Научная статья на тему 'Астрология как интеррелигиозный мировоззренческий феномен'

Астрология как интеррелигиозный мировоззренческий феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Астрология как интеррелигиозный мировоззренческий феномен»

исходный энергетический потенциал, питающий возникшую гипотезу: пока есть вера в возможную истинность гипотезы, гипотеза будет существовать и будут проводиться поиски возможных путей ее доказательства и проверки на истинность. Влияние веры на процесс научного творчества обусловлено степенью ее интенсивности, т.е. слабость веры иногда не дает развиться догадке в основательное и аргументированное предположение. Именно вера обеспечивает открытие; если какой-то научный домысел не подкреплен верой, то он и останется домыслом, и ученый посчитает, что он не заслуживает экспериментальной проверки.

Творческая личность всегда обладает внутренней потребностью веры в определенные высшие ценности и цели. Это «центрирует» ее сознание, создает прочную основу для реализации творческого процесса. Такого рода вера в идеал, в наивысшую ценность научного познания - Истину играет исключительную роль в тех случаях научного творчества, которые способны внести революционные изменения в процесс познания и культуры в целом.

Таким образом, вера является одним из факторов, детерминирующих творческий процесс научного познания. Анализ структуры сознания творческой личности ученого в контексте феномена веры в научном познании помогает лучше осмыслить чрезвычайно богатую и противоречивую феноменологию, которая связана с процессами научного творчества.

Примечания

1 Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985. С. 300.

2 Там же. С. 57.

3 Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Минск, 2000. С. 672.

4 Пуанкаре А. Ценность науки // О науке. М., 1983. С. 238.

5 Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 414.

Л.Г. Александров АСТРОЛОГИЯ КАК ИНТЕРРЕЛИГИОЗНЫЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Астрология, развиваясь в борьбе религиозных и нравственных идей, выработала на этапе становления мировых религий «универсальное» предметное содержание, определившее единообразное пространство конфессиональной общности. В «смутные» исторические времена и «переломные эпохи» за счет этого качества она сохраняла целостность мировоззрения и внушала чувство мировой гармонии. Этому способствовала и генетическая общность астрологии и религии, выросших из мифологического мышления.

Ш пути от иррационализма к рационализму астрология еще не вышла из промежуточного культурного положения между наукой и искусством, религией и философией. Исходя из этого факта, сравнительная культурология становится дисциплиной, создающей большие возможности для выявления специфики феномена астрологии, выделения активного («магического») и пассивного («мистического») начал в астрологической картине мира, определения черт западного и восточного мировоззренческого космизма. Особенно важным оказывается герменевтический метод исследования древних эзотерических гадательных символов, связанных с астрологией, бытовавшей в той или иной культуре.

Космос-универсум, выступающий предметом познания в астрологии, - категория неоднозначная. Она имеет множество природно-практических и социально-эстетических оттенков. Особую проблему составляло понимание места Бога в иерархии мира и вытекающий из него вопрос детерминации, особенно актуальный для астрологических доктрин предопределения. На кризисных этапах развития феномена астрологии неизбежными оказывались культурный диалог и полемика о степени «космического детерминизма». В этих спорах постепенно дифференцировались понятия, а вероятностная астрология и религиозная эсхатология постепенно отходили друг от друга.

Среди архетипических канонов «интеррелигиозной астрологии» выделяются несколько мировоззренческих принципов, в том числе системная пропорция, подобие и цикличность. Древняя эзотерическая идея подобия макрокосма и микрокосма испытала серьезную трансформацию в рамках религиозной культуры, сохраняясь и в современных интеррелигиозных модификациях «аналогического мышления», выходящего на философский «антропный принцип» мира. Идея циклического пространства и времени доминировала в астрологических моделях культуры, развивая предсказательную функцию астрологии. На ее основе формировалась интеррелигиозная идея «золотого века» как особой, интуитивно постигаемой временной точки культуры. Нравственный контекст идеи круговорота «подпитывал» религиозно-философскую концепцию бессмертия души. Рациональная мысль постепенно обнаруживала в самом хронологическом принципе различные познавательные проблемы: антиномию бесконечного прогресса и циклического возвращения, различие субстанциональной цикличности и провиденциальной линейности, корреляции исторического оптимизма и пессимизма, специфику масштаба времени и др.

Таким образом, интеррелигиозное астрологическое мироощущение и мировоззрение актуально и в системе современной культуры. Оно имеет достаточные гносеологические основания и не противоречит современным историческим концепциям и тенденциям межкультурного общения.

М.Г. Смирнов ЧЕЛОВЕК В ИНДУССКОМ ЭТНОРЕЛИГИОЗНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ЖИВОЙ БОГ

Человек в индийской культуре - это явление своеобразное и многомерное. Для постижения специфики индусского понимания природы человека необходимо обратиться к индуизму и заложенным им мифологемам.

Индуизм - древнейшая национальная религия Индии - результат пяти тысяч лет развития1, сегодня по числу приверженцев она является одной из самых распространенных религий мира. Но при всем этом редкий человек сможет дать ей точное определение. Проблема заключается в том, что индуизм представляет собой довольно сложное формирование, являющееся не просто некой религией, конструирующей религиозное сознание индусов, а феноменом, выходящим далеко за привычные религиозные рамки и активно вторгающимся во все сферы жизни индийского общества, в том числе в экономическую и социально-политическую. Индуизм уникален тем, что, имея в достаточной степени аморфную, разобщенную и изменчивую религиозную организацию, сохраняет при этом весьма гибкую, мало меняющуюся систему поведенческих стратегий (дхарму) для всех страт, групп и индивидов индийского социума, исполняя телеологическую функцию для каждой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.