3. Gershunskiy B. S. Obrazovanie v tretem tysyacheletii: garmoniya znaniya i very: Pro-gnosticheskaya gipoteza obrazovatelnogo triumfa / B. S. Gershunskiy. - M. : Moskovskiy psi-khologo-sotsialnyy instituí, 1997. - 120 s.
4. Deklaratsiya mezhregionalnogo professionalnogo soyuza rabotnikov vysshey shkoly «Universitetskaya solidarnost» (prinyata Uchreditelnoy konferentsiey profsoyuza 27 aprelya 2013 goda). - Rezhim dostupa : http://unisolidarity.ru/?p=471, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashcheniya: 07.05.2013).
5. Markuze G. Odnomernyy chelo vek- M., 1996. - 367 s.
6. Ministerstvo finansov RF. Informatsionno-analiticheskiy razdel. Byudzhetnaya sis-tema. -Rezhim dostupa : http://info.minfin.ru/kons_rash_isp.php, nesvobodnyy. - (data obrashcheniya: 20.04.2013).
7. Parsons T. Revolyutsiya v obrazovanii i noveyshaya stadiya modernizatsii : per. s angl. / T. Parsons ; per. L. A Sedova i A. D Kovaleva ; pod red. M. S. Kovalevoy // Sistema sovremen-nykh obshchestv - M.: Aspekt Press, 1997. - S. 127-131.
8. Poslanie Prezidenta Rossii o byudzhetnoy politike v 2012-2014 godakh. -Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/11779, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashche-niya: 22.04.2013).
9. Prezident RF. Stenogramma soveshchaniya o khode ispolneniya ukazov Prezidenta ot 7 maya 2012 goda. - Rezhim dostupa : http://kremlin.ru/news/18039#sel=15:l,16:55 , nesvobodnyy. (data obrashcheniya: 08.05.2013).
10. Praktikum po sotsialno-psikhologicheskomu treningu / pod red. B. D. Parygina. - SPb., 2000.-S. 51-52.
11. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2010: sb. stat. //Rosstat. -M., 2010. - S. 234.
12. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2012: sb. stat. // Rosstat, - M, 2012. - S. 229.
13. Slivina T. A. Formirovanie konkurentosposobnoy lichnosti budushchego spetsialista v obrazovatelnom protsesse vuza / T. A. Slivina. - Krasnoyarsk, 2008. - 24 s.
14. Shulga M. M. Vysshaya shkola kak faktor sotsializatsii v sovremennoy Rossii: teore-ticheskiy aspekt analiza. - Stavropol, 2005. - 347 s.
15. Polutin S. V. Molodezh v sisteme sotsialnogo vosproizvodstva : sotsiologicheskiy analiz. -Saransk : Izd-vo Mordovskogo universiteta, 2000. -125 s.
16. Marshall T. H. Class, citizenship and development. - Garden City; N. Y.: Anchor, 1965.
17. http://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info (data obrashcheniya: 05.05.2013).
РОЛЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА
Кудряшова Екатерина Викторовна, кандидат политических наук, доцент
Астраханский государственный университет
414056, Россия, г. Астрахань, Татищева 20а
E-mail: eafanasova@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению роли властных структур и национальных общественных организаций регионов в обеспечении этноконфессиональной стабильности, сохранении поликультурного разнообразия и межнационального мира в многонациональном регионе. И только совместные усилия, и деятельность по урегулированию этнополитических конфликтов могут стать залогом этнополитического мира и будут способствовать установлению толерантных отношений в регионе.
Ключевые слова: этноконфессиональная стабильность, поликультурный регион, властные структуры, национальные общественные организации
THE ROLE OF POWER STRUCTURES AND NATIONAL PUBLIC ORGANIZATIONS IN ENSURING ETHNIC AND RELIGIOUS STABILITY OF THE MULTICULTURAL REGION
Kudryashova Yekaterina V., Ph.D. (Political Science), Associate Professor
Astrakhan State University
20a Tatishcheva St., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: eafanasova@mail.ru
The article considers the role of national authorities and civil society organizations in ensuring regional stability, ethnic and religious, multi-cultural diversity and the preservation of international peace in a multicultural region. Only joint efforts and activities on the settlement of ethno-political conflicts can be the key to ethno-political world and will contribute to the establishment of tolerant relations in the region.
Keywords: ethno-confessional stability, multicultural region, the power structures, the national public organizations
Важным условием существования и развития любого полиэтнического государства, в том числе и России, является состояние и динамика межнациональных отношений. На современном этапе политического развития России наблюдается усиление процесса влияния этнополитических противоречий, что требует особого внимания и изучения.
Улучшение межэтнических отношений и сглаживание противоречий между эт-ногруппами во многом зависит от взвешенной и последовательной политики, а также профессионализма представителей государственных и муниципальных органов, что нашло отражение в Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г [10, с. 4].
В последнее время на федеральном и региональном уровнях четко наметилась тенденция к повышению взаимной заинтересованности в диалоге населения и органов власти [14, 445-453]. Примером тому служат выступления высших должностных лиц на совещаниях и деловых встречах, мероприятия, проводимые по инициативе и с участием представителей гражданского общества, конкурсы, направленные на поддержку социально значимых проектов. Как следствие, вырастает востребованность в теоретическом изучении гражданского общества, проработке его возможностей в решении актуальных вопросов общественно-политического, этноконфессионального, социально-экономического, культурного развития. Это позволяет выявить направления и технологии использования органами власти в своей деятельности потенциала общественных институтов и применять полученные теоретические знания и эмпирический опыт в практической плоскости [9, с. 61-67].
Сегодня для России одной из главных проблем является опасность разгорания этнополитического конфликта на ее южных рубежах. Именно от политики, проводимой властью, как в центре, так и на местах, зависит общее состояние этого взрывоопасного региона [3, с. 108-114].
Астраханская область всегда была примером добрососедского проживания народов России и бывшего СССР. Это обеспечивается исторически сложившимся укладом жизни и сознания астраханцев. Однако экономические и политические изменения в современной России во многом изменили этнополитическую картину политического пространства, способствовали разрушению прежней инфраструктуры, в том числе в сфере межэтнического взаимодействия.
Решение данных проблем, лежит в сфере этнополитической коммуникации, требует комплексного осмысления, как со стороны представителей властной вертикали, так и общественности.
Примером диалога власти и общества служит, созданный в 2005 г., Этноконфес-сиональный совет при Губернаторе Астраханской области А. А. Жилкине, который
был образован для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти области и религиозных объединений. Его главной целью служило обеспечение обратной связи между гражданами, религиозными объединениями и органами государственной власти. А так же подготовки распорядительных документов по важнейшим вопросам, касающимся государственно-церковных отношений, с учетом общественного мнения [2].
Значительную роль в сохранении и укреплении устойчивых межэтнических отношений играет деятельность областной администрации и Управления Федеральной Миграционной Службы по Астраханской области. Ежеквартально проходят, ставшие уже традиционными, совместные мероприятия миграционных и паспортно-визовых подразделений Астраханской и Атырауской областей на территории обоих государств, носящих название «Нелегальный мигрант», которые предусматривают выявление лиц, незаконно находящихся на территории региона. Проверяются рынки, вокзалы, гостиницы, общежития, железнодорожные пассажирские составы, места компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, иные объекты, а также астраханские работодатели, использующие труд иностранных работников. Теперь к проведению такого рода мероприятий подключились еще и подразделения УФМС по Волгоградской области и другие регионы Республики Казахстан, поскольку трафик миграции с территории Казахстана лежит через Астрахань, Волгоград в центральные города России. Также, в целях усиления государственного контроля в сфере миграционных отношений сотрудники УФМС по Астраханской области совместно с сотрудниками органов внутренних дел УВД по Астраханской области принимают участие в целевых оперативно-профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение и пресечение нелегальной миграции, таких как «Мигрант», «Розыск», «Караван-авто» [6].
В министерстве социального развития и труда Астраханской области, регулярно проводятся совещания по проблемам трудовой миграции, в которых активное участие принимают представители исполнительных органов государственной власти Астраханской области, федеральной миграционной службы по Астраханской области, федеральной государственной службы занятости населения Астраханской области, регионального межотраслевого профессионального союза работников предприятий и организаций, легально использующих труд мигрантов. Важным инструментом взаимодействия органов государственной власти области и национально-культурных организаций стало создание консультативных, совещательных органов с участием представителей национальных меньшинств.
При Главе Администрации области образован Консультативный совет представителей этнокультурных сообществ. В его состав входят по два представителя от этнокультурных общественных объединений. Это руководители и старейшины, которые делегированы на определенный срок. Также к участию в работе Совета привлекаются представители органов государственной власти, деятели науки и культуры [2]. В компетенции данного органа, входит: выработка рекомендаций Главе Администрации по проблемам межэтнических отношений; участие в разработке проектов нормативных актов по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития области с учетом интересов этносов, населяющих область; координация взаимодействия этнокультурных обществ и органов государственной власти и местного самоуправления в решении правовых, экономических, социальных и культурных проблем полиэтничного населения; разработка предложений по искоренению проявлений национализма и экстремизма в повседневной жизни, сохранению согласия и мира между этносами; обеспечение общественного контроля за исполнением государственных и ведомственных актов по вопросом этнополитики.
Также на территории области действуют национально-культурные объединения, к которым относятся следующие: армянское общество «Арев», казахское общество «Жолдастык», татарское - «Дуслык», немецкая автономия «Айнхайт», ногайское общество «Эдиге», общества «Узбекистан», «Дагестан», Астраханское отделение
«Всероссийского Азербайджанского конгресса», чеченское общество «Вайнах», грузинское общество «Иверия» и «Татарский деловой центр».
Национальные общественные организации осуществляют ряд важных функций, направленных на обеспечение условий для удовлетворения социальных и этнокультурных потребностей народов, проживающих на изучаемой территории, сохранение и развитие родных национальных языков, культур, истории, традиций, обычаев, ценностей и гармонизацию отношений между народами. Поскольку одним из основных приоритетов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления выступает эффективная работа по укреплению межнациональной солидарности, грамотной реализации национальной политики, налаживание конструктивного общения между национальными общественными организациями и институтами власти необходимо. С этой целью лидеры и активисты национальных общественных организаций принимают участие в работе различных общественных структур, способных оказать влияние на процесс принятия управленческих решений, дополнить его процедурой общественного, экспертного согласования и контроля.
Однако работа в национально-культурных объединениях ведется с разной интенсивностью, преобладает пока этнокультурное самоопределение, а порой и национальное самолюбие. К сожалению, на данный момент авторитет национальных обществ пока небесспорный. Это показал социологический опрос, проведенный администрацией губернатора Астраханской области в 2009 г., согласно которому, лишь 3 % опрошенных, признают их положительное влияние на этнополитическую обстановку в регионе. К сожалению, национальные объединения не получают должной поддержки со стороны органов управления и средств массовой информации [5].
Конфессиональные организации в Астраханской области представлены в лице Астраханско-Енотаевской епархии и Астраханского регионального духовного управления мусульман, лидеры которых являются членами этноконфессионального совета при Губернаторе и общественной палаты Астраханской области. Налажено сотрудничество органов власти с православным молодежным движением епархии и Астраханским исламским колледжем, в которых сложилась система подготовки кадров родного языка. В 2010 г. в Астраханской области была создана межведомственная рабочая группа по раннему выявлению и профилактике возникновения экстремистских проявлений в общеобразовательных учреждениях [15].
Органами власти реализуется целевая программа «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области», в ходе которой музеями области разработаны циклы различных мероприятий, способствующие созданию благоприятного культурного климата, развитию взаимопонимания, толерантности и межнационального сотрудничества. Немаловажную роль в развитии толерантного отношения играют региональные телекомпании, в которых отражаются события конфессиональной жизни, включая сообщения о важнейших религиозных датах и праздниках. Однако помимо региональных СМИ, в Астраханской области информационную работу ведут и религиозные, и национальные объединения. Свои сайты имеют немецкая культурная автономия, «Татарский деловой центр», выпускают газеты татарское общество «Дус-лык», казахское - «Жолдастык», ногайский молодежный центр «Эдиге».
В июле 2010 была принята Концепция государственной национальной политики в Астраханской области, цель которой заключается в укреплении единства российской нации с учетом национально-культурных особенностей жителей региона.
Однако отмечается отсутствие активных действий в области межнациональных отношений со стороны части территориальных органов и учреждений федерального уровня. Не отреагировали и некоторые областные органы исполнительной власти, и ряд районов. Не последовало реакции и от заинтересованных комитетов Думы Астраханской области.
В условиях этнического и культурного многообразия Астраханского края становится особенно актуальным проведение комплексных научно-практических конференций, круглых столов, связанных с этническими проблемами. Они проводятся как
высшими учебными заведениями, так и государственными учреждениями культуры, а так же обществами национальных культур. Причем встречи в формате «круглого стола» проводятся не только в университетах, но и на уровне власти и различных структур. Так, например, 12 марта 2009 г., состоялся круглый стол по инициативе уполномоченного по правам человека в Астраханской области и управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Астраханской области, на котором присутствовали руководители и представители ряда национально-культурных обществ [7, с. 3]. Состоялось обсуждение наиболее актуальных проблем, связанных с трудовой миграцией и обеспечением прав трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья. В ходе дебатов, участники высказались по поводу необходимости усиления государственного регулирования в сфере трудовой миграции. Однако сами административные процедуры, по их мнению, должны стать более простыми и прозрачными, механизм их действия должен исключать любые лазейки для произвола со стороны должностных лиц, а привлечение иностранной рабочей силы должно быть исключительно организованным.
И все же, несмотря на исторически сложившуюся этнокультурную стабильность, в регионе существует конфликтный потенциал, который, прежде всего, проявляется в действиях молодежи. Известны случаи вовлечения молодежи в сообщества, совершавшие преступления по национальным и религиозным мотивам. В учебных заведениях формируются своеобразные «землячества», которые пытаются достичь лидерства не интеллектом, а кулаками. Вызывает значительный общественный резонанс деятельность деструктивных сект, молодежных неформальных объединений радикальной направленности: неонацисты, скинхеды, футбольные фанаты. Рост уровня преступлений экстремистской направленности представляет реальную угрозу общественной безопасности.
Начальник центра противодействия экстремизму, непосредственно подчиненного УВД по Астраханской области, С.Г. Боярко отмечает, что обострение криминальной ситуации, к которой относится и экстремизм, связано с некоторым ухудшением в области экономики [1]. Анализ обстановки на территории Астраханской области показал, что возрастает численность радикальных группировок, основанных на идеологии национальной, расовой и религиозной нетерпимости, отмечается активность экстремистских проявлений. За последние годы, в несколько раз увеличилось количество протестных акций, несанкционированных митингов, пикетирований и шествий. Данная ситуация должна быть ликвидирована широким комплексом мер со стороны различных властных государственных структур, в том числе и органов внутренних дел.
Особое внимание должно уделяться недопущению распространения экстремистской идеологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые меры, в регионе сохраняются факторы, служащие почвой для возникновения конфликтных ситуаций: активная идеологическая пропаганда экстремизма путем использования Интернет-ресурсов, недооценка опасности распространения экстремистских идей.
Также известны случаи столкновений между представителями разных национальностей, разобраться в которых достаточно сложно, в силу наличия практики своеобразного «камуфляжа», когда в разных источниках и СМИ, этнополитический конфликт представляется как бытовой и наоборот. Все зависит от того, какую цель преследует автор статьи. К таким столкновениям относятся следующие: в июле 1993 г. в с. Бирючья Коса Лиманского района произошла бытовая драка, принявшая этническую окраску, которая закончилась гибелью ребенка и требованиями сельского схода о выселении представителей позднепереселенческих групп; в с. Зензели Лиманского района имела место драка между молодежью и представителями этнических групп позднепереселенцев, закончившаяся требованиями сельского схода о выселении последних; 4 и 19 апреля 1998 г. в пос. Промысловка Лиманского района произошли массовые столкновения молодежи, поляризовавшиеся по признаку этнонациональ-ной принадлежности [11, с. 101-102]; в августе 2004 г. в с. Яндыки Лиманского района произошел ряд столкновений между представителями традиционно проживаю-
щих и позднепереселенческих групп; наконец, август 2005 г. в с. Яндыки Лиманского района снова ознаменовался конфликтом между гражданами чеченской и калмыцкой национальностями, после которого в село были подтянуты силовые структуры. Поводом послужили события полугодовой давности, когда на сельском кладбище были повалены несколько православных крестов, разбит памятник Эдуарду Кокмаджиеву, калмыку по национальности, солдату, погибшему в Чечне. В результате были задержаны и взяты под стражу трое молодых чеченцев. Местная чеченская община восстановила все разрушенные и повреждённые надгробия, тем самым, выполнив условие, поставленное сельским сходом, который был организован после акта вандализма. От потерпевших семей были получены расписки о том, что они не имеют претензий к обвиняемым [8, с. 1-3]. Но конфликт не был исчерпан, так как суд приговорил обвиняемых к условным срокам наказания. Это послужило поводом для дальнейших так называемых «разборок» между чеченцами и калмыками, которые стали приобретать уже массовый характер. После одной из них в ночь на 16 августа 2005 г. погиб Н. Болдарев, калмык по происхождению. После траурной церемонии 18 августа 2005 г. односельчане и друзья покойного двинулись по селу, избивая чеченцев и поджигая их дома. Следствием установлено, что в столкновениях участвовало около 500 человек [13, с. 16]. В результате был задержан А. Багиев. Он так и остался единственным арестованным и осужденным участником данных событий. Состоявшиеся в 2006 г. суды отнюдь не поставили точку в яндыкской истории. Данный конфликт явился одним из наиболее крупных из ряда подобных столкновений, происходивших в последние годы в краях и областях Юга России [12, с. 3].
Местные жители были склонны рассматривать драки между группами молодёжи как элемент нормальной жизни, однако в последние годы, подобные конфликты начинают осмысливаться как этнические. Среди причин растущей межэтнической напряженности, можно назвать и ксенофобскую пропаганду в СМИ, и участие сотрудников местных силовых структур в «контртеррористической операции» на Северном Кавказе, и близость зоны вооружённого конфликта, и деятельность казачества. И казаки, и представители органов внутренних дел воспринимают чеченцев и других представителей кавказских национальностей, как «гостей» на астраханской земле, рассматривают их пребывание как потенциально опасное.
На взгляд автора, успешная адаптация приезжающих в регион, зависит от ряда факторов и обстоятельств. Важнейшими из них являются: наличие адекватной этнической идентичности, развитая этнополитическая культура, образование и толерант-но-ориентированные установки. Мигранты должны уважительно относиться к законам, традициям и обычаям встречающего их государства, так же как местное население должно с уважением относиться к мигрантам. Многое зависит и от продуманной политики местных органов власти, которые должны тесно сотрудничать с представленными в регионе национально-культурными объединениями.
Безусловно, невозможно полностью ликвидировать этнополитические конфликты в жизни такого многонационального государства как Российская Федерация, но именно государство должно взять на себя роль своеобразного модератора, проводя грамотную и тщательно продуманную национальную политику, разрешая этнополитические противоречия мирными средствами, не допуская их перерастания в конфликт. Универсальных рецептов разрешения конфликтов не существует, но, тем не менее, власть обязана принимать взвешенные и обдуманные меры по их профилактике и преодолению.
Список литературы
1. Боярко С. Г. Материалы круглого стола «Вопросы реализации государственной национальной политики и противодействия провлениям экстремизма среди молодежи в Астраханской области» (08. 12. 2010 г.). - Режим доступа : http://etnokonf.ru/, ограничен. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
2. Взаимодействие органов государственной власти Астраханской области, местного самоуправления и объединений национальных меньшинств. - Режим джоступа: http://minorities.ceprs.indem.ru/, ограничен. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
3. Гришин Н. В. Влияние этноконфессионального фактора на политические предпочтения населения Юга России / Н. В. Гришин // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2006. - № 5. - С. 108-114..
4. Клочков В. Г. Влияние этнополитических конфликтов и миграции на политические процессы современной России: тенденции и проблемы взаимодействия (на примере Южного Федерального Округа) / В. Г. Клочков // Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Астрахань : Изд-во АТУ, 2009. - С.4.
5. Материалы заседания этноконфессионального совета при Губернаторе Астраханской области 8 декабря 2010 года. - Режим доступа: http://www.jilkin.ru/, ограничен. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
6. Миграционная политика Астраханской области. - Режим доступа: http://www.astrobl.ru/, ограничен. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
7. Немцова JI. «Круглый стол» по проблемам миграции / JI. Немцова // Волга. -26 марта, 2009.
8. Одинцов С. М. В массовых драках минувшего года порой сходилось до 500 человек / С. М. Одинцов // Волга. - 2005. - № 1 - С. 2.
9. Оськина О. И. Новая демократия и политическая культура современной России / О. И. Оськина//Каспийский регион: полигика, экономика, культура. -2011. -№ 1. - С. 61-67.
10. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Волгоградская правда. - 13 мая, 2006.
11. Рубан JI. С. Межнациональные отношения и межконфессиональные противоречия (региональный аспект) / JI. С. Рубан// Социологические исследования. - 1995 -№4. -С. 101 - 102.
12. Серенко А. Глухая оборона на национальной почве (Главы регионов, граничащих с северокавказскими республиками, формируют буферную зону) / А. Серенко, М. Бондаренко // Независимая газета. - 14 сентября, 2005.
13. Тюкаев В. Яндыкскиеразборки/В. Тюкаев//Волга.-2005.-№ 121.-С. 16.
14. Усманов P. X. Эгнополитические процессы в Каспийском регионе Юга России: тенденции и проблемы взаимодействия с федеральным центром / P. X. Усманов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2012. - № 3. - С. 445^53.
15. Шантимиров К. 3. Материалы круглого стола «Вопросы реализации государственной национальной политики и противодействия проявлениям экстремизма среди молодежи в Астраханской области» (08. 12. 2010 г.). - Режим доступа: http://etnokonf.ru, ограничен. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
References
1. Boyarko S. G. Materialy kruglogo stola «Voprosy realizatsii gosudarstvennoy natsionalnoy politiki i protivodeystviya provleniyam ekstremizma sredi molodezhi v Astrakhanskoy oblasti» (08. 12. 2010 g.). - Rezhim dostupa : http://etnokonf.ru/, ogranichen. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.
2. Vzaimodeystvie organov gosudarstvennoy vlasti Astrakhanskoy oblasti, mestnogo samoupravleniya i obedineniy natsionalnykh menshinstv. - Rezhim dzhostupa: http://minorities.ceprs.indem.ru/, ogranichen. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.
3. Grishin N. V. Vliyanie etnokonfessionalnogo faktora na politicheskie predpochteniya naseleniya Yuga Rossii / N. V. Grishin // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2006. - № 5. - S. 108-114.
4. Klochkov V. G. Vliyanie etnopoliticheskikh konfliktov i migratsii na politicheskie protsessy sovremennoy Rossii: tendentsii i problemy vzaimodeystviya (na primere Yuzhnogo Federalnogo Okruga) / V. G. Klochkov // Avtoreferat na soiskanie uchenoy stepeni kandidata politicheskikh nauk. - Astrakhan : Izd-vo AGU, 2009. - S. 4.
5. Materialy zasedaniya etnokonfessionalnogo so veta pri Gubernatore Astrakhanskoy oblasti 8 dekabrya 2010 goda. - Rezhim dostupa: http://www.jilkin.ru/, ogranichen. - Zaglavie s ekrana. -Yaz. rus.
6. Migratsionnaya politika Astrakhanskoy oblasti. - Rezhim dostupa : http://www.astrobl.ru/, ogranichen. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.
7. Nemtsova Г. «Kruglyy stol» po problemam migratsii / Г. Nemtsova // Volga. - 26 marta, 2009.
8. Odintsov S. M. V massovykh drakakh minuvshego goda poroy skhodilos do 500 chelovek / S. M. Odintsov // Volga. - 2005. - № 1 - S. 2.
9. Oskina O. I. Novaya demokratiya i politicheskaya kultura sovremennoy Rossii / O. I. Oskina //Kaspiyskiy région: politika, ekonomika, kultura. -2011. -№ 1. - S. 61-67.
10. Poslanie Prezidenta RF Vladimira Putina Federalnomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii // Volgogradskaya pravda. - 13 maya, 2006.
11. Ruban L. S. Mezhnatsionalnye otnosheniya i mezhkonfessionalnye protivorechiya (regionalnyy aspekt) / L. S. Ruban// Sotsiologicheskie issledovaniya. - 1995 -№4. - S. 101 - 102.
12. Serenko A. Glukhaya oborona na natsionalnoy pochve (Glavy regionov, granichashchikh s severokavkazskimi respublikami, formiruyut bufernuyu zonu) / A. Serenko, M. Bondarenko //Nezavisimaya gazeta. - 14 sentyabrya, 2005.
13. Tyukaev V. Yandykskie razborki / V. Tyukaev//Volga. -2005. -№ 121. -S. 16.
14. Usmanov R. Kh. Etnopoliticheskie protsessy v Kaspiyskom regione Yuga Rossii: ten-dentsii i problemy vzaimodeystviya s federalnym tsentrom / R. Kh. Usmanov // Kaspiyskiy région: politika, ekonomika, kultura. - 2012. - № 3. - S. 445^153.
15. Shantimirov K. Z. Materialy kruglogo stola «Voprosy realizatsii gosudarstvennoy natsionalnoy politiki i protivodeystviya proyavleniyam ekstremizma sredi molodezhi v Ast-rakhanskoy oblasti» (08. 12. 2010 g.). - Rezhim dostupa : http://etnokonf.ru, ogranichen. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.