Научная статья на тему 'Роль воспитания в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося'

Роль воспитания в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / EDUCATION / PROFILE TRAINING / CAREER GUIDANCE / EDUCATIONAL RELATIONS / SECONDARY GENERAL EDUCATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосева Елена Сергеевна

В статье представлены результаты анализа готовности родителей к передаче ответственности ребенку по формированию индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Контекст воспитания позволяет отследить механизм формирования отношения к индивидуальной образовательной траектории. Цель исследования выяснить, готовы ли родители передать ребенку право формирования индивидуальной образовательной траектории. В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, вопросы позволяли не только выбрать вариант ответа, но и предложить свой. После анкетирования проводилось уточняющее интервью с респондентами. В результате выявлено противоречие в требованиях федерального образовательного стандарта и родительскими установками, которые, по сути, препятствуют его реализации. Несмотря на постулируемое развитие самостоятельности и личной ответственности ребенка за собственные решения, родители готовы передать право выбора лишь по повседневным вопросам. Что касается долгосрочных решений, то часть родителей готовы выслушать мнение ребенка, но принятие решения оставляют за собой, другие уверены в неспособности ребенка к принятию подобных решений. Отправной точкой построения концепции взаимосвязи воспитания и образования стали понятия «воспитания» предложенные в рамках российской научной школы, и в нормативных документах в сфере образования. Однако воспитательная составляющая присутствует на каждой ступени образования и видоизменяется по мере роста и развития обучающегося. Соответственно при надлежащей реализации образовательных стандартов обучающийся должен самостоятельно осознанно осуществлять формирование собственной образовательной траектории, и последующий выбор профессии с формированием профессиональной траектории. Однако неготовность родителей к передаче ответственности ребенку, часто даже частичной, создает препятствия на пути реализации личностного потенциала обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лосева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF UPBRINGING IN THE FORMATION OF THE STUDENT’S INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

The article presents the results of the analysis of the parents’ readiness to give the responsibility for the formation of the student’s individual educational trajectory to the child. The context of upbringing allows us to track the mechanism of forming attitudes to the individual educational trajectory. The aim of the research is to find out if parents are ready to give the right to form the individual educational trajectory to the child. The method of the research was chosen as a questionnaire where the questions allowed not only to choose the answer, but also to offer your own. The clarifying interviews with respondents were carried out after the questionnaire. As a result, there is a contradiction in the requirements of the Federal educational standard and parental guidelines, which, in fact, prevent its implementation. Despite the postulated development of independence and personal responsibility of the child for his own decisions, parents are ready to give only the right of choice in everyday issues. With regard to long-term issues, the majority of parents are ready to listen to the child’s views, but take the decisions by themselves, others believe in the child’s inability to take such decisions. The starting point of building the concept of the relationship between education and upbringing was the concept of upbringing proposed in the framework of the Russian scientific school, and in the normative documents in the field of education. However, the upbringing component is presented at each level of education and modified with the growth and development of the student. Accordingly, for proper implementation of educational standards, the student must independently consciously carry out the formation of his own educational trajectory and make the subsequent choice of profession forming the professional trajectory. However, the unwillingness of parents to give responsibility to the child, often even partially one, creates obstacles to the realization of the student's individual potential.

Текст научной работы на тему «Роль воспитания в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося»

психологические науки

Лосева Елена Сергеевна РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ ...

УДК 159:373.5

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0087

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

© 2019

Лосева Елена Сергеевна, кандидат культурологии, старший научный сотрудник научно-методического центра содержания образования Академия социального управления (141006, Россия, Мытищи, улица Индустриальная, д.13, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлены результаты анализа готовности родителей к передаче ответственности ребенку по формированию индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Контекст воспитания позволяет отследить механизм формирования отношения к индивидуальной образовательной траектории. Цель исследования выяснить, готовы ли родители передать ребенку право формирования индивидуальной образовательной траектории. В качестве метода исследования было выбрано анкетирование, вопросы позволяли не только выбрать вариант ответа, но и предложить свой. После анкетирования проводилось уточняющее интервью с респондентами. В результате выявлено противоречие в требованиях федерального образовательного стандарта и родительскими установками, которые, по сути, препятствуют его реализации. Несмотря на постулируемое развитие самостоятельности и личной ответственности ребенка за собственные решения, родители готовы передать право выбора лишь по повседневным вопросам. Что касается долгосрочных решений, то часть родителей готовы выслушать мнение ребенка, но принятие решения оставляют за собой, другие уверены в неспособности ребенка к принятию подобных решений. Отправной точкой построения концепции взаимосвязи воспитания и образования стали понятия «воспитания» предложенные в рамках российской научной школы, и в нормативных документах в сфере образования. Однако воспитательная составляющая присутствует на каждой ступени образования и видоизменяется по мере роста и развития обучающегося. Соответственно при надлежащей реализации образовательных стандартов обучающийся должен самостоятельно осознанно осуществлять формирование собственной образовательной траектории, и последующий выбор профессии с формированием профессиональной траектории. Однако неготовность родителей к передаче ответственности ребенку, часто даже частичной, создает препятствия на пути реализации личностного потенциала обучающегося.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, воспитание, профильное обучение, профориентация, образовательные отношения, среднее общее образование, педагогическая деятельность

THE ROLE OF UPBRINGING IN THE FORMATION OF THE STUDENT'S INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

© 2019

Loseva Elena Sergeevna, candidate of cultural studies, senior researcher of the scientific and methodological center of educational content Academy of Public Administration (141006, Russia, Mytishchi, street Industrialnaya 13, e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents the results of the analysis of the parents' readiness to give the responsibility for the formation of the student's individual educational trajectory to the child. The context of upbringing allows us to track the mechanism of forming attitudes to the individual educational trajectory. The aim of the research is to find out if parents are ready to give the right to form the individual educational trajectory to the child. The method of the research was chosen as a questionnaire where the questions allowed not only to choose the answer, but also to offer your own. The clarifying interviews with respondents were carried out after the questionnaire. As a result, there is a contradiction in the requirements of the Federal educational standard and parental guidelines, which, in fact, prevent its implementation. Despite the postulated development of independence and personal responsibility of the child for his own decisions, parents are ready to give only the right of choice in everyday issues. With regard to long-term issues, the majority of parents are ready to listen to the child's views, but take the decisions by themselves, others believe in the child's inability to take such decisions. The starting point of building the concept of the relationship between education and upbringing was the concept of upbringing proposed in the framework of the Russian scientific school, and in the normative documents in the field of education. However, the upbringing component is presented at each level of education and modified with the growth and development of the student. Accordingly, for proper implementation of educational standards, the student must independently consciously carry out the formation of his own educational trajectory and make the subsequent choice of profession forming the professional trajectory. However, the unwillingness of parents to give responsibility to the child, often even partially one, creates obstacles to the realization of the student's individual potential.

Keywords: individual educational trajectory, education, profile training, career guidance, educational relations, secondary General education, pedagogical activity

Определений понятия воспитания множество, в разных научных школах они существенно отличаются. Остановимся на двух наиболее известных в рамках российской научной школы. «Воспитание — это формирование общественно-необходимых отношений к миру, стране, обществу, самому себе» (определение академика И.П. Павлова, историко-философский подход).

Определение «Воспитание - это создание (выработка) устойчивых привычек поведения», предложено А.С. Макаренко. В предложенной дефиниции выделяется практическая составляющая воспитания. Он отмечал, что сообщение знаний (обучение) о приемлемых и одобряемых обществом моделях поведения не достаточно для их реализации, поэтому требуется их практическая отработка, с учетом допустимых (этически, юридически) мер воздействия на воспитанников. Приемлемые,

социально-одобряемые модели поведения в обществе претерпевают постоянные изменения, не говоря уже о быстрой смене актуальных компетенций. Социально-одобряемые модели поведения тесно взаимосвязаны со структурой национальных ценностей. Несмотря на то, что многие исследователи утверждают наличие базовых общечеловеческих ценностей, их иерархия будет разной, во временных рамках (исторические периоды), географических (территориальные границы), социальных (национальность, семья, личность). В России они находят отражение в законодательных актах. В частности в Конституции Российской Федерации. То есть, воспитание в русле социально-одобряемых моделей поведения соотносится с господствующими в обществе ценностями.

Закон об образовании дает следующее определение

Loseva Elena Sergeevna

THE ROLE OF UPBRINGING .

psychological science

понятия воспитания: «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].

Отталкиваясь от приведенных выше дефиниций воспитания, можно выделить неотделимые друг от друга слагаемые - формирование отношений и привычки поведения, то есть внешнее проявление сформированных отношений. Рассматривая представленные концепты в приближении отдельного конкретного ребенка, можно отметить, что общественно-значимые отношения к миру, стране и обществу начинаются складываться из отношений к себе, к своей семье, и лишь по мере роста и развития ребенка расширяется область приложения сформированных отношений. В контексте реализации государственной политики в сфере образования связанной с реализацией образовательных стандартов для различных ступеней обучения следует отметить, что заложенные в стандартах метапредметные и личностные результаты формируются не только и не столько в стенах образовательных учреждений, но отправной точкой их становления служат заложенные семьей в ребенке ценности образования, развития и саморазвития, личностного, а в будущем профессионального. Родители, как первичные агенты социализации дают ребенку образцы отношений и поведения, формируют модель восприятия мира ребенком, по мере роста и развития, эта модель будет несколько изменяться, но основное ядро останется прежним, кроме того родители продолжают оказывать влияние на восприятие мира ребенком.

Безусловно, преимуществом является, когда эти отношения и модели поведения даются осознанно и планомерно. Этому способствует популяризируемая в последние десятилетия установка на планирование семьи. Планирование семьи дает возможность заблаговременно определить цели воспитания и согласовать их с партнером. Согласованность действий родителей позволяет более эффективно дать желаемую модель мира ребенку. Классик отечественной педагогики А.С. Макаренко отмечал, что воспитывая надо представлять тот результат, который хочешь получить. То есть у воспитания должна быть цель и поэтапное решение задач на пути к этой цели [2]. В этом контексте воспитание можно сравнить с проектом. На практике, такой подход реализуется не часто.

Воспитание и образование - процессы, которые во многом зависят не от того кто изначально планирует результат, не от учителей, воспитателей или родителей, а в первую очередь от ребенка, воспитанника, обучающегося, его личностных особенностей. Концепция, того что ребенок должен быть активным субъектом собственного образования, в большей части работает пока в теоретическом плане. В реальности ни родители, ни учителя, не готовы передать ребенку свободу выбора траектории своего образования.

В тексте образовательных стандартов понятие воспитания раскрывается в прикладных формулировках. Поскольку в статье затронута индивидуальная образовательная траектория обучающегося, обратимся к ФГОС СОО [3]. Понятие воспитания упоминается в следующем контексте:

1) включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России (Изучение предметной области «Русский язык и литература», п. 9.1.) [3].

2) включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа (Изучение предметной области «Родной язык и

родная литература», п. 9.2) [3].

3) программу воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; (Содержание основной образовательной программы, содержательный раздел, п. 14) [3].

4) программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования (далее - Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. (Содержательный раздел основной образовательной программы, п. 18.2.3.) [3].

5) обеспечивающих достижение целей среднего общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание и социализацию обучающихся; (Раздел IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы, п. 20) [3].

Таким образом, формирование ценностных ориен-таций в старшей школе предусматривается в процессе формирования универсальных учебных действий, в отличие, например, от ступени начального образования, где воспитание в большей степени затрагивает личностные структуры. Например, «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» (п. 8 ФГОС НОО [4]).

Воспитательная составляющая видоизменяется по мере роста и развития обучающегося. Соответственно при надлежащей реализации образовательных стандартов обучающийся должен самостоятельно осознанно осуществлять формирование собственной жизненной траектории, и последующий выбор профессии с формированием профессиональной траектории. Однако неготовность родителей к передаче ответственности ребенку, часто даже частичной, создает препятствия на пути реализации личностного потенциала обучающегося.

В современной научной литературе концепт воспитания рассматривается с различных ракурсов. В контексте национального и семейно воспитания можно отменить статью «Воспитательные возможности семейных традиций и обычаев в национально-смешанной семье (на примере дагестанской семьи)» анализируется специфика семейных ценностей народов Дагестана, с акцентом на их педагогические возможности и воспитательные возможности в национально-смешанной дагестанской семье. Автором подтверждено, что воспитание основанное на уважительном отношении к языку, культуре, традициям народов, представителями которых являются члены семьи способствует формированию и развитию традиционных ценностей [5].

Вне выстраивания ценностной структуры личности можно отметить работы касающиеся практических, образовательных аспектов. В работе «Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды» [6] рассматриваются особенности подготовки человека к эффективной деятельности и общению в поликультурной среде в условиях российского образования, отмечается важность межкультурной ком-

психологические науки

Лосева Елена Сергеевна РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ ...

петентности педагога

Более общие моменты затрагиваются в работе «Проблемы формирования позитивного отношения к жизни у детей младшего школьного возраста»[7], в ней анализируется методы и приемы формирования личностной позитивной направленности с учетом специфики данного возраста.

Тонкости подготовки к формированию индивидуальной образовательной траектории, особенности индивидуализации и персонализации обучения и самообучения в контексте современной школы раскрыты в работах А.В. Баранникова. В статье «Организация открытого (мобильного) образовательного пространства»[8] рассматриваются возможности создания в школах открытого (мобильного) информационно-образовательного пространства, которое создаст условия для формирования у учащихся умений и компетенций, позволяющих не только выбрать значимый материал, но и сохранить его для будущей деятельности. О принципах иного устройства работы учителя и учащегося в условиях открытого и распределенного образования рассказывается в статье «Выстраивание персональной учебной деятельности в структуре образования без границ» [9]. Межличностное и межорганизационное учебное взаимодействие участников образовательных процессов в новых условиях распределенного и полиресурсного обучения раскрывается в статье «Учебная деятельность в условиях образования без границ» [10]. В монографии «»Эффективное учение: научи себя сам» [11] раскрываются особенности самостоятельной организации учащимися своего образования.

Цель исследования определить взаимосвязь ограничений накладываемых родителями на ребенка в процессе воспитания и формирования обучающимся (ребен-кам) индивидуальной образовательной траектории.

В качестве основного методы исследования было выбрано анкетирование, после анкетирования проводилось уточняющее интервью. Вопросы анкеты и соотношение ответов приводятся ниже. Проведенный опрос показал, что родители чаще готовы передать ребенку право выбора и ответственность за принятое решение по незначительным вопросам. В опросе приняло участие 69 человек, из них 87% (60 респондентов) женщины, и 13% (9 респондентов) мужчины. Возраст детей опрошенных распределился следующим образом: 0-2 года - 8,7% (6 респондентов) 3-6 лет - 13 % (9 респондентов) 7-10 лет - 17,4 % (12 респондентов) 11-15 лет - 34,8 % (24 респондентов) 16-18 лет - 8,7% (6 респондентов) 19-25 лет - 8,7% (6 респондентов) Старше 25 лет - 8,7% (6 респондентов) При ответе на вопрос респондент мог выбрать несколько вариантов (любое количество) ответов, а также предложить свой вариант ответа на вопрос. Всего вниманию респондентов предлагалось два вопроса. Распределились ответы на каждый из них следующим образом.

На вопрос «Принятие каких повседневных решений вы доверяете или готовы доверить своему ребенку?» ответы распределились следующим образом: Выбор одежды и обуви - 82,6 % Выбор прически (стрижка, цвет волос) - 56,5 % Выбор еды - 73,9 % Выбор игрушек (гаджетов) - 82,6 % Выбор вариантов проведения собственного досуга -78,3 %

Выбор вариантов проведения семейного досуга -43,5 %

Выбор канцелярских принадлежностей - 73,9% Время сна - 8,7 %

На вопрос «Принятие каких долгосрочных решений Вы готовы передать (или уже передали) своему ребенку?» ответы распределились следующим образом:

Выбор друзей и круга общения - 65,2 %

Выбор направления подготовки (профиль класса) -47,8 %

Выбор школы - 17,4 %

Выбор дополнительных занятий - 65,2 %

Выбор будущей профессии - 43,5 %

Выбор кружков и секций - 69,6 %

Выбор партнера (для длительных отношений) - 65,2

%

Вопрос включал возможность добавления респондентом своего варианта ответа: Выбор быть собой - 1 ответ.

Мы видим, что в целом процент доверия принятия «повседневных решений» гораздо выше. В приложении к формированию образовательных и профессиональных траекторий учащихся степень доверия принятия решений довольна низкая. То есть выбор профиля класса готовы доверить менее половины опрошенных родителей (47,8% респондентов), в то время как выбор будущей профессии еще меньшее число (43,5 % респондентов).

При этом постулирумая в образовательном стандарте установка на самостоятельный выбор осуществляемый ребенком не учитывается.

47,8% респондентов готовы передать ребенку право выбора профильного направления на ступени старшей школы, как элемента формирования собственной образовательной траектории. В ходе краткого интервью после опроса, из оставшихся 52,2% (36 респондентов) - 22 отметили, что постараются выслушать мнение ребенка, а 14 респондентов (20,2 %) заявили о единоличном принятии решения, или в согласовании с партнером (вторым родителем) и/или специалистом (консультация по профориентации).

Можно сделать вывод, что родительские установки «на контроль» и финальное решение в формировании образовательной траектории учащегося оказывают влияние на ее формирование, а часто препятствуют самостоятельному формированию обучающимся образовательной, а в дальнейшем профессиональной траектории. Поэтому в качестве перспективы направления ранней профориентации можно указать работу с учащимися и родителями для совместного принятия решений по формированию индивидуальной образовательной траектории, с максимальным учетом интересов ребенка, через создание условий для самореализации на основе господствующих ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения. Включение родителей в совместную профориентационную работу видится необходимым, не только как участников образовательных отношений или законных представителей обучающихся, но как субъектов играющих ведущую роль в формировании образовательной, а первых порах и профессиональной траектории обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 с изм., внесенными Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016), Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.07.2017N18-П)

2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания. Режим доступа: http://antmakarenko.narod.ru/ liter/vospm/vosp_det.htm (Дата обращения 25.01.2019)

3. Приказ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015N1578, от 29.06.2017N 613).

4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009N15785)

5. Асильдерова М.М. Воспитательные возможности семейных традиций и обычаев в национально-смешанной семье (на примере дагестанской семьи) // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2018. №1. URL: https://cyberlemnka.m/article/n/vospitatelnye-vozmozhnosti-semeynyh-traditsiy-i-obychaev-v-natsionalno-smeshannoy-semie-na-primere-dagestanskoy-semi (дата обращения: 25.01.2019).

6. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // СНВ. 2016. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-obucheniya-i-vospitaniya-uchaschihsya-v-usloviyah-polietnicheskoy-

Loseva Elena Sergeevna

THE ROLE OF UPBRINGING .

psychological science

obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 25.01.2019).

7. Веприцкая Л.В., Фокина А.А. Проблемы формирования позитивного отношения к жизни у детей младшего школьного возраста // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-1 (6). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-formirovaniya-pozitivnogo-otnosheniya-k-zhizni-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.01.2019).

8. Баранников А.В. «Организация открытого (мобильного) образовательного пространства»//Педагогика. 2015. №5 С. 19-27.

9. Баранников А.В. «Выстраивание персональной учебной деятельности в структуре образования без границ» // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. АСОУ. 2016. №4. С. 381-396.

10. Баранников А.В. «Учебная деятельность в условиях образования без границ» //История и педагогика естествознания. 2017. №3. С. 2-12.

11. Баранников А.В. «Эффективное учение: научи себя сам». Монография. М.: УЦ Перспектива, 2017. 148 с.

12. Методика воспитательной работы: учебное пособие / авт.-сост. Науменко Н.М., Шаврыгина О.С. Оренбург: ОренПечать, 2018. 72 с.

13. Орлова Т. В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС // Образование и воспитание. 2018. №1. С. 1-3.

14. Щуркова Н.Е. Горизонт воспитания. М.: ИТРК, 2018. 160 с.

Статья поступила в редакцию 29.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.