1 Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 487-489.
2 Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992. С.97.
3 В связи с отсутствием — по объективным причинам — академического собрания сочинений данного автора, все цитаты, кроме особо оговоренных, приводятся по изданию: Б.Г.<Гребенщиков Б.> Песни. Тверь, 1996.
4 Цитаты из «Лилит» приводятся по изданию: Б.Г. <Гребенщиков Б.> Лилит. ("Мытарства души" из Калинина в Вудсток, или Краткая история создания альбома "Лилит"). [М.], 1997.
5 Для не-филологов см.: Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996; Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928.
Е.В.УРУБЫШЕВА
г.Тверь
РОЛЬ ВНЕТЕКСТОВОГО РЯДА
В ЗАГЛАВИИ АЛЬБОМА «БИБЛИОТЕКА ВАВИЛОНА»
ГРУППЫ «АКВАРИУМ»
В роке существование композиции в подавляющем большинстве случаев вне альбома невозможно. Это обусловлено спецификой музыкальной культуры новейшего времени вообще. Более того, альбом в рок-культуре является основным способом циклизации, то есть обладает всеми основными особенностями, присущими циклу в литературе: это авторские контексты; единство композиций, входящих в альбом, обусловлено авторским замыслом; отношение между отдельными композициями и альбомом можно рассматривать как отношения между элементом и системой; альбом озаглавлен самим автором и др. Все эти признаки разработаны по отношению к лирическому циклу, но все они применимы и для характеристики альбома. Таким образом, можно предположить, что альбом как аналог лирического цикла, строится на основе универсальных циклообразующих связей: заглавия, композиции, изотопии, пространственно-временного континуума и полиметрии.
Среди авторских циклов исследователи, как правило, выделяют две группы:
- цикл в строгом смысле, то есть образование, все составляющие которого уже в замысле существуют как элементы единого текста;
- цикл, сформированный из уже публиковавшихся по отдельности текстов, которые сам автор объединяет в ансамбль, воплощая систему взглядов в системе фрагментов.
Именно ко второй группе циклов можно отнести альбом "Библиотека Вавилона" (Архив. "История Аквариума." Том IV); 1993 год. Этот альбом
является своеобразной компиляцией, так как включает в себя композиции, созданные в период с 1981 по 1993 годы, а также романс А. Н. Вертинского "То, что я должен сказать" (1917).
Цель нашей работы состоит в рассмотрении одной из циклообразующих связей, а именно заглавия в его соотношении с теми внетекстовыми рядами, которые актуализируются в альбоме.
Заглавие в течение последних десятилетий привлекает внимание исследователей. Особый интерес к нему объясняется и уникальным положением заголовка в тексте, и многообразием его функций. Круг проблем,
касающихся заглавия, активно разрабатывается и лингвистами и литерату-і
роведами .
В лирическом цикле заглавие заключает в себе концептуальную основу всего произведения. В целом те же функции выполняет и заглавие альбома, которое, как и заглавие цикла, «является фактом обязательным и устойчивым» . А поскольку заглавие в литературе находится на внешней границе текста: между текстом и внеположенной ему действительно-
3
стью» , семантическая структура текста значительно усложняется за счет смыслов, которые заглавие привносит "извне".
В альбоме "Библиотека Вавилона" заглавие через топоним «Вавилон» соотносится с четырьмя семантическими уровнями:
1. Исторический уровень: реальные исторические события, связаные с городом Вавилоном, его жизнью и культурой.
2. Библейский уровень: определенное представление об исторических событиях, связанных с Вавилоном, которые своеобразно преломились в соответствии с христианской моралью.
3. "Мифологический" уровень: современные представления, основанные на сложившемся знании о городе Вавилоне в связи с другими реалиями.
4. Авторский уровень: значения, которые формируются автором на основе трех предыдущих уровней.
Рассмотрим все эти уровни применительно к Вавилону у Б.Г.
ИСТОРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Вавилон - греческое наименование семитского города на Евфрате Бабилима ("Врата Господни"). Вавилон был столицей Древнего и Нового Вавилонского царства, значительным культурным и хозяйственным центром. Из всех находок в Вавилоне три буквально ошеломили весь мир: сады Семирамиды, Вавилонская башня и дорога процессий в честь бога Мардука. В 538 году до н. э. Вавилон был завоеван персами и больше уже
4
не восстанавливался .
БИБЛЕЙСКИЙ УРОВЕНЬ Исторические события преломляются в Библии, оставаясь для будущих поколений в виде представлений, по которым Вавилон - "город чудес, многолюднейший из всех <...> согласно с пророческими предсказаниям,
сделался грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, - городом без жителей. <...> В Священном Писании слово Вавилон иногда употребляется в иносказательном смысле и означает царство антихриста, противника Христу и церкви Христовой"5. Более того, согласно двум известным библейским преданиям (о постройке города и возведении башни), город Вавилон трактуется как символ мятежа против Бога6. Таким образом, Вавилон в библейском представлении - город зла и греха, наказанный за свою заносчивость.
"МИФОЛОГИЧЕСКИЙ" УРОВЕНЬ В русском культурном сознании исторический и библейский уровни своеобразно переплетаются и находят свое выражение в двух "неомифах"7: Образ Вавилона напрямую связан с так называемым «Петербургским мифом», по одному из изводов которого город Петра выступает как "центр зла и преступления, где страдание превысило меру и необратимо отложилось в народном сознании; Петербург - бездна, "иное" царство, смерть"8. Важное место в «Петербургском мифе» занимает число 666 ("звериное число"), связываемое народной молвой с Петром как антихристом. Отсюда довольно распространено сравнение Петербурга с Вавилоном и Вавилонской блудницей9 - достаточно вспомнить в этой связи «Москву и Петербург» Герцена (1842): «Петербург тысячу раз заставит всякого честного человека проклясть этот Вавилон».
Другой «неомиф» Вавилона излагает Н. Сосновский10: Вавилон -«олицетворение Великого Отказа от немилых и постылых лживых ценностей господствующей культуры. В большинстве западных субкультур этот миф вошел в интерпретации субкультуры растафари, более других приведшей его в систему. У нас растафари остается очень малоизвестной диковинкой, символом некоего экзотического языка, в отличие от Запада, на молодежную культуру практически не повлиявшим. (У Б.Г. «Я возьму свое там, где я увижу свое, Белый растафари, прозрачный цыган...».( «Капитан Африка»)». Сосновский пишет, что "видимо лет где-то через 10-20 после падения Вавилона, родился один из главных мифов человечества: миф о том, что Вавилон де вот-вот не сегодня-завтра падет, рухнет, и тогда мы все заживем на славу, обнявшись, как братья и сестры". Такая трактовка, по Сосновскому, стала важной составляющей субкультуры, которая есть способ самочинно, не дожидаясь его формального падения, удалиться из Вавилона, создав вокруг себя и своих друзей иллюзорную групповую реальность. Трансформацию мифа о Вавилоне в русской субкультуре "хиппи" можно увидеть и в том, что место их московской "тусовки" было названо "Вавилоном". Таким образом, в этом «неомифе» Вавилона трансформируются как библейская семантика, так и «неомиф», связывающий Вавилон с Петербургом.
АВТОРСКИЙ УРОВЕНЬ
Исторический, библейский и мифологический уровни значений тесно переплетаются в творчестве Б. Гребенщикова. На основе этого создается собственно авторский миф. Сделать такой вывод позволяет создание Гребенщиковым архива "Аквариума", состоящего из четырех томов: "Электричество", "Акустика", "История Аквариума (Феодализм)" и "Библиотека Вавилона". Все включенные в архив альбомы являются компилятивными и образуют парадигму, которая может быть соотнесена с этапами творчества "Аквариума". Таким образом, "Библиотека Вавилона" является заключительным и, следовательно, особо значимым этапом. Все композиции, созданные "Аквариумом" объединены словом «библиотека» (собрание книг как различных точек зрения), а мир, в котором творит автор - Вавилоном.
Однако, дополнительную семантику в авторский уровень привносят и упоминания Вавилона в творчестве Б.Г. до 1993года. "Вавилон - город как город, // печалиться об этом не след" ("Рыба"). Здесь миф Вавилона не только трансформируется, но и разрушается. Автор редуцирует семы "Вавилон как город греха и зла" и "Вавилон как один из богатейших культурных центров". Тем самым Вавилон уподобляется другим, ничем не примечательным городам ("город как город"). И, вместе с тем, этим подчеркивается единая природа всех городов в целом.
В другом тексте Б.Г. привлекает сему «Вавилон-Петербург»:
И этот город - это Вавилон,
И мы живем - это Вавилон;
Я слышу голоса, они поют для меня,
Хотя вокруг нас - Вавилон...
("Вавилон")
Но и здесь вопреки установившемуся представлению, Вавилон-Петербург предстает городом нейтральным, без крайне негативной оценки, свойственной вавилонскому мифу.
Разрушается миф о Вавилоне и в тексте "Вавилонская башня": Вавилонскую башню до крошки склевал коростель.
Стадо древних богов перегрызло все братские узы.
Бледный гуру сказал, что прекрасны любые союзы -А особенно те, для которых ложатся в постель.
("Вавилонская башня")
Таким образом, автор, обращаясь в понимании Вавилона ко всем уровням значений внеположенной тексту действительности, разрушает их, на основе чего создается новый, гребенщиковский миф Вавилона. И если библиотека, по словарю Ожегова, это:
1. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования;
2. Собрание книг, а также помещение, где они хранятся;
3. Название серии книг определенной тематики,
то альбом "Библиотека Вавилона" - собрание элементов разрушенной
11
культуры, культуры прошлого .
Остается сказать лишь о том, что последующий анализ альбома, безусловно, позволит выявить и другие аспекты, составляющие авторский миф, но это - задача будущего.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Веселова Н.А., Орлицкий Ю.Б., Скороходов М.В. Поэтика заглавия: материалы к библиографии // Литературный текст: проблемы и методы исследования. III. Тверь, 1997. С.158-180.
2 Доманский Ю.В. Заглавие альбома в рок-поэзии («Лилит» Б.Г.) // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 1999. С.159.
3 Веселова Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика. Дисс. ... канд. филол. наук. Тверь, 1998. С.86.
4 См.: Словарь античности. М., 1993; История Древнего мира. Древний Восток, Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. Харвест, 1998.
5 Библейская энциклопедия. М., 1990, С.104-105.
6 Мифологический словарь. М., 1991. С.109.
7 Под "неомифом" мы понимаем стереотипное представление о какой-либо реалии в сознании современного человека.
8 Топоров В.Н. Петербург и Петербургский текст русской литературы // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С.260.
9 В 17 главе Апокалипсиса говорится о сидящей на водах многих на звере Блуднице. (См. там же. С.357).
10Сосновский Н. Покидая Вавилон налегке (статья цитируется по ксерокопии без выходных данных).
11 См. надпись на пластинке «Библиотека Вавилона»:
«Этим альбомом мы заканчиваем выпуск архивов "Аквариума". Время двигаться дальше.
Старый Аквариум R. I. P. »
А.Э.СКВОРЦОВ
г.Казань
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ
БОРИСА ГРЕБЕНЩИКОВА И МИХАИЛА НАУМЕНКО
В конце ХХ века, когда русская рок-культура 70-80-х гг. уже отошла в прошлое и стала объектом изучения, проясняются некоторые её черты, не столь заметные ранее. Культура рока для исследовательской работы - весьма благодатный материал, поскольку нигде так ярко не проявляются жизне-строительство, напрямую зависящее от сценического облика, имиджмей-