Научная статья на тему 'Роль вузов в исследовании нематериального культурного наследия Древнего Китая'

Роль вузов в исследовании нематериального культурного наследия Древнего Китая Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-педагогический центр / хореографический колледж / нематериальное наследие / артефакт / фольклор / этнокультурное наследие Китайской народной республики / музыкально-хореографическая композиция / сultural and pedagogical center / choreographic college / intangible heritage / artifact / folklore / ethno-cultural heritage the People’s Republic of China / musical and choreographic composition

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Ли Цзяньсюнь

Проблема воссоздания артефактов нематериального наследия Древнего Китая остро стоит в современной культурологии и решается целевыми образовательными программами университетов и колледжей. Хэбэйский университет КНР в настоящее время представляет собой локус поиска, сбора, анализа, атрибуции, хранения, и, как следствие, воссоздания аутентичных артефактов музыкально-хореографической китайской народной культуры. Примером высокой ответственности за сохранность и воссоздание образцов древней культуры может служить образовательно-воспитательная деятельность специального культурно-педагогического центра (хореографического колледжа) в Хэбэйском университете Китайской Народной Республики. Актуальность настоящего исследования продиктована высокой заинтересованностью педагогического сообщества в деле сохранения элементов аутентичности в образцах нематериальной культуры; воссоздающая артефакты деятельность студентов совместно с педагогами и культурологами является приоритетной задачей колледжа в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of universities in the study of the intangible cultural heritage of Ancient China

he problem of recreating artifacts of the intangible heritage of Ancient China is acute in modern cultural studies and is solved by targeted educational programs of universities and colleges. Hebei University of the People’s Republic of China currently represents a locus of search, collection, analysis, attribution, storage, and, as a result, the recreation of authentic artifacts of musical and choreographic Chinese folk culture. An example of the high responsibility for the preservation and recreation of samples of ancient culture is the educational and educational activities of the special cultural and pedagogical center (choreographic college) at the Hebei University of the People’s Republic of China. The relevance of this study is dictated by the high interest of the pedagogical community in preserving the elements of authenticity in the samples of intangible culture; The activity of students recreating artifacts together with teachers and cultural scientists is a priority task of the college at the present time.

Текст научной работы на тему «Роль вузов в исследовании нематериального культурного наследия Древнего Китая»

УДК [792.8:78](315):378.016

Ли Цзяньсюнь

Роль вузов в исследовании нематериального культурного наследия Древнего Китая

Проблема воссоздания артефактов нематериального наследия Древнего Китая остро стоит в современной культурологии и решается целевыми образовательными программами университетов и колледжей. Хэбэйский университет КНР в настоящее время представляет собой локус поиска, сбора, анализа, атрибуции, хранения, и, как следствие, воссоздания аутентичных артефактов музыкально-хореографической китайской народной культуры. Примером высокой ответственности за сохранность и воссоздание образцов древней культуры может служить образовательно-воспитательная деятельность специального культурно-педагогического центра (хореографического колледжа) в Хэбэйском университете Китайской Народной Республики. Актуальность настоящего исследования продиктована высокой заинтересованностью педагогического сообщества в деле сохранения элементов аутентичности в образцах нематериальной культуры; воссоздающая артефакты деятельность студентов совместно с педагогами и культурологами является приоритетной задачей колледжа в настоящее время.

Ключевые слова: культурно-педагогический центр, хореографический колледж, нематериальное наследие, артефакт, фольклор, этнокультурное наследие Китайской народной республики, музыкально-хореографическая композиция

Li Jianxun

The role of universities in the study of the intangible cultural heritage

of Ancient China

The problem of recreating artifacts of the intangible heritage of Ancient China is acute in modern cultural studies and is solved by targeted educational programs of universities and colleges. Hebei University of the People's Republic of China currently represents a locus of search, collection, analysis, attribution, storage, and, as a result, the recreation of authentic artifacts of musical and choreographic Chinese folk culture. An example of the high responsibility for the preservation and recreation of samples of ancient culture is the educational and educational activities of the special cultural and pedagogical center (choreographic college) at the Hebei University of the People's Republic of China. The relevance of this study is dictated by the high interest of the pedagogical community in preserving the elements of authenticity in the samples of intangible culture; The activity of students recreating artifacts together with teachers and cultural scientists is a priority task of the college at the present time.

Keywords: ш^га! and pedagogical center, choreographic college, intangible heritage, artifact, folklore, ethno-cultural heritage the People's Republic of China, musical and choreographic composition DOI 10.30725/2619-0303-2024-3-36-40

Основными проблемами сохранения артефактов нематериального культурного наследия являются тотальное унифицирование национальных культур, утрата самобытности и стирание в народной памяти образцов древней культуры, в особенности артефактов нематериальной народной культуры. Привходящее однообразие форм наличествующих артефактов продуцирует процесс безвозвратной утраты историчности бытования и много-ликости образчиков нематериальной древней культуры: художественных произведений литературы, музыки, хореографии, фольклора, обрядовых действий.

Актуальность сохранения найденных артефактов становится первоочередной задачей для педагогического сообщества, т. к. деятель-

ность образовательных учреждений и культурных центров является каналом передачи потенциала нематериального культурного наследия молодому поколению.

В обобщении опыта деятельности Хэ-бэйского университета и культурно-педагогического центра (колледжа) по поиску, сохранению, структурированию, атрибуции, реконструкции и воссозданию образцов нематериального культурного наследия древности явно прослеживается наметившийся вектор участия высших учебных заведений КНР в этой исследовательской практике.

Роль высшего учебного заведения в сохранении нематериального культурного наследия Древнего Китая на современном этапе характеризуется высокой степенью ответ-

ственности и четкой структурированностью педагогической работы посредством проектной деятельности со студентами. Проект состоял из последовательных этапов подготовки и осуществления замысла - воссоздания древнего китайского танца с участием фигуры дракона «танца Фонарей Дракона в виде четырех китайских иероглифов»:

- ознакомление с видами и формами работы образовательных учреждений по сохранению образцов нематериальной культуры;

- ознакомление со способами организации поиска документальной информации и фактологического материала;

- сбор и фиксация документальной информации и эмпирических источников исследования;

- анализ и структурирование собранной информации;

- определение способов атрибуции найденных артефактов;

описание и фиксация этапов деятельности по поиску и сохранению артефактов;

- определение педагогических приемов в деятельности образовательного учреждения по поиску, фиксации, сохранению, атрибуции, реконструкции и воссоздания артефактов;

- обобщение результатов педагогической деятельности образовательного учреждения по сохранению образцов нематериального культурного наследия;

- формирование педагогической технологии внедрения результатов исследования в практику образовательного учреждения.

Первичный опыт исследовательской практики представлял собой педагогически выстроенный процесс поиска, фиксации, атрибуции, сохранения, реконструкции и воссоздания артефактов нематериальной культуры Древнего Китая в Хэбэйском университете. В ходе подготовительного этапа проекта было решено организовать поисковую экспедицию в деревни и небольшие поселения провинции Хэбэй в составе педагогов и студентов государственного университета города Баодин с целью поиска аутентичной информации о древнем танце и его музыкально-шумовом оформлении. Определение границ поисково-исследовательской экспедиции было вызвано обращением местного населения к руководству университета по факту бытования музыкально-хореографической композиции - танца дракона в одной из деревень провинции. Известно, что «танец дракона - важное культурное представление, используемое для празднования фестивалей в Китае. Китайские драконы символизируют

мудрость, силу, удачу и богатство, поэтому люди исполняют танцы драконов, чтобы приветствовать удачу и богатство. В древние времена, когда дождя не было долгое время, люди молились о дожде танцем дракона, также они были способом оберечься от нападения насекомых на посадки. В настоящее время танцы драконов исполняются во время праздничных мероприятий, чтобы прогнать злых духов и приветствовать процветание» [1, с. 15].

Первый этап реализации университетского проекта позволил определить культурный ландшафт территории, ее культурную географию, принадлежность к этнической традиции, а также исследовать данную местность как локус зарождения, проявления и сохранения танца «Фонарей Дракона в виде четырех китайских иероглифов».

Особым примером и методическим образцом исследовательской работы в этой деятельности послужило создание этнографического центра в Харбине: в 2010 г. историко-культурный ландшафт местности Хэйлунц-зян был преобразован в музей под открытым небом и стал эталонной площадкой для научных исследований китайской народной культуры и деревенского фольклора.

В реализуемом проекте был использован опыт музея Хэйлунцзяна по воссозданию фольклорной музыкально-пластической композиции танца дракона согласно имеющимся примерам и образцам. Современные способы фиксации аутентичного материала: нот, звуков, шумов, описания внешнего вида участников, прообраза артефакта, содержания интервью и опросов населения - расширяют возможности сохранения свидетельств об артефакте на любых носителях и платформах хранения информации. Более того, поисковой экспедицией были обнаружены подвижные элементы фигуры дракона, изготовленные кустарным способом в прошлом веке, и представляющие интерес не только для педагогов и культурологов, но и для художников, дизайнеров, бутафоров, инженеров и сценографов, и ставших образчиками материальной художественной культуры прошлого (атрибутируется первой половиной XX в.): голова фигуры, механизм вращения, эксцентрики внутри шарообразной технической конструкции, детали хвостовой части и корпуса тела фигуры дракона. Так как найденные предметы являются образцами бутафории прошлого, то и материалы, из которых они были изготовлены, и способы сборки фигуры, и уцелевшие краски, и сохранившиеся колористические реше-

ния представляют интерес для исследователей и специалистов в области реконструкции артефакта [2]. Университет силами художественно-технологических факультетов смог воссоздать саму фигуру дракона в соответствии с документальными свидетельствами и современными возможностями реконструкции.

В ходе реализации проекта большое внимание было уделено прежде всего воссозданию элементов нематериального наследия, так называемой неосязаемой культуре. По свидетельствам очевидцев, первоначально танец имел ритуальное значение и регулятивный характер исполнения, был посвящен особым событиям в жизни деревни. Также удалось собрать сведения о составе участников и исполнителей танцевальных движений и примеры музыкального, вокального и шумового сопровождения [1, с. 32]. Так, в качестве музыкально-шумового оформления композиции был определен состав оркестра с использованием старинных инструментов, таких как сона, цитра, гуцинь и др.

Важным этапом реализации проекта явилось структурирование собранного материала, сведение разных источников в один банк эмпирических данных. На этом этапе появилась ясность в смысловом содержании танца, ходе его ритуального исполнения, что представило историко-культурную, научную и художественную ценность самобытного действия в конкретной локации поселений вокруг города Баодин. Студентам и преподавателям важно было подробно рассмотреть культурный статус и смысл данной музыкально-хореографической композиции в культуре Китая, сосредоточиться на его семантике, чтобы осуществить проект в полной мере. Однако сведения о танце ограничивались лишь небольшими воспоминаниями о церемониалах древних времен, когда стража императорского дворца исполняла подобные движения, находясь за воротами охраняемого объекта. Эти данные позволяют представить сюжет танца как обращение к дракону - могущественной силе с просьбой о содействии охраны царственных покоев. На вопросы о ритуальной практике танца и содержании танца как сакрально-молитвенного действа ответы были отрицательными. Однако студенты и культурологи продолжают исследовательскую практику относительно восстановления сюжета танца дракона, который был достаточно длителен в исполнении.

Такой вид деятельности оказался очень привлекательным для студентов. Поиск и структурирование материалов составили

большую часть исследовательского проекта, что сильно повлияло на развитие личности студентов и их ментальность [3, с. 260].

Результатом исследовательской деятельности явилось решение о воссоздании музыкально-хореографической композиции «Танец Фонарей Дракона в виде четырех китайских иероглифов» и возвращении танца к публике уже в современных сценических условиях. Такое решение было продиктовано необходимостью трансляции собранной, обработанной и представляющей научный интерес информации о бытовании танца. Руководство Хэбэйского университета, ознакомившись с результатами поисковой экспедиции, приняло решение о создании хореографического колледжа как культурно-педагогического этнографического центра, призванного сохранять, воссоздавать и популяризировать национальную культуру Древнего Китая [4, с. 114]. Личное участие автора статьи в поисковой экспедиции, приобретенный опыт и последующая педагогическая работа в хореографическом колледже комплексного университета позволяют усложнять и укрупнять данное направление образовательной деятельности, подчеркивая роль вузов в сохранении нематериального культурного наследия.

Таким образом удалось практически спроектировать модель «Танца Фонарей Дракона» вместо утраченного. Содержательная часть проекта воссоздаваемой музыкально-хореографической композиции опиралась на понимание новой этничности как формы сохранения, способной существовать в современных концертно-зрелищных условиях. Многие пластические элементы не были воспроизведены по причине утраты способов их выполнения, в особенности сложного выполнения танцорами танцевальных фигур (па) в виде иероглифов, способных быть считываемыми зрителями и несущими информацию в виде читабельного текста. Сравнительный анализ показал, что время исполнения воссозданного танца дракона уменьшилось почти в 3 раза, и в современном виде танец длится только 7 минут [5, с. 14].

Проблематика данного вопроса связана также с устойчивым запретом в повериях и законах Древнего Китая: в имперские времена обычным людям было запрещено использовать символы, связанные с драконами. Поэтому элементы аутентичной нематериальной культуры «пострадали» в первую очередь и не дошли до нашего времени. Более того, известно, что изображение дракона было полностью монополизировано императорской властью

(особенно династией Юань), и в древние времена произошло деление драконов на имперских и народных. Последние, в свою очередь, служили для молитвы дождю и урожаю. Таким образом, в Китае как стране, в которой преобладало сельское хозяйство, народный танец дракона как ритуальное действие стал очень популярным [6, с. 95].

Кроме того, следует принять во внимание, что изображение иероглифов в воссоздаваемом танце было светским ритуалом, предназначенным прежде всего для грамотных зрителей, т. е. для знати и вельмож. Исследование определило, что «Танец Фонарей Дракона в виде четырех китайских иероглифов» изначально не участвовал в молитвах и жертвоприношениях, не исполнялся на похоронах и свадьбах и поэтому был создан как музыкально-хореографическое произведение, т. е. произведение искусства. «Буддисты говорили, что люди больше верят в существование драконов, чем богов, поскольку часто их видят, - ведь почти в каждом облаке при желании можно различить хвост змеи или огромную безобразную голову, посчитав, что она принадлежит дракону» [1, с. 39].

В исследовании приводится факт исполнения танца стражами Императорского дворца и хранителями священных гробниц. Однако в силу того, что танец исполнялся снаружи охранного комплекса, а не внутри, исследователь смог сделать вывод о развлекательном и даже обучающем характере танца для служащих и хранителей. Источники сообщают также о функции самодеятельного обогащения культурной жизни работников охранного комплекса, что подтверждается способом ко-ротания времени на службе за счет длительного и подробного исполнения этой композиции. С течением времени танец утратил свое куль-турно-досуговое значение и был основательно забыт исполнителями и очевидцами.

Воссоздание танца в хореографическом колледже потребовало больших усилий, творческих решений, инноваций в технических и технологических вопросах выполнения проекта. Технология решения творческих задач по созданию нового этнического танца была определена как художественно-творческая и культурно-созидательная деятельность, имеющая своей целью сохранение внешних аутентичных признаков и смыслового содержания [7, с. 12].

Таким образом воссоздание танца в хореографическом колледже Хэбэйского университета явилось формой сохранения и актуализации нематериального культурного наследия Древнего Китая, а педагогическая работа в целом со сту-

дентами по подготовке к исполнению танца составила образовательно-воспитательный ресурс, решающий данные гуманистические задачи. Проект нацелен на формирование педагогической технологии по сохранению нематериального культурного наследия и определяет высокую роль высших учебных заведений в ответственном деле воссоздания аутентичных арт-объектов.

Проведенное исследование подтверждает подъем уровня самоидентификации местного социума провинции Хэбэй, создание новых культурных территорий, рост уровня этнического самосознания и ответственности за сохранение потенциала культурного наследия страны в целом и конкретной местности в частности. Налицо превращение обычной провинциальной деревни в культурно-туристический локус, что представляет собой появление соци-орегулятивной подсистемы, способной к развитию формы жизнедеятельности и постоянному обновлению. Приток туристов, исследователей, заинтересованных лиц будет значительно способствовать развитию этого региона.

Необходимо заметить появление растущего интереса к деятельности хореографического колледжа Хэбэйского университета как культурно-педагогического этнографического центра, реализующего программы по сохранению этнической культуры и фольклора Древнего Китая. Фактом воссоздания танца «Фонарей Дракона в виде четырех китайских иероглифов», послужившим положительным примером образовательно-воспитательной деятельности, университет расширил программы обучения, связанные с исследованием историко-культурного наследия страны. Отмечается также, что к выпускникам хореографического отделения 2019-2023 гг. обучения в этом учебном заведении проявляется повышенное внимание работодателей, специалистов и преподавателей высшей школы Китая, России и других стран.

В исследовании приводится тот факт, что воссозданная музыкально-хореографическая композиция была с восторгом принята художественным советом университета, зрителями, местным населением провинции. Танец пополнил концертную программу не только на сценах Китайской народной республики, но и стал популярным в мире. Мифологический образ «Хэбэйского» танцевального дракона в своем новом творческом решении покоряет мир и находит отражение в новейших интерпретациях: в танцевальных па и пластических элементах присутствуют новые иероглифы и даже целые фразы, такие как воззвание к миру и пожелания благоденствия, добра и счастья [8, с. 52].

Проведенное исследование определило наличие видов педагогической деятельности в хореографическом колледже университета (согласно классификации), в их числе:

- просветительская,

- диагностическая,

- ориентационно-прогностическая,

- конструктивно-проектировочная,

- организаторская,

- информационно-объяснительная,

- коммуникативно-стимулирующая,

- аналитико-оценочная,

- исследовательско-творческая [8, с. 490-491].

Рассмотренные виды педагогической

деятельности, применяемые в процессе выполнения проекта по воссозданию древнего танца дракона, являются социокультурными механизмами передачи нематериального культурного наследия молодому поколению.

Пафос реализованного проекта и достижение поставленной цели олицетворяют глубокое древнее поверие жителей Китая в то, что драконы символизируют удачу, новаторский дух народа. Свое отражение этот девиз нашел в решении творческих технологических задач воссоздания музыкально-хореографической композиции. «Хэбэйский» дракон превратился из воображаемого прародителя в талисман студенческой жизни университета, приносящий удачу. В таком олицетворении читается новаторский дух китайского народа, порождающий желание двигаться вперед, к прогрессу, сохраняя древние символы Китая и привнося их в контекст современной китайской культуры [9].

В заключение можем утверждать, что гуманистические цели по сохранению нематериального культурного наследия достигаются за счет включения педагогических инструментов; сам процесс поиска и воссоздания артефактов неосязаемой культуры является важнейшим педагогическим ресурсом современной педагогики.

Исследование по определению роли вузов в сохранении нематериального культурного наследия древности обладает научной перспективой и требует продолжения.

Список литературы

1. Малочевская И. Б. Выразительные средства спектакля: учеб. пособие. Ленинград: ЛГИТМИК, 1985. 54 с.

2. Поляков Е. Н., Кочерыгина К. Б. Образ Священного дракона в искусстве древнего Китая // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2009. № 2 (23). С. 22-39.

3. Андреева Н. П., Андреева М. А. Ментальность как специфика социализации и культурного развития личности

детей и подростков// Региональная система дополнительного профессионального педагогического образования: ресурс развития кадрового потенциала: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Ярославль,27-28окт.2020 г. Ярославль,2020. С. 257-262. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/konf/2020/ Sbornik-konferencja-iro-80.pdf (дата обращения: 17.09.2024).

4. Вернер Э. Мифы и легенды Китая. Москва: Цен-трполиграф, 2007. 363 с.

5. Китайские сказки / худож. В. В. Федорченко. Москва: НПО «Восток», 1991. 61 с.

6. Казакова И. В. Образ дракона в китайской мифологии, фольклоре и других культурных пластах // София: электрон. науч.-просвет. журн. 2018. № 2. С. 93-99. URL: https://elib.bsu. by/handle/123456789/208649 (дата обращения: 17.09.2024).

7. Марголин Л. М. Музыка в театрализованном представлении. Москва: Совет. Россия, 1981. 86 с.

8. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. Москва: Наука, 1965. 496 с.

9. Чжан Чи, Андреева Н. П. Гештальт-понятия «фигура и фон» в музыкальной педагогике и инструментальном исполнительстве// Педагогика искусства: сетевой электрон. науч. журн.2022. № 2. URL: http://Www.art-education.ru/stes/deiault/liles/ JourraLpcf13_stranicy-107-115.pdf(/p-ra обращения: 27.01.2023).

References

1. Malochevskaya I. B. Expressive means of the performance: a tutorial. Leningrad: LGITMIK, 1985. 54(in Russ.).

2. Polyakov E. N., Kocherygina K B. The image ofthe Sacred Dragon in the art of ancient China. Bulletin ofTomskStats University ofArchtecture and Civil Engineering. 2009. 2 (23} 22-39 (in Russ.).

3. Andreeva N. P., Andreeva M. A Mentality as a specificity of socialization and cultural development ofthe personality of children and adolescents. Regional system ofadditional professional pedagogical education: a resource for the development of human resources: materials of the interregional sci. and practical conf. Yaroslavl, Oct. 27-28, 2020. Yaroslavl, 2020. 257-262. URL: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/konf/2020/Sbornik-konferencija4ro-80.pdf (accessed: Sept.17.2024) (in Russ.).

4. Werner E. Myths and Legends of China. Moscow: Centerpoligraf, 2007. 363 (in Russ.).

5. Fedorchenko V. V. (ill.). Chinese tales. Moscow: NPO "Vostok", 1991. 61 (in Russ.).

6. Kazakova I. V. The Image of the Dragon in Chinese mythology, folklore and other cultural layers. Sofia: electronic sci.-educationalj. 2018. 2, 93-99. URL: https://elib.bsu.by/han-dle/123456789/208649 (accessed: Sept.17.2024) (in Russ.).

7. Margolin L. M. Music in theatrical performance. Moscow: Sovet. Rossiya, 1981. 86 (in Russ.).

8. Yuan Ke. Myths of ancient China. Moscow: Nauka, 1965. 496 (in Russ.).

9. Zhang Chi, Andreeva N. P. Gestalt concepts of "igure and background" in music pedagogy and instrumental performance. Pedagogy of art. online electronic sci. j. 2022. 2. URL: http://Www.art-education.ru/sites/default/liles/ioumalLpCf/13L stranicy-107-115.pdf (accessed:Jan.27.2023) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.