века'

Роль выморочного имущества при строительстве здания Тобольской мужской гимназии в конце XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО / УМЕРШИЙ ВЛАДЕЛЕЦ / НЕЯВКА НАСЛЕДНИКОВ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ПОЛУЧЕНИЕ НАСЛЕДСТВА / ЧИНОВНИКИ УЧЕБНОГО ВЕДОМСТВА / MAN'S GRAMMAR SCHOOL / HEIRLESS PROPERTY / THE DEAD OWNER / ABSENCE OF SUCCESSORS / EDUCATIONAL INSTITUTION / INHERITANCE RECEPTION / OFFICIALS OF EDUCATIONAL DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулимов В. С.

Статья посвящена вопросам использования выморочного имущества в строительстве зданий учебных заведений Министерства народного просвещения в конце XIX века. В работе на примере Тобольской мужской гимназии рассматривается применение норм наследственного права в дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of heirless property in building the Tobolsk man's grammar school at the end of the 19th century

The article is devoted to the questions of using the heirless property in building educational institutions of the Ministry of National Education at the end of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Роль выморочного имущества при строительстве здания Тобольской мужской гимназии в конце XIX века»

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

РОЛЬ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЯ ТОБОЛЬСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

В.С. Сулимов

(доцент кафедры права и методики преподавания обществознания Тобольской государственной социально-педагогической академии

им. Д.И. Менделеева, кандидат исторических наук, доцент; vsulimov@km.ru)

Статья посвящена вопросам использования выморочного имущества в строительстве зданий учебных заведений Министерства народного просвещения в конце XIX века. В работе на примере Тобольской мужской гимназии рассматривается применение норм наследственного права в дореволюционной России.

Ключевые слова: выморочное имущество, умерший владелец, неявка наследников, учебное заведение, мужская гимназия, получение наследства, чиновники учебного ведомства.

Согласно современному российскому законодательству выморочным считается имущество, оставшееся после умершего лица и на которое никто не заявляет или не может заявить притязаний ни по завещанию, ни по праву наследования по закону. Имущество лиц, умерших и не оставивших завещания, становится выморочным в зависимости от того, в какой мере ограничен законодательством круг родственников, имеющих право наследования по закону.

В России в конце XIX - начале ХХ вв. существовали ограничения на право наследования имущества умершего родственниками по боковой линии. Предположение о том, что умерший мог иметь желание оставить свое имущество дальнему родственнику, часто впервые узнающему о самом существовании умершего только по случаю открывшегося наследства, являлось нереалистичным. С другой стороны, в исследуемый период имущество приобреталось индивидуальными усилиями, а не коллективным трудом родственников, поэтому семейное имущество почти исчезло из гражданского оборота.

В России выморочное имущество имело общеполезное назначение, и ограничение круга родственников, имеющих право наследования имущества умершего, соответствовало интересам общества. Однако в дореволюционном российском законодательстве круг наследников не разграничивался по степени родства.

В соответствии со ст. 1162 Свода законов Российской империи (далее - СЗРИ) имущество признавалось выморочным, когда после умершего владельца не оставалось наследников, или, при наличии наследников, никто из них не явился в течение десяти лет со времени последнего объявления в печати о явке для получения наследства, или никто из явившихся в этот срок не доказал своего права [1, с. 101].

В случае неявки наследников в течение шести месяцев, согласно ст. 1164 СЗРИ, имение умершего поступало в опекунское управление. Данная мера являлась предварительной для сохранения имущества, которое еще не стало выморочным, но впоследствии могло быть признано таковым, и не препятствовала возвращению имения наследникам, если они предъявят свои права до истечения установленного срока [1, с. 101].

Если дома и другие отдельные строения, поступившие в опекунское управление и под присмотр казны или иного ведомства, оказывались ветхими и не могли приносить дохода, достаточного для покрытия необходимых издержек на их исправление и поддержание, то после предварительного разрешения начальства ведомства, под присмотром которого они состояли, и с утверждения губернского начальства они без промедления подвергались продаже с публичных торгов. Вырученные через продажу деньги до окончания десятилетнего сро-

Юридическая наука и правоохранительная практика ка, предоставленного на явку наследников, отсылались для приращения процентами в Государственный банк. По истечении означенного срока, если наследники не явились или явились, но прав своих не доказали, следовало обращать данные капиталы с процентами в казну или в то ведомство, коему они должны принадлежать по выморочному праву. В случае явки наследников деньги выдавали им, когда их право на наследство будет признано судом [1, с. 101].

Оставшись «бесхозяйным», выморочное имущество поступало в собственность государства или становилось достоянием общественного союза или благотворительного учреждения: общины, города, церкви, сословия, больницы, вспомогательной кассы.

Выморочное недвижимое имущество в пределах городских земель поступало в собственность городов, однако право городов уступало праву учебных заведений Министерства народного просвещения (далее - МНП) и ведомства императрицы Марии, так как этим учреждениям принадлежало право на выморочное имущество, недвижимое и движимое, оставшееся после лиц, служивших в них. Такое же право предоставлялось законом в пользу Академии художеств. Таким образом, выморочное имущество, оставшееся после смерти чиновников учебного ведомства, обращалось в пользу тех учебных заведений, при которых умершие находились [1, с. 102].

Так, воспользоваться выморочным капиталом после продажи имущества умершего учителя Матросова в интересах Тобольской гимназии предложил попечителю Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринскому губернатор В.А. Трой-ницкий. Деньги планировалось потратить на строительство нового здания гимназии.

Необходимость постройки нового здания Тобольской мужской гимназии назрела давно. Старое помещение, возведенное во второй половине XVIII в., начиная с середины XIX в. становилось все более тесным. Этот вопрос пыталась решить администрация гимназии. 4 ноября 1867 г. было подано ходатайство о необходимости строительства пристройки к главному корпусу гимназии. Однако данное ходатайство

осталось без последствий. Через 10 лет, в 1876 г., директором гимназии было повторно подано ходатайство о необходимости строительства нового здания гимназии. В результате этого с разрешения генерал-губернатора Западной Сибири гимназия получила 4 530 рублей на ремонт здания и строительство деревянной пристройки. Этими мерами временно были удовлетворены лишь самые насущные потребности гимназии [2, л. 6 об.].

В апреле 1881 г. по распоряжению Тобольского губернатора строительная комиссия, при участии гимназического начальства, произвела осмотр зданий школы с целью определения, насколько они отвечали требованиям безопасности и гигиены. Оказалось, что все части главного здания гимназии, включая стены, поврежденные в разных местах, пришли в «совершенно ветхое состояние» [2, л. 7]. На потолке штукатурка едва держалась, помещения нижнего этажа были низкими. В классах было сыро, темно и холодно: в зимнее время ученики сидели на занятиях в шубах. Размер классов не соответствовал установленным нормам, вследствие этого в помещениях было душно.

В таком же состоянии находились остальные здания, где размещались пансион, квартиры инспектора, воспитателей, службы. По мнению комиссии, все эти недостатки невозможно было устранить посредством ремонта. Только постройка нового корпуса могла дать гимназии соответствующие ее потребностям помещения [2, л. 7-7 об.].

Неудовлетворительное состояние гимназии, отраженное Тобольским губернатором в отчете за 1883 г. Александру III, привлекло внимание монарха. На отчете была сделана отметка его рукой: «К министру народного просвещения». После этого МНП связалось с генерал-губернатором Западной Сибири, и был поднят вопрос о составлении плана и сметы нового здания для гимназии [2, л. 7 об.].

Между тем состояние зданий ухудшалось. В декабре 1884 г. губернская строительная комиссия составила очередной акт освидетельствования деревянного здания, где помещался приготовительный класс.

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

дела [2, л. 61]. В сложившейся ситуации

Оказалось, что стены во многих местах вышли из отвесного положения, потолки провисли и угрожали падением, вследствие чего пребывание в этом здании признавалось небезопасным. Для временной поддержки потолков установили подпорки. В таком виде здание могло простоять не более двух лет [2, л. 8].

В отчете губернатора царю за 1884 г. было снова отражено, что здание гимназии по тесноте, ветхости, недостатку света и воздуха признано не только неудобным, но даже небезопасным для дальнейшего оставления в нем учебного заведения. В связи с этим постройка или приобретение нового здания для размещения гимназии представлялось делом «существенной и неотлагательной необходимости» [2, л. 8-8 об.].

В 1887 г. в столице решался вопрос о строительстве нового здания Тобольской мужской гимназии. Государственный совет, рассмотрев представление МНП о расходе на возведение здания для гимназии, отклонил ходатайство об ассигновании из казны 88 435 руб. 33 коп. на ее строительство. Вследствие этого МНП рекомендовало попечителю учебного округа искать средства для строительства нового здания из местных источников. Однако, принимая во внимание значительность предстоящих расходов, министр народного просвещения Делянов полагал возможным отпустить в течение двух сметных периодов из строительного капитала МНП до 60 000 руб. Оставшуюся сумму следовало отнести на специальные средства или на местные источники, если при пересмотре сметы не окажется возможным уменьшить расход на постройку [2, л. 49-49 об.].

Губернатор В.А. Тройницкий в сентябре 1887 г. ознакомился с планом здания и сметой, высказав свои соображения попечителю Западно-Сибирского учебного округа. Губернатор полагал необходимым незамедлительно запросить у МНП 60 000 рублей, выделяемых на постройку здания. Конечно, уже было очевидно, что данной суммы для постройки всего здания недостаточно. Однако через два года можно было запросить еще 10-15 тысяч, надеясь, что если даже состав министерства изменится, то оно не откажет в завершении крупного

губернатор начал искать возможности для сокращения затрат на строительство. Местным архитектором в ходе проверки сметы были найдены ошибки, учитывая это, сумма сметы уменьшилась на 2 000 рублей. При постройке можно было сэкономить на покупке строительных материалов и на кладке кирпича. Предполагалось сэкономить на оплате труда плотников, столяров, закупке стекла и краски, а также затратить меньше средств при устройстве строительных лесов и на оптовых работах. Таким образом, губернатор планировал сэкономить около 14 тысяч рублей. С учетом данной суммы можно было начинать строительство [2, л. 62-63 об.].

Тройницкий предлагал еще более удешевить постройку: не штукатурить здание снаружи, что делалось весьма часто и это существенно снижало расходы. Кроме того, предполагалось обратиться в Министерство государственных имуществ с прошением о бесплатном отпуске леса с вывозом и рубкой местными силами, так как практика этого уже существовала, когда казна без затруднений давала лес на церкви или, например, на строительство Тобольского губернского музея лес также был получен бесплатно. Губернатор планировал отправиться в Петербург и мог лично походатайствовать перед министром государственных имуществ о бесплатном отпуске леса. Данная мера способствовала экономии в сумме 4-5 тысяч рублей [2, л. 63 об. - 64].

К тому же губернатор полагал, что здание проектировалось на «слишком широкую ногу»: треть его занимали лестницы и коридоры. Кроме того, устраивалась домовая церковь. По мнению Тройницкого, лестницы можно было значительно сузить, и тогда здание уже не имело бы внутри столь «грандиозного» вида. При этом оно становилось достаточно удобным и требовало меньше затрат на отопление [2, л. 64 об. - 65].

Тройницкий считал устройство домовой церкви на втором этаже удобным для учеников и преподавателей, однако в связи со скудностью средств церковь была роскошью. На каждое богослужение пансионеры и ученики, живущие дома, обяза-

Юридическая наука и правоохранительная практика тельно, в любую погоду должны были идти в приходскую церковь, расположенную рядом с гимназией. Это правило оставалось и при строительстве собственной церкви. Приход местной Богоявленской церкви, что находилась около гимназии, был не велик, и тесноты в ней не наблюдалось. При исключении церкви из проекта свободное пространство можно было занять актовым залом и таким образом уменьшить постройку [2, л. 65-65 об.].

В результате губернатор внес предложение о возможности выделения архитектору Аплечееву 100 рублей для составления более скромного проекта здания, со сметой 60 тысяч рублей. Уменьшение размеров здания позволяло расположить его на месте, где находился пансион [2, л. 66].

Попечитель учебного округа передал предложения Тройницкого министру народного просвещения. Однако не признал возможным отказаться от домовой церкви при постройке здания, учитывая не только ближайшие потребности учебного заведения, но и те, которые могли появиться в будущем. В дальнейшем могли возникнуть сложности посещения учениками приходской церкви. И если при постройке здания помещение для церкви осталось бы даже неотделанным, то для окончательной отделки здания можно было привлечь благотворителей. Таким образом, на это строительство от казны не требовалось особых затрат. Кроме того, не согласился попечитель с мнением губернатора и о постройке здания гимназии на другом месте. При строительстве планировалось соединить коридором старый корпус с новым, хотя окна переднего фасада при этом выходили на север, а окна большей части классов - на юг. Для постройки здания на новом месте следовало сломать помещение пансиона, вполне пригодное для использования. При этом предлагаемый Тройницким участок земли имел в длину 22 сажени, а проектируемое здание - 30 сажен. Для расширения участка следовало купить соседнее место [2, л. 57-59 об.].

В результате попечитель учебного округа ходатайствовал перед министром об отпуске с 1 января 1888 г. на постройку здания гимназии суммы в 60 000 руб., об

учреждении в Тобольске строительного комитета для возведения здания и об отпуске комитету до 3 000 бревен строевого леса из казенных дач с вырубкой и вывозом его за счет строительной суммы [2, л. 59 об. - 60]. Данное ходатайство было удовлетворено.

В мае 1888 г. Тройницкий сообщил попечителю учебного округа о том, что Тобольской гимназии «выпал жребий» получить наследство в виде выморочного капитала учителя Матросова, составившего с процентами около 15 000 рублей. Губернатор писал: «Делу постройки, по-видимому, сам бог помогает». Он надеялся, что с этими деньгами, возможно, удастся выстроить здание, не запрашивая дополнительного кредита от МНП. К тому же царь разрешил получить бесплатно 3 000 бревен из казенных дач. Далее губернатор обращался с вопросом к попечителю округа о том, можно ли считать выморочный капитал прибавкой к строительной сумме и распорядиться им, или на это необходимо испросить разрешение [2, л. 92-92 об.].

Кроме того, Тройницкий просил дать возможность строить новое здание на месте пансиона. Если раньше нужно было тесниться, чтобы не покупать соседнего места, то теперь, имея «случайные» деньги, можно было приобрести данный участок, а вместе с ним готовый сад и хороший деревянный дом, дающий возможность разместить в нем две большие квартиры для служащих [2, л. 93]. После различных согласований здание гимназии было построено ближе к горе, у Прямского взвоза.

Таким образом, выморочный капитал, полученный от продажи имущества учителя, позволил изменить местоположение нового здания Тобольской гимназии, не вносить изменений в проект и осуществить строительство в довольно короткий срок (с 1889 по 1892 гг.), не прибегая к дополнительной помощи государства.

1. Свод законов Российской империи. Т. X. Отд-е 6-е. СПб., 1905.

2. ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.