Научная статья на тему 'Роль внешнеэкономической деятельности в развитии отечественного предпринимательства и ее влияние на рост национальной экономики'

Роль внешнеэкономической деятельности в развитии отечественного предпринимательства и ее влияние на рост национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
976
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРЫ / РИСКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барейко Снежана Николаевна

В статье рассматривается внешнеэкономическая деятельность предпринимательских структур как значимый фактор развития отечественного предпринимательства и национальной экономики. По мнению автора, в современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики, поскольку сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Поскольку внешнеэкономические связи представляют собой неотъемлемую часть деятельности различных отраслей национальной экономики, выступая как средство социального, экономического и научно-технического прогресса общества, автором обосновывается необходимость развития внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур в целях достижения предпринимательской активности и экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барейко Снежана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль внешнеэкономической деятельности в развитии отечественного предпринимательства и ее влияние на рост национальной экономики»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 330.52:339.9:330.35

Барейко С. Н.

Роль внешнеэкономической деятельности в развитии отечественного предпринимательства и ее влияние на рост национальной экономики

В статье рассматривается внешнеэкономическая деятельность предпринимательских структур как значимый фактор развития отечественного предпринимательства и национальной экономики. По мнению автора, в современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики, поскольку сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Поскольку внешнеэкономические связи представляют собой неотъемлемую часть деятельности различных отраслей национальной экономики, выступая как средство социального, экономического и научно-технического прогресса общества, автором обосновывается необходимость развития внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур в целях достижения предпринимательской активности и экономического роста.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговый товарооборот, предпринимательство, глобализация, конкурентоспособность, национальная экономика, факторы, риски, социально-экономическое развитие.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки. 06.52.13: Экономическое развитие. Экономический рост.

ВАК: 08.00.05

Вагеко Э. N.

The role of foreign activity in the development of domestic entrepreneurship and its impact on the national economy growth

The paper considers the foreign economic activity of entrepreneurial structures as a significant factor in the development of domestic entrepreneurship and the national economy. In the author's view under modern conditions foreign economic activity is an

© Барейко С. Н., 2018 © Bareiko S. N., 2018

important component shaping the structure, dynamics, and sustainability of the national economy, since today no state in the world can successfully develop without an effective system of foreign economic relations, allowing to integrate into the world economy. Since foreign economic relations are an integral part of the activities of various sectors of the national economy, acting as a means of social, economic and scientific and technological progress of society, the author justifies the need for the development of foreign economic activity of business structures in order to achieve entrepreneurial activism and economic growth.

Key words: foreign economic activity, foreign trade turnover, entrepreneurship, globalization, competitiveness, national economy, factor, risks, social and economic development.

JEL classifications: F 02, F 20, M 21

Известно, что в текущих социально-экономических условиях конкурентоспособность экономики любой страны в целом определяется 1) наличием тех или иных конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли и 2) способностью органов власти создать условия предпринимательским структурам для достижения и удержания конкурентного преимущества в определенных областях. В условиях глобализации мирового хозяйства происходит значительное повышение роли внешнеэкономической сферы как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Внешнеэкономические связи на современном этапе представляют собой неотъемлемую часть деятельности различных отраслей национальной экономики, выступая как средство социального, экономического и научно-технического прогресса общества. В связи с этим научный интерес представляет как анализ теоретических положений о сущности, важности и особенностях внешнеэкономической деятельности в современных условиях, так и мониторинг состояния и динамики экспортного предпринимательства конкретной страны.

Вопросами развития конкурентоспособности предпринимательства посредством осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) занимались как зарубежные, так и отечественные исследовате-

ли. В основном в их трудах представлена специфика внутренней и внешней среды функционирования отечественных предпринимательских структур, при этом аспектам развития внешнеэкономической деятельности предприятия уделено мало внимания, что и актуализирует, по нашему мнению [2], необходимость радикального методологического переосмысления данного процесса.

Известно, что реализация внешнеэкономической деятельности происходит как на уровне государства, так и на уровне отдельной предпринимательской структуры. При этом реализуемая на уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность позволяет предпринимательской структуре овладеть новыми возможностями: использовать преимущества международной кооперации производства и иметь свободу в принятии решений с целью осуществления поставленных перед ними производственных задач. Кроме того, предпринимательская структура имеет возможность самостоятельного и свободного выбора:

- производственных ресурсов с учётом возможностей мирового рынка;

- в определении объема и сроков поставки, цены и стоимости контракта;

- форм и направлений, в рамках которых будет реализовывать произведённую продукцию с максимальной прибыльностью;

- ассортиментных позиций и номенклатуры товара для осуществления экспортно-импортной сделки;

- иностранного производственного партнера по кооперации, который отвечает экономическим интересам предприятия в наибольшей степени, а также в определении внешнего рынка;

- направлений укрепления своего экспортного потенциала, возможностей и путей повышения конкурентоспособности и технического уровня производства производимой продукции.

Включение хозяйствующего субъекта в международную кооперацию производства позволяет ему стать участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, характеризующегося взаимозависимостью и взаимосвязью, что, в свою очередь, создаёт основу для экономической стабильности отдельных звеньев хозяйствующего субъекта [3]. Внешнеэкономическая деятельность предприятия отличается от внутрихозяйственной деятельности тем, что её осуществление производится на основе расчетов не в национальной валюте, а потому регулируется государством с помощью применения специальных мер.

Все предприятия-производители конкурентоспособной продукции обладают правом на то, чтобы самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции в рамках легитимности и законности в первую очередь своего национального государства. В связи с этим внешнеторговая деятельность может оказывать значительное влияние на хозяйственную деятельность любого производителя, который выходит на внешний рынок. Кроме того, внешнеторговые организации могут оказывать и услуги, например: посредничество в платежных операциях, заключение контрактов со страховыми и транспортными компаниями, кредитование покупателей и другое. Так, на сегодняшний день статистические данные по нашим расчетам свидетельствуют об осуществлении свыше половины мирового товарооборота посредством привлечения фирм-посредников. Основная цель их привлечения заключается не только в предоставлении необходимых торговых услуг и использовании конъюнктуры мирового рынка, но и в повышении эффективности внешнеторговых операций .

Известно, что на выбор методов и форм осуществления деятельности на внешних рынках непосредственное влияние оказывает избранная экспортная стратегия предприятия, существующие возможные виды ВЭД, организационные формы международной торговли, которые зависят от специфичности товаров и утвердившихся в мировой практике традиций [5]. Обязательным условием и существенной предпосылкой к осуществлению внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, которые связаны с обеспечением движения товара от продавца к покупателю. Среди таких операций выделяются страховые, транспортно-экспедиторские, транспортные, а также операции, которые связаны с проведением международных расчетов.

Все эти виды и формы внешнеэкономической деятельности в настоящее время реализуются и в России. При этом, по нашему мнению, в России конкурентоспособность экономики имеет столь значительную специфику, что это требует идентификации формирующих такую специфику факторов для целей управления. Ведь Россия - это единственная страна «от моря до моря», через которую могут пройти маршруты, связывающие три мировых полюса современного экономического и технологического развития.

Проведенные в конце прошлого века радикальные экономические преобразования в нашей стране, либерализовавшие внутри- и внешнеэкономическую деятельность отечественного предпринимательства, безусловно, способствовали решению многих проблем. Предпринимательские структуры получили право самостоятельно осуществлять выход на внешний рынок. Тогда же были запущены полезные, по нашему мнению, для экономической жизни страны процессы, в том числе: санированы экономически неэффективные производства, произошло со-

здание конкуренции, наполнился внутренний рынок страны, стали применяться современные неплановые методы хозяйствования и т. д.

Считается что в рыночной экономике именно предпринимательство позволяет эффективно решать многие задачи производственного, научного и хозяйственного характера. Оно создает необходимую атмосферу конкуренции и быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечивает необходимую в условиях рынка мобильность действий, способствует развитию кооперации производства. Но на сегодняшний день, по нашему мнению, у многих крупных и средних отечественных предприятий, имеющих внешнеторговый потенциал, по прежнему имеется ряд проблем, связанных, прежде всего, с неэффективной структурой выпускаемой продукции, с наличием устаревшего основного фонда, низким уровнем технологического развития. Тем не менее, на фоне уменьшающихся возможностей на российском рынке из-за его насыщения, а иногда и из-за «выдавливания» иностранными конкурентами отечественных производителей, внешнеэкономическая сфера превращается для многих отечественных предпринимателей в достаточно перспективный инструмент повышения конкурентоспособности своей деятельности и дальнейшего развития. Более того, отдельные отрасли национальной экономики и отечественные предприятия могут выжить только исключительно за счёт активизации внешнеэкономической деятельности [4]. Осуществление выхода на внешние рынки позволяет предпринимательским структурам увидеть новые рыночные перспективы, которые обусловлены новыми способами получения прибыли, расширением сбытовой деятельности, новыми технологическими возможностями.

Отметим, что по данным Банка России в январе-сентябре 2018 г. внешнеторговый оборот России составил 504,1 млрд долларов, прирост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил

19,6 %. Экспорт в структуре оборота составляет - 320,7 млрд долл., прирост по отношению к 2017 г. составил 27,8 %, импорт составляет 183,4 млрд долл., темп роста по отношению к аналогичному периоду составил 107,5 %. Сальдо торгового баланса оставалось положительным, и составило 137,3 млрд долл., за аналогичный период 2017 г. -80,4 млрд долл.

Структура внешнеторгового оборота РФ может быть представлена графически (рис. 1).

Рис. 1. Структура внешнеторгового оборота РФ

Основу российского экспорта традиционно составили топливно-энергетические товары, их удельный вес в товарной структуре экспорта - 64,6 и 61 % за аналогичный период 2017 г.

В товарной структуре импорта удельный вес машин и оборудования составил 47,2 %, за аналогичный период 2017 г. -48 %.

В страновой структуре внешней торговли России ведущее место

I V V V V и

занимает Европейский союз как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского союза в январе-июне 2018 г. приходилось 43,8 % российского товарооборота (в январе-июне 2017 г. -43,9 %), на страны СНГ - 11,8 0% (12,5 0%), на страны ЕАЭС - 8,3 0% (8,9 %), на страны АТЭС - 29,8 % (29,9 %).

Структура товарооборота за период январь-июнь 2018 г. по странам дальнего зарубежья приведена на рис. 2 (расчеты автора на основе [7]).

Рис. 2. Структура товарооборота за период январь-июнь 2018 г. по странам дальнего зарубежья

Основными торговыми партнерами России в январе-июне 2018 г. среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 50,0 млрд долл. (130,2 % к январю-июню 2017 г.), Германия -29,2 млрд долл. (125,3 %), Нидерланды - 22,8 млрд долл. (110,9 %%), Турция - 13,3 млрд долл. (137,0 %), Италия - 12,5 млрд долл. (111,3 %), Соединенные Штаты - 11,8 млрд долл. (111,3 %), Республи-

ка Корея - 10,5 млрд долл. (107,6 %), Польша - 10,4 млрд долл., Япония - 10,1 млрд долл. (120,0 %), (136,7 %), Франция - 8,7 млрд долл. (120,8 %).

Однако внешнеэкономической деятельности присущи свои особенности, которые вытекают не только из национального законодательства, но и из международных норм и правил, она опосредуется множеством исполнителей по внешнеторговой сделке и множеством этапов осуществления.

В этой связи предпосылкой для успешного осуществления деятельности каждого предприятия выступает хорошо продуманная, четко определенная организационная и функциональная структура и рациональная система управления как в целом предприятия, так и внешнеэкономического направления деятельности. При этом под деятельностью по управлению направлением внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта мы подразумеваем оказание воздействия на процесс подготовки и реализации внешнеэкономических операций, которые ориентированы на извлечение прибыли, повышение рентабельности предпринимательской структуры за счёт участия в международном разделении труда. Соответственно, для того чтобы принять решение об осуществлении внешнеэкономической деятельности и разработке основных направлений деятельности, необходимо, по нашему мнению, в первую очередь изучение национально-культурных и политико-экономических особенностей стран, в которых находятся потенциальные партнёры по ВЭД, а также, безусловно, проведение сравнительного анализа уровней хозяйственного развития потенциальных партнеров [1].

Смысл планирования ВЭД заключается в обозначении и достижении её целей и решения ряда задач, таких как: повышение качества продукции; расширение сбыта продукции, посредством которого про-

исходит снижение издержек на реализацию товаров; минимизация иных издержек производства; расширение объёма продаж благодаря освоению новых рынков [6]. Для осуществления эффективной деятельности предпринимательской структуры на внешнем рынке требуется и соблюдение общих принципов планирования: принципа единства; принципа участия; принципа гибкости и непрерывности планирования; принципа ценности.

При осуществлении анализа внешнеэкономической деятельности предпринимательской структуры требуется обратить внимание на такие показатели, как доходы от осуществления внешнеэкономической деятельности, внешнеторговое сальдо, динамику внешнеторгового оборота. Большие возможности по ускорению научно-технического развития предпринимательства кроются в повышении эффективности и интенсификации производства. Особо важными элементами выступают сами продукты, их качество и цена, технологии, применяемые при их изготовлении, уровень профессионализма службы продаж и работников производства и т. д. Несмотря на организационную структуру, оснащенность техническими средствами и квалифицированность персонала, ресурсы, которые вкладываются в развитие внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур, возможность получить положительный результат существует только при наличии конкурентоспособной продукции. При риске потерять деловую репутацию возможно осуществление только разовых поставок.

Таким образом, в современных экономических отношениях внешнеэкономическая деятельность выступает как важный элемент хозяйствования предпринимательских структур. Все перечисленные выше факторы прямо или косвенно влияют на развитие отечественного предпринимательства и, соответственно, на рост национальной экономики.

В связи с этим нам необходимо рассматривать экспортное предпринимательство, особенно не связанное с поставками углеводородного сырья, как один из важнейших стратегических ресурсов страны.

Список литературы

1. Алексеева А. В., Порошин Ю.Б. Развитие внешнеэкономической деятельности предприятий в условиях глобализации // Вестник Саратовского социально-экономического университета. - 2011. - №1(35). - С. 77-81.

2. Барейко С.Н. Развитие предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности России // Applied and Fundamental Studies Proceedings of the 13th International Academic Conference, 2017. - С. 160-163.

3. Барейко С.Н. Особенности развития малого бизнеса в России на современном этапе // Наукосфера. - 2017. - № 2. - С. 10-12.

4. Барейко С.Н., Горбунова В. В., Журавлева Н.А. Экономика, социум, человек: проблемы и перспективы развития в условиях социальных изменений: монография / МНИЦ «Наукосфера». - Смоленск: ООО «Новаленсо», 2017.

5. Жудро М. К. Внешнеэкономическая деятельность: практикум. - М.: Издательство Гревцова, 2013. - 164 c.

6. Зубко Н.М., Каллаур А.Н. Международная экономика. - М.: ТетраСи-стемс, 2017. - 160 c.

7. https://tass.ru/ekonomika.

References

1. Alekseeva A.V., Poroshin Yu.B. Razvitie vneshneekonomicheskoj deyatel'nosti predpriyatij v usloviyah globalizacii. Vestnik Saratovskogo social'no-ekonomicheskogo universiteta. 2011. №1(35). Р. 77-81.

2. Barejko S.N. Razvitie predprinimatel'stva kak faktor obespecheniya ekonomich-eskoj bezopasnosti Rossii. Applied and Fundamental Studies Proceedings of the 13th International Academic Conference. 2017. Р. 160-163.

3. Barejko S.N. Osobennosti razvitiya malogo biznesa v Rossii na sovremennom etape. Naukosfera. 2017. № 2. Р. 10-12.

4. Barejko S.N., Gorbunova V.V., Zhuravleva N.A. Ekonomika, socium, chelo-vek: problemy i perspektivy razvitiya v usloviyah social'nyh izmenenij: monografiya. MNIC «Naukosfera». Smolensk: OOO «Novalenso» Publ. 2017.

5. Zhudro M. K. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost': praktikum. Moscow: Izda-tel'stvo Grevcova Publ. 2013. 164 р.

6. Zubko N.M., Kallaur A.N. Mezhdunarodnaya ekonomika. Moscow: TetraSistems Publ. 2017. 160 р.

7. https://tass.ru/ekonomika.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.