Научная статья на тему 'Роль восточных единоборств в формировании здорового образа жизни'

Роль восточных единоборств в формировании здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1721
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (ЗОЖ) / ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) имеет большое значение для человека. Его формирование рассматривается как улучшение адаптационных возможностей человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Выявлено, что одним из эффективных способов формирования ЗОЖ являются занятия восточными единоборствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль восточных единоборств в формировании здорового образа жизни»

УДК 37.037.1

РОЛЬ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

THE ROLE OF ORIENTAL MARTIAL ARTS IN FORMING HEALTHY LIFESTYLE

Е. А. Егорова

E. A. Egorova

МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей», г. Йошкар-Ола

Аннотация. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) имеет большое значение для человека. Его формирование рассматривается как улучшение адаптационных возможностей человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Выявлено, что одним из эффективных способов формирования ЗОЖ являются занятия восточными единоборствами.

Abstract. A healthy lifestyle has a greater degree of influence on human health. Forming a healthy lifestyle is seen as improving the adaptive capacity of a man to environmental effects and changes of states of the internal environment. It was found out that that one effective way of its forming are the lessons in martial arts.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни (ЗОЖ), восточные единоборства, психофизическая саморегуляция.

Keywords: health, healthy lifestyle, oriental martial arts, psychophysical self-regulation.

Актуальность исследуемой проблемы. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья человека является крайне актуальной. Мировая и отечественная медицина придает приоритетное значение здоровью населения. Она относит изучение совершенствования состояния здоровья населения к первостепенной задаче научных исследований всех направлений и уровней.

Всемирная организация здравоохранения в свое время провозгласила стратегию -здоровье для всех к 2000 году. Однако, сложившиеся в мире, а особенно в российском обществе, объективные условия все усиливающегося расслоения населения на богатых и бедных, а следовательно, и неравноправное распределение продуктов производства, экологические изменения среды обитания и пр. не позволили реализовать этот принцип. Тем не менее, состояние здоровья, меры по его улучшению волновали и волнуют прогрессивное человечество и являются предметом пристального исследования специалистов различных областей знаний.

Здоровье человека является одним из интегральных показателей, который определяется комплексом социально-психологических, медико-биологических характеристик и различных факторов воздействия [6, 9]. Каждый из таких факторов имеет различную степень влияния на здоровье человека:

1. Образ жизни - 50 %;

2. Окружающая среда - 20 %;

3. Биологические факторы - 20 %;

4. Организация медицинской помощи - 10 %.

Как отмечает А. Г. Зайцев, проведенные в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья молодого населения России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация ЗОЖ и нет ясного понимания, как следует заботиться о своем здоровье [7, 54].

Из различных определений ЗОЖ следует, что основным направлением его формирования является улучшение адаптационных возможностей человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды как с биологической, так и с психоэмоциональной точек зрения. В последнее время цивилизованному миру стало доступным множество оздоровительных систем, направленных на поддержание биологической и психоэмоциональной составляющих ЗОЖ, благодаря комплексному воздействию которых достигается наибольший эффект в его формировании. Среди комплексных систем формирования и поддержания ЗОЖ особое внимание уделяется восточным системам оздоровления. По мнению О. Васильева, восточные системы оздоровления не отделимы от йоги и боевых искусств и являются их частными приложениями [4, 4]. Данное мнение опирается на то, что занятия религиозно-мистическими практиками и боевыми искусствами всегда подразумевали изначальное восстановление и обретение здоровья. Делу оздоровления и реабилитации после полученных травм в боевых искусствах издревле уделялось не меньше внимания, чем сугубо прикладным аспектам. Особое значение этот факт приобретает в связи с популярностью занятий восточными единоборствами [10, 11].

Материал и методика исследований. Для изучения роли восточных единоборств в формировании ЗОЖ использовались методы анализа первоисточников, опыта ведения занятий, наблюдения за поведением занимающихся, их неформализованного интервьюирования. Для изучения опыта ведения занятий по восточным единоборствам проводились беседы с инструкторами, касающиеся программы занятий и особенно того, насколько они в своей работе акцентируют внимание занимающихся на сохранении здоровья и ведении ЗОЖ. Наблюдение за поведением занимающихся восточными единоборствами осуществлялось в момент непосредственно до, во время и после занятия. В это же время проводилось их интервьюирование относительно отношения к здоровью и ведению ЗОЖ.

Результаты исследований и их обсуждение. Изучение первоисточников позволяет сделать вывод, что в зависимости от вида восточного единоборства занимающиеся в большей или меньшей степени увеличивают свои знания в области ЗОЖ и начинают их применять.

В качестве основного элемента ЗОЖ, который присутствует во всех восточных единоборствах, следует выделить физическую активность. Основой занятий восточными единоборствами является неизменный базис - набор поз и двигательных действий, опре-

деляющий единство и целостность всей системы. Кроме того, во всех школах восточных единоборств занятия начинаются с разминочных упражнений, во время которых происходит прилив крови в мышцы, насыщение их кислородом, ускоряются обменные процессы, что повышает гибкость и эластичность мышц и позволяет избегать травм, ушибов и растяжений на занятиях. В некоторых школах помимо так называемой базовой техники отдельно изучаются подражательные (звериные) техники. Они основаны на наблюдениях древних мастеров за повадками животных и представляют собой видоизменение базовой техники в зависимости от эмоционального настроя и физических возможностей выбранного зверя. С помощью подражательной техники обучающиеся учатся адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, контролировать и регулировать свои эмоции и поведение.

Другим важным элементом ЗОЖ, воспитываемого средствами восточных единоборств, является психофизическая саморегуляция человека. Ее основой являются дыхательные упражнения, выполняя которые занимающиеся учатся контролировать свое внутреннее состояние, состояние тела, а также работу мышц. Г. Э. Адамович отмечает, что объединение собственно психической саморегуляции с релаксацией помогает снизить уровень нервно-психической напряженности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию и тем самым оказать существенное влияние на ускорение процессов восстановления в других органах и системах организма [1, 23].

Особое внимание в практике восточных единоборств уделяется медицинским аспектам, которые основываются на концепциях «Инь-Ян», «У-син» и учении о меридианах.

Е. В. Крылевская отмечает, что согласно концепции здоровья и патологии в восточной медицине человек представляет собой открытую, комплексную, саморегулирующуюся биологическую и энергетическую систему [8, 8]. Человек здоров в том случае, если все его ритмические процессы находятся в динамическом равновесии (гомеостаз), показатели которого очень индивидуальны, и у разных людей могут значительно отличаться. Любое нарушение природного равновесия между энергиями Инь и Ян в организме приводит к болезни. Если это нарушение незначительное и непродолжительное и все органы при этом функционируют нормально (в пределах индивидуальной физиологической нормы), то в результате саморегуляции организма энергетический и физиологический баланс восстанавливается. В случае значительного и достаточно продолжительного нарушения функций органов появляются видимые изменения в тканях органов, которые сопровождаются соответствующей симптоматикой. В этом случае процесс саморегуляции становится недостаточным для устранения развивающегося патологического состояния и возникает необходимость вмешательства извне.

Концепция «У-син» основывается на взаимодействии пяти первоэлементов (дерева, огня, земли, металла, воды) и позволяет классифицировать диалектику развития любого явления. Кроме того, каждый первоэлемент состоит из аспектов Инь и Ян, поэтому баланс может регулироваться как между первоэлементами, так и внутри первоэлементов. Гаваа Лувсан указывает, что данные взаимосвязи используются восточной медициной для объяснения отношений между органами и их меридианами, между человеком и окружающей средой, но, главным образом, для объяснения причин и механизмов развития болезненного состояния [9, 14].

Особое значение для восточной медицины играет учение об энергии и меридианах. Г. Э. Адамович указывает, что на Востоке энергия ци (кхи, ки) считается источником жизненной активности человека. Для циркуляции энергии ци в человеческом организме существует система меридианов (каналов). Она организована таким образом, что все меридианы переходят друг в друга, образуя замкнутый круг, который соединяет весь организм [3, 9]. Е. В. Крылевская отмечает, что с точки зрения восточной медицины меридианы отражают патологические изменения в организме, по локализации болей в меридианах можно определить, какой из внутренних органов болен. Причиной заболеваний является нарушение энергетического состояния определенных меридианов, а проявление болезни на физическом уровне является следствием этого нарушения [8, 83].

Адамович Г. Э. отмечает, что целительный эффект занятий цигун (управление внутренней энергией) в первую очередь связан с положительным регулирующим воздействием на кору головного мозга, а также на эндокринную, иммунную, дыхательную, сердечнососудистую, пищеварительную и мочеполовую системы организма человека [2, 19]. По мнению многих специалистов цигун, решающую роль в таком воздействии играет сосредоточение внимания. Оно является гимнастикой для головного мозга, которая обеспечивает тренировку, расслабление, закаливание, отдых за счет синхронизации электроволн в различных областях и зонах мозга. У. Гуандэ указывает на дыхание в качестве второго фактора, обеспечивающего оздоровление организма при выполнении упражнений цигун [5, 131]. В процессе регулирования частоты дыхания и его задержки возникает положительное воздействие на функциональные системы и внутренний массаж органов грудной и брюшной полостей, улучшается крово- и лимфообращение, работа желудочно-кишечного тракта, мочеполовой, эндокринной систем.

Отдельного внимания в рамках психоэмоциональной составляющей ЗОЖ заслуживает раздел «теоретические знания» в различных школах восточных единоборств. Целью изучения теоретических основ в школах восточных единоборств является осмысление различных мировоззрений, позволяющих объяснить взаимодействия в обществе и систему самосовершенствования человека. Основное внимание при изучении теоретических основ уделяется требованиям техники безопасности во время занятий, основам восточной философии (понятия Инь и Ян, концепция «У-син») и религиозных воззрений человечества (христианство, ислам, индуизм, философско-религиозные направления в Китае). Результатом этого осмысления является воспитание таких качеств, как скромность, терпимость, пунктуальность, вежливость, доброжелательность и т. д.

В процессе изучения опыта ведения занятий по восточным единоборствам было установлено, что на начальных этапах обучения основное внимание уделяется физическому совершенствованию тела, благодаря чему происходит и оздоровление организма. С увеличением продолжительности занятий акцент при обучении начинает смещаться в сторону дыхательной гимнастики и психической саморегуляции. И, наконец, большее внимание инструктора начинают уделять медицинским аспектам восточных единоборств и получению теоретических знаний в этой области.

Наблюдение за поведением занимающихся восточными единоборствами и их интервьюирование показало, что установка на ЗОЖ тем сильнее, чем дольше продолжительность занятий. Это связано также с тем, что занимающиеся на начальном этапе обучения вынуждены принимать решение: вести ЗОЖ, быстрее и качественнее совершенствоваться либо не изменять своей установке на здоровье.

В дальнейшей перспективе данного исследования необходимо выяснить условия наиболее эффективного формирования установки на здоровье и ЗОЖ средствами восточных единоборств.

Резюме. Таким образом, в результате проведенного исследования было выяснено, что занятия восточными единоборствами положительно сказываются на формировании здорового образа жизни, поскольку комплексно влияют на личность занимающегося. Восточные единоборства способствуют всестороннему развитию личности и формированию как биологической, так и психоэмоциональной составляющих ЗОЖ. Наиболее заметный элемент ЗОЖ, который формируется средствами восточных единоборств, - это физическая активность. Изучение дыхательных упражнений, систем психофизической регуляции, способов профилактики и лечения заболеваний способствует также сохранению физического здоровья, отказу от вредных привычек, улучшению адаптационных способностей, повышению стрессоустойчивости. Большое значение имеет и получение теоретических знаний, которые воспитывают способность ставить значимые и конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, учат управлять эмоциональным состоянием, узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамович, Г. Э. Начало пути / Г. Э. Адамович. - Минск : Б. и., 1995. - 72 с.

2. Адамович, Г. Э. Цигун / Г. Э. Адамович. - Минск : Б. и., 1998. - 144 с.

3. Адамович, Г. Э. Цигун «Пески судьбы» : учебно-методическое пособие. Часть 1 / Г. Э. Адамович. - Минск : Б. и., 2005. - 122 с.

4. Васильев, О. Боевые искусства как средство и метод реабилитации: оздоровительные аспекты боевых искусств / О. Васильев // Боевое искусство планеты. - 2005. - № 3. - С. 4-5.

5. Гуандэ, У. Энциклопедия цигун / У. Гуандэ. - М. : Эксмо, 2002. - 320 с.

6. Дрешер, Ю. Н. Руководство по валеологии / Ю. Н. Дрешер. - Казань : Медицина, 1999. - 168 с.

7. Зайцев, А. Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения / А. Г. Зайцев // Гигиена и санитария. - 2004. - № 1. - С. 54-55.

8. Крылевская, Е. В. Травы в системе цигун / Е. В. Крылевская. - Минск : Б. и., 2009. - 319 с.

9. Лувсан, Гаваа. Традиционные и современные аспекты восточной медицины / Гаваа Лувсан. - М. : Московские учебники и картолитография, 2000. - 400 с.

10. Скороходов, В. В. Боевые искусства Востока как досуговый интерес молодежи [Электронный ресурс] / В. В. Скороходов. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2007/02/

11/0000302321/018.SK0R0KH0D0V. pdf, свободный

11. Ходорыч, А. Работа по контакту [Электронный ресурс] / А. Ходорыч. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=283087&print=true, свободный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.