Научная статья на тему 'РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ'

РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕТ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА / АУТСОРСИНГ / КОСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебышев И. И.

Проведено исследование перечня вопросов, относящихся к области внутреннего аудита, а именно его роли в достижении эффективности работы системы внутреннего контроля. Логичным образом подчеркнута значимость области исследования, раскрыты цели и порядок проведения внутреннего аудита. Раскрыты вопросы организации и функционирования внутреннего аудита как инструмента для решения проблем компании с целью повышения эффективности ее деятельности и инвестиционной привлекательности. С научной точки зрения исследование приобретает актуальность за счет приведенных проблем и предложенных решений. Среди выявленных проблем присутствуют такие, как неэффективность внутреннего аудита, ошибки подчинения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNAL AUDIT IN THE FUNCTIONING OF AN EFFECTIVE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL OF ENTERPRISES

The author carried out research of the list of issues related to the field of internal audit, namely its role in achieving the effectiveness of the internal control system. The article logically emphasizes the significance of the research area, discloses the objectives and procedure for conducting internal audit. The paper reveals the issues of the organization and functioning of internal audit as a tool for solving the problems of the company in order to increase the efficiency of its activities and investment attractiveness. From a scientific point of view, the study becomes relevant due to the problems presented and the proposed solutions. Among the identified problems there are such as inefficiency of internal audit, errors of subordination, etc.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 338.245 JEL M42, M41

Чебышев Илья Ильгизович

аспирант, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4153-6472 e-mail: iliyaposter94@gmail. com

Б0110.26425/1816-4277-2021-4-130-137

РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. Проведено исследование перечня вопросов, относящихся к области внутреннего аудита, а именно его роли в достижении эффективности работы системы внутреннего контроля. Логичным образом подчеркнута значимость области исследования, раскрыты цели и порядок проведения внутреннего аудита. Раскрыты вопросы организации и функционирования внутреннего аудита как инструмента для решения проблем компании с целью повышения эффективности ее деятельности и инвестиционной привлекательности. С научной точки зрения исследование приобретает актуальность за счет приведенных проблем и предложенных решений. Среди выявленных проблем присутствуют такие, как неэффективность внутреннего аудита, ошибки подчинения и др. Ключевые слова: учет, внутренний аудит, внутренний контроль, система внутреннего контроля, контрольные процедуры, эффективность внутреннего аудита, аутсорсинг, косорсинг

Для цитирования: Чебышев И.И. Роль внутреннего аудита в функционировании эффективной системы внутреннего контроля предприятий//Вестник университета. 2021. № 4. С. 130-137.

Ilya I. Chebyshev

Postgraduate Student, Financial University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4153-6472 e-mail: iliyaposter94@gmail. com

THE ROLE OF INTERNAL AUDIT IN THE FUNCTIONING OF AN EFFECTIVE SYSTEM OF INTERNAL CONTROL OF ENTERPRISES

Abstract. The author carried out research of the list of issues related to the field of internal audit, namely its role in achieving the effectiveness of the internal control system. The article logically emphasizes the significance of the research area, discloses the objectives and procedure for conducting internal audit. The paper reveals the issues of the organization and functioning of internal audit as a tool for solving the problems of the company in order to increase the efficiency of its activities and investment attractiveness. From a scientific point of view, the study becomes relevant due to the problems presented and the proposed solutions. Among the identified problems there are such as inefficiency of internal audit, errors of subordination, etc.

Keywords: accounting, internal audit, internal control, internal control system, control procedures, effectiveness of internal audit, outsourcing, cosourcing

For citation: Chebyshev I.I. (2021) The role of internal audit in the functioning of an effective system of internal control of enterprises. Vestnik universiteta, no. 4, pp. 130-137. DOI: 10.26425/1816-42772021-4-130-137

Введение

Внутренний аудит является важным компонентом корпоративного управления. Функция внутреннего аудита - обеспечивать оценку надежности, качества управления, состояния внутреннего контроля в организации. К классическим факторам, побуждающим компании к организации функции внутреннего аудита во всем мире (ст. 87.1 Федерального закона от 19 июля 2018 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных

Благодарность. Автор выражает особую благодарность исследователям в направлении развития внутреннего контроля докторам экономических наук, профессорам Т. И. Кришталевой и И. Д. Деминой, без результатов работы которых данное исследование не могло бы состояться.

Acknowledgement. The author owes special thanks to the researchers in the area of internal control development, Professors T. I. Krishtaleva and I. D. Demina, without whose work this study could not have taken place. © Чебышев И.И., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Chebyshev I.I., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

обществах»), в российских условиях добавляется желание собственников и менеджмента упорядочить бизнес-процессы, наладить функционирование эффективной системы внутреннего контроля (ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») [1; 2; 3].

Внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

- эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

- достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

- соблюдение законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Другими словами, внутренний контроль - это процесс, с помощью которого органы управления компании получают уверенность в разумной степени, что компания достигнет поставленных целей наиболее эффективным образом, соблюдая действующее законодательство, а отчетность достоверна и полностью отражает все факты хозяйственной жизни компании. Внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления компанией, во всех ее подразделениях. В процедурах внутреннего контроля должен участвовать весь персонал.

Постановка проблемы

Ведение достоверного учета - необходимый базовый фактор для эффективной работы службы внутреннего аудита (далее - СВА) по улучшению управления рисками и системы внутреннего контроля компании. Поэтому достоверность и прозрачность финансовой отчетности, на основе которой руководители принимают управленческие решения, - один из ключевых сегментов деятельности компании, подвергаемый регулярной оценке на наличие существенных рисков при формировании ежегодных планов внутренних аудиторских проверок [4].

Результаты работы специалистов службы внутреннего аудита организации учитываются при планировании внешнего аудита, что в итоге влияет на продолжительность и стоимость проверок. Наличие сильной системы внутреннего контроля, чье эффективное функционирование подтверждено рабочими документами и отчетами правильно организованной СВА, позволяет внешним аудиторам сократить объем тестов применяющихся в компании контролей. Следовательно, времени на аудит требуется меньше, стоимость аудиторских услуг снижается, но качество не страдает [6].

Специфика деятельности внутреннего аудита

По сравнению с внешними аудиторами внутренние аудиторы уделяют больше времени контрольным аудиторским процедурам (проверке работоспособности и надежности конкретных средств внутреннего контроля), так называемым тестам средств контроля. Они заключаются в проверке работоспособности и надежности конкретных средств внутреннего контроля.

Внутренняя аудиторская проверка строится в определенной последовательности. После представления руководству проверяемого подразделения программы проверки для ознакомления и согласования содержания объектов и этапов СВА переходит к собственно проверке. Например, внутренний аудит консолидированной финансовой отчетности обычно состоит из:

- обзорной проверки данных отчетности, подготовленной по российским правилам бухгалтерского учета (РСБУ), каждой компании, входящей в группу. Наличие аудиторских заключений, выданных аудиторскими организациями, значительно сокращает время исполнения данного этапа;

- ознакомления с основными положениями учетной политики, применяемыми при подготовке отчетности. Внутренние аудиторы, как правило, определяют для себя основные направления и логику проверки, оценивают применяемые подходы к проверке правильности оценки активов и пассивов;

- проверки правильности отражения в учете и отчетности (соответствие требованиям законодательства, положениям учетной политики) - самого продолжительного этапа аудита. Составители отчетности должны не только представить таблицы и вспомогательные расчеты, обосновать квалификацию конкретных активов и пассивов, но и раскрыть, каким образом та или иная информация, повлиявшая на данные, стала известна, от кого и в какие сроки поступила, какими доказательствами подтверждается;

- аудита правильности консолидации данных группы компаний - второго по продолжительности этапа;

- проверки адекватности, объема, полноты и прозрачности выполненных раскрытий в отчетности. Обычно этому этапу внутренние аудиторы не уделяют много времени, так как считается, что эту работу хорошо выполняют внешние аудиторы, а сами данные нужны, скорее, внешним пользователям отчетности, чем внутренним, и ни к чему дублировать функции.

Кроме того, внутренние аудиторы могут проверить полноту и обоснованность периметра консолидации, определение отчетной даты.

Внутренние аудиторы уделяют большую часть времени проверке функционирования системы контроля, которая обеспечивает своевременность и качество информации, поступающей в подразделение по подготовке отчетности. Они обязательно дают оценку обоснованности профессиональных суждений, примененных при формировании отчетности, определении объема и содержания раскрытий. Проще говоря, внутренним аудиторам надо знать, какие внутренние процедуры позволяют быть уверенным, что при подготовке отчетности специалисты подразделения учли все нюансы, изменения законодательства по учету и отчетности. Аудитор должен понять, как ответственное за учет и отчетность подразделение выявляет и устраняет бизнес-риски, связанные с обеспечением достоверности финансовой отчетности, и к каким результатам это приводит [5; 7].

СВА проверяет методологию учета, оценивает процесс подготовки отчетности, осуществляет основные аудиторские процедуры. Особое внимание уделяет наличию у подразделений, формирующих отчетность, документированных доказательств действительности и надежности информации, повлиявшей на оценочные значения в отчетности. Задача внутреннего аудитора при этом - не столько поиск ошибок и нарушений, сколько выявление слабых звеньев в расчетах и их контроле, которые препятствуют своевременному обнаружению и устранению этих ошибок.

Распространенные проблемы внутреннего аудита и возможные решения

Довольно часто перед внутренними аудиторами ставится задача проверить в составе документов, представляемых подразделениями компании к аудиторской проверке по типовой процедуре исполнения запросов, наличие документов с информацией, которая противоречит содержащейся в отчетности и прилагаемых пояснениях. Например, рыночную стоимость земельного участка оценивали независимые оценщики в различных целях - для оспаривания его кадастровой стоимости и для ипотечного договора как предмет залога. Не секрет, что российские оценщики обладают повышенной лояльностью к клиенту. В результате в ответ на запрос аудитор получает два разных отчета с рыночной стоимостью земельного участка, которая отличается в разы. Или другой пример связан с объектами недвижимости, которые учитываются в составе инвестиционной собственности. Как известно, в нетипичных случаях вопрос отнесения недвижимости к инвестиционной решается на основании профессионального суждения, критерии которого организация разрабатывает самостоятельно. По определенным причинам (например, в силу положительного влияния на размер прибыли, если цены на недвижимость растут) топ-менеджерам бывает выгодно учитывать недвижимость именно как инвестиционную собственность, при этом в бизнес-плане, предоставляемом на кредитный комитет обслуживающему банку, заявляется о намерении их продать в течение ближайших 12 месяцев. Аудиторы обязательно включают в запросы требование о предоставлении бизнес-планов и получают их обычно от подразделений, которые не в курсе таких противоречий.

Работники СВА могут быть полезны не только в части независимого контроля качества подготовленной отчетности, некой генеральной репетиции перед внешним аудитом. В основе работы внутреннего аудита лежит понимание вопросов управления рисками и процессов внутреннего контроля, внутренние аудиторы должны обладать знанием и пониманием отрасли и бизнеса компании в целом и проверяемых бизнес-процессов в частности. Поэтому они владеют информацией, необходимой для подготовки данных отчетности: знают нюансы риск-менеджмента компании, в курсе краткосрочных и долгосрочных планов по развитию отдельных проектов и бизнеса в целом, регулярно бывают на местах, сами проводят оценку наличия и состояния запасов, незавершенного производства, качества дебиторской и кредиторской задолженности и т. п. [9]

Таким образом, для повышения качества отчетности целесообразно выполнять рекомендации, которые дают специалисты СВА по результатам проверок. С отсутствием выраженного эффекта от работы службы внутреннего аудита в мировой практике сталкиваются уже минимум 20 лет. Не в последнюю очередь проблема

заключается в слабом взаимодействии функции внутреннего аудита и менеджмента компании. Потенциальная недостоверность данных отчетности, несоответствие требованиям законодательства, увольнение сотрудников, рост числа судебных разбирательств, неудачные партнерства и альянсы, риски, которыми никто не управляет, и многое другое, - все это признаки неэффективности внутреннего аудита.

Одна из причин такого положения - то, что функция внутреннего аудита не является независимой и объективной инстанцией, каковой должна быть. Во многих компаниях, несмотря на официально утвержденный порядок подотчетности, руководитель функции внутреннего аудита зачастую вынужден подчиняться одному из исполнительных директоров. В России так происходит потому, что службы внутреннего аудита часто вырастают из подразделений внутреннего контроля, которые традиционно подчиняются финансовому директору. Последний курирует бюджет внутреннего аудита, а также утверждает план аудита, что в итоге сводит к нулю независимость и объективность службы внутреннего аудита.

В идеале функция внутреннего аудита является «глазами» и «ушами» совета директоров и комитета по аудиту компании. Но как руководитель службы внутреннего аудита может конфиденциально и без опаски сообщать уполномоченным лицам о проблемах, если он беспокоится о сохранности своей работы?

Существует негласное правило, согласно которому чем ниже уровень лица, которому подчиняется СВА, тем сложнее им взаимодействовать с руководством на более высоком уровне. А для эффективного управления функцией внутреннего аудита взаимодействие - ключевой компонент. Так что тому, кто будет следить за работой руководителя этой функции, нужна не только ответственность, но и авторитет. Руководитель внутреннего аудита должен подчиняться комитету по аудиту, чтобы быть независимым и представлять интересы акционеров, а не менеджмента.

Еще одной причиной неэффективной работы СВА является то, что в компании отсутствует единое представление о роли функции внутреннего аудита [10]. Комитет по аудиту и совет директоров, как правило, хотят получить гарантии эффективной работы системы внутреннего контроля и сохранить стоимость компании, тогда как менеджмент стремится к повышению стоимости и ищет стратегические направления развития компании. Однако если все будут предъявлять разные требования к функции внутреннего аудита, результат будет отрицательный.

Комитет по аудиту и высшее руководство зачастую заблуждаются относительно степени охвата деятельности внутренним аудитом. Так, они могут полагать, что были проверены 100 % транзакций и определенные области проверяются ежегодно. Скорее всего, это не так.

Во избежание подобных сюрпризов план аудита и рассматриваемые риски должны быть изложены доступно и таким образом, чтобы все участники процесса однозначно понимали, какая работа была проделана, а какая еще предстоит.

Любая объективная оценка текущего состояния системы управления рисками организаций приводит к выводу: научиться работать по-настоящему можно только на примере серьезных ошибок. Только путем предотвращения возможных неудач ничему не научишься. Система управления рисками не всегда оправдывает возложенные на нее надежды. Это происходит потому, что внутренний аудит недостаточно интегрирован в процессы управления рисками. К сожалению, внутренний аудит не так часто проверяет систему управления рисками, несмотря на имеющиеся знания и надежность результата за счет объективности и устоявшейся методологии.

Современный взгляд на роль внутреннего аудита и предложения по достижению эффективности функционирования системы внутреннего контроля

Между тем потенциал внутреннего аудита в этой области огромен. Однако для достижения успеха в оценке рисков службе внутреннего аудита необходимо выйти за рамки традиционной роли. Внутренние аудиторы могут расширить текущие должностные обязанности за счет консультаций менеджмента в отношении прогнозирования и выявления слабых мест в управлении рисками.

По аналогии с детективными сюжетами набор ролей, играемых функцией внутреннего аудита, можно свести к трем основным персонажам: полицейский, детектив и юрист (советник).

В отраслях с высоким уровнем контроля и регулирования, а также в организациях, пытающихся укрепить систему внутреннего контроля, роль полицейского для внутреннего аудитора в порядке вещей. Ее недостаток лишь в том, что она часто приводит к конфликту с менеджментом и другими сотрудниками.

Развитие внутреннего аудита в России отличает то, что он вырос из ревизионных функций, поэтому, как следствие, многие путают понятия «внутренний аудит» и «внутренний контроль». В результате в большинстве российских компаний внутренние аудиторы - это все еще полицейские, а там, где они уже переросли в другие роли, их все еще воспринимают полицейскими. Подобная ситуация характерна для финансового и корпоративного секторов.

В рамках роли детектива внутренние аудиторы концентрируются на выявлении проблем и ознакомлении с ними менеджмента. Недостаток такого подхода в том, что вместо ведения упредительной политики в отношении рисков внутренний аудитор постоянно занят поиском существующих проблем (пытаясь тем самым оправдать свое существование).

Выступая в роли советника, доверенного лица, внутренний аудитор готов более активно делиться с руководством ценной информацией. Он не просто проводит аудит, но и оценивает ключевые бизнес-риски. Функция внутреннего аудита выстраивает прочные деловые взаимоотношения с менеджментом и комитетом по аудиту.

Практика показывает, что наибольшую ценность для организаций представляют внутренние аудиторы, готовые взять на себя в первую очередь роль советника, сохраняя другие роли на случай необходимости. Сценарий, в котором внутренний аудитор действует как полицейский, зачастую приводит в тупик, вызывая, скорее, гнев, чем желание сотрудничать. К счастью, большинство внутренних аудиторов не видят себя в роли полицейских. Следует позаботиться о том, чтобы окружающие не воспринимали их так же. На рынке постоянно появляются новые угрозы и возможности, которые могут ослабить компании, сконцентрированные на прошлом (составление финансовой отчетности) и настоящем (генерация выручки и квартальной прибыли).

Если взглянуть на такие аспекты деятельности любой компании, как корпоративная социальная и экологическая ответственность, обеспечение устойчивого развития, охрана здоровья и труда, соблюдение принципов конфиденциальности и безопасности, можно обнаружить, что все эти вопросы не входили в сферу компетенции внутренних аудиторов еще десять лет назад.

Сейчас все изменилось, и пора обратить на них серьезное внимание, так как функция внутреннего аудита создается именно с целью выявления потенциальных угроз и возможностей и ее сотрудники обладают всеми необходимыми для этого знаниями и навыками.

Расширение области покрытия аудита - уникальный шанс для аудиторов наладить взаимодействие с менеджментом и комитетом по аудиту. Совместная работа над выявлением важнейших потребностей компании и наиболее ценных для нее областей развития, несомненно, укрепит взаимоотношения участников.

Сотрудники службы внутреннего аудита все чаще сталкиваются с просьбой сократить расходы и штат сотрудников. На практике встречаются ситуации, когда руководство не разрешает нанимать внутренних аудиторов даже на существующие в штатном расписании вакансии. В то же время от внутренних аудиторов постоянно требуют увеличения объема выполняемых работ.

Такая ситуация неизбежно порождает новые риски. А ведь задача службы внутреннего аудита - обеспечивать наибольший уровень комфорта и максимально снижать риски. Стремление делать больше с меньшими затратами в лучшем случае приводит к стрессу, а в худшем - к опасному дисбалансу на уровне компании.

Решить эту задачу можно, расширив сферу применения технологий и инструментов непрерывного мониторинга [8]. Разумеется, такой подход может потребовать определенных первоначальных вложений. Однако иногда можно обойтись и без них: некоторые из применяемых инструментов включают в себя средства контроля и управления, которые часто полностью или частично не используются (например, средства контроля в системе SAP (GRC Access Control)).

Можно для решения задачи прибегнуть к помощи комитета по аудиту. В большинстве организаций именно этот орган утверждает бюджет службы внутреннего аудита, и у него есть полномочия запросить у руководства повышение бюджета. К сожалению, этим правом он почти никогда не пользуется.

И наконец, последняя возможность, о которой стоит упомянуть, - обратиться к сторонним провайдерам. Такие компании зачастую могут предложить более экономные способы реализации комплексных, трудоемких или краткосрочных проектов с единовременными затратами.

Структура службы внутреннего аудита часто соответствует структуре организации. Так, компании, широко использующие аутсорсинговые услуги (расчет заработной платы, производство, выполнение заказов и т. п.), чаще используют аутсорсинговые или косорсинговые модели и для внутреннего аудита. Компании,

которые обходятся в упомянутых областях собственными силами, как правило, не нуждаются в помощниках и при проведении внутреннего аудита.

Российская практика показывает, что косорсинг намного активнее применяется для проведения аудитов российских дочерних подразделений западных компаний, чем непосредственно в самих российских компаниях. Это связано, в том числе, с менталитетом российских руководителей в части предоставления доступа сторонних внутренних аудиторов к конфиденциальным данным компании.

Многие руководители службы внутреннего аудита намеренно избегают дискуссий об аутсорсинге или косорсинге, опасаясь, что их использование поставит под угрозу свое существование. Тем не менее, отвергая эти модели, они упускают из виду ряд существенных преимуществ.

Аутсорсинг и косорсинг могут быть экономически оправданы, поскольку избавляют компании от необходимости нанимать и обучать сотрудников, выплачивать им зарплату, отчислять налоги и совершать массу иных обязательных расходов. Аутсорсинг и косорсинг обеспечивают доступ к опыту и навыкам, которых может не оказаться у сотрудников компании. Особенно актуально это сейчас для навыков анализа данных, информационной и экономической безопасности. Количество внутренних аудиторов можно легко регулировать в зависимости от текущей загрузки, бюджета и других определяющих факторов. Сложные или спорные вопросы более эффективно сможет решить внешняя сторона, которой, в отличие от собственных сотрудников компании, не надо беспокоиться о сохранности рабочего места и финансовом благополучии. Прибегнув к аутсорсингу, внутренние аудиторы могут воспользоваться помощью коллег из других стран, разрушить языковые барьеры и выстроить новые перспективы.

Практика проведения оценок функции внутреннего аудита показывает, что комитет по аудиту и менеджмент имели ошибочное или неполное представление о работе внутренних аудиторов. Это означало, что руководитель службы внутреннего аудита неизбежно кого-то разочаровывал. Но, что гораздо хуже, это приводило к упущению выгод и напрасной трате ресурсов.

Первый шаг на пути к восстановлению баланса в этой тройке должен сделать руководитель функции внутреннего аудита. Он должен убедиться, что менеджмент и комитет по аудиту имеют исчерпывающую информацию о деятельности внутреннего аудита и являются его союзниками в вопросах постановки целей, разработки плана аудита и поддержки сопутствующей деятельности. Для того чтобы задать для аудита правильный вектор, руководитель службы внутреннего аудита должен пользоваться авторитетом среди топ-менеджеров и обладать сильными лидерскими навыками.

Он неизбежно столкнется с сопротивлением сотрудников, когда попытается переориентировать службу в стратегическую и консультационную. Это сопротивление можно и нужно преодолеть. Необходимо постоянно убеждаться, что подразделение функционирует в полном соответствии со своими задачами. Меняющаяся конкурентная среда, новые потребности бизнеса, высокая текучесть кадров и другие факторы - все это требует постоянного внимания и свежего взгляда.

Для повышения эффективности взаимодействия между членами комитета по аудиту, внутренними аудиторами и менеджментом необходимо соблюдение основных принципов:

- регулярное открытое общение между функцией внутреннего аудита, менеджментом и комитетом по аудиту;

- независимость функции внутреннего аудита и ее руководителя;

- соизмерение ожиданий от внутреннего аудита и согласованность его стратегического фокуса между всеми участниками процесса;

- внимание на риски, препятствующие росту и повышению прибыльности;

- определение роли внутреннего аудитора: полицейский, детектив или советник;

- расширение границ аудита с учетом новых трендов и проблем;

- управление бюджетом с точки зрения реалистичности выполнения увеличенного объема работ меньшими силами;

- построение оптимальной модели внутреннего аудита в части косорсинга и аутсорсинга;

- значимость и авторитет руководителя функции внутреннего аудита для менеджмента и совета директоров.

Заключение

Итак, нами рассмотрен перечень вопросов, раскрывающих значимость внутреннего аудита, его целей, существующих проблем и предложены решения, которые способны найти свое отражение в отечественной контрольной практике. Статья логично раскрывает тему начиная с определения основных понятий и приведения актуальности темы. В ходе исследования подчеркивается важность достоверности учета и отчетности - регулярных объектов контроля. Проводится сопоставление внутреннего аудита с внутренним контролем и внешним аудитом. А также приводится последовательность осуществления внутреннего аудита. Выявляются и приводятся основные результаты, ожидаемые от работы внутреннего аудита. Научную значимость исследованию придают приведенные проблемы, в числе которых неэффективность работы внутреннего аудита, распространенные ошибки в подчинении внутреннего аудита руководству организации, что приводит к зависимости, неопределенности целей, отсутствию понимания результатов проведенной работы. Также раскрыты основные роли сотрудника службы внутреннего аудита. Представлен новый взгляд на область ответственности службы внутреннего аудита, предложены решения по данному направлению.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения: 06.03.2021).

2. Федеральный закон от 19.07.2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_302836/ (дата обращения: 06.03.2021).

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 06.03.2021).

4. Демина, И. Д., Домбровская, Е. Н. Концепция управления рисками как элемент системы внутреннего контроля в государственных (муниципальных) учреждениях // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. -2019. - № 1. - С. 56-63.

5. Демина, И. Д., Домбровская, Е. Н. Развитие концепции внешнего и внутреннего контроля в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях // Аудит. - 2018. - № 2. - С. 9-16.

6. Демина, И. Д., Кришталева, Т. И. Оценка внутреннего контроля в ходе внутреннего финансового аудита государственных (муниципальных) учреждений // Аудит. - 2020. - № 6. - С. 12-17.

7. Кришталева, Т. И., Алферова, Е. Ю. Формирование контрольно-ориентированной системы бухгалтерского учета: монография. - М.: Дашков и К, 2020. - 172 с.

8. Смагина, А. Ю. Развитие системы внутреннего контроля коммерческих организаций // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей Международной научной Конференции студентов и молодых ученых: в 2-х томах. Курск, 25-26 мая 2016 г / отв. ред. А. А. Горохов. - Т. 1. Экономика. Гуманитарные науки. Юриспруденция. Лингвистика и филология. - Курск: Университетская книга, 2016. - С. 170-173.

9. Сонин, А. М. Внутренний аудит: правило трех «В» // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. -2014. - № 2 (117). - С. 54-60.

10. Сонин, А. М. Внутренний аудит: современный подход: монография. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 64 с.

References

1. Federal Law No. 208-FZ dated on December 26, 1995 (as amended on July 31, 2020, with amended on February 24, 2021) "On Joint-Stock Companies" (with amendments and additions, effective from January 1, 2021), Legal reference system "Con-sultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (accessed 06.03.2021).

2. Federal Law No. 209-FZ dated on 19.07.2018 "On Amendments to the Federal Law "On Joint-Stock Companies", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302836/ (accessed 06.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Federal Law No. 402-FZ dated on December 6, 2011 (as amended on July 26, 2019) "On Accounting" (with amendments and additions, effective from January 1, 2020), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122855/ (accessed 06.03.2021).

4. Demina I. D., Dombrovskaya E. N. The concept of risk management as an element of the internal control system in state (municipal) institutions, Bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie v byudzhetnykh organizatsiyakh, 2019, no. 1, pp. 56-63. (In Russian).

5. Demina I. D., Dombrovskaya E. N. Development of the concept of external and internal control in companies with state participation and state corporations, Audit, 2018, no. 2, pp. 9-16. (In Russian).

6. Demina I. D., Krishtaleva T. I. Evaluation of internal control during the internal financial audit of state (municipal) institutions, Audit, 2020, no. 6, pp. 12-17. (In Russian).

7. Krishtaleva T. I., Alferova E. Yu. Formation of a control-oriented accounting system: monograph, Moscow, Dashkov and K, 172 p. (In Russian).

8. Smagina A. Yu. Development of the system of internal control of commercial organizations, Youth and System Modernization of the Country: Collection of Scientific Articles of the International Scientific Conference of Students and Young Scientists: in 2 volumes, Kursk, May 25-26, 2016, responsible editor A. A. Gorokhov, Vol. 1. Economy. Humanities. Law. Linguistics and Philology, Kursk, Universitetskaya kniga, 2016, pp. 170-173. (In Russian).

9. Sonin A. M. Internal audit: the rule of three "B", Aktsionernoe obshchestvo: voprosy korporativnogo upravleniya, 2014, no. 2, pp. 54-60. (In Russian).

10. Sonin A. M. Internal audit: a modern approach: monograph, Moscow, Finansy i statistika, 2007, 64 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.