Научная статья на тему 'РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ'

РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВОЛОНТЕР / ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кремнева Татьяна Леонидовна

Статья построена на аутентичных английских источниках. Автор раскрывает пути развития социальной работы, ее институционализацию с конца XIX века, начавшегося с работы лондонских благотворительных организаций. В статье проанализирована преемственность волонтерства и современных методов работы с нуждающимся населением, а также профессиональной подготовкой специалиста в области социальной работы. В пример приводятся пионеры социальной работы, которые были филантропами того времени, например, О. Хилл, Т. Барнардо, С. Барнетт и др. Показан их профессиональный творческий опыт, который они накопили и обобщили, что стало прообразом современных действий и методов в области социальной работы, таких как кейс-стади, групповая и патронажная работа. Автор называет лишь тех, кто в итоге сформулировал основополагающие принципы, методы и формы этой работы, которые были обобщены и внедрены в современную систему социального образования и обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE VOLUNTEER MOVEMENT IN THE FORMATION OF SOCIAL WORK AND TRAINING SPECIALISTS

The article is based on authentic English sources. Author reveals the ways of development of social work, its institutionalization from the end XIX century, which began with the work of London charitable organizations. The article analyzes the continuity of volunteering and modern methods of working with the needy population, as well as professional training in the field of social work. An example is given about social work pioneers who were philanthropists of that time, for example, O. Hill, T. Barnardo, S. Barnett, and others. Also the article shows the professional creative experience that they have accumulated and summarized that became the prototype of modern actions and methods in the field of social work such as case studies, group and patronage work. The author calls only those who eventually formulated the fundamental principles, methods and forms of this work, which were generalized and introduced into modern social education and service system.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Т. Л. Кремнева

УДК 36

РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

о

О озникновение социальной работы было обусловлено потребностью в крупномасштабных социальных реформах. Профессия прошла длительный путь в своем развитии: от первых попыток рационального обоснования и сопровождения благотворительности до теоретически обоснованной, самостоятельной области профессиональной деятельности. Социальная работа постепенно разворачивалась в направлении профессионализации, тем самым превращая волонтеров филантропических организаций в профессионалов, имеющих собственную нишу в системе общественного разделения труда.

В ходе постепенной профессионализации социальной помощи в промышленно развитых странах появилась необходимость в подготовке специалистов, которые могли бы компетентно решать многочисленные проблемы людей, связанные с их жизнью в урбанизированном, индустриальном обществе. Социальная работа приобрела статус профессии, т. е. целенаправленной деятельности в системе общественного разделения труда, требующей специализированных знаний, умений и навыков. На протяжении XX в. социальная работа постепенно обретала свой статус, а социальные работники стремились определить границы профессии и ее теоретические истоки [1, с. 18].

Принято считать, что социальная работа как систематическая деятельность в Великобритании зародилась в лондонских трущобах конца девятнадцатого столетия. Профессионализация же социальной работы происходит

на рубеже XIX и ХХ веков и во многом восходит к деятельности неправительственных организаций, чаще всего женского движения.

Стоявшие у колыбели данной профессиональной деятельности лидеры общественных движений надеялись, что социальная работа станет своего рода рычагом социальных реформ. Значительную поддержку развитию этой профессии оказала церковь. Социальная работа была также близка идеям профсоюзного движения, в котором зарождались коллективные, организованные формы защиты прав наемных работников и членов их семей.

Среди тех, кого впоследствии стали называть социальными работниками, а их деятельность социальной работой, следует выделить Октавию Хилл, основателя Общества благотворительных организаций, и С. Барнетта, работавшего в Тойнби Холле (Лондон). Эти люди и организации начали вести более или менее систематические наблюдения, проводить определенную работу и фиксацию наблюдаемых явлений, чтобы совместно обсуждать результаты опыта и делать соответствующие выводы. Это был первый шаг к началу создания теории социальной работы, начатой именно этой группой филантропов.

Именно родоначальники социальной помощи впервые стали обсуждать проблему методов социальной работы. Представители Общества благотворительных организаций положили начало изучению условий жизни неблагополучных семей. Они применяли методы опроса, стремясь выяснить все факты, относящиеся к конкретной ситуации, чтобы составить вместе с клиентом план оказания ему соответствующей помощи и последующего наблюдения за ходом дела.

Работники, занимавшиеся благотворительностью на начальных этапах становления профессии, были склонны возлагать вину за бедность и нищету на дефекты нравственного сознания, например, лень и полагали таким образом, что те нуждаются, в первую очередь, в моральном перевоспитании. В работе с клиентами использовался дифференцированный подход: просителей наивно делили на достойных

и недостойных. Позже это упрощенное и моралистическое деление было заменено делением на тех, кому возможно помочь, и тех, кому помочь нельзя. К первой группе относились те, которые благодаря оказываемой им помощи могли преодолеть определенные кризисные ситуации. Вторая группа подразделялась на две категории: те, кто был слишком деморализован, беспомощен или порочен и кого можно было лишь оставить на милость Закона о бедных; и те, чьи нужды были связаны с плохим здоровьем или преклонным возрастом, средствами для помощи которым добровольные общества не располагали, т. е. это люди, нуждающиеся в медицинском уходе, а не в моральной поддержке и обществах взаимопомощи.

В этот период активизировалась деятельность различных миссионерских организаций. Так, с момента своего появления Армия Спасения стремилась помочь разного рода социальным жертвам. Так же поступали миссионеры Общества трезвости англиканской церкви. В частности, они участвовали в работе полицейских судов, осуществляя надзор за правонарушителями, помогая заключенным. Позже миссионеры выступали в роли лиц, осуществлявших надзор за условно освобожденными из тюрем [2, с. 309].

История сохранила много примеров активной социальной работы, которая являлась творческим опытом людей и прообразом современных действий. Так, доктор Барнардо (Dr. Thomas Barnardo) организовал мастерские для безработных мальчишек. Его мастерские оказывают социальную поддержку детям по настоящее время [10]. Сегодня его деятельность носит название как «Благотворительная организация для детей», является самой крупной в Великобритании.

Другая британская общественная деятельница Октавия Хилл осуществляла оптовые закупки, чтобы продавать товар крестьянскому населению. Она самостоятельно разработала схему профессиональной подготовки и формы активного отдыха сельской молодежи. Ее деятельность включала в себя работу с нуж-

дающимися семьями, групповую культурно-просветительскую работу, патронажную работу.

В 1992 году было создано Общество Октавии Хилл, «для популяризации идей и идеалов Октавии Хилл, ее семьи, коллег по работе и их значимости в современном обществе на национальном и международном уровнях» [8].

Пример работы этих людей положил начало тому, что позже было названо «отношениями в интересах клиента». Этот пример нашел отражение также в этических принципах социальной работы в Великобритании, в частности, в положении «о достоинстве и ценности личности». Таким образом, именно первопроходцы начали открывать то, что позднее было названо социальным обеспечением и социальной работой.

Пионеры открыли не только саму социальную работу, но они ответили на вопрос: кого и как ей можно обучать. Первоначально эта служба формировалась из добровольных членов местных товариществ или благотворительных организаций, а также жителей поселений. По сути, социальной работой занимались служащие, государственные инспекторы и миссионеры. Благотворительные организации проводили детальное изучение потребностей каждого клиента, имели систему их регистрации и привлекали добровольцев, которые, как правило, предоставляли не деньги, а проявляли сочувствие и призывали бедных к экономии и поиску работы. Большинство добровольцев были женщинами. Наряду с движением благотворительных организаций учреждались приюты. Там использовались многие приемы, которые сейчас известны как групповая социальная работа, социальные действия, общественные организации. Приюты играли важную роль в определении социальной политики и законодательства.

Проблема подготовки людей, способных заниматься социальной помощью, возникла как объективное требование повышения эффективности деятельности благотворительных организаций, но она имела и субъективные предпосылки: руководители филантро-

пических обществ обнаружили, что им необходимо готовить себе коллег и помощников. В частности, Общество благотворительных организаций, основанное О. Хилл, начало назначать на платной основе районных секретарей (сначала на неполный, а с 1893 г. и на полный рабочий день) для подготовки волонтеров к практической работе с людьми, нуждающимися в благотворительном участии и помощи [3, с. 145].

В течение нескольких лет подготовка оставалась в виде ученичества для работы в определенной области. Собственно подготовка специалистов для социальной работы, оформленная в виде систематических курсов, направленных на систематизацию и передачу практического опыта помощи нуждающимся, началась в 1895 г. В рамках подготовки добровольцев для реализации благотворительных программ в этом году было начато регулярное чтение лекций на общественных началах для членов Общества благотворительных организаций и Национального союза работающих женщин. В лекциях, ориентированных на практический опыт, раскрывалось содержание Закона о бедных, смысл благотворительности и раздачи милостыни и т. п. «Упор делается на практическую сторону милосердных работ с приведением многочисленных примеров и объяснением применения принципов благотворительности» [4, с. 7]. Позже был назначен платный лектор, а курс был продлен и расширен, в частности было увеличено количество лекций по темам: «Семья и личность», «Индивидуальная деятельность». Один семестр был посвящен теме «Социальная работа с детьми». В современных учебных планах бакалавриата и магистратуры такие дисциплины продолжают занимать главное место.

Позже был создан специальный Комитет Общества благотворительных организаций по подготовке кадров, который в своем докладе за 1898 г. отмечал, что «хотелось бы увидеть в обществе ядро будущего университета для изучения социальной науки, закончить который должен каждый, кто занимается благотворительной работой» [4, с. 45].

Между тем специально подготовленных специалистов было недостаточно. Как правило, это были лишь работники сферы медицинской службы и лица, представленные в подростковых судах. Среди работников социальной сферы было очень мало профессионалов. В основном на такую работу обычно шли люди по призванию, поэтому местные власти в качестве специалистов наемных работников не привлекали.

Источники свидетельствуют о том, что перспектив продвижения по службе для социального работника в то время почти не существовало. Заработная плата у них, например, в 1939 г. составляла не более 150-400 фунтов в год [9]. Тем не менее в социальную работу в то время пришло много как обученных, так и необученных способных молодых людей, движимых совестью и нравственным призывом. Как правило, их принимали на работу в добровольческие организации помощи семьям, в ассоциации помощи детям-инвалидам, в местные службы социального обслуживания больных, в подростковые суды. Некоторые становились секретарями добровольных организаций, смотрителями благотворительных учреждений, организаторами попечительских школ и т. д. Но все они не имели специальной подготовки и становились в тупик в противоречивых ситуациях. Вместе с тем это были люди, которые знали о конкретных социальных нуждах и понимали, как их практически удовлетворять в рамках доступных средств.

Анализ материалов позволил сделать вывод о том, что социальные работники в теоретическом плане ассимилируют идеи психоанализа о том, что каждое психическое событие имеет свою историю, а не просто является продуктом сознательных усилий человека; что бессознательная мотивация относится к числу важных побудителей человеческого поведения, и что отношения в семье оказывают ключевое воздействие на развитие личности. Эта концепция оказалась вполне соотнесенной с практикой социальной работы. Она переориентировала практическую деятельность

с экономических факторов благополучия на личную и семейную жизнь, а семья стала выступать первым и самым мощным фактором, оказывающим влияние на формирование социальных установок личности. Вследствие этого социальные работники стали больше интересоваться внутренней мотивацией поведения личности, а не только социальной средой, экономическими условиями и культурными традициями. Постепенно стало приходить понимание необходимости учитывать при анализе проблемы клиента весь комплекс сложных взаимодействий между внутриличностны-ми и средовыми факторами. Поэтому современные направления подготовки специалистов социальной работы стали получать название социально-психологической работы с населением.

Проведя анализ специальной литературы, было выявлено, какие учебные заведения готовили социальных работников в 20-40-е гг. В Великобритании это была Ливерпульская школа общественных наук, которая при взаимодействии с университетом и при содействии Общества благотворительных организаций Ливерпуля стала готовить специалистов. Общество благотворительных организаций открыло свою социологическую школу в Лондоне с двухгодичным очным курсом обучения под руководством М. Арвика. Созданная им программа обучения содержала теоретические курсы по социологии, управлению, включая историю экономико-социальных теорий, а также принципы, лежащие в основе социальной работы. Была предусмотрена производственная практика в различных общественных организациях. Позже социологическая школа была объединена с кафедрой общественных наук Лондонской школы экономики.

В 1929 г. в Лондонской социологической школе был введен курс по проблемам психического здоровья, который позже стал основой для всего обучения клинической социальной работе в Великобритании. Курс включал в себя лекции психологов, психиатров и социальных работников-практиков.

В контексте нашего исследования большой интерес представляют материалы, относящиеся к периоду II Мировой войны. Во время войны стали зарождаться новые общественные социальные службы и активизировались уже существующие. Министерство здравоохранения поощряло местные органы власти в приеме на работу опытных социальных работников для улучшения обслуживания эвакуированных и бездомных людей и для оказания в особых случаях специальной помощи. К концу войны около 70 местных администраций ввели должности работников социальной сферы. Изученные документы говорят о том, что военное время не оставило сомнений в том, что социальная работа является необходимым общественным институтом. Поэтому предпринимались попытки ликвидировать разрыв между пониманием важности задачи и практической ее реализацией. Вместе с тем это время было отмечено противоречиями в оценке накапливаемого опыта.

Заметим, что первопроходцы накопили важный опыт создания организационной сгрук-туры и процедур социальной работы, с помощью которых наиболее эффективно можно оказывать конкретную помощь. Общество благотворительных организаций создало центральный офис, координирующий работу более 40 районных комитетов Лондона. В эти местные комитеты могли обращаться все просители, а также представители агентств. Работники комитетов хорошо знали свой округ, а проживающие в нем люди были знакомы с ними. В настоящее время данный вид деятельности носит название «социальная работа в общине» (микрорайоне).

Центральный офис координировал деятельность районных комитетов, отвечал на их запросы, проводил конференции, готовил публикации, включая квартальные обзоры, годовые отчеты, информационные списки о банкротствах. Полезными были брошюры и листовки типа «Как быть, если у вас беда?» или «Годовой справочник по благотворительным организациям» и др.

Щф}

jjZfuü/tOL

Целесообразность такой организационной структуры (центральный офис и ряд подчиненных ему местных отделений, охватывающих относительно небольшие районы), была осмыслена и заново открыта только в последнее время [5, с. 123].

Итак, можно сделать вывод о том, что со временем менялось отношение к социальной работе по мере того, как шло понимание и признание прав человека, необходимости помощи всем нуждающимся. Родоначальниками социальной работы была разработана организационная структура социальной помощи, в которой прослеживается понимание важности широкого разнообразия способов помощи разным категориям, нуждающихся в ней, например кейс-стади, групповая работа и патронажная. Так было положено начало длительному и извилистому пути становления социальной работы как профессиональной деятельности. Именно филантропы описанной в статье группы сделали первый шаг к началу создания теории социальной работы. При этом необходимо отметить, что именно в то время формировались основные принципы, методы и формы социальной работы, которые опирались на определенные этические нормы, на четкие общепринятые требования к подготовке социальных работников. Волонтеры положили начало изучению конкретных кейсов, в частности жизни неблагополучных семей. Они применяли методы опроса, составляли вместе с клиентом план оказания ему соответствующей помощи и последующего наблюдения за результатом. Сегодня это называется составлением социального паспорта клиента и индивидуальной программы получателя услуг. Пионеры социальной работы положили начало созданию профессиональных объединений, работающих в сфере социальных услуг. В настоящее время функционирует Международная федерация социальных работников, членом которой является Российский Союз социальных педагогов и социальных работников. Следует сказать, что пионеров социальной сферы в Великобритании было гораздо больше, чем нам

удалось упомянуть в настоящем обзоре. Мы назвали лишь тех, кто в конечном итоге сформулировал основополагающие принципы этой работы, накопил практический опыт, который был обобщен. Их открытия были лишь началом, которое надо было развить и применить на практике, изменять и использовать в соответствии с новыми знаниями и опытом.

АННОТАЦИЯ

Статья построена на аутентичных английских источниках. Автор раскрывает пути развития социальной работы, ее институцио-нализацию с конца XIX века, начавшегося с работы лондонских благотворительных организаций. В статье проанализирована преемственность волонтерства и современных методов работы с нуждающимся населением, а также профессиональной подготовкой специалиста в области социальной работы. В пример приводятся пионеры социальной работы, которые были филантропами того времени, например, О. Хилл, Т. Барнардо, С. Барнетт и др. Показан их профессиональный творческий опыт, который они накопили и обобщили, что стало прообразом современных действий и методов в области социальной работы, таких как кейс-стади, групповая и патронажная работа. Автор называет лишь тех, кто в итоге сформулировал основополагающие принципы, методы и формы этой работы, которые были обобщены и внедрены в современную систему социального образования и обслуживания.

Ключевые слова: социальная работа, ин-ституционализация, волонтер, добровольческое движение, социальный работник, благотворительность, Великобритания, подготовка социальных работников.

SUMMARY

The article is based on authentic English sources. Author reveals the ways of development of social work, its institutionalization from the end XIX century, which began with the work of London charitable organizations. The article analyzes the continuity of volunteering and modern methods of working with the needy population, as well as professional training in the

field of social work. An example is given about social work pioneers who were philanthropists of that time, for example, O. Hill, T. Barnardo, S. Barnett, and others. Also the article shows the professional creative experience that they have accumulated and summarized that became the prototype of modern actions and methods in the field of social work such as case studies, group and patronage work. The author calls only those who eventually formulated the fundamental principles, methods and forms of this work, which were generalized and introduced into modern social education and service system.

Key words: social work, institutionalize-tion, volunteer, social worker, charity, Great Britain, training of social workers.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кремнева Т. Л. Становление и развитие системы подготовки социальных работников в странах Британского Содружества: монография. - М., 2006. -153 с.

2. Horncastle J. Training for International Social Work: Initial Experiences // International Social Work. - 1994. - № 37. - Pp. 309-318.

3. Shardlow S., Robinson T., Thompson J., Thoburn J. Social Work in the United Kingdom // Shardlow S., Payne M. Contemporary Issues in Social Work: Western Europe. - Bodmin, Cornwall: MPG Books Ltd., 1998. - Рр. 133135; 145-148.

4. Younghusband E. The Newest Profession: A Short History of Social Work. - London, 1981.

5. Кремнева Т. Л. Определение социальной проблемы в контексте зарубежной социальной работы // СОТИС - социальные технологии, исследования. - Центр социально-правовой помощи несовершеннолетним «Со-тис». - 2016. - № 3. - С. 25-30.

6. Thomas M. and Pierson J. (Eds.) Dictionary of Social Work. - London: Collins Education, 1995. - 592 p.

7. Theories of practice in social work / ed. by P. Hardiker, M. Baker. - London: Academy Press, 1981. - Pp. 1-9.

8. Whelan R. Octavia Hill's Letters to Fellow-Workers 1872-1911: Together with an Ac-

count of the Walmer Street Industrial Experiment. London: Kyrle Books. - 2005. - 345 p.

9. Youll P., Walker C. Great Expectations? Personal, professional and Institutional Agendas in Advanced Training // Yelloly M. and Henkel M. Learning and Teaching in Social Work: Towards Reflective Practice. - London: Jessica Kingsley Publishers, 1995. - Pp. 201-203.

10. Barnador's [Electronic resource]. -URL: https://www.barnardos.org.uk/.

Л. А. Кочемасова, М. В. Акулов, Д. А. Шмыгарева

УДК 378

ПРИОРИТЕТ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

В современных условиях одной из главных задач образовательной организации становится патриотическое воспитание подрастающего поколения, привитие чувства любви к своей стране, малой родине. Идея необходимости формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности является одной из важнейших для общества и государства. Общество погружено в мир сетевых структур, где оно находит большое количество информации. Однако следует отметить, что не все способны найти не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.