Научная статья на тему 'Роль военной организации в культуре ирокезов (XVII век)'

Роль военной организации в культуре ирокезов (XVII век) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕДЕРАЦИЯ ИРОКЕЗОВ / ЛИГА ПЯТИ НАЦИЙ / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ И ВОЕННЫЕ ВОЖДИ / ВОИНЫ / ПЛЕННИКИ / IROQUOIS CONFEDERATION / THE LEAGUE OF FIVE NATIONS / MILITARY ORGANIZATION / CIVIL AND WAR CHIEFS / WARRIORS / CAPTIVES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прокопчук Анастасия Витальевна

Статья посвящена Конфедерации ирокезов (Лиги Пяти Наций) – одному из сильнейших объединений индейцев в Северной Америке раннеколониального периода. Раскрывается роль военной организации в культуре ирокезов и её влияние на всю историю Конфедерации. Анализируются причины активной экспансионистской политики ирокезов в XVII веке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY ORGANIZATION ROLE IN THE IROQUOIS’ CULTURE IN 17TH CENTURY

The paper is devoted to the description of the Iroquois Confederation (The League of Five Nations) – one of the most powerful Indian unions in the North America. The author focuses main attention on the problem of military organization in the Iroquois’ culture and analyses the reasons of their active expansionist policy in 17th century

Текст научной работы на тему «Роль военной организации в культуре ирокезов (XVII век)»

РОЛЬ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КУЛЬТУРЕ ИРОКЕЗОВ

(XVII ВЕК)

Прокопчук А. В.

Статья посвящена Конфедерации ирокезов (Лиги Пяти Наций) - одному из сильнейших объединений индейцев в Северной Америке раннеколониального периода. Раскрывается роль военной организации в культуре ирокезов и её влияние на всю историю Конфедерации. Анализируются причины активной экспансионистской политики ирокезов вХУПвеке

The paper is devoted to the description of the Iroquois Confederation (The League of Five Nations) - one of the most powerful Indian unions in the North America. The author focuses main attention on the problem of military organization in the Iroquois ’culture and analyses the reasons of their active expansionistpolicy in 17th century

Ключевые слова: Конфедерация ирокезов, Лига Пяти Наций, военная организация, гражданские и военные вожди, воины, пленники

Key words: Iroquois Confederation, The League of Five Nations, military organization, civil and war chiefs, warriors, captives

На территории современного штата Нью-Йорк в Северном Вундледе, от южного побережья озера Шамплейн до западного берега реки Дженесси и от южной стороны скалы Адиронак до территории Конестога проживали пять родственных племен - сенека, кайюга, онондаго, онейда и мохок, создавшие могущественную Конфедерацию ирокезов, в американской традиции, называвшейся Лигой Пяти Наций, с самоназванием «Люди Длинного дома». К моменту первых контактов с европейскими первопроходцами Лига была прочным политическим союзом с институционализированными способами объединения, у которого внешние функции были развиты гораздо сильнее, чем внутренние. Объединившись с целью обороны от адиронда-ков, угнетавших ирокезов на заре становления их как нации, Конфедерация в скором времени переросла в наступательный союз, проводивший активную экспансионистскую политику, которая принесла ирокезам славу одного из самых воинственных и влиятельных индейских племен на Североамериканском континенте раннеколониального времени.

Конфедерация ирокезов в течение XVII века вела практически беспрерывные войны. Она покорила и держала в зависимости все основные народы, населявшие территории нынешних штатов: Нью-Йорк, Делавэр, Мэриленд, Нью-Джерси, Пенсильвания, северная и западная часть Вирджинии, Огайо, Кентукки, север Теннесси, Иллинойс, Индиану и Мичиган, часть штатов Новой Англии и основную часть Верхней Канады. В результате своих завоеваний Союз ирокезов подчинил себе огромную территорию, населенную многочисленными племенами.

МЕЖЕУЗОЕСКАЯ ТРИБУНА

Вступив во взаимодействие с французами, голландцами и англичанами, Лига проявляла себя как субъект международных отношений, отстаивая свою независимость на дипломатическом и военном уровнях. Французы, голландцы и англичане стремились использовать Лигу в своих интересах. Важность союзнических отношений с ней объяснялась рядом факторов: выгодное территориальное положение Лиги - на стыке важнейших торговых путей; военная мощь, которой не было равной на всем Североамериканском континенте; главенствующая позиция посредников в торговле пушниной с индейскими народами северо-востока; агрессивная экспансионистская политика Лиги.

В рамках данной работы будет подробно рассмотрена военная организация ирокезов в XVII веке как основа активной экспансионистской политики Лиги Пяти Наций.

Война как социокультурный феномен ирокезского общества выполняла ряд важнейших функций, являясь системообразующим элементом, имела многоуровневую структуру, что обусловлено переходным состоянием общества, и обслуживала ряд важнейших потребностей ирокезской культуры. Для народов Конфедерации война была почетным времяпрепровождением. С младенческого возраста мужчину готовили к пути воина и смерти на пыточном столбе. Материальная награда не являлась главной движущей силой ирокезских воинов вплоть до конца XVII века, хотя экономическая заинтересованность увеличивалась под влиянием взаимодействия с европейскими колонизаторами. В момент первых контактов европейцев с ирокезами честь и слава были движущими механизмами всех военных походов. Перед ними меркли все экономические и политические интересы. Они толкали ирокеза на рискованные предприятия

- вылазки вглубь вражеской территории, нападение на противника, численно превосходящего их отряд, взятие пленников, добыча скальпов.

Но под воздействием влияния европейцев, а главное, возрастания мощи конфедерации увеличилось число походов в политических целях, поддерживаемых экономическими выгодами (грабеж, данничество, насильственное принятие побежденных народов в Лигу).

Ирокезы не обладали регулярной армией, но каждый мужчина был и воином, и охотником, освобожденным от добычи основного пропитания, так как земледелие было сферой женского труда. Весь процесс воспитания в обществе ирокезов был построен на подготовке мальчиков к войне, к подвигам и смерти. Все военные операции были полностью предоставлены частной инициативе и системе добровольной службы1. Никто не мог принудить воина присоединиться к отряду, отправлявшемуся в рейд мести или в набег за скальпами и пленниками. Но человек, не утвердивший себя на тропе войны, не прославивший себя рядом военных подвигов, не мог претендовать на уважение соплеменников. Каждый индивид должен был реализовать себя как

1 Морган Л.Г. Лига Ходеносауни, или ирокезов I Пер. Бломквист Е.Э. М. Наука, 1983. С. 46. 262 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (38) 2011

воин, без этого он не мог претендовать на равноправие и не мог перейти из одной возрастной категории в другую. В случае трусости или неспособности к военной деятельности индивид лишался права присутствовать на советах. Так война была средством удовлетворения персональных потребностей индивида - его путём завоевания авторитета.

Для разжигания воинственного духа был разработан сложнейший ритуал, куда были вовлечены все члены общества. В условиях полного подчинения моральным догматам военная деятельность была своего рода бегством от четко регламентированной жизни. Война служила средством освобождения от повседневных ограничений и грубой однообразности повседневной жизни. Это была сфера свободы воли.

В условиях, когда мужчины были в праве присоединиться к походу или отклонить призыв, имело первостепенное значение искусство убеждения. По свидетельствам европейцев, ораторское искусство у ирокезов было развито до совершенства.

Война удовлетворяла потребность рода в новой крови (усыновление пленников), мстила за погибших и охраняла целостность родовой организации от распада из-за малочисленности. Война отражала представление о мировом порядке ирокезов.

Таким образом, война была неотъемлемой частью ирокезской культуры и существенной частью ежедневного существования.

Военные экспедиции, проводимые ирокезами, по целям и формам организации походов можно условно подразделить на четыре вида:

1. Походы маленькими отрядами с целью мщения или приобретения славы.

2. Набеги небольшими отрядами с целью захвата скальпов и пленников для пыток либо завоевания престижа.

3. Поход с целью возмещения потерь рода посредством усыновления.

4. Военные походы большими союзными отрядами, инициированные Советом конфедерации в политических целях.

Ж.Ф.Лафито, описывая походы ирокезов, классифицировал их как «частные» - первые три типа, более распространенные, и «общественные, когда проводятся от имени племени»2.

Походы маленькими отрядами с целью мщения и приобретения славы

Данный вид походов был самым древним, пришедшим из глубины веков. Он ЗИЖДИЛСЯ на вере ирокезов, что дух убитого неизменно преследует

2 Lafitau J.F. Moeurs des Sauvages Ameriquains Comparees Aux Moeurs des Premier Temps. 2 vol. [1727] Translated and edited by W.N.Fenton and E.L.Moore as Customs of the American Indians Compared with the Customs of Primitive Times. 2 Vols. Toronto: Champlain Society. 1974 and 1977. Vol. 2. P. 101.

потенциальных мстителей до тех пор, пока не будет отомщен3. Так родственники убитого стремились отомстить за него, и убийца находился под постоянной угрозой.

Мщение приветствовалось, если убийца был инородец. Любое убийство, покушение на собственность и даже личное оскорбление расценивалось как преступление против рода, вследствие чего род расценивался главным субъектом мести и мог предъявить претензии на возмещение ущерба или организовать поход мщения.

Страсть к отмщению подчеркивали многие современники. Пьер Буше (Pierre Boucher), солдат и переводчик, для правительства Новой Франции доносил: «Они воюют с другими народами не с целью завоевания земель, не для того, чтобы стать большими властителями, не из-за какого другого интереса, но только из-за мщения...»4.

Но если убийство происходило «внутри» рода - мщение стремились заменить выкупом, «...так как в этом случае месть могла привести к самоистреблению или распаду общины»5. Так Великий обязательный закон четко фиксировал количество вампумов, которое убийца или его род должен был возместить «потерпевшей стороне». При этом наибольшей ценностью пользовалась женская жизнь.

Откупиться могли не только соплеменники, но и представители других народов, но «даже при условии, что подарки приняты, если предзнаменования неблагоприятны для удовлетворения полной мести за убийство в то время, они [военный отряд] не должны обманывать себя, что оскорбление [убийство] полностью забыто. Повязка на рану только закрывает, но не лечит её .... Совет хранит точный список людей, убитых в случаях этого типа [маленьких набегах], и память об этих событиях сохраняется, пока условия не дают шанс для наиболее удачного удовлетворения за их смерть»6.

Импульс для мести был настолько силен, что не только частные лица, но и время от времени племена нарушали соглашения с дружественными нациями, как индейцами, так и европейцами. Например, в 1712 году мохоки пытались вовлечь четыре народа конфедерации в войну против английской

3 Шнирельман В.А. У истоков войны и мира// Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. 2 т. М.: РАН. Институт этнологии и антропологии, 1994, т. 1.С. 103.

4 Boucher P. Histoire veritable et naturell de moeurs & productions du pays de la Nouvelle France, vulgairement dite le Canada. [1664], facsimile reprint, Societe Historique de Boucherville, 1964. P. 117.

5 Шнирельман В.А. Указ. соч. С. 103.

6 Lafitau J.F. Moeurs ...Vol. 2. P. 102-103. See also Potherie C.-C Le Roy de La (Le Roy de La Potherie C.-C.) Histoire de L'Amerique Septentrionale. 4 vols. Paris, 1972. Vol. 3. P. 28.

колонии Нью-Йорк, потому что англичанин убил несколько мохок7. К счастью для Нью-Йорка, ирокезские народы не поддержали инициативу мохок.

Отмщение могло быть произведено несколькими средствами: убийством обидчика, либо нападением на его родовую деревню, сопровождаемое захватом нескольких пленников или скальпов. Пленники, как и скальпы, служили своеобразным доказательством не только выполненной миссии, но и искусства воина.

Военные походы организовывались в большинстве случаев по одному плану. Рейды мести начинались или в результате сновидений8, или, более часто, по просьбе матерей клана. На совете племени, известном под названием Houtouissaches, где участвовали не только сахемы и вожди, но и матриархи9, матери требовали отмщения или возмещения утрат. После положительного решения выбирался воин или вождь, к которому обращались за организацией отмщения, подкрепляя свои слова вампумом10. Воин мог отказаться, либо принять предложение. Правда, учитывая, что данное предложение воспринималось как честь, отказы были редки11. После чего вожди ставили сахемов и матерей клана в известность о своих намерениях. Предводитель, избранный для отмщения, сам избирал количество человек в «отряде», время нападения, направление похода.

Само собой разумеется, что акцент на кровной мести непрерывно мешал усилиям установить мир между различными коренными народами. Союзный совет стремился предотвратить некоторые походы, особенно если они были нацелены против народов, с которыми Лига заключила мирные договоры. Но в основном старейшины племени, как и советы, одобряли и были «очень довольны, видеть их тренировку и удовлетворение их воинственного духа»12.

Сами ирокезы объясняли причины беспрерывных войн результатом страстей молодых и происками злого духа. Данная причина была объявлена Конраду Вейзеру (Conrad Weiser), торговцу и индейскому агенту, когда он пытался выяснить причины нападения ирокезов на поселенцев в Каролине (в 1740-х)13.

«Частные походы» не обязательно должны были находиться в противоречии с решениями Союзного совета. Как и «общественные походы» могли

7 Wraxall Peter. An Abridgement of the Indian Affairs Contained in Four Folio Volumes, Transacted in the Colony of New York From the Year 1678 to the Year 1751. Intro, and Edited by C.H.McIlwain. Cambridge: HarvardUniversity Press, 1915. P. 93.

8 Potherie C.-C Histoire... Vol. 2. P. 20.

9 Anon. Memoire sur les coutumes et usages des cinq nations iroquoises du Canada 11 J.-PBaptiste and f. Arnaund, eds., [Paris, 1804] Varietes Litteraires ou Recuil de Pieces, tant originales que traduites, concemant la Philosophie, la Litterature et les Arta. 4 vols. Geneva: Slatkine Reprints, 1969. P. 442.

10 Ibid. P. 446-447.

11 Ibid

12 Lafitau J.F. Moeurs ...Vol. 2. P. 101.

13 Journal of Conrad Weiser, 1748 I Thwaites R.G., Earlv Western Travels. 1748 - 1846. 38 vols. Cleveland: Arthur H, Clark, 1904-1907. Vol. 1. P. 33-34.

быть организованы с целью мщения14. Но, как свидетельствуют источники, Союзный совет часто боролся против организации набегов мести, когда походы противоречили прежним политическим решениям.

Набеги небольшими отрядами с целью захвата скальпов и пленников для пыток либо завоевания престижа

Поиск скальпов и пленников, как доказательство военного искусства, было достаточной причиной нападения, даже без повода к отмщению. Если участники военного отряда смогли доставить пленника или скальп, они расценивали себя достаточно вознагражденными за всю усталость и нужду, которую они перенесли, и опасность, которой были подвергнуты15.

Ж.Х.Хаптон (Hutton J.H.), описывая каренов Бирмы, отметил явление, которое было присуще и ирокезам, и многим другим аборигенным народам, как Австралии, так и Северной Америки. По представлениям каренов, в природе существовала коллективная безличная душа - субстанция, которая через растительную пищу попадала в животных и людей, наделяя их семенем, способным усиливать их и давать жизнь новым поколениям. Во всяком случае именно эта коллективная безличная душа стимулировала охотников за головами к захвату индивидуальных душ врагов для включения их в коллективную душу-субстанцию и вместе с тем для ослабления соответствующей вражеской коллективной души16. И есть все основания связывать охоту за головами (в нашем случае охоту за скальпами) с сознательными или неосознанными попытками повлиять на такую коллективную душу-субстанцию, искусственно усилить ее, гарантировать ей благоденствие во времени и в пространстве17.

Скальп был достаточным доказательством храбрости воина и свидетельством смерти врага18, хоть пленник и ценился больше, но доставить пленника в родную деревню было крайне сложным предприятием, особенно если воины находились глубоко во вражеской территории. Так скальп служил материальным признаком успешного набега19.

Чаще всего при нападении на вражеский отряд или деревню воины стремились захватить не только как можно больше скальпов, но и увести с собой пленников. Часть из них в следующий вечер, когда отряд уже не опасался

14 Brandao J.A. «Your fyre shall bum no more»: Iroquois policy Towards New France and Her Native Allies to 1701. Graduate Programme in History York University North York, Ontario, 1994. P. 97.

15 Zeisberger, D. History of Northern American Indians. A.Butler and W.N.Schwarze, eds., Ohio Archeological and Historical Society Publications, 1910. Vol. 19. P. 40-41.

16 Hutton J.H. Head Hunting II Man in India. 1930. Vol. 10. № 4. P. 207-208.

17 Шнирельман В.А. Указ. соч. С. 145.

18 Скальпированные люди выживали редко, в большинстве случаев они умирали от кровоизлияния. См. Gabriel Nadeau Indian Scalping Technique in Different Tribest 11 Bulletin of Historv of Medicine, X, 2, July 1941. P. 178-194.

19 [Le Mercierls] Relation of 1669-70. The Jesuit relations. Vol. 53. P. 245; Potherie C.-C Histoire... Vol. 2. P. 22.

погони, подвергалась пыткам и умерщвлению. Это обычно были наиболее агрессивно настроенные люди, которые грозили неприятностями и лишними хлопотами в долгом пути. Часть доставлялась до родной деревни, где уже совет решал вопрос их дальнейшей судьбы - смерть у пыточного столба, испытание пыткой, усыновление в род или обмен.

Многочисленные источники донесли до нас описание жестоких пыток ирокезов, но, несмотря на это, всестороннего исследования данной практики не появилось20. В большинстве работ на указанную тему исследователи объясняли пытки стремлением внушить страх противнику, эмоциональной разрядкой, мщением, а также поддержанием социального равновесия, обеспечивающего снятие напряжения в обществе21.

Процесс пытки отражал духовные воззрения ирокезов. При определенных элементах каннибализма, при манипуляции врагов с храброй жертвой (питье крови, помазание ею голов детей, поедание сердец и других органов) участникам действия якобы передавались сила и мужество истязаемого участниками ритуала22. А так как удача и социальные успехи считались внешним проявлением магической силы, присущей человеку, то неудивительно, что каннибалы и охотники за головами отдавали предпочтение убийству наиболее отважных воинов или знатных людей перед сохранением им жизни23.

Пытки в ирокезской культуре были развиты до предела своего совершенства. Веками накапливались анатомические знания человеческого тела. Ирокезские воины были мастерами, истязая человеческое тело, сохранять не только его жизнь как можно дольше, но и предохранять его от потери сознания до самого конца. В их арсенал входили ампутация пальцев, ушей, носа, прижигание раскаленными предметами, вырывание кусков мяса, сухожилий, снятие пластов кожи и т.д. и т.п.

В целом охоту за скальпами и пленниками для пыток как социальный феномен трудно объяснить какой-либо непосредственной материальной выгодой. Есть все основания связывать охоту за головами (в нашем конкретном случае за скальпами) с сознательными или неосознанными попытками повлиять на коллективную душу-субстанцию (которой по мировоззрению ирокезов обладал весь народ), искусственно усилить ее, гарантировать ей благоденствие во времени и в пространстве24.

20 Knowles N. “The Torture of Captives by the Indians of Eastern North America” 11 American Philosophical Society. Proceeding, Vol. 82, № 2 March 1940. P. 151-225; Trigger B. The Huron: Farmers ofthe North. Toronto: Holt, Rinehart and Winston, 1969. P. 47-53.

21 Wallace A.F.C. The Death and Rebirth of the Seneca. New York: Vintage Books. P. 44-48.

22 Radisson PE. The Explorations of Pierre Esprit Radisson. Minnesota: Ross and Haines, 1961. P. 21.

23 Шнирельман В.А. Указ. соч. С. 136.

24 Шнирельман В.А. Указ. соч. С. 145.

Даже если роль пытки окончательно неясна, кажется, разумно заключить, что это был существенный аспект ирокезской культуры. Стремление добыть и умертвить пленников с помощью пытки - было важной причиной ВОЙН25.

К данному типу военных походов маленькими отрядами можно отнести походы, в которых участвовали в основном молодые воины, стремившиеся завоевать авторитет. К.Колден (Cadwallader СоИеп) в «Истории ирокезов», изданной в 1727 году, пришел к выводу, что именно этот мотив является доминирующим в военной активности народов Лиги. Ирокезы борются «вовсе не ради дани..., а от желания славы, которая более всего влияет на их умы; и чем дальше они идут искать врага, тем больше славы они думают завоевать» 26. Так навыки воина определялись захватом пленников и скальпов.

Походы с целью возмещения потерь рода посредством усыновления

Данный вид военных походов по количественному соотношению являлся основным. Ж.А.Брандао (ВгаМао ТА.) подчеркивает, что главной причиной ирокезской враждебности в семнадцатом столетии был захват людей27. Это обусловлено той ролью, которую выполнял пленник в ирокезском обществе. Главной целью захвата пленников был поиск кандидатов для усыновления на место погибших ирокезов. «Учитывая огромную роль родственной взаимопомощи и поддержки в первобытности и то огромное значение, которое люди придавали родству и, следовательно, наличию широкой родственной сети, нетрудно понять, почему одной из первостепенных забот тогда была забота об увеличении круга родичей и, прежде всего, о численности своего потомства. Выполнение этой задачи частично и достигалось чисто механическими способами - путем адаптации взятых в плен детей»28. В культуре ирокезов адаптация приняла огромные масштабы, где усыновлялись не только дети, но и взрослые женщины и мужчины. По данным Ж.А.Брандао, за один век к 1701 году ирокезы захватили от 6087 до 6971 человек29.

Важность усыновления основывалась на представлении ирокезов о духовном единении каждого человека с природой и другими окружающими его силами. Сила рода зависела от его членов. Каждый раз, когда человек умирал естественной или насильственной смертью, «общая» сила уменьшалась. Восстанавливалась мощь рода естественным способом либо искусственно (усыновление).

25 Brandao J.A. Op.cit. P. 123.

26 Colden С. The History of the Five Indian Nations of Canada which are dependant on the Province of New-York in America and are a Barrier between the English and the French in that Part of the World. [London, 1747]. Toronto: Coles Publishing, facsimile edition, 1972. P. 4.

27 Brandao J.A. Op.cit. P. 128.

28 Шнирельман В.А. Указ. соч. С. 145.

29 Brandao J.A. Op. cit. P. 200.

Для захвата пленников - кандидатов на усыновление организовывались специальные походы, обычно по просьбе матерей рода. Небольшие отряды проникали вглубь вражеской территории. Воины во время нападения захватывали пленных столько, сколько могли благополучно довести до своего селения, остальных же ^дала немедленная смерть. Те пленники, кто были оставлены в живых, следовали в страну ирокезов со связанными сзади руками и обычно подвергались по дороге незначительным мучениям (по сравнению с тем, что испытывали у пыточного столба). Чтобы уберечь пленника от нападения разъяренных женщин в момент возвращения в деревню, человек, принадлежащий к роду, которому необходим был кандидат на усыновление, шёл перед пленником и охранял его от избиений30. Чаще всего пленник долгое время находился в неведении о своей судьбе, выполняя определенные хозяйственные работы, пока семья (род) не решит: принимать этого человека на место умершего либо предопределить его на медленную смерть у пыточного столба31. Всё же у пленника было больше шансов погибнуть, чем быть усыновленным, так как семья больше хотела мести, чем видеть на месте умершего сына врага - европейца или гурона...

Окончательное решение относительно судьбы пленника принималось только деревенским советом32. Французский торговец и исследователь П.Радиссон, усыновленный мохок, попытался сбежать. Когда он был возвращен, его «родители» признали его на окраине деревни и приемная мать быстро увела его. Но она не развязала рук и не позволила ему возвратиться к его прежнему семейству до тех пор, пока его «отец», выступая за его жизнь, не добился разрешения деревенского совета33.

С пленником, которого усыновили, обращались так, как будто он был рожден ирокезом; при усыновлении он обретал все права и привилегии умершего34. Пленники включались в родственную структуру семьи и путем расширения уз - в род и племя. С момента «перерождения» его верность и привязанность принадлежали отныне принявшей его нации35. УН.Фентон отмечал, что адоптированные чужаки вскоре становились большими ирокезами, чем сами ирокезы36.

30 Brehant de Galine, Rene “Ce que s'est passede plus remarquable dans le voyage de M.M.Dollier et Galinee (1669-1670)” II Ontario Historical Society. Papers and Records. Vol. 4. Toronto, 1903, p. 30; Lafitau J.F. Moeurs ...Vol. 2. P. 152.

31 Boucher P. Op. cit. P. 125-126; Lafitau J.F. Moeurs .... Vol. 2. P. 156.

32 Radisson P.E. Op. cit. P. 69; Lafitau J. F. Moeurs ... Vol. 2. P. 153.

33 Radisson P.E. Op. cit. P. 16-24.

34 Potherie C.-C Histoire... Vol. 2. P. 46, 47; Lafitau J. F. Moeurs ...Vol. 2. P. 171-172.

35 Морган Л.Г. Лига С. 180.

36 Фентон У.Н. Ирокезы в истории II Североамериканские индейцы I Ред. Ю.П.Аверкиева. М.: Прогресс, 1978. С. 128.

Развитая система адаптации давала союзу пяти племен политическое преимущество над остальными этническими общностями северо-востока Северной Америки. Она являлась источником поддержания, а возможно, и увеличения военного потенциала Лиги путем пополнения ее новыми воинами взамен погибших. Фактически происходила трансформация на протяжении ХУИ-ХУШ веков - уменьшение военных походов с целью захвата пленников для пыток и увеличение количества экспедиций за кандидатами для усыновления. Это объяснялось главным образом потерями ирокезов в т.н. «Бобровых войнах» и борьбе с Новой Францией, а следовательно, уменьшением численности боеспособной части населения, что грозило потерей территорий и независимости как со стороны индейских народов, так и европейских колонизаторов. Согласно Ж.Ф.Лафито, потребность замещения погибших родственников и укрепления рода сделала войну «необходимым упражнением для ирокезов»37.

Военные походы большими союзными отрядами, инициированные Советом Конфедерации в политических целях

Отстояв свою независимость от алгонкинских народов, Лига вступила в период активной военной экспансии, где, преследуя политические и стратегические цели, организовывала походы большими союзными отрядами. Когда проектируемая экспедиция подразумевала совместные действия нескольких поселений и племен, гражданские и военные лидеры предпринимали совместные обсуждения проекта компании, отправляли посланников к союзникам с предложением вступить в поход. Если союзники соглашались участвовать в походе, определялась дата выступления, и военные вожди ритуально созывали добровольцев и готовились к войне. Проведение похода было всецело предоставлено военным вождям.

Ирокезы стремились не только к восстановлению утраченной силы, с помощью усыновления на место погибших, но и к «принятию» (в принудительном порядке) в Лигу больших контингентов индейцев соседних племен для обеспечения боеспособности конфедерации. Описание войн крупного масштаба, санкционированных ирокезами, впервые встречается в записках у миссионера Габриэля Сагарда38. А в 1643 году отец Джогуес (.То^ев), находившийся среди мохок, пленивших его, информировал французов, что причиной войны ирокезов против гуронов было стремление завоевать и подчинить их конфедерации39.

Хороший способ гарантировать поражение и деморализовать врага состоял в том, чтобы захватить как можно больше мужчин и мальчиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 Lafitau J.F. Moeurs ... Vol. 2. P. 98.

38 The Lons Joumev to the Countrv of the Hurons, G.M.Wrong, ed., H.H.Langton, trans. Toronto: Champlain Society 1939. Vol. 25. P. 163.

39 Father Jogues in [Vimont's] Relation of 1642-43 // The Jesuit relations Vol. 24. P. 297.

Вернейший способ нанести поражение противнику и предотвратить набеги мести - уничтожение всех, кто бы мог жаждать отмщения. Так «усыновлялись» целые роды и даже остатки покоренных народов. Народы, покоренные ирокезами, включались в Лигу без предоставления им политических прав. Ряд народов лишь облагались данью и управлялись специальными надсмотрщиками. После увеличения количества покоренных народов в составе Лиги была создана специальная должность - вождь ордена Сосны, считавшегося представителем покоренных народов и женщин.

Так иезуитские реляции свидетельствуют, что в июне 1660 года «ирокезские гуроны» («Iroquoised Нигоп») напали на территории близ Квебека40. А в 1665 году гуроны советовали сэру Трейси, что для победы над ирокезами первоначально необходимо переманить пленников. Сила ирокезов основывается на людях, которых ирокезы захватили, чтобы они боролись в их защиту41. Гуроны в 1650-х годах жаловались французам, что ирокезы хотят усыновить оставшихся в живых гуронов, чтобы «усилить себя нашей группой, и заставить нас, когда мы с ними, браться за оружие против Вас [французов]»42.

К 1660 году ирокезы захватили и включили так много людей в конфедерацию, что иезуит Лалемант (Ьа1етай) писал, что ирокезы «во многом только скопление различных племен, которые были ими побеждены»43. Также о размахе практики инкорпорирования иноплеменников говорят свидетельства иезуитов. К 1656 году в состав сенека входило 11 различных племен. В состав онондага 1677 году были включены представители монтанье, алгонкинов, гуронов, нейтральных и конестога. Племя онейда к 1668 году уже состояло на 2/3 из поглощенных ирокезами алгонкинов и гуронов. Население селений кайюга в 1688 году также характеризуется как чрезвычайно смешанное: оно включало пленников из гуронов, эри, нейтральных, андасте, тутело, сапони, делавров, катавба, мускогов, оттава, майами, иллини и других центральноалгонкинских племен.

Таким образом, завоевание людей было преднамеренно и являлось важной чертой ирокезской стратегии. Традиционно считают, что стремление Лиги включить новые народы в ирокезский Длинный дом является центральной целью ирокезской политики по отношению к другим народам44. Это была практика, которая позволила ирокезам сохранить достаточно большую численность, чтобы остаться мощной политической силой вплоть до 1700

40 Journal des Pgres Jgsuites // The Jesuitrelations Vol. 45. P. 155, 157.

41 [Le Mercier’s] Relation of 1664-65 H The Jesuitrelations Vol. 49. P. 233.

42 Huron quoted in [Le Mercierls] Relation of 1653-5411 The Jesuit relations Vol. 41. P. 49.

43 [Lalemant's] Relation of 1659-60 11 The Jesuit relations Vol. 45. P. 207.

44 Halle H. Iroquois book of rites. Philadelphia: D.G.Brinton, 1883. P. 88-89, 95.

годов, несмотря на потери, которые ирокезы несли в постоянных военных экспедициях45.

Но европейцы в своих описаниях подчеркивают, что Лига не столько стремилась присоединить к себе какие-либо территории, а скорее добыть себе славу и честь, увеличив свою мощь за счет «новопринятых».

Кроме походов с целью покорения народов и принятия их в Лигу организовывались набеги на дальние народы с целью грабежа и наложения дани. Так в ирокезском обществе развивается экзоэксплуатация соседних народов в форме грабежа и принуждения к данничеству, что является необходимой чертой развития общества с военной организацией.

Военная мощь ирокезов была построена на принципе безжалостности и применения грубой силы против врагов после внезапного нападения46. Ирокезы до распространения огнестрельного оружия снаряжали большие военные отряды, обученные внезапно атаковать, и быстрыми действиями вносили панику во вражеские селения. Они также извлекали полную выгоду из техники убаюкивания противника ощущением полной безопасности, изображая миролюбивые обращения, которые осуществлялись для того, чтобы быть неожиданно нарушенными. В ранней истории конфедерации нет сведений об объединенных военных походах всех пяти племен, но существуют указания на совместные выступления нескольких племен. Неспособность объединить вовремя все свои силы привела в конечном итоге к поражению в оджиб-ва - ирокезской войне в 1657 году, которая остановила экспансионистские устремления конфедерации47. Но специфика индейских войн часто требовала небольших мобильных отрядов. В этой связи самостоятельность отдельных племен в ведении военных действий являлась необходимостью.

После того как ружье заменило лук, а томагавк вытеснил боевые дубинки, соответствующие изменения произошли и в военной тактике индейцев. Снабжаемые первоначально голландцами, а позднее англичанами воины Лиги достигли высокого уровня искусства владения данным видом оружия. Л.Г.Морган отмечает, что «с освоением огнестрельного оружия начался не только быстрый подъем, но и абсолютное превосходство ирокезов над другими индейскими племенами»48. «Они отказались от больших отрядов воинов под строгим командованием, а создавали небольшие, подвижные группы воинов»49, когда внезапность стала ключевым элементом ирокезских во-

45 Potherie C.-C Histoire... Vol. 3. P.43-44; Lafitau J.F. Moeurs ...Vol. 2, p. 172; Zeisberger D. Op. cit. P. 40-41.

46 Иванов С. Оджибва - ирокезская война 1657 года // «Первые Американцы». СПб - М., 2000. № 6. С. 38.

47 Морган Л.Г. Лига ... С. 45-49.

48 Там же. С. 15.

49 Фентон УН. Ирокезы в истории // Североамериканские индейцы. Ред. Аверкиева Ю.П. М., 1978. С. 109-156. С. 136.

йн50. Особые, не свойственные европейцам методы войны ярко выразил отец Эразм Лалемэнт в донесении в Париж: «ирокезы так бесшумны в их приближении, так быстры в их разрушении и так молниеносны в отступлении, что каждый обычно узнает об их уходе прежде, чем узнает об их нападении. Они проходят, словно лисы, сквозь лес, который дает им убежище и служит им неприступной крепостью. Они нападают, как львы, и также неожиданно в тот момент, когда меньше всего ожидают, не встречая сопротивления. Они налетают, как птицы, исчезая прежде, чем они действительно появятся»51.

Исследователи также отмечают, что ирокезы обладали талантами стратегов, не свойственными другим индейским народам Северного Вундледа. Так компания против Гуронии 1649 года оказалась «хладнокровно и тщательно спланированной» операцией. Она была основана на серии внезапных, беспрестанных и массовых нападений52.

Война была существенной частью ирокезской культуры в семнадцатом столетии. В современном обществе война - выражение политического решения и служит средством достижения определенных военных или политических целей. Война для ирокезов была выражением социальных и культурных императивов. Никакая цель враждующих не была так значительна для ирокезов, как захват людей. Пленники были главными почти во всех торжественных церемониях обслуживаемых войной. Без пленников возвратившиеся с набегов воины не получали достаточного уважения, так как жертвы к пытке не были доставлены, месть не могла быть удовлетворена, а печаль не умиротворена. А ещё более важно то, что без пленников, которые будут приняты в ирокезское общество, чтобы занять место умерших и поддержать военную силу ирокезов, не мог существовать сам ирокезский социум. Снижение населения привело бы к дроблению их родовой системы, а с этим социальной и политической структуры их общества53.

Таким образом, во внешнеполитическом аспекте к моменту первых контактов с европейцами, Лига Пяти Наций быстро шла к главенству над всей северо-восточной частью континента. Экспансионистская политика конфедерации ирокезов была обусловлена рядом взаимопроникающих факторов:

- кровной враждой между ирокезами и алгонкинскими народами, возникшей задолго до прибытия первопоселенцев;

- потребностью восстановления Лиги после масштабных эпидемий и потерь в военных экспедициях посредством усыновления пленников;

- необходимостью в землях для развития земледелия;

50 [Vimontts] Relation of 1642 //The Jesuitrelations... Vol. 22: 247 - 249; [Anon.], Memoire sur les... Iroquoises. P. 448; Lafitau J.F. Moeurs ...Vol. 2. P. 141.

51 Relation of 1659 and 1660 11 The Jesuit relations „.Vol. 45. P. 195-197.

52 Volo J.M., Volo D.D. Daily life on the old colonial frontier 11 http://www.mezoamerica.ru/indians/ north/daily-life-04.html

53 Brandao J.A. Op.cit. P. 131.

- развитием экзоэксплуатации;

- потребностью в европейских товарах (развитие мехоторговли);

- ментальными установками (война как один из главных элементов ирокезской культуры);

- борьбой за престиж.

Активная внешняя экспансия Конфедерации была обусловлена факторами внутреннего развития общества ирокезов, а не европейским влиянием. Так, европейское влияние привело лишь к трансформации борьбы ирокезов с другими народами в более жестокую форму, сопровождавшуюся принятием европейского оружия, тактики, оформления поводов к войне и, возможно, некоторых элементов идеологии (убийство и скальпирование женщин и детей; изменение отношения к скальпам после начала обмена их на деньги, как свидетельства убийства врагов англичан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.