надлежность. (Случайный эпизод в транспорте может подтвердить наличие полиэтнической и надконфессиональной системы ценностей: подвыпивший пассажир с ярко выраженным акцентом и неславянской внешностью кричит на весь троллейбус: «А мы из горла, по-русски, и всем им покажем!..» При этом из-под одежды виден полумесяц, определяющий его конфессиональную принадлежность. Этот случай раскрывает особую иерархию ценностей, в которой суперэтническая принадлежность выше этнической и конфессиональной.)
Таким образом, ситуация культурного взаимодействия, происходящего на фоне смены парадигм общественного сознания, без значимых межнациональных и межконфессиональных конфликтов, порождает новые формы социального поведения личности, требующего внимательного изучения со стороны социологов, этнопсихологов, культурологов.
Примечания
1 См.: Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1990.
2 См.: Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 80.
3 См.: Лурье С.П. Историческая этнология М., 1997. С. 168.
4 См.: Рождественский Ю.В. Введение в культурологию М., 1996. С. 202.
5 См.: Истомгальшин Р.С. Особенности современной религиозности (по данным социологических исследований) // Онтология и мировоззрение. Уфа, 2000. С. 56
6 См.: Г оршков М. Массовое сознание россиян в период общественной трансформации // Мир России. 2000. № 2. С. 75.
М.С. Теплых
РОЛЬ ВЕРЫ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Вера есть одна из форм связи человека и мира; она есть продукт познавательно-мыслительной, творческой деятельности человека. С гносеологической точки зрения вера может быть представлена в виде акта принятия чего-либо как истинного, справедливого, целесообразного в условиях отсутствия или невозможности достаточных рационально-теоретических обоснований, доказательств. Феномен веры, взятый в его широком значении, обнаруживается в каждом шаге творческого научного познания, таком, как постановка цели исследования, осмысление научной проблемы и реальных путей ее разрешения, выдвижение гипотез.
Как известно, научное исследование начинается с постановки проблемы. На этом уровне творческого познания «присутствие» веры обусловлено внутренней потребностью понять, объяснить то, чего мы не знаем, не понимаем. Необходимым условием формирования новой проблемы является возникновение «предпроблемной ситуации», когда появляются симптомы нового знания о незнании, которые пока еще не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Чтобы новая ориентация активности субъекта приобрела действенную силу, ученый должен обрести уверенность в том, что формируется действительно проблема, а не псевдопроблема. Как отмечает М. По-лани, «мучиться проблемой - значит верить, что она имеет решение»1. Вера выступает как внутренний выбор и связана с «эвристическим ожиданием»2. Эта вера вначале выражается весьма неопределенно, не связана с конкретным содержанием, а характеризует стремление к цели и утверждает цель как подлинную, субъективно значимую и достижимую.
Феномен веры несет в себе проекцию в будущее, задает определенную направленность активности творческого субъекта, связан с целеполаганием и стимулирует
сложный, противоречивый и трудоемкий процесс целереализации. «Кто в силах пробудить веру, - писал Э. Гуссерль, - кто в силах заставить понять величие какой-либо цели и воодушевиться ею, тот без труда сыщет силы, которые бы пошли в этом на-
3
правлении» .
Опыт истории науки свидетельствует, что вера ученого в творчески полагаемую цель обеспечивает сохранение оптимистической перспективы, способна вдохновлять на долгий и тяжкий труд и служит важнейшим фактором достижения фундаментальных научных результатов. Так, А. Пуанкаре отмечал, что терпение физиков, которые многократно «могли пасть от множества испытываемых неудач», поддерживалось верой в то, что «природа подчинена законам, им осталось лишь узнать эти за-коны»4. Таким образом, вера способна поддерживать энергетический тонус целенаправленного познавательного процесса; она как бы генерирует энергию, поддерживает внутренние усилия, необходимые для достижения цели.
Особенно существенна роль веры в экстремальных условиях и наиболее трудных фазах творческой деятельности, когда от человека требуется максимальное напряжение духовных и физических сил, чтобы преодолеть неопределенность, мучительные противоречия, нарастающие препятствия на пути к цели, которые, как правило, сопутствуют формированию и самой творческой интенции.
Стоит отметить, что немаловажную роль в активизации творческого познания играет такая «психологическая» форма веры, как вера ученого в самого себя, которая определяет творческое самополагание личности в виде доверия к своим чувственнообразным переживаниям, чувства уверенности, несмотря на трудности и неудачи. Утрата веры в себя творческой личностью порождает внутренний разлад, отнимает надежду на успех. А. Эйнштейн писал о П. Эренфесте: «.. .его трагедия состояла именно в почти болезненном неверии в себя. Критическое чувство обкрадывало любовь к творению собственного ума раньше, чем оно зарождалось»5.
В вышеприведенном высказывании А. Эйнштейна содержится указание на важную гносеологическую характеристику веры - ее санкционирующую функцию. Особенно ярко эта особенность веры проявляется на стадии появления в сознании ученого принципиально новой идеи, в акте ее принятия как «потенциального знания». В ситуации творческого поиска решения проблемы ученый выдвигает гипотезы, довольно часто идущие вразрез с существующими теориями и связанные с определенным риском: тот, кто принимает гипотезу, ожидает возможных будущих ее подтверждений, и это ожидание выражает веру в правильность и рациональность гипотезы. Любая продуктивная гипотеза не может быть обоснована на стадии своего возникновения, однако она должна быть принята ученым, так сказать, в предварительном порядке, несмотря на то, что он располагает неполной информацией и весьма слабыми аргументами. Акт веры дает творчески выдвинутой гипотезе «санкцию» на потенциальную истинность, «право на существование». Иначе говоря, вера выступает как способ личного подкрепления того предположения, которое определяет конкретное направление исследования.
Таким образом, вера как акт принятия гипотезы (ее возможной истинности, целесообразности) в условиях отсутствия обоснования стимулирует направленность поиска, формирует определенный подход к проблеме, к ее пониманию, связанный с выбором некоторого предполагаемого решения, побуждает предпринимать те или иные конкретные шаги в познавательном процессе.
Выдвинутая гипотеза на период ее действия как рабочего инструмента научного познания закрепляется в сознании посредством верования. В веровании содержится
исходный энергетический потенциал, питающий возникшую гипотезу: пока есть вера в возможную истинность гипотезы, гипотеза будет существовать и будут проводиться поиски возможных путей ее доказательства и проверки на истинность. Влияние веры на процесс научного творчества обусловлено степенью ее интенсивности, т.е. слабость веры иногда не дает развиться догадке в основательное и аргументированное предположение. Именно вера обеспечивает открытие; если какой-то научный домысел не подкреплен верой, то он и останется домыслом, и ученый посчитает, что он не заслуживает экспериментальной проверки.
Творческая личность всегда обладает внутренней потребностью веры в определенные высшие ценности и цели. Это «центрирует» ее сознание, создает прочную основу для реализации творческого процесса. Такого рода вера в идеал, в наивысшую ценность научного познания - Истину играет исключительную роль в тех случаях научного творчества, которые способны внести революционные изменения в процесс познания и культуры в целом.
Таким образом, вера является одним из факторов, детерминирующих творческий процесс научного познания. Анализ структуры сознания творческой личности ученого в контексте феномена веры в научном познании помогает лучше осмыслить чрезвычайно богатую и противоречивую феноменологию, которая связана с процессами научного творчества.
Примечания
1 Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985. С. 300.
2 Там же. С. 57.
3 Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Минск, 2000. С. 672.
4 Пуанкаре А. Ценность науки // О науке. М., 1983. С. 238.
5 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 414.
Л.Г. Александров АСТРОЛОГИЯ КАК ИНТЕРРЕЛИГИОЗНЫЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Астрология, развиваясь в борьбе религиозных и нравственных идей, выработала на этапе становления мировых религий «универсальное» предметное содержание, определившее единообразное пространство конфессиональной общности. В «смутные» исторические времена и «переломные эпохи» за счет этого качества она сохраняла целостность мировоззрения и внушала чувство мировой гармонии. Этому способствовала и генетическая общность астрологии и религии, выросших из мифологического мышления.
На пути от иррационализма к рационализму астрология еще не вышла из промежуточного культурного положения между наукой и искусством, религией и философией. Исходя из этого факта, сравнительная культурология становится дисциплиной, создающей большие возможности для выявления специфики феномена астрологии, выделения активного («магического») и пассивного («мистического») начал в астрологической картине мира, определения черт западного и восточного мировоззренческого космизма. Особенно важным оказывается герменевтический метод исследования древних эзотерических гадательных символов, связанных с астрологией, бытовавшей в той или иной культуре.