Научная статья на тему 'Роль военной составляющей в истории японского государства и общества: ретроспективный анализ. Особенности военной системы Японии VII-IX вв'

Роль военной составляющей в истории японского государства и общества: ретроспективный анализ. Особенности военной системы Японии VII-IX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
729
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ЯПОНИИ / ГУМБОРЁ / ГУНДАН / ВСЕОБЩАЯ ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Османов Евгений Магомедович

Целью настоящей статьи является анализ роли военной составляющей, лежащей в основе функционирования японского государства в VII-IX вв. Методы. Исследование подлинников и копий документов на русском и японском языках. Результаты. Именно в этот период в Японии появляются военные дома, а военная служба начинает восприниматься как одна из важнейших государственных функций. Комплектование вооруженных сил базировалось на всеобщей воинской повинности. Однако, несмотря на всю прогрессивность данной системы, которая была заимствована японцами из Китая, в условиях японской действительности (отсутствие врагов) она оказалась ненужной и к IX столетию ей на смену приходят «частные» формирования. Выводы. Тот факт, что данная система с минимальными изменениями была взята за основу японской императорской армии во второй половине XIX в. и просуществовала до 1945 г., говорит о ее передовом характере и огромной исторической значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль военной составляющей в истории японского государства и общества: ретроспективный анализ. Особенности военной системы Японии VII-IX вв»

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

Исторические науки / Historical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 94

Роль военной составляющей в истории японского государства и общества: ретроспективный анализ. Особенности военной системы Японии VII-IX вв.

© 2017 Османов Е.М.

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: osmanov1979@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью настоящей статьи является анализ роли военной составляющей, лежащей в основе функционирования японского государства в VII-IX вв. Методы. Исследование подлинников и копий документов на русском и японском языках. Результаты. Именно в этот период в Японии появляются военные дома, а военная служба начинает восприниматься как одна из важнейших государственных функций. Комплектование вооруженных сил базировалось на всеобщей воинской повинности. Однако, несмотря на всю прогрессивность данной системы, которая была заимствована японцами из Китая, в условиях японской действительности (отсутствие врагов) она оказалась ненужной и к IX столетию ей на смену приходят «частные» формирования. Выводы. Тот факт, что данная система с минимальными изменениями была взята за основу японской императорской армии во второй половине XIX в. и просуществовала до 1945 г., говорит о ее передовом характере и огромной исторической значимости.

Ключевые слова: вооруженные силы Японии, Гумборё, гундан, всеобщая воинская повинность.

Формат цитирования: Османов Е. М. Роль военной составляющей в истории японского государства и общества: ретроспективный анализ. Особенности военной системы Японии VII-IX вв. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. T. 11. № 2. С. 9-17.

The Role of а Military Component in the History of the Japanese State and Society: Retrospective Analysis. Features of the Japanese military system in the 7-9th centuries

© 2°i7 Evgeny M. Osmanov

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia; e-mail: osmanov1979@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is analyzing the role of the military component which determined a functioning of the Japanese state in the 7-9th centuries. Methods. The study of the originals and copies of documents in Russian and Japanese. Results. It was during this period when so-called military homes emerged in Japan, and military service became considered as one of the most important state functions. Brining up to strength of Armed Forces was based on the conscription. However, despite the progressive nature of this system, which has been adopted by Japanese from China, in a Japanese reality (no enemies) it was unnecessary and in the 9th century it was replaced by "private" military forms. Conclusions. The fact that this system with minimal changes was adopted as a basis of the Imperial Japanese Army in the second half of the 19th century, and existed until 1945, demonstrates its advanced nature and great historical significance.

Keywords: Japanese Armed Forces, Gumboryo, Gundan, compulsory military service.

For citation: Osmanov E. M. The Role of а Military Component in the History of the Japanese State and Society: Retrospective Analysis. Features of the Japanese military system in the 7-9th centuries. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 9-17. (In Russian)

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

Несмотря на тот факт, что вооруженные силы европейского типа появились в Японии по историческим меркам сравнительно недавно (вторая половина XIX столетия), и просуществовали также не столь значительный временной отрезок (до 1945 г.), роль, которую они сыграли не только в истории Японии, но и в мировой истории, представляется поистине огромной. Неслучайно, как уже отмечалось, их история всегда привлекала интерес исследователей. Но на фоне весьма детальной изученности императорских армии и флота Японии в преддверии и ходе войны на Тихом океане начальные страницы ее истории остаются практически неосвещенными.

Исходя из этого, представляется крайне необходимым начать изучение вопроса с появления в Японии особых военных единиц, история которых начинается со становления японской государственности в VII веке. Это необходимо еще и потому, что формирование императорской армии и флота в период Мэйдзи ВД/р (1868-1912 гг.) формально обосновывалось восстановлением и возвратом к системе, существовавшей в VII - IX вв., а многие ее элементы были инкорпорированы в новую государственную структуру.

Как отмечает М. В. Воробьев, в IV-V вв. военные единицы состояли из отдельных независимых дружин кланов, выступавших в поход в случае заинтересованности государственного режима [1, с. 154-155]. Кроме того, были отряды так называемой императорской гвардии, куда входили личные войска правителя. Естественно, ни о какой централизованной системе комплектования речи быть не могло. Тем не менее, на протяжении всего VI столетия шел процесс дифференциации между правительственными отрядами, представлявшими собой зачатки будущей централизованной армии и личными дружинами правителей. Вооруженные силы нуждались в реформировании клановой организации, показавшей крайнюю неэффективность во время военных действий на материке.

Первый в японской истории опыт комплектования вооруженных сил личным составом, набранным на основе воинской повинности, относится к эпохе становления японской государственности - периодам Асука (593-710 гг.) и Нара (710-794 гг.).

К 645 г. относится первая попытка ограничить дружины местных представителей власти, для чего создавались арсеналы для хранения оружия, издавались эдикты, направленные на разоружение членов кланов. Продолжившийся в годы правления императора Тэмму ^^ (631-686 гг.) процесс формирования единых вооруженных сил, необходимость которого диктовалась угрозой возможного вторжения армий Китая или государства Силла, носил последовательный характер. Серия поражений, которые потерпела Япония на материке в начале второй половины VII в., заставили ее отказаться от активной внешней политики и сосредоточиться на внутригосударственных реформах. Осознавая непригодность существующей в стране системы, при которой войска набирались лишь в случае необходимости, Тэмму, опираясь на опыт Китая, приступил к созданию регулярных вооруженных сил. В 675 г. в Японии создается военное министерство - хёбусё задачей которого стала организация централизованной государственной системы комплектования. По указанию императрицы Дзито ^^ (645-702 гг.) в 689 г. устанавливается государственная система воинской повинности, которую должна была отбывать часть мужского населения страны в свободное от сельскохозяйственных работ время. «Централизованный набор рекрутов стал одной из важнейших составляющих процесса по организации государственных вооруженных сил...» [5, с. 235]. В соответствии с новой доктриной, старая, основанная на родо-племенных дружинах, система комплектования упразднялась, ей на смену шла обязательная воинская повинность.

Однако вопрос относительно правил набора на службу до сих пор окончательно не решен. М. В. Воробьев указывает, что на государственную военную службу одновременно призывалась одна четвертая часть боеспособного населения каждой провинции [1 , с. 202]. В свою очередь, А. Н. Мещеряков отмечает, что суть системы сводилась к отбытию воинской повинности каждым четвертым мужчиной в семье [5, с. 235]. В Нихон сёки отмечается, что «в каждой провинции надлежит разделить юношей на четыре части, одну из них объявить войском и проводить с ними упражнения в воинском деле» [6,

с. 276]. По словам М. В. Воробьева, известный историк Асакава Каньити считает, что каждую провинцию делили на четыре части и одновременно призывали всех рекрутов одной из частей [1, с. 202].

На наш взгляд, наиболее правдоподобной представляется система комплектования, указанная в официальных законодательных актах начала VIII века - кодексах Тайхо ри-цурё (А^Ф^) и Ёро рицурё (Ш^Ш^), названия которых можно перевести как «Административные и уголовные кодексы годов правления под девизами Тайхо (701-703 гг.) и Ёро (717-724 гг.)». 17-й закон кодекса Ёро рицурё - Гумборё «Закон о военной

обороне», являющийся, по сути, законом о функционировании вооруженных сил в целом и состоящий из 76 статей, четко определяет порядок призыва на военную службу. Третья статья закона гласит: «Воинские подразделения всегда следует формировать по признаку территориальности... Во время призыва в армию брать от одного двора из трех взрослых мужчин одного мужчину» [12, с. 16]. Таким образом, только по одной этой статье можно констатировать, что в основе комплектования созданной указом 689 г. системы лежал принцип территориальности, а на службу с каждого двора (семьи) призывался один новобранец из трех мужчин.

Однако, если обратиться к составленному в 833 г. «Рё но гигэ», то оказывается, что принцип «один из трех» появился в «Законе о военной обороне» кодекса Ёро рицурё, а в кодексе Тайхо рицурё существовал принцип «один из четырех» [10, с. 183]. Итак, кодекс Тайхо рицурё был введен в 702 г., Ёро рицурё - в 757 г., а уже в конце VIII в. система всеобщей воинской повинности была упразднена, а система комплектования «один из четырех» была определяющей в первом опыте создания вооруженных сил с массовым призывом в масштабах всего государства.

Поскольку «Закон о военной обороне», по-видимому, является первым в японской истории законодательным актом, определявшим систему комплектования вооруженных сил на основе принципа воинской повинности, и, к тому же, учитывая, что положения рассматриваемых кодексов официально действовали до второй половины XIX столетия

(хотя на практике эта система начала рушиться еще в X в.), следует остановиться на его рассмотрении более подробно.

Согласно положениям «Закона», призыву на службу подлежало в порядке очередности только свободное население. Забирать людей в армию вне сроков призыва, равно как и увольнять их, запрещалось (статья 36).

Согласно второй статье армия состояла из двух родов войск - пехоты и кавалерии.

Относительно возраста призывника можно предположить, что он варьировался в широких пределах - от 21 до 60 лет, что соотносится с понятием взрослого трудоспособного мужчины в то время. При этом верхняя граница призыва по возрасту устанавливалась 36 статьей в 60 лет. Эта же статья предусматривала освобождение от службы физически слабых и больных людей.

Согласно восьмой статье срок службы варьировался от одного года в столице, до трех лет в пограничных войсках. При этом время, затраченное на путь к месту службы, в срок службы не засчитывалось. Во время службы каждому воину полагалось 6 то (1 то = 10,35 л.) сушеного риса и 2 сё (1 сё=1,035 л.) соли. При этом подчеркивалось, что в случае порчи продовольствия оно незамедлительно должно заменяться доброкачественным (статья 6). Следующая статья определяла количество и виды вооружения и личных вещей воина. Отдельная статья (27) запрещала брать с собой в поход женщин. 12 статья определяла градацию военных. Воины, проходившие службу в столице, назывались стражами -эйси (^т±), несшие службу на охране границ именовались пограничниками - сакамори (^ А). Отдельное место занимала гвардия, в которую от каждого уезда направлялось по одному человеку из сынов уездной администрации, владеющих боевыми искусствами (статья 38).

14 статья предусматривала составление послужных списков на всех воинов, в которых указывались места походов, командировок, принадлежность к группе по налогообложению. Списки составлялись в двух экземплярах, один их которых оставался на месте прохождения службы, а другой отправлялся в военное министерство. Эта же статья устанавливала порядок, согласно которому воины, прошедшие регулярную службу в столице или на границе, освобождались на один

и три года соответственно от несения службы в провинции.

Закон предусматривал и льготы семьям военнослужащих. Согласно 16 статье, если в семье есть люди, требующие ухода со стороны воина, последнего нельзя призывать в столицу и пограничные части. Следует отметить, что данная льгота не распространялась на воинов, проходящих службу в территориальных частях по месту их проживания.

Статьи 20 и 25 определяли ответственность за нарушение дисциплины и меры наказания в боевой обстановке. Во время нахождения войск в походе и возвращения домой со службы воинам запрещалось рассеиваться, обгонять или задерживаться, нападать на крестьян, портить рисовые поля и посевы, повреждать лаковые и тутовые деревья. Во время боевых действий главнокомандующему предоставлялось право самостоятельно наказывать провинившихся в случаях невыполнения боевых приказов и заданий, недостаточном или плохом вооружении.

Статьи с 55 по 63 определяли порядок прохождения службы пограничников. Поскольку японцы постоянно находились под страхом внешнего вторжения (зачастую ничем не оправданным), защита границ считалась делом государственной важности. К тому же служба в пограничных войсках была продолжительной и, по большей части, проходила вдали от дома воина. Все это способствовало тому, что для пограничников устанавливались особые правила. Так, 54 статья разрешала воину брать с собой к месту прохождения службы слуг, рабов, лошадь и вола. По окончании срока службы воины получали дорожное довольствие и незамедлительно, даже в случае нехватки новобранцев, отправлялись домой (статья 60). Находящиеся на службе пограничники получали пустующие земли, урожай с которых поступал в их довольствие (статья 62). Согласно 63 статье, в случае болезни, пограничнику должна быть оказана необходимая помощь и уход. Эта же статья предусматривала начисление за каждые 10 дней службы одного дня отпуска.

Отдельного упоминания заслуживает система управления войсками и комплектование армии командным составом. Согласно статье 17, войска, численностью свыше 20 человек, могли выступить в поход только с санкции императора. При этом военачальник

- тайсё получал пожалованный импе-

ратором меч (статья 18). Согласно первой статье, к командному составу относился полусотник - тайсё (|Е), управляющий отрядом в 50 воинов, сотник - рёсуй (5^ф), командующий сотней воинов, командир двухсотки - кои (ЙЩ), управляющий 200 воинами, командир территориального воинского отряда - гундан тайки (ЖШ^Ш) и помощник командира отряда - сёки (^Ш) в подчинении которых находилась 1000 воинов. При этом 13 статья определяла, что должности командира территориального воинского отряда и его помощника должны занимать знатные люди из местного руководства с соответствующим рангом, а на остальные должности надлежало назначать незнатных лиц, в совершенстве владеющих воинскими искусствами. В случае выступления войска в поход, 24 статья предусматривала назначение в штаб армии численностью свыше 10 тыс. чел. одного командующего - сёгун (^Ж) и двух его заместителей - фукусёгун (§']^Ж). На каждые три сводные армии назначался единый главнокомандующий - дайсёгун (^^Ж ). Можно предположить, что самые низшие ступени лестницы командного состава занимали десятники - катё (^й) и командиры пяти человек - готё ({Ей), явные указания на существование которых в законе отсутствуют.

Другие статьи закона содержали порядок награждения отличившихся воинов, устанавливали обязанность лечения больных и раненых, порядок набора телохранителей [2, с. 70] и обращения с оружием, вводили систему сигнальных постов и т. д.

Являясь частью важнейших государственных кодексов, Закон о военной обороне впервые в Японии положил начало формированию института всеобщей воинской повинности. В этой связи чрезвычайно интересным представляется проследить, насколько совпадала и совпадала ли вообще японская система комплектования с китайской, является ли «Закон» актом, созданным в складывающемся государстве вне внешнего влияния, или, как и многое другое в политической, экономической, культурной и социальной сфере, его положения были заимствованы из Китая?

В Китае регулярная армия на основе всеобщей воинской повинности складывается уже в период правления династии Цинь Ш (221-206 гг. до н. э.). Каждый мужчина, годный к военной службе по состоянию здоровья, должен был пройти службу в армии. В 25 г. (династия Хань Ш (206 г. до н. э.-220 г.) данная система была упразднена. Были проведены реформы системы комплектования армии, и одним из первых шагов в этом направлении стала отмена всеобщей воинской повинности. В армии остались две категории войск: постоянные (профессиональные) и местные, набиравшиеся из крестьян в случае необходимости [8, с. 22-24]. В период династий Суй Ш (581-618 гг.) и Тан Ш (618907 гг.) китайская система комплектования претерпевает очередные изменения. Создается система воинской повинности, получившая название фу бин («система военных округов»), суть которой заключалась в создании военных гарнизонов или поселений. Данная система позволяла Китаю значительно сократить расходы на армию, поскольку в мирное время набранные по призыву воины занимались земледелием, а во время военных походов должны были содержать себя самостоятельно. Похожая система была установлена и в Японии, где воины, несшие пограничную службу и воины территориальных армий, также занимались в мирное время сельским хозяйством, самостоятельно обеспечивая свое существование. Следует отметить, что к концу правления династии Тан данная система стала приходить в упадок. Воинов вовремя не демобилизовывали, использовали их в качестве источника бесплатной рабочей силы. Все это приводило к ослаблению дисциплины и дезертирствам. В итоге для обеспечения защиты государства, в начале VIII в. Китай был вынужден начать использовать найм и вербовку воинов для службы в пограничных гарнизонах.

Что касается заимствований Танского законодательства Японией, то, сравнивая Закон о военной обороне с соответствующим китайским документом, М. В. Воробьев отмечает, что из 76 статей японского закона 35 статей сопоставимы с китайским кодексом. При этом практически полностью совпадает лишь одна первая статья и 5 статей обладают умеренным соответствием [2, с. 190].

Из наиболее важных с точки зрения исследуемых проблем различий, необходимо обратить внимание на то, что китайская статья, аналогичная статье 36 японского закона, значительно короче японской и определяет только набор раз в три года и демобилизацию по достижении 60 лет. Существуют различия и в системе организации командного состава войск. Однако в целом перечень статей японского и танского законов совпадает, а различия кроются в их содержании. В то же время, как отмечает Г. Франке, в отличие от танских законов, в которых на первом месте находится военно-административная составляющая, японские законы чисто военные [14, с. 7]. В целом можно констатировать, что, создавая раздел кодексов о военной обороне, японские составители всецело опирались на аналогичный китайский законодательный свод, но не просто скопировали его, но адаптировали в соответствии с реалиями и спецификой складывающегося государства.

Относительно практического функционирования установленной кодексами системы нужно сказать следующее: из набранных на основе всеобщей воинской повинности воинов формировались гундан (ЖШ) - особые местные подразделения, каждое из которых приходилось примерно на четыре уезда - ® (гун). Численность этих отрядов варьировалась, в соответствии с чем изменялось и ее название. Подразделение численностью свыше 1000 воинов называлось большим (тайгундан - АЖШ), от 500 до 1000 - средним (тюгундан - ФЖШ) и менее 500 - малым (сёгундан - ФЖШ) подразделением. Общая численность гундан составляла порядка 140 единиц.

Комплектовавшиеся на основе воинской повинности подразделения гундан дислоцировались в местах проживания основной массы призывников. Время от времени устраивались сборы, во время которых воины весьма поверхностно знакомились с основами военного искусства. Часть набранных по призыву воинов несла службу по обороне южных рубежей Японии, задействовалась для охраны столицы, участвовала в северовосточных походах против Эмиси.

Несшие службу в столице подразделения назывались эфу (ШЖ) - корпуса или охраны. В середине VIII в. общая численность войск,

задействованных в охране столицы, составляла 5290 чел. [5, с. 236], из которых половина несла службу в гвардейских формированиях), а остальные составляли подразделения личной охраны (телохранителей) императора и его окружения. Гвардия состояла из пяти корпусов: Привратного защитного управления или дворцовой гвардии - эмонфу (ШтР^^ ), двух корпусов (правого и левого) Управления императорской гвардии или лейб-гвардии - эдзифу (Ш^^) и двух корпусов Боевого защитного управления или императорской гвардии - хёэфу (коноэфу) (ЙШЖ) [9, с. 43]. В обязанности эмонфу входила охрана пространства между средней и внешней оградами императорского двора, выполнение полицейских функций.

Подразделения дворцовой гвардии комплектовались рядовым и командным следующим образом. Во главе эмонфу стоял командир - ками (§) и его помощник - сукэ (^). Затем шли первый и второй старшие офицеры - тайи (^Щ) и сёи (РЩ) соответственно, первый младший - тайси и второй младший - сёси (Ф^) офицеры. Младший унтер-офицерский командный состав насчитывал около 200 человек. Рядовые воины эдзи (Шт^) набирались из местных гундан. Их число зависело от ситуации в столице и варьировалось от 400 до 600 чел. По сути, корпус дворцовой гвардии являлся единственной грамотной боевой силой столицы.

Подразделения эдзифу были задействованы для охраны самого императорского дворца и считались элитарными формированиями, но в действительности они выполняли скорее представительские, нежели военные функции. Возглавлял лейб-гвардию командир - тайсё в ведении которого

находились старший - тюдзё (Ф^) и младший - сёсё помощники. Следующую ступень составлял офицерский корпус, представленный старшими - сёгэн и младшими - сёсо (^Ш) офицерами. Затем следовала прослойка рядового командного состава и собственно рядовые воины - э (Ш ).

Воины хёэфу использовались для наружной охраны дворцового комплекса и сопровождения императора во время его путешествий. Иерархия воинских чинов в хёэфу совпадала с чинами, существовавшими в

эмонфу. Рядовые воины, число которых изначально составляло 400 чел., назывались хёэ

(ЙШ).

Учитывая выполняемые гвардейскими формированиями функции, эта часть вооруженных сил считалась наиболее элитной, но на практике оказывалась наименее боеспособной. Клановость и наследственность командных постов, отсутствие практических навыков ведения боевых действий - все это не способствовало повешению боевых качеств гвардии.

Намного более успешной была деятельность подразделений, вступавших в контакт с непосредственным противником, которым являлись Эмиси на севере страны и корейские пираты, совершавшие набеги на юге.

С одной стороны, созданная в конце VII столетия система комплектования позволяла получить в случае необходимости довольно большое число воинов. Так, во время подавления восстания Фудзивара Хироцугу ШЩ^ И (?-740 гг.) правительство менее чем за месяц мобилизовало со всех провинций, за исключением острова Кюсю, 17-ти тысячную армию [15, с. 252], спустя две недели усиленную еще 4 тыс. воинов и без особых затруднений подавило мятеж. В конце 50-х гг. VIII в. для несостоявшейся вследствие отстранения от власти ее организатора военной экспедиции в Корею была подготовлена армия в составе 47 тыс. пехотинцев и 17 360 матросов на 394 судах [5, с. 375]. Наконец, общая численность армии, участвовавшей в продолжавшейся с 774 по 811 год «тридцативосьмилетней войне» направленной на подчинение Эмиси, по максимальной оценке, достигала 52 тыс. человек [11, с. 304].

С другой стороны, у системы был один серьезный недостаток, предопределивший ее дальнейшую судьбу - низкая профессиональная подготовка воинов и, как следствие, плохая боеспособность. Войска воевали числом, а не умением. Так, если сравнить воинов регулярной японской армии и воинов Эмиси, первые, являясь, по сути, плохо обученными крестьянами, едва ли могли наносить серьезные удары последним, являвшимся прирожденными наездниками и блестящими стрелками из луков. Еще одним фактором, дискредитировавшим систему обязательной воинской повинности, являлась ее непомерная тя-

жесть для крестьян. Как отмечает С. С. Пас-ков, эта тяжесть была настолько велика, что среди крестьян широко распространилась поговорка «Хитори торарэрэба икко хоробу» -«если одного заберут [на воинскую службу], весь двор погибнет» (^А^Ь^ЫЙ^ЛЙ [7, с. 80].

Необходимо обратить внимание и на еще одно обстоятельство. Японцы вводят систему комплектования вооруженных сил на основе воинской повинности, исходя из китайского опыта. Однако, существовавшая в Китае система «фу бин», основным преимуществом которой была возможность быстрой мобилизации большого числа воинов при сравнительно небольших расходах на их содержание, оказалась ненужной Японии. Танский Китай вел регулярные войны с внешними врагами. В отличие от него, у Японии, во многом благодаря ее географическому положению, таких врагов не было, а выдвигаемая в качестве основного аргумента создания системы комплектования, основанной на воинской повинности, возможность вторжения извне оказалась явно преувеличенной. Поэтому созданная для борьбы с внешними угрозами японская армия оказалась не нужна. Внутренняя территориальная экспансия, осуществляемая на севере руками воинов и являвшаяся, скорее, подражанием действиям Китая, также не приносила практической пользы государству. Японское государство еще не было готово осваивать малопригодные для рисоводства северные территории Хонсю. Расходы на содержание призывной армии значительно превышали приносимую ей прибыль. Неслучайно первая попытка ликвидации системы гундан относится уже к 739 г., когда большая часть этих подразделений была упразднена и восстановлена в прежнем масштабе только в 746 г. В 780 г. число провинциальных гундан было значительно сокращено, в первую очередь, за счет расформирования подразделений, не занятых в охране важных стратегических пунктов. В произошедшей в 789 г. битве Субусэ Щ^Ю ^^шеститысячная правительственная армия понесла сокрушительное поражение от полутора тысячных войск Эмиси. Это поражение заставило политическую элиту осознать слабые стороны существующей системы комплектования.

В результате, в 792 г. обязательная всеобщая воинская повинность в существующем виде была упразднена, военные дружины большинства провинций ликвидированы. Основой вооруженных сил стали такие же, как и у Эмиси, профессиональные отряды конных лучников, которые набирались на основе системы рекрутского набора - кондэй При этом число рекрутов из каждой провинции строго регламентировалось и варьировалось от 30 до 200 человек, набиравшихся главным образом из числа зажиточных крестьян и мелких землевладельцев. Рекруты были обязаны иметь своих лошадей. Изменения коснулись и пограничных частей. По новым правилам, установленным в 795 г., воины пограничных отрядов стали набираться исключительно из крестьян западных провинций, территориально приближенных к месту службы [13, с. 52]. Это незамедлительно отразилось на боевых качествах армии. Осуществленные в 794 и 801 гг. карательные экспедиции против Эмиси оказались весьма успешными, и японцы смогли значительно расширить контролируемые территории на северо-востоке страны.

В последующие столетия продолжался процесс развала существовавшей системы комплектования. Пытаясь поднять боевые качества гвардии, в 811 г. гвардейские подразделения подвергли реформированию. Общее число корпусов было увеличено с 5 до 6. Эмонфу было разделено на правое и левое. Корпус эдзифу был переформирован в Близкое защитное управление - коноэфу (ЖШт^) [9, с. 56]. Но главное изменение заключалось в прекращении набора в ряды гвардейцев на основе обязательной воинской повинности. Структурные изменения происходили и в пограничных формированиях.

В целом в IX-X в. параллельно шли два взаимосвязанных процесса: официальные государственные вооруженные силы исчезали, на их место приходили «частные» войска, находившиеся в подчинении столичной аристократии, управителей провинций и местных знатных домов. Представляется невозможным провести четкую грань между государственными и частными формированиями, поскольку в них могли служить даже одни и те же люди [4, с. 197].

Как отмечает один из немногих отечественных исследователей военных особенностей средневековой Японии А. М. Горбылев, военные дружины этого времени состояли из местных феодалов и их зависимых - профессиональных воинов. В них еще не существовало многослойных вассальных связей, характерных для более позднего периода. Рядовые воины были зависимы от землевладельцев и привлекались на войну в случае необходимости, большую часть из них составляли крестьяне, мобилизуемые в свободное от сельскохозяйственных работ время [3, с. 172].

Наиболее крупные формирования оказались у глав пограничных провинций. Объединяющим началом государственных и частных военных отрядов являлся тот факт, что они могли начать боевые действия исключительно с санкции императора. В случае нарушения данного правила, нарушитель объявлялся бунтовщиком.

1. Воробьев М. В. Япония в III-VII вв. М.: Наука, 1980.

2. Воробьев М. В. Японский кодекс «Тайхо Ёро рё (VIII в.) и право раннего средневековья. М.: Наука, 1990.

3. Горбылев А. М. Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу. Минск, 1999.

4. История Японии. Т. 1 / под ред. А. Е. Жукова. М., 1998.

5. Мещеряков А. Н., Грачев М. В. История древней Японии. СПб: Гиперион, 2002.

6. Нихон сёки - Анналы Японии. Т. 2. СПб, 1997.

7. Пасков С. С. Япония в раннее средневековье. VII-XII века. М., ИВ РАН, 1987.

8. Попов И. М. Армии древнего Китая. III в. до н. э.—III в. н. э. М., 2001.

9. Окуно Накахико. Рицурё гундансэй но хэн-сэцу. Хассэйки мацу кюсэйки но гунсэй ни цуитэ

3-7 cc.]. Moscow, Nauka Publ., 1980. (In Russian).

2. Vorobyov M. V. Yaponskii kodeks "Taiho Yoro ryo" (VIII v.) i pravo rannego srednevekovya. [Taiho yoro ryo Japanese code (the 8th c.) and law of the early Middle Ages]. Moscow, Nauka Publ., 1990. (In Russian)

3. Gorbylev A. M. PuV nevidimih. Podlinnaya is-toriya nin-jutsu. [Way of invisible men. The true story of Nin-jutsu]. Minsk, 1999. (In Russian)

Несмотря на недостатки, приведшие к отмене принятого порядка формирования вооруженных сил в 789 г., созданная на рубеже VИ-VIII вв. система комплектования армии представляла собой сложное явление, являвшееся, несомненно, прогрессивным шагом на пути становления и развития японского государства. Командный состав был представлен кадровыми воинами, а рядовые набирались на различные сроки. Трехступенчатая система службы (регулярные столичные подразделения стражников и гвардейцев, пограничные отряды и составляющие своеобразный многочисленный резерв воины территориальных подразделений) при соответствующем профессиональном обучении была бы в состоянии обеспечить необходимый уровень внешней и внутренней безопасности государства. Неслучайно, что данная система с минимальными изменениями была принята в качестве основы структуры уже новой императорской армии во второй половине XIX

(Изменение системы территориальных подразделений установленных рицурё. О военной системе конца VIII — IX вв.). Минсюси кэнкю. Вып. 12. 1974.

10. Рё но гигэ (Толкование гражданского права). Т. 4. Токио: Ёсикава кобункан, 1979.

11. Сакаёри Масаси. Кодай нихон то эмиси-хаято (Древняя Япония и племена Эмиси и Хаято). Токио: Ёсикава кобункан, 2002.

12. Свод законов «Тайхорё» 702-718 гг. XVI-XXX законы. М., 1985.

13. Томимура Такафуми. Нара Хэйан сёки ни окэру хэйсэй но хэнсэн (Изменение военной системы в период Нара и в начале Хэйан). Сисё, 1975. № 4.

14. Franke H. Zum militärstrafrecht im chinesischen Mttelalter. Münch, 1970. H. 3.

15. The Cambridge history of Japan. NY, CUP, 2006. Vol. 1.

IO RAS Publ., 1998. (In Russian)

5. Meshcheryakov A. N., Grachev M. V. History of Ancient Japan. Saint Petersburg, Giperion Publ., 2002. (In Russian)

6. Nihon Shoki, Japanese historical records. Vol. 2. Saint Petersburg, 1997. (In Russian)

7. Paskov S. S. Yaponiya v rannee sred-nevekovye. VII-XII veka [Japan in the early Middle Ages. 7-9 cc.]. Moscow, HO RAS Publ., 1987. (In Russian)

столетия.

Литература

References

1. Vorobyov M. V. Yaponiya v III-VII vv. [Japan in 4. History of Japan. Ed. by Zukov A. E. Moscow,

8. Popov I. M. Armii drevnego Kitaya. III v. do n. e.-III v. n. e. [Ancient Chinese Armies. The 3rd c. BC-the 3rd c. AC]. Moscow, 2001. (In Russian)

9. Okuno Nakahiko. Ritsuryo gundansei no hen-setsu. Hasseiki matsu kyuseiki no gunsei ni tsuite [Changing the system of territorial divisions established by ritsuryo. About the military system in the end of the 8-9th cc.]. Minshushi kenkyu. Vol. 12. 1974. (In Japanese)

10. Ryo no gige [Interpretation of Civil Law]. Tokyo, Yoshikawa kobunkan, 1979. Vol. 4. (In Japanese)

11. Sakayori Masashi. Kodai Nihon to Emishi-Hayato [Ancient Japan and Emishi and Hayato

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Османов Евгений Магомедович, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия; e-mail: osmanov1979@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-01-00231а («Русско-китайские отношения в 1861-1901 гг. Материалы и документы»).

tribes]. Tokyo, Yoshikawa kobunkan, 2002. (In Japanese)

12. Taihoryo Code. The years of 702-718. XVI-XXX laws]. Moscow, 1985. (In Russian)

13. Tomimura Takafumi. Nara Heian shoki ni okeru heishei no henshen [The changes of the military system in the Nara and early Heian periods]. Shisho, 1975. Vol. 4. (In Japanese)

14. Franke H. Zum militärstrafrecht im chinesischen Mittelalter. Münch, 1970. H. 3.

15. The Cambridge history of Japan. NY, CUP, 2006. Vol. 1.

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Evgeny M. Osmanov, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of Theory of Asian and African Social Development, Saint Petersburg State University (SPbSU), Saint Petersburg, Russia; e-mail: osmanov1979@mail.ru

Acknowledgements: The research has been supported by a grant from the Russian Humanitarian Science Foundation. Project No. 15-01-00231a ("Russian-Chinese Relations in 18611901. Materials and Documents").

Принята в печать 22.01.2017 г.

Received 22.01.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.