Научная статья на тему 'Роль вкладов в формировании казны Иосифо-Волоколамского монастыря в разгар Смутного времени (1607-1608 гг. )'

Роль вкладов в формировании казны Иосифо-Волоколамского монастыря в разгар Смутного времени (1607-1608 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМУТНОЕ ВРЕМЯ / ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ / МОНАСТЫРСКИЕ ВКЛАДЫ / ФОРМУЛЯР / ДОХОД / ПРИХОДНЫЕ КНИГИ / TIME OF TROUBLE / JOSEPH VOLOKOLAMSK MONASTERY / MONASTIC CONTRIBUTIONS / FORM / PROCEEDS / COMING BOOKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Целуйкина Евгения Сергеевна

В приходных книгах Иосифо-Волоколамского монастыря были выявлены записи, свидетельствующие о вкладах, сделанных в монастырь. Эти сведения были разделены на две группы вклады умерших монастырских людей и добровольные вклады. Семантический анализ позволил выявить сходство последних записей с актовым материалом, что дало возможность использовать метод формулярного анализа. Отдельно рассмотрена продажа вкладного имущества. Была подсчитана доля вкладов во всем приходе за 1607/08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CONTRIBUTIONS TO THE FORMATION OF THE TREASURY OF THE JOSEPH-VOLOKOLAMSK MONASTERYIN THE MIDDLE OF THE TROUBLE TIME (1607-1608)

Records showing monastic contributions were identified in coming books of Joseph Volokolamsk monastery. There were discovered two groups of monastic contributions. It were contributions of the dead monastic people and voluntary contributions. We found a similarity of records of voluntary contributions with the act material with the help of semantic analysis. This made it possible to use the method of formal analysis. We considered the sale of the contribution property and calculated the proportion of contributions in income for 1607/08.

Текст научной работы на тему «Роль вкладов в формировании казны Иосифо-Волоколамского монастыря в разгар Смутного времени (1607-1608 гг. )»

www.volsu.ru

УДК 94(470)"1607/1608":726.71 ББК 63.3(2)44-2

РОЛЬ ВКЛАДОВ В ФОРМИРОВАНИИ КАЗНЫ ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКОГО МОНАСТЫРЯ В РАЗГАР СМУТНОГО ВРЕМЕНИ (1607-1608 гг.)

Евгения Сергеевна Целуйкина

Магистрант кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии, Волгоградский государственный университет tseluikina.eugenia@gmail.com

просп. Университетский, 100, 400062, Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В приходных книгах Иосифо-Волоколамского монастыря были выявлены записи, свидетельствующие о вкладах, сделанных в монастырь. Эти сведения были разделены на две группы - вклады умерших монастырских людей и добровольные вклады. Семантический анализ позволил выявить сходство последних записей с актовым материалом, что дало возможность использовать метод формулярного анализа. Отдельно рассмотрена продажа вкладного имущества. Была подсчитана доля вкладов во всем приходе за 1607/08 г.

Ключевые слова: Смутное время, Иосифо-Волоколамский монастырь, монастырские вклады, формуляр, доход, приходные книги.

Иосифо-Волоколамский монастырь к периоду Смутного времени подошел в качестве одной из крупнейших обителей Московского государства. На первом месте стоял Троице-Сергиев монастырь, а второе делили Кирилло-Белозерский и Иосифо-Волоколамс-кий (имели по 35,5 тыс. десятин пашни для второй четверти XVII в.) [3, с. 43]. Монастырь в середине XVI в. обзавелся кирпичной окружной стеной, что наряду с географическим расположением (в Центральной части Русского государства) обусловило его важную роль в военных событиях Смуты. Особо отметим его осаду казачьими войсками оо И.И. Болотникова в 1606 г., осаду войсками Лжедмитрия II под командованием полковни-О ка П. Руцкого 1608 г. и взятие монастыря гет-^ маном Р. Рожинским в 1609 г., содержание | плененного царя Василия Шуйского и пленных польских солдат в 1610 г., осада польскими войсками под командованием короля © Сигизмунда III в 1612-1614 гг. [1].

В этой связи особый интерес вызывает изучение источников экономических поступлений обители, которые позволили ей после разрушительных военных действий сохранить свое высокое место среди других монастырей-вотчинников. Вклады, наряду с торговлей и сборами, служили основными статьями прихода монастыря. Исследователи традиционно отводят вкладам особую роль среди монастырских поступлений. Е.И. Колычева называла пожертвования и вклады «мощным источником доходов» и «очень важным подспорьем» для обителей. [5, с. 106]. Например, в Троице-Сергиевом монастыре большинство земель, присоединенных в конце XVI - начале XVII вв., были приобретены по вкладам и земельным завещаниям [4, с. 40]. Мы обладаем достаточными сведениями о роли вкладов в монастырском хозяйстве Волоцкой обители в XVI в., но начало XVII в. остается плохо изученным в этом аспекте. В архивах сохранились делопроизводственные документы

монастыря, в которых содержится информация в том числе и о поступлениях вкладного характера. Все это позволяет подробно рассмотреть значение вкладов в формировании казны.

В Иосифо-Волоколамский монастырь за указанный период вклады поступали деньгами, дворами, «рухлядью». Сведения о подобных поступлениях в начале XVII в. фиксировались наряду с другими доходами в приходных книгах, но исследователям известны более традиционные для таких записей вкладные и записные книги (последняя за XVI в. датируется 1599 годом).

Вклады можно разделить на две категории: к первой отнесем вклады умерших монастырских людей (иноков, слуг и пр.), так как после их смерти накопленные собственность и сбережения переходили в казну монастыря в качестве вклада. Например, после смерти монастырского слуги Ивана Клементеева сына Купреянова остались «рухлядь» и книги, которые тут же были проданы за 10 рублей, и личные накопления, в итоге во вклад были взяты 32 рубля 25 алтын [7, Л. 39 об.].

Другую категорию составили вклады добровольные, которые монастырь получал от священнослужителей или мирян, по себе либо по умершим родственникам. Семантический анализ вкладных записей позволяет предположить, что данный текст был переписан в приходные книги с грамот. Об этом можно судить, исходя из следующего отрывка приходной книги за 1606/07 г.: «...такова ему и вкладная дана а в укладнай печат[ь] игуменская Иосифова монастыря» [6, Л. 11]. Можно предположить, что имелась ввиду именно вкладная грамота, которая выдавалась вкладчику (светскому лицу) с печатью монастыря. Но необходимо отметить, что, скорее всего, такие грамоты в начале XVII в. давались лишь тем, кто жертвовали значительные суммы, как в данном случае - 100 рублей. Историки пришли к выводу, что вкладные грамоты по формуляру совпадали с записями вкладных книг [9], поэтому наличие в грамоте важных для вкладчика условий - запись в синодики и кормовые книги, - говорит о том, что и вкладные грамоты переписывались в приходные книги также как раньше во вкладные и записные. Это позволяет использовать метод формулярного анализа.

Условный формуляр состоял из: 1) даты; 2) наррации; 3) диспозиции. Наличие позиции конечного протокола (даты) в начале записи было необходимо для соблюдения формы строгой отчетности, характерной для делопроизводственных документов Иосифо-Воло-коламского монастыря - в приходных книгах всегда вначале указывалась дата поступления денег.

Наррация содержит в себе несколько компонентов. Обычно сначала использовалась формулировка действия - «дал вкладу», затем место назначения - чаще всего, «в дом Пр[е]ч[ис]тые Б[огоро]ицы и къ Чюдот-ворцу Иосифу». Только после этого следовала запись о вкладчике - в документе были зафиксированы его социальный статус, либо должность, имя, по ком вносился (в том случае, если дача производилась по родственникам) и сумма вклада. Также существовала часть, которая фиксировала соборных старцев, присутствующих при даче: «при игумене Арсене, да при келаре старце Леониде, да при казначее старце Гавриле Ржевитине и при всех соборных старцах». Состав называемых старцев чаще всего оставался неизменным, здесь фиксировались лица, входящие в состав собора, кроме игумена это были келарь (первый соборный старец) [8, с. 107] Леонид Маркелов и казначей Гаврила Ржевитин, реже в их число входил старец Моисей Неплюев.

Диспозиция заключает обязательства монастыря по отношению к вкладчику или лицу, за которого вклад был внесен, при этом от лица монастыря действовал игумен, именно он и брал на себя ответственность за исполнение оговоренных работ - «и мне игумену Арсению з братиею» (см. таблицу).

Также к вкладным записям можно отнести сведения о продаже вкладного имущества. В эту категорию попадали вещи, которые остались после смерти иноков, - монастырь их присваивал и продавал другим людям не только на своей территории, но и за ее пределами, они назывались «рухлядью». Среди них были одежда, кони, реже конское снаряжение и оружие. Интересен тот факт, что продаваемые вкладные товары подробно описывались: «вкладная плат[ь]я келаря старца Леонида Маркелова ... сукно багрец пуговицы серебрены да летникъ тафта широкая са-

Условный формуляр вкладной записи в приходной книге Иосифо-Волоколамского монастыря за 7116 (1607/08) г.

Формуляр Текст источника

Дата 5 апреля 1607 г. Того ж дни

Наррация

Действие дал вкладу

Место назначения вклада в домъ Пр[е]ч[и]стые Б[огоро]дицы и къ чюдотворцу Иосифу

Присутствующие лица при игумене Арсение з братиею

Лицо, осуществляющее вклад и его должность и Якимъ прозвища Зык Филипов с[ы]нъ Скобеевъ песковитин городовой приказщик

Сумма вклада 10 рублев денег

Диспозиция - обязательства игумена и братии молиться за здоровье вкладчика, постричь его по его желанию, а после смерти написать его душу в синодик и похоронить по монастырскому обычаю и покамест Яким жив будет и мне игумену Арсению з братиею о ево здорове молити бога на мол[е] бнах и как и Яким захочет по-стричися и на ев[о] за тот ево вклад постри-чи и покоити ево как и прочею братию. а как преставитца и нам д[у]ша его написат[ь] в сенаник по м[о]н[а]стырскому обычею

Составлено по: [7, Л. 25 об.].

харнай цветъ во швы участьковые да летникъ желтъ тафта широкая во швы отлас цветной...» [7, Л. 23 об.]. Вкладное имущество, таким образом, заполняло нишу ремесленных товаров в монастырской торговле, так как обитель не владела собственным производством и постоянно закупала соответствующие товары из других регионов [2]. В итоге нам удалось выяснить, что торговля вкладным имуществом занимала 46 % от всех продаж в рассматриваемом году.

По сравнению с XVI в. доля вкладов в общем приходе оставалась значительной. По подсчетам К.Н. Щепетова в 1573 г. вклады составили 74 % всех поступлений, в 1581 г. -57 % [11, с. 95-96], в 1607/08 г. - около 61 %.

Известно, что для XVI в. было характерно использование вкладных денег в крупных предприятиях, например, на покупку сел или строение окружной каменной стены [11, с. 96]. Для 1607/08 г. таких сведений нет, вклады не записывались отдельно, не отмечалось, что потрачены были именно деньги, поступившие от вкладов, за исключением единственной записи, где на вкладных 3 рубля 20 алтын 2 деньги было куплено 4 пуда меда [7, Л. 179 об.]. Такое явление можно объяснить общим снижением сумм вкладов, произошедшим в начале XVII в. по сравнению с концом XVI в., связанным с растущим экономическим и социальным кризисом Смутного времени [10, 2018].

Таким образом, мы видим, что в начале XVII в. вклады продолжали составлять более половины от всех поступлений в казну, но не играли прежней особой роли. Вкладные или специальные записные книги исчезли, сведения о вкладах вносились в простую приходную книгу. Но частичное сохранение актового формуляра для вкладных записей в приходных книгах говорит о большем значении вкладов по сравнению с другими категориями доходов. Вкладные деньги уже не могли, как в XVI в., тратить на крупные вложения, это объяснялось малыми суммами (они редко превышали 30 рублей), а также военными событиями, которые требовали больших расходов - деньги шли на продовольствие и жизненно необходимые товары для монастырских людей. При этом в категории торговли именно продажа вкладного имущества обеспечивала высокие доходы монастыря. То есть, несмотря на снижение роли вкладов по сравнению с XVI в., они все еще продолжали приносить монастырю значительные доходы, в то время как уменьшение размеров вложенных денег было обусловлено объективными реалиями Смутного времени и отразилось также и на других статьях прихода.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Алексеев, А.И. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богороди-

104

Целуйкина Е. С. Роль вкладов в формировании казны Иосифо-Волоколамского монастыря

цы монастырь / А.И. Алексеев, Е.А. Васильева, Л.К. Масиель Санчес, Э.В. Шевченко // Православная энциклопедия. - 2011. - Т. 26. - С. 91-122.

2. Бахрушин, С.В. Предпосылки всероссийского рынка в XVI в. / С.В. Бахрушин // Научные труды в 4-х т.: Очерки по истории ремесла, торговли и городов Русского централизованного государства XVI - начала XVII в. - М.: АН СССР, 1952. - Т. 1. -С. 25-54.

3. Водарский, Я.Е. Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (XI - начало XX в.) / Я.Е. Водарский, Э.Г. Истомина - М.: Ин-т российской истории РАН, 2009. - 546 с.

4. Кириченко, Л.А. Актовый материал Трои-це-Сергиева монастыря 1584-1641 гг. как источник по истории землевладения и хозяйства / Л.А. Кириченко - М.: РГГУ 2006. - 288 с.

5. Колычева, Е.И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века / Е.И. Колычева // Монашество и монастыри в России: XI-XX века: Историч. очерки. - М.: Наука, 2005. - С. 81-115.

6. Отрывок приходо-расходной книги Иоси-фова Волоколамского монастыря 1606 г. // Архив

Санкт-Петербургского института истории РАН (АСПбИИ РАН). - К. 115. - Оп. 1. - Д. 1036. - 18 лл.

7. Приходо-расходная денежная книга 16071608 гг. // Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 1192. - Оп. 2, ч. 1. - Д. 19. -289 лл.

8. Сазонова, Т.В. Кирилло-Новоезерский монастырь: опыт изучения малых и средних монастырей России XVI-XVII вв. / Т.В. Сазонова - М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011. - 414 с.

9. Стрельников, С.В. К изучению источников вкладных книг XVI-XVII вв.: вкладные грамоты / С.В. Стрельников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. - 2008. - Вып. 2. - С. 21-28.

10. Целуйкина, Е.С. Социальный состав вкладчиков Иосифо-Волоколамского монастыря в 16071608 гг. / Е.С. Целуйкина // Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 23-27 апр. 2018 г. В 2 т. Т. 1. -2018. - С. 14-19.

11. Щепетов, К.Н. Сельское хозяйство в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря в конце XVI в. / К.Н. Щепетов // Исторические записки. -1946. - Т. 18. - С. 92-147.

THE ROLE OF CONTRIBUTIONS TO THE FORMATION OF THE TREASURY OF THE JOSEPH-VOLOKOLAMSK MONASTERY IN THE MIDDLE OF THE TROUBLE TIME (1607-1608)

Evgeniya Sergeevna Tseluikina

Student, Department of Russian and World History, Archaeology,

Volgograd State University

tseluikina.eugenia@gmail.com

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. Records showing monastic contributions were identified in coming books of Joseph Volokolamsk monastery. There were discovered two groups of monastic contributions. It were contributions of the dead monastic people and voluntary contributions. We found a similarity of records of voluntary contributions with the act material with the help of semantic analysis. This made it possible to use the method of formal analysis. We considered the sale of the contribution property and calculated the proportion of contributions in income for 1607/08.

Key words: Time of Trouble, Joseph Volokolamsk monastery, monastic contributions, form, proceeds, coming books.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.