Научная статья на тему 'РОЛЬ ВРАЧА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ'

РОЛЬ ВРАЧА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ВРАЧ ЭКСПЕРТ / РОЛЬ ВРАЧА ЭКСПЕРТА / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / INTERNAL AUDITING / A DOCTOR IS AN EXPERT / ROLE OF THE MEDICAL EXPERT / QUALITY OF CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ботаев Б.Б., Панов С.Т.

В статье рассматривается имеющееся ситуация по врачам внутреннего аудита, оценка и анализ деятельности врача внутреннего аудита а также вопросы связанные с качеством медицинских услуг среди медицинских сотрудников (то есть врачей и средних медицинских работников) путем проведения выездного анонимного анкетирования во всех девяти районных больницах Павлодарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ботаев Б.Б., Панов С.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A DOCTOR OF INTERNAL AUDIT AND ITS IMPACT ON THE QUALITY OF MEDICAL SERVICES IN MODERN CONDITIONS ON THE EXAMPLE OF THE DISTRICT HOSPITAL

The article deals with the current situation of internal audit doctors, evaluation and analysis of the internal audit doctor's activities as well as issues related to the quality of medical services among medical staff (i.e. doctors and nurses) by conducting an anonymous on-site survey in all nine district hospitals of Pavlodar region.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВРАЧА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ»

УДК 614.2:616-082

Ботаев Б.Б. студент магистратуры Бизнес-школа Университета КАЗГЮУ АО «Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева»

научный руководитель: Панов С. Т.

Казахстан, г. Нур-Султан РОЛЬ ВРАЧА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ Аннотация. В статье рассматривается имеющееся ситуация по врачам внутреннего аудита, оценка и анализ деятельности врача внутреннего аудита а также вопросы связанные с качеством медицинских услуг среди медицинских сотрудников (то есть врачей и средних медицинских работников) путем проведения выездного анонимного анкетирования во всех девяти районных больницах Павлодарской области.

Ключевые слова: внутренний аудит, врач эксперт, роль врача эксперта, качество медицинской помощи.

Botev B.B. undergraduate

Business school of the University of KAZGUU University JSC "KAZGUU University named after M. S. Narikbaev»

Scientific adviser: Panov S. T.

Kazakhstan, Nur Sultan THE ROLE OF A DOCTOR OF INTERNAL AUDIT AND ITS IMPACT ON THE QUALITY OF MEDICAL SERVICES IN MODERN CONDITIONS ON THE EXAMPLE OF THE DISTRICT HOSPITAL Annotation. The article deals with the current situation of internal audit doctors, evaluation and analysis of the internal audit doctor's activities as well as issues related to the quality of medical services among medical staff (i.e. doctors and nurses) by conducting an anonymous on-site survey in all nine district hospitals of Pavlodar region.

Keywords: internal auditing, a doctor is an expert, role of the medical expert, quality of care.

Введение. Сфера здравоохранения вступила в эру цифровой трансформации: принят закон и подзаконные акты, регулирующие цифровизацию здравоохранения, совершенствуется Единая информационная система в сфере здравоохранения, в медицину приходит искусственный интеллект, внедряются робототехника, различные информационные системы, системы поддержки принятия врачебных решений, прогнозная аналитика и т.д. Отвечая на современные вызовы, внутренний аудит должен приобретать компетенции в области 1Т-аудита, применения аналитических методов, внедрения постоянного аудита и встроенных контролей. В результате

последних преобразований в системе здравоохранения Казахстана сформирована система контроля качества медицинской деятельности (внешний и внутренний контроль), внедрен контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. Возрастает роль и значение службы внутреннего аудита, создаваемого при каждом медицинском учреждении. С принятием Кодекса РК от 18.09.2009 г. «О здоровье народа и системе здравоохранения» (пункт 3, статья 58), постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 2011 года № 1577 были утверждены Правила организации и проведения внутренней и внешней экспертизы качества медицинских услуг и разработан план мероприятий (Дорожная карта) по совершенствованию деятельности служб внутреннего контроля (аудита) медицинских организаций, утвержденный Министром здравоохранения РК от 15.11.2011г., пункт 1.4. В соответствии с вышеуказанным постановлением служба внутреннего контроля (аудита) - это структурное подразделение организации здравоохранения, осуществляющее деятельность по управлению качеством медицинской помощи на уровне организации здравоохранения и наделенное соответствующими полномочиями. Во всех районных больницах данная служба организована и функционирует с 2011-2012года. Мероприятия, проводимые на сегодняшний день в системе здравоохранения, направлены в первую очередь на повышение качества медицинских услуг и обеспечение прав пациентов на доступность и качество предоставляемой медицинской помощи. Медицинский аудит проводит сравнение фактического действия с известными стандартами. Это попытка улучшить качество медицинской помощи путем проведения мероприятий и их анализа для достижения желаемых стандартов. Цель аудита - улучшить качество оказываемых медицинских услуг.

Актуальность темы. Работа врача внутреннего аудита в современных условиях является индикатором оценки качества оказания медицинской помощи (и/или медицинских услуг) которая является неотъемлемой частью внутренней системы взаимодействия между пациентом и больницей в целом.

Цель проводимой работы. Анализ и оценка значимости врача внутреннего аудита в медицинских организациях девяти районов Павлодарской области путем выездного анкетирования медицинских работников (т.е среди врачей и средних медицинских работников).

Задачи. 1) Провести анкетирование среди медицинских работников в девяти районных больницах Павлодарской области по вопросам состоянии службы внутреннего аудита и его влияния на качество медицинских услуг в современных условиях. 2) Анализ осведомленности о службе внутреннего аудита и о качестве медицинской помощи среди медработников районных больниц. 3) Осуществить анализ эффективности работы врача службы внутреннего аудита после проведения анкетировании медицинских сотрудников районных больниц. 4) Выработать пути решения

(рекомендации) по улучшению организационной работы внутреннего аудита и повышение имиджа врача внутреннего аудита.

Методы исследования. При подготовке статьи использованы методы теоретического анализа проведенного персонального опроса ответственных врачей за внутренний аудит и анонимного анкетирования врачей и средних медицинских работников девяти районных больниц Павлодарской области.

Результаты. Всего в анкетировании приняли участие -256 медицинских сотрудников (врачи и средний медицинский персонал). Среди которых «Баянаульская районная больница»-приняли участие 48 человек (18,7%), «Иртышская районная больница»-32 человек (12,5%), «Железинская районная больница»-29 человек (11,3%), «Актогайская районная больница»-28 человек (11%), «Успенская районная больница»-27 человек (10,5%), «Районная больница Аккулы»-25 человек (9,8%), «Щербактинская районная больница»-25 человек (9,8%), «Майская районная больница»-24 человек (9,4%), «Районная больница Терен,кел»-18 человек (7%). Анкеты состояли из 26 вопросов. В анкетировании участвовали только врачи и средние медицинские работники. Ответственный врач за внутренний аудит в данном анкетировании не участвовал. В анкетировании участвовали 34 мужчины (13,3%) и 222 женщин (86,7%). Среди респондентов приняли участие -74 (29%) врача и 182 (71%) средних медицинских работников. По возрастной категории наибольшее количество занимает медработники до 30 лет-28,5%, с 31года до 40 лет- 21,1%, с 41года до 50лет-19,5%, с 51 года до 60 лет-26,9% и старше 60 лет- 4,0%.

Имеется высокий процент без категорийности медработников -175 человек, что составляет 68,3% среди всех принявших участие в анкетировании. Такое явление объясняется слабой организационной работой отдела кадров, так как не контролируется категорийность кадров больницы.

В девяти районных больницах Павлодарской области по штату положено 9 ставок из учета 1ставка врача внутреннего аудита ( или врача эксперта) на одну районную больницу. Таким образом фактический на 1,0 ставку работают в качестве основного врача внутреннего аудита 2 врача (это в Щербактинской и Иртышской районной больнице). В двух районных больницах (Аккулы и Успенская районная больница) работают на данную должность по совместительству. В двух районных больницах (Железинка и Баянаул) полностью работу внутреннего аудита ведут освобожденные заместители главных врачей по внутреннему контролю и качеству. В двух больницах (Майская и Теренкел) работу внутреннего аудита ведут заместители главных врачей по лечебно-профилактической работе в нагрузку без отдельной доплаты, так как у них уже имеется установленный (фиксированный) оклад заместителя главного врача утвержденный управлением здравоохранения Павлодарской области. В одной районной больнице (Актогайская районная больница) в связи увольнением и переездом врача внутреннего аудита (врача эксперта), данную работу временно не официально выполняет заведующий поликлиники.

У восьмерых фактический действующих врачей внутреннего аудита: четверо имеют высшую квалификационную категорию, один врач имеет первую категорию, трое врачей без категорий. Три врача пенсионного возраста (Районная больница Аккулы, Щербактинская и Железинская). У троих врачей стаж по внутреннему аудиту не более пол года (районная больница Терецкел, Успенская, Иртышская), у одного врача не более одного года (Железинская). У двоих не более 1,5 года (Аккулы, Щербактинская). У двоих врачей стаж по внутреннему аудиту от 3 до 7лет. Из восьмерых врачей лишь двое врачей прошли обучение по вопросам внутреннего аудита, качества оказания медицинских услуг и аккредитации, среди них заместитель главного врача по внутреннему контролю качества Железинской районной больница и заместитель главного врача по лечебно-профилактической работе Майской районной больницы. Остальные 6 врачей обучение не проходили.

Входе беседы с ответственными врачами за внутренний аудит, выяснено что в районных больницах Аккулы, Успенской районной больнице, районной больнице Терецкел, Майской районной больнице нет отдельной должностной инструкции по внутреннему аудиту на который они бы ссылались и ориентировались бы в своей трудовой деятельности. В Майской и районной больнице Терецкел имеются должностные инструкции только лишь на заместителя главного по лечебно-профилактической работе, а осуществляемая работа внутреннего аудита им идет в качестве дополнительной нагрузки без отдельной оплаты за нее. Официально имеются должностные инструкции в двух больницах на заместителей главных врачей по внутреннему контролю качества (Баянаульская и Железинская районная больница) и в двух районных больницах отдельно на врачей внутреннего аудита (Щербактинская и Иртышская районная больница).

Выводы: Имеется большой процент не подготовленных и не прошедших обучение по вопросам внутреннего аудита со стороны кадров (врачей ответственных за службу внутреннего аудита). Шесть человек подлежат обязательному обучению в виде повышении квалификации. Многие не знают об аккредитации и постаккредитационном мониторинге. Анализируя осведомленности среди медицинских работников об аккредитации и отношении врача внутреннего аудита к нему 3,5% понятия не имеют об аккредитации, 23,8% не знают имеет ли отношение, 1,2% считают что отношение не имеет, 2% считают что аккредитацией занимается лишь заместитель главного врача а врач внутреннего аудита отношения не имеет. Лишь 69,5% ответили что «Да»-отношение к аккредитации имеет. Таким образом 30,5% опрошенных находятся в неведении что по соответствию стандартам аккредитации которая является основой качества оказания медицинской помощи в больнице должен заниматься ответственный врач за внутренний аудит. Очень низкая осведомленность о качестве медицинской помощи среди респондентов. 84%- не смогли ответить правильно, из них 16%- выбрали «Затрудняюсь ответить». Всего 16% ответили правильно и выбрали правильное определение «Качества медицинской помощи».

Пути решения и рекомендации: 1) Четкое распределение полномочий с указанием всех требовании к врачу внутреннего аудита в их должностной инструкции. Своевременное ознакомление врачей отделом кадров районной больницы с данной должностной инструкцией. 2) Обязательное обучение ответственных врачей по вопросам внутреннего аудита и качества медицинских услуг а также знании в сфере аккредитации больниц с целью осуществления постаккредитационного мониторинга районной больниц. Повышение квалификационной категорийности кадров и контроль за своевременным направлением на учебу медицинских работников. 3) Введение внутриорганизационных индикаторов с целью мониторинга качественной работы и поощрения в виде дифференцированной оплаты узким специалистам, кроме участковой службы ПМСП у которых имеется ежемесячное денежное поощрение выделяемое с республиканского бюджета. 4) Делегировании полномочии и повышение ответственности врачей внутреннего аудита в отношении качества оказываемых услуг. 5) Обязательное (периодическое не реже 2 раза в год) проведение анонимного анкетирования врачами внутреннего аудита в коллективах с целью анализа и оценки уровня удовлетворенности среди медицинских работников а также среди пациентов при обращении за медицинской помощью. 6) Создание единого штаба или консультативного центра врачей внутреннего аудита районных больниц при управлении здравоохранении с целью единого контроля со стороны подведомственного органа и мониторинга деятельности внутреннего аудита в частности районных больниц. 7) Освобождение от совместительства ответственных врачей за внутренний аудит. Доведения до полной ставки или соответствующая доплата ответственному врачу за внутренний аудит с целью стимулирования и мотивации эффективной работе. 8) Повышение заработной оплаты путем установленных окладов для ответственных врачей за внутренний аудит в районных больницах с целью повышения имиджа и привлекательности к данной профессии.

Использованные источники:

1. Кодекс РК от 18.09.2009 г. «О здоровье народа и системе здравоохранения» (пункт 3, статья 58).

2. Постановление правительства Республики Казахстан от 22 декабря 2011 года № 1577 «Об утверждении Правил организации и проведения внутренней и внешней экспертизы качества медицинских услуг».

3. План мероприятий (Дорожная карта) по совершенствованию деятельности служб внутреннего контроля (аудита) медицинских организаций, утвержденный Министром здравоохранения РК от 15.11.2011 г. (пункт 1.4)

4. Постаккредитационный мониторинг 2018года (электронный ресурс), режим доступа по ссылке на официальный сайт Республиканского Центра развития здравоохранения МЗ РК (http://www.rcrz.kz/files/akkr), (дата обращения: 10.02.2019).

5. Чернов Ю.А. Актуальные проблемы аудита: современный подход к

сущности внутреннего аудита/ Ю.А.Чернов//Учет и статистика.— 2010.№2.С.36-40.

6. Комаров Ю.М. Лицензирование и аккредитация как основа обеспечения качества медицинской помощи /Ю.М. Комаров//ГлавВрач.—2011. С64-69.

7. «Работая для пациентов», (1989), Публикации НМЗО: Лондон. (электронный ресурс), режим доступа по ссылке https://pandia.ru/text/80/279/86767.php. (дата обращения: 20.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.