Научная статья на тему 'Роль внешней среды в формировании концепции организации налогового менеджмента на предприятиях Республики Беларусь'

Роль внешней среды в формировании концепции организации налогового менеджмента на предприятиях Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТ ФИНАНСОВОГО ЛЕВЕРИДЖА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кисель И. А.

В статье рассматривается влияние проводимых мероприятий налоговой политики в Республике Беларусь на принятие управленческих решений. Определено влияние изменения различных групп налоговых платежей, классифицируемых как условно-постоянные и условно-переменные, на долю налоговой составляющей в выручке от реализации продукции, на точку безубыточности. Выявлена степень чувствительности чистой прибыли к изменению объема реализации продукции на предприятиях при различных соотношениях условно-постоянных и условно-переменных налогов. Основываясь на расчете эффекта финансового левериджа, проведен анализ выгодности привлечения заемных средств в условиях недостающих собственных источников инвестиций при различных условиях налогообложения прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article influence of spent actions of a tax policy in Byelorussia on acceptance of dministrative decisions is considered. Influence of change of various groups of the tax payments classified as conditionalconstant and conditionally-variables, on a share of a tax component in a gain from production realization, on a break-even point is defined. Degree of sensitivity of net profit to change of volume of realization of production at the enterprises is revealed at various parities of conditional-constant and conditionally variables of taxes. Being based on calculation of effect financial levered, the analysis of advantage of attraction of extra means in the conditions of missing own sources of investments is carried out under various conditions of the taxation of profit.

Текст научной работы на тему «Роль внешней среды в формировании концепции организации налогового менеджмента на предприятиях Республики Беларусь»

УДК 336.22

РОЛЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

И.А. КИСЕЛЬ

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. Концепция налогового менеджмента, суть которой заключается в выявлении новых резервов роста чистой прибыли за счет налоговой составляющей и их реализации, основываясь на непрерывном планировании, анализе финансового положения предприятия, контроле за достигнутыми результатами, указывает на необходимость учета как внутренних факторов развития предприятия, так и внешней среды, с которой субъект хозяйствования взаимодействует на основе обратной связи. Анализ налоговой системы как одного из внешних факторов, оказывающих влияние на экономику субъекта хозяйствования, является наиболее сложной, но и наиболее актуальной задачей налогового менеджмента, так как позволяет заранее предвидеть возможные финансовые потери от введения новых налогов, изменения налоговых ставок, сроков уплаты платежей в бюджет, отмены либо введения налоговых льгот.

Влияние проводимой налоговой политики на экономическое развитие рассматривается белорусскими учеными, среди которых наиболее значимые работы принадлежат Зайцу Н.Е. [1], Киреевой Е.Ф.[2], Шмарловской Г.А.[3]. Некоторые решения в области налогообложения и их влияние на финансовые показатели субъектов хозяйствования представлены лишь в отдельных статьях республиканских периодических изданий.

Результаты и их обсуждение. Предприятие как субъект налогового менеджмента необходимо рассматривать как открытую систему, которая неразрывно связана с внешней средой. Наличие или отсутствие конкурентов, источники производственных ресурсов, покупатели продукции и их предпочтения, конъюнктура товарного и фондового рынка и другие внешние факторы оказывают влияние на принятие предпринимательских решений.

Особо весомую роль в становлении и развитии бизнеса играют налоги. Состав налоговых платежей, уплачиваемых субъектами хозяйствования, график их уплаты заявляются плательщиками самостоятельно (плательщики формируют налоговую базу, выбирают отчетный период и другие элементы налога, определяют систему налогообложения), что подчеркивает возможность и необходимость управления налогами на предприятии. С другой стороны, каждый плательщик действует в рамках налогового законодательства, которое обязывает его беспрекословно выполнять установленные государством требования по перечислению части своих денежных доходов в государственный бюджет. В этом аспекте налоговую систему необходимо рассматривать как сферу внешней среды предприятия.

Внешняя налоговая среда для предприятия представлена совокупностью налоговых платежей и их элементов, которые в разной степени влияют на результаты финансово-хозяйственной деятельности. С учетом этого обстоятельства мы предлагаем в целях анализа влияния налогового законодательства на финансовый результат деятельности предприятия все налоги, которые обязан уплачивать субъект хозяйствования, разделить на две группы:

- первая группа - налоги, размер которых зависит от результатов финансовой деятельности предприятия, то есть условно-переменные платежи (налог на прибыль, НДС, инновационные отчисления) (НПЕР);

- вторая группа - налоги, размер которых не зависит от изменения выручки, прибыли, себестоимости, то есть условно-постоянные налоги (земельный налог, налог на недвижимость, отчисления в ФСЗН, экологический налог, налог на добычу природных ресурсов) (НПОСТ).

Используя алгебраический метод определения влияния сумм постоянных и переменных налоговых затрат на уровень налоговой нагрузки на выручку, определим, как изменяется доля налоговых платежей (ДНВ)в выручке с ростом выручки от реализации продукции.

Для этого воспользуемся формулой:

пн _ТН _Н1ЮСТ+НШР (1)

дав“^----------------в-------

где ХН - общая сумма налоговых платежей предприятия, млн руб.;

В - размер выручки от реализации продукции, млн руб.

Преобразуем формулу (1) и получим следующую формулу:

ч Ипост 1ЩС 1ЩС З НВ (2)

ДНв — (1- 1нп)----“--+ ТТГТ------- + 1«П ~~ ТТГТ----------1«П ----~

В l00 + tндc l00 + tндc в в

где ^П - ставка налога на прибыль, десятичная дробь;

1НдС - ставка НДС, десятичная дробь;

З - затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, за исключением постоянных налогов, млн.руб.;

НВ - налоговые вычеты по НДС, млн руб..

Используя действующие налоговые ставки, преобразуем формулу (2) и получим следующую формулу для определения ДНВ:

ДНв = 0,366692 + 0,7бапост - (0,24аз +аиВ) (3)

где dПОСТ - доля условно-постоянных налогов в выручке, десятичная дробь;

^ - доля затрат, учитываемых при налогообложении, за исключением постоянных налогов, в выручке, десятичная дробь;

dНВ - доля налоговых вычетов по НДС в выручке, десятичная дробь.

Изменение общей суммы налоговых платежей в выручке (ДДНВ) при изменении выручки можно представить в виде следующей формулы:

ДДНв = 0,76Д^!ост - (0,24Дdз + Дdнв) (4)

Формула (4) демонстрирует, что с ростом выручки предприятия доля налоговых платежей может вести себя различно при различных условиях, так как на исследуемый показатель влияет, кроме доли постоянных налогов, доля затрат и налоговых вычетов по НДС в выручке. А на Дdз и ДdНВ влияет отношение темпов роста затрат, учитываемых при налогообложении, налоговых вычетов по НДС к темпу роста выручки, вызванные ростом последней.

Если темп роста затрат, налоговых вычетов, выручки равняются, тогда рост выручки сопровождается снижением доли налоговых платежей в полученной предприятием выручке. Данное явление может наблюдаться в начальный период деятельности предприятия. Однако на практике чаще за счет наличия условно-постоянных затрат с ростом выручки затратоемкость производства снижается, что снижает эффект от увеличения выручки для минимизации налоговой составляющей в данном показателе. Для снижения общей доли налоговых платежей в полученной предприятием выручке необходимо соблюдение следующего неравенства:

(0,24Мз + д^в) < °,76Мпост (5)

Неравенство (5) соблюдается, если темп роста выручки менее значим, нежели темп роста затрат и налоговых вычетов в выручке. При освоении новых видов производств, внедрении новых технологий темп роста затрат и налоговых вычетом может превосходить темп роста выручки от реализации продукции. В таком случае рост выручки влечет за собой сокращение доли налоговых платежей.

Разделение всей совокупности налоговых платежей на условно-постоянные и условнопеременные налоги позволяет использовать механизм управления прибылью предприятия, известный как «операционный леверидж», действие которого основано на том, что наличие условнопостоянных затрат приводит к тому, что сумма прибыли изменяется более высокими темпами,

нежели изменение объема реализации продукции. Для определения влияния коэффициента операционного левериджа на прирост прибыли при росте выручки от реализации продукции в качестве затрат примем лишь их налоговую составляющую. Влияние налогового законодательства на темпы прироста чистой прибыли определим на примере предприятий, действующих в различных условиях внешней среды, которая определяет структуру налоговых платежей (Табл. 1).

Таблица 1 - Расчет эффекта операционного левериджа

Показатели Предприятие А Предприятие Б

1 период 2 период 1 период 2 период

Выручка от реализации продукции, млн руб. 100,0 200,0 100,0 200,0

НДС, млн руб. 16,67 33,33 16,67 33,33

Затраты, млн руб. 30,0 30,0 60,0 60,0

в т.ч. условно-постоянные налоги, млн руб. 10,0 10,0 20,0 20,0

Налог на прибыль, млн руб. 12,79 32,88 5,6 6,14

Условно-переменные налоги, млн руб. 29,46 66,21 22,27 39,47

Общая сумма налоговых платежей, млн руб. 39,46 76,21 42,27 59,47

Чистая прибыль, млн руб. 40,54 103,79 17,73 100,53

Коэффициент операционного левериджа (условно-постоянные налоги / общая сумма налоговых платежей) 0,25 0,13 0,47 0,34

Темп роста выручки от реализации, % - 200,0 - 200,0

Темп роста прибыли, % - 256,08 - 567,01

Эффект операционного левериджа (темп роста прибыли / темп роста выручки от реализации) 1,28 2,84

Как видно из результатов расчета, предприятия за счет наличия условно-постоянных налогов получают эффект операционного левериджа по налогам. Однако данный показатель различен в связи с различными коэффициентами операционного левериджа по налогам. Предприятие А, у которого темп роста выручки составил 200%, получило рост чистой прибыли в размере 256,08%. Предприятие Б при тех же самых темпах роста выручки при более высоком коэффициенте операционного левериджа по налогам получило рост чистой прибыли в размере 567,01%. Сравнивая полученные значения, видим, что степень чувствительности чистой прибыли к приросту выручки от реализации продукции выше на предприятии Б (эффект операционного левериджа составил 2,84 по сравнению с 1,28 на предприятии А), где исходный коэффициент операционного левериджа по налогам выше.

Таким образом, степень чувствительности чистой прибыли к изменению объема реализации продукции на предприятиях различна. Чем выше доля условно-постоянных налогов в общей сумме налоговых платежей, тем в большей степени предприятие способно ускорять темпы роста чистой прибыли по отношению к темпам роста выручки от реализации продукции.

За последние годы в налоговой системе Республики Беларусь в результате изменений налогового законодательства соотношение условно-постоянных и условно-переменных налогов постоянно изменялось, о чем можно судить по их соотношению в доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь (Табл. 2).

Таблица 2 - Состав и структура налоговых доходов консолидированного бюджета

Республики Беларусь

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

Доля условно-переменных налогов, % 75 75,8 74,3 72,3 75,9

Доля условно-постоянных налогов, % 25 24,2 25,7 27,7 24,1

Налоговые доходы консолидированного бюджета, % 100 100 100 100 100

В течение 2007 - 2009 гг. доля условно-постоянных налогов в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета неуклонно возрастала с 24,2% до 27,7%, что связано с расширением налоговой базы данных налогов, увеличением налоговых ставок. В 2010 году доля условнопостоянных налогов, по сравнению с предыдущим годом, резко снизилась до 24,1%.

Создавая для государства гарантии по формированию доходов государственной казны в определенной сумме, рост условно-постоянных налогов при прочих равных условиях смещает точку безубыточности в направлении увеличения выручки, так как предприятие вне зависимости от полученной прибыли обязано возмещать свои условно-постоянные налоги, поэтому наличие условно-постоянных налогов является дополнительным бременем на пути к достижению точки безубыточности. В связи с этим, продолжением анализа влияния внешней среды на концепцию налогового менеджмента на предприятии должна стать оценка финансового риска, вызванного изменением внешней налоговой среды, для чего целесообразно использовать инструмент точки безубыточности.

Учитывая в составе затрат условно-постоянные и условно-переменные налоги, формула для нахождения размера выручки, при котором обеспечивается безубыточная работа субъекта хозяйствования, примет следующий вид:

_ (1 - 1НП )(ПостЗ + НПОСТ + ПерЗ) - НВ (6)

Вкр------------1------------------}------------

1 1ндс > 1НДС

1 г\г\ + НП ^ 1НП

НДС

где ПостЗ - постоянные затраты, млн руб.;

ПерЗ - переменные затраты, млн руб.;

tHn, ^дС - соответственно, ставка налога на прибыль и НДС, десятичная дробь.

С учетом действующих налоговых ставок в точке критического значения выручка имеет следующее соотношение:

Вкр = 1,201*( ПостЗ + ПерЗ + Нпост) - 1,579*НВ (7)

Из формулы (7) видно, что значение ВКР ^ min соблюдается при сокращении условнопостоянных налогов, а также росте налоговых вычетов по НДС, то есть сокращении добавленной стоимости произведенной продукции. Что противоречит направлениям экономического развития Республики Беларусь, ориентированным на развитие производств с высокой добавленной стоимостью и низкой материалоемкостью. Это свидетельствует о недостатке действующей налоговой системы в отношении НДС, что сдерживает развитие приоритетных для государства направлений деятельности.

С другой стороны, для стимулирования развития наукоемких, высокотехнологичных производств налоговая система предусматривает более низкие ставки налога на прибыль по сравнению со стандартной ставкой, что приводит также к снижению значения показателя ВКР.

В сложившихся финансово-экономических условиях хозяйствования актуальным является вопрос роста инвестиции для обновления, модернизации и реконструкции основных средств, ориентированных на выпуск высокотехнологичной, инновационной, конкурентоспособной продукции. Увеличение объема инвестиций является одной из задач экономического развития Республики Беларусь текущей пятилетки.

Для стимулирования роста отечественных и иностранных инвестиций принят ряд важных государственных решений. Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 -16

2015 годы предусмотрено создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, выпускающих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, вхождение Республики Беларусь в тридцатку стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса.

Особое место в активизации инвестиционной деятельности отведено налоговому механизму, одним из составляющих элементов которого выступают налоговые льготы. Так, при направлении прибыли на капитальные вложения производственного назначения прибыль в размере до 50% освобождается от уплаты налога на прибыль. Для привлечения инвестиций организации при реализации инвестиционных договоров освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему. Для коммерческих организаций, созданных с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения в малых населенных пунктах, определенных законодательством, предоставлено право в течение семи лет со дня их создания не уплачивать налог на прибыль в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства. Резиденты СЭЗ по оборотам по реализации товаров собственного производства уплачивают НДС по ставке 10%, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение пяти лет, а в последующем - налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50% от основной ставки налога на прибыль и другие налоговые льготы.

Благоприятные налоговые условия для привлечения инвестиций указывают инвестору на необходимость принятия решений по вопросу инвестирования с учетом налоговой составляющей.

Анализ выгодности привлечения заемных средств в условиях недостающих собственных источников инвестиций может быть дополнен расчетом эффекта финансового левериджа, который используется в финансовом менеджменте, при расчете влияния заемного капитала на изменение рентабельности собственного капитала:

ЭФЛ = (1 4нп) * (Рва-ПК) * ЗК/СК (8)

где ЭФЛ - эффект финансового левериджа, %

1НП - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

РВА - рентабельность валовой прибыли (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

ПК - уровень процентов за кредит, уплачиваемый предприятием за использование заемного капитала, %;

ЗК - сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК - сумма собственного капитала предприятия [4].

Используя формулу расчета эффекта финансового левериджа, учитывая связь затрат с налогом на прибыль и используя условные значения, определим влияние налога на прибыль на эффект финансового рычага (Табл. 3)

Таблица 3 - Расчет эффекта финансового левериджа при различных условиях

налогообложения прибыли

Показатели Предприятия

А Б В Г Д

Сумма всего используемого капитала, млн руб. 1000,0 1000,0 1000,0 1000,0 1000,0

в т.ч. сумма собственного капитала (СК), млн руб. 1000,0 600,0 600,0 600,0 600,0

в т.ч. сумма заемного капитала (ЗК), млн руб. - 400,0 400,0 400,0 400,0

Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК) - 0,67 0,67 0,67 0,67

Валовая прибыль (без учета расходов по уплате процентов за кредит), млн руб. 300,0 300,0 300,0 300,0 300,0

Окончание таблицы 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рентабельность валовой прибыли (без учета расходов по уплате процентов за кредит) (Рва), % 30,0 30,0 30,0 30,0 30,0

Уровень процентов за кредит (ПК), % - 28 28 28 28

Сумма процентов за пользование заемного капитала, млн руб. - 112,0 112,0 112,0 112,0

Валовая прибыль за минусом уплаты процентов за кредит, млн руб. 300,0 188,0 188,0 188,0 188,0

Льготируемая прибыль, млн руб. - - - - 188,0

Ставка налога на прибыль, % 24 24 10 12 24

Сумма налога на прибыль, млн руб. 72,0 45,1 18,8 22,6 0

Сумма чистой прибыли после уплаты налога, млн руб. 228,0 142,9 169,2 165,4 188,0

Рентабельности собственного капитала, % 22,8 23,8 28,2 27,6 31,3

Эффект финансового левериджа - 1,0 5,4 4,8 8,5

Анализ полученных результатов показал, что привлечение заемных средств с учетом налогового корректора (14НП) оказывает влияние на эффект финансового левериджа. При привлечении заемных средств плательщиком, который освобожден от уплаты налога на прибыль (производство продуктов детского питания, продукции сельского хозяйства, деятельность в СЭЗ, Парке высоких технологий и другие) эффект финансового левериджа имеет наибольшее значение. Налоговые льготы в виде снижения налоговой ставки по налогу на прибыль приводят также к усилению эффекта от использования собственных финансовых ресурсов: чем выше налоговый корректор, тем выше рассматриваемый показатель. Так, при привлечении заемных средств в производство лазерно-оптической техники, прибыль от реализации которой облагается по ставке 10%, в рассматриваемом нами примере, эффект финансового левериджа превысит на 0,6 п.п. по сравнению с привлечением аналогичной суммы заемного капитала в производство высокотехнологичной продукции, прибыль от реализации которой облагается по ставке, уменьшенной на 50% от основной ставки налога на прибыль.

Таким образом, государство, предоставляя налоговые льготы по налогу на прибыль в виде пониженной налоговой ставки, освобождения от уплаты налога на прибыль, тем самым усиливая действие налогового корректора, воздействует на отраслевую и региональную структуру производства.

Однако отношение теории налогообложения к льготам двоякое. С одной стороны, установление широкого перечня налоговых льгот приводит к уменьшению налоговой базы, следствием чего является сокращение налоговых доходов бюджета. Для восполнения выпадающих доходов государство может прибегнуть к повышению налоговых ставок, тем самым переместив налоговый пресс с пользователей налоговых льгот на тех, кто налоговой льготой не пользуется. Налицо нарушение принципа справедливости в налогообложении, который был провозглашен еще А. Смидтом и не потерял своей актуальности в настоящее время. Кроме этого в таких условиях у государства практически отсутствует возможность снижать ставки по действующим налоговым платежам.

С другой стороны, налоговые льготы на НИОКР, техническое перевооружение являются действенным механизмом государственного стимулирования развития наукоемких и высокотехнологичных производств, что позволяет вывести предприятия на более высокий уровень экономического развития.

В соответствии с действующим в Республике Беларусь законодательством, плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от них либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов.

Задача налогового менеджера заключается в грамотном использовании налоговых льгот с тем, чтобы налоги действительно стали преимуществом, как это определяет Налоговый кодекс Республики Беларусь.

В Республике Беларусь видов налоговых льгот достаточно большое количество (в виде пониженной ставки, освобождения от уплаты налога, изъятия определенных объектом из-под налого-

обложения). Действующая система налогообложения предусматривает установление дифференцированных ставок различных налогов, которые влияют на налоговые расходы предприятия. Наличие данного обстоятельства в налоговой системе влияет на направления деятельности предприятия, место регистрации и осуществления деятельности, номенклатуру и ассортимент выпускаемой предприятием продукции.

Налоговые льготы приводят к сокращению налоговых платежей предприятия, уменьшая общие затраты и увеличивая прибыль. Льгота по НДС в виде освобождения от обложения НДС оборотов в Республике Беларусь имеет свою специфику. При определении НДС к уплате в бюджет, применяя данную льготу, «входной» НДС, приходящийся на обороты, освобожденные от обложения НДС, на налоговые вычеты не относится, а увеличивает общие затраты субъекта хозяйствования.

Так как налоговые платежи напрямую оказывают влияние на затраты предприятия, а применение налоговых льгот их корректирует, при принятии решении о применении налоговых льгот целесообразно определить их влияние на показатель рентабельности продукции. Влияние налоговой льготы (Л) на изменение рентабельности (AR) определяется следующей формулой:

где ХЗ - общая сумма затрат предприятия, учитываемых при налогообложении.

Формула (9) демонстрирует, что применение налоговой льготы значительно большее влияние оказывает на изменение затрат, нежели чистой прибыли.

Внешним фактором, влияющим на исполнение налогового обязательства, является установленный законодательством срок уплаты налогового платежа в бюджет. Действующее налоговое законодательство предоставляет плательщикам право выбора отчетного периода по налогам, способа уплаты экологического налога и налога на добычу природных ресурсов, текущих платежей по налогу на прибыль, что влияет на срок перечисления в бюджет суммы налога.

Увеличение сроков уплаты налогов, что проявляется в переходе с ежемесячной на ежеквартальную уплату налогов, уплата текущих платежей по налогу на прибыль менее фактически начисленных сумм налога приводит к временному высвобождению оборотных средств плательщика, которые могут быть использованы для инвестирования и получения дополнительной прибыли. Экономический эффект от увеличения сроков уплаты налогов для плательщиков может быть определен формулой (10):

где К - сумма временно высвободившихся денежных средств;

Е - условная норма дохода от вложения временно высвободившихся денежных средств;

m - количество месяцев пользования временно высвободившихся денежных средств.

При расчете НДС, подлежащего уплате в бюджет, действует следующее правило: «входной» НДС, приходящийся на обороты, облагаемые по нулевой ставке и по ставке 10%, полностью относится на налоговые вычеты, уменьшая НДС к уплате в бюджет, учет которого влияет на выбор отчетного периода.

Переход на ежеквартальную уплату налогов не так однозначен:

- если предприятие занимается экспортной деятельностью либо налоговые вычеты по НДС превышают НДС, начисленный по реализации, предприятие получает из бюджета возвратный НДС: чем длиннее отчетный период по НДС, тем позже предприятие вернет из бюджета сумму НДС, равную разнице между НДС по реализации и налоговыми вычетами, тем позже сможет воспользоваться суммой возвращенного из бюджета НДС;

- увеличение сроков уплаты по другим налогам сопряжено с возможностью получения дополнительной выгоды.

Дальнейшие преобразования налоговой системы Республики Беларусь в сторону снижения налоговой нагрузки, направленные на стимулирование инвестиций, формирование в государстве благоприятного инвестиционного климата, повышение активности субъектов хозяйствования в области капиталовложений видится в изменении таких налогов, как НДС и налог на прибыль, в

П П±Л(\-tнп) _ ЗхЛ(\-1нп) + ПхЛ

(9)

Ээф = (1- ^п)* к* (1+Е/т)ш

(10)

связи с чем важно оценить степень чувствительности налоговой нагрузки в выручке при изменении данных налогов. Для этого воспользуемся формулой 11 и формулой 12.

ЕНП = АНВ/АНП,

(11)

где ЕНП - эластичность налоговой нагрузки в выручке по налогу на прибыль; АНВ - изменение налоговой нагрузки в выручке;

АНП - изменение суммы налога на прибыль.

Ендс = АНВ/АНДС,

(12)

где ЕНдС - эластичность налоговой нагрузки в выручке по НДС;

АНДС - изменение суммы НДС.

Расчет эластичности налоговой нагрузки в выручке по налогу на прибыль и НДС в целом по Республике Беларусь, основанный на данных за 2009 г. и 2010 г., показал, что более чувствительным является НДС. Эластичность налоговой составляющей в выручке субъектов хозяйствования по НДС составляет, по нашим расчетам, 0,7074, эластичность налоговой составляющей в выручке по налогу на прибыль - 0,7564. Таким образом, изменение налоговой ставки по НДС окажет более сильное влияние на долю общей суммы налогов в выручке, чем при изменении налоговой ставки по налогу на прибыль.

Выводы. Проведенные исследования подтвердили необходимость принятия управленческих решений с учетом такого фактора внешней среды, как налоговая система, для того чтобы в определенных государством условиях учесть ограничения, которые накладывает налоговая система, и преимущества, которые также предоставляются последней, а также суметь спроектировать предполагаемые изменения в налоговой политике Республики Беларусь на возможность увеличения чистой прибыли организации. По результатам исследования сделаны следующие выводы, которые возможно использовать в практической деятельности:

- с ростом выручки налоговая нагрузка по выручке ведет себя по-разному: если темп роста затрат, налоговых вычетов по НДС равняется либо превышает темп роста выручки, тогда налоговая нагрузка снижается, при опережающих темпах роста выручки над темпами роста затрат и налоговых вычетов налоговая нагрузка увеличивается;

- чем выше доля условно-постоянных налогов в общей сумме налоговых платежей, тем в большей степени предприятие способно ускорять темпы роста чистой прибыли по отношению к темпам роста выручки от реализации продукции;

- с ростом условно-постоянных налогов значение критического размера выручки, при котором обеспечивается безубыточная работа предприятия, скорректированное на коэффициент 1,2, увеличивается в размере изменения данных налогов и уменьшается в размере произведения налоговых вычетов и коэффициента 1,579;

- при привлечении заемных средств эффект финансового левериджа тем выше, чем больше налоговый корректор и достигает наибольшего значения при использовании налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога на прибыль.

1. Заяц, Н.Е. Теория налогов : учеб. пособие / Н.Е. Заяц. - Минск: БГЭУ, 2002. - 220 с.

2. Киреева, Е.Ф. Формирование налоговых пространств в условиях экономической интеграции : монография / Е.Ф. Киреева. - Минск: БГЭУ, 2002. - 355 с.

3. Шмарловская, Г.А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования / Г.А. Шмарловская. - Минск : БГЭУ, 1996. - 135 с.

4. Ткачук, М.И. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб и доп. / М.И. Ткачук, Е.Ф. Киреева. - Минск : Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. - 416 с.

5. Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой представителей 11 декабря 2009 г.: одобр. Советом Респ. 18 декабря 2009г.: текст Кодекса по состоянию на 10 янв. 2011г. // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО <<ЮрСпектр>>, Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2011.

ЛИТЕРАТУРА

ТНЕ ROLE OF ТНЕ ENVIRONMENT IN SHAPING THE ORGANIZATION FISCAL MANAGEMENT IN THE ENTERPRISES OF THE REPUBLIC OF BELARUS

I.A. KISEL

Summary

In article influence of spent actions of a tax policy in Byelorussia on acceptance of administrative decisions is considered. Influence of change of various groups of the tax payments classified as conditional-constant and conditionally-variables, on a share of a tax component in a gain from production realization, on a break-even point is defined. Degree of sensitivity of net profit to change of volume of realization of production at the enterprises is revealed at various parities of conditional-constant and conditionally-variables of taxes. Being based on calculation of effect financial levered, the analysis of advantage of attraction of extra means in the conditions of missing own sources of investments is carried out under various conditions of the taxation of profit.

© Кисель И.А.

Поступила в редакцию 12 сентября 2011г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.